Русский язык без проблем для начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

Часто родители спрашивают меня, какие учебные пособия я могу порекомендовать для занятий с детьми. Сегодня я хочу рассказать о хороших современных учебниках по русскому языку. Каждую из этих книг можно использовать как сборник упражнений. Кроме этого, я использую эти учебники для занятий с детьми, находящимися на семейном обучении.

1. Учебник Т. Г. Рамзаевой

В некоторых упражнениях даётся образец выполнения задания. В учебнике есть тексты для написания изложения, написания сочинения по серии сюжетных картинок.

Хочу обратить внимание родителей четвероклассников на то, что в этом учебнике очень подробно разбирается написание безударных падежных окончаний . Если честно, учебник Рамзаевой - мой любимый учебник по русскому языку для 1-4 классов.

2. Учебник Л. М. Зелениной

Похож на учебник Рамзаевой. Грамотные правила, хорошая система заданий. Учебник красочный, слова во многих упражнениях даются в цветных овалах. Я часто использую этот учебник для занятий с детьми 1-2 класса.

3. Учебник и рабочая тетрадь Л. Ф. Климановой

Этот учебник я рассматриваю только как дополнительное пособие с приличными заданиями которые можно использовать при самостоятельных занятиях с ребенком. Мне не нравится, как в учебнике сформулированы правила. Они даются в форме диалога. Автор пытается объяснить, почему нужно делать именно так. Но это часто бывает длинно и сложно. Хотя сами задания в учебнике хорошие. В своей работе я больше использую тетрадь к учебнику Климановой. Задания в тетради хорошие и их достаточно для того, чтобы отработать тему.

Бывает, что родители берут учебник и отрабатывают с ребенком все задания. Используйте учебник или рабочую тетрадь к учебнику, как сборник упражнений. В начале темы в учебниках, как правило, даются лёгкие задания, т.к. тема ещё не отработана. Ближе к концу темы задания усложняются.

Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал

Татьяна Квартник - Русский язык без проблем. Для начальной школы обложка книги

22 %

Аннотация к книге "Русский язык без проблем. Для начальной школы"

Предлагаемые упражнения и задания помогут младшим школьникам в занимательной форме повторить и закрепить необходимые навыки по русскому языку. Сборник составлен в соответствии с программой обучения в начальных классах общеобразовательной школы и соответствует новому Федеральному государственному стандарту образования. Будет полезен младшим школьникам для внеурочных занятий во время учебного года, а также для повторения и закрепления навыков во время каникул.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Задания в сборнике разделены на 4 уровня сложности: I уровень - 1-2 классы, II уровень - 2-3 классы, III уровень - 3-4 классы, IV уровень - 4 класс.
В каждом уровне упражнения разделены на группы:
I уровень - пропущенные буквы, найди слово, секретное послание, рисунки с подсказками, найди пару, слоги, закончи предложение;
II уровень - орфограммы и буквы, собираем слова, секретное послание, найди пару - третий лишний, алфавитный порядок, части речи, предложения, лабиринт, текст;
III.

Задания в сборнике разделены на 4 уровня сложности: I уровень - 1-2 классы, II уровень - 2-3 классы, III уровень - 3-4 классы, IV уровень - 4 класс.
В каждом уровне упражнения разделены на группы:
I уровень - пропущенные буквы, найди слово, секретное послание, рисунки с подсказками, найди пару, слоги, закончи предложение;
II уровень - орфограммы и буквы, собираем слова, секретное послание, найди пару - третий лишний, алфавитный порядок, части речи, предложения, лабиринт, текст;
III уровень - орфограммы, рисунки с подсказками, словосочетания, части речи, тест, "русские горки", предложение, лабиринт, текст, загадки, ребусы;
IV уровень - орфограммы, буквы, звуки, рисунки с подсказками, словосочетания, секретное послание, части речи, тест, состав слова, словарная работа, предложение, лабиринт, текст, кроссворды, ребусы, загадки.
В конце сборника есть ответы (не на все задания).
Странички немного просвечивают (я заметила это только на фото), т.е. работать фломастером вряд ли получится :)
С ребёнком по книге пока не занимались. Мне кажется, что сборник интересный :) Скрыть

Таблицу умножения перестроена, сделана новая картинка. Объём материала для запоминания сокращён примерно в 5 раз. Можно .

Окружающий мир. 4 класс. Часть 2

Хрестоматия. Практикум. Развиваем навык смыслового чтения. А. С. Пушкин. Сказки. 1 класс

Русский язык. Мини-тесты на все темы и орфограммы. 4 класс

Тест – самая быстрая и точная форма проверки, позволяющая качественно оценить уровень знаний учащихся на любом этапе обу.

Русский язык. Мини-тесты на все темы и орфограммы. 3 класс

Тест – самая быстрая и точная форма проверки, позволяющая качественно оценить уровень знаний учащихся на любом этапе обу.

Развиваем интеллект. Тренажёр по скорочтению

Ольга Васильевна Узорова – известный педогог-практик, автор более 6000 учебных пособий для начальной школы, а также для .

Русский язык. Мини-тесты на все темы и орфограммы. 2 класс

Тест – самая быстрая и точная форма проверки, позволяющая качественно оценить уровень знаний учащихся на любом этапе обу.

Русский язык. Мини-тесты на все темы и орфограммы. 1 класс

Тест – самая быстрая и точная форма проверки, позволяющая качественно оценить уровень знаний учащихся на любом этапе обу.

Математика. Мини-примеры на все темы. 2 класс

Математика. Мини-примеры на все темы. 1 класс

Все правила английского языка. Справочник к учебникам 2-4 классов

Данный справочник содержит основные правила английского языка за весь курс начальной школы. Правила представлены в схема.

Математика без проблем. Нейропсихологический тренажёр для начальной школы

Цель пособия – развить математические способности младших школьников, а также предупредить возможные проблемы, которые м.

Все обучающие плакаты к ВПР под одной обложкой. Русский язык. 1 – 4 классы

Интересные задания для развития навыков декодирования, правописания и расширения словарного запаса ребёнка! В данной кни.

Книга предназначена для развития навыков чтения и письма, а также для повышения уровня грамотности ребёнка.

Хрестоматия. Практикум. Развиваем навык смыслового чтения: Рассказы русских писателей о природе. 2 класс

Решение цепочек примеров – это эффективный тренинг, позволяющий довести до автоматизма вычислительные навыки ребёнка.

Пособие содержит нестандартные задания по математике, которые помогут учащимся 1—4 классов развить вычислительные навыки.

Хрестоматия. Практикум. Развиваем навык смыслового чтения: Д.Н. Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Сказки и рассказы. 1 класс

Хрестоматия. Практикум. Развиваем навык смыслового чтения: И.А. Крылов. Ворона и лисица. Басни. 2 класс

Хрестоматия. Практикум. Развиваем навык смыслового чтения: К.Д. Ушинский. Бишка. Сказки и рассказы. 1 класс

Чтение как основополагающий навык не может ограничиваться только академическими целями (скоростью, выразительностью, пон.

Чтение как основополагающий навык не может ограничиваться только академическими целями (скоростью, выразительностью, пон.

Чтение как основополагающий навык не может ограничиваться только академическими целями (скоростью, выразительностью, пон.

Чтение как основополагающий навык не может ограничиваться только академическими целями (скоростью, выразительностью, пон.

Перед вами – удивительная тетрадь. Путешествуя по её страницам вместе с Тимсиком и его друзьями, вы откроете новые возмо.

Перед вами – удивительная тетрадь. Путешествуя по её страницам вместе с Тимсиком и его друзьями, вы откроете новые возмо.

Перед вами – удивительная тетрадь. Путешествуя по её страницам вместе с Тимсиком и его друзьями, вы откроете новые возмо.

Перед вами – удивительная тетрадь. Путешествуя по её страницам вместе с Тимсиком и его друзьями, вы откроете новые возмо.

Книга знакомит читателей с историей важнейших городов России от их основания до наших дней. Издание поможет младшим школ.

Ошибки в диктантах: откуда взялись "рокобесы" и "веснуски"? Учим русский с ребенком

"На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами". Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.

как учить русский язык

Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо "Грибоедов боролся с мракобесами" написали "с рокобесами". Ибо "рок" и "бесы" — это еще как-то понятно, а о "мракобесах" никто не слышал. Как и о "молотьбе" или, скажем, о "брошюре".

Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.

Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.

  • "брусчатая" — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
  • "небезызвестная" — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом "известная". А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
  • "потчевал" — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.

Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.

Где грамотные?

"Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!" — с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?

Причины безграмотности:

  1. Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в "литературной макулатуре" не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  2. Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  3. Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
  4. Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.

"Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным".

Как выучить школьную программу по русскому языку

Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

  • ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
  • не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
  • пропускает слоги в словах: например, вместо "ве-ло-си-пед" произносит "ве-ло-пед";
  • у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.

А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз "дизорфография".

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

"Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте".

Что же необходимо, чтобы так называемая "врожденная грамотность" появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже "грамотей от природы" в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:

  1. работа с картинками "Найди 10 отличий";
  2. игра в "Что пропало?": разложите на столе 7–10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
  3. одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.

Как подтянуть русский язык без репетитора

Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.

До школы

  1. При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
  2. Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает. И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.

как подтянуть русский язык без репетитора

Начальная школа

  1. В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
  2. Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: "А как бы ты их написал?"
  3. Во 2–3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
  4. Для закрепления пройденного полезно так называемое "письмо с дырками". То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол. ко. Проверочное слово "молочный". Это отличный прием для выработки самоконтроля.
  5. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Средняя школа

  1. Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.

И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.

  1. Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Учим правила школьной программы по русскому - весело: запоминалки

Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.

Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется "веснушчатая". Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: "Степка, хочешь щец? — Фи!" Тут они все, и запомнить несложно.

А, например, словосочетание "Зося ждет" включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова "мужчин" и "женщин"? Включите домостроевскую логику: "мужу — чин, жене — щи". Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Читайте также: