Произведения античности рф в кратком содержании

Обновлено: 06.07.2024

Обучение в этой академии повлияло на филологические интересы и поэтическое творчество

Античное влияние обнаруживается и в творчестве М. М. Хераскова. А. И. Любжин в статье «“Россиада”

Таким образом, уже в XVIII веке многие русские авторы обращаются к античному наследию.

О. Н. Рылова пишет о том, что лицейские опыты А. С. Пушкина связаны с поэтическими штудиями из Горация, Овидия, а особенно Анакреонта, но не менее востребованной для него была и античная мифология.

В 1820-е гг. у поэта возрос интерес к античным историкам Тациту и Аврелию. В пушкинском творчестве возник ряд произведений, где он попытался изобразить античную культуру в соотношении с историей России, показать, что античные сюжеты и образы могут служить для выражения очень современных идей.

Влияние античности испытали на себе многие поэты Серебряного века, в первую очередь — символисты.

Символистам античность представлялась универсальной праосновой культурно-исторического целого, одновременно являясь темой философского анализа и предметом художественного изображения. Расцвет античности в глубоко проникновенном духе типичен для творчества символистов — Вяч. Иванова, И. Анненского, Ф. Сологуба. В значительной степени с античным наследием связано творчество Вяч. Иванова и Вл. Соловьёва. Так, по мнению философа Б. В. Межуева, в центре главной философемы Вл. Соловьева — Софии лежат эллинистические корни.

Поэт и философ М. Волошин в своей лирике обращался не только к мифологии, но и к философии, религии. В его поэзии и прозе часто встречаются имена знаменитых античных деятелей: Гомера, Цицерона, Платона, Плотина, Эсхила, Тацита и др., а также имена богов и героев античных мифов. Мифы, смешанные с философскими исканиями древних, в творчестве М. Волошина выражают разные духовные и душевные переживания поэта, служат базой порождения новых смыслов и символов, становятся средством интерпретации окружающей действительности.

1940-е гг. античность в отечественной литературе умолкла практически на 70 лет, хотя в эти годы наблюдался интерес к античности в науке (С. С. Аверинцев, Б. М. Гаспаров, А. Ф. Лосев, В. Н. Ярхо и др.).

Эпоху Античности по праву можно назвать колыбелью европейской цивилизации. За более чем тысячелетний период истории (с VIII в. до н.э. по V в. н.э.) произошел небывалый расцвет литературы, науки и искусства. Были заложены основы западной философии, поэзии, драматургии и историографии, развивались математика, геометрия, физика и другие дисциплины. Античность стала своеобразным культурным фундаментом для всех последующих поколений европейцев (и не только их).

Мы выбрали 50 главных произведений, написанных древнегреческими и древнеримскими авторами.

Русская святость

Русская святость Историк и священник Георгий Федотов считал, что семена христианства попали в Руси на благодатную почву. Христианство было понято как религия любви. «В древнерусской святости, – пишет Федотов, – евангельский образ Христа сияет ярче, чем где бы то ни было

Пушкин и античность Заметки на полях.

Античность

Античность Если ничего не чувствовать, то это все равно что сон, когда спишь так, что даже ничего не видишь во сне; тогда смерть — удивительное приобретение… С другой стороны, если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место и верно предание, что там сходятся

Античность

Античность Если ничего не чувствовать, то это все равно что сон, когда спишь так, что даже ничего не видишь во сне; тогда смерть — удивительное приобретение… С другой стороны, если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место и верно предание, что там сходятся

Русская свадьба

Русская свадьба К. Вагнер по оригиналу Е. М. Корнеева. Гравюра резцом, акв.

РУССКАЯ ПИРАМИДА

РУССКАЯ ПИРАМИДА Леонов сегодня значим, как никогда. Он понял больше остальных — и сумел, пусть впроброс, пусть полунамеками, это высказать; мы к его свидетельству подбираемся только сейчас. Обидно будет, если гений окажется погребен под общей плитой с надписью

Русская школа

Русская школа Если у русской классической музыки есть отец – основатель, то это, вне всякого сомнения, Михаил Иванович Глинка. Музыканты – националисты отличаются как раз тем, что используют в своих произведениях народные мелодии. Глинку с русскими песнями познакомила

Русская деревня

Русская женщина

Русская женщина Знатная женщина XVI в. старалась не показываться на люди и не пряталась только от ближайших родственников или друзей.Из украшений знатные женщины носили золотые серьги с изумрудами и яхонтами, жемчужные ожерелья. Одежда была длинная и широкая из тонкого

Глава 9 Пушкин и античность

Глава 9 Пушкин и античность Наследие греко-римской античности - одно из главных и постоянных слагаемых творчества Пушкина. Сюжеты ряда его произведений развивают темы античной литературы и истории; произведения и письма переполнены именами и образами исторических

Античность как идеал и культурная реальность XVIII–XIX вв

Античность как идеал и культурная реальность XVIII–XIX вв Рубеж XVIII–XIX вв. — переломный в истории европейской культуры период, период критический, в течение которого огромные пласты культурной традиции — то, что идет из глубины времен, и то, чему полагается теперь

Гост

ГОСТ

Русская античность – это частицы античного наследия, усвоенные отечественной культурой в соответствии с ее внутренними потребностями и ставшие ее органической составной частью.

Этапы освоения античности в русской культуре

Понятие русской античности в литературоведении укоренилось благодаря работам Г.С. Кнабе. Русская античность – это не привычная совокупность реминисценций из древнегреческой и или древнеримской литературы, мифологии и истории в русском искусстве, а только те стороны античного наследия, которые усвоены русской культурой. В литературе античные классические традиции проявляются как сформировавшийся устойчивый набор культурных символов, знаков, сюжетов, воплотившихся в художественных текстах.

После падения Константинополя Россия начала претендовать на звание Третьего Рима, поэтому изучение античной культуры и классических языков для Московского государства стало первостепенной задачей. Изучение античности сначала происходило через агиографические тексты и переводную литературу, которая была ориентирована на византийскую культурную традицию, затем путем изучения латинского и греческого языков, обращения к христианским текстам.

В истории русской культуры выделяют три этапа обращения к античности:

Первый этап освоения античной культуры

Первый этап освоения античности в русской культуре приходится на эпоху Киевской Руси. В этот период наблюдается влияние византийской культуры на развитие русской живописи, архитектуры, литературы. Отечественная культура обязан Византии и появлением письменности. Киевская Русь переняла у греков систему звукобуквенного письма и ускорила процесс развития государственности. Первыми носителями письменности на Руси были монахи. Знакомство с их трудами способствовало развитию исторической, агиографической и художественной литературы. После принятия христианства существенно возросла роль греко-римского наследия. Князь Владимир издал указ об основании церквей, открытии школ, что создало условия для распространения грамотности, послужило толчком к возникновению собственной литературы. Первый период, продлившийся с 10 по 12 вв., является первым этапом к сближению русской культуры и греко-римского наследия. С этого периода на Руси начинается систематическая работа по переводу памятников греческой литературы - сначала богослужебной, затем светской. Эти произведения давали представление об античной культуре.

Готовые работы на аналогичную тему

В 12-15 вв. знания об эпохе античности пополняются и углубляются. Появляются новые переводы философских, исторический, богословских трудов, а также произведений художественной литературы.

Во времена правления Ивана Грозного внимание уделялось формированию летописных сводов, которые служили идеям укрепления самодержавия и политической централизации. Для этих целей взгляды правителей были обращены в философско-историческим и теологическим учениям античности.

В 14-16 вв. ширится изучение греческого языка. Школы, где преподавали греческий язык, к концу 15 века появляются не только в Москве, но и в Новгороде, Ростове, Смоленске. Знание языка повлекло появление новых переводных сочинений.

Русская античность в 16-18 вв.

В ходе исторического процесса античная и русская культура стали соприкасаться. Античные сюжеты, мотивы, образы послужили богатым материалом для развития русской классической литературы. Но при этом античные имена, реминисценции не претендовали на историческую достоверность и локализацию, они были призваны воссоздавать в произведениях русских писателей ареол древности, обладать эстетической привлекательностью, соответствовать требованиям общественно-политической жизни, закладывать традиции высокого искусства.

В конце 18 - начале 19 вв. ведущими литературными жанрами, в которых чувства и жизнь выступали в стилизованной античной форме, были идиллия, буколика, пастораль.

Буколика – Род литературных произведений, в которых идеализированно описывается пастушеский и сельский быт на лоне природы.

Каждый этап усвоения русской литературной античных сюжетов и образов - это своеобразная система, обладающая характерным для нее набором реминисценций.

Античность в литературе 19-20 вв.

Начало 19 столетия в России было отмечено рядом важнейших исторических событий, которые оказали влияние на культурную ситуацию. Французская революция, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов – все эти события породили особую атмосферу, где главное место отводилось высокому гражданскому духу, героическим настроениям. Это обусловило увлечение античностью, в частности, античной героикой. Оно было вызвано поиском государства с идеальным устройство. Идеальным правителем должен был стать образованный и свободный человек. Место идеального правителя в дальнейшем сменилось поиском свободного гражданина.

Классицизм с его жеманным вниманием к человеку сменился сентиментализмом и романтизмом, которые на первое место ставили внутреннюю сторону человеческой жизни, человеческие отношения. Внимание к внутренним переживаниям, поэзия чувств сформировали другую сторону обращения к наследию античности. Литература, которая была порождена требованием времени, искала вдохновение в трудах античных поэтов – Овидия, Горация, Анакреонта и историков – Тита Ливия, Плутарха, Тацита, Цицерона. В них поэты искали идеи народодержавия и вольности. В этот период была широко развита поэзия. Она сравнивалась с золотым веком человеческих отношений. Ясность и простота, ориентация на высокие образы – вот главные достоинства произведений русских писателей.

В произведениях Дельвига, Державина, Жуковского, Батюшкова натичность рассматривается как гармоническое начало, которое в себе соединяет телесную и духовную красоту, пронизанную идеями искренности и благородства.

В середине 19 века античность в русскую литературу входит как набор медицинских терминов, культурно-исторических знаков, типов поведения человека. Герои в произведениях А.П. Чехова, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева часто сопоставляются с мифологическим образами и культурными типами.

В начале 20 века аполлонизм сформировал в России тенденцию к культуре, для которой характерно обращение к Аполлону, богу искусства, как одному из главных персоналий античного пантеона.

Еще одной тенденцией обращения к античности в культуре серебряного века был дионисизм, в котором высшей ценностью считается переживание основ мироздания, опыт.

Дихотомия аполлонизма и дионисизма – это дихотомия рационального и иррационального, разума и чувства.

Читайте также: