Рост населения история 8 класс краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

На территории включенной в состав России Средней Азии были создано Степное (с центром в Омске) и Туркестанское генерал-губернаторства (с центром в Верном). Последнее в 1886 г. преобразовали в Туркестанский край. Протекторатами России являлись Хивинское ханство и Бухарский эмират. Они сохраняли внутреннюю автономию, но не имели права вести самостоятельную внешнюю политику.
На Кавказе и в Средней Азии большой реальной властью пользовалось мусульманское духовенство, которое руководствуясь в своем быту шариатом, сохраняло традиционные формы правления, избирало старост (аксакалов) и пр.
Население Численность населения всей Российской империи В конце XVIII в. составляла 36 млн человек (1795), а в начале XIX в. — 41 млн человек (1811). В дальнейшем до конца столетия она постоянно росла. В 1826 г. число жителей империи равнялось 53 млн, а к 1856 г. увеличилась до 71,6 млн человек. Это составляло почти 25 % населения всей Европы, где к середине 50-х гг. насчитывалось около 275 млн жителей.

К 1897 г. численность населения России достигла 128,2 млн человек (в Европейской России — 105,5 млн, в том числе в Польше — 9,5 млн и в Финляндии — 2,6 млн человек). Это было больше, чем в Англии, Германии и Франции (без колоний этих стран) вместе взятых и в полтора раза больше, чем в США. За все столетие удельный вес населения России к общей численности населения всего мира вырос на 2,5 % (с 5,3 до 7,8).
Увеличение численности населения России в течение всего века лишь частично произошло за счет присоединения новых территорий. Главной причиной демографического роста была высокая рождаемость — в 1,5 раза выше, чем в Западной Европе. Вследствие этого, несмотря на довольно высокую смертность, естественный прирост населения империи был весьма значительным. В абсолютных цифрах этот прирост в первой половина века колебался от 400 до 800 тыс. человек ежегодно (в среднем 1 % в год), а к концу века — 1,6 % в год. Средняя продолжительность жизни в первой половине XIX в. составляла 27,3 года, а в конце века — 33,0 года. Низкие показатели продолжительности жизниобуславливались высокой детской смертностью и периодическими эпидемиями.

ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ


Константин Маковский, Крестьянский обед в поле

В конце 19 века Россия занимала второе место в мире по площади. В этом показателе она уступала лишь Британии с ее многочисленными колониями. Однако географическое положение страны было не самым выгодным, так как большая ее часть находилась в трудных климатических и географических условиях. Эти земли были неблагоприятны для жизни и деятельности населения.

По итогам первой переписи населения 1897 года, стало известно, что население страны к тому времени составляло 125,6 миллионов человек, а к 1914 году численность населения увеличилась на 40 миллионов. Это объяснялось высокими темпами рождаемости в стране и присоединением новых территорий.


Лиственничная тайга в Западной Сибири

Каждый год на 10000 жителей рождалось 486 детей, что в 2 раза превышало показатели стран Европы.

Однако показатели детской смертности (в возрасте до года) в России также были значительно выше европейских. Так в нашей стране умирало 25% детей, в то время как в Германии – 17 %, во Франции – 12 %, а в Швеции – 7,6 %.

Причиной смерти часто являлось плохое питание, отсутствие медицинской помощи и недолжный присмотр за детьми, так как большая часть родителей круглосуточно работала в полях.


Владимир Маковский, Крестьянские дети

Активно росло число городских жителей, но все равно большая часть населения страны была селянами. Перепись населения показала, что селяне составляли 87 %, а горожане – 13 %, однако к 1914 году численность городского населения увеличилась на 4 %.

Как известно, Россия испокон веков была многонациональной и поликонфессиональной страной. Основную часть населения страны составляли пять народов: русские, украинцы, поляки, белорусы, евреи.

Жители России говорили на 146 языках

Православие разделяли 69 % населения, католики составляли 9,1 %, а мусульман – 11,1 %, остальная доля граждан представляла протестантство, иудаизм и буддизм.

А в 1905 году правительством был принят указ, который предоставлял возможность добровольного отказа от православия без каких-либо преследований и гонений населения.

Читать далее:

ФАЛЬШИВОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ПЕТРА I — КОМУ БЫЛО ВЫГОДНО?

10 ВЫДАЮЩИХСЯ ЖЕНЩИН В ИСТОРИИ РОССИИ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Территория и население Российской империи в первой половине XIX в.

Административное устройство

Российская империя в начале $XIX$ в. была крупнейшим европейским государством. Усилиями правителей за $XVIII$ в. страна значительно расширила свои границы. В начале $XIX$ в. с завершением Отечественной войны $ 1812 $ г. устоялась западная граница государства.

К $1861$ г. размеры Российской империи составляли $19.6$ млн. кв. км.

При Николае I была изменена система административно-территориального деления. В результате, в $1850$-е гг. на европейской территории России количество губерний равнялось 51. Губернии Финляндии и Польши имели некоторые привилегии и в целом особое положение. В $1822$ г. Сибирь поделили на Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское генерал-губернаторства.

Губернии, в основном, делились на уезды, однако в отдаленных территориях административное деление могло быть другим.

Отметим, что административное деление не всегда равнялось этническому и экономическому.

В целом, сложившаяся система работала вполне успешно и отвечала своим требованиям, в первую очередь, политической безопасности и стабильности.

Численность населения

Количество проживающего в России населения измеряли с помощью ревизий. Однако по ревизиям можно было вычислить только количество податных душ мужского пола, что, разумеется, было не полной картиной. По ревизии $1795$ г. численность населения была более 37 млн. человек. Последняя ревизия была проведена в $1857$ г., она стала десятой по счету, а население увеличилось до $75$ млн. чел. (учитывая Северный Кавказ, Закавказье, Финляндию и Польшу).

Рост населения объясняется естественным приростом вследствие относительной стабильности в стране в экономическом плане, а также отсутствием серьезных войн и эпидемий губительных болезней.

Преобладание сельского населения определяло аграрный характер экономики страны. Так, в начале XIX в. крестьяне составляли $90$% населения. К середине века доля сельских жителей составляла $84$%.

Городское население было трудно подсчитать, т.к. многие крестьяне занимались отходничеством – в свободный от работы на земле период года уходили в город на заработки, занимая до 20% общей численности жителей городов. В целом, отметим, что в крупных городах количество жителей мужского пола преобладало.

На $1811$ г. в Российской империи насчитывалось $630$ городов и $3$ млн. жителей в них. По всем городам полноправные горожане (т.е. мещане, купцы) составляли около $40$%.

В большинстве своем города были очень маленькими, иногда крупные промышленные села (например, Иваново, Кимры) превышали их по размерам. Быт таких маленьких городов мало отличался от сельского. В России $XIX$ в. только в $5$ городах проживало более $50$ тыс. человек:

  • население Петербурга равнялось $336$ тыс.,
  • в середине века $500$ тыс.,
  • Москвы – $270$ тыс.,
  • а в середине века – $352$ тыс. человек.

Численность городских жителей росла неравномерно, быстрее всего наполнялись южные города, а также города Поволжья. По отношению ко всему населению России доля горожан в начале $XIX$ в. была скромной – менее $5$%.

Социальный состав

Россия оставалась строго разделенной в социальном смысле, существовало множество различных сословий. Как правило, поменять сословие было крайне сложно. $10$% общего количества населения относились к неподатным сословиям, т.е. дворянству, чиновничеству, духовенству, армии. Количество дворян в $1795$ г. равнялось $122$ тыс., а в середине века – уже $462$ тыс. человек. Дворянство никогда не превышало $1$% от всего населения.

Сложно охарактеризовать этническую принадлежность населения Российской империи, т.к. учитывалась не национальность, а исповедуемая религия. Отметим только, что православные составляли $2/3$ населения России.

2. Социальный состав населения России в начале XIX века1

… Все жители России могут быть разделены на два главные класса,- класс производящих и класс непроизводящих. К первому относятся те, кои способствуют посредственно или непосредственно умножению народного богатства, каковы: земледельцы, мануфактуристы или ремесленники и купцы. Ко второму классу принадлежат все граждане, живущие за счет первого класса, каковы: духовенство, дворянство, чины гражданские и военные, войско сухопутное и морское, служители и прочие…

Развивающие: 1) развивать умения и навыки работы со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками; 2) продолжить развитие умений и навыков анализировать картографические материалы, обобщать, выделять главное, делать логические выводы;

Воспитательные: 1) сформировать способы соответствующего поведения и деятельности в коллективе учащихся; 2) воспитывать самостоятельность в постижении основ географической науки; 3) воспитывать патриотические чувства и гражданскую ответственность за будущее своей страны и своего народа.

Тип урока : урок усвоения и первичного закрепления новых знаний

1. Развивать помять, мышление, внимание у обучающихся

1.Развивать познавательный интерес и творческие способности

1.Умение работать с разными источниками географической информации

2. Помочь учащимся осознать практическую значимость материала

2. Умение определять цели, задачи и организовывать свою деятельность

2. Умение выделять, описывать, объяснять причины рождаемости, смертности

3. Осознание, что человек – высшая ценность на Земле и каждый человек важен для общества!

3. Умение работать в паре

3. Умение решать простые географические задачи: вычисление значения ЕП

4. Умение контролировать результат своей деятельности

4. Развивать умение отбирать информацию любой сложности

4. Умение вести наблюдение за процессами и явлениями географической среды

5. Умение грамотно излагать свои мысли

5.Умение владеть научной терминологией, ключевыми понятиями.

6. Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Методы, методические приемы и формы учебной деятельности: географические исследования по картам атласа, самостоятельная

работа со статистическим материалом; социологический опрос; анализ информации; формулирование выводов; ответы на вопросы учителя.

Учебник : География. Россия: природа, население, хозяйство. Учебник для 8 класса Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е.

2-е изд., стереотип. - М.: 2015 - 159 с.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Россия - богатейшая страна в мире, а люди - главное богатство России.

Учитель: Зачем нам необходимы знания о населении нашей страны? Обучающиеся: (высказывают свои точки зрения по этому вопросу)

Учитель подводит итог: Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя. Ими создаются все ценности страны. От количества населения, его здоровья, уровня образования и производственного опыта, степени заботы о младших и старших поколениях зависит развитие и процветание страны, экономическое и духовное. Население - это связующее звено между природой и хозяйством .

Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы может ответить география населения? Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопрос СКОЛЬКО людей?

Учитель: По численности населения в течении XIX-XX вв. Российская империя и СССР относились к числу самых многолюдных стран. До распада в 1991 году СССР уступал по числу жителей, правда в несколько раз, только Китаю и Индии. Сейчас ситуация изменилась.

Задание 1. Рассмотрите статистические данные приложения № 1 и ответьте на вопросы:

1.Определить как изменялась численность России в период с 1897-1995 г.?

2. Какие изменения в численности происходили на рубеже XX и XXI века?

Россия занимает 9 место в мире, уступая Японии. Численность населения России с 1897 года до 1995 года выросла с 67,5 млн. чел до 148,5 млн. чел (или на 81 млн. чел.). В 1995 году показатель был наибольший за весь период 20 века. Далее до конца 20 века показатель падал. В 2000 году численность населения России составила уже 146,9 млн. чел, что ниже по сравнению с 1995 годом на 1,6 млн. чел. В 21 веке в течение первого десятилетия численность населения продолжала снижаться. В 2009 года показатель снизился до 141,9 млн. чел. Это минимальный показатель за десятилетие. Далее в 2010 году наблюдается медленный рост к 2013 году.

Учитель: А как вы думаете, какое место по численности населения занимает наша страна в настоящий момент?

Обучающиеся: На 1 января 2013 года Россия занимает 9-е место в мире по численности населения. Крупнейшие страны: Китай, Индия, США.

Учитель : В течение десяти лет периода Россия опустилась по численности населения с 5 на 9 место. Это связано, как с ростом численности населения других стран, так и снижением численности населения у нас в стране. Как вы думаете, что произойдёт с население России и государством, если и дальше численность будет снижаться?

Обучающиеся: Вымирание нации, тяжёлые экономические и социальные, кризис .

Учитель: Стремительное убывание населения страны - угроза национальной безопасности. Это - проблема, требующая срочного безотлагательного решения. Для того, чтобы понять, как это сделать, необходимо знать какие факторы определяют изменение численности населения, как и почему это происходит.

Изменение численности населения зависит от двух процессов: естественного движения населения и механического движения населения.

Мы сегодня с вами остановимся подробно на естественном движении населения.

Учитель: определения на слайде.

Естественное движение населения

совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста

число родившихся за год на 1000 человек населения.

число умерших за год на 1000 человек населения.

процесс непрерывной смены поколений

Разность между числом родившихся и умерших за определённое время (Е. п. = Р-С); Превышение рождаемости над смертностью: (Р>С) Прирост положительный

Разность между числом родившихся и умерших за определённое время (Е. п. = Р-С); Превышение рождаемости над смертностью: (Р>С) Прирост положительный

Превышение смертности над рождаемостью (Р

Задание №2 (1 ряд)

  1. Определить:
  1. Как изменяются показатели смертности и рождаемости в 20 веке, когда смертность превышала рождаемость и наоборот?
  2. C какого момента в России наблюдается естественная убыль населения?
  3. Какие тенденции характерны для рассматриваемых показателей в за последние 5 лет?
  4. Какими причинами объясняется выявленная динамика показателей?

В 50-60-х годах 20 века показатели рождаемости и смертности снижались. В 1950 году наблюдался самый высокий показатель рождаемости из рассматриваемого периода. Далее показатели рождаемости резко снижались, а показатели смертности росли. Наименьший показать смертности приходится на 60-70-е гг. Показатель смертности далее нарастал. До 1992 года показатель естественного прироста снижался, хотя и был ещё положительным. После 1992 года в России наблюдалась естественная убыль населения. И до конца 20 века показатели рождаемости падали, а смертности росли. В начале 21 века также наблюдалась естественная убыль населения. Кривая рождаемости медленно начинает расти, а кривая смертности снижаться.

Наименьший показатель рождаемости приходится на 2000 г – 8,7. Далее наблюдается рост рождаемости. Наибольший показатель смертности приходится на 2003 год. Далее смертность снижается. В 2012 году показатели рождаемости и смертности сравнялись. ЕП = 0 .

Задание №2 (2 ряд)

По картам атласа стр.23, исследовать географические различия в естественном приросте (убыли) населения.

1.1. Районы с наибольшей естественной убылью населения.

1.2. Установить, как изменяются показатели естественной убыли в европейской части страны.

1.3. Определить районы страны, где наблюдается естественный прирост населения.

1.4. Укажите районы с наибольшим естественным приростом.

Самая высокая смертность там, где самая низкая рождаемость, т.е. в Центральной России, самая низкая смертность в национальных образованиях. В тех субъектах, где наблюдается высокий показатель смертности и низкий показатель рождаемости наблюдается естественная убыль населения, и наоборот.

Задание №2 (3 ряд)

1.1 Как изменялись показатели рождаемости в Самарской области с 1989-1998г.

1.2. Как изменялись показатели смертности в Самарской области с 1989-1998г.

1.3. Как изменялись показатели естественного прироста в Самарской области с 1989-1998г.

Обучающиеся: Наибольший естественный прирост отмечен в 1989году, а после 1990 года идет уменьшение рождаемости и в 2 раза увеличиваются показатели смертности. Наблюдается естественная убыль населения в Самарской области.

Учитель: Таким образом, явление, при котором естественный прирост из года в год уменьшается, а показатели рождаемости ниже смертности называется демографический кризис. Длительное снижение численности населения страны – депопуляция (вымирание нации).

Однако стоит отметить, что в последние годы показатели Естественного движения населения улучшаются, хотя процесс идёт крайне медленно. Так, если в 2007 году естественный прирост отмечался в 8 субъектах, то в 2008 году уже в 22, в 2009-2010 году в 25 субъектах РФ, в 2011 году – в 30, а в 2012 году - в 40.

Учитель: Какие основные причины сокращения численности населения?

Обучающиеся: Причиной высокой смертности является недостаточный уровень развития здравоохранения, она в 2.5 раза выше, чем в развитых странах. Друга причина распространение вредных привычек. Более 1/3 умирающих – люди трудоспособного возраста, при этом

80 % из них мужчины, рост затрат на воспитание ребенка, эмансипация женщин.

Учитель: Для того, чтобы численность населения в стране увеличивалась, необходимо, чтобы в каждой семье, было 3 и более детей. Сейчас же в среднестатистической российской семье 1-2 ребенка.

Соц. Исследование . Царькова Екатерина провела небольшое социологическое исследование, о котором сейчас расскажет.

Учитель: За последние 15 лет численность населения России сократилось более чем на 10%. . Для того чтобы повлиять на численность населения в нашей стране – проводится демографическая политика . В нашей стране она направлена на увеличение численности населения. Какие меры демографической политики в нашем государстве известны вам?

Учитель: Для того чтобы число жителей в стране росло, а не сокращалось, принят специальный документ – Концепция демографической политики России на период до 2025 года. Главная задача концепции:

  • сокращение уровня смертности;
  • сокращение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
  • повышение уровня рождаемости;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций.


Численность населения – количество людей в определенное время в данном месте.

Численность населения узнают по переписям.

•В экономически развитых странах мира переписи населения проводятся один раз в 5 лет.

•1897 г. – первая перепись населения в Российской империи.

•2002 г. – первая перепись населения в РФ.

•1 октября 2010 года – последняя перепись населения в РФ (142,8 млн. чел)

Содержимое разработки

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ География 8 класс

ЧИСЛЕННОСТЬ

География 8 класс

Численность населения – количество людей в определенное время в данном месте. * Численность населения узнают по переписям. В экономически развитых странах мира переписи населения проводятся один раз в 5 лет. 1897 г. – первая перепись населения в Российской империи. 2002 г. – первая перепись населения в РФ. 1 октября 2010 года – последняя перепись населения в РФ (142,8 млн. чел)

Численность населения – количество людей в определенное время в данном месте.

* Численность населения узнают по переписям.

Название страны

Численность населения (чел.) на 01. 2016г.

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ Годы Численность населения (чел.) 1897 67 473 000 1926 100 891 244 1939 108 377 000 1950 101 438 000 1970 130 079 210 1990 147 665 081 2000 146 890 128 2010 142 856 536 2016 146 519 759

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Численность населения (чел.)

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС (зима) –

резкое снижение численности населения в стране.

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ:

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ (Е.П.) – разница между числом родившихся и числом умерших людей за определенный промежуток времени.

ЕП = Р – С , где Р – рождаемость

ПРОМИЛЛЕ – количество людей из расчета на тысячу жителей.





СТАТИСТИКА: В среднем в России в сутки рождается 5 294 ребёнка. То есть в среднем один ребёнок появляется на свет каждые 16 сек. Каждые 17 сек. в России умирает один человек. Получается, что в России в сутки умирает в среднем 5 226 человек.

Регионы-лидеры

с высоким ЕП

(более 10 промилле):

1. Чеченская республика.

2. Республика Ингушетия.

3. Республика Тыва.

4. Республика Дагестан.

5. Ямало-Ненецкий АО.

6. Ханты-Мансийский АО.

Регионы с низким ЕП:

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ –

Типы воспроизводства населения

С (относительно низкая)

ЕП (высокий)

ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: Смертность Рождаемость Естественный прирост Механический прирост Иммиграция Эмиграция

ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ

ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ:

Рождаемость

Естественный прирост

Механический

Механический (миграционный) прирост- разница между числом прибывших на определенную территорию и числом выбывших за ее пределы за определенный период времени. Иммигранты – прибывшие в страну на постоянное или временное проживание. Эмигранты – выбывшие из страны люди.

Механический (миграционный) прирост-

разница между числом прибывших на определенную территорию и числом выбывших за ее пределы за определенный период времени.

Иммигранты – прибывшие в страну на постоянное или временное проживание.

Эмигранты – выбывшие из страны люди.

П. 38, с.188 (вопросы письменно)

П. 38, с.188 (вопросы письменно)


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема . Численность населения России. 8 класс.

-определить проблемы численности населения, от чего зависит численность населения, как менялось число жителей России;

-научить читать и анализировать графики, устанавливать по ним изменение численности и естественного движения населения России; развивать аналитические способности, логическое мышление;

-воспитывать самостоятельность в постижении основ наук.

Оборудование: учебник, атласы

Тип урока: урок изучения нового материала

Изучение нового материала

Человек – высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны.

Изучением населения занимается наука демография ( наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению ).

Что же такое Численность населения? (Это количество людей, постоянно проживающих на определенной территории (в мире, стране, городе, селе)

На конец 2016 года, население России составляло 146 389 999 человек. За 2016 год население России увеличилось приблизительно на 59 995 человек. Учитывая, что население России в начале года оценивалось в 146 330 004 человека, годовой прирост составил 0.04 %.

Для определения точной численности населения можно использовать ресурсы интернета:

Счетчик населения России

Рождено в этом году

Умерло в этом году

Какое же место по численности населения занимает Россия?

Анализ таблицы- численность населения стран мира.

Прирост в количестве человек

Плотн. нас. : кол-во человек на 1 кв. км.

ний возраст нас. страны

Как можно получить сведения о численности населения ?

Наиболее полные сведения о численности населения дают переписи населения.

На Руси переписи проводятся с XV века. Переписи показывают, что в прошлом население России росло медленно. До середины ХХ века в России преобладало сельское население.

hello_html_72405e38.jpg

Первая всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в 1897 г.

В Советском Союзе проведено семь переписей (1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 г. и последняя в 1989 г.). До последних лет не были известны данные переписи 1937 г., так как она дала неугодные сталинскому режиму данные о крупных людских потерях в результате насильственной коллективизации начала 30-х годов и репрессий. Последние две переписи в России проводилась в октябре 2002 г. и в октябре 2010г.

Счетчики в совершили почти сплошной обход всех жилых помещений и записали каждого жителя страны: его возраст, пол, национальность, гражданство, образование и многое другое.

Поэтому мы довольно точно знаем, сколько россиян было октябре 2002 г. – 145,2 млн человек, в октябре 2010г – 142,9 млн человек.

Каковы причины снижения численности населения России?

Изменение численности населения (динамика) зависит от его естественного движения – рождаемости и смертности. Имеет значение и механическое движение – число прибывших в страну и выбывших из неё (миграции).

Естественное движение измеряется общим числом родившихся и умерших за год людей.

Разница между этими показателями (Р и С) называется естественным приростом населения.

Рождаемость – количество родившихся за год на 1000человек.

Смертность – количество умерших за год на 1000 человек.

Положительный естественный прирост населения – когда рождаемость превышает смертность:

Естественная убыль населения ( отрицательный естественный прирост) когда смертность превышает рождаемость: ЕУ =С Р.

В последнее десятилетие для России характерен отрицательный естественный прирост.

Что это значит?

В чем измеряется естественный прирост?

Измеряется в промилле (тысячная доля целого) – число родившихся, умерших или естественный прирост на тысячу жителей.

hello_html_5fb6f82d.jpg

Самый низкий естественный прирост в России характерен для Псковской области,

Чему равен ЕП В Псковской области? -7,1‰ , (отрицательный прирост).

Самый высокий ЕП характерен для республик Северного Кавказа:

Население увеличивается или уменьшается по определённым причинам;

наблюдаются демографические кризисы и взрывы.

Общую картину воспроизводства населения в России изменили демографические кризисы.

Демографический взрыв резкое повышение численности населения.

Что такое демографический кризис?

Запись в тетрадь

Демографический кризис резкое снижение численности населения.

Россия находится в состоянии демографического кризиса, т. е. снижения численности населения. Определим причины демографических кризисов:

Демографические кризисы в России

1-й демографический кризис отмечен с 1914-1922гг. (1 мировая война, затем революция, голод в 1921-1922 гг.; эмиграция из России).

Потери составили по разным оценкам от 12-18 млн. человек.

2-й демографический кризис определили свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод (засуха)1933-34 гг .

Потери от 5- 5,5 млн. человек

3-й демографический кризис был в годы Великой Отечественной войны.

Потери 18 млн. человек, а с учетом снижения рождаемости от 21-27 млн.человек.

4-й демографический кризис начавшийся в начале 90-х годов, имеет несколько причин: снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране. (Инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Особенно значительное снижение рождаемости наблюдалось в крупных городах.

Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов XX в.?

Чтобы оценить это, надо не только суммировать уже приведенные цифры, но и рассчитать более отдаленные последствия демографических потерь.

Такова оказалась для России цена войн и социальных потрясений.

3.Закрепление изученного материала

1. Какое место в мире по численности населения занимает Россия:

а) 7; б) 8; в) 9; г) 10

2. Что такое естественный прирост населения?

а) количество новорождённых в течение года

б) разница между количеством прибывших в страну и покинувших её

в) разница между родившимися и умершими

г) общее прибавление населения страны в год

3. К показателям естественного движения населения относится:

а) рождаемость; в) уровень развития здравоохранения;

б) миграционная подвижность; г) доля городского населения

4. Какова численность населения России?

а) 120 – 125 млн. чел.; б) 140 – 150 млн. чел.; в) 100 – 110 млн. чел.; г) 150 – 170 млн. чел.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

История Нового времени. 8 класс.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями развития европейской экономики на начало XVIII в.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать понимание об основных достижениях Европы в начале XVIII в.; ознакомить с новыми понятиями т. к. модернизация, биржа, мануфактура, капитал, капитализм, углубить знания уже известных понятий и терминов: аграрная революция, предпринимательство; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, систематизировать материал, делать выводы, сравнительный анализ.

Развивающие: развить навыки целеполагания, самостоятельной организации учебного действия в группе; формулировать свою точку зрения.

Воспитательные: вызвать интерес к изучению нового материала.

Планируемые результаты изучения материала:

Личностные: понимать значение открытий и инноваций, новых знаний в формировании картины мира, осознавать взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер жизни общества и видов деятельности людей и их роль в модернизации общества.

Метапредметные (УУД): устанавливать временные и причинно-следственные связи между событиями и процессами; решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания; искать и отбирать аргументы, подтверждающие приведённые суждения, в различных источниках информации (текст, статистические данные, историческая карта); представлять текстовую информацию в форме таблицы; организовывать учебное сотрудничество при работе в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Европа становится лидером мира.

2. Рост населения.

3. Наступление капитализма.

4. Транспортная революция.

5. Торговля преображает мир.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.

К концу XVII в. привычный миропорядок начинает стремительно меняться. (Слайд 2) Одно из наиболее могущественных государств, раскинувшееся сразу на трёх континентах, теряет свою мощь и влияние. Что это за государство? (Ответ) Как только Османская империя утратила свое положение на континенте, это сразу открыло дорогу европейским государствам.

Переместимся к государствам Востока, переживших пик своего развития на рубеже XVI - XVII вв. В конце XVII в. они также начинают приходить в упадок. (Слайд 3) Давайте соотнесем государства с их правильными характеристиками. (Ответы) . Этому немало способствовало событие, укрепившее и расширившее связи Европы с другими континентами. (Слайд 4) . Что это за событие? (Ответ)

(Слайд 5) Открытие новых территорий привело к началу формирования… (Колоний. Объяснить термин.) Какие страны были в этом первые? Выгодно ли было иметь колонии?

Чем активнее начинает развиваться заморская торговля, тем активнее страны начинают конкурировать друг с другом, желая иметь исключительное право на производство, торговлю или владение какой-либо землей. Какое положение стремится занять в конкурентной борьбе за рынки сбыта? (Монопольное)

(Слайд 6) Подобные экономические изменения подталкивали государства вести принципиально новую политику, способствующую защите отечественного производства. Какие виды экономической политики вы знаете? Подсказка: Петр I также использовал подобные меры для поддержания отечественного производителя. (Меркантилизм и протекционизм)

(Слайд 7) Обратите внимание на следующий слайд. Что объединяет все эти понятия? (Реформация) Кто был идеологом этого движения? В чем были принципиальные отличия от католичества? (Ответы) Верно, и мы можем говорить о том, что все вышеперечисленные причины способствовали формированию капиталистических отношений.

Идеи, зародившиеся в XVII в. получат свое развитие в XVIII в. (Слайд 8) Например, данные известные деятели создадут идейное течение, изменившее всю Европу. Родоначальниками какой эпохи стали эти деятели? (Просвещение) . А кто из русских монархов вел переписку с деятелями Просвещения? (Екатерина II )

И так, на рубеже XVII - XVIII вв. центр экономического развития смещается в Европу. Как вы думаете, какая задача стоит перед нами? Что мы должны сегодня понять?

3. Изучение нового материала.

Примерно до XVII в. Европа экономика Европы не была такой развитой. Во многих отраслях Восток (особенно Китай) опережал ее по темпам развития, и лишь только к XVIII в. Она смогла накопить тот потенциал, который обеспечил ей начало экономического роста. Начинается активный переход от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу. Что это за процесс? (Модернизация)

Давайте мы с вами обозначим, какие основные факторы влияют на развитие государства. (Географические, политические) . А из того, о чем мы говорили ранее, какие факторы мы можем привести? (Великие географические открытия, Реформация). А могут ли повлиять на модернизацию научные достижения? (Ответы) Происходит научная революция. Человек стал активно познавать окружающий мир и законы, по которым этот мир существует. Изменяется общественная жизнь.

Для Средних веков характерна ситуация, когда при высокой рождаемости присутствует и высокая смертность, но с развитием науки и медицины смертность сокращается и общая численность населения постепенно растет. Происходит самая настоящая демографическая революция. Чтобы наглядно в этом убедиться, проанализируйте статистическую таблицу, которая дана вам в Приложении №1 и сделайте вывод. (Ответы учеников). Не все современники положительно оценивали рост населения. Появляется теория мальтузианства (от имени англичанина Томаса Мальтуса), который говорил о том, что из-за постоянно увеличивающегося населения Европе просто скоро будет нечего есть. Как мы видим, его прогнозы не сбылись.

В XVIII в. ускоряются те процессы, которые начались еще в ранее Новое время. Увеличивается количество денег как у производителей, так и у покупателей. Повышается качество жизни населения, причем не только в городах, но и в деревнях. У предпринимателей особую популярность приобретает капиталистический метод ведения хозяйства – использование наемного труда, вкладывание прибыли обратно в производство. Быстрее других богатела Англия. Давайте проанализируем текст на стр. 14-16 об успехах английского капитализма.

1. Объясните понятие аграрная революция.
2. Объясните понятие промышленная революция.
3. В чем отличие фабрики от мануфактуры?

(Учащиеся выполняют задание, отвечают на вопросы)

Какие вы можете назвать мне современные транспортные средства? (Ответы) Транспортные средства могут повлиять на развитие экономики? (Ответы) И так, в начале XVIII в. ситуация с транспортом остается практически без изменений. Для путешествий, перевозки чего-либо применяется гужевой транспорт или же по рекам и каналам, если это позволяла география страны. Например, расстояние в 100 км всадник мог преодолеть за день, и это было его пределом. Сейчас мы легко преодолевает тысячи километров за считанные часы.

Осуществить транспортную революцию первой взялась также Англия. Она стала строить платные дороги (оплата шла на поддержание их в хорошем состоянии), а также строить и улучшать водные каналы.

(Ученики получают карточки Приложение №3)

5. Подведение итогов.

(Ученики получают карточки для самооценки Приложение №2)

6. Домашнее задание.

Читайте также: