Рефлексия по практике в школе студента

Обновлено: 04.07.2024

За время моей педагогической практики в качестве учителя-предметника:
- я поняла, что как учитель смогла бы заинтересовать детей своим предметом;
- я поняла, что как учителю мне не хватает умения организовать дисциплинированный учебный процесс;
- я поняла, что учитель-предметник – это узкий специалист;
- я осознала, что в преподавании моего предмета самое важное это хорошее знание своего предмета;
- я осознала, что в преподавании моего предмета самое сложное это не делать ошибок в произношении и грамотно составлять речь;
- на мой взгляд, дети на уроках по моему предмету проявили интерес и значение предмета в будущем;
- меня удивило хорошее знание предмета у детей;
- меня обрадовало, что дети активно работали на уроке и внимательно меня слушали;
- меня огорчило, что некоторые ученики во время урока отвлекались на посторонние дела;
- как учитель я научилась составлять конспект урока, хронометрировать урок, привлекать внимание детей, которые отвлекаются, готовиться к проведению урока.

Файлы: 1 файл

Рефлексивный отчет по итогам практики.docx

Рефлексивный отчет по итогам практики

1. За время моей педагогической практики в качестве учителя- предметника:

- я поняла, что как учитель смогла бы заинтересовать детей своим предметом;

- я поняла, что как учителю мне не хватает умения организовать дисциплинированный учебный процесс;

- я поняла, что учитель-предметник – это узкий специалист;

- я осознала, что в преподавании моего предмета самое важное это хорошее знание своего предмета;

- я осознала, что в преподавании моего предмета самое сложное это не делать ошибок в произношении и грамотно составлять речь;

- на мой взгляд, дети на уроках по моему предмету проявили интерес и значение предмета в будущем;

- меня удивило хорошее знание предмета у детей;

- меня обрадовало, что дети активно работали на уроке и внимательно меня слушали;

- меня огорчило, что некоторые ученики во время урока отвлекались на посторонние дела;

- как учитель я научилась составлять конспект урока, хронометрировать урок, привлекать внимание детей, которые отвлекаются, готовиться к проведению урока.

2. За время моей педагогической практики в качестве помощника классного руководителя:

- я поняла, что как организатор воспитательной работы смогла бы провести классный час;

- я поняла, что как организатору воспитательной работы мне не хватает умения организовать дисциплину в классе;

- я поняла, что авторитет классного руководителя зависит от личных качеств учителя;

- я осознала, что в классном руководстве самое важное понять детей, их проблемы, заботы, интересы;

- я осознала, что в классном руководстве самое сложное войти в доверие детей;

- меня удивило, что дети для 5 класса оказались достаточно развитыми;

- меня обрадовало, что дети легко идут на контакт;

- меня огорчило отношение учителей к практикантам;

- я научилась проводить классный час, следить за дисциплиной, заинтересовывать детей;

3. Мне кажется, что для лучшей организации педпрактики в школе следовало бы педагогам школы больше помогать практикантам и относиться к ним уважительно.

В условиях нестабильного социально-экономического состояния в России появилась острая необходимость и потребность в улучшении профессиональной подготовки специалиста. Обществу требуются люди, способные творчески подходить к решению любой проблемы, способные сравнивать, анализировать, исследовать, умеющие находить выход из нетипичных ситуаций. В полной мере это относится и к подготовке педагогических кадров.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. и Государственному стандарту среднего профессионального образования будущие специалисты должны быть готовы самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения студентов в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.

Педагогическая практика является одним из важнейших этапов профессиональной подготовки будущего учителя, способствует формированию профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства.

Педагогическая практика студентов колледжа – необходимая часть образовательной программы, среднего педагогического образования обеспечивающая практикоориентированный характер профессиональной подготовки.

Роль практики в профессиональной подготовке трудно переоценить. Она дает возможность интенсифицировать учебный процесс за счет использования опыта практической работы обучающихся; повышает уровень профессиональной мотивации студентов, основанной на появляющемся опыте педагогической работы и возможности оперативного использования получаемых знаний, повышает степень ответственности. Она отличается от производственных практик студентов других учебных заведений в связи со
специфичностью, сложностью, преимущественной интеллектуальностью педагогического труда.

Основными условиями повышения эффективности педагогической практики являются: личностно-ориентированный комплексный подход к ее содержанию и организации, интегративная связь с теоретическим обучением, систематичность, непрерывность, творчество и преемственность в ее проведении.

Основными компонентами профессиональной готовности к педагогическому труду являются умения: моделировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с природой ребёнка, особенностями школьного периода развития личности, национальными и культурными традициями; выстраивать отношения с каждым учеником в соответствии с его потребностями, способностями и наклонностями; создавать условия для развития школьника как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности.

Основной целью педагогической практики является поэтапное развитие и закрепление информационных, управленческих, коммуникативных, прикладных умений и навыков, а также умений и навыков морально-волевой саморегуляции и педагогической техники.

Что касается уровня подготовки класса, на мой взгляд, достигает отметки среднего или чуть выше среднего.

Трудностей при подготовке и проведении уроков по каждому предмету не возникало.

Единственными неудобствами был низкий уровень материально-технической базы школы. Но эту проблему мне удалось решить: приносить свой ноутбук, при проведении уроков используя ТСО.

Такие уроки проводились достаточно часто, это была моя личная инициатива. Практика показала, что дети на таких уроках лучше, продуктивнее работают, проблем с дисциплиной не возникает, уровень усвоения материала достаточно высокий, дети проявляют заинтересованность.

В процессе практики мы отрабатывали и учились:

В области проективно-конструктивных функций:

определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;

определять гипотезу эффективного педагогического действия;

планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в психологических, дидактических, методических аспектах с учётом современных требований;

использовать в учебно-воспитательном процессе различные технические средства обучения: компьютерную, видео, аудио технику и разнообразные наглядные пособия;

подбирать, адаптировать и разрабатывать дидактические материалы и наглядные пособия;

проектировать и организовывать воспитательную работу в учебное и внеучебное время;

проводить рефлексию, самооценку и корректировку собственной деятельности.

В области организаторских функций:

управлять учебной деятельностью школьников и формировать у них общеучебные умения и навыки;

рационально распределять время на уроке, а при необходимости корректировать, выполнять, намеченный план;

проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся;

осуществлять внеклассную работу в классном коллективе.

В области коммуникативных функций:

использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с детьми, родителями, коллегами;

строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании детей.

В области исследовательских функций:

изучать личность каждого школьника и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;

осуществлять наблюдение за учебно-воспитательным процессом и методическую рефлексию;

проводить эксперимент/исследование в ходе подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР).

Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего педагога, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность педагога.

При работе по воспитательной деятельности, с родителями – проблем не было.

Для активизации познавательной деятельности учащихся чаще всего я старалась использовать разнообразные методы (эвристическая беседа, рассказ и т.д), приёмы (словесные, наглядные, ТСО и т.д)

Поскольку возникали трудности при подготовке документации к сдаче в кабинет педагогической практики, мне бы хотелось, чтобы либо увеличили сроки практики, либо уменьшили объём работы, или выделили пару дней для более глубокой подготовки документов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рефлексивный анализ педагогической практики

Педагогическую практику я проходила на базе _________________________в период с _____ по _____ года.

В период практики мной был выполнен весь объем, согласно заданиям практики.

Характеризуя виды деятельности, которые мною выполнялись в период практики, могу отметить следующее.

За время практики мною было проведено изучение системы планирования учебно-воспитательной работы школы и класса, системы учебной и воспитательной работы по предметам.

В результате в отчетной документации представлены тематическое планирование по предметам и план воспитательной работы.

Отдельным направлением работы являлось изучение адаптации первоклассников.

В этом направлении мною, на основе анализа литературы, были определены критерии диагностики адаптации к школе, подобраны диагностические методики, проведена диагностика.

Результаты диагностики были подвергнуты количественному и качественному анализу. На основе этого анализа были сформулированы рекомендации для учителя начальных классов.

В продолжение организации этой работы, была разработана совместно с классным руководителем модель взаимодействия всех участников образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе, в которой обозначена деятельность со всеми участниками образовательного процесса и задачи взаимодействия с ними.

Также для организации более успешной адаптации детей был разработан комплекс занятий для первоклассников.

Все занятия были проведены в ходе практики, каждое занятие анализировалось, общие результаты проведения работы также отражены в анализе психологических уроков развития.

На протяжении практики всю деятельность я отражала в рефлексивном дневнике, который помогал не только систематизировать проведенную работу, но и осуществлять планирование дальнейшей деятельности, и анализировать собственную профессиональную деятельность и процесс формирования профессиональных компетенций.

В ходе практики я посетила занятия учителей начальных классов, провела наблюдение за ходом урока и выполнила его анализ.

Фотозаписи уроков, анализ уроков и предмета усвоения представлены в отчетной документации.

На основании полученного опыта, а также методических рекомендаций, изложенных в программе практики, мною были разработаны и произведены уроки по основным предметам начальной школы: по математике, по русскому языку, по литературному чтению, по ИЗО, по технологии и внеклассное мероприятие по предмету.

Также мною была организована система занятий по внеурочной деятельности, разработано и проведено родительское собрание с целью повышения педагогической культуры родителей.

Анализ нормативно-правовой документации учреждения позволил мне представить нормативную основу организации деятельности учителя, а также рассмотреть подробнее профессиональные компетенции учителя начальных классов.

В процессе практики я смогла овладеть рядом профессиональных компетенций, таких, как: способностью к коммуникации в устной и письменной формах, способностью к самоорганизации и самообразованию, способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики, способностью использовать возможности образовательной среды для достижения результатов обучения, повысила готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования.

Я проходила практику в МБОУ СОШ № 70 Калининского района городского округа г.Уфа.

Для прохождения практики были созданы все условия. Весь коллектив школы старался по возможности, помочь, передавая навыки работы в данной сфере.

Наша совместная работа прошла плодотворно, поскольку были объединены жизненный, профессиональный опыт, большой практический опыт и теоретические знания, а также мое желание перенять этот опыт.

Школа №70 школа предоставляет возможность ученикам получить качественное среднее образование.

В школе дети начинают учить английский со 2 го класса, кабинеты оснащены методическими материалами, что делает работу с детьми намного легче и интересней. Языковое знание у детей достаточно высокое, чего я вполне ожидала, и этот факт только расширил круг педагогических материалов, способов изложения информации и затрагиваемых тем в процессе практики.

Во время прохождения практики я регулярно консультировалась с методистом по возникающим вопросам. На все затруднительные вопросы, ситуации с помощью психолога и учителя находила конструктивные решения. Учитель ИЯ всегда с радостью отзывалась на просьбы о помощи в организации учеников для работы, давала профессиональные рекомендации по оформлению документации, советовала литературу и делилась наработками.

За период практики я попробовала себя в роли преподавателя английского языка. Мною был проведены 1 урок и 1 внеурочное мероприятие, в процессе которых я полностью прочувствовала тяжелую преподавательскую деятельность, все трудности, возникающие при работе с детьми, но также и радость от взаимодействия и возможности влияния и обучения школьников.. Попробовав себя в роли педагога, я в который раз убедилась, что теория и практика должны быть тесно связаны. И не всегда понятный материал в теории легко проходит на практике. Моя работа с детьми заставила меня увидеть свои недостатки в общении с ребятами. Очень часто, в случае, когда я теряла контроль над поведением группы, мне хотелось вести себя как авторитетный, строгий учитель, хотя этот стиль общения мне не присущ. В ходе работы находились более действенные приемы. Возбуждение интереса в детях с помощью познавательной и любопытной информации, привлечение внимания неожиданными фактами и подробностями еще раз напомнили мне о том, как важно сделать урок не только информативным, но и максимально интересным для учеников. Сухая информация не будет воспринята ими и скорее всего пройдет мимо ушей, не оставив никакого следа. Педагог должен уметь найти подход к фактам, чтобы излагать их наиболее оживленно, разбавляя теорию яркими примерами, знакомыми ребятам. Речь педагога должна быть адаптирована к восприятию школьников. Нужно учитывать возраст и уровень развития обучаемых, потому что иначе между педагогом и классом просто возникнет барьер, и соответственно плодотворного взаимодействия не получится.

Мне сначала было сложно адаптироваться, была замечена некоторая скованность во взаимоотношениях.

В процессе выполнения определенных заданий практики я закрепила теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также усовершенствовала профессиональные умения и навыки в построении конструктивного взаимодействия с детьми, в написании практических материалов и проведении учебных занятий.

Студент(ка) _____________ (подпись) “_____”_______2016г.

Читайте также: