Рукоприкладство в детском саду статья

Обновлено: 07.07.2024

Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается системное нарушение прав ребенка, которое обусловлено рядом причин, в том числе и обострившимися в последние годы кризисом института семьи. Заметно снизился её воспитательный уровень, ослабли нравственные устои, растет число детей, пострадавших от жестокости родителей. Существующая в государстве система защиты прав ребенка в семье работает, как правило, по наступившим последствиям (сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания).

В Российской Федерации защита детей от жестокого обра­щения осуществляется с помощью норм гражданского (семей­ного) и уголовного права. Главной задачей уголовного права является охрана прав и свобод человека. Для осуществления этой задачи Уголовный кодекс (УК) устанавливает, какие дей­ствия считаются преступлением, и какое наказание может быть назначено за каждое преступление. Основным инструментом уголовного правосудия является наказание преступника. Ста­тья 43 УК указывает, что наказание применяется для вос­становления социальной справедливости, исправления осуж­денного и предупреждения новых преступлений.

Семейное законодательство направлено на укрепление семьи, построение семейных отношений на основе любви и взаимной ответственности. Внутрисемейные конфликты дол­жны разрешаться по общему согласию, забота о благосостоя­нии и развитии детей, защита их прав считаются приоритет­ными в семейном праве, на что указывает статья 1 Семейного кодекса (СК). Принципиальным положением семейного зако­нодательства является недопустимость осуществления своих прав и интересов одним из членов семьи в ущерб правам, сво­бодам и законным интересам других (статья 7 СК).

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Примеры:

ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);

ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью);

ст. 113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта);

ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью);

ст. 116 (побои), ст.117 (истязание);

ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),

ст. 131 (изнасилование);

ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);

ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера);

ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста);

ст. 135 (развратные действия);

ст. 125 (оставление в опасности);

ст. 124 (неоказание помощи больному);

ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);

ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);

ст. 110 (доведение до самоубийства);

ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

ст. 69 Семейного кодекса РФ (лишение родительских прав);

ст. 73 Семейного кодекса РФ (ограничение родительских прав);

ст. 77 Семейного кодекса РФ (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).

Это важно помнить родителям!

  • Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.
  • Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полицию.
  • Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
  • Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
  • Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
  • Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

Прокуратура Куйбышевского района г. Новокузнецка разъясняет!

Ответственность родителей за жестокое обращение с детьми.

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Жестокое обращение с детьми является не только социально порицаемым видом поведения людей, но и наказуемым государством. Наказания нерадивым родителям установлены как Кодексом РФ об административных правонарушениях, так и Уголовным кодексом РФ. Также жестокое обращение с детьми является безусловным основанием для применения крайней меры семейно-правовой ответственности – лишения родительских прав – и признается наиболее опасным видом злоупотребления родительскими правами.

Частью 1 ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено административное наказание за нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, а также воспрепятствование осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, а частью 3 – за повторное подобное нарушение.

Для уголовно наказуемого неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних обязательно наличие жестокого обращения с детьми. Этим административный проступок отличается от преступления.

Неисполнение родителями обязанностей по воспитанию детей в комплексе с жестоким обращением становится более опасным, влечет более тяжелые последствия для ребенка в виде физических и нравственных страданий.

Статья 156 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанной осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ наступает лишь в случае жестокого обращения с детьми в сочетании с неисполнением обязанностей по их воспитанию. Жестокое обращение с несовершеннолетними может быть выражено в совершении каких-либо конкретных умышленных действий, свидетельствующих о проявлении жестокости.

По смыслу уголовного закона неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего подразумевает систему действий (бездействия), сочетающихся с жестоким обращением. Жестокое обращение предполагает обязательное воздействие на несовершеннолетнего, в результате которого потерпевший испытывает физические и нравственные страдания.

Для преступлений этой категории характерна высокая степень латентности, поскольку преступные действия совершаются внутри семьи. Как правило, родители либо иные лица не исполняют обязанности по воспитанию детей на протяжении определенного периода времени, одновременно допускают жестокое обращение с детьми.

В выявлении таких правонарушений и преступлений участвуют органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в их число входят образовательные учреждения.

Обязанностью таких органов и учреждений является незамедлительное информированиеразличных правоохранительных структур, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних о нарушениях их прав и иных обстоятельствах, свидетельствующих, что несовершеннолетний и его семья находятся в социально опасном положении.

Добрый день! У меня к вам вопрос. 20.05.2016 забирал ребёнка 2.5 лет. из детского сада и обнаружил на бедре след от руки взрослого человека, то есть ребёнка в детском саду кто то ударил. Ребёнок не может мне рассказать кто это сделал. На вопрос к воспитателю за что ударили ребёнка не дал вразумительного ответа. После чего пошёл к заведующей детского сада. Как быть в этой ситуации?

Подобные деяния грозят уголовной ответственностью воспитателю

[Уголовный кодекс РФ]

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, — наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью
1. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) в отношении двух или более лиц;
в) в отношении малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего;
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Вам надо как можно скорее зафиксировать этот след от руки на теле ребенка (пока он не прошел) в травмпункте (получить на руки справку по этому факту)

Если имеются свидетели, которые также видели этот след, когда забирали ребенка из детского садика, их придется привлечь

Поговорите с родителями других детей, наверняка это не единичный случай.

Чем больше у Вас будет информации и доказательств, тем лучше

Переговоры с воспитателем и директором школы по этому случаю фиксируйте с помощью аудио и (или) видео.

Вообще фиксируйте все разговоры по максимуму и другие доказательства, которые Вам попадутся (и информацию от других родителей, у кого не дай Бог подобная ситуация была с тем же педагогом)

И далее в зависимости от того, чего Вы хотите для этого воспитателя: просто его убрать из детского садика, либо прямо привлечь к уголовной ответственности обращаетесь:

1) либо с жалобой в Министерство образования региона (республики) с требованием принять меры (к жалобе прикладываете копию справки из травмпункта)

2) либо пишете уже в прокуратуру региона или обращаетесь в полицию с заявлением, тут Вам пригодятся и и справка, и свидетели уже и вся остальная информация и доказательства, которые у Вас есть (тогда все для педагога будет гораздо серьезнее)

Смотрите сами, что выбрать. Таких педагоги, конечно, опасны для детей и для общества вцелом

Даже если по статье 156 УК присудят просто штраф, это все равно влечет судимость в любом случае для педагога

К кому обратиться, если ребенок жалуется на воспитателя?

В ситуации, когда ребенок жалуется на воспитателя, но нет никаких доказательств его слов, прежде всего, следует переговорить с родителям других ребятишек, которые посещают одну группу с вашим ребенком. Если хоть один из них скажет, что аналогичные жалобы были и от его ребенка, можно сразу (желательно, как минимум, вдвоем) идти к заведующей детского сада и требовать служебной проверки.

Чтобы руководитель дошкольного учреждения не пустила ситуацию на самотек — стоит написать официальное заявление с конкретными требованиями. Первый экземпляр передается заведующей, на втором в детском саду обязаны поставить отметку о принятии, включающую дату и Ф.И.О., подпись заявителей.

Обратите внимание!

По факту поступившей жалобы заведующая детского сада обязана провести проверку и принять меры реагирования по выявленным нарушениям.

В течение 30 дней заявителям должен быть дан письменный официальный ответ. Если этот ответ не устроит родителей, либо заведующая вовсе откажется комментировать ситуацию с воспитателем, следует жаловаться в другие инстанции.

Для этого можно обратиться в следующие органы:

  • отдел образования местной администрации;
  • управление образования города;
  • прокуратуру.

Если после посещения детского сада вы обнаружили у ребенка синяки, ссадины на теле, а он утверждает, что это сделала воспитательница — немедля отправляйтесь в травмпункт. Медики документально зафиксируют повреждения на теле несовершеннолетнего и выдадут соответствующую справку.

Обратите внимание!

Обращение в травмпункт позволит не только сохранить доказательства причиненного телесного вреда ребенку, но и выявить скрытые (внутренние) повреждения, исключив возможные осложнения здоровья от нанесенных побоев.

Далее пообщайтесь с родителями других детей, с которыми ходит в детский сад ваш ребенок. Вероятно, вы получите дополнительную информацию, подтверждающую, что воспитатель жестоко обращается с ними. Следующий шаг — обращение к заведующей детского сада.

Надежнее сразу оставить письменное заявление, указав в нем известную информацию и сославшись на возможных свидетелей. К заявлению приложите копию справки из травмункта.

Указывая требования, акцентируйте внимание на привлечение к ответственности виновного воспитателя, а также на возмещении ущерба, причиненного здоровью ребенка и компенсации морального вреда.

Как показывает практика, руководство детского сада либо сразу реагирует на заявление родителей об избиении несовершеннолетнего и принимает жесткие меры к воспитателю, либо начинает увиливать от ответственности.

Во втором случае, незамедлительно обращайтесь в отдел (управление) образования на местном уровне. Если с самого начала вы не обращались для помощи к юристу, на этой стадии желательно попросить его оценить ситуацию и составить необходимые заявления. Если должным образом не реагирует и отдел образования — следует обратиться в прокуратуру.

В ситуации, когда у ребенка обнаруживаются после посещения детского сада синяки и есть свидетели, что причиной их появления стал воспитатель:

  • посетите травмпункт;
  • зафиксируйте телесные повреждения;
  • обратитесь в ближайшее отделении полиции.

Напишите заявление о факте избиения ребенка с указанием возможных свидетелей, наличия материалов видеофиксации и т.д. Не забудьте приложить копию справки из травмпунка и получить талон-уведомления о принятии вашего обращения.

Обратите внимание!

Поскольку данное преступление затрагивает права ребенка, можно обратиться с заявлением напрямую в прокуратуру, минуя полицию.

Какое наказание грозит воспитателю?

Мера наказания, которая грозит воспитателю, избившему или жестоко обратившемуся с ребенком, зависит от степени причиненного малышу вреда.

За умышленное причинение легкого вреда здоровью воспитатель понесет ответственность по ст. 115 УК РФ в виде:

  • штрафа до 40 тыс. рублей (или в размере своего дохода за период до 3 месяцев);
  • обязательных работ до 480 часов;
  • исправительных работ до года;
  • ареста до 4 месяцев.

За вред здоровью средней тяжести последует уголовное наказание по ст. 112 УК РФ в виде лишения свободы до пяти лет.

За причинение тяжкого вреда здоровью малолетнего (ст. 111 УК РФ) воспитателю грозит тюремное заключение на срок до 10 лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

Независимо от того, по какой статье воспитатель будет осужден, он также понесет ответственность по ст. 156 УК РФ. Она предусматривает наказание за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним.

К виновному лицу будет применена одна из следующих санкций:

  • штраф до 100 тыс. рублей или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до 1 года;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы до 3 лет с возможным лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 5 лет;
  • тюремное заключение до 3 лет с возможным лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) в течение 5 лет.

Также нерадивого воспитателя можно привлечь к гражданско-правовой ответственности, и взыскать через суд компенсацию причиненного здоровью ребенка вреда и моральный ущерб.

По любому вопросу, возникающему в споре с детским садом, общении с надзорными или правоохранительными структурами — обращайтесь за бесплатной консультацией к нашим юристам. Они подскажут, как правильно защитить своего малыша от противоправных действий воспитателя и привлечь виновного к ответственности.

Что делать, если воспитатель бьет детей: рассказывает мама, вступившая в борьбу - слайд

Прошло два года с тех пор, как петербурженка Ольга Лобанова выиграла дело в ЕСПЧ. Над ее сыном издевались в детском саду, и женщина добилась справедливости, хотя это заняло годы. Но кажется, эта история никого ничему не научила, и произвол в детских садах продолжается. Майя Милова рассказывает о том, что происходит прямо сейчас в петербургском детском саду № 2 Калининского района.

Мне очень повезло: мой ребенок относительно легко воспринимает перемены. Когда в сентябре в нашей группе сменились воспитательницы, мой сын воспринял это достаточно спокойно. Но практически сразу выяснилось, что одна из новых воспитательниц любит покричать на детей.

После нескольких таких просьб сын стал говорить, что на него не кричат, зато на остальных детей — сколько угодно. Наверное, это было малодушно, но мне казалось, что другие родители разберутся сами, а наша ситуация под контролем. Казалось мне так ровно до восьмого марта. Перед утренником одна из матерей рассказала такое, от чего у меня волосы встали дыбом.

Оказалось, что еще в ноябре та самая кричащая воспитательница рассердилась на ее сына за то, что он взял листок бумаги не того цвета — она сказала взять синий, а он взял красный, или наоборот. За это педагог с 31-летним стажем ударила ребенка по голове. С тех пор она, видимо, невзлюбила этого мальчика: мать рассказала и о других случаях, когда его унижали или отказывали в помощи. У ребенка развилось заикание, ходить в сад он, естественно, боится.

Сказать, что я была поражена — ничего не сказать. И об этой даме я думала, что ситуация с ней под контролем? Тем же вечером мы поговорили с сыном. Он не только подтвердил то, что я узнала, но и рассказал еще об одном случае. Мне показалось, что только после моих расспросов ребенок осознал, что это были ненормальные события.

Только иногда, несильно, по попе

Что же сделала дальше педагог с 31-летним стажем? Признаюсь, такого мы не ожидали. Попробуете угадать?

Я отвела своего ребенка в коммерческий сад и написала в комитет по образованию, районный отдел образования и заведующей садом.

Сейчас, когда я пишу эту колонку, я получила официальный ответ только из комитета по образованию. Вкратце его можно пересказать так: воспитатель все отрицает, мы рекомендовали заведующей усилить контроль, если у вас есть доказательства, идите в полицию. В телефонном разговоре со мной сотрудница комитета Татьяна Федорова довольно прозрачно дала понять, что лучшим вариантом для меня будет просто забрать ребенка.


Как я писала в самом начале, моей семье определенно повезло. Во-первых, физическое насилие не коснулось непосредственно моего ребенка. Во-вторых, он сравнительно легко перенес насилие психологическое. В-третьих, он быстро приспособился к новым обстоятельствам, нашел новых друзей в коммерческом саду и уже не так рвется в свою прежнюю группу. И наконец, у меня в принципе была возможность эвакуировать его в этот коммерческий сад.

Я задумалась: что, если бы все это было иначе — если бы мое финансовое положение было хуже, а мой ребенок был более ранимым и впечатлительным, больше боялся бы перемен? Как я защищала бы его тогда?

Родителям внушают, что показания детей не идут в счет, а жалобы взрослых не будут приниматься всерьез, пока выгоревшая, привыкшая к безнаказанности женщина не устроит настоящую беду. Действительно ли мы, взрослые люди, лишены возможности защитить своих детей даже в такой простой ситуации? Специалисты поясняют: все не так безысходно, как нам пытаются представить.

Ольга Лобанова

Адвокат. Выиграла в ЕСПЧ дело о насилии над ребенком в детском саду

Очевидно, настрой в этом саду таков, что дети — это ничто, а главное — трудовой коллектив. Поэтому решение мамы перевести ребенка я считаю правильным: она оберегает его психику. А потом уже можно разбираться. Честно говоря, я бы инициировала серьезную проверку. Вообще-то такими делами занимается Следственный комитет, родители могут составить обращение туда и попросить провести проверку. За это никого у нас к ответственности не привлекают; любое лицо имеет право обратиться в органы, уполномоченные провести проверку. Родители могут написать, что со слов детей им известны такие-то вещи, и они полагают, что в действиях такого-то воспитателя имеются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ. Органы обязаны будут провести проверку. Кроме того, они имеют право опрашивать самих детей, которые прекрасно могут дать показания — в присутствии родителей и детского психолога, которого родители могут выбрать сами. Поверьте, психологи умеют разговаривать с детьми.

Что касается заведующей, для которой три случая — это ерунда: вы же понимаете, что заведующая садом тоже несет уголовную ответственность за халатность. Именно она допустила эту ситуацию, не предупредила ее. Когда родители инициируют проверку, и машина закрутится — заведующая будет вынуждена принять меры. Я думаю, она не захочет проблем и постарается убрать эту воспитательницу. Но я бы добивалась ответственности для этого человека. В последние годы преследование лиц, которые жестоко обращаются с детьми или халатно относятся к своим обязанностям, стало жестче. Стало больше публикаций в СМИ, чаще проводятся проверки, привлечение по статье стало активнее.

Бездействовать нельзя ни в коем случае. Семейный Кодекс подразумевает, что родители обязаны активно участвовать в жизни ребенка. Вы должны предупредить нежелательные события в жизни собственного ребенка. Если родители не предприняли никаких мер, они тоже понесут ответственность.

Елена Доценко

Психолог, гештальт-терапевт, детский психолог

Если вскрывается такая ситуация, родителям лучше всего спокойно обсудить с ребенком, что он видел, и уточнить, что чувствовал при этом: например, испугался ли? А затем нормализовать реакцию ребенка — например, сказать: да, я бы тоже испугалась, если бы рядом со мной взрослый ударил другого ребенка.

Это травмирующий опыт для всех детей: тех, кто был свидетелями насилия, и тех, кто непосредственно пострадал. Скорее всего, ребенок испытывает много чувств, загнанных очень глубоко: страх, ярость, беспомощность. Чтобы выпустить их, можно предложить ребенку пофантазировать: например, что бы ты сделал, если бы мог? Может, заколдовал бы воспитательницу, превратил ее в жабу — пусть себе на комаров квакает? Пусть в игре, но ребенку нужно почувствовать свою силу, активность, а не полное бессилие. Иначе это путь к формированию выученной беспомощности: все сильнее меня, я ничего не могу сделать.

Хорошо бы со всеми этими детьми поработать детскому психологу. Родители, будучи эмоционально очень вовлечены в ситуацию, не всегда в состоянии помочь ребенку раскрыть его чувства.

Что касается запугивания: запугать ребенка так, чтобы он не рассказывал родителям о травмирующем опыте, совсем не сложно. В силу особенностей детской психики ребенку может казаться, что это он виноват во всем происходящем — тогда ему будет стыдно или страшно поделиться.

Кроме того: если в семье это не проговаривается, ребенок и вправду может не знать, что нормально, а что ненормально. Детям стоит объяснять, что никто не имеет права кричать на них, что прикасаться к ним можно, только если они согласны. Понятно, что сами дети в игре могут друг с другом взаимодействовать, но если взрослый хватает, дергает за руку или, тем более, ударяет ребенка — это ненормально. Если обсуждать это с детьми — больше шансов, что они будут обращать внимание на ненормальные события и в конечном итоге расскажут о них родителям.

Часто события из жизни детей всплывают в игре. Если в играх ребенка одна игрушка наказывает другую, причем в семье нет такой практики — родителям стоит насторожиться. Можно подключиться и попытаться через игру выяснить, в чем дело.

Основная профилактика запугивания — стараться выслушивать ребенка, верить ему, воспринимать его всерьез. Если ребенок знает, что родители на его стороне, что они сильные и защитят его — скорее всего, он будет устойчив к запугиваниям.

Читайте также: