Рефлексия лесенка успеха в доу

Обновлено: 02.07.2024

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста

Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед. Евгений Доманский

Не хвалите детей. Дети должны научиться делать это сами.

В пункте 3.2.5 ФГОС дошкольного образования описаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Особое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативы детей, созданию условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.

В связи с этим, у педагогов-практиков возникла необходимость в нахождении новых методов и приёмов, направленных на развитие осознанной активности ребёнка, формирование у него способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источнику мотива и умения учиться, развитию познавательных интересов и готовности к успешному обучению в школе.

Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом профессионально правильного и грамотного окончания занятия, то есть применение им способов и приёмов рефлексивной оценки.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

На сегодняшний день педагогами начальной школы накоплен богатый опыт по развитию рефлексивных навыков у учащихся начальных классов. В нашей дошкольной образовательной организации проведена работа по оценке, отбору и адаптации методов и приёмов рефлексии к особенностям развития детей дошкольного возраста.

Опыт работы показывает, что начинать развитие навыков рефлексивной деятельности, можно уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.

В теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии:

  • физическую (успел – не успел)
  • сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно)
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Второй вид классификации, на наш взгляд, наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала.

С детьми младшего дошкольного возраста мы используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, используем разнообразный наглядный материал (маркеры настроения): смайлики настроений (двух видов), звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.

Предлагаем оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается), обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.

Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:

  • радостный,
  • улыбающийся,
  • задумчивый/грустный,
  • слезливый,
  • сердитый.

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

  • сегодня меня порадовало…
  • сегодня меня огорчило…

Рефлексию деятельности мы начинаем применять со среднего дошкольного возраста.

  • Сегодня на занятии было самое интересное….
  • Мне особенно понравилась…
  • Я не очень понял…
  • Мне еще хотелось бы заняться …
  • Сегодня я узнал…
  • У меня получилось…
  • Было трудно…
  • Меня удивило…
  • Было интересно…
  • Теперь я умею…

Дети сигналят карточками:

  • Зелёной – побольше таких дел, поучительно;
  • Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;
  • Красной – дело не понравилось, скучно.

Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

  • Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
  • Цветок – довольно неплохо;
  • Зелёный листик – не совсем удовлетворён;
  • Жёлтый листик – неудовлетворённость.

Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:

  • Уверен в своих знаниях…
  • В основном уверен…
  • Нужно ещё повторить…
  • Нуждаюсь в помощи…

Стоит отметить, что использование личностно-ориентированного подхода (например, именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.

Ещё одним удачным рефлексивным приёмом, на наш взгляд, является использование карты-маршрута, например, во время игры-путешествия, когда дети во время самооценки отмечают фишками то место на карте, где им было интресно/скучно, трудно/легко или они узнали/научились чему-то новому.

Рефлексивные экраны и приёмы рефлексии используются педагогами нашей ДОО не только в конце образовательных ситуаций, но и при подведении итогов работы по тематическому блоку, просто в конце дня или по завершению проекта.

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Для того чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки педагогу необходимо:

1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т.д.); 2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия), организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии; 3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы; 4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.

Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Характеристика цветов Макса Люшера

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение.

Красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия.

Синий – грустное настроение, пассивность, усталость.

Зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность).

Жёлтый – приятное, спокойное настроение.

Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.

Серый – замкнутость, огорчение.

Чёрный – унылое настроение, отрицание, протест.

Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Моё настроение похоже на:

  • солнышко,
  • солнышко с тучкой,
  • тучку,
  • тучку с дождиком,
  • тучку с молнией.

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

  • свою деятельность
  • деятельность другого ребенка (детей).

Детям предлагается с помощью пантомимы показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.





Экран настроений (можно использовать в качестве рефлексивного экрана)


7+ примеров рефлексии в конце урока

Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом.

Ребенку — систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с достижениями одноклассников.

Рефлексия является обязательным требованием по ФГОС (федеральный государственный стандарт).

Учитель в ней выполняет роль организатора, ученики выступают главными действующими лицами.

В этой статье мы собрали классификацию и несколько примеров рефлексии в конце урока, будь то алгебра, русский или английский язык, которые помогут преподавателю наладить обратную связь с классом.

  • Основные цели рефлексии
  • Какие виды рефлексии бывают
  • Примеры рефлексии в конце урока по ФГОС
  • Как правильно использовать рефлексию в конце урока

Основные цели рефлексии

Рефлексия, в дословном переводе размышления о своем внутреннем состоянии и самоанализ, является одной из важнейших частей занятий, ведь задача хорошего преподавателя не просто выложить известный ему материал, а научить детей учиться и думать.

К сожалению, многие преподаватели считают, что достаточно раздать детям грустные/веселые смайлики, чтобы оценить результат своего и их труда. И это слишком простой подход.

Ведь что такое рефлексия? Простыми словами это этап урока, на котором ученик самостоятельно оценивает свои знания, эмоции от услышанного и анализирует полученную информацию.

Думает о том, насколько полезно, понятно услышанное и нужно ли оно ему вообще.

Рефлексия в конце урока важна, чтобы ребенок понял:

  • Какие знания получил
  • Каких целей удалось достигнуть
  • Как он сможет использовать знания в будущем
  • Сможет ли верно оценить свою работу и работу одноклассников
  • Как развивать привычки самоменеджмента/самоконтроля
  • Как стимулировать критическое мышление
  • Как сформировать осмысленный подход к действительности

Учителю же рефлексия позволяет наметить дальнейший план работы, оценить сильные и слабые стороны класса и найти коммуникативный подход к подопечным.

Прием может использоваться на любом этапе занятия, по итогам изученной темы либо в конце школьного часа.

Рефлексия в конце урока применяется особенно часто.

По содержанию

По виду деятельности

  • Коллективная
  • Групповая
  • Фронтальная
  • Индивидуальная

Считается наиболее универсальным и легким видом.

Ученики приучаются к данному виду работы постепенно — всем классом, в небольших группах и, наконец, индивидуально.

Целевая

Ребенок в письменной или устной форме отвечает на вопросы, продолжает предложение либо описывает свои впечатления о пройденном материале (анкета, сочинение, облако тегов и пр.).

Карточки со смайликами

Грустными, серьезными, веселыми и пр., о которых мы говорили в начале статьи, могут быть актуальны для оценки эффективности пройденного материала начальных этапах применения приема на практике — например, в 1-ом или 2-ом классах.

Такая символическая рефлексия позволит преподавателю понять, понравился ли детям урок, был ли он содержательным, веселым и интересным.

Помимо смайликов, можно использовать:

— большой вверх для положительной оценки, вниз — для отрицательной.

Изображения солнышка

— солнце — все получилось; солнце и тучка — все понятно, но остались вопросы; тучка — материал не понятен.

— улыбающийся — урок прошел успешно; грустный — было скучно и не увлекательно.

Лестница успеха

На большом листе картона необходимо нарисовать лестницу.

Ученикам раздать изображения трех человечков: одного — с опущенными руками; второго — с руками, разведенными в стороны; третьего — с руками, поднятыми вверх.

Если урок прошел неудачно по ощущениям малыша, он крепит первого человечка на нижнюю ступеньку.

Если средне — второго оставляет в середине лестницы.

Если успешно — закрепляет фигурку с поднятыми вверх руками на верхней ступеньке.

Дерево чувств

Считается самым эффективным примером рефлексии по ФГОС в конце урока.

Для его применения на практике вам понадобятся картинки: собственно, дерево, прикрепленное на доске, и яблоки разных цветов.

Если урок прошел успешно, с хорошим настроением и все было понятно, ребенок вешает яблоко зеленого цвета. Если были проблемы — красного.

Также для более глубокого изучения следует применять другие цвета, соответствующие настроению с точки зрения психологии:

  • Красный
    — восторг
  • Оранжевый
    — радость
  • Желтый
    — в целом все неплохо
  • Зеленый
    — спокойствие
  • Синий
    — грусть, неудовлетворение
  • Фиолетовый
    — тревога, напряжение
  • Черный
    — упадок, уныние

Для развития критического подхода к анализу ситуации рекомендуется использовать виды рефлексии, направленные на повышение осознанности учеников:

Опиши одним предложением

Вы предлагаете один из вариантов начала предложения, которое ребенок должен закончить в устной или письменной форме.

Например:

  • Сегодня я узнал…
  • На уроке я научился…
  • Мне было трудно…
  • Мне было непонятно…
  • Теперь я знаю, что…
  • Меня удивило…
  • Я бы хотел узнать, почему…

Таблица де Боно

Еще один доступный метод применения рефлексии в конце урока.

Анкета

Этот вид рефлексии подходит для учеников всех классов.

Детям необходимо ответить на некоторые вопросы о разных этапах учебного процесса и аргументировать ответ.

Примерные вопросы могут содержать следующие пункты:

  • На уроке я делал…
  • Своей работой я доволен/не доволен потому что…
  • Этот урок показался мне…
  • За урок я бы поставил себе, потому что…
  • Материал урока я освоил…
  • Мое настроение после занятия…

Вопрос предполагает альтернативное развитие событий и дает ребенку безграничное поле для фантазии.

Особенно актуально применение подобного вида рефлексии в конце урока русского языка или литературы.

Синквейн

Этот популярный прием, представляющий собой стихотворение из пяти строк, не содержащее рифмы, впервые появился в прошлом веке в Америке на волне моды на японскую поэзию.

В конце урока предложите ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где:

  • 1-ая строка
    отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова
  • 2-ая строка
    — два прилагательных, характеризующих это понятие
  • 3-я строка
    — три глагола, отвечающих за действие
  • 4-ая строка
    — короткое предложение, раскрывающее суть происходящего
  • 5-ая строка
    — синоним главного слова

Самопроверка

В рамках этого приема рефлексии ученик должен проверить работу своего соседа по парте.

Дети в устной форме задают друг другу вопросы, что у них получилось, что нет, какую оценку они бы поставили друг другу.

Учитель в данном случае занимает роль наблюдателя.

Меняйте приемы

Если вы бесконечно используете одни и те же приемы рефлексии, высока вероятность, что уроки перестанут быть интересны детям, а их оценки станут предсказуемыми.

Задача учителя в том, чтобы постоянно обновлять корзину идей и побуждать класс думать, а не идти по накатанной.

Адаптируйте задания под возраст

Адаптируйте задания под возраст подопечных. Усложняйте, упрощайте, делайте более красочными или, наоборот, лаконичными.

Подходите к процессу максимально творчески.

Критерии качества проведения образовательной деятельности

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Прием формирования оценивания и рефлексии на занятиях в старших группах детского сада

Рефлексия -это метод самостоятельно зафиксировать результат, выстроить смысловую цепочку, дать оценку самому себе

после занятия – это совместная деятельность дошкольников педагога, стимулирующая умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом.

Цель приема – это вспомнить, выявить и осознать смысл, способы, проблемы

Процесс рефлексии очень многогранный, поэтому оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

hello_html_m2dc5c3df.jpg

Содержание приема

После завершения занятия все дети самостоятельно дают себе оценку своей работы (поведения, совместного взаимодействия и тд) Каждый ребенок определяет на какой ступеньки он стоит.

Краткое описание документа:

Рефлексия -это метод самостоятельно зафиксировать результат, выстроить смысловую цепочку, дать оценку самому себе

Цель приема – это вспомнить, выявить и осознать смысл, способы, проблемы

Процесс рефлексии очень многогранный, поэтому оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми

После завершения занятия все дети самостоятельно дают себе оценку своей работы (поведения, совместного взаимодействия и тд) Каждый ребенок определяет на какой ступеньки он стоит.



Этот приём поможет ученикам наглядно оценить свою деятельность на каждом этапе урока. Лестница успеха – это эффективный способ рефлексии в конце урока или этапа урока.

Лестница успеха может быть как общей для всего занятия, так и отдельной для каждого его этапа (например, проверка домашнего задания, освоение нового материала, применение полученных знаний для решения примеров/задач, написание контрольной/самостоятельной работы, работа в группе и т.д.). Первый упрощённый вариант больше подходит для учеников начальной школы.

Количество ступеней в лестнице вариативно и зависит от возраста учеников, этапа урока и целей педагога. Минимальное количество — 3 ступени.

Ступени лестницы успеха могут быть подписаны, проиллюстрированы или пронумерованы, а могут вообще не сопровождаться дополнительными символами или пояснениями.

Вот лишь несколько вариантов подписей для лестницы успеха (по восходящей слева направо):

  • 3 ступени: ничего не понял, остались вопросы, всё понял;
  • 4 ступени: нуждаюсь в помощи, нужно повторить, практически всё понял, уверен в знаниях;
  • 5 ступеней: услышал и забыл, услышал и не понял, увидел и запомнил, сделал и понял, смогу научить другого.

Приём позволяет ученикам развивать способность самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, отмечать свои сильные и слабые стороны. Учителю же он может помочь выявить сложные моменты, на которых стоит остановиться подробнее, понять, кто из учеников в каком вопросе успешен или испытывает трудности, и в зависимости от результатов скорректировать дальнейшую деятельность. Например, организовать групповую работу так, чтобы вместе собрались успевающие и отстающие в какой-то теме ученики. Так первые смогут помочь последним.

В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и др. Все выше перечисленные качества можно развить при обучении рефлексии.

Итак, что же такое рефлексия?

Вот определение из Википедии:

Рефлèксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), на свое знание или на свое собственное состояние.

Рефлексия из краткого словаря психологических терминов:

(лат. reflexio — обращение назад) — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности.

Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.

Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе.

Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

Цель рефлексии для ребенка.

Не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому способ, понятый и принятый обучаемым как эффективный, позволяет строить ему свою учебную деятельность, решает проблему осознания средств собственного развития.

Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и способам ее организации существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности (виды):

физическую (успел – не успел);

сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующаяклассификация:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Рефлексия деятельности.

III . Рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Этап занятия

В начале занятия

Установления эмоционального контакта с группой

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально- художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

 Навел на размышления…

 Я почувствовал, что…

 Мне больше всего удалось…

В конце деятельности.

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия в раннем возрасте.

Целесообразно проводить рефлексию в начале НОД ( I половина года), то есть мы настраиваем ребёнка на занятие и применяем рефлексию, как правило, во время сюрпризного момента. С целью установления эмоционального контакта с детьми.

Какие же формырефлексии можно применить?

Мы предлагаем ребенку посмотреть на два лица: первое - веселое, радостное, а второе - грустное и печальное. Какую ты выберешь. Ребенок чаще будет выбирать веселый смайлик, это позволит ему положительно настроиться на взаимодействие с взрослым и сверстниками. А самое главное ребенок учится делать выбор самостоятельно.

Солнышко” – мне радостно, “тучка” – мне грустно.

Мы так же предлагаем ребенку сделать выбор, чаще всего ребенок будет делать выбор в пользу солнышка, оно ярче, веселее. Но это тоже – самостоятельный выбор ребёнка и настройка на позитив.

Даннаярефлексия также закрепляет знания о цвете: желтый и синий.

Солнышко и тучка могут быть изготовлены из картона или из ткани (детали глазки, ротик можно изготовить из больших пуговиц) это будет еще и развитие мелкой моторики.

Весенняя полянка

Даннаярефлексия помогает настроить эмоционально ребенка на занятие и получение знаний, так же её можно использовать утром, если ребенок плачет, это способствует улучшению настроения.

Полянка изготавливается в виде вот такого коврика, так же коврик используется для развития мелкой моторики.

Можно так же сделать отдельно коврики с фруктами и овощами, ребёнку предлагается сделать выбор: выбери фрукты или овощи, так же идет закрепление знаний ребенка.

Светофор.

Мы часто применяем рефлексию настроения в режимных моментах.

Елочка с новогодними игрушками

Мы заготавливаем елочку, она может быть нарисована на ватмане или на Листе А3, так же можно сделать из фетра(ребенку будет интересно тактильный контакт). Так же изготавливаются шары или бантики (из основных цветов для данноговозраста: красный, синий, желтый и зеленый.)

Ребенок повторит цвета, так же закрепляются знания о дереве - елка, ну и как в предыдущих вариантах - учится делать выбор.

Паровозик с животными (с 2, 5 – 3 лет).

Радостный зайчик” – всё хорошо, “грустный зайчик” – грустно.

У радостного зайчика в лапках морковка, а у грустного зайчика морковки нет.

Данный вид рефлексии учит детей делать выбор, сравнивать

С детьми младшего дошкольного возраста используют так же рефлексию настроения и эмоционального состояния. Целесообразна в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности. Педагог предлагает оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается), обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.

Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. Обучает сознательному контролю, планированию, контролю своего мышления и своих действий, оценки их правильности. (Оценка тех правил действий, с которыми знаком ребенок).

Начинаем применять со среднего дошкольного возраста.

Этап занятия

В конце занятия.

оценить активность каждого на разных этапах занятия, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

 У меня получилось…

В конце учебного занятия детям предлагается устно закончить следующие предложения.

"На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После занятия мне захотелось…";

"Сегодня мне удалось…";

"Я почувствовал, что…";

"Меня удивило…" и т.п.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания, понимания и запоминания содержания пройденного, для оценки информации по степени значимости и практической направленности, установление логических связи между приобретенными сведениями.

Этап занятия

при подведении итогов работы по тематическому блоку, просто в конце дня или по завершению проекта

выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

я выполнял задание…

я почувствовал, что..

у меня получилось…

Самым интересным было….

У меня появилось желание…

Самым сложным для меня было….

Я не знал…., а теперь знаю….

Для меня было открытием то, что…

Мне показалось важным…

Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном).

Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

Во время рефлексии человек отвечает сначала на простые вопросы:

Что он делал или что происходило?

Что он чувствовал при этом?

Как он участвовал в том, что происходило?

Какие при этом испытывал трудности? и т.д.

Потом вопросы усложняются, заставляют его задумываться о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достигает положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это не всегда удается.

На ответах на эти вопросы уже можно строить размышления о целях данной работы, о способах и этапах ее реализации, что приводит, в конечном итоге, к пониманию и проявлению своих ценностей и нравственных ориентиров.

Правила обучения рефлексии

Рефлексия не должна доставлять ребёнку внутреннего дискомфорта. Он говорит то, что думает.

Педагог и сверстники не должны оценивать его в этот момент. Подобный самоанализ может быть организован только на принципе добровольности.

Рефлексия должна быть построена в игровой форме, тогда она составляет содержание специально организованной деятельности.

Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию универсальных учебных действий.

Коммуникативные способы рефлексии:

Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.

Ко всему сказанному можно подвести итог: рефлексия– это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать организованную образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на личность каждого ребенка. А чтобы подобная рефлексия эффективно проходила, необходимо начинать проводить ее в уже группах раннего возраста.

Не зря говорят - все в наших руках.

Пока мы задаём себе вопросы, - мы развиваемся. Как только воспитатель начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только детей, но и педагога.

Важно помнить!

Если человек не рефлексирует, не осуществляет самоанализ своей деятельности и деятельности своих воспитанников, её результатов, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса;

Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГА -

Постоянно задавать себе вопросы:

Во имя чего я работаю?

Что следует изменить?

Что помогло достичь таких результатов?

Какие следует создать условия для развития ребёнка?

Каковы перспективы моего развития и развития каждого воспитанника?

Желание педагога учиться у других коллег;

В ПРОЦЕССАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ (переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались о людях в процессе общения с ними);

ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ (осмысление, осознание собственных действий, самопознание).

Следует сказать, что рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные каждый из нас может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям. Работа над собой - это внутренняя организация всей жизни, это стиль и содержание жизни.

Рисуем настроение . На общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

Затем лист передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. После этого обсуждают получившийся рисунок.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел, поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,

Красной – дело не понравилось, скучно.

Разноцветные бабочки (цветок), цветки (зеленый листик), птички (плоды) прикрепляются на общем дереве (поляне).

Воспитатель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён;

Жёлтый листик – неудовлетворённость.

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

Моё настроение похоже на: солнышко,

солнышко с тучкой,

тучку с дождиком,

тучку с молнией.

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

Уверен в своих знаниях…

В основном уверен…

Нужно ещё повторить…

Нуждаюсь в помощи…

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

(рефлексия работы в паре, малой группе)

деятельность другого ребенка (детей)

Детям предлагается с помощью пантомимы показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

Медникова Л.А. Рефлексивная деятельность младшего школьника [Текст] / Л.А. Медникова //Наука и школьная практика. – 2008. – №1.

Филоненко А. А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста [Текст] / А. А. Филоненко // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 892-894.

Читайте также: