Азбука о голом и небогатом человеке краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

АЗБУКА О ГОЛОМ И НЕБОГАТОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Богъ душю мою ведаеть, что нету у меня ни полушки за душею.

А толька мне онъ насмеялся, и я ему тоть смехь заплачю: нашто было и сулить, коли чево нетъ?

Добро бы онъ, человекъ, слово свое попомънилъ, и денегь мне дал; и я к нему пришолъ, и онъ мне отказалъ.

Живу я, доброй молодец, весь день не едъши, а покушать мнЪ нечево.

Зеваетца мнЪ по брюху с великих недоедковъ; ходечи, губы помертвели, а поесть мне нечаво.

Земля моя пуста, вся травою заросла; пахать не на чимъ и сеить нечаво, а взять негде.

И живот мой истощалъ, по чюжимъ сторонамъ волочасъ, а бЪдность меня, голенькова, изнела.

Какъ мнЪ, бедному и бЪзплемянному, промышлять и где мне подетися от лихихь людей, от недобрыхь?

Люди богатыя пьють и едять, а голеньких не съсужають, а сами тово не роспозънають, что и богатыя умирають.

Нашто животъ мой позорен? Лучи странь животи смерть прияти, нижели уродомъ ходити.

О горЪ мнЪ! Богатыя люди пьють и едят, а того не ведають, что сами умруть, а голенькимъ не дадуть.

Покоя себЪ, своей бЪдности, не обретаю, лапти розбиваю, а добра не налезу

Разум мой не осяжеть, животъ мой — не обрящеть своей бЪдности, все на меня востали, хотять меня, молодца, въдрукъ погрузить; а богь не выдасть — и свинья не сьесть!

Учинилася мнЪ бЪда великая, в бЪдности хожю, весь день не едши, а поесть мнЪ нихто не дасть.

Увы мне, бЪдному, увы, бЪзплемянному! Где мне отъ лихихь людей детца и голову приклонить?

Хоронился от должниковъ, да не ухоронилъся: приставовъ посылають, на правеж ставять; по ногамъ ставять, а възять мне негде и отъкупитца нечимъ.

Отецъ мой и мати моя оставили мне имение были свое, да лихие люди всемъ завладели. Охь, моя бЪда!

Чюжево не хотелось, своево не лучилось. Какъ, какъ мне, бедному, промышлять?

Щеголялъ бы и ходил бы чистенько и хорошенько, да не в чемъ. Лихо мнЪ!

Ерычитца по брюху с великих недоетковъ; елъ бы мяса, да в зубахь вязнеть.

Ючится по брюху с великих недоетковъ, играть не хочетца; вечеръ не ужиналъ, утросъ не завтрикалъ, севодне не обЪдалъ.

Юрил бы и играл бы, да бога боюся, а се грЪха; страхь и людей соромъ.

Я коли бы былъ богат, тогда бы и людей зналъ, а в злы днех — и людей не позналъ.

Этот комментарий был удален автором.

Тема произведения о социальном неравенстве, в несправедливости жизни. В том, как видит жизнь бедняк и богатый. Имеется антифеодальная направленность. Сатирическая бунтарность.
Конфликт внешний – это социальная лестница богатого и бедного человека. Внутренний – желание и амбиции бедняка, он хотел бы, да не хочет. Считая, что страдальческая жизнь дала ему больше, чем богачам их беззаботная:

От этого становится не понятным, зачем он жалуется, если при этом, вроде как его всё устраивает.

Произведение прочитано полностью.

Характеристика главного героя:
Достоинства и недостатки:
Главный герой бедняк. Может перетерпеть всё, однако из-за этого и не имеет ничего.
Цель: Обратить внимание народа на его проблему и получить сочувствие
Тайна: "Разум мой не осяжетъ, живот мои не обрящетъ своей бедности, все на меня востали, хотятъ меня, молодца, въдрук погрузить, а бог не выдастъ — и свинья не съестъ."
Тип героя: Маленький
Композиция
Фабула:
Экспозиция: "Аз есми наг и бос, голоден и холоден, сьести нечаво."
Завязка: Рассказ об обмане доброго человека
1. Развитие действия: Отступление:" Есть в людех всего много, да нам не дадутъ, а сами умрутъ."
Точка невозврата: Пустые его земли, также: "На што живот мои позозрен? Лучи странна животи смерть прияти, нижели уродом ходити"
2. Развитие действия: Подвод к основной истории. Рассказ
Кульминация: Забрали дом, нет выхода, никто не выручит.
Развязка: Хвала богу
Вид: Последовательный
Тип: Простой

Тема:
Достоинства и недостатки: Терпелив
Цель: Обратить на себя внимание общества
Завязка: Обман доброго человека
Тайна: Стерпит всё, с него не убудет
Точка невозврата: Земли опустели
Выбор перед кульминацией: Украсть – боится бога, денег – нет, в долг – никто не верит. Так и ходит голый, выбора нет.

Идея: Понять произведение можно по разному, всё зависит как от временного отрезка жизни, так и от исторического периода, да даже просто от воспитания. В персонаже можно увидеть глупость и не поверить ему. Можно увидеть готовность нести муки, подобные святым, ради бога, не предав его заповедей. Можно увидеть простую терпимость, которая не должна оправдывать героя.
Для меня идея произведения такова: Вызов стерпит простака. Так как наш бедняк ищет себе оправдания во всём что попало под руку, и остаётся у разбитого корыта, но с Христом под рубахой, как не иронично, которой также у него нет.

Характеристика героя:
Главный герой терпелив, не смотря на невзгоды продолжает искать средства для существования, верит в бога , даже оказавшись нищим пытается жить честно.
Но при этом герой в общем-то ничего не делает, на протяжении всего произведения он просто жалуется, что никто ему не подносит ничего не блюдечке.
Цель: выжить, дождаться той самой помощи
Тайна: Вера

Конфликт:
Человек против среды. Бывший богач оказывается без гроша в кармане, общество от него отворачивается

Тема: Социального неравенства, зажиточности и нищеты. Герой осознаёт всю порочность богатого класса, лишь оказавшись нищим

Идея: Главной идеей является терпимость и сохранение человеческой сущности, при любых обстоятельствах.

Развязка – повествователь боится лгать, украсть и играть из-за гнева божьего, и остаётся ему уповать только на бога.
Внешним конфликтом является расслоение общества на богатых и бедных, находящихся в настолько разных социально-экономических условиях, что между ними пролегает бездна.
Внутренним конфликтом является желание человеческих условий для себя и таких же бедняков, жизненно необходимых благ, таких как еда, одежда и кров. И невозможность преодолеть своё бедственное положение.

КЛЕЙМЕНОВ МАКСИМ
Произведение прочитано полностью.

Характеристика главного героя:
Бедный и одинокий человек ("Как мне, бедному и безплемянному промышлять").
Раньше он жил очень хорошо ("Аладьи да масляные блины горячие и пироги хорошие), но сейчас у него не осталось достатка. Ему не нравится чувствовать себя бедным, он привык к другой жизни ("Люди вижу, что богато живут, а нам, голым, ничего не дают, чорт знаит их, куда и на што денги берегут. Покою себе не обретаю, лапти и сапаги завсегда розбиваю, а добра себе не наживаю"). Данный герой ничего не делает для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Он просто жалуется.
Тайна: потеря своего имения, своего достатка.
Цель: пожаловаться на свои проблемы, найти собеседника, чтобы кто-нибудь послушал его беды.

Композиция:
Экспозиция:
Главный герой рассказывает о своем нынешнем положении.
Завязка:
Герой пытается взять в долг, но ему никто не даёт денег. Воровать он тоже не может, так как верует в Бога.
Развитие действия:
Душевные терзания по поводу своей жизни продолжаются.
Кульминация:
"Лихие люди" изымают дом главного героя.
Развязка:
"Фома-поп глуп, тот греха не знаетъ, а людям не роскажетъ, на том ему спасибогъ и спасетъ богъ" – главный герой боится лгать, украсть и играть из-за гнева божьего.

Конфликт:
Внешний конфликт между бедными и обеспеченными людьми. Богатые даже не задумываются: какого это - быть бедным. Богатые ни за что не помогут бедным. Но если богатый вдруг потеряет все свои сбережения, он удивится: "Почему я не могу нормально поесть? Ну я же был богатым!"
Внутренний конфликт между желаниями и возможностями у главного героя. "Юрил бы и играл бы" – мечтает повествователь. А на деле: уже и не поесть, и не согреться, да и жить "нормально" тоже невозможно.

Тема:
Раннее богатый человек рассказывает историю своей неудачной жизни: никто не дает ему в долг, ему нечего есть, негде согреться. На протяжении всего произведения повествователь ищет причину своих неудач, своей не счастливой жизни.

Идея:
Азбука лицемерной правды.
Главный герой говорит действительно правильные вещи о социальных статусах, об ужасах бедности и о несправедливых достижениях богатых людей ("Люди богатыя пьютъ и едять, а голеньких не съсужають, а сами тово не роспозънають, что и богатыя умирають").

Аз есми наг и бос, голоден и холоден, сьести нечаво.

Богь душю мою ведаеть, что нету у меня ни полушки за душею.

Всдаить весь мир, что взять мне негде и купить не на што.

Говорил мне доброй человек на Москве, посулил мне взаймы денегь, и я к нему наутрея пришол, и он мне отказал; а толка мне он насмеялся, и я ему тоть смехь заплачю: на што было и сулить, коли чево нет.

Добро бы он человек слово свое попомънил и денегь мне дал, и я к нему пришол, и он мне отказал.

Есть в людех всего много, да нам не дадуть, а сами умруть.

Живу я, доброй молодец, весь день неедъши, а покушать мне нечево.

Зеваетца мне по брюху с великих недоедков, ходечи губы помертвели, а поесть мне нечаво.

Земля моя пуста, вся травою заросла, пахать не на чим и сеить нечаво, а взять негде.

И живот мой истощал по чюжим сторонам вола-час, а бедность меня, голенькова, изнела.

Как мне, бедному и безплемянному, промышлять и где мне подетися от лихь людей, от недобрыхь?

Люди богатыя пьють и едять, а голеньких не съсужають, а сами тово не роспозънають, что и богатыя умирають.

Мыслию своею всево бы у себя много видель, и платья цветного и денегь, а взять мне негде, солгать, украсть не хочитца.

На што живот мои позозрен? Лучи странна животи смерть прияти, нижели уродом ходити.

О горе мне! Богатыя люди пьють и едят, а того не ведають, что сами умруть, а голенькимъ не дадуть.

Покоя себе, своей бедности не обретаю, лапти розбиваю, а добра не налезу.

Разум мой не осяжеть, живот мои не обрящеть своей бедности, все на меня востали, хотять меня, молодца, въдрук погрузить, а бог не выдасть — и свинья не съесть.

Своей горкой не ведаю, как жить и как мне промышлять.

Тверд живот мой, а сердце с кручины пропало и не осягнеть.

Учинилася мне беда великая, в бедности хожю, весь день неедши; а поесть мне нихто не дасть. Увы мне, бедному, увы, безплемянному, где мне от лихь людей детца и голову приклонить?

Ферези были у меня добры, да лихия люди за долъгь сняли.

Хоронился от должников, да не ухоронилъся: приставов посылають, на правеж ставять, по ногам ставять, а възять мне негде, и отъкупитца нечим.

ОТець мой и мати моя оставили мне имение были свое, да лихие люди всем завладели. Ох, моя беда!

Цел был дом мои, да не велел бог жити и владети. Чюжево не хотелось, своево не лучилось, как мне, бедному, промышлять?

Шел бы в город да удрал бы суконца хорошепкова на однорядку, да денегь нет, а в долгь нихто не верять, как мне быть?

Щеголял бы и ходил бы чистенько и хорошенько, да не в чем. Лихо мне!

Ерзнул бы по лавке в старой аднорядке.

Ерычитца по брюху с великих недоетков, ел бы мяса, да в зубахь вязнеть. Ехать было в гости, да нихто не зовет.

Ючится по брюху с великих недоетков, играть не хочетца, вечер не ужинал, утрос не завтрикал, севодне не обедал.

Юрйл бы и играл бы, да бога боюся, а се греха страхь и людей соромъ. коли бы был богат, тогда бы и людей не знал, а в злых днех и людей не познал.

Юмыслил бы хорошенько да нарядился, да не во что мне. К сей бедности не умеють люди пристать, а с нею опознатца. Псы на милова не лають, постылова кусають, из двора сволокуть. Фома-поп глуп, тот греха не знаеть, а людям не роскажеть, на том ему спасибогь и спасеть богь.

12. 2. Эт-русская азбука

12. 2. Эт-русская азбука Этрусская азбука приведена на рис.15.7 в самом правом столбце. Предыдущие три столбца показывают соответствие эт-русских букв с привычной нам кириллицей (первый столбец), польскими буквами (второй столбец) и богемскими буквами (третий столбец).

3. О голом купальщике и о следах костра

3. О голом купальщике и о следах костра На следующее утро, подождав, пока отец, нагрузившись книгами и прочими принадлежностями, отправится к школьному зданию на холме, я достал пистолет — или, как его называли в то время, самопал, — почистил его, сунул себе за пояс и,

3.2. Эт-русская азбука

3.2. Эт-русская азбука Этрусская азбука приведена на рис. 62 в самом правом столбце. Предыдущие три столбца показывают соответствие этрусских букв с привычной нам КИРИЛЛИЦЕЙ (первый столбец), ПОЛЬСКИМИ буквами (второй столбец) и БОГЕМСКИМИ буквами (третий столбец). Сложные

5. Азбука, изобретенная в XV веке русским святым Стефаном Пермским для новообращенных пермяков, это латинская азбука

5. Азбука, изобретенная в XV веке русским святым Стефаном Пермским для новообращенных пермяков, это латинская азбука Обратимся теперь к вопросу о том, что представляла из себя знаменитая — и якобы утерянная — азбука Стефана Пермского. Вопрос этот настолько интересен, что

Кубики-азбука.

Кубики-азбука. Кубики-азбука. Москва. Мастерская учебных пособий Д. X. Померанцева. 1879-1880

Азбука сатанизма

Азбука сатанизма Марксистско-ленинский коммунизм возник в Германии в середине XIX столетия. Отличительной его особенностью стал воинствующий атеизм и отрицание всех традиционных скреп общества, прежде всего семьи. На словах это преобразование человечества

32. Известная средневековая азбука, составленная Стефаном Пермским, — это латинская азбука

32. Известная средневековая азбука, составленная Стефаном Пермским, — это латинская азбука Обратимся к вопросу о том, какую же азбуку составил епископ Стефан Пермский. Этот сюжет заслуживает подробного рассказа.Начнем с того, что изобретение святым Стефаном новой

3.2. Эт-русская азбука

3.2. Эт-русская азбука Этрусская азбука приведена на рис. 29 в самом правом столбце. Предыдущие три столбца показывают соответствие эт-русских букв с привычной нам КИРИЛЛИЦЕЙ (первый столбец), ПОЛЬСКИМИ буквами (второй столбец) и БОГЕМСКИМИ буквами (третий столбец). Сложные

Люди вижу, что богато живут, а нам, голым, ничего не дают, чорт знаит их, куда и на што денги берегут. Покою себе не обретаю, лапти и сапаги завсегда розбиваю, а добра себе не наживаю.

ПОВЕСТЬ О КУРЕ И О ЛИСИЦЕ

ПОВЕСТЬ О БРАЖНИКЕ

КАЛЯЗИНСКАЯ ЧЕЛОБИТНАЯ

А в Колязине он, архимандрит, просторно живёт, я

нашей братье в праздник и в будни на шеи больший чепи кладёт, да об нас же батоги приломал

и шелепы прирвал,

и тем а казне поруху учинил. а себе добытку мало получил.

Упоминаемые в челобитной имена архиепископа Симеона и ар­химандрита Гавриила не вымышленные, а реальные. Симеон был тверским архиепископом с 1676 по 1681 г., тогда же был архиманд­ритом в Калязинском монастыре Гавриил. Зтим же временем, следовательно, определяется появление Калязинской челобитной. Судя по тому, что в двух списках она датируется 1677 г., к этому именно году можно более точно приурочить её написание. Однако картины монашеской жизни, изображённые в сатире, были характер­ны не для одного лишь Калязинского монастыря, а для многих рус­ских монастырей на протяжении чуть ли не всего XVII в. и позд­нейшего времени. Недаром в применении к монастырскому обиходу даже сложилась поговорка: «Правый клир поёт, левый в алтаре пи­во пьёт. Откровенный натурализм, с каким челобитная изображает монастырский быт, с одной стороны, очень наглядно рисует опре­делившееся уже в ту пору разложение монастырских традиций, с другой стороны, как и обе предшествующие повести, свидетель­ствует о возросшем критическом отношении к представителям церкви в посадской или крестьянской среде, где челобитная, оче­видно, возникла, перейдя в XVIII в. в лубочную литературу.

СКАЗАНИЕ О ПОПЕ САВЕ

Повесть о попе Савве обличает одного из тех московских свя­щенников-профессионалов, которые нажили себе богатство обуче­нием ставленников, но и жестоко поплатились за крайнее злоупот­ребление своей профессией и вообще за слишком нерадивое отно­шение к своим церковным обязанностям.

Люди встают, молятся, а он по приказам волочнтца, Ищет, с кем бы ему потегатца и впредь бы ему с ним не видатца. Да он же по площеди рыщет, ставленников ищет

И много с ними говорит, за реку к себе манит:

У меня де за рекою стойте, а в церкви хоть и не пойте,

Я де суть поп Сава, да немалая про меня слава,

Аз вашу братью в попы ставлю, что и рубашки на вас не оставлю.

Держит он ставленников до тех пор, пока они не истратят всех своих денег, а с иных, отпуская их домой, берёт расписку, что они вновь приедут в Москву и винца ему привезут. Ставленники у него и капусту поливают, и баню топят.

Жена предупреждала Савву, чтобы он был осторожнее в своих поступках, но он жены не послушался и сел в конце концов на цепь. Сидя на цепи, Савва видит сон. Пришли к нему два ангела и гово­рят ему, что много у него в мошне денег, и заберут они эти деньги в опеку. Спал Савва дома на перине, а проснулся в патриаршей хлебне на рогатине. К нему приставлен был человек с плетью, ко­торый чуть было не прибил его. Денег в мошне не оказалось — их вытрясли те два ангела, и из опеки денег теперь уже не вернуть.

Радуйся, шелиой Сава, дурной поп Саво!

Радуйся, в хлебне сидя, ставленнически гидне. Радуйся, что у тебя барадёнка вырасла, а ума не вынесла.

ПОВЕСТЬ О КАРПЕ СУТУЛОВЕ

Был, рассказывается в повести, некий очень богатый и уважае­мый купец по имени Карп Сутулов, у которого была очень краси­вая жена по имени Татьяна. Жил он с ней в большой любви. От­правляясь однажды по торговым делам в Литву, Карп Сутулов обратился к своему любимому другу, также богатому и почтенному купцу Афанасию Бердову, с просьбой дать взаймы денег Татьяне, если она будет нуждаться в них в отсутствие мужа. Афанасий Бер-дов охотно соглашается исполнить просьбу своего друга. Уезжая из дому, Карп Сутулов наставляет жену честно блюсти супруже­ское ложе. Татьяна, расставшись с мужем, устраивала частые пи­ры для своих подруг, как это и разрешил ей делать муж, и, ве­селясь, всегда с радостью вспоминала о нём.

Когда на свидание является архиепископ, вручивший Татьяне триста рублей, она, сославшись на неприличие человеку столь вы­сокого духовного сана оставаться при любовной встрече в обычном его одеянии и наставительно высказав при этом благочестивые соображения, советует ему, за неимением под руками ничего другого, переодеться в женскую сорочку, на что он с удовольствием согла­шается. Между тем пока Татьяна умышленно удерживает вожде­ление архиепископа, в ворота стучится поп, её духовный отец, при­нёсший с собой двести рублей. Взглянув а окно, она с притворной радостью сообщает архиепископу, что приехал её муж, которого она как раз в это время ждала, и прячет архиепископа в сундук. Начав с укоров попу за его грешное поведение, за которое им обо­им грозит вечная мука, Татьяна и его отвлекает многими разгово­рами до того времени, как в ворота постучался купец Афанасий Бердов. Сказав и попу, что приехал её муж, она, преподав своему духовному отцу душеспасительное наставление, его также отправ­ляет в сорочке во второй сундук. Приняв от купца сто рублей, она и к нему обращается с наставительными словами, а затем велит служанке громко стучать у ворот и, объявив Бердову, что вернулся муж, прячет его в третий сундук.

Повесть написана на довольно распространённый сюжет, нашед­ший себе значительное количество отражений в произведениях ино­земной письменной литературы, а также в устных сказках, в том числе русских. В большом количестве восточных и западных пове­стей и сказок на тему об остроумных проделках женщины, избав­ляющей себя от притязаний своих поклонников и ставящей их в очень конфузное положение, нет, однако, ни одной, в которой повторились бы в точности мотивы, присутствующие в повести о Кар­пе Сутулове. Возможно, что эта повесть является литературно об­работанной записью новеллы, попавшей на Русь вначале устным путём. За это говорит наличие в ней типичных особенностей устно-поэтического стиля, сказывающегося особенно в эпических повто­рениях, которые вызываются главным образом тем, что Татьяна каждому следующему претенденту на её ложе обстоятельно пере­сказывает разговор, бывший у неё с его предшественниками. От­сюда та замедленность повествования, какая обычна для устнопоэ-тических произведений.

В повести отсутствует какая-либо осудительная моральная оцен­ка тех фактов, о которых в ней рассказывается. Татьяна предстаёт перед нами как добродетельная и здравомыслящая, практически настроенная женщина. Она смущена, но не оскорблена теми непри­стойными предложениями, с которыми к ней обращаются все три её поклонника. Оберегая свою честь и честь своего мужа, она вместе с тем использует влечение к себе этих поклонников с наибольшей для себя материальной выгодой. Если автор повести вкладывает в её уста благочестиво звучащие наставления, то делает он это лишь для пущего комического эффекта. Весёлая купеческая жена церковными цитатами поучает своего духовного отца и архиеписко­па, как им следует вести себя, чтобы избегнуть суровой божьей ка­ры, и в ответ на эти поучения слышит реплики, сами по себе также являющиеся плодом авторского юмора: распутный архиепископ своей духовной властью обещает женщине разрешить её от греха, а священник заявляет, что, прогневляя его, она тем самым гневит и бога. Муж Татьяны также не выказывает негодования по отно­шению к тем, кто пытался посягнуть на целомудрие его супруги, и очень радуется мудрому поступку жены, не нарушившей супру­жеской верности и вместе с тем умножившей его капитал. И сте­пенный воевода не возмущается любовными проказами почтенных своих сограждан, а лишь смеётся над их неудачными похождениями. Очень характерно, что в числе персонажей, столь зазорно себя ведущих, оказывается не только купец, но и священник, бывший к тому же духовным отцом той, на которую он польстился, и даже сам архиепископ. Такое откровенно сатирическое третирование особ, в старой литературе не подлежавших осмеянию, а тем более фривольной издёвке, могло найти письменное воплощение лишь в XVII в., в пору ослабления церковного авторитета, и притом в такой среде, которая менее всего была связана с официальным почитанием этого авторитета, т. е. скорее всего — в среде демокра­тической, посадской '.

ПРАЗДНИК КАБАЦКИХ ЯРЫЖЕК

Так пародируется в этом произведении каноническое житие применительно к образу жизни пьяницы.

СКАЗАНИЕ О КРЕСТЬЯНСКОМ СЫНЕ

Читайте также: