Руководство по оформлению типовых школ

Обновлено: 02.07.2024

Студия Артемия Лебедева совместно с Московским архитектурным институтом разработала пилотную версию руководства по оформлению типовых школ. Дизайнеры и архитекторы по заказу департамента образования Москвы сформулировали принципы, которые должны помочь сделать московские образовательные центры красивыми, уютными и удобными для обучения. МОСЛЕНТА честно прочитала все 1.100 страниц и выбрала самые необычные, интересные и в некоторых случаях неожиданные предложения. Их нам прокомментировали психолог, педагог и, конечно, сами школьники.

Студия Артемия Лебедева совместно с Московским архитектурным институтом разработала пилотную версию руководства по оформлению типовых школ. Дизайнеры и архитекторы по заказу департамента образования Москвы сформулировали принципы, которые должны помочь сделать московские образовательные центры красивыми, уютными и удобными для обучения. МОСЛЕНТА честно прочитала все 1.100 страниц и выбрала самые необычные, интересные и в некоторых случаях неожиданные предложения. Их нам прокомментировали психолог, педагог и, конечно, сами школьники.

Проект находится в открытом доступе — авторы ждут конструктивной критики инженеров, преподавателей и администраторов. Однако мы рекомендуем его к просмотру и тем, кому просто интересно увидеть школу из параллельной реальности, помечтать и даже немного посмеяться.

Против эклектичной смеси

Софья Булгакова, ученица 9 класса: В моей школе не установлены решётки на окнах. Но не думаю, что они могли бы вызвать сильный дискомфорт. Мне кажется, это зависит от района, где находится школа, ее финансового положения и некоторых других факторов.

Психолог: Это, безусловно, отвлекающий фактор. Особенно для учащихся, имеющих трудности с произвольным вниманием. Мы даём рекомендацию сажать таких ребят дальше от окон, а тут дверь. Каждая мелькнувшая в стеклянной вставке тень будет приводить к тому, что несколько взглядов в классе будут обращены в её сторону. Кроме того, дополнительные стеклянные поверхности могут разбиться в случае неаккуратного обращения, а в школе возможно всё. Это повышает травмоопасность.

Педагог: Я считаю, что стеклянные двери — это нежелательное нововведение для школы, так как они порождают опасность травм. Дети будут чаще отвлекаться на проходящих по коридору людей, снизится фактор комфорта и уюта внутри помещения. Такие двери лучше подойдут для пищеблоков.

Пётр Зверев, ученик 9 класса: Двери со стеклянными вставками, которые и стоят у меня в школе, гораздо лучше обычных. Лично мне это, как стеснительному человеку, помогает узнать, не ошибся ли я кабинетом, не открывая двери и не мешая классу.

Егор Сосницкий, ученик 6 класса: В нашей школе деревянные двери. Их поставили в прошлом году, но в некоторых кабинетах они уже слетели с петель и пришлось ремонтировать. Мне кажется, что стеклянные пострадают еще быстрее. Мы с друзьями любим баррикадироваться в кабинете.

Типовые иллюстрации в стиле мурализма. Чтобы родителям и новым ученикам было легко ориентироваться в школе, дизайнеры предлагают специальную систему навигации с табличками и указателями в едином стиле. Для декорирования стен созданы готовые трафареты с яркими иллюстрациями по примеры работ художников-муралистов. От сцен из известных мультиков рекомендовано отказаться. (Собственно, эта идея навигации Студии Артемия Лебедева была реализована в Московском метро. и вызвала неоднозначные, мягко говоря, отклики — ред.)

Психолог: Да, герои мультфильмов не очень подходят для школы. Но и заменять оформление чем-то вроде предложенного не стоит. Во-первых, это убивает индивидуальность помещений, школа всё-таки должна быть уютной, особенной (как и наши дома), и чем-то отличаться от других школ. Значительно интереснее украсить стены природными картинками или тематическими фотообоями. Например, узнаваемыми образами Великобритании около кабинетов английского.

Педагог: Мне кажется, не стоит украшать стены школы векторными орнаментами или картинками, состоящими из узоров. Герои мультфильмов же больше подойдут для поликлиник, нежели школьных помещений. Я бы разукрасил стены фотообоями с изображением природы или животных. А ещё нужно предусмотреть возможность организации мобильных выставок работ обучающихся.

Ученик 9 класса: Стиль неплохой, но я бы лично предпочёл сцены из известных мультиков. Предложенные изображения немного девчачьи. Не факт, что они всем понравятся.

Психолог: Если типовыми символами обозначать основную тематику объявления, а содержание передавать текстом, то это отлично. Картинка действует на образное мышление, задействуя одно полушарие, текст же задействует другое полушарие. Так объявления будут лучше восприниматься разными людьми, больший охват. Главное, чтобы разработанные символы были понятны, однозначны в трактовке.

Педагог: При использовании любой графики нужно иметь в виду, что она должна быть понятна всем школьникам без исключения. Мы на самом деле живём в мире символов и графики. Если приучить детей раскодировать такие изображения с ранних школьных лет, им будет проще в дальнейшей жизни. С другой стороны, повсеместная замена слов на символы может привести к обеднению языка.

Педагог: Я считаю, что это правильно. Так понятнее.

Ученик 6 класса: Мне нравится. Сразу ясно, что делать надо или не надо и какое будет наказание.

Психолог: Восприятию таблиц и схем картинки действительно отвлекают, они мешают системному восприятию. А вот текстовую информацию картинки дополняют и разнообразят, помогают ассоциативному запоминанию. Сплошной текст без картинок хуже воспринимается и хуже запоминается, особенно в младших классах.

Педагог: В последние годы наш глаз больше привык воспринимать информацию в графическом виде: в социальных сетях, на плакатах, баннерах. Это как книжка без картинок: прочитать можно, но удовольствия явно меньше, особенно для ребёнка. Мне кажется, картинок должно быть столько, чтобы не отвлекать от сути передаваемой информации.

Ученица 9 класса: Действительно, в кабинетах старшей школы развлекательные иллюстрации мешают. Но, когда я была младше, мне, наоборот, нравились картинки в классах.

Формулы в неожиданных местах. Дизайнеры разработали готовые шаблоны для украшения помещений, которые наглядно демонстрируют законы физики, геометрии и другие научные факты. Считается, что если такие рисунки будут постоянно попадаться на глаза, то лучше запомнятся. Например, расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда предлагается разместить в туалетах над писсуарами.

Психолог: Да, это будет способствовать непроизвольному запоминанию. Однако при их размещении нужно учитывать побочные отвлекающие факторы. И формулы, конечно, стоит дополнять контекстом, чтоб это был не просто набор символов, не понятно к чему относящихся.

Педагог: Полностью согласен. Мне кажется, что чем больше вокруг ребёнка будет полезной информации, тем больший её объем он усвоит.

Ученик 6 класса: Идея интересная, но я, наверное, не особо что-то запомню. Потому что в туалете или коридоре я несильно думаю об учёбе.

Центр урбанистики и дизайна

Основные нормативные документы:
- ТКП 45-3.02-1-2004*. Здания общеобразовательных учреждений. Состав и площади помещений. Правила проектирования.
- ТКП 45-3.02-325-2018. Общественные здания. Строительные нормы проектирования

Для специализированных школ с каким-либо уклоном (техническое или художественное творчество, музыкальные, эколого-биологические, туризм и краеведение, спортивные, театральные, хареографические и др.):
ТКП 45-3.02-251-2011. Здания и помещения гимназий, лицеев и специализированных общеобразовательных учреждений.
ТКП 45-3.02-250-2011. Здания учреждений внешкольного воспитания и обучения. Правила проектирования.

Для специальных школ с коррекционно-развивающим обучением и реабилитацией:
ТКП 45-3.02-61-2007*. Здания и помещения специальных общеобразовательных и вспомогательных школ (школ-интернатов). Правила проектирования.
ТКП 45-3.02-193-2010. Здания и помещения центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Правила проектирования.

Для общеобразовательных школ направленных на оздоровление, лечение детей и подростков с заболеваниями сколиозом, туберкулезом и соматическими заболеваниями:
ТКП 45-3.02-247-2011. Здания и помещения санаторных школ-интернатов. Правила проектирования.

Для лучшего понимания требований к помещениям дошкольного учреждения в структуре школы и помещений для 1-2 класса:
ТКП 45-3.02-249-2011. Здания и помещения учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Правила проектирования.


По заказу Департамента образования Москвы Студия Артемия Лебедева и Московский архитектурный институт (МАрхИ) разработали руководство по оформлению типовых школ, предварительно проведя масштабное исследование. В результате сформулированы принципы хорошего дизайна образовательной среды, которые помогут сделать школы красивыми и удобными для учителей и учеников.


Полный текст материала Руководство по оформлению школ от студии Артемия Лебедева + примеры дизайнов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.


По заказу Департамента образования Москвы Студия Артемия Лебедева и Московский архитектурный институт (МАрхИ) разработали руководство по оформлению типовых школ, предварительно проведя масштабное исследование. В результате сформулированы принципы хорошего дизайна образовательной среды, которые помогут сделать школы красивыми и удобными для учителей и учеников.


1. Общие рекомендации

2. Помещения

2.5 Типовые учебные кабинеты средней школы
2.6 Специализированные кабинеты средней школы
2.7 Столовая
2.8 Спортивные залы
2.9 Актовый и танцевальные залы
2.10 Библиотека
2.11 Медицинский кабинет
2.12 Административные кабинеты
2.13 Санузлы


Комплексный подход

Руководство включает рекомендации по планировке и отделке помещений, подбору освещения, закупке мебели и оборудования. Представлены решения по графическому оформлению пространства.

Комплексный подход экономит бюджет, сокращает время на этапе проектирования и способствует формированию цельной визуальной среды.


Выделение функциональных зон

Система зонирования пространства помогает организовать помещения для учебы, отдыха, игр, хранения инвентаря и места ожидания для родителей.



Разделы сопровождаются иллюстрациями образцовых интерьеров, которые разработаны на основе проведенного исследования и знакомства с европейскими школами.



Ремонтные работы

Разные типы помещений представлены в отдельных разделах. Подробно рассказано об оформлении учебных кабинетов начальных и старших классов, столовой, актового и спортивного залов, санузлов, коридоров, рекреаций, библиотеки, гардероба, медицинского и административных кабинетов.

У каждого из них есть свои особенности, и это учтено в документе. Например, на входе, в столовых и санузлах напольное покрытие должно быть влагостойким, а в спортзале — амортизирующим.



Для пола в вестибюле рекомендуется подбирать износостойкие, долговечные, экологически чистые, гипоаллергенные и простые в эксплуатации материалы

Описаны преимущества и недостатки материалов, срок их службы, особенности монтажа и требования к закупкам. Для ясности приводятся фотографии школьных интерьеров с удачной и неудачной отделкой. Наглядный материал помогает учесть нюансы и избежать распространенных ошибок, допускаемых в процессе ремонта.


Подбор цвета

Готовые палитры для отделочных работ учитывают назначение помещений и особенности их освещения.

Стена окрашивается одинаковыми или разными по ширине полосами. При этом стулья должны быть одного цвета — указанного в палитре для выделенной стены

Стена окрашивается одинаковыми или разными по ширине полосами. При этом стулья должны быть одного цвета — указанного в палитре для выделенной стены


Мебель

Много внимания в руководстве уделяется мебели: подробно объясняется, как подбирать предметы с нужными характеристиками, рационально их компоновать и безопасно расставлять.


Характеристики
Цвет: однотонный, яркий или нейтральный, без орнаментов и принтов
Материал: фанера, ДСП, МДФ в сочетании с пластиком, ламинацией или покраской
Рекомендованная высота: до 220 см — для удобства использования

Расположение
Вдоль задней стены в зоне хранения. Если там располагается вывод воды, то верхний ряд модулей размещается над раковиной

Компоновка
Необходимые модули подбираются в зависимости от потребностей учителя


Парты подобраны с учетом эргономики.

Тип 1
Соединенная конструкция
Открытая зона хранения с крючком
Ценовой диапазон: 2000–3000 руб.

Тип 2
Раздельная конструкция
Отдельный крючок для рюкзака
Ценовой диапазон: 3000–4000 руб.

Тип 3
Раздельная конструкция
Регулировка высоты парты и стула
Регулировка угла наклона столешницы
Открытая зона хранения с крючком
Ценовой диапазон: 6000–8000 руб.

Тип 4
Раздельная конструкция
Регулировка высоты парты и стула
Регулировка угла наклона столешницы
Закрытая зона хранения с крючком
Ценовой диапазон: 8000–10 000 руб.


Освещение

Лампы, рекомендуемые в документе, соответствуют санитарным нормам и практичны в эксплуатации.


Работа над деталями

Руководство учитывает все мелочи интерьера и даже советует, как разместить крючки, вешалки, мусорные ведра, мягкие подушки. Внимательный подход к деталям делает школьные помещения удобными и уютными.




Навигация

Спроектированы таблички для размещения в любой школе. Они помогают новым ученикам и родителям найти нужный кабинет или зал, а также разнообразят пространство коридоров и рекреаций.


Графические материалы

Подробные рекомендации помогают гармонично подобрать и разместить схемы, карты, таблицы и плакаты.


Декорирование стен

Созданы материалы для оформления коридоров и кабинетов — банк с изображениями доступен для всех школ. С помощью готовых трафаретов стены оформляются яркими и познавательными иллюстрациями, отобранными архитекторами и дизайнерами на конкурсной основе.

Полезная информация на стенах

Правила, схемы и формулы превращаются в элементы графического оформления интерьера. Сложный материал, проиллюстрированный примерами из повседневной жизни, лучше усваивается и запоминается.


Расчетная формула для определения давления жидкости в любой ее точке, а также на дно и стенки сосуда. Размещается в кабинете физики или санузле

Расчетная формула для определения давления жидкости в любой ее точке, а также на дно и стенки сосуда. Размещается в кабинете физики или санузле

Шаблоны для документов

Готовые макеты упрощают работу в текстовом редакторе и привносят порядок в визуальное пространство школы. Для подготовки содержательной части сформулированы рекомендации по составлению текстов.


Образцовая типографика в документах облегчает восприятие информации и приучает детей к хорошему стилю.

Оформление

Для объявлений и расписания используется единый шрифт и набор пиктограмм. Небольшие изображения не бросаются в глаза, но разбавляют текст и сглаживают формализм официальных объявлений.

Разработчики рады мнениям специалистов и приглашают инженеров, преподавателей и администраторов школ оставлять отзывы и пожелания через форму обратной связи.



По заказу Департамента образования Москвы Студия Артемия Лебедева и Московский архитектурный институт (МАрхИ) разработали руководство по оформлению типовых школ, предварительно проведя масштабное исследование. В результате сформулированы принципы хорошего дизайна образовательной среды, которые помогут сделать школы красивыми и удобными для учителей и учеников.

Комплексный подход
Руководство включает рекомендации по планировке и отделке помещений, подбору освещения, закупке мебели и оборудования. Представлены решения по графическому оформлению пространства.
Комплексный подход экономит бюджет, сокращает время на этапе проектирования и способствует формированию цельной визуальной среды.

Выделение функциональных зон
Система зонирования пространства помогает организовать помещения для учебы, отдыха, игр, хранения инвентаря и места ожидания для родителей.Разделы сопровождаются иллюстрациями образцовых интерьеров, которые разработаны на основе проведенного исследования и знакомства с европейскими школами.

Ремонтные работы
Разные типы помещений представлены в отдельных разделах. Подробно рассказано об оформлении учебных кабинетов начальных и старших классов, столовой, актового и спортивного залов, санузлов, коридоров, рекреаций, библиотеки, гардероба, медицинского и административных кабинетов.У каждого из них есть свои особенности, и это учтено в документе. Например, на входе, в столовых и санузлах напольное покрытие должно быть влагостойким, а в спортзале — амортизирующим.

Подбор цвета
Готовые палитры для отделочных работ учитывают назначение помещений и особенности их освещения.

Мебель
Много внимания в руководстве уделяется мебели: подробно объясняется, как подбирать предметы с нужными характеристиками, рационально их компоновать и безопасно расставлять.

Освещение
Лампы, рекомендуемые в документе, соответствуют санитарным нормам и практичны в эксплуатации.

Работа над деталями
Руководство учитывает все мелочи интерьера и даже советует, как разместить крючки, вешалки, мусорные ведра, мягкие подушки. Внимательный подход к деталям делает школьные помещения удобными и уютными.

Навигация
Спроектированы таблички для размещения в любой школе. Они помогают новым ученикам и родителям найти нужный кабинет или зал, а также разнообразят пространство коридоров и рекреаций.

Графические материалы
Подробные рекомендации помогают гармонично подобрать и разместить схемы, карты, таблицы и плакаты.

Декорирование стен
Созданы материалы для оформления коридоров и кабинетов — банк с изображениями доступен для всех школ. С помощью готовых трафаретов стены оформляются яркими и познавательными иллюстрациями, отобранными архитекторами и дизайнерами на конкурсной основе.

Полезная информация на стенах
Правила, схемы и формулы превращаются в элементы графического оформления интерьера. Сложный материал, проиллюстрированный примерами из повседневной жизни, лучше усваивается и запоминается.


Шаблоны для документов
Готовые макеты упрощают работу в текстовом редакторе и привносят порядок в визуальное пространство школы. Для подготовки содержательной части сформулированы рекомендации по составлению текстов.

Оформление
Для объявлений и расписания используется единый шрифт и набор пиктограмм. Небольшие изображения не бросаются в глаза, но разбавляют текст и сглаживают формализм официальных объявлений.

Разработчики рады мнениям специалистов и приглашают инженеров, преподавателей и администраторов школ оставлять отзывы и пожелания через форму обратной связи.

Читайте также: