Ремизов посолонь краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Шикарные книги во всех отношениях.
Такие книги очень расширяют словарный запас. Дуже, дуже смачненькі книжечки.

Не могу разделить восторгов по поводу этой книги - красивая, отличное качество печати и обложка, но содержание. Пыталась читать с ребенком 5,5 лет, но много в книге историй не сказочных, а каких-то бессмысленных или жутковатых. Не прониклась и красотой языка по этой причине. Одна из немногих книг, которую прочли только на треть и забросили.

Эта диковинная книга – настоящая находка для коллекционеров и любителей литературы с большой буквы. Волшебные истории переплетаются с загадочными иллюстрациями Веры Павловой, образуя единое сказочно-лесное произведение. Во время прочтения я восхищалась умением автора передать весь спектр красоты русского языка, мистическую природу и дух народа, заключённый в обычаях и верованиях. Произведение завораживает и долго не отпускает после прочтения.

Очень уж хотелось помимо электронной версии, иметь бумажный вариант книги.
Оформление.
Плюсы: белая плотная бумага, иллюстрации, ляссе, приятная похожая на тканевую обложка.
Минусы: обложка быстро начала терять внешний вид, краска с граней стирается, появляются белые будто заломы, потёртости. При этом с книгой обращаемся аккуратно.
Цветных иллюстраций мало. Я понимаю, что книга для чтения, а не для "глазения", фантазия и всё прочее. Но заявлен художник Вера Павлова. Очень хотелось бы побольше её иллюстраций именно в цвете! Это невероятные миры!
Словарь и другие пояснения даны в конце книги. Очень неудобно! Нигма разочаровала: приходится отвлекаться от содержания книги и листать, листать, вместо того, чтобы чувствовать, чувствовать.
Содержание.
Это книга-чувство, книга-настроение, книга-тоска, книга-эмоция. Вот Левитан мастер пейзажа-настроения, а Ремизов мастер рассказа-настроения.
Часто и сюжет-то особо не прослеживается.
Что -то похожее есть у советского, не побоюсь этого слова, классика Сергея Козлова в цикле рассказов про ежика, медведя и зайца.
Только самобытнее.
Это что-то почти забытое, но не утраченное. Это что-то позволяет вспомнить, кто мы есть.

Умная и хорошая книга. Рассказываю о ней в небольшом видео. Волшебная Россия!

Сокровище! Благодарю за книгу!

трудно удержаться от написания отзыва, потому что это действительно СОБЫТИЕ! бесподобная книга, переиздания которой много лет ждали все поклонники Веры Павловой (а также, возможно, и те, для кого "Взвихренная Русь" не пустой для сердца звук). абсолютная гармония текста и иллюстраций, потрясающая образность. в издании не так много цветных изображений, но те, что есть, просто восхитительны. страницы книги усыпаны некрупными монохромными рисунками (если описать их в двух словах, то эти слова – филигранно и атмосферно). удивительный талант поистине душевной художницы Веры Павловой вдохнул в этот сборник новую жизнь. это густо населенный мир, словно выросший из грёзы.
однозначно, такое сокровище должно быть в любой библиотеке. не вижу смысла сравнивать эту книгу с "Костромой. " - это то же, что сравнивать Землю и Солнечную систему: "Посолонь" - сборник сказок, который впервые увидел свет в 1907 г. ещё при жизни автора, в сопровождении работ Веры Павловой он вышел в (уже далёком) в 1996 г. (прототип этого издания), а "Кострома. " - это всего шесть сказок из оригинального сборника (великолепно оформленных издательством "Вита-Нова" в отдельную книгу). как обладательница обоих книжных шедевров могу лишь сказать, что "Кострома. " - чуть более детская по настроению (может быть, отчасти из-за обилия цветных иллюстраций), а "Посолонь" отличает более метафизический характер (опять же, это моё субъективное мнение). у каждого издания своя прелесть, поэтому считаю, не стоит ограничивать себя в стремлении к прекрасному))

хотелось бы отдельно поблагодарить издательство за то, что прислушиваются к (по)желаниям читателей, продолжайте в том же духе!
превосходное качество, "Нигма" снова на высоте.

Для меня в этой книге необычно все от названия Посолонь - какое красивое слово, согласитесь. До самого языка сказок. Убаюкивающего, теплого какого-то. Мы читаем их вслух по вечерам, хотя дети давно уже вышли из возраста, когда нуждаются в вечерней сказке. Но не в случае Ремизова.
Иллюстрации под стать. Они такие же необычные, сказочные и затягивающие. Словом, это подарочное издание стало для всей семьи книгой-праздником. Ставлю общую аудиторию

Я, увы, не настолько специалист, чтобы сделать подробный разбор текстов и иллюстраций, как другие комментаторы. Но не могу не присоединиться к общим восторгам. Роскошное издание. И иллюстрации Веры Павловой, и тесты Ремизова – застывшая мелодия, которую хочется слушать снова и снова.
Не могу судить, насколько это детская книга, но ценителям красоты русского языка и понимающим в хорошей картинке людям понравится обязательно

Для меня книги "Посолонь" и "Кострома и другие сказки" замечательное событие, я открыла мир А.Ремизова таким, каким мне его подсказала художница Вера Павлова.
Она его угадала точно, ярко раскрасила своим талантом. Этот мир Кота Котофеича, Зайки Иваныча, Мышки Морщинки такой тёплый, живой, радостный, полный любви. С этим миром обязательно должны познакомиться маленькие современные Аленушки.
Это большая удача для читателей Алексея Ремизова, что его книги иллюстрировала волшебница Вера Павлова.

Читая книгу, часто приходится обращаться к комментарию автора. Начиная с самого названия. Посолонь у Ремезова не только обрядовое движение по часовой стрелке, но и сезонное движение солнца.

Собиратели народного фольклора особые люди. Как бусинки на нить собирают они сказки. Этими сборниками пользовались многие литераторы. Дополняя самый интересный сюжет деталями из подобных ему сказок, они создавали версию литературную.

У Ремизова все выглядит по-иному. Он способен подать созданное близко к устному, простонародному стилю, когда рассказчик видится совсем рядом, даже лицо его представляется. Таким образом, в книге представлен сказ, как жанр.

Писатель выступает в роли реставратора, пытаясь воссоздать имена героев по обрывкам сведений, собрать все разрозненное в единый сказочный сюжет. Ведь для Ремезова была важна не только красочность слова, но и то, как изначально оно выглядело. Он сам отмечал, что приходится ему переписывать без конца.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Алексей Ремизов Посолонь

Посолонь: краткое содержание, описание и аннотация

Алексей Ремизов: другие книги автора

Кто написал Посолонь? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.


Текст печатается по экземпляру парижского издания 1930 года, который некогда принадлежал самому писателю, а ныне хранится в Пушкинском Доме в Петербурге, с учетом имеющейся в нем авторской правки и с сохранением ряда особенностей ремизовской орфографии и пунктуации (прежде всего интонационных знаков и разговорных форм отдельных слов).

"ПОСОЛОНЬ, - пишет А. М. Ремизов в примечаниях к книге, - по солнцу, по течению солнца. Церковнославянские слънь (слонь), слънь-це (слоньце), древнерусское сълънь (солонь), сълънь-це (солоньце) - солнце, отсюда посълънь (посолонь) - по солнцу. На Спиридона-поворота (12 декабря) солнце поворачивает на лето (зимний солоноворот) и ходит до Ивана Купала (24 июня), с Ивана Купала поворачивает на зиму (летний солоноворот).
Содержание книги делится на четыре части: весна, лето, осень, зима, - и обнимает собою круглый год. Посолонь ведёт свою повесть рассказчик - "по камушкам Мальчика с пальчика", как солнце ходит: с весны на зиму".


Алексей Ремизов родился в Москве в купеческой семье. По окончании торговой школы поступил на физико-математический факультет Московского университета. За случайное участие в студенческой демонстрации был арестован и сослан; шесть лет провел в Пензе, Вологде и Усть-Сысольске. В 1905 году получил разрешение поселиться в Петербурге, а в 1907 году вышла первая книга Ремизова - "Посолонь"; к тому времени он был уже довольно известным автором, ибо с 1897 г. публиковал в различных журналах всевозможные статьи, рассказы и рецензии. За "Посолонью" последовали такие книги, как сборник "Лимонарь" (1907), роман "Часы" (1908), повесть "Крестовые сестры" (1910) и др. В 1910-1912 гг. выходило Собрание сочинений Ремизова; общий объем этого собрания превышал 2000 страниц. Революция1917 года стала для Ремизова настоящей катастрофой. "Слово о погибели земли Русской" (опубл. 1918, написано до октября 1917) пронизано предчувствием этой катастрофы. В 1921 году Ремизов покинул Россию и уехал в Берлин, откуда в 1923 году перебрался в Париж. В эмиграции он опубликовал в общей сложности 45 книг, причем с 1931 по 1949 год хранил "творческое молчание".

Алексей Ремизов
Ночь тёмная1


Не в трубы трубят, - свистит ветер-свистень, шумит, усбушевался. Так не шумела листьями липа, так не мели мётлами ливни.
Xунды-трясучки2 шуршали под крышей.
Не гавкала старая Шавка, свернувшись, хоронилась Шавка в сторожке у седого Шандыря - Шандырь-шептун3 пускал по ветру нашепты, сторожил, отгонял от башни злых хундов.

В башне шёл пир: взбунтовались ухваты, заплясала сама кочерга, Пери да Мери, Шуды да Луды4 - все шуты и шутихи задавали пляс, скакали по горнице, инда от топота прыгал пол, ходила ходуном половица.
Бледен, как месяц, сидел за столом Иван-царевич.
За шумом и непогодой не было слышно, сказал ли царевич хоть слово, вздохнул ли, посмотрел ли хоть раз на невесту царевну Копчушку.
В сердце царевны уложил ветер все её мысли.
Прошлой ночью царевне нехороший приглазился сон, но теперь не до сна, только глазки сверкают.
Ждали царевича долго, не год и не два, тёмные слухи кутали башню. Каркал Кок-Кокоряшка5: "Умер царевич!" А вот дождались: сам прилетел ясный сокол.
Всем заправляла Коза: известно, Коза - на все руки, не занимать ей ума - и угостить, и позабавить, и хохотать верховая.
А ветер шумел и бесился, свистел свистень, сёк тучи, стрекал6 звезду о звезду, заволакивал темно, гнул угрюмо, уныло густой сад, как сухую былину, и колотил прутья о прутья.

Ходила ведьма Коща вокруг башни, подслушивала.
Плотно в башне затворены ставни, - чуть видная щёлка. Покажется месяц, западёт в башню и бледный играет на мёртвом - на царевиче мёртвом.
Давным-давно на серебряном озере у семи колов лежит друг его, серый Волк, и никто к серому не приступится. Отгрызли серому Волку хвост, - не донёс серый Волк до царевича воду! - и рядом с Волком в кувшинчиках нетронутая стоит живая вода и мёртвая: не придёт ли кто, не выручит ли серого! А Иван-царевич за крепкими стенами, и никто к нему не приступится. Ивана-царевича - уж целая ночь прошла - за крепкими стенами повесили.
- Пронюхает Коза, догадается. скажет царевне, возьмёт, вспрыснет царевну: "С гуся вода, с лебедя вода. "7 - тут ведьма Коща поперхнулась, крикнула Соломину-воромину.
Соломина-воромина тут как тут.
Села Коща на корявую да к щёлке. Отыскала сучок, хватила безымянным пальцем сучок - украла язык8 у Козы:
- Как сук не ворочается, как безымянному пальцу имени нет, так и язык не ворочайся во рту у Козы.
И вмиг онемела Коза, испугалась Коза, бросила башню. Ушла Коза в горы.
Черви выточили горы. Червей поклевали птицы. Птицы улетели за тёплое море.
Пропала Коза. И никто не знает, что с Козой и где она колобродит рогатая.
А ведьма Коща вильнула хвостом и - улизнула: ей, Коще, везде место!
И кончился пир.
Пери да Мери, Шуды да Луды - все шуты и шутихи нализались до чёртиков, в лежку лежали.
Хунды-трясучки трясли и трепали седого шептуна-Шандыря. Мяукала кошкой Шавка от страха.

Сел царевич с Копчушкой-царевной, поехали.
Едут.
А ночь-то тёмная, лошадь чёрная.
Едет-едет царевич, едет да пощупает: тут ли она?
Выглянет месяц. Месяц на небе, - бледный на мёртвом играет. Мёртвый царевич живую везёт.
Проехали гремуч вир9 проклятый.
А ночь-то тёмная, лошадь чёрная.
- Милая, - говорит, - моя, не боишься ли ты меня?
- Нет, - говорит, - не боюсь.
Проехали чёртов лог10.
А ночь-то тёмная, лошадь чёрная.
И опять:
- Милая, - говорит, - моя, не боишься ли ты меня?
- Нет, - говорит, - не боюсь, - а сама ни жива ни мертва.
У семи колов на серебряном озере, где лежит серый Волк, у семи колов как обернётся царевич, зубы оскалил, мёртвый - белый - бледный, как месяц.
- Милая, - говорит, - моя, не боишься ли ты меня?
- Нет.
А ночь тёмная, лошадь чёрная.
- Ам. 11 - съел.

1 Ночь тёмная - В этой сказке об Иване-царевиче и царевне Копчушке воспроизводится мотив о живом мертвеце, мотив очень древний, восходящий к древнеклассическому сказанию о Протозилае и Лаодамии. В русской литературе через бюргерскую Ленору этот мотив разработан Жуковским в Людмиле, а в новейшее время Федор Сологуб воспроизводит его в трагедии "Дар мудрых пчёл". - Собрание сочинений. Изд. "Шиповник", т. VIII. - Прим. автора.
2 Хунды - лихорадки (Белоруссия). - Прим. автора.
3 Шандырь-шептун - колдун. Шандырь употребляется в детской считалке: "Шандырь-бандырь козу гнал, немец курицу украл" и т. д. - Прим. автора.
4 Пери да Мери, Шуды да Луды - знакомые из считалки:

Перя-меря.
Шуда-луда.
Пята-сота.
Ива-дуб.
Клён кре. - Прим. автора.

5 Кок-Кокоряшка - тоже из считалки:

Свистень-перстень.
Кок-кокоряшка.
Сизянка-полянка.
Кол-семикол.
О полицу лбом. - Прим. автора.

6 Стрекал - сшибал, так что трескало. - Прим. автора.
7 "С гуся вода, с лебедя вода. а с тебя, моё дитятко, вся худоба на пустой лес, на большую воду" (опрыскивание водой от глаза). - Прим. автора.
8 Украла язык - испортила, сделала так, что Коза, подательница плодородия, уже не могла ничего говорить. Чтобы украсть у кого-нибудь язык, нужно только хватиться (прикоснуться) безымянным пальцем к сучку в половице или в стене, говоря заклинание. - Прим. автора.
9 Гремуч вир - гремящий омут. - Прим. автора.
10 Чёртов лог - чёртов овраг. - Прим. автора.
11 Ам. - съел. - Эту фразу надо прочитать так, чтобы действительно слушатели забоялись, а для этого следует подготовлять предыдущими фразами и сразу после паузы: "ам. " - Прим. автора.

Книга содержит большое количество цветных и черно-белых иллюстраций Веры Павловой.

Читайте также: