Руссо эмиль краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Так начались новые (какие по счету?) скитания Жан-Жака Руссо, одного из самых замечательных и странных людей не бедного человеческой оригинальностью XVIII века.

Биография Жана Жака Руссо

Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Первые детские годы мальчика были на редкость безоблачными и счастливыми. Сначала в отчем доме, а потом в семье дяди Жан-Жак проводит дни в беззаботных играх и простительных шалостях, жадно слушает рассказы и чтение взрослых, а вскоре (он очень рано научился грамоте) и сам зачитывается Плутархом и Тацитом. Все переменилось в один день — тот самый, когда Жан-Жака впервые несправедливо наказали за проступок, которого он не совершал.

Вскоре мальчика отдают в ученье к граверу. Но дело не пошло — Жан-Жак хоть и интересуется ремеслом, но гораздо больше времени отдает добываемым тайком книгам да шалостям — уже далеко не безобидным. В конце концов, когда однажды перед припозднившейся компанией подростков заперли городские ворота, Жан-Жак решает и вовсе не возвращаться в Женеву. Начинаются скитания. Он перебирается во Францию, потом в Италию, потом снова во Францию, служит где придется и кем придется — лакеем, домашним секретарем, учителем, переписчиком нот.

В 1741 году Руссо попадает в Париж, ему удается познакомиться с Вольтером, Дидро, д’Аламбером. Он становится своим в литературных и светских салонах — но так, на вторых ролях — то ли гость, то ли бедняк, ищущий покровительства. Годы идут, ему уже 37…

Произведение является романом-трактатом, представляющим собой педагогическое сочинение, основной тематикой которого становятся проблемы воспитания.

Автор определяется несколько видов воспитания и типов учителей в виде природы, людей и предметов, при этом он акцентирует внимание на том, что природное воспитание не имеет зависимости от человека, тогда как на предметное воспитание частично влияет человеческая личность.

Ролью воспитателя исследователь называет обучение детей возможности освоения единственным ремеслом в качестве жизни.

Каждый возрастной период характеризуется особыми формами воспитания и обучения, характеризующихся постоянной работой, способствующей достижению максимального развития самостоятельности и инициативности ребенка.

Возрастная периодизация, с точки зрения автора, подразделяется на следующие этапы в виде:

- рождение –до 2-х лет, являющийся периодом физического воспитания;

- от 2-х лет до 12 лет, представляющийся детским возрастом;

- от 12 до 15 лет, являющийся отроческим возрастом;

- от 15 до 18 лет, представляющийся юношеским возрастом.

Воспитательные принципы рассматриваются автором на примере мальчика Эмиля, который является его воспитанником с рождения и до вступления в зрелый возраст.

Композиционная структура произведения состоит из четырех книг в соответствии с этапами взросления ребенка.

Первая книга рассматривает пользу естественных потребностей, вторая книга продолжает размышлять в вопросе развития здоровья ребенка в отсутствии наказаний и требований к ребенку, но при этом прививая постепенно чувство собственности.

Третья книга посвящается возможности предоставления уже состоявшемуся умственно и физически ребенку самостоятельного выбора предметов для обучения В четвертой книге рассматриваются нравственные вопросы воспитания, включающие в себя проявление добрых чувств, суждений и воли.

Пятая часть произведения посвящается женскому воспитанию, которое, с точки зрения автора, заключается в повиновении и зависимости от мужчин, поэтому не нуждающееся в интеллектуальном и всестороннем развитии.

Также читают:

Рассказ Эмиль, или О воспитании (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Главная героиня повести — молодая бедная девушка Лиза. Они живут на окраине Москвы со своей больной матерью. Когда-то у них была счастливая зажиточная семья, но отец умер, и все изменилось

У старика со старухой было три сына: двое старших умные, а младший дурак. К умным сыновьям родители всегда хорошо относились, мать давала им чистые рубашки. А третий сын все время сидел на печи

Наверное, каждому человеку хочется иногда погрустить и вспомнить свои самые заветные тайны и секреты, а больше всего многим хочется вернуться в детство. И об этом вспомнил и наш главный герой

В своем романе Жан-Жак Руссо досконально описывает идеал воспитания нового человека. Стоит сказать, роман пользовался существенной популярностью и в его времена и после, многие идеи использовались на практике в разных странах.

В основе история о воспитании оказавшегося на попечении Эмиля. В самом романе в форме диалогов, ситуаций и рассуждений излагаются педагогические идеи Руссо. Состоит книга из четырех частей, по этапам взросления ребенка:

На каждом этапе автор дает соответствующие советы. Собственно, так развивается сюжет, поэтому целесообразно описать именно главные мысли, которыми потчует автор читателей.

В первой части Руссо говорит о пользе естественности. Когда ребенок совсем мал, ему требуется только забота и возможность обеспечить естественные потребности. Руссо против пеленок и кормежки по расписанию, он призывает позволить природе самой действовать и только помогать в этом, а не создавать ненужные привычки и скованность.

Во втором периоде (части) нужно продолжать развивать здоровье ребенка, а воспитание тоже делать естественным, то есть не склонять специально ребенка к чему-то не заставлять. Даже наказания как таковые отсутствуют, ребенок учится на последствиях собственных действий. К примеру, если он сломал стул, то в дальнейшем ему предстоит сидеть на полу.

Также в этой части Руссо рассуждает относительно возможности привить детям более глубокие умопостроения такие как чувство собственности. В романе чувство собственности описывается через пример с Эмилем и садовником Гобером, у которого тот хотел взять кусок земли, где садовник выращивал дыни.

В третьей части ребенок состоялся умственно и физически, может активно постигать мир, но ему не хватает нравственности. Руссо описывает возможность предоставить ребенку самому выбирать предметы для изучения и также метод, где многое изучается на практике, к примеру, биология через доступные растения.

В четвертой части начинается нравственной воспитание, которое, по Руссо, включает в себя: добрые чувства, добрые суждения, добрую волю. Именно к развитию этих качеств нужно стремиться и воспитывать человека, а не представителя какого-то сословия. Нужно воспитывать чувства и стремления, но ничего не навязывать в сфере религии, так как разумная личность сама сможет прийти к верным выводам.

Также есть пятая часть, которая посвящена воспитанию девушек. Там рассказывается о невесте Эмиля Софи. Для женщин главными качествами является повиновение и зависимость от других (соответственно, от мужчины) поэтому Руссо не видел каких-то особых требований к интеллектуальному развитию и всестороннему воспитанию представительниц прекрасной половины человечества.

Читать краткое содержание Руссо - Эмиль, или О воспитании. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Руссо - Эмиль, или О воспитании

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Все происходит в одном очень старом городе. Именно здесь живут люди, которые при помощи своих рук умеют создавать настоящее творчество. И так бы у них и было бы все хорошо, но неожиданно пришли сюда солдаты одного богатого чужеземного

Один автор решил написать книгу об атомном оружии. Чтобы она была более правдоподобной, писатель отправляет уведомления детям Феликса Хониккера.

В обыкновенном жилом доме проживал очень высокий мужчина - дядя Стёпа, которого все называли каланчой. Со всех жителей он выделялся довольно необычным ростом, из-за которого его все вокруг узнавали.

Премудрый пескарь прожил всю жизнь в норе, что выстроил сам. Боялся за жизнь свою, и считал себя премудрым. Помнил о рассказах отца и матери об опасностях.

Автор излагает свой идеал в воспитании подрастающего поколения. Он считал, что ребенка нельзя к чему-либо принуждать, бить, ругать и заставлять читать книги, он сам сможет освоить то, что ему необходимо. Нужно дать ребенку выбор, он сам проявит желание обучаться тому, что ему действительно нравится. Также он утверждал, что религия представляет собой лишь поддержку нравственности человечества. Он отвергал существование бога и чудеса, описанные в библии.

Руссо рассказывает о принципах воспитания, на примере Эмиля, о котором он заботится. Начиная с его рождения заканчивая до самой зрелости.

Автор разделяет рассказ на четыре части, каждая часть посвящена определенному периоду взросления ребенка. Руссо преследует цель не сделать из ребенка юриста, инженера или космонавта, главное нужно научить его жить, чтобы, прежде всего ребенок вырос человеком.

Автор выпускает еще одну книгу, посвященную отдельному воспитанию девочек, ведь девочка должна вырасти образцовой женой и хорошей матерью. Прежде всего, необходимо запомнить, что ребенок должен сам выбирать, что он хочет изучать, стремиться к чему-то и находить свой интерес, а родители должны только предоставить средства для его обучения.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Биография Жана Жака Руссо

Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Первые детские годы мальчика были на редкость безоблачными и счастливыми. Сначала в отчем доме, а потом в семье дяди Жан-Жак проводит дни в беззаботных играх и простительных шалостях, жадно слушает рассказы и чтение взрослых, а вскоре (он очень рано научился грамоте) и сам зачитывается Плутархом и Тацитом. Все переменилось в один день — тот самый, когда Жан-Жака впервые несправедливо наказали за проступок, которого он не совершал.

Вскоре мальчика отдают в ученье к граверу. Но дело не пошло — Жан-Жак хоть и интересуется ремеслом, но гораздо больше времени отдает добываемым тайком книгам да шалостям — уже далеко не безобидным. В конце концов, когда однажды перед припозднившейся компанией подростков заперли городские ворота, Жан-Жак решает и вовсе не возвращаться в Женеву. Начинаются скитания. Он перебирается во Францию, потом в Италию, потом снова во Францию, служит где придется и кем придется — лакеем, домашним секретарем, учителем, переписчиком нот.

В 1741 году Руссо попадает в Париж, ему удается познакомиться с Вольтером, Дидро, д’Аламбером. Он становится своим в литературных и светских салонах — но так, на вторых ролях — то ли гость, то ли бедняк, ищущий покровительства. Годы идут, ему уже 37…



Текст разделен на пять книг

: первые три посвящены ребенку Эмилю, четвертая — исследованию подростка , а пятая — описанию образования его коллеги-женщины Софи, а также семейной и гражданской жизни Эмиля.

Руссо
В Книге I Руссо обсуждает не только свою фундаментальную философию, но также начинает обрисовывать, как нужно воспитывать ребенка, чтобы соответствовать этой философии. Он начинается с раннего физического и эмоционального развития младенца и младенца.

Вторая книга касается первоначального взаимодействия ребенка с миром. Руссо считал, что на этом этапе образование детей должно основываться не столько на книгах, сколько на взаимодействии ребенка с миром, с упором на развитие чувств и умение делать выводы из них. Руссо завершает главу примером мальчика, который успешно получил образование на этом этапе. Отец вытаскивает мальчика из воздушного змея и просит ребенка определить положение змея, глядя только на тень. Это задача, которой ребенка никогда специально не учили, но благодаря умозаключениям и пониманию физического мира ребенок может преуспеть в своей задаче. В некотором смысле этот подход является предшественником метода Монтессори..

Третья книга касается выбора профессии . Руссо считал необходимым, чтобы ребенок обучался ручному делу, соответствующему его полу и возрасту и подходящему его склонностям, с помощью достойных образцов для подражания. [14]

Как только Эмиль станет физически сильным и научится внимательно наблюдать за окружающим миром, он будет готов к последней части своего образования — сантименту: «Мы сделали активное и мыслящее существо. Нам остается завершить этого человека. только для того, чтобы создать любящее и чувствующее существо, то есть усовершенствовать разум чувствами «. [16] Эмиль сейчас подросток, и только сейчас Руссо считает, что он способен понимать сложные человеческие эмоции, особенно сочувствие. Руссо утверждает, что, хотя ребенок не может поставить себя на место других, как только он достигнет подросткового возраста и сможет это сделать, Эмиля, наконец, можно будет вернуть в мир и социализировать. [17]

В книге V Руссо обращается к воспитанию Софи, будущей жены Эмиля.

Руссо начинает свое описание Софи, идеальной женщины, с описания внутренних различий между мужчинами и женщинами в известном отрывке:

В том, что у них общего, они равны. Там, где они различаются, они несопоставимы. Идеальная женщина и идеальный мужчина не должны походить друг на друга больше, чем внешностью, а совершенство не подвержено большему или меньшему. В союзе полов каждый в равной степени способствует достижению общей цели, но не одинаково. Из этого разнообразия возникает первое приписываемое различие в моральных отношениях двух полов.

Позиция Руссо в отношении женского образования, как и другие идеи, исследованные у Эмиля

Краткое описание женского образования Руссо вызвало огромный отклик современников, возможно, даже больше, чем сама Эмиль

, Уоллстонкрафт прямо цитирует
Эмиля
в главе IV своей статьи:

французской писательницы Луизы д’Эпине также ясно
показано
ее несогласие с взглядом Руссо на женское образование. Она считает, что образование женщин влияет на их роль в обществе, а не на естественные различия, как утверждает Руссо. [24]

Руссо также затрагивает политическое воспитание Эмиля в книге V, включив в книгу краткую версию его общественного договора

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Руссо стремится описать систему образования, которая позволила бы естественному человеку, которого

В неполном продолжении романа «Эмиль

Читайте также: