Родительские собрания в школе для подростков

Обновлено: 02.07.2024

Цель: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в этот период; обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления детей.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: классный руководитель, родители.

План проведения:

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Выступление педагога-психолога.

3. Анализ результатов анкетирования родителей.

4. Итоги родительского собрания.

Подготовительная работа:

1) Изготовление анкеты для родителей.

Анкета для родителей

Нам важно узнать, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка.

Ф. И. О. родителей ___________

Имя ребенка, возраст ____________

1. Есть ли еще дети в семье? (Их возраст.)

Да ____ Нет ____

2. Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на эту тему?

Да ____ Нет ____

3. Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?

Да ___ Нет ____

4. Кто, как Вы считаете, ответственен за воспитание ребенка?

Семья _____ Социальная среда _____ Школа ______

5. Ваш ребенок именно такой, о каком Вы мечтали, или Вам хочется во многом его изменить?

Да ____ Нет ____ Не знаю ____

Да ___ Нет ___ Иногда _____

7. Вам случается просить прощения у ребенка за свое поведение?

Да ____ Нет ____ Иногда ____

8. Считаете ли Вы, что понимаете внутренний мир ребенка?

Да ____ Нет ____

2) Изготовление памятки для родителей.

Памятка для родителей

1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2. Опасайтесь получения Вашим ребенком информации из чужих уст.

3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас Ваши дети.

4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если Вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с Вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с Вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали Вы.

6. Постарайтесь сделать так, чтобы Ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

7. В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам - со стороны пап.

8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

По-разному переживают дети это время: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в первом, и во втором случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.

2. Выступление педагога-психолога.

- Подросток проходит через многие проблемы, которые свойственны этому возрасту, и со временем, когда чувства молодого человека уравновешиваются, они сами собой разрешаются.

Среди этих проблем есть весьма серьезные, которые многие подростки часто не в состоянии преодолеть. Неудачи могут привести к отчаянию и депрессии.

Причиной неудач могут быть:

1) холодные отношения с семьей (приводят к возникновению чувства незащищенности и одиночества);

2) плохое материальное положение (может привести к фрустрации, отчаянию, совершению преступления);

3) употребление алкоголя и наркотиков, беспорядочные половые связи (приводят к зависимости, сексуальной озабоченности, опустошенности, отчаянию).

Основной проблемой в подростковом возрасте является заниженная самооценка.

Самооценка - это мнение индивидуума о самом себе. В юности человек переосмысливает свои отношения с друзьями, родителями, учителями и другими людьми. Он заново оценивает самого себя. В этот период очень важно для него иметь адекватную самооценку.

На формирование самооценки в юности влияют следующие факторы:

1) ощущение принадлежности;

2) чувство значимости;

Ощущение принадлежности - это осознание того, что твое общество кому-то приятно, нужно, что кто-то готов позаботиться о тебе. Это чувство развивается с младенчества и зависит от того, насколько родители любили своего ребенка и заботились о нем. В подростковом возрасте это чувство может измениться и закрепиться.

Чувство значимости появляется от осознания человеком того, что он представляет собой какую-то ценность в глазах других людей, что его считают хорошим. Чувство значимости крепнет, когда окружающие высказывают одобрение поступков ребенка, а также оказывают моральную и психологическую поддержку.

Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком, это центральное новообразование младшего подросткового возраста (11-13 лет).

Давайте обратимся к результатам исследования по классу. Они говорят о том, что самое время учесть в воспитании собственного ребенка вопросы полового созревания, не отмахиваться от них, не оставлять без внимания.

3. Анализ результатов анкетирования родителей.

Проводится анализ анкет, заполненных родителями за несколько дней до родительского собрания.

Обсуждаются ситуации всеми присутствующими.

Ситуация 1.

Дочь всегда любила спортивную одежду, выбирала ее вместе с родителями, но вдруг начала капризничать, требовать, чтобы родители позволили ей самостоятельно покупать одежду. Но родители считают, что она мала для самостоятельных покупок одежды и обуви.

Ситуация 2.

Ситуация 3.

Родителям не нравятся новые друзья их ребенка, но сын категоричен и, несмотря на устные запреты, по-прежнему общается с новой компанией.

4. Итоги родительского собрания.

- Благодарю всех родителей за активность и понимание. Надеюсь, разговор дляJ Вас был полезен. Он поможет Вам разобраться в некоторых ситуациях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка родительского собрания.

Разработал: педагог-психолог Лехман Е.Е.

Жирновск 2016

Лехман Е.Е. Особенности подросткового возраста. // Родительское собрание. Жирновск, 2016. Выбранная тема направлена на расширение знаний родителей о психологических особенностях подросткового возраста, помощь в преодолении проблем и конфликтов в данный возрастной период.

Цель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста, путями возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития.

Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;

Найти пути преодоления подросткового кризиса;

Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.

Материал: результаты диагностики, памятки для родителей.

Ход собрания.

Вступление.

Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. С ребенком уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях. Что происходит с ним?

Оказывается, он вступил в один из важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, - в период перехода от детства к взрослости – в подростковый период . В древности считалось, что он настолько же важен для человека, как и рождение, вступление в брак и смерть. И сколь он важен, столь и труден. В наше время подросток остается со всеми проблемами взросления один на один. Помочь ему может только семья. Поэтому давайте посмотрим, что же происходит с подростком.

Психофизиологические особенности.

На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков в 12-13 лет, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения – очень медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит ти раздражает, а вот затормозить, остановиться им не просто. Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за этого же: когда интересно – все запоминается легко. А стало скучно – ну ничего не задерживается в голове.Гормональные бури заставляют эмоции у подростка часто сменяться. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию.

Вот статистика, которую вы должны знать:

Подростковый период характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.

В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.

30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.

60% девочек беспокоятся по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.

Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.

По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%, мальчиков – 13 лет.

В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.

Большинство подростков отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

Давайте обратимся к результатам исследования по классу. Они говорят о том, что самое время учесть в воспитании своего ребенка вопросы полового созревания, не отмахиваться от них, не оставлять их без внимания (см. Приложение 1)

Социально-психологические особенности.

К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.

Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв “что-либо” для быстрого улучшения настроения. Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.

У подростков появляется недовольство тем, что в общении со взрослыми он находится в позиции подчинения, в то время как он хочет равенства прав . Вот поэтому так возрастает значимость общения со сверстниками. Положение в кругу сверстников удовлетворяет потребность быть на - равных; отношения со сверстниками подросток считает своими собственными, личными отношениями. Нельзя нарушать эти границы! Подросткам необходимо уединение, оно позволяет иметь свою собственную жизнь. Давая им возможность уединяться, родители демонстрируют уважение к ним. А всякое вмешательство, а тем более нетактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Любые действия взрослых, воспринимаемые подростком как контроль, резко отторгаются, вызывают бурные эмоциональные реакции. При этом не важно, насколько обоснованными были на самом деле действия взрослых, поскольку подросток фиксирует в них только сферу контроля. Очень важно, чтобы родители сумели необходимые контролирующие действия донести до подростка как действия заботы о нем, или внимания, тогда то же самое родительское поведение будет воспринято подростками более лояльно.

Одно из главных стремлений подростка – стремление к самостоятельности . Поскольку в жизни понятие самостоятельности понимается родителями и подростками по-разному, то это является причиной конфликтов. Родители обычно имеют в виду в основном обязанности (самостоятельно убрать квартиру, постирать и т.д.), подростки, в основном, права (самостоятельно выбирать одежду, время сна, прихода домой). В самостоятельно выполняемые действия должны равномерно включаться как права, так и обязанности подростка. Это поможет во многом избежать конфликтов между родителями и детьми, а также будут способствовать становлению зрелой самостоятельности.

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?

Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.

1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.

2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.

Заключение.

Итак, если родители действительно сумеют грамотно помочь своему ребенку преодолеть подростковый кризис, последний станет ступенькой в развитии, источником появления необходимых личностных характеристик.

Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей своей тяги к самостоятельности, ваши дети нуждаются в вашей помощи. Семья остается тем местом, где подросток чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.

Цель мастер-класса : показать одну из форм проведения родительского собрания с использованием современных технологий.

План работы мастер-класса:

а) Вступительное слово классного руководителя о целях и задачах родительского собрания, плане проведения и создании рабочих групп из присутствующих: 1 гр. – родители, 2 гр. – дети, 3 гр. – эксперты. Мини-лекция о трудностях воспитания подростков.

Просмотр видеофрагментов конфликтных ситуаций:

д) Подведение итогов. Рефлексия. Распространение памяток для родителей.

3. Подведение итогов работы мастер-класса.

Ход мастер класса.

Общая цель родительского собрания состоит в установлении, а в дальнейшем совершенствовании правильных взаимоотношений учащихся класса, педагогов, родителей и администрации школы для решения учебно-воспитательных задач общеобразовательного учреждения.

Главное назначение родительских собраний – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.

Но при этом не следует забывать о требованиях к проведению собраний:

оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и

неудачи детей в учёбе;

тема должна учитывать возрастные особенности детей;

собрание должно носить как теоретический, так и практический характер – разбор ситуации, тренинги, дискуссии и т.д.;

собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

По содержанию родительские собрания могут быть:

Организационные – это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет;

Тематические – это собрания, посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса;

Итоговые – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время.

А по форме самые разнообразные:

педагогические ринги (столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю);

родительская конференция по обмену опытом воспитания;

итоговые совместные собрания детей и родителей;

презентация семейного воспитания;

Откуда берутся трудные дети?

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли.

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Цель: научиться понимать внутренние мотивы ребёнка, помочь в построении нормальных отношений, оказание помощи родителям в общении с подростком.

Задачи :

помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций;

побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка, научить некоторым правилам и приёмам, облегчающим общение с подростком;

тренировать родителей в разрешении конфликтных ситуаций;

обратить их внимание на собственное поведение в этот период.

а) Вступительное слово классного руководителя о целях и задачах родительского собрания, плане проведения и создании рабочих групп из присутствующих: 1 гр. – родители, 2 гр. – дети, 3 гр. – эксперты: инспектор по делам несовершеннолетних, врач , психолог школы.

Мини-лекция о трудностях воспитания подростков.

Подростковый возраст детей у всех родителей вызывает массу беспокойства и предчувствий. Благодаря тому, что сейчас на всех каналах телевизора и во всех газетах рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются родители при достижении их детьми переходного возраста, часто без особого повода появляется страх и настороженность.

Но что же делать родителям, чтобы предотвратить или смягчить особенности подросткового возраста для самого ребенка и всех, кто его окружает. Этим вопросом занимаются многие психологи, но до сих пор нет однозначного сценария поведения подростков и перечня мер, которые помогут преодолеть кризис взросления.

Родители начинают проявлять первое беспокойство, после того, как дома начинаются первые конфликты и ссоры, свойственные любой семье.

Для успешного преодоления сложного периода в жизни ребенка прежде всего родители должны понять, что они - люди с уже достаточно большим жизненным опытом, прошедшие через все проблемы подростков и часто уже забывшие, с чем сталкивались в подростковом возрасте. Поэтому именно родители должны научиться грамотно контролировать ситуацию и помогать подростку выбрать верное направление жизни. Часто возникает мнение, что конфликты переживают только родители, в то время как дети пропускают все мимо ушей и сердца. Исследования показали, что подростки переживают по этому поводу ничуть не меньше, просто они менее склонны проявлять свои эмоции дома, в кругу семьи, выплескивая их среди друзей, сталкивающихся с такими же проблемами.

Помните : мы не ищем, кто прав, это может быть бесконечно. Мы ищем эффективное решение. Обсуждаем возможные последствия хороших и плохих решений.

Действие происходит дома у подростка.

Мать: Ты опять не прибрал в своей комнате.

Сын: Сейчас уберу ( сам не встаёт с места )

Отец: Ты не заполнил дневник? В чем дело? Это же твоя обязанность.

Сын: Успею. Дайте мне посмотреть фильм.

Мать: Ты опять получил двойку по контрольной работе. Опять Вера Ивановна будет вызывать нас в школу. Как все это мне надоело! Иди, учи уроки.

Сын: Ну, началось… Я уже взрослый и сам решу, когда мне надо убираться, когда учить уроки. Мне тоже всё это надоело. Всё вам не так, да не эдак. Лучше уйду жить к бабушке, если вам мешаю.

Вопросы для обсуждения ситуаций.

Какой конфликт был показан в данном видеофрагменте?

Назовите причину конфликта.

Каковы, на Ваш взгляд, пути разрешения конфликтной ситуации?

Действия происходят на уроке математики.

Учитель: Данил, ты сегодня опять забыл учебник?

Данил: Я думал, что сегодня алгебра.

Учитель: А домашнюю работу сделал?

Данил: Но я же сказал, что принёс алгебру.

Учитель: А по алгебре сделал домашнюю работу?

Данил: Но сегодня же геометрия. Вы же сами только сейчас сказали.

Учитель: Подай, пожалуйста, дневник.

Данил: Один раз забыл и уже – дневник. Я его дома забыл.

Учитель: Завтра пусть родители придут в школу.

Данил: Зачем? Эта школа мне поперёк горла встаёт! Как всё надоело! Быстрее бы школу закончить.

Собирает вещи, хлопает дверью и уходит.

Вопросы для обсуждения ситуаций.

Какой конфликт был показан в данном видеофрагменте?

Назовите причину конфликта.

Каковы, на Ваш взгляд, пути разрешения конфликтной ситуации?

Распространение памяток для родителей. Информационный стенд (советы профессора Валентины Зайцевой).

Подведение итогов работы мастер-класса. Карагызова Л.К.

На доску прикрепляется изображение солнышка. Всем присутствующим раздаются смайлики (грустные и смешные), они выбирают смайлик, соответствующий результатам увиденного мастер-класса и отдают его ведущему. Все смайлики прикрепляются к солнышку.

Приложение 1.

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Имеет низкую самооценку

Часто ругается со взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Часто спорит со взрослыми

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Имеет отсутствующий взгляд

Выполняет требования взрослых

Не может адекватно оценить свое поведение

Обладает разнообразными интересами

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Послушен и исполнителен дома

Ведёт активный образ жизни

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

Приложение 2.

1. В последнее время тебе больше нравится проводить время

в кругу своей семьи

2. Чувствовал ли ты когда-нибудь, что тебе легче обсуждать свои вопросы с друзьями, чем с родителями?

3. Чье внимание для тебя важнее всего независимо от того, как фактически понимает тебя этот человек?

Бабушек и дедушек

4. Случались ли в твоей жизни конфликты с окружающими тебя людьми?

5. С кем ты чаще всего конфликтуешь?

6. Что может стать поводом к конфликтной ситуации?

7. Как ты ведёшь себя в конфликтной ситуации?

Предпочитаешь, чтобы ответственность за разрешение конфликта брал кто-то другой

Настойчиво стремишься добиться своего

Пытаешься найти компромиссное решение

8. Нужно ли людям учиться разрешать конфликтные ситуации?

9. С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?

Приложение 3.

Какие проблемы чаще всего возникают в семьях, где есть подростки?

Допускаете ли Вы, чтобы взгляды Вашего ребёнка отличались от Ваших собственных?

Был ли в вашей жизни конфликт с Вашим ребёнком и как Вы вышли из этой ситуации?

Влияет ли улица на поведение детей? Вредна ли свобода для подростка?

Приложение 4.

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям
при взаимодействии с подростком

Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).

Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.

Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Как желательно вести себя родителям с агрессивным ребенком.

Как нежелательно вести себя с агрессивным ребенком.

- Нормализовать семейные отношения. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов

- Пересмотреть стиль воспитания ребенка. Придерживаться одного стиля воспитания всем членам семьи.

- Не применять никакие формы физического наказания по отношению к ребенку, вплоть до шлепков. Доказано, что чем более жестоко наказываете Вы своего ребенка в семье, тем более жесток он по отношению к окружающим.

- Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками, чтобы он не чувствовал себя отверженным родителями

- Что-то, требуя от ребенка, учитывайте его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.

- Пытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

- Учите выплескивать свой гнев приемлемыми для его возраста способами, переводя физическую агрессию в вербальную., чтобы уменьшить нервно – психическое напряжение ребенка (можно даже разрешить закрыть дверь в комнате и кричать в ней, можно сочинить сказку, в которой появится возможность выплеснуть негативные эмоции, физическая нагрузка – от игры в мяч до соревнований в беге)

- При драчливости ребенка главное – не разъяснять, а предотвратить удар.

- Научите сочувствовать другим людям.

- Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку ребенка и затрудняет его общение.

Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудия сражения.

- Преднамеренно разжигать чувства к одному из родителей.

- Оскорблять достоинства подростка грубыми словами.

- Помнить, что безэмоциональность родителей, безразличие их по отношению к своему ребенку стимулирует агрессивность детей.

- Когда нет видимых причин для агрессии ребенка, обратитесь к психологу и психоневрологу.

ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫ.

Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку: справочник для неравнодушных родителей. Изд-во: У-Фактория, 2004 г.

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М., ВАКО, 2006.

Залунина Л. М. Подростки: ответы для родителей и профессионалов Издательство: ПИТЕР, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ , 2004 г.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: Речь, 2000.

Подростковый конфликт / Авт.-сост. С.Г. Кожарская . — Минск: Красико-Принт, 2006.

Родители глазами подростка. Издательство: РЕЧЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО , 2004 г.

Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. — М.: Школьная пресса, 2003.

Фонтенел Д. Проблемы переходного возраста / Пер. с англ. — М.: РОСМЭН, 1998.

Существуют различные формы кризисов в подростковый период. (Приложение 1, слайд 9):

Подростки продолжают составлять наиболее криминально активную часть населения страны. Под асоциальным поведением, однако, понимается не только преступное поведение, но и самые различные социальные отклонения. К ним относятся: употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство. Мотивы злоупотребления теми или иными химическими веществами могут быть совершенно разные: это и средство включения в значимую для подростка группу, и представление о данных веществах как о символах взрослости, и как реакция на чувство тревоги и одиночество. Кроме того, употребление, например, алкоголя – помогает избавиться от чувства неуверенности в себе, стеснительности, а может выступать как протест против родителей и общества в целом. Курение же – это, прежде всего, создание имиджа взрослого, независимого, сексуального, общительного человека. А учитывая, что в этом возрасте реакция эмансипации очень сильная, то становится понятным такое поведение подростков. Поиск новых, необычных ощущений и переживаний, стремление к психическим экспериментам часто являются мотивами подростковой наркомании [4].(Приложение 1, слайд 10).

  1. Переживания отчуждения. Время от времени подросток может терять ощущение реальности. В эти моменты он воспринимает себя и окружающий мир несколько по-другому, не так как всегда.
  2. Нарциссические кризисы. Представляют собой излишнюю, чрезмерную концентрацию подростка на собственной личности (эгоцентризм). Это может выражаться в переоценке своих возможностей, качеств, способностей, эмоциональной холодности к близким, неоправданные требования к окружающим. Но это состояние может колебаться – от эгоцентризма к чувству собственной неполноценности [2].

Итак, теперь нам становится понятно, что быть подростком очень тяжело. Но одним из основных факторов, формирующих личность подростка – является семья. При этом состав семьи — полная, неполная значения не имеет, гораздо важнее сама семейная атмосфера, нравственная составляющая её членов и характер взаимоотношений между ними. К сожалению, сейчас растет количество неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении. Но даже в благополучных, на первый взгляд, семьях существуют проблемы психологического характера, которые могут привести к сильнейшему кризису подросткового возраста.

Существует несколько типов дисгармоничных отношений в семье (приложение 1, слайд 11):

Читайте также: