Родительское собрание школьная тревожность

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 608 0

Тема: Школьная тревожность . Повышенная тревожность- что это такое?

2.Помочь в выработки правильного семейного воспитания во избежание формирования тревожного поведения у детей.

3.Диагностика уровня тревожности у детей класса.

Форма проведения: тренинг, презентация.

1.Вступительное слово классного руководителя.

2.Дигностика уровня тревожности детей .(анализ-презентация)

6.Подведение итогов. Принятие решения родительского собрания.

Ход собрания.

1.Вступительное слово классного руководителя.

Собрание посвящено проблеме ,наличие которой, может быть родители даже не подозревают у своего ребёнка. Тревожность ,психологи определяют как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях , в то числе и в тех ,которые к этому не предрасполагают. То есть состояние это устойчивое и проявляется в разные моменты , а не только у доски или в общении с незнакомыми людьми.

2.Диагностика уровня тревожности у детей.

Выявления уровня тревожности учащихся .

Обсудить результаты исследования с родителями.

Научить в совместной деятельности практическим приёмам коррекции тревожности у детей.

63% имеют нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности.

32% имеют несколько повышенную тревожность,

которая часто связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни.

5% имеют высокую тревожность. Группа риска.

Боязнь неудач в учебе

Страх перед предстоящими контрольными, зачетами, экзаменами.

Выступления на большую аудиторию

Недостаточное усвоение материала, т.к. сформировались эпизодические основные учебные знания, умения, навыки.

3.Экспресс-анкетирование родителей.

(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)

Отметьте утверждения , с которыми вы согласны.

1.Не может работать долго, не уставая.

2.Ему трудно сосредоточиться на чём-то.

3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4.Во время выполнения заданий очень напряжён , скован.

5.Смущается чаще других.

6.Часто говорит о напряжённых ситуациях.

7.Как правило ,краснеет в незнакомой обстановке.

8.Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9.Руки у него обычно холодные и влажные.

10.У него нередко бывает расстройство стула.

11.Сильно потеет, когда волнуется.

12.Не обладает хорошим аппетитом.

13.Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14.Пуглив, многое вызывает у него страх.

15.Обычно беспокоен , легко расстраивается.

16.Часто не может сдержать слёзы.

17.Плохо переносит ожидание.

18.Не любит браться за новое дело.

19.Не уверен в себе, в своих силах.

20.Боится сталкиваться с трудностями.

Интерпретация результатов:(за каждый отмеченный пункт 1 балл)

От15 до 20- у ребёнка высокий уровень тревожности.

От 7 до 14-средний,менее 6 баллов-низкий.

5.Родительский тренинг.

Необходимо ежедневно хвалить ребёнка даже за незначительные успехи.

-За что и как похвалить?

Нарисовать цветок, в центре фото ребёнок ,а на лепестках результаты, которыми он гордится.

Дети становясь старше стесняются говорить о своих тревогах. Привлечь внимание такими словами : « Помнишь , как тебе попал камешек в ботинок, он тебе мешал, когда вытряхнули, оказалось он такой маленький. Когда мы чем- то взволнованы , у нас на душе тоже самое. Если мы сразу вытащим этот камушек, неудобство исчезнет, а если его оставить, то возникнут проблемы.

Поэтому всем людям полезно говорить о своих проблемах сразу. Давай договоримся, если кто скажет : У меня камушек в ботинке, мы сразу поймем и поговорим.

Когда ребенок научиться распознавать собственные эмоции и говорить о них, половину проблемы тревожности можно будет считать решенной.

Цель – снять напряжение, успокоить ребенка.

Все играющие сидят в кругу. Представьте себе, что мы будем надувать шарик. Вдохните воздух , поднесите воображаемый шарик к губам, и раздувая щеки ,медленно ,через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами, как шарик становится больше и больше. А теперь покажем друг другу наши красивые шары.

Цель - расслабить мышцы рук, спины, груди.

Спектакль. Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

( Сначала туловище поворачивается вправо-влево , руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На 2 строчке - резко наклон вниз.)

Цель - учить уверенности в себе, доверие.

Встать одной большой гусеницей, руки на плечи, между животом и спиной другого-воздушный шар .И так пройти по маршруту.

6.Итоги собрания .Проект решения.

1)Рекомендация родителям: внимательно относится к проблеме детской тревожности.

Тревожность как качество личности . Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, если тревожность проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей.

Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно. Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиа перелетом или экзаменом.

Школьная тревожность -, как разновидность ситуативной, это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым со стоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у дос ки. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — прояв ления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

неадекватные ожидания со стороны родителей;

неблагоприятные отношения с педагогами;

регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

смена школьного коллектива и /или непринятие детским коллективом.

Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.

Типы тревожных детей

Взрослые должны оказывать им поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выход из положения, признавать за ребенком право на ошибку, больше хвалить.

Говоря о невротизирующем действии учебного процесса на учащегося, необходимо подчеркнуть :

неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс,

несоблюдение требований психогигиены обучения,

недостаток свободного времени для реализации личных потребностей (часто из-за ортодоксального отношения родителей к высоким оценкам),

конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения.

Характерные черты тревожных детей

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие проблемы. Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.

Нежелание ходить в школу чаще всего возникает из-за недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках - признак школьной тревожности. Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях. Например, ребенок может краснеть (бледнеть), отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой.

Как же бороться со школьной тревожностью?

- Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, - это обеспечить ребёнку ощущение успеха. Ребёнка нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить как реальных успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценён взрослыми.

- Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

- Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

-Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.

Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации. Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.
-Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
- Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.

-Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем домой, купим.

Любите своего ребенка, относитесь к нему с должным терпением и у вас все получится! (притча «Воробей) (в презентации по клику на словаИ у вас все получится!Начинается показ притчи)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательные: помочь выработке правильного стиля семейного воспитания во избежание формирования тревожного поведения у детей.

Информационные: знакомство родителей с перечнем литературы, отражающей проблемы повышенной тревожности у детей.

Специальные: диагностика уровня тревожности у детей класса.

Проведение родительского собрания.

До настоящего времени ещё не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Внутренний конфликт, вследствие которого и развивается тревожность, чаще всего бывает вызван:

противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой;

негативными требованиями, унижающими ребенка и ставящими его в зависимое положение;

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

Но главное, надо помнить, что тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Если родители не удовлетворены своей работой, материальным положением, жилищными условиями, семейными отношениями – тревожность детей во всех этих случаях неизменно возрастает. Конечно, тревожность иногда может быть сопряжена с неврозом или даже психическим расстройством, но эти случаи не так часты и находятся в компетенции медицинских специалистов.

Внутренний конфликт, вследствие которого и развивается тревожность, чаще всего бывает вызван:

противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой;

негативными требованиями, унижающими ребенка и ставящими его в зависимое положение;

Именно эти пять признаков психологи считают основными критериями определения тревожности у детей. Но есть и более подробные опросники.

Экспресс-анкета(Лаврентьева Г.П.,Титаренко Т.М., 1992 г.)

Отметьте утверждения, с которыми вы согласны.

Не может работать долго, не уставая.

Ему трудно сосредоточиться на чём-либо.

Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

Смущается чаще других.

Часто говорит о напряженных ситуациях.

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

Жалуется, что ему снятся страшные сны.

Руки у него обычно холодные и влажные.

У него нередко бывает расстройство стула.

Сильно потеет, когда волнуется.

Не обладает хорошим аппетитом.

Спит беспокойно, засыпает с трудом.

Пуглив, многое вызывает у него страх.

Обычно беспокоен, легко расстраивается.

Часто не может сдержать слёзы.

Плохо переносит ожидание.

Не любит браться за новое дело.

Не уверен в себе, в своих силах.

Боится сталкиваться с трудностями.

Интерпретация результатов: за каждый отмеченный пункт начислите 1 балл. Если сумма баллов составляет от 15 до 20 – у ребенка высокий уровень тревожности, от 7 до 14 баллов – средний, и если сумма не превышает 6 баллов – низкий.

Чтобы помочь тревожному ребенку, специалисты рекомендуют проводить работу в трёх направлениях:

обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;

снятие мышечного напряжения.

Учитель предлагает родителям проиграть несколько психотехнических упражнений по каждому из направлений.

Конечно, повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно хвалить ребенка даже за незначительные успехи, причем делать это искренне! Ведь в любой ситуации можно найти повод, чтобы отметить достижения своего ребенка.

Родителям предлагаются ситуации, когда необходимо найти за что и как похвалить ребенка.

Предлагается нарисовать цветик-семицветик и написать успехи ребенка.

И, наконец, чтобы научить детей произвольному мышечному расслаблению, предлагается разучить несколько релаксационных игр.

Цель – снять напряжение, успокоить ребенка.

Цель – расслабить мышцы рук, спины, груди.

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Цель – игра учит уверенности в себе, а также помогает достигнуть атмосферы доверия.

«Сейчас мы станем одной большой гусеницей. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник цепочки держит свой шар на вытянутых руках. Так, в единой цепи, нужно пройти по определенному извилистому маршруту.

Цель - развивать воображение, достигнуть расслабления.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2 – 3 раза глубоко вздохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нём падает в нём вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи… Белый свет течёт по вашим плечам, затылку, помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, безо всякого усилия, можете глубоко вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся всё мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы всё глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами… (30 секунд)

Родителям предлагается задать вопросы, которые возникли по ходу тренинга.

В заключение собрания подводятся итоги и предлагается принять решение собрания.

Проект решения родительского собрания.

Рекомендовать тем родителям, у которых результаты экспресс-тестирования оказались неутешительными, записаться на консультацию к психологу.

Рекомендовать родителям внимательно относиться к проблеме детской тревожности.

Учитель благодарит родителей за участие в тренинге. На прощание каждому родителю вручается памятка.

Памятка для родителей.

Даже если вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это ещё не повод, чтобы отказывать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Не сравнивайте ребенка с окружающими.

Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Способствуйте повышению самооценки ребенка, чем чаще хвалите его, но так, что бы он знал за что.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

Демонстрируйте образцы умеренного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

Тема: Школьная тревожност ь . Повышенная тревожно сть - что это т акое?

2.Помочь в выработ ки прави льного семей ного воспитания во изб ежание

2.Дигностика уровня тр евожности дете й .(анализ - презентац ия)

6.Подведение итогов. Приняти е решения родительс кого собрания.

Собрание посвя щено проблеме ,на личие которой, может быть родители

даже не подозрева ют у своего р ебёнка. Тревожность ,псих ологи определяю т

как индивид уальную психологическую особенность, заклю чающуюся в

повышенной с клонности ис пытывать бес покойство в с амых различных

жизненных с итуация х , в то числе и в тех ,которые к этому н е

предрасполагаю т. То есть с остояние это устойчи вое и проявляе тся в р азные

моменты , а не толь ко у доски или в общении с незнакомы ми люд ьми.

Научить в совмес тной дея тельности практ ическим приёмам коррек ции

63% имеют нормальный урове нь тревожности, который необходи м для

которая часто с вязана с огр аниченным кругом сит уаций, определенной

Страх перед предстоящими контро льными, зачетами, экзаменами.

Недостаточное ус воение мат ериала, т.к. сформировалис ь

эпизодические основные учебные знания, умения, навыки.

об щ ий у ро ве нь т ре вож но с т и у ча щ их ся 4 -

4.Во время выполне н ия заданий очень напря жён , скован.

Интерпретация результатов:(за каждый отмече нный пункт 1 балл)

Необходимо ежед невно хвалить ребёнка даже за незначительные успехи.

Нарисовать ц веток , в центр е фото реб ёнок ,а на лепестках результаты,

Дети становясь старше стесняютс я говорить о с воих тревогах. Привлечь

внимание такими словами : « Помнишь , как теб е попал камешек в ботинок ,

он тебе мешал, когда вытр яхнули, оказалось о н такой маленьки й. Когда мы

чем - то взволнова ны , у нас на душе тоже самое. Если мы ср азу вытащим этот

камушек, неуд обство исчез нет, а если его остави ть, то возникнут проблемы.

Поэтому всем людям полезн о говорить о с воих проблемах с разу. Давай

договоримся, если кто скажет : У меня камушек в ботинке, мы сраз у поймем

Читайте также: