Творческая среда в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Сылко Елена Владимировна
Должность: учмтель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 22 Курского района Ставропольского края
Населённый пункт: х.Зайцев
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Развитие творческой среды на уроках начальной школы в соответствии с ФГОС
Раздел: начальное образование

верхушки деревьев. Вдохните морозный воздух, возьмите в руки комочек снега. Что вы

букашками. Бурундук беседовал с бобром.

ежик, бережок, снежок, ножки, сапожки.
Составьте, используя данные слова четверостишия. 1. Вышел ежик на лужок И увидел бережок. Не промокнут ножки: У ежа - сапожки! 2. Падал беленький снежок. По дорожке ёжик шёл. Заморозил ножки - Не купил сапожки. Другим средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются сказки.
Сочинение

Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Приём – эмпатия.
Суть его в том, что человек представляет себя предметом, о котором идёт речь, вживается в образ предмета и пытается решить задачу, посмотрев на неё глазами данного предмета. Это чисто психологический приём, расчёт на то, что неожиданный взгляд на задачу позволяет увидеть нечто новое.  Что если ты превратился в кустик?  О чём ты мечтаешь?  С кем ты подружился?  О чём шепчутся твои листочки? Представьте себя линейкой, тетрадью, портфелем и т.д.
2.

7.Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета
. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными. Например: сапоги – ворона – Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону? и т.д

ВложениеРазмер
metod_obedinenie_2_tema.docx 26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Самореализация личности ребенка происходит в определенном окружении и взаимодействии с разными объектами (вещами и др.), людьми, то есть в определенной среде. Состояние внешней среды может оказывать как стимулирующее, так и угнетающее воздействие на самореализацию личности человека. Среда, способствующая самовыражению, раскрытию потенциала личности повышает эффективность самореализации и наоборот.

Дополнительное образование - особый вид образования, среда, которая располагает большими возможностями в плане развития личности, удовлетворения ее потребностей, интересов, создает условия для творческой самореализации в самых различных видах деятельности: занятиях художественным творчеством, техникой, физической культурой, хореографией, экологией, музыкой и др.

Как справедливо отмечают исследователи М. И. Меерович, Л. И. Шрагина личность с творческим стилем мышления не только готова к постоянным изменениям в технологиях в условиях современного научнотехнического процесса, но и рассматривает эти изменения как возможность получить жизненно необходимое моральное удовлетворение от решения возникающих интеллектуальных задач.

Итак, целью создания творческой образовательной среды в организациях дополнительного образования является создание оптимальных условий для удовлетворения разнообразных интересов обучающихся и их семей, а также развития личности, творчески воспринимающей и преобразующей окружающую действительность, способной адаптироваться к изменяющимся условиям.

Основными задачами творческой образовательной среды в организациях дополнительного образования учащихся являются:

  1. Комплексный подход к формированию творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей

Все логические процедуры и технические приемы средовых технологий группируются вокруг таких понятий, как диагностика, проектирование и продуцирование педагогического результата. Рассмотрим каждое из них.

Модель является идеализированным представлением соответствующего реального объекта исследования. Теоретическое представление о педагогическом процессе также есть его моделирование. Так моделирование служит задаче конструирования как нового, так и существующего на практике.

Одно из главных условий построения модели - сохранение свойств реального объекта. Именно тогда познание может сосредоточиться на тех сторонах реальности, которые выделены для изучения. Так К. Ингенкамп полагает, что модель - это мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

  1. Методика и организация экспериментальной проверки комплекса мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей

Задачи, которые предстоит решить в ходе опытно-экспериментальной работы:

  • выявить состояние развития среды в учреждении, ее потенциалов по выделенным в первой главе показателям;
  • обосновать диагностический инструментарий методики проверки результативности практической реализации разработанной в ходе исследования модели; экспериментально проверить комплекс мер, оптимизирующих процесс формирования и развития творческой воспитывающей среды;
  • обобщить полученные результаты и наметить пути оптимизации использования творческой воспитывающей среды как базового педагогического ресурса в деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Разрабатывая методику проведения опытно-экспериментальной работы, мы исходили из общенаучных принципов организации экспериментальной работы, отражающих требования к ее проведению (П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Л.В. Мардахаев):

  1. Целостнсть изучения педагогических явлений.
  2. Объективность.
  3. Непрерывность изменения, развития исследуемых явлений.
  4. Выделение основных факторов, определяющих результаты процесса.
  5. Соотнесение достигнутого, существующего, должного и перспективного и др.

Критериями проводимого исследования являлись внутренняя валидность, то есть адекватность выбранного признака, показателя тому, что именно будет оцениваться, и внешняя валидность, означающая, что результаты исследования должны быть репрезентативными и применимыми к другим группам людей.

При проведении опытно-экспериментальной работы в учреждении дополнительного образования детей необходимо было исходить из двух важных практических условий (принятия их как данности):

  1. программы дополнительного образования детей рассчитаны на разные сроки обучения в творческих объединениях - 1, 2, 3, 4 и более лет;
  2. творческие объединения Центра могут являться разновозрастными в зависимости от сроков обучения.

В этой связи необходимо учитывать при формировании контрольных и экспериментальных групп возможность выбытия определенного количества испытуемых к окончанию эксперимента. Также при определении уровня творческих способностей в группе необходимо соизмерять полученные данные с возрастом испытуемого. Кроме того, длительность экспериментальной работы по формированию творческой воспитывающей среды, исходя из продолжительности обучения и принципа целесообразности, не может быть менее 3-х лет. А полная реализация комплекса мер и развитие смоделированной среды потребует более значительного времени.

Для определения уровня развития изучаемого явления были подготовлены к использованию следующие методы: - теоретические (сопоставление; анализ; синтез; обобщение; моделирование; проектирование).

3. Оценка и анализ результатов реализации комплекса мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в условиях учреждения дополнительного образования детей

Цель — апробировать гипотетически сформулированный комплекс мер по формированию модели творческой воспитывающей среды и экспериментально проверить их эффективность.

Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:

  1. апробация теоретических положений исследования в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей;
  2. апробация функциональной модели формирования творческой воспитывающей среды;
  3. проверка эффективности реализации комплекса мер и социально педагогических условий, влияющих на исследуемый процесс.

Формирующий эксперимент осуществлялся поэтапно в соответствии с компонентами разработанной функциональной модели:

  1. Мотивационно-целевой.
  2. Содержательный.
  3. Процессуально-деятельностный.
  4. Оценочно-результативный.

Подбирая методы, формы, приемы для развития творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования, я исходила из одной важной особенности — в образовательно-воспитательном процессе в такого рода учреждениях быстро переходят от теории к практике, поэтому предлагаемые рядом автором (С.А. Кулешова, И.В. Станько и др.) методы, направленные на формирование у учащихся понятий о творчестве, его особенностях и т.д. не могли быть применимы в моем исследовании.

  1. Приоритетным направлением дополнительного образования являются занятия спортом: в настоящее время занимаются спортом в начальной школе 43% учащихся, в средней - 42,7%, в старшей - 43,2%.
  2. Потенциальное желание заниматься спортом составляет 44,9%-34,1%-39,8%.
  3. На следующей позиции актуальных занятий учащихся начальной школы находятся занятия хореографией (13,2%), но хотели продолжить занятия (т.е. потенциальные потребности) всего лишь 7,2%; для учащихся средней школы устойчивой может рассматривать потребность в занятиях музыкой (соотношение у уже занимающихся и желающих заниматься 139 составляет 19% -14,3%); для учащихся старшей школы аналогичными5могут рассматриваться занятия языками (11,2% - 11,4%).

Следует отметить, что существует несоответствие между актуальными и потенциально востребованными занятиями учащихся:

  • позицию актуальных занятий учащихся начальной школы занимают занятия музыкой (11,5%), в то время как потенциальные потребности в данных занятиях составляют лишь 1,2%; занятия же изобразительным и декоративно-прикладным искусством, наоборот, представлены соотношением 9,6% -11,7%;
  • в средней школе также выявлено несовпадение актуальных и потенциальных потребностей соответственно - занятия языками (11,8% - 4%) и изобразительным и декоративно-прикладным искусством (10,7% - 8,1%);
  • в старшей школе несоответствие между актуальными и потенциальными потребностями представлено следующим образом - занятия хореографией (9,6% - 3,4%) и занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством (3,2%- 10,2%о).

На протяжении школьного обучения просматриваются две противоположные тенденции:

  • устойчивого возрастания интереса к изучению языков: в начальной школе (2,1%), в средней (4%), в старшей (11,4%);
  • устойчивого снижения интереса к занятиям хореографией: в начальной школе (10,8%), в средней (4,9%), в старшей (3,4%).

Практически невостребованными являются занятия историей (0,3%) в начальной школе, 0% - в средней и старшей школе) и эколого-биологические (0,6% в начальной школе и 0% в средней и старшей школе); слабо востребованными - научно-исследовательские (0,6% в начальной школе, 2,2% - в средней и 0% - в старшей) и научно-технические занятия (1,8% в начальной и средней школе, 1,1% - в старшей).

Также требует дополнительного осмысления ситуация сложившаяся с занятиями театральным искусством и информационным технологиям:

  • процент учащихся увлекающихся компьютером в свободное время достаточно высок (17,6% в начальной школе, 25,5% - в средней, 10,3% - в старшей), в то же время посещают дополнительные занятия соответственно 1,7%-3,1%-3 ,2% учащихся, а желание обучаться работе на компьютере высказали лишь 4,8%-3,6%-2,3% школьников;
  • количество учащихся, посещающих занятия в театральных коллективах в настоящее время, составляет 5,3% в начальной школе, 5,1% - в средней и 4% в старшей, но желание заниматься данной деятельностью неуклонно снижается от начальной школы к старшей (соответственно 2,7% 2,2%-1,1%).

Подводя итоги вышеизложенному, остановимся на наиболее существенных положениях:

  • учреждение дополнительного образования - среда, которая располагает большими возможностями в плане развития и самореализации личности, удовлетворения ее потребностей, интересов;
  • самореализация личности происходит в процессе взаимодействия (взаимовлияния) среды и личности;
  • интеграция среды и личности является полисистемой, в которой две относительно самостоятельных системы вступают во взаимодействие;
  • разная среда побуждает разную степень активности личности ребенка;
  • творческая образовательная среда дополнительного образования представляет собой целостность, которая обладает комплексом условий и влияний на развитие и самореализацию личности ребенка.

1. Богоявленская, Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии, 1999. - №2. - С. 3541

2. Дементьев, Г.Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях: Дис. . канд. социол. наук / Г.Г.Дементьев. - М., 2000. - 191 с.

3. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании: Дис. . д-ра пед. наук. / Ю.С. Мануйлов. -М., 1997. - 193 с.

4. Ожегов, С.И. Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 стр.

5. Соколова, Н.А. Теория и практика социально-педагогической адаптации подростков в условиях учреждения дополнительного образования: Монография / Н.А.Соколова. -Челябинск: ИНО УрО РАО, 2005. - 231 с.

6. Хайдеггер, М. Время и бытие/М.Хайдеггер.- М.: Республика, 1993. - 445 с.

7. Хейдметс, М. Субъект и среда // Человек в социальной и физической среде: Сб./Под ред. Х.Лийметса. - Таллин, 1983. - С. 67-68

8. Ясвин, В.Л. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.Л. Ясвин. -М.: Смысл, 2001. - Ч.1. - 365 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всем известно, что в школу дети приходят не только для того, чтобы учить уроки и получать знания в различных образовательных областях, они еще хотят обрести новых друзей, получить удовольствие от общения вне классно-урочной системы, рамками которой мы, педагоги, их порой ограничиваем в этих желаниях. Я, всякий раз набирая учеников в первый класс, надеюсь на то, что все мои усилия: организация процесса педагогической деятельности, включающей образовательные услуги, воспитательную работу с классным коллективом, внеурочную деятельность, направлены на общее развитие личности ребенка, его дальнейшую успешную адаптацию и социализацию. Хочется верить и в то, что знания мои ученики получают с интересом и удовольствием, а созданная в начальной школе доброжелательная комфортная обстановка в классе способствует установлению тесных дружеских отношений, основанных на взаимопонимании, уважении, доверии и взаимопомощи.

Цель данной работы заключается в обобщении опыта работы по формированию условий создания творческой среды развития в начальной школе.

    1. Раскрыть особенности работы по формированию и развитию творческих способностей учащихся.
    2. Проанализировать результативность направлений педагогической деятельности.
    3. Определить ориентиры дальнейшей деятельности по созданию творческой среды развития для учащихся начальных классов.

Планируемый результат:

Представление результатов и особенностей создания условий развития творческой среды для учащихся начальной школы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Кто испытал наслаждение творчества,

для того уже все другие наслаждения не существуют.

  1. Принципы организации деятельности педагога по созданию творческой среды

Тема развития творческой среды воспитания остается актуальной, хотя и не является новой в педагогике. Проблема поиска и подбора инструментария для лаборатории по выработке универсальных условий для создания творческой среды решается каждым педагогом индивидуально. У меня сложилась своя система работы, основанная на нескольких принципах, которых я придерживаюсь в своей практике со студенческой скамьи.

Главный принцип: Не навреди, но помоги. Сначала помоги ребенку просто увидеть мир по-новому, найди возможность прикоснуться к неведомому для него устройству жизни, чтобы затем ребенку захотелось разобраться в этом устройстве и управлять процессами этого вновь открытого им мира.

Третий принцип: Создавая, совершенствуй! Сделай ярче, необыкновеннее, лучше, интереснее. Стараюсь преумножать накопленный опыт, добавляя яркие краски, используя новые техники, реализуя смелые замыслы. Считаю, что можно увидеть положительное в результатах чужого труда, но ни в коем случае не использовать их, а воплощая свои личные замыслы и идеи, достигать новых вершин. В постоянном стремлении к удивительному, неизведанному, новому и рождается способность человека к творчеству. Чем больше ребенок придумывает, создает, воплощает, тем интереснее, многограннее, ярче становится его внутренний мир, тем шире он воспринимает основы духовно-нравственных ценностей окружающей действительности.

2.Основные направления и результаты работы с детьми

Чтобы выстроить условия создания творческой среды развития в классе, планирую свою деятельность, реализуя учебные, развивающие, воспитательные задачи по следующим направлениям:

  • Творческие работы в системе уроков – сборники сочинений, альбомы, альманахи, выступления;
  • Проектная деятельность;
  • Внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, конкурсах.
  • Воспитательная внеклассная работа с детским коллективом и семьями учащихся – экскурсии, походы, поездки, встречи;
  • Сотрудничество с ЦДТ и ДК – посещение кружков, участие в выставках, совместных программах, праздниках.
  • Кружковая работа.

Анализируя результативность перечисленных направлений моей деятельности, можно прийти к выводу о том, что интерес, возникающий в процессе творчества, дает ребенку не только возможность реализовать свои способности, но и совершенствовать свои знания, навыки, открывать и постигать неизведанное, новое.

В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новые сочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества человек наиболее полно осознает себя как личность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И действительно, творчество – есть некая деятельность, когда на основе имеющегося у человека опыта, он создает, воображает, придумывает то, чего ранее до него никто не придумал и не создал.

Начальное образование - одна из наиболее консервативных и устойчивых систем социума. Главное в школе- это взаимоотношение ученика и учителя, учителя и администратора, школы и семьи. Это главный аспект, на который мы обращаем всегда внимание.
Каждые пять лет, разрабатывая программу развития учреждения, одной из главных целей школы всегда являлось создание творческой образовательной среды, способствующей формированию у школьников нравственности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к творчеству и успешной социализации в обществе, использованию внутренних и внешних ресурсов.

Оценить 772 0

Творческая образовательная среда, как главное условие развитие творческих способностей учащихся.

Громова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов МАОУСОШ №2

п. Хвойная Новгородской области, аспирантка

Начальное образование - одна из наиболее консервативных и устойчивых систем социума. Главное в школе- это взаимоотношение ученика и учителя, учителя и администратора, школы и семьи. Это главный аспект, на который мы обращаем всегда внимание.

Школа №2 п. Хвойная Новгородской области является активной и открытой, т.е. включённой в различные партнёрские отношения. Она способна к трансформации: в процессе деятельности происходят внутренние изменения (уровень образовательных услуг, инновации в образовании, расширение спектра дополнительных возможностей). Школа растет и развивается, соблюдая свои традиции:

открытость образовательного процесса;

уважение к личности ученика и педагога;

стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;

создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных и творческих возможностей;

Над развитием творческих способностей наша школа работает не первый год и постоянно видоизменяется в соответствии с изменениями в образовании.

Каждые пять лет, разрабатывая программу развития учреждения, одной из главных целей школы всегда являлось создание творческой образовательной среды, способствующей формированию у школьников нравственности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к творчеству и успешной социализации в обществе, использованию внутренних и внешних ресурсов.

Понятие творческая образовательная среда, разными учеными трактуется по-разному. Так например, А.Н. Тубельский, Л. С. под творческой образовательной средой понимал:

По словам, например, В. А. Ясвина:

Л. С. Выготский выделял, что:

«важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе и дома, всюду, где они проводят своё свободное время, занимаются делом или отдыхают. [1, 82]

Объединив все мнения, мы подведем итог: на наш взгляд, создание творческой образовательной среды в школе, является одним из главных условий развития творческих способностей учащихся. Для этого необходимо:

Организовать работу с педагогами по развитию их творческого потенциала.

Вовлечь в творческую деятельность родителей.

Сформировать эстетизацию образовательной среды. [6,17]

Цель работы: обеспечение органического единства прикладных, фундаментальных и методологических знаний, составляющих основу профессиональной и общей культуры педагога, его широкую ориентацию в подходах к постановке и решению новых проблем и задач образования в условиях модернизации образования.

Задачами по реализации цели служат:

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

школы через курсы повышения квалификации, обучающие семинары

на рабочем месте, дистанционные курсы, самообразование педагогов;

создание научно-обоснованной, гибкой системы непрерывного

повышения квалификации через развитие творческих способностей

создание при методическом объединении творческих групп;

обеспечение публичности в деятельности школы для привлечения

нового контингента обучающихся, повышения конкурентоспособности

школы через внедрение традиционных отчетов деятельности школы, её

подразделений о своей деятельности перед населением, родителями,

создание экспериментальной площадки, авторских творческих

мастерских по направлениям деятельности школы;

Организация методической деятельности в школе позволяет педагогам:

свободно индивидуально работать над решением тех или иных вопросов, в том числе как организовать работу с детьми по развитию их творческого потенциала;

сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность.

получать управленческое консультирование

Методическая работа включает:

научно-методические, практические, дидактические материалы в помощь педагогам по развитию их творческого потенциала и потенциала детей.

организация совместных тренингов (с приглашением специалистов психологии).

В системе научно-методической работы можно широко использовать различные формы, такие как: диагностика труда педагога, анкетирование педагогов; организация методических семинаров; открытые уроки; участие педагогов в профессиональных конкурсах и фестивалях; творческие отчеты учителей; подготовка публикаций; аттестация педагогических работников; научно-практическая конференция.

программу развития школы, программу ОЭР, целевые проекты

организация дополнительного образования:

- внесение в учебный план факультативных курсов, направленные на развитие творчества детей.

- реализация программы ОЭР,

- реализация программ факультативных курсов, кружков, студий.

Так, например, в школе разработаны и внедрены:

Важным структурным компонентом общешкольной системы повышения квалификации является уровневая модель методической деятельности, включающая четыре уровня:

1 уровень. Индивидуальная методическая работа педагогов, которая предполагает непрерывность в процессе самообразования

2 уровень. Работа в рамках методические объединения.

3 уровень. Работа в рамках, постоянно действующего семинара. Творческая работа.

Общешкольная научно-методическая работа включает серию различных обучающих постоянно действующих семинаров для всех учителей,

4 уровень. Работа учителя в составе научно-методического совета. Научно-методический совет – высший коллегиальный орган, объединяющий и координирующий методическую работу в школе. На заседаниях рассматриваются различные актуальные для работы школы вопросы, посвященные повышению аналитической культуры учителя, рациональному планированию и созданию условий для творческого роста педагогов.

повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в

положительное изменение качественных показателей труда

педагогических работников и деятельности школы в целом;

закрепление и успешная деятельность молодых педагогов;

создание условий для изменения статуса учителя, перевод его с

позиции “урокодателя” на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя, педагога- творца и экспериментатора, педагог- консультант.

рост профессиональной культуры каждого учителя, согласно

составленному индивидуальному плану профессионального саморазвития.

Результаты, полученные в ходе методической работы, могут быть представлены в различных формах:

выступления и доклады на педагогических советах и семинарах по темам индивидуальной творческой деятельности.

Кроме этого, мы полагаем, что очень важную роль в создании образовательной среды, играет работа с родительской общественностью.

Мы организуем это деятельность поэтапно:

I этап: Педагогическое просвещение родителей

Задачи: повышение педагогической грамотности родителей в области развития творческих способностей детей начальной школы.

Формы работы: лекции, открытые занятия, семинары и т.д.

II этап: Включение родителей в совместную творческую деятельность с детьми и педагогами.

Задачи: вовлечь родителей в участие развитием творчества в школе среди педагогов и детей.

Формы работы: участие родителей в заседаниях научного и наблюдательного советах, в аттестации педагогов и учащихся, родительский собраниях и др.

III этап: Организация мероприятий творческого характера.

Задачи: вовлечь родителей в управление развитием творчества в школе среди педагогов и детей.

Формы работы: участие в научно-практических конференциях, открытые мероприятия школьного и районного уровня, участие в организации соревнований, конкурсов и т.д.

Вся деятельность направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей детей, на всестороннее их развитие, умение анализировать, обобщать и давать оценку своей творческой работе.

Чтобы организовать работу, направленную на развитие ребенка, необходимы знания уровня сформированности творческих способностей. Для этого поможет диагностика тест Е. Торренса (диагностика криативности), главная цель которой выявить уровень творческих способностей учащихся начальной школы.

3Наряду с той работой, которая проводится с педагогами и родителями, большое внимание необходимо уделятьэстетизации образовательной среды.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта. Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе и дома, всюду, где они проводят своё свободное время, занимаются делом или отдыхают. [ 1,82 ]

Конечно, нами была сделана всего лишь попытка построения некой системы организационно- управленческих условий по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста, Главной целью для нас было создать творческую образовательную среду.

Таки образом мы полагаем, что управление развитием творческих способностей детей начальной школы будет эффективным, если будет разработана и реализована система организационно- управленческих условий, включающая: организацию образовательной среды, ключевым субъектом которой является творческий педагог, эстетизация среды, позволяющая вовлечь в творческую деятельность как можно больше учащихся и вовлечение родительской общественности в творческую деятельность с детьми и педагогами.

Теоретическое исследование позволило нам провести практическую работу по изучению эффективности использования организационно- управленческих условий.

Однако выполненная работа не исчерпывает всех аспектов педагогического управления развитием творческого потенциала ребенка, поэтому изыскания в этой области должны быть продолжены и углублены.

Список используемой литературы.

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

2. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. – 98 с.

3. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвар­дия, 1989. 290 с.

4. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1990.-231 с.

5. Теплов Б.М. Способности и одаренность.— В кн.: Психология. М.,1948.- 156 с.

6. Ясвин В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде/ Под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997-176 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность -это деятельность учащихся, результатом которой является интеллектуальный продукт.

Карпова Елена Владимировна учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 поселок Зеленый Ногинский район.

Проектная деятельность-это деятельность учащихся, имеющая цель, согласованные методы, способы действия, направленная на достижения общего результата действия. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Цель проектной деятельности: приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений.

Задачи: Помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований через организацию специальных занятий; развивать у детей умение работать с различными источниками информации; развивать творческие способности.

Результаты: Дети осваивают первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Они знают разнообразные источники информации (компьютер, книги, общение со взрослыми, наблюдения, эксперименты, собственные знания и опыт) и умеют пользоваться. У детей формируется интерес к исследованию. Дети с помощью взрослых могут представить результаты своего исследования на публичных выступлениях.

Формы подведения итогов реализации программы

Участие детей в конференциях учебно - исследовательских работ учащихся разных уровней (классный, школьный, муниципальный, краевой).

В течение длительного времени мы (учителя) разрабатывали критерии

оценки учебно-исследовательской работы учеников. Работа оказалась трудной. В чем же заключалась эта трудность?

Во-первых, как оценить труд ребенка и быть при этом объективным. Ведь надо учесть способности ребенка, меру самостоятельности в работе, индивидуальные особенности; т.е. не навредить. Обязательно помочь ему в выборе темы. Конечно же, учесть возрастные особенности ребенка. Сделать так, чтобы обучающийся и в дальнейшем захотел участвовать в учебно-исследовательской работе.

Во-вторых, надо проверить работу на плагиат.

В-третьих, правильно оформить эту работу. И, конечно, подготовить ребенка к выступлению.

Самое главное, чтобы ребенок получил удовольствие от этой работы, не потерял интерес к исследовательской деятельности.

Читайте также: