Руководителю школьного драмкружка понравилась идея создать театральную постановку

Обновлено: 05.07.2024

Привет всем! Туговато как-то идет с ответом…помогите плиззз…
Спишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с суще-
ствительными. Укажите устно, какие причастия действительные
и какие страдательные.
1) Школьный драматический кружок, . артистом го-
родского театра, готовит новую постановку. — Артист, . школьным драматическим кружком, тщательно разъяс-
няет роль каждому участнику спектакля (руководя-
щий, руководимый). 2) Учащиеся . большую работу
по расширению пришкольного сада, написали о своём опы-
те в школьную стенгазету. — Большая работа, . школь-
никами, была подробно описана в стенгазете (проде-
лавший, проделанный). 3) Девушка, . новую книгу,
рассказывала подругам о своём впечатлении от неё. —
Новая книга, . девушкой, была написана ярко и увлека-
тельно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор,
. инженером, имеет большую ценность. — Инженер,
. новый прибор, получил премию (изобретший, изобре-
тённый). 5) Ветер, . облака, не утихал ни на мину-
ту. — Облака, . ветром, быстро неслись по небу (гоня-
щий, гонимый).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Чистоозёрного района Новосибирской области

Педагогический опыт. Школьный театр как эффективное средство развития творческих способностей детей.

Гаар Вера Петровна, учитель русского языка

и литературы высшей категории

Педагогический опыт. Развитие творческих способностей школьников через театрализованную деятельность в условиях сельской школы.

Наш творческий коллектив быстро увеличивался, укреплялась его материальная база, и вскоре мы стали условно называть свой творческий проект театром.

В чём актуальность проекта? Наше село расположено в одном из самых отдалённых районов Новосибирской области. В школе обучалось за эти годы 150-75 учеников, многие из них – из малообеспеченных семей, и большинство никогда не было в настоящем театре. Потому такая форма работы с детьми в условиях сельской местности очень актуальна: наши сельские дети не должны чувствовать себя обделёнными в культурной, досуговой деятельности, их жизнь должна быть интересной и насыщенной. Театральное творчество является оптимальным вариантом приобщения школьников к миру прекрасного.

Название коллектива символично. Школьный театр – это исток:

творческого начала личности;

нравственности и духовности;

активной жизненной позиции.

И название коллектива, и его девиз отражают цель моей работы с детьми: воспитание духовно богатой, гармоничной личности, выявление и развитие творческих способностей ребёнка, создание условий для самореализации, самоутверждения формирующейся личности.

Через организацию работы школьного театра успешно реализуется комплекс важнейших задач :

нравственное воспитание, формирование собственной системы ценностей;

личностное развитие, вера в себя, осознание неповторимости своей личности;

сохранение психического и физического здоровья детей, настрой на положительное, развитие эмоциональной сферы, культуры чувств;

эстетическое воспитание, приобщение к ценностям мировой художественной культуры.

Начинать было очень трудно. Чтобы качественно поставить спектакль, нужна помощь квалифицированных специалистов дополнительного образования: хореографов, музыкальных работников. Но в условиях сельской школы это нереально, и приходилось многому учиться, многое осваивать самостоятельно, искать нужную литературу, к сожалению, ресурсы Интернета в те годы были недоступны.

Многие годы остро стояла одна и та же проблема: как обеспечить качественный звук во время выступления? Здесь никакие подручные средства не помогут, здесь необходимо специальное акустическое оборудование. В 2008 году я участвовала в конкурсе социально-значимых проектов, выиграла грант, и на эти деньги было приобретено звуковое оборудование: динамические вокальные микрофоны, микрофоны-пушки для записи с больших дистанций, микшерный пульт, акустическая система. Приобретённая аппаратура позволила повысить уровень проведения различных творческих мероприятий.

Этапы работы над спектаклем

С чего начинается театр для сельских детей? На начальном этапе закладывается фундамент для углубленного представления о театре , во спитанники получают первоначальные знания в области театрального искусства. С появлением Интернета решить эту задачу стало проще. Мы собирали информацию о театральной деятельности, просматривали видеоматериалы с фрагментами спектаклей, затем обсуждали их. Такие беседы развивают мышление детей, личностное начало, аналитические способности, ребята учатся давать собственную оценку увиденному.

Постановка спектакля представляет собой своеобразную проектную деятельность, поскольку в ней находят практическое применение имеющиеся знания, умения и навыки, задействованы межпредметные отношения, предусматриваются те же этапы, что и в любом проекте: подготовка и планирование, распределение обязанностей, практическое воплощение, презентация результатов. Путь к выпуску школьного спектакля очень долгий и непростой, состоит из нескольких этапов.

1.Выбор пьесы .

От правильного выбора пьесы зависит успех всего творческого проекта. Драматическое произведение отвечать следующим требованиям:

соответствовать возрасту детей, быть понятным и доступным;

быть интересным, увлекательным;

заключать воспитательный потенциал;

учитывать индивидуальные особенности детей; предоставлять максимальные возможности для индивидуального раскрытия каждого участника и всей группы;

быть реальным и соответствовать художественным и техническим возможностям коллектива

Работа над сценарием – процесс долгий, и в его разработке также часто участвуют дети. Для драматизации выбирается законченный фрагмент (эпизод, глава) эпического произведения или целое произведение небольшого объема. Такая совместная работа способствует развитию творческих задатков ребят. Сценарий спектакля «Жили-были старик со старухой сочиняли всем коллективом по мотивам русских народных сказок.

3.Внесценическая жизнь роли (этюды–импровизации)

Репетиции обычно проводятся по эпизодам с актёрами в разных составах: индивидуально с каждым, в парах, групповые - в ансамбле с партнёрами. Юные актёры активно осваивают текст пьесы.

Совместно придумываем пластические этюды (изображаем походку, манеры персонажей), обсуждаем находки. Стараюсь следить, чтобы дети не копировали жесты, интонации других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Всякую находку, новое удачное решение отмечаем и поощряем, учим не бояться, а умело работать с реквизитом, обыгрывать декорацию.

4. Упражнения по актерскому мастерству.

Параллельно с работой над ролью проводятся тренинги по актёрскому мастерству.

Упражнения по актерскому мастерству и сценической речи начинаются именно с артикуляционного аппарата. Это наши губы, челюсть, язык и все, что участвует в процессе формирования слов, которые мы произносим вслух. Если актер обладает вялым артикуляционным аппаратом, его слова со сцены не будут понятны зрителям, звучать они будут нечётко.

Работа над сценической речью, над правильным произношением требует терпения, усидчивости, трудолюбия: ведь до зрителя нужно донести всю значимость, смысловую нагрузку слова, его эмоциональную окраску. Чистоговорки, разминка языка, дыхательные упражнения, скороговорки позволяют развивать артикуляционный аппарат.

Подвижная мимика не менее важна, ведь для того, чтобы зритель сопереживал герою, он должен понимать, какие чувства и страсти владеют им в данную минуту. В этом участвуют и мимика, и поза, и движения. Конечно, показ чувств только с помощью мимики сопереживания не вызовет - она должна быть подкреплена реальными чувствами, которые в данный момент испытывает актер в образе героя . Этому способствуют мимические упражнения, пантомимика. Правильно выбранное действие мимики поможет верно произнести реплику.

В арсенал упражнений для актёрского тренига обязательно включаются дыхательные упражнения. От правильного дыхания на сцене, как и в спорте, зависит успех роли. В первую очередь с помощью дыхания создается посыл, который доносит звуки до самых последних рядов.

Актёр должен обладать прекрасным воображением, потому упражнения на развитие воображения непременно должны присутствовать на занятиях с юными актёрами. Этому помогает работа с актерскими этюдами. Этюд – это небольшая зарисовка, главное упражнение для начинающего артиста. Специальные театрализованные игры-драматизации, игры-имитации, ролевые игры, импровизации, диалоги помогают осваивать комплекс этих средств выразительности для создания какого-либо образа

5. Построение мизансцены

На этом же этапе дети знакомятся с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле.

6. Репетиции всей пьесы целиком. Отработка

К этому этапу уже подготовлены декорации, реквизит, костюмы. В репетиции (их называют прогонами) включаются музыкальное сопровождение, спецэффекты, хореографические элементы, оценивается темпоритм спектакля. Обязательно назначаются ответственные за подготовку реквизита, смену декораций, открытие занавеса.

Проведение репетиций – очень трудоёмкий процесс для руководителя, требует больших временных затрат. Вместо положенных по расписанию 3-4 часов в неделю, приходится работать 6-8 часов с разным составом ребят.

7. Генеральные репетиции

Обычно проводятся две генеральные репетиции, и первая часто бывает неудачной. После репетиции провожу обсуждение, коллективно пытаемся проанализировать игру актёров, понять причины ошибок, неудач. Всегда стараюсь подбодрить детей, похвалить их, чтобы они не теряли веру в успех дела, в свои силы.

8. Премьера спектакля

Идея спектакля, способы её выражения

Эти многочисленные элементы спектакля нацелены на раскрытие, понимание его идеи. Ведь ц ель спектакля - не просто развлечь зрителя, а заставить его над чем-то задуматься, затронуть какие-то струны в его душе

Что детям участие в театрализованной деятельности?

1.В процессе работы над спектаклем у воспитанников формируются навыки, необходимые для творческой коллективной работы, развивается умение работать в команде, они понимают, что успех общего дела зависит от вклада юного каждого актёра.

2. Участие в школьных спектаклях, подготовка театрализованных представлений формируют у ребенка уверенность в себе, собранность, организованность, ответственность, дисциплинированность. Трудно переоценить этот вид деятельности в становлении, социализации ребёнка: он по-новому осознаёт общественные проблемы, своё отношение к событиям, ценностям, к конкретным людям.

3. Кроме этого, это мощное средство в преодолении многих детских комплексов, ребёнок преодолевает смущение, застенчивость, скованность, становится коммуникабельным, сохраняется его психологическое здоровье. Ф изическое здоровье ребёнка тоже зависит от эмоций, которые он переживает. Театральная деятельность позволяет решать многие проблемы воспитания детей из так называемых групп риска (с нетипичным, девиантным поведением). В коллективе воспитывается культура общения, уважительное отношение к историческому наследию, миру и людям.

4. В театрализованной деятельности формируется культура чувств, развивается эмоциональная сфера ребёнка.

5.Совершенствуется грамматический строй речи ребенка, развивается монологическая, диалогическая форма речи, осваиваются нормы русского языка, в том числе орфоэпические.

6. Произведения русской классики заключают в себе огромные возможности для формирования личности ребёнка, для освоения художественного и воспитательного потенциала литературы, углубления литературного образования.

Результаты работы

За долгие годы работы было подготовлено множество творческих проектов. Большинство спектаклей было поставлено по сценариям, написанным мною на основе литературных произведений. Самые яркие наши спектакли:

Праздник Победы – это святое, и мы очень трепетно относимся к подготовке творческих мероприятий, посвящённых Великой Победе.

За долгие годы работы накопилось большое количество сценариев, которыми я могу поделиться с коллегами.

Школьный театр – это не только уникальная для села форма организации досуга детей, но и своеобразная педагогическая технология, важный инструмент воспитательного воздействия на ребёнка.

Школьный театр даёт мощный импульс развитию творческих способностей детей, и они несут дальше по жизни это творческое начало своей личности.

hello_html_250d51a7.jpg

hello_html_m3a4e7851.jpg

hello_html_3d51953a.jpg

hello_html_m248950dc.jpg

hello_html_14007f8f.jpg

hello_html_m28dfcea5.jpg

Литература, интернет ресурсы

Ершова. Актёрская грамота – подросткам. – М. Просвещение. 1994

Режиссёр работает в школе. – М. Искусство, 1991

Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра – М. Просвещение, 1978 г.

Чехов М.А. Литературное наследие. Т.2 – М., Искусство, 1995 г.

Корягин, Н.Н. Как оформить самодеятельный спектакль / Н.Н. Корягин, Д.Н, Тихомиров. – М.: Профиздат, 1963. – 107 с.

Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их ссуществительными.

1) Школьный драматический кружок, . артистом городского театра, готовит новейшую постановку. Артист, . школьным драматическим кружком, кропотливо объясняет роль каждому соучастнику спектакля (управляющий, руководимый). 2) Юннаты, . великую работу по расширению пришкольного сада, написали освоемопыте в школьную стенгазету. Великая работа, . юннатами была досконально описана в школьной стенгазете (проделаший,проделанный). 3) Женщина, . новую книгу, говорила подругам о своём воспоминании от неё. Новая книжка, . женщиной, была написана ярко и интересно (прочитавший, прочитанный).4) Новый устройство, . инженером, имеет большую ценность. Инженер, . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретенный). 5) Ветер, . облака, не утихал ни на минуту. Облака, ветром, скоро неслись по небу (гонящий, гонимый. .

Изображение 313. Спишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие страдательные.1) Школьный.

313. Спишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . артистом городского театра, готовит новую постановку. — Артист, . школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2) Учащиеся . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету. — Большая работа, . школьниками, была подробно описана в стенгазете (проделавший, проделанный). 3) Девушка, . новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё. — Новая книга, . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . инженером, имеет большую ценность. — Инженер, . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый). 5) Ветер, . облака, не утихал ни на минуту. — Облака, . ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Читайте также: