Рикер конфликт интерпретаций краткое содержание
Обновлено: 04.07.2024
Задача, поставленная мыслителем Полем Рикором, была огромной: разработать некое обобщенное понятие о человеке в XX веке. Такое понятие выстроено феноменологией, философией жизни, экзистенциализмом, персонализмом, психоанализом, герменевтикой, структурализмом, аналитической философией, философией морали, философией политики и т.д., словом, всеми основными течениями и тенденциями философии ХХ века, которые имеют глубокие корни, заложенные античной и еще более ранней — мифологической мыслью, и основаны на идеях своих ближайших предшественников: Канта, Гегеля, Фихте. Ricoeur пытается выявить исследовательские возможности каждого из этих учений и согласовать их в единую — многомерную и многослойную — концепцию феноменологической герменевтики.
После войны Рикор продолжал преподавать: 12 лет он преподавал историю философии в Страсбургском университете, затем общий курс философии в Сорбонне, а в 1967-1970 годах он работал в университете Нантера, одновременно преподавая в Чикагском университете на кафедре, ранее принадлежавшей Полю Тиллиху. Сейчас он преподает в университетах Франции, США, Швейцарии, Бельгии и во Французском университетском колледже в Москве.
Новый взгляд на философию истории во Франции
Человеческая деятельность… всегда происходит в обществе, состоящем из различных социальных сообществ с присущими им системами ценностей, которые вместе составляют семантическую структуру данного общества. С этой точки зрения, любое общество, любая культура функционирует как система значений, которая интегрирует и цементирует то, что общество, обеспечивает его единство и целостность, создает механизм культурной преемственности, но в то же время стимулирует людей к деятельности, направленной на изменение и преобразование существующих социальных структур и создание новых.
Такой подход подразумевает изучение не столько свойств вещей, сколько отношения человека к миру, выраженного через ценности, которые можно рассматривать как знаки, символы, через которые люди общаются друг с другом и достигают взаимопонимания.
Влияние идей Гуссерля и М. Мерло-Понти оказало влияние на целое поколение философов. До 1961 года считалось, что феноменологическое восприятие времени является ключом к пониманию истории. В то время Ж.-Ф. Лиотар заявил, что феноменологическое восприятие истины кладет конец вечным истинам и делает факт истины вопросом истории.
Для создания феноменологического проекта философии истории Мерло-Понти мобилизовал силы, которые после 1961 года обратились против всей феноменологии: Союзниками Мерло-Понти были социурическая лингвистика и структурная антропология К. Леви-Штрауса. Структурализм стал доминировать в историческом и социальном знании после смерти Мерло-Понти в 1961 году.
После Второй мировой войны происходит изменение подходов к теории исторического процесса: попытки создать единую универсальную теорию сменяются признанием нескольких версий истории, основой которой является ценностный плюрализм. Принцип историзма, требующий рассмотрения объекта в конкретных исторических условиях и отношениях при сохранении его неизменной сущности, заменяется принципом историчности, согласно которому история — это способ существования всего, и особенно человека.
Концепция герменевтики
Задача, поставленная мыслителем Полем Рикер, колоссальна: разработать своеобразную обобщенную концепцию личности в XX веке. Такое понятие было построено феноменологией, философией жизни, экзистенциализмом, персонализмом, психоанализом, герменевтикой, структурализмом, аналитической философией, философией морали, философией политики и так далее. Одним словом, все основные течения и тенденции философии XX века имеют глубокие корни в античности и, еще раньше, в мифологической мысли и основаны на идеях их ближайших предшественников — Канта, Гегеля и Фихте .
По словам Рикоэра, потребности, желания и привычки человека приобретают реальный смысл только по отношению к воле, которую он пробуждает и мотивирует; воля дополняет их смысл, она определяет его выбор.
Интерпретирующий конфликт
Если теория и ее отношение проявляются в решении проблем настоящего времени, то она также верна и для того, что было. Теории рождаются под влиянием жизненных процессов, и историк схватывает эти процессы, формирует гипотезы и экстраполирует их на то, как прошло человечество.
Освобождение человеческой личности
Меньше внимания в трудах Поля Рикера уделяется проблеме эмансипации человеческой личности в процессе исторического развития. История человечества, с точки зрения персоналистов, выглядит как процесс освобождения личности от всякого рода детерминизмов, ограничивающих возможности свободного творчества. Древний человек был неотделим от своего ближайшего окружения и семьи и был подвержен слепой судьбе; отсюда и страсть философов к безличному мышлению и поиску непреложного порядка, управляющего как природой, так и идеями. Христианство ввело идею множественности душ, идею человека в целом. Возникла и закрепилась идея свободы выбора. Феодальная эпоха не дала человеку возможности освободиться от заключения тяжелого физического труда и полуголодного существования и создать гражданское общество по другую сторону социального и классового разделения. XIX век усилил отчуждение человека в результате развития индустриальной революции и появления ранних форм индустриального капитализма, хотя и ввел новые степени свободы в политической сфере. Отсюда и растущий интерес к проблемам свободы в произведениях экзистенциалистов и марксистов, выступавших против нарушения категорического императива Канта: человека не следует рассматривать как средство, в данном случае как средство наживы. ХХ век — это время, когда человек начинает осознавать свою субъективность. Человек — это существо природы через его тело.
Опыт человечества зафиксирован в языке, символах и мифах. Обычное сознание является основой для развития всех других форм человеческого сознания. Таким образом, она становится объективной основой субъективного сознания.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Говоря о самой герменевтической процедуре, Рикёр описывает важную особенность семантики символа. Последний никогда не может быть истолкован однозначно. Герменевтическая деятельность начинается тогда, когда первичный, непосредственно обнаруживаемый шысл означает иной символ, косвенный и потаенный. Интерпретация всегда направлена на проникновение к более глубоким уровням смысла. Рикёр раскрывает это обстоятельство, анализируя практику интерпретаций, свойственную психоанализу и феноменологии религии. Так, психоанализ направлен на прояснение глубинных смыслов, исходных импульсов человеческого существования, бессознательно проявляемых в речах, поступках, сновидениях. Феноменология религии раскрывает потаенный смысл ритуала, приходя, таким образом, к понятию священного. При этом Рикёр обращает особое внимание на соотношение истории и эсхатологии в иудаизме и христианстве. Для этих религий эсхатологический аспект составляет глубинный смысл всякого исторического события.
Интерпретация, согласно Рикёру, имеет двойственную ориентацию. С одной стороны, она осуществляет движение к истоку, к исходным смыслам субъективного бытия. В этом качестве она представляет собой археологию, исследование начал (архэ), скрытых под поверхностными смысловыми пластами. С другой стороны, в ходе герменевтического истолкования обнаруживается направленность в будущее, к порождению новых смыслов. В этом качестве всякая интерпретация есть телеология. Указание на архэ и телос, как на два вектора истолкования, приводит к противопоставлению фрейдовского психоанализа и гегелевской феноменологии духа. Психоанализ абсолютизирует археологический аспект, тогда как феноменология духа — телеологический. Герменевтическая интерпретация должна удерживать оба вектора понимания в диалектическом единстве, поскольку всякий символ репрезентирует как начало, так и цель человеческого бытия.
СОДЕРЖАНИЕ
От переводчика. Диалог, или конфликт интерпретаций 5
Конфликт интерпретаций Очерки о герменевтике 37
Существование и герменевтика 39
I. Герменевтика и структурализм 67
Структура и герменевтика 67
Двойной смысл как герменевтическая и семантическая проблема 114
Структура, слово, событие 135
II. Герменевтика и психоанализ 159
Сознательное и бессознательное 159
Психоанализ и развитие современной культуры 187
Философская интерпретация Фрейда 237
Техническое и нетехническое в интерпретации 259
Искусство и фрейдовская систематика 283
III. Герменевтика и феноменология 301
Жан Набер об акте и знаке 301
Хайдеггер и проблема субъекта 317
Вопрос о субъекте: вызов семиологии 331
V. Религия и вера 512
Предисловие к Бультману 512
Свобода и надежда 539
Виновность, этика и религия 570
Религия, атеизм, вера 589
Отцовство: от фантазма к символу 623
Поль Рикёр (1913-2005) — один из выдающихся философов XX века; наряду с М. Хайдеггером, Э. Гуссерлем, Х.-Г. Гадамером, Л. Витгенштейном он принадлежит к числу классиков современной философии.
при этом почвой, на которой стоит сам философ, является феноменология, соединенная с рефлексивной позицией.
Поль Рикёр - Конфликт интерпретаций - Очерки о герменевтике
Поль Рикёр - Конфликт интерпретаций - Очерки о герменевтике - Содержание
I. Герменевтика и структурализм
II. Герменевтика и психоанализ
III. Герменевтика и феноменология
IV. Символика интерпретации зла
V. Религия и вера
Поль Рикёр - Конфликт интерпретаций - Очерки о герменевтике - Диалог, или конфликт интерпретаций
Рикёр — прекрасный знаток истории философии. По мнению американского исследователя Герберта Шпигельберга — самый осведомленный. Из древних постоянными собеседниками мыслителя являются прежде всего Платон и Аристотель. Далее идут Августин, Декарт, Спиноза, Кант, Гегель, Ницше, Фрейд, Бергсон, Гуссерль, Хайдеггер. Себя Рикёр считает последователем трех тенденций в развитии философской мысли: рефлексивной философии, ведущими представителями которой являются Мен де Биран, Равессон, Бутру, Набер; феноменологии (Гуссерль), герменевтики (Дильтей, Хайдеггер, Гадамер). При этом, как замечает сам французский философ, его исследования сразу и продолжают, и корректируют, а иногда и ставят под вопрос эту традицию. Впоследствии к отмеченным тенденциям Рикёр добавит аналитическую философию, с которой познакомился во время преподавательской деятельности на американском континенте (1970-1985).
Учение Рикёра о человеке, значительный импульс к которому дала персоналистская концепция личности, формировалось на протяжении всей его творческой жизни и явилось результатом осмысления им актуальных проблем современности, получавших отражение в различных философских концепциях от феноменологии до аналитической философии.
[3]Как отмечает ирландский исследователь Ричард Керни, Рикёр всегда был весьма терпимым арбитром, миротворцем, но когда он занимал критическую позицию, мог быть и резким (см.: Dosse F. Paul Ricoeur. P. 424).
ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ запись закреплена
РАЗВИТИЕ ОСТРОУМИЯ
Поль Рикёр - Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике
Читайте также: