Рефлексия практики в художественной школе

Обновлено: 05.07.2024

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Решение этой проблемы я вижу в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия “образование” как формированию образа собственного “Я” (Я- концепции).

В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

- физическую (успел – не успел);

- сенсорную (комфортно – дискомфортно);

- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

- духовную (стал лучше – хуже).

Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности.

Ученикам начальных классов, к примеру, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это значит, что надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), оценивать себя (правильно ли я думаю, размышляю?).

Подростковый возраст характеризуется:

- переходом от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению учебной деятельностью, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

- осуществлением, благодаря развитию рефлексии, общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

Старший школьный возраст характеризуется:

  • расширением сферы познавательной деятельности подростка, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителями и сверстниками в учебном процессе;
  • изменением при этом самооценки подростка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

Но без помощи учителя школьник не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, отражение и толкуется так: размышление; анализ собственных мыслей и переживаний; размышление, полное сомнение и колебаний.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Рефлексирующий ученик осознает смысл своих действий, он знает ответы на вопросы:

  • Что я делаю?
  • С какой целью?
  • Почему я делаю это так?
  • Каковы результаты моей деятельности?
  • Как я этого достиг?
  • Можно ли это сделать по-другому?
  • Какой вариант лучше?
  • Насколько необходимо мне то, что я сегодня сделал?
  • Что я буду делать дальше?

Рефлексия может и должна осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Существуют множество приёмов рефлексии, которые классифицируются по цели, функции, типу урока, способу ее проведения и содержанию, по форме организации деятельности учащихся.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Для 5-6 классов

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения. А когда совсем нет времени, а так хочется поговорить с каждым, узнать, что у него таится на душе я использую прием, который называется

Материалы: каждому лист бумаги с нарисованными двумя мордочками: веселой и грустной, между которыми проведена прямая, ниже написан список причин, которые могут повлиять на настроение.

Ход занятия. Пусть дети посмотрят на двух человечков, нарисованных на листочке. Отметят на прямой, проведенной между человечками, ту точку, которая соответствует их настроению. Ниже найди причину, которая повлияла на их решение. Причины могут быть следующие:

- общая атмосфера в классе;

- поступки некоторых ребят;

- собственная успешность в работе;

- отношение ко мне других ребят;

- отношение ко мне учителя;

- плохо себя чувствую;

- другие причины (укажите).

Этот тест также поможет точнее найти тему для разговора.

Или еще более короткий прием, но результативный прием (который может быть использован для любого возраста), карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз;

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке. Рефлексия в конце урока:

Давайте вернёмся к нашим сердечкам.

Молодцы! Вы хорошо и плодотворно поработали на уроке.

- Что можно сделать, чтобы на сердце стало легче?

К данному виду рефлексии также относятся приемы формирования мотивации, например в начале года для 5-6 классов я использую приемы:

Уточняем, что необходимо им для дороги в страну знаний.

Материалы: несколько листов бумаги с нарисованными на них большими чемоданами.

Ход упражнения. Предложите детям собрать чемоданы в дорогу за знаниями со всем необходимым. Пусть это будут несколько чемоданов и несколько рабочих групп. Одни пусть собирают школьные принадлежности, другие подумают, какие черты характера человека помогают в учебе, третьи – кого из взрослых необходимо взять с собой, четвертые – где можно получать знания, пятые - …

Обсудите результаты их сборов в дорогу.

И вновь учимся ставить конкретную цель – ближнюю или дальнюю, пробуем намечать шаги к достижению этой цели.

Материалы: каждому лист бумаги с крупно нарисованным деревом с корнями.

Ход упражнения. Предложите детям на кроне дерева написать цель на ближайшее время (хочу), на стволе - что можно сделать для достижения этой цели (могу), на корнях – что необходимо, помощь или определенные условия, чтобы добиться этой цели (надо).

Если дети постарше (7 класс), то можно попробовать составить план действий для достижения этой цели.

Скажи или напиши:

Для 7-9 классов

На первом уроке четверти ребята заполняют анкету следующего содержания:

1. За предыдущую четверть по черчению имею отметку ________

2. Отметка объективна, завышена, занижена (нужное подчеркнуть)

3. Думаю, что в этой четверти я смогу заработать отметку ______

4. Для этого мне нужно ___________________________________

5. У меня пока не получается ______________________________

В конце четверти подводятся итоги, выясняются причины успехов и неудач.

Следующий вид рефлексии: рефлексия деятельности .

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ (он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)

Для 5 классов

Все эти варианты целесообразнее использовать в 5-6 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Понимают ли дети, что их ожидает хотя бы на ближайшее время урока? Предложите им задуматься над этим.

Материалы: небольшие листочки бумаги для каждого ученика.

Ход упражнения. Перед началом работы каждый ребенок пишет на небольшом листочке бумаги свои ожидания, предположим, от предстоящего урока. Все высказывания крепятся на доске или на один общий лист, к которому можно будет в дальнейшем подойти и прочитать, кто что написал.

В конце урока те дети, чьи ожидания сбылись, снимают свои листочки. Оставшиеся несбывшиеся ожидания всем классом разбираются и обговариваются причины, которые помешали сбыться этим ожиданиям.

Цветные квадратики

Каждый участник поднимает квадратик того цвета, который соответствует высказыванию под этим цветом:

  • Зеленый - Я уже об этом знал(а), но было интересно.
  • Синий - Я узнал)а) много нового интересного.
  • Фиолетовый - Буду это применять в своей дальнейшей работе.
  • Красный - Мне было очень интересно, я узнал(а) много нового для себя.

С помощью него Вы можете помочь детям почувствовать время и задуматься над тем, на что оно тратится, и что время не вернуть вспять.

Материалы: каждому лист бумаги с двумя одинаковыми квадратами, карандаши.

Ход упражнения. Предложите детям проверить свое чувство времени. Пусть они закроют глаза, а вы скажите им, когда начнется минута. Когда кому-то покажется, что минута прошла, то пусть поднимет руку, откроет глаза и молча ждет, когда упражнение закончат все. Поговорите о том, можно ли эту минуту вернуть назад. Минута – это много или мало? Всему должно быть свое время.

Далее предложите детям определить, на что они тратят свое время, и отметить на одном из квадратов цветными карандашами долю каждой группы занятий. Пусть обозначат следующие доли:

- занятия, которые вы не любите, но обязаны делать;

- дела, которыми вы занимаетесь, потому что они вам нравятся;

- занятия в школе;

- прогулки на свежем воздухе;

Предложите отметить это дважды, показав свой обычный день и день в идеале. Обсудите.

Пусть дети сравнят территории в обычном дне и в идеальном. Узнайте, какую территорию они закрасили больше всего и почему? Что предлагают они под другими? Что они изменили в своем идеальном дне и за счет чего? Почему?

Может, вам придется сказать детям одну китайскую мудрость:

- Если учиться, когда время ушло, то, как ни старайся, не добьешься успеха.

Третий вид рефлексии:

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

и заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Также можно на листе бумаги обвести левую руку.

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

Это упражнение с удовольствием выполняют даже учащиеся 9 классов.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки.

Для этого использую оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

"Дневник открытий"

Заполните страничку Вашего дневника открытий, который Вы начнете вести с сегодняшнего дня. В нем зафиксируйте все Ваши открытия, которые Вы сделали во время изучения темы, выполнения заданий.

В особенности, проанализируйте открытия для Вашей будущей планируемой деятельности.

Благодаря чему Вам это удалось?

Дайте в каждом случае оценку сделанному Вами открытию с позиции его важности: а) для вас; б) для науки; в) для всех остальных (одноклассников, учителей и др.).

Необходимы также техники и приемы, направленные на перевод не желающего по каким-то причинам рефлектировать школьника в рефлексивную позицию с последующей рефлексией.

Ход упражнения. Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться сидеть на стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что чем лучше, тем выше ты должен находиться.

С помощью этого простого приема даже самооценку можно провести играючи, а еще и провести физминутку.

Заключение

В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и жёлтая.Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РЕФЛЕКСИЯ на уроках изобразительного искусства

Ситуация сотрудничества на уроке создается, когда ученик не может решить поставленную задачу, а учитель готов ему помочь, но только тогда, когда ученик сам запросит недостающую информацию. Чтобы вступить в сотрудничество с учителем младшему школьнику необходимо выполнить следующие операции:
Выделить в задаче условия:
·
Проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия;
·
Зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;
·
Указать на это противоречие взрослому;
·
Определить, какие средства (ЗУ, дополнительные условия в задаче) нужны ему для верного решения.
Каждая из этих операций требует выполнения рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому рефлексия может осуществляться не
только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Выделяют несколько классификаций рефлексии:
1.
рефлексия настроения и эмоционального состояния

2.
рефлексия деятельности

3.
рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
— делало её более эффективной
— тормозило выполнение задания
— не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

·
обмен информацией

·
взаимодействие

·
взаимопонимание

·
были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

·
недостаток информации

·
недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

·
трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

·
ориентированный на человека

·
ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

·
в группе сохранилось единство и партнерские отношения

·
единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

·
лидер, выдвинувшийся в ходе работы

·
нежелание наладить контакт большинства участников группы

·
непонимание задачи, поставленной для совместной работы

6.
«Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока. Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе".Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

Методы и приёмы рефлексии на уроках технологии

в рамках внедрения ФГОС.

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.

Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом "рефлексия"? Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

какой вклад в общее дело он может внести;

может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования этап рефлексии в уроке является обязательным. В презентации к выступлению приведены виды и способы рефлексии, позволяющие педагогу организовать достижение обучающимися 5-8 классов метапредметных результатов по изобразительному искусству, а именно: формирования способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников, оценивать эмоциональное состояние и т.д. Показаны возможности организации как урока-рефлексии, так и использования в уроке отдельных методов и приёмов.Презентация к выступлению на семинаре

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район 07.12.2017 г.

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

Метапредметные: формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; формирование способности оценивать результаты художественно­творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

Рефлексия отражает человеческую сущность: 1. физическую (успел ­ не успел); 2. сенсорную (самочувствие: комфортно ­ дискомфортно); 3. интеллектуальную (что понял, что осознал ­ что не понял, какие затруднения испытывал); 4. духовную (стал лучше ­ хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

 Сегодня на уроке я научился…  Я использовал приёмы рисования…  Своей работой на уроке я …  Урок заставил меня задуматься о …  А особенно мне удалось …  Я понял, что …  Мне было интересно, потому что …  Для меня стало открытием, что …  Мне показалось важным …

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

Рефлексия на уроках изобразительного искусства

Читайте также: