Капалуха астафьев краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Чему учит рассказ "Капалуха"
Рассказ учит любить природу и бережно относиться к зверям и птицам. Учит никогда не разорять птичьи гнезда и не забирать из них яйца. Учит правильно вести себя в лесу. Учит доброте, отзывчивости, сочувствию. Учит любить и ценить заботу матери.

Отзыв на рассказ "Капалуха"
Меня очень тронул этот простой рассказ. Автор описал как бережно относится птица капалуха к своим яйцам, понимая, что это ее будущие дети. И я даже испугалась, что кто-то может по незнанию или по черствости сердца причинить вред этим милым созданиям. Никогда не следует обижать птиц и других животных, потому что они тоже живые.

Пословицы к рассказу "Капалуха"
Лучше матери друга не сыщешь.
Кто отца с матерью не любит, тот никого не полюбит.
Материнская молитва со дня моря вынимает.
Сердце матери лучше солнца греет.
Всяк страх любовь изгоняет.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Капалуха"
Автор вместе с пастухами и ребятами, которые гнали на альпийские луга колхозное стадо, пробирался через поредевшую уральскую тайгу.
Стадо втянулось на просеку и потекло мимо бугорка, заросшего кустами черники, на которой только начали расцветать маленькие невзрачные цветочки.
Вдруг возле этого бугорка поднялся шум и гвалт. Автор поспешил к нему и увидел, как по черничному бугорку бегает глухарка, которую местные охотники зовут капалухой.
Ребята кричали, что нашли гнездо, но автор не видел никакого гнезда. Тогда ребята указали на корягу, возле которой он стоял и автор в испуге отступил - он чуть не наступил на гнездо. В гнезде, которое пряталось во мху под корнем, лежали четыре теплых, почти горячих яйца.
Ребята хотели взять яйца, но автор спросил, что тогда будет с капалухой.
А птица металась в стороне с распущенными по земле крыльями. Пока она сидела на гнезде, капалуха этими крыльями укрывала яйца и они закостенели, она не могла их согнуть. Наконец она сумела взлететь и села на нижнюю ветку. И все увидели, что живот птицы голый до самой шейки. И сквозь тонкую розовую кожу было видно как мелко и часто бьется бесстрашное птичье сердце.
Тут подошел учитель и объяснил, что капалуха сама выщипывает у себя пух, чтобы лучше согревать яйца в гнезде.
И тогда один из ребят не по-детски вздохнул и тихо сказал, что капалуха все отдает своим детям, прямо как его мама.
И ребята сразу бросились догонять стадо.
А капалуха сидела на ветке и уже не смотрела на случайных прохожих. Она нацелилась на гнездо. И как только путники отошли, слетела на яйца, снова раскрыла крылья и стала согревать их. И может быть недели через две из яиц проклюнутся птенцы. А когда они вырастут, кто-нибудь из них обязательно споет на своем глухарином языке песню, в которой будут слова о матери. которая отдает птенцам все, может быть даже свою жизнь.

Сюжет. Школьники шли пасти телят и спугнули с гнезда капалуху. Яйца брать не стали: учитель объяснил, как это огорчит птицу. Дети поняли, что она – как их заботливая мама. Ей и жизни не жалко для защиты детей.

Отзыв. Капалухой охотники называют самок, мам-глухарок. В них охотники не стреляют. Тема материнской любви, благодарности детей за нее. Мамы среди людей и птиц любят и защищают своих детей. Рассказ учит беречь природу. Птенцы, детеныши – не игрушка. Без матери они погибнут. Учит помнить родителей, заботиться о них, говорить спасибо за все.

Рассказчик вместе с ребятами гонит стадо животных на пастбище к уральским лугам.

Тайга, в основном, состояла из хвойных деревьев, попорченных северными ветрами и холодом. Иногда встречались осиновые и березовые деревья.

Бычки и телята шли по старой просеке. Они двигались сквозь валежник медленно и тяжело.

По дороге встретился доцветающий черничник. Черника – вкусная ягода, только, когда созреет и покроется белесым налетом, быстро осыпается.

Около черничного бугра послышался шум. Телята побежали, мальчишки закричали.

Вокруг бугорка бегала, распушив крылья глухарка (капалуха).

Ребята нашли гнездо. Оно было утеплено мхом. Там находилось четыре коричневатых яйца. Они были теплые чуть меньше куриных яиц.

Один мальчик хотел взять яйцо, но рассказчик остановил его. Он показал на капалуху. Она закрывала опущенными крыльями своих птенцов и не могла взлететь. Когда она всё-таки взлетела на ветку дерева, ребята увидели, как отчаянно бьется под кожей птичье сердце. Живот и грудь птицы были голые. Она сама выщипала перья, чтобы все тепло птичьего тела отдавать своим еще нарождённым детям.

Кто-то из ребят сказал, что капалуха, как мама. Все отдает детям до самой капельки.

Когда стадо и люди ушли, птица слетела с дерева и, распушив крылья села на гнездо. Сердце ее билось сильно, она никак не могла успокоиться. Через некоторое время должны появиться глухарята.

Когда они подрастут, то полетят в тайгу петь свою звонкую песню. И никто не знает, какие в песне будут слова. Возможно, они споют про маму, которая готова за своих детей отдать даже жизнь.

Рассказ учит тому, что мама самая главная в жизни. Она никогда не предаст и всегда придет на помощь в трудную минуту.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Основыне персонажи книги

  • Ба — баба Роза, бабушка Манюни, на вид грозная женщина, своеобразно любящая свою внучку и сына.
  • Дядя Миша — отец Манюни, страдающий от характера своей матери и нежно любящий свою единственную дочь, инженер.
  • Дядя Юра — отец четырех девочек, все ждет рождения мальчика, он единственный, которого Ба считает ровней и с ним считается, врач.
  • Тетя Надя — мать Наринэ и ее трех сестер, преподаватель русского языка и литературы. Она прекрасно ладит с Ба, в основном подчиняясь ее характеру. Они землячки, и это много значит.
  • Сона, Гаянэ, Каринэ — сестры Нринэ и дочери Нади и Юры. Отчаянные девчонки, особенно Каринэ. Она заводила, мечтает о мотоцикле и поездке в Америку.
  • Манюня — главная героиня наравне с Ба, ее бабушкой, настоящее имя — Мария.
  • Наринка — автор сего произведения, настоящее имя — Наринэ.

Капалуха В. Астафьев. В. Астафьев. Капалуха — Хочу все знать

Очень интересный рассказ А. Астафьева Капалуха.

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем.

Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца.

Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.

— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы.

Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа.

Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.

Капалуха - краткое содержание рассказа Астафьева


Иллюстрация

Тут к ребятам подошел учитель и пояснил, что птица эта выщипывает сама у себя перья на груди, которые всё равно не помогают летать, чтобы птенчикам было теплей. Он назвал её странное имя – капалуха. Конечно, ребят поразило поведение птицы, её самоотверженность.

Рассказ учит внимательному отношению к миру природу, а ещё тому, что звери и птицы могут быть такими смелыми и самоотверженными, что людям с них только пример брать.

Не хочу вдаваться в подробности, ибо не в моих это правилах, и все же посоветую прочесть. И ни в коем случае не воспринимать эту книгу исключительно как детскую. В ней помимо проделок и перипетий непоседливых детей найдется место и для размышлений о природе человеческого нрава, о любви, о тяготах воспитания. Здесь будут и реалии советского времени, которые не перетянут внимание на себя, но придадут повествованию особое очарование, заставят вспомнить моменты собственного детства, ощутить сопричастность. Поэтому прочитать ее, чтобы получить минуты несравненного удовольствия, конечно, стоит. Мне она подарила две интересных вечера, часы заливистого смеха и отличное настроение. И даже немного жаль было расставаться с полюбившимися героями, но… я увидела продолжение. Так что прощаться с Манюней мне еще рано.

Об авторе книги

Наринэ Абгарян
Наринэ Абгарян — российская писательница армянского происхождения. Родилась 14 января 1971 года в городе Берд Тавушского района Армении. Отец — врач, мать — преподаватель, есть брат и три сестры.

Наринэ переезжает в Москву в 1994 году с решением продолжить свое обучение в Москве. Вскоре выходит замуж, а в 1995 году у нее рождается сын.

О книге

История создания книги

Ссылки на источники информации

Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из – под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из – под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.

Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на землю, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Глухарка светло – коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев. Черничник – место, где растёт ягода черника. Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю. Тайга — труднопроходимый, преимущественно хвойный лес. Космы — взлохмаченные пряди волос. Пихта — хвойное дерево семейства сосновых, имеющее пирамидальную форму. Пастьба — место, где пасут скот. Покоробленные — кривые. Напружены — напряжены. Альпийские — высокогорные. Космы– взлохмаченные пряди волос.

Автор: Астафьев, Виктор Петрович

Число страниц: 4

Главные герои: автор, ребята, капалуха.

Второстепенные герои: учитель.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — добрый и рассудительный.

Ребята — озорные.

Хотели позабавиться, но поняли, что неправы.

Капалуха — смелая, самоотверженная мать.

Характеристика второстепенных героев:

Учитель — наблюдательный, внимательный. Много знает.

Ребята, учитель и автор следовали за стадом, которое гнали к лугам.

Вдруг автор услышал крики ребят и увидел бегающую птицу.

Оказалось, что ребята нашли гнездо капалухи, хорошо спрятанное среди корней.

В гнезде нашлись яйца, которые дети собирались забрать.

Однако автору и учителю удалось убедить их не делать этого.

Они рассказали, как тяжело приходится птице, какая она самоотверженная мать.

Ребята притихли, и кто-то даже вспомнил свою маму.

Птица вернулась на гнездо, и её сердце билось сильно и гневно.

План рассказа:

  1. Неизвестный шум.
  2. Гнездо капалухи.
  3. Бесстрашие птицы.
  4. Дети оставили гнездо.

Детский рисунок-иллюстрация

Главная мысль произведения в том, что любая мать пожертвует собой ради детей.

Основная идея рассказа в том, что никогда нельзя разорять птичьи гнёзда в лесу или на лугах.

Чему учит произведение:

Учит любить природу, не разорять птичьи гнёзда.

Учит любить родителей и ценить то, что они для нас делают.

Учит состраданию, милосердию, самоотверженности.

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что неважно у человека или у и животного, но матери всегда ведут себя одинаково.

Они всей грудью встают на защиту детей, забывая о себе.

Это очень трогательно.

В этом рассказе такой матерью оказалась тетёрка, птичка небольшая, но храбрая.

Она не испугалась людей и стремилась защитить своё гнездо, будущих птенцов.

Это очень добрый и познавательный рассказ.

Автору удалось рассказать о необходимости бережного отношения к природе на очень понятном примере.

Ведь у каждого из нас есть мама, и мы знаем, как она о нас заботится.

Мне очень понравилась главная героиня рассказа.

Мужественная и бесстрашная птица.

Также мне понравился автор.

Сразу заметно, что он любит природу и животных.

Он не даст наших меньших братьев в обиду.

Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что природу нужно беречь, а животных не обижать.

Это касается всех живых существ — птиц, зверей, насекомых, рыб и даже деревьев и трав.

Всё это живёт и делает нашу планету лучше.

Пословицы к рассказу:

  • Гнездо разорять — себя убивать.
  • Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
  • Береги землю родимую как мать любимую.
  • Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа.

Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

Читайте также: