Классный час по профилактике буллинга в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.

-воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие у детей социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-ознакомление с новыми понятиями: буллинг, моббинг;

-создание благоприятного психологического климата в классе;

Форма проведения классного часа : беседа, лекция, опрос, просмотр видео ролика, самостоятельная и групповая работа обучающихся.

Участники: обучающиеся 5-6 классов

Ход классного часа

Педагог: Доброе утро, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!

Определение темы беседы

Педагог: Послушайте отрывок из известной сказки:

«Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили:— Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.

— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!— Это верно, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!

— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого. Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.

Педагог: Итак, ребята, кто вспомнит как называется эта сказка и кто ее автор? (ответы детей)

Конечно, это сказка о гадком утенке. А давайте вспомним, что было дальше. (ответы детей)

Вы очень хорошо помните эту сказку. Правильно, утенка стали обижать

Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” А мать прибавляла: “Глаза бы на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою.

Педагог: Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?

Педагог: Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им попросту не нравился.

-А можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? (ответы детей)

Педагог: К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”. Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить.

Предлагаю вам оценить ваш личный вклад в болезнь класса под названием “травля”.

я никогда в этом не участвую,

иногда присоединяюсь, но потом жалею

травил, травлю и буду травить

Педагог: Как я рада, что никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечиться.

Я предлагаю вам записать свод правил, которым мы все будем следовать.

(дети работают в паре и предлагают правила)

Твой класс-это твоя семья.

У нас не выясняют отношения с кулаками.

Не оскорбляют друг друга.

Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают.

Не смеются над чужими недостатками.

Не портят чужие вещи.

Дорожить дружбой, ведь мы одна команда

относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям то, чего не желаешь себе.

Относиться к недостаткам окружающих терпеливо (и др)

Педагог: - А теперь пусть каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать.

Определение основных понятий

Педагог: В последнее время появились новые понятия такие как: буллинг и моббинг. Сегодня мы с ними познакомимся (слайды на презентации)

Буллинг (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, на-сильник) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Буллинг – это систематическое физическое насилие, словесные оскорбления и запугивание детей со стороны одноклассников

Выделяют несколько типов буллинга:

• Физический. Он проявляется, умышленными толчками, ударами, пинками, побоями или нанесение иных телесных повреждений и др. ;

• Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).

• Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.

• Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Моббинг— форма психологического насилия в виде травли в коллективе. Виды моббинга: бойкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации, доносительство, различные издевательства.

И буллинги моббинг – это проявление психологического насилия.

Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм?

Какие желания, побуждения у вас возникали?

Что вам захотелось сделать?

Какие формы проявления зла вы увидели при просмотре данного фрагмента?

( Ответы детей: и моббинг, и буллинг. Одноклассники насмехаются над девочкой, используют физическое насилие, словесные оскорбления, …Жестокость подростков, унижение сверстников)

Педагог: Вспомните кадры из фильма…Подумайте про себя, совершал ли я подобное… хотел бы я оказаться на месте главной героини?

Всегда ли мы хорошо поступаем по отношению к своим сверстникам?

Педагог: Героиня фильма не смогла найти выход из ситуации в которой оказалась. Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации? (ответы детей, просмотр слайда)

-обратиться к родителям

-школьному психологу или социальному педагогу

-в школьную службу медиации

-по телефону доверия

Педагог: Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Подведение итогов. Рефлексия

Педагог: На последнем слайде вы видите рисунок маленького ребенка- так он представляет людей, которые живут в этом мире рядом с ним. Они разные и только одна буква, замененная в слове, делает их равными.

Педагог: Ребята, сейчас я вас попрошу вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили, и постараться ответить на следующий вопрос:

- сегодня на занятии мне понравилось или не понравилось….

- я узнал… (ответы детей)

Педагог:Спасибо, ребята, за ваши отзывы, а сейчас вернемся к нашим смайликам, выберите того смайлика, который отражает ваше настроение сейчас. (Ответы детей, показ смайликов) Спасибо за урок. До новых встреч.

Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.

Классный час для 1–4 классов, посвященный Дню 8 марта Классный час, посвященный Дню 8 марта для 1 – 4 классов Учитель: Талалай О. Н. Цель: воспитывать уважение к женщине, матери; к труду.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика буллинга, формирование навыков конструктивного решения конфликтов.


Автор-составитель:

Горячева М.А.

воспитатель стационарного

отделения реабилитации

г. Кинешма, 2021г.

Форма проведения мероприятия

Цель и задачи занятия

Цель: профилактика буллинга в школьной среде.

Формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как травля, буллинг, психологическое насилие.

Развитие навыков выхода из ситуаций травли.

Воспитание толерантного отношения к сверстникам.

Развитие навыков межличностного взаимодействия.

Видео проектор, картинка дерево толерантности,

Общее групповое мероприятие.

Краткое содержание мероприятия

Вводная часть. Приветствие. Правила работы группы.

Основная часть:

— формулировка темы занятия

Заключительная часть:

Инновационные формы работы


Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплочение неравнодушных.- М.: ФИРО 2011.

 Хухлаев О. Не такой, как все. // Школьный психолог. – 2008, №3.

 Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге.Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков.- М.:Генезис, 2012.

 Защита детей от жестокого обращения/ Под редакцией Е.Н.Волковой. – СПб.:Питер, 2007

Вводная часть

Здравствуйте! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость, общение друг с другом. Хорошего нам настроения и успехов!

Все ли готовы к занятию? Тогда вперед!

Ребята, давайте вспомним правила работы группы:

— Мы всегда помогают друг другу

— На занятии все относятся друг к другу с уважением;

— Говорим по очереди и внимательно слушаем друг друга

— Каждый имеет право сказать, что он думает и чувствует.

Основная часть

Ребята, прежде, чем мы определим тему нашего занятия, я хочу показать вам отрывок из старого мультфильма, который вы все хорошо знаете.

Педагог Итак, ребята, кто вспомнит как называется эта сказка и кто ее автор? (ответы детей)

Педагог: Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?

Педагог: Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им попросту не нравился.

-А можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? (ответы детей)

К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и постоянно дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют.

— Определите из всего сказанного тему нашей беседы (дети высказывают свои предположения). Как вы думаете, о чем пойдет речь у нас сегодня? Правильно, о травле или другое название этого явления – буллинг.

Вопросы для обсуждения:

Как ты чувствовал себя, когда был королем?

Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?

Что ты чувствовал, когда был слугой?

Легко ли тебе было выполнять желания короля?

Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?

Участники делятся на пары. Каждой паре выдайте карточку с кратким описанием какой-либо конфликтной ситуации. Задача — подготовить и показать описанную ситуацию. Разговаривать при этом нельзя, можно использовать только мимику, движения и т. п. Задача остальных участников — определить, какой именно конфликт описан на карточке у выступающей пары.

Материал к упражнению. Ситуации

1. Вы ехали на велосипедах, столкнулись и теперь разбираетесь, кто прав, а кто виноват.

2. Ты выбираешь в магазине определенную модель роликовых коньков, а продавец нахваливает тебе другую, говоря, что она позволяет быстро ездить.

3. Ты собираешься поздно вечером на дискотеку, а мама не хочет тебя туда отпускать, говоря, что это опасно.

4. Ты принес учительнице домашнее задание, а она не хочет его принимать, утверждая, что ты его списал.

5. Вы с другом решили вместе прогуляться, но не можете договориться, куда именно идти: один хочет в парк, а второй на набережную.

Дерево толлерантности.

Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.

У вас есть стикеры – листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске ствол дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их).

Педагог: - Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!

А еще я хочу подарить вам специальный сосуд. С его помощью мы будем ввести “счетчик травли” — каждый, кому сегодня досталось, кто видел что-то похожее на насилие, может положить в него камешек. По числу камешков мы сможем легко определить, насколько нынешний день был лучше предыдущего.

Задачи: познакомить с понятиями физическое и психологическое насилие; с помощью игровых техник дать учащимся понять, что каждый обладает качествами способствующими противостоянию физическому и психологическому насилию; развивать такие нравственные качества, как терпимость к людям, толерантность, доброта, милосердие, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду насилия; формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг, моббинг, насилие, агрессия и другие. Использование приведенных игр и упражнений позволит снизить агрессивные и враждебные реакции школьников; оптимизировать межличностные и межгрупповые отношения; сформировать навыки конструктивного реагирования в конфликте; развить толерантность и эмпатию.

Оборудование: наглядный демонстрационный и раздаточный материалы: компьютерная презентация (слайды), видеоролик; бумага, ручки, карандаши.

Ход занятия.

1.Этап Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас сегодня видеть! Я надеюсь, что это взаимно и ближайшие 40 минут мы проведем с пользой и узнаем много нового и интересного! Я прошу каждого из вас посмотреть на соседа по парте и сказать ему 3 комплимента. И не забудьте улыбнуться, ведь улыбка – это наш проводник в хорошее настроение, а где хорошее настроение, там все получается, и учебные задачи решаются быстрее и проще!

2.Этап. Введение в тему занятия.

Учитель: Дорогие ребята, как вы поняли, сегодня мы с вами затронем одну важную проблему – проблему насилия или буллинга. К сожалению, ежедневно от насилия страдает огромное количество людей, в том числе и детей. А прежде чем мы погрузимся в историю нашей темы, давайте немножко разомнемся.

3. Этап. Физкультминутка

Учитель задает вопросы, а ученики встают, садятся отвечая как положительно, так и отрицательно.

Кто любит шутки?

Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?

Кто не любит, когда над ним подшучивают?

Кто получал прозвища?

Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?

Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?

Кто на злобные слова отвечает шуткой?

Кто прощал, когда его обижали?

4.Этап. Основная часть.

Учитель: молодцы, ребята, вот мы с вами и размялись, и узнали немного друг о друге. А теперь нам предстоит погрузиться в историю, разобраться с основными понятиями и найти способы преодоления сложных ситуаций. Итак, что же такое буллинг? Кому известен этот термин?

Существуют две основные формы травли:

Психологическая форма травли — это угрозы, насмешки, клевета, изоляция и т. д.

Физическая форма — толчки, побои, прочие насильственные действия, порча имущества жертвы и т. д.; иногда бывает с использованием оружия.

На выбор формы травли влияет возраст участников (травля у детей мягче, чем у подростков) и пол (мальчики чаще используют физическую форму, а девочки — психологическую). В последнее время возникла и интернет-травля (кибербуллинг) — травля через Интернет, электронную почту, SMS и т. д.

Учитель: как вы думаете, кто чаще всего в школе страдает от буллинга? (Дети предполагают).

-Жертвами травли в школе чаще всего становятся: двоечники ; круглые отличники ; любимчики учителей; физически слабые дети; дети, гиперопекаемые родителями; ябеды ; дети учителей; страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива; не имеющие современных электронных новинок или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям; вундеркинды ; дети плохо обеспеченных (бедных) родителей; представители национальных меньшинств, то есть те из детей, кто чем-то отличается от других.

Учитель: ребята, посмотрите друг на друга. Есть ли между нами различия? (Дети высказывают свое мнение) Правильно ребята, каждый из нас уникален и неповторим, у каждого из нас свои глаза, непохожие на других, голос, тело и т.д. У каждого свои привычки, обычаи, взгляды. Это замечательно, что все мы разные. В этом наша сила. Как вы думаете, если бы мы все были абсолютно одинаковые, интересно ли нам было жить на этом свете? Помечтайте, представьте себе 7 миллиардов абсолютно одинаковых людей. Страшная картинка представляется, не правда ли? К сожалению, люди часто бывают нетерпимы к тем, кто отличается от них. Давайте вместе разберемся, кто участвует в травле? (Дети отвечают)

Учитель: в травле есть три роли: жертва, агрессор и свидетель. Негативные последствия травли, как отмечают психологи, возникают у всех трёх групп участников травли. Самые тяжёлые последствия травли проявляются у жертвы. Чаще всего травля приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе . Страдают свидетели, получая опыт бессилия перед властью толпы и стыда за своё слабодушие, поскольку не решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой. Опыт насилия плохо влияет на личность агрессора. Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений. Ему труднее создать доверительные и теплые отношения с родственниками, друзьями. В отдельных случаях доведённая до отчаяния жертва может попытаться отомстить обидчику путём нанесения тяжких травм.

-Как вы думаете, можно ли предотвратить данное негативное явление? Для того чтобы ответить на вопрос, мы немножко поиграем.

5.Этап. Закрепление полученных знаний в игровой форме.

Вопросы для обсуждения:

Получилось ли в своем воображении крикнуть очень-очень громко?

Кого вы представили в образе своего злого духа?

Что вы придумали, чтобы остановить этого человека?

Учитель: часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора.

Вопросы для обсуждения:

Как вы себя чувствовали, когда писали шутливое письмо?

Что было при этом труднее всего?

Легко ли вам было преувеличить собственные чувства, например злость или обиду?

Можете ли вы иногда смеяться над собой?

Как вы думаете, что бы сказал человек, которому вы писали, если бы прочитал ваше письмо?

Когда полезно смеяться над конфликтом? (Например, когда конфликт возникает по недоразумению.)

Вопросы для обсуждения:

Как ты чувствовал себя, когда был королем?

Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?

Что ты чувствовал, когда был слугой?

Легко ли тебе было выполнять желания короля?

Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?

Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

Инструкция учащимся: «Составьте карту чувств, которые вам хотелось бы пережить в ближайшее время. Спросите себя, в каких ситуациях можно пережить желаемые чувства? Что их может пробудить:

общение с друзьями, другом, подругой;

общение с природой;

занятие любимым делом;

забота о других людях;

материальные приобретения и т. д.

4.Этап. Заключительная часть. Подведение итогов.

Учитель: Какой вывод вы для себя сделали, работая вместе?

- В нашем мире много оттенков, не только белое и черное. Поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.

Вывод: Ребята, учитесь чувствовать и понимать что нужно вашему другу, маме, знакомому и просто человеку, который находится рядом с вами, что для него важно, что может его обидеть, в чем он нуждается больше всего. Чтобы преодолеть свои недостатки, надо стать чуточку добрей. В этом вам помогут ваши друзья, родители, учителя, а главное – книги.

5. Этап. Рефлексия:

- Что вам понравилось в занятии?

- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?

- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?

Учитель: я благодарю вас за проделанную работу, я надеюсь, занятие вам было полезно и теперь в случае опасности наступления буллинга мы с вами сможем вместе дать отпор и предотвратить это негативное явление.

4. Что должен знать ученик, чтобы суметь п ротивостоять бу ллингу.

Цели: создать у словия для укре пления личност ных ресу рсов противостоя ния

✓ с помощью игры п оказать, что у каждого, есть каче ства, которые он

может использов ать для противо стояния псих ологическому

Форма проведени я: презентация и нформаци онных блоков , игра «Ру ка

Оснащение: видео проектор, лист ы А4, бу мажные карточки, ру чки

Итак, сегодня мы с вами будем г оворить об оче нь серьезной про блеме –

насилие. Как вы сч итаете, эта пр облема появилась сравнит ельно недавн о,

О насилии в школе и даже в детски х садах было изве стно уже дав но.

Начиная с 1905 г ода, в печати ст али появляться пе рвые работы, п освященные

этой проблеме, п ик которы х пришелся на конец сор оковых годов пр ошлого

века. На сегод няшний день про блема школьн ого, и даже де тсадовского

Буллинг (Слайд № 3) (английское сл ово bullying, от bully — хулиган, драчу н,

задира, гру биян, насильник). Э тот вид насили я получил широко е

масштабного – насилие во обще. Рассмотрим, как п онимают явл ение

школьной травле й и соглашает ся с Роланд ом, что он пре дставляет собой

длительное физи ческое или пси хическое нас илие со стороны и ндивида или

группы в отн ошении индиви да, которы й не способен защитить себя в да нной

ситуации; психот ерапевт И. Бер дышев определяет булл инг как сознательное,

продолжительн ое насилие, не носящее характера самозащиты и исх одящее от

одного или неск ольких человек; по м нению социол ога И.Н. Кона, буллинг –

это запугивание, ф изически й или психол огический террор, направле нный на

то, чтобы вызвать у другог о страх и тем самым подчинить его се бе.

Буллинг является ра зновидностью нас илия и, в свою очередь, также может

выражаться по - раз ному, т.е. имеет свои виды. Поскольку мы указали, что

буллинг имеет ме сто преиму щественно в организованн ых коллектива х,

выделив осн овные социальн ые организа ции, где тео ретически он м ож ет

иметь место, дава йте попробу ем выделить основные в иды бул линга.

· кибербу ллинг (насилие в информа ционном простра нстве).

Конечно, проявлен ия бул линга могут наблю даться и в дру гих более - менее

Остановимся на шк ольном бу ллинге, т.е. на том, который происход ит в связи

со школьным о бразованием : в школе либ о за еѐ пределам и. Относитель но

форм, в которы х выражается школь ное насилие, у исследовател ей этого

явления отличн ые точки зрен ия. Школьный буллинг сл едует разделить на

1 . Физический ш кольный бу ллинг. Давайте с вам и приведем примеры

( умышленные толч ки, у дары, пинки, побои на несение иных телесных

· сексуаль ный буллинг явля ется подвид ом физическог о (действия

2. Психологи ческий школьный буллинг – насилие, связанн ое с действие м на

психику, наносящее психолог ическую травму путѐм словесных оскорблений

или угроз, п реследование, запу гивание, которым и умышлен но причиняется

эмоциональная н еуверенность. К этой ф орме можно от нести:

· вербальный бу ллинг, где о рудием служит г олос (обидное имя, с которым

постоянно обращаются к же ртве, обзывания, д разнение, рас простр анение

· обидные жест ы или действи я (наприм ер, плевки в жертву либо в еѐ

· запугивание ( использование агр ессивного языка тел а и интона ций голоса

для того, чтобы з аставить же ртву совершать или н е совершать что - либо);

· изоляция (же ртва у мышленно изолиру ется, выгоняется ил и игнорируется

· вымогательство ( денег, еды, и ных вещей, прину ждение что - либо украсть) ;

· поврежде ние и иные действ ия с иму ществом (воровств о, гра бѐж, прятанье

· школьный ки бербуллинг – униже ние с помощью м обильных телефонов,

Интернета, ин ых электронн ых устройств (пересылка нео днозначных

изображений и фотографий, обзывание, рас пространение сл у хов и др.).

Так кто же становит ся жертвой бу ллинга? (Слайд №6) На д некоторыми

молодыми людьм и издевают ся без видимой п ричины. Но, в большей степен и,

жертвами стан овятся те, кто отлича ется от сред ней массы. Неважн о чем:

цветом кожи, разрезом глаз, мышление м, способом о бщения, габаритами или

же именами. О бижают тех, кто в ыглядит слабым и не способным п остоять за

себя. Это не озна чает, что жертва – эт о слабак, тру с, никчемный чел овек,

Некоторые полагаю т, что бу ллинг - это естественный эта п в процес се

становления ли чности, и что так им образом мол одежь ста рается показать

что молодежь и подростки бу дут себя чувствовать одиноки ми, несчастными

и запуганным и, что не дает им у веренности в завтраш нем дне. Они не

чувству ют себя в безопасност и, и думают, что вся п роблема в ни х, что они

виноваты в том, что с ним и так обращаются. Отчасти, это п равда. Однажды

дав отпор обидчиками и постояв за себя , быть может, и с к акими - то

болезненными для здоровья после дствиями, м ожно навсегд а отвадить от себя

обидчиков, так как на мале ньких и слабых духом напа дают тру сы, которые

убегут при первом же проявл ении мужества и в оли. Есть мнен ие, что травл я

не ведется сразу , с первой м инуты и в гру пповом виде. Это могут быть

усмешки и окр ики первоначаль но, издеватель ские прозвища , и если дать

отпор и парировать эти действи я, то есть в озможность избе жать травли. Если

Дети, которые под верглись травле, получают психо логи ческую травму

различной сте пени тяжест и, что привод ит к тяжѐлым после дствиям впл оть до


Больше фото в фотоальбоме Буллинг

Информация для родителей.

Что такое буллинг

Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Профессор провёл первое исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% – агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.

А вот данные современного исследования, проведённого в США в 2016 году: 13% школьников были подвержены вербальному буллингу, 12% становились объектами сплетен, 5% подвергались физическому насилию и 5% исключались из общения.

То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.

Разновидности травли


Какие существуют виды буллинга?

Школьный буллинг сегодня


В чём особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.

Ещё один факт, который обращает на себя внимание, это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, то теперь соотношение составляет примерно 50 на 50. Девочки стали всё чаще принимать участие в физическом буллинге. Как пример – случай 2018 года. В Санкт-Петербурге школьницы жестоко избили свою одноклассницу, засняли это на видео и отправили всем своим друзьям. Поводом для расправы якобы послужил тот факт, что девочка видела, как её одноклассницы употребляли алкогольные напитки и рассказала об этом взрослым. Жертва избиения получила перелом носа и сильной ушиб головы. Всем участникам этой ситуации – 13 лет…

И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.

Скулшутинг как итог буллинга


Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошёл в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников.

Совсем недавно, в сентябре 2019 года, сотрудникам полиции города Кирова удалось предотвратить массовое убийство в школе. Был вычислен подросток, который планировал нападение с применением холодного оружия и самодельной взрывчатки. Подросток интересовался темой насилия в социальных сетях и сообщал о своих намерениях в переписке.

Случаи страшные, случаи вопиющие. Но ещё страшнее тот факт, что почти все те, кто совершал эти убийства, являлись жертвами травли, буллинга со стороны одноклассников. Доведённые до отчаяния подростки брались за оружие и расстреливали своих обидчиков.

Причины и мотивы буллинга


Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

  • педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
  • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
  • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
  • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести:

Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?


Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

  • ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
  • возвращается из школы подавленный;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
  • нарушение сна и аппетита;
  • синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

Кто участвует в травле?


В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

Жертва

Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Агрессор


Потенциальный буллер – это человек:

  • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
  • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
  • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
  • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Наблюдатели

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

В 2010 году было проведено исследование среди старшеклассников Москвы и Риги на предмет школьного буллинга. Один из опросов отражал особенности оценки школьниками собственного поведения в ситуации буллинга, когда жертвой становится их одноклассник.

Влияние буллинга на его участников и последствия


Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

  1. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
  2. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
  3. И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

Как бороться с буллингом в школе?

Что делать ребёнку – жертве травли?

Теперь хочется обратиться к детям:

Как вести себя родителям?


А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

Первый и самый главный пункт – снять с ребёнка чувство вины!

Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

Читайте также: