Русский крест мельников краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Ровно в пол­ночь торопливо
Петухи пре­рвали спор,
И изло­ман­ная ива
Пере­стала бить забор.

Лун­ный свет во тьме рассеян,
Тишина окрeст звенит,
Спит земля, и вме­сте с нею
Спит село Пет­ров­ский Скит.
Что налево, что направо –
Ни души, ни огонька,
Лишь в тумане, как отрава,
Льётся вкрад­чиво река,
Лишь мыши­ное гулянье
Собе­рётся у ворот,
Да невнят­ное мерцанье
Вдоль по клад­бищу пройдёт.
Под покро­вом тихой ночи
Тени бро­дят без следа
И недоб­рое пророчат,
Будто ждёт людей беда.
Что вы, тени, расходились?
Не пугайте крат­ких снов:
Эти люди утомились
И от бед, и от трудов.

За лесами робко-робко
Обо­зна­чился восход,
Словно узень­кая тропка,
По кото­рой день придёт.
Разо­льётся день с востока,
Как из крынки молоко,
И от этого потока
Ста­нет про­сто и легко.
И когда пас­тух крикливый
Уве­дёт в луга коров,
Встань, мужик, и будь счастливый,
Всё забудь и будь здоров.
А пока что среди ночи
Повзды­хавши обо всём,
Сник Иван, зажму­рил очи
И на миг забылся сном.
И на миг он стал спокоен,
И уви­дел он во сне,
Как летел Вели­кий Воин
На неви­дан­ном коне.
Остав­ляя за плечами
Семи­цвет­ную дугу,
Он лучами, как мечами,
Бил по страш­ному врагу.
В жут­кой схватке всё смешалось
И исчезло, как пришло,
Только радуга осталась
Да роди­мое село.
К удив­ле­нью, вслед за этим
Появи­лись у окна
Дом поки­нув­шие дети
И покой­ница жена.
Хохоча, на лавку сели,
Как немало лет назад,
Как когда-то в самом деле
Всей семьёй сидели в ряд.
Хоть Иван без них негретый,
Хоть Иван без них зачах,
Дочки – ладно, дочки – где-то
При мужьях и при харчах.
Хоть ему с одной рукою
Даже ужин не сварить,
Зна­чит, про­сто недостоин,
Зна­чит, так тому и быть.
Но жена! Сви­да­нья с нею
Долго ждал Иван Росток:
Эти руки, эту шею,
Этот выцвет­ший платок
Он лелеял от забвенья
В избо­лев­шейся душе,
Чтобы вымо­лить прощенье
Запоз­да­лое уже…
Было ль, нет? Исчезли разом
Воин, дочки и жена,
Ото­гнав виде­нья сна,
О себе напом­нил разум.
Что? Куда? К чему конкретно
При­ме­нить свой вещий сон?
Для Ивана – безответно,
Не силён в раз­гад­ках он.

От вос­хода до заката
Сам не свой ходил Росток,
Будто слы­шал зов куда-то,
А куда – понять не смог.
Выпил меру самогона –
Ни в какую не берёт,
Не берёт, и нет резона
Зали­вать его в живот.
С кем тос­кою поделиться,
Полу­чить в ответ совет?
Много лиц, но только – лица,
Пони­ма­нья в лицах нет.
У людей одни заботы:
Чтобы вовремя вспахать,
Чтоб кол­хоз­ные работы
Со сво­ими совмещать.
Посев­ная, косовица,
Жатва – круг­лый год страда,
И нельзя остановиться.
Льётся время, как вода.

Глава 2

Льётся время… Век двадцатый
Отпля­сался на стране,
И стоят всё те же хаты,
Поре­дев­шие вдвойне.
В хатах тихо мерк­нут люди,
Обни­щав­шие втройне,
И не знают, что же будет
В их деревне, в их стране.
Войны, ссылки, труд дешёвый,
При­нуж­де­нье и обман,
Как тяжё­лые оковы,
Крепко спу­тали крестьян.
Ни вздох­нуть, ни просветлиться,
На Москву – тяжё­лый взгляд,
Будто враг засел в столице
И ничто­жит всё подряд…
Но страш­ней, чем пораженье,
Хуже хаоса в стране –
Злое, тихое вторженье
В душу рус­скую извне.
Посте­пенно, год от года
Все под­лее и сильней
Зара­же­ние народа
Гря­зью новых смут­ных дней!

Сколько ж это будет длиться –
Моло­дой, в рас­цвете лет,
Не нашёл опохмелиться
И поки­нул белый свет?
И при всём чест­ном народе
В борозду, к земле упал.
Был ты весел, всем угоден…
Но ушёл… Сго­рел… Пропал…
А вослед тебе без счёта
Души новые летят…
Что потом, в конце полета?
Что там? Рай? Иль снова ад?
Непри­ка­ян­ные дети,
Без тепла и без царя
Вы помы­ка­лись на свете
И ушли. За так. Зазря.
Без кре­ста, без покаянья,
И кому теперь нужны
Ваши мысли и страданья,
Ваши слёзы, ваши сны?
Слёз Рос­сия не считает –
Все века в сле­зах живёт…
Но уже заметно тает
Несги­ба­е­мый народ.

Глава 3

Средь густых лесов посеян,
За селом Пет­ров­ский Скит
Хутор деда Федосея
В оди­но­че­стве стоит.
Редко здесь бывают люди,
С дав­них пор заведено –
Только филин деда будит,
Только ель сту­чит в окно.
Нелю­ди­мым, отрешённым,
Без зар­плат и без аптек,
По дру­гим – своим – законам
Про­жил он свой дол­гий век.
Про него суда­чат много,
Язы­ками нёбо трут:
Или очень верит в Бога,
Или он кол­дун и плут?
Ничего не зная толком,
Кто-то бряк­нул, что не раз
Дед при­ки­ды­вался волком
И ску­лил в пол­ноч­ный час…
Как же глупо Федосея
В злых дея­ниях винить,
Если вся твоя Расея
Начи­нает к ночи выть!
От без­вы­ход­но­сти постной
Бьётся в стену головой!
И несётся в чёр­ный космос
Тихий, скры­тый, чёр­ный вой.


24 мая 2006 г. в г. Козельске был убит пронзительный русский поэт Николай Мельников, автор потрясающей поэмы "Русский крест", написанной с огромной верой в русский народ, надеждой и любовию.
За последнее время в России не было написано ничего сильнее по силе и духу. При чтении "Русского креста" невольно наворачиваются слезы. Это плачет душа. Поражает в самое сердце простота и глубина слова, оно зовет и вдохновляет. Россия просыпается, прозревает - поэтому плачет душа слезами покаяния.
Так примите р. Б. Николая. Он ушел, а нам оставил "Русский крест" с верой, надеждой и любовию.


Фото: ссылка

– Постановку осуществляет православный театральный коллектив с одноимённым названием, действующий при университетском храме святой мученицы Татианы, – также сообщает она. – театр работает под руководством профессионального режиссёра Ольги Сергеевны Насибуллиной. Духовник театра – настоятель храма святой мученицы Татианы протоиерей Александр Алексеев. Благодаря этой духовной поддержке актёры театра смогли в течении многих лет радовать спектаклями жителей не только нашего региона, но и многих российских городов и селений, включая Москву и Санкт-Петербург.

Когда на спектакль меня приглашает Елена Томаш и отец Александр – сомнений нет, что присутствовать я должен с женой. В пьесе поднимается проблема пьянства и терпения настоящих русский жён. Вот кому нужно ставить памятник при жизни, не сомневаюсь.

Ехать на улицу Химиков, в район Нефтяников, далеко из моего родного посёлка Южный. Да и моя супруга не в том положении – через полгода, даст Бог, родит. Но мчимся на двух автобусах. Я говорю, что обязательно должен быть Владыка, отец Александр и игумен Серафим (Николин), возглавляющий в Омске движение трезвенников и проводящий соответственно массу мероприятий.

Не зная поэта Николая Мельникова и не читая его великолепной работы, можно без опаски появиться в театре, и получить исчерпывающее представление, а наряду с этим – заряд незабываемых эмоций. Побольше бы подобных пьес православной направленности – народ бы стремился к лучшему и полагался бы на светлое.

Последние пару лет я интересуюсь православием в разных его проявлениях. Отмечаю, что только сейчас начинаю смотреть связанные с этим фильмы и читать литературу. Я – не фанатичный человек. До глубоко религиозных людей мне далеко, поскольку храм я посещаю нерегулярно и порой подвергаю сомнениям увиденное и сказанное. Но просмотренная накануне пьеса не из числа моих неверий, поверьте. Для людей, которые меня пригласили, было важно получить отзыв, потому что они также верят в меня и в моё творчество, надеются, главное, что человек я достойный. Эта вера даёт многое, подряжает на благие поступки. Елена Томаш, например, написала мне в социальной сети:

- Как вам спектакль, почему молчите?


двойной клик - редактировать изображение

Деревня и сейчас – будто старая развалина, живущая единственной надеждой. А жители её – износившийся механизм, готовый вот-вот посыпаться, как мускулатура атлета, подкачанная стероидами и вдруг прекратившая получать этот допинг. На указанное в поэме время можно не оглядываться – нет смысла. Лучше осмыслить проблему острее. Если человек не приходит к Богу в храме, то он хотя бы меняет образ жизни, мотивируясь другим. Болезненно и преодолевая трудности. Но становление новой прогрессивной личности и крепость духа – приходят не без вмешательства высшего сознания. Ну как человек вдруг поменяет образ жизни, ребята? Должно что-то случиться с ним из ряда вон, понимаете? Хоть палками по нему должны пройтись или он увидит инопланетянина, как минимум.

Чем у нас в Омске проблемы не похожи от тех, что поднимает поэт Николай Мельников? А в Москве неужто другая жизнь и легче? Одни – устраиваются неплохо и на Родине, а вторые много и долго суетятся, возвращаются обратно. Так мир ведь – в нашей душе. Если человек ты работящий и добрый, толковый и боевой – счастье будет с тобой хоть где. А если грустный и ленивый – утянешь и родню в болото.

– Вы знаете, без Бога мы ничего не можем делать, – замечает в своём приветственном слове Митрополит Омский и Таврический Владимир. – Актёр, который играл Ивана, правильно сказал, что с Богом можно идти далеко…

Я хочу Вас поблагодарить, дорогие артисты, пожелать вам мира, счастья, благополучия и еще больше подобных постановок. Спасибо большое!

Какие театральные студии нашего города могут привести в пример постановки именно на тему православия? По пальцам пересчитать. В основном это небольшие коллективы – прихожане разных храмов, которые благодаря священнослужителям занимаются театральной деятельностью в воскресных школах.

После спектакля мы с женой встречаем Владыку в фойе театре. Просим благословения вместе.

– Вы вместе что ли? – приятно удивлённо спрашивает Владыка. Он прижимает меня к сердцу так, как ни мой отец, ни дедушка, Царствие ему Небесное, никогда не делали. Знаете, я тону в облаке свежей одежды Митрополита Омского и Таврического Владимира, а у самого глаза влажные не то от радости, но то от грусти после просмотра пьесы.

– Вижу православных людей! – глядя сверху вниз (это высокий священник) добрыми глазами комментирует отец Александр. Он, кстати, возглавляет отдел молодёжи в Омской епархии. Батюшка меня тоже обнимает и благословляет.


Оптинская голгофа

Схиархимандрит Илий с книгой Николая Мельникова

Схиархимандрит Илий с книгой Николая Мельникова

– Эту поэму, – говорит он, – должны прочитать как можно больше людей.

Тогда же в Оптиной пустыни опубликовали ее тиражом 10 тыс. экз. Так заочно, можно сказать, поэт уже вышел на проповедь покаяния и проповедовал три с половиной года…

Это поэма, которая собирает народ. Ее могут читать и обсуждать и большой начальник из правительства, и простолюдин, и генерал, командующий сотнями тысяч, и человек из этих сотен тысяч. Слезы льются, сердца открываются, и уже не важно, как ты одет. Люди вспоминают, что есть Тот, Кто объединяет нас, и народ может быть уже народом. Так и начинается Русская Пасха с Русского креста.

– А мы его знаем! – сказали братья Сушенки. – Николай Мельников – наш друг!

– Да вы что?! – обрадовался Вадим. – Батюшка Илий ищет его по всему свету!

Николай, как узнал, разволновался:

– Я на коленях готов ползти.

Тут же и собрался, приехал к батюшке Илию. Стал завсегдатаем в Оптиной пустыни. Схимник даже благословил его как-то на 40 дней молчания.

Схиархимандритр Илий (Ноздрин) и Николай Мельников

Схиархимандритр Илий (Ноздрин) и Николай Мельников

– Какое же это блаженство – молчать! – скажет потом исполнивший благословение.

Так за монастырскими стенами крепла его душа. Разумеется, уже тянулась к монашеству. Перед смертью Николай уже жил в Оптиной пустыни полгода…

Россия, не стань Иудой!

Келейник схиархимандрита Илия иеродиакон Рафаил (Романов) и Николай стали близкими друзьями. Не одну песню написали вместе, многие из более ранних его стихов отец Рафаил положил на музыку.

Скольких людей просто воскресили и воскрешают к жизни эти слова:

Известно, русский человек не может без Бога, без высокого смысла, являющего Его в мир. Никакая рыночная суета не наполнит русскую душу волей к свершению и победе. А тут в песнях русскому человеку возвращалась жизнь, играющая силами и светом, святая! И слова-то могли быть самые простые, близкие каждому из нас.

Эти песни русским людям нужны! Эти песни должны услышать как можно больше людей!

А вот отец Рафаил говорит Николаю:

Трудно не согласиться, что такая песня нашей стране нужна. Друзья расстались, через 20 минут Николай звонит:

– Написал! – и прислал песню по факсу.

Столетия сжаты в этих словах, и еще на сотни лет вперед – завет русской жизни.

Песня была исполнена со сцены, и вскоре автор был убит.

Личный день победы. Набат на всю Россию

В стихах и песнях Николая Мельникова воскресает его душа и все так же не дает унывать! Вся жизнь поэта – гимн Богу, прославляемому в русском человеке. Откуда в этой уничтожаемой русской деревне, в этом угнетенном и унижаемом русском народе такая мощь и смелость слова, чистого и простого? От Бога. Талант Николая Мельникова – одно из доказательств Бога Слова, Христа, неизбывного в русской душе.

В его-то родном селе храм разрушен, как и в сотнях тысяч сел на Руси. Не от того ли и село русское вырождается? А с ним вместе пропадает и русский народ. Это станет мукой всего творческого пути Николая: покаяться, восстановить святыню, чтобы души очнулись, воскресли, спаслись.

Про Брянщину, где в родном селе Лысые поэт Николай Мельников по его завещанию похоронен, владыка Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев) так и сказал:

Но в творчестве Николая мощь и простор всей Руси, сегодняшней и 1000-летней, – той, что до небес поднялась за Христом. В его стихах такая сила жизни – покаяние, пробуждение, жажда смысла. Это набат на всю Россию. Русские люди, проснитесь!

Искомое – вечность

Мельниковы жили скромно. Но очень дружно. Не то что сейчас соседи друг друга не знают и знать не хотят. Какая-то спесь разъедает народ, проданность и безысходность. А мог же жить на земле русский человек в простоте да с внутренним достоинством. Какой же вольностью и простором дышат воспоминания о детстве Николая.

Ребенок-то не был задрессирован: кружки, секции, репетиторы, – как это сейчас бывает. Нет. Рос спокойно и свободно. Лес, озеро, поля. С детства привычен к труду: огороды, курочки, корова. В деревянном бревенчатом доме – русская печь. Ее Николай мог натопить с шести лет. Так же как и приготовить ужин уставшим родителям, дранок нажарить – не проблема.

Хотя у Николая и была старшая сестра Валя. Большинство хлопот по хозяйству, конечно, было на ней. Но она, будучи лишь на четыре года старше, за заботливость младшего брата начала его уже с трех лет учить читать, писать, считать. Заслонка для печки служила классной доской. Маленькая ростом учительница преподавала еще более крошечному ученику. И этот дошколенок оказался способным.

– Валя, зачем ты привела брата? Ему еще рано учиться!

– А он уже все умеет, – ответила та, – и читать, и писать, и считает до 1000.

Пока учительница препиралась, начался рев. Сначала Валин, а потом и Колин. В качестве подкрепления вступилась тетя Люба, сестра отца ревущих, она тогда работала техничкой в школе и давала звонки.

– Ну, и что же ты умеешь? – приступила тогда учительница к измазанному в песке ученику.

Коля Мельников

Коля Мельников

О чем молчали старики?

Так Коля и учился, на пару лет оторвавшись от сверстников, притом что и программу знал с опережением. Весьма строгий директор школы Михаил Ильич Козырев даже доверил способному ученику ключи от библиотеки. Так что этот ключарь приносил домой за раз полный портфель книг. Читал даже ночью и при любой возможности. Однажды его недосмотрелись, а как стали искать, нашли в сундуке в чулане – рядом книга и свечка. Правда, на момент обнаружения он просто спал. То ли это игра такая в память смертную была? Спали же подвижники в сундуках-гробах.

Хотя смерть и так не раз напоминала о себе Коле еще с детства. То он спрыгнет за картузиком, упавшим в грязь, а голова его окажется как раз под колесами отцовского грузовика, когда тот трогался. То авария случится, да такая, что Коля, вылетая, вышибет лобовое стекло и, пролетев несколько метров, упадет на асфальт. Череп был пробит. После тяжелой операции по извлечению осколков Коля девять дней находился в коме. Потом всю жизнь головная боль напоминала об этом моменте близости смерти. Сломанные в той аварии ребра и пробитое легкое и отцу будут стоить – правда, через несколько лет – жизни.

Когда родители не брали детей с собой на работу, за ними присматривала мать отца, бабушка Фекла (Пёкла – так ее имя произносили в селе) и ее золовка, бабушка Наталия – монахиня в миру. Коля любил бывать у них, благо бабушка жила через дорогу. Слушал чтение церковных книг, видел, как старушки, собирающиеся в этот дом, вместе молились.

Но было нечто, о чем молчали старики. Старшее поколение, прошедшее через революцию, Гражданскую войну, красный террор, раскулачивание, коллективизацию, тюрьмы, лагеря… – было неразговорчивым.

Приношением – Русская Пасха!

Главным приношением памяти автора и будет эта Русская Пасха!

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) о Николае Мельникове

Многие талантливые люди, поэты долго не живут. Конечно, жалко, что Николай Мельников так рано ушел из жизни. Но он очень усердно работал, ярко проявил свой талант! Память о нем живет и будет жить в народе. 10 лет прошло с его преставления к Богу, а его стихи преображают жизнь.

Он простой деревенский парень. И в этом он тоже родственен многим наших великим поэтам. Именно деревня одаривала русский народ такими самородками. Он подлинно русский человек. Выстрадавший в своей душе русскую муку этого горького периода 80-летнего безбожного плена. Кроме потрепанной телогрейки и сивухи русские люди в разоренной русской деревне и не видели ничего. Ставили им палочки трудодней и даже зарплаты не платили.

Николай Мельников наполнил свою поэму болью разбитой русской жизни. Он не побоялся сказать правду о времени. Когда весь народ по инерции еще пребывал в страхе и молчал, всего боялся, перешептывался, его голос уже гремел, как колокол, на всю Россию. Многим от этой правды становилось не по себе. Раньше же чуть что-то не так сказал или даже сказал что-то безобидное, а тебя не так поняли – тут же человека уничтожали.

О восстановлении храма

Помогите восстановить храм на малой родине поэта в селе Лысые Брянской области! О его восстановлении мечтал Николай, его описывал в поэме "Русский крест". Родная сестра поэта, как и главный герой поэмы, по рублю собирает средства на храм. В память о Николае, с надеждой на спасение душ наших!



Яндекс-деньги: 410011982774756

Перевод через СБЕРБАНК:
Брянское ОСБ 8605 СБ РФ
Новозыбковское ОСБ 5580/030 г.Злынка
БИК 041501601; ИНН 7707083893;
КПП 320401001
Корр. счет 30101810400000000601
Тран.счет 30301810908000600819
Счет: 42307.810.9.0819.1701868
Шароновой Валентине Алексеевне (председателю прихода)

Перевод на карту СБ:
VISA 4276 1609 9968 3114
Шаронова Валентина Алексеевна

Читайте также: