Речевая карта ребенка с овз в школе заполненная

Обновлено: 05.07.2024

Столкнувшись в работе с безречевыми детьми, пришлось изучить много материала. Первое, в чем я испытала трудность – как проводить логопедическое обследование безречевых детей?

В итоге я составила речевую карту, в которую включила все основные моменты, необходимые для получения представления о состоянии развития ребенка, высших психических функций, в том числе и речи.

КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БЕЗРЕЧЕВОГО РЕБЕНКА

Подготовительная часть: Сбор анамнеза (анкетирование родителей).

Понимание речи (состояние импрессивной речи, слуховое внимание, фонематическое восприятие)

Исследование слуховых функций и фонематического восприятия

1. Наличие реакции на голос.

Громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА.

2. Различение неречевых звуков.

Узнать, какая игрушка издаёт звук (сначала дать послушать обе игрушки, игрушки шумят за ширмой).

Повторить действие (за спиной топнуть, хлопнуть в ладоши, ударить по столу).

3. Различение речевых звуков и наличие реакции на звуки речи.

Аналогично согласные звуки (если выговаривает, произносит сам).

Выявление объема и точности словаря

1. Показать игрушки:

Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку).

Если справляется с заданием, узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).

Показать обиходные предметы:

Стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.

2. Знание слов обобщающего характера:

Из сгруппированных предметы по темам: одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки, найти те или иные предметы:

Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост).

3. Соотнесение предметов с их назначением.

Затем заменить предметы на предметные картинки и повторить вопросы.

4. Выяснение объема глагольной лексики.

Разложить сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия, дать возможность рассмотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на вопрос:

5. Понимание названий признаков предметов.

Выявление дифференциации элементарных грамматических форм

1. Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения.

3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Изучение неречевых функций

1. Ориентировка в окружающем пространстве.

2. Ориентировка на плоскости.

3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики).

Предложить ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).

4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению.

Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.

5. Оральный праксис.

Предложить ребенку по подражанию выполнить несколько действий: широко отрыть рот; улыбнуться; надуть щеки; вытянуть губы в трубочку; сделать губы как при звуке [о]; высунуть язык лопаткой; поднять кончик языка вверх; опустить кончик языка вниз; поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.

6. Способность к переключению движений.

Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.

7. Конструктивный праксис.

Воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу, создать конструкцию по памяти.

8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности

Сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем; облегченный вариант кубиков Кооса; выполнить вкладки в доску Сегена.

Изучение невербальных компонентов коммуникации

1. Реакция на незнакомого человека.

Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.

В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.

2. Реакция на впечатление.

Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.

3. Способность к подражанию.

Предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.

Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия пить, есть, спать, мыть (руки, чистить (зубы, причесываться, гладить (кошку).

4. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).

Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).

5. Способность изображать и играть роль.

Все предлагаемые задания должны быть эмоционально окрашены и спланированы таким образом, что реакция на них может быть минимальной. Используются различные средства стимуляции, положительное подкрепление деятельности ребенка.

Выводы:

Если у безречевого ребёнка нет аутистических проявлений, то нарушения говорят о следующем.

Нарушения слухового восприятия и понимания речи говорит о сенсорной алалии, выраженной в разной степени: от полной невосприимчивости к звукам речи и даже голосам людей – до некоторой способности улавливать смысл отдельных простых слов и инструкций.

Если ребенок понимает слова и инструкции, но неустойчиво и неточно, у него может быть задержка речевого развития, вызванная некоторым недоразвитием сенсорных функций.

Наличие двигательных затруднений говорит о моторной алалии, выраженной в разной степени: от полной неспособности совершать произвольные движения органами речи (и даже неспособности принимать помощь, до ограничения способности к выполнению действий по подражанию.

Последнее может свидетельствовать и о задержке речевого развития, вызванного моторными трудностями.

При сочетании сенсорных и моторных нарушений нужно говорить о сенсомоторной алалии. В этом случае задержка речевого развития маловероятна.

ЗРР возможна, если сенсорные и моторные нарушения не слишком выражены.

Формирование навыков коммуникативного взаимодействия с взрослыми у безречевых детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ Введение Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и.

Обследование детей с ОНР. Речевая карта РЕЧЕВАЯ КАРТА 1. Фамилия,имя ребенка___ 2. Дата рождения.

Речевая карта для обследование детей Речевая карта 1. Ф. И. ребенка___ 2. Возраст.

Речевая карта по результатам логопедического обследования РЕЧЕВАЯ КАРТА Фамилия, имя, возраст Группа Домашний адрес, телефон Дата зачисления Логопедическое заключение Состояние слуха Заключение.

Мономорфное нарушение звукопроизношения: увулярный ротацизм.

В спонтанной речи нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют.

Язык массивный, толстый. Подъязычная связ­ка укорочена.

1) Ведущими являются правая рука, правая нога, правый глаз.

2) Пробы Хэда выполняет правильно, но с за­медлением.

3) Пробы на оптико-кинестетическую организа­цию движений выполняет с затруднениями, замед­ленно.

4) Отмечаются трудности и при выполнении уп­ражнений на динамическую организацию движе­ний, при необходимости одновременного движения пальцев правой и левой руки.

Основные артикуляторные движения губами, языком выполняет. Несколько нарушены движе­ния кончика языка. Тонус нормальный, активность движений достаточная. Объем движений языка неполный (не может далеко высунуть язык).

Длительность выполнения движений не наруше­на. Темп движений в норме. Замен движений и синкинезий не наблюдается.

Темп речи быстрый, ритм нормальный. Паузы и ударения употребляет правильно. Речь интона­ционно дифференцирована.

  1. 1. По данным, медицинской карты биологиче­ский слух в норме.
  2. Речь окружающих понимает в соответствии с уровнем своего интеллекта (олигофрения в степе­ни дебильности).

Наблюдаются затруднения при дифференциа­ции звуков: звонких и глухих, Р—Л, Р'—Л' и др. Так, мальчик неправильно дифференцировал слова: ПОЧКА — БОЧКА, МАРИНА — МАЛИНА.

Не всегда правильно воспроизводил серию слогов с фонетически близкими звуками: ЩА—ЖА—ША, БА—ПА—ПА, ДА—ТА—ДА и др.

Не смог придумать предложения на слова-ква­зиомонимы.

  1. Анализ предложения на слова. Затрудняется в определении количества и пос­ледовательности слов в предложениях с союзами и предлогами: СЛАДКА ЯГОДА, ДА НИЗКО РАСТЕТ — 3 слова, РЕБЯТА ПОШЛИ В ЛЕС — 3 слова.
  2. Слоговой анализ и синтез.

Количество слогов в многосложных словах оп­ределяет неправильно: КРОВАТЬ — 4, СКОВОРО­ДА — 3, МИЛИЦИОНЕР — 3.

А. Умение выделять звук на фоне слова сфор­мировано.

Б—В. Первый и последний звук в слове опреде­ляет правильно.

Г. Определение места звука в слове (начало, се­редина, конец) сформировано. В слове ПЧЕЛА — Л в середине слова.

Д. Последовательность и количество звуков в слове не всегда определяет правильно: КОТ — К-Т, КНИГА — К-И-Г-А, ДОСКА — Д-С-К-А, МАШИ­НА — М-Ш-И-Н-А.

В слове МАМА — 4 звука, в слове ДЕРЕВО — 4, ПАРТА — 4.

Е. Место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно: в слове ДОРОГА звук Р слышится после Д, в слове ПЧЕЛА звук Л слы­шится после Ч.

  1. Фонематический синтез сформирован. Правильно повторил слова, произнесенные по буквам: С-Н-Е-Г, Д-О-Р-О-Г-А, Т-Р-У-Б-А.
  2. Фонематические представления. Правильно придумал слова на звуки К (КОЛЯ, КНИГА, КАРАНДАШ), на звук Л (ЛАМПА), на звук М (МАМА, МОЛОТОК). Но затрудняется придумать слова на определен­ное количество звуков (4, 5).

Неверно отобрал картинки, в названии которых 5 звуков (ЗАЯЦ, ВОЛК, КРОВАТЬ, РАДУГА).

Наблюдается бедность и неточность понимания и употребления многих слов, что соответствует осо­бенностям словаря умственно отсталого ребенка данного возраста.

  1. В спонтанной речи аграмматизмов не обна­ружено.

Грамматический строй речи соответствует уров­ню развития умственно отсталого ребенка данного возраста.

В речи наблюдаются преимущественно простые распространенные предложения. Сложноподчи­ненные предложения встречаются очень редко.

  1. При специальном исследовании наблюдаются ошибки в употреблений сложных предлогов, пред­ложных окончаний существительных в косвенных падежах множественного числа, в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (МНОГО КАРАНДАШОВ, НА ЗЕЛЕНЫ­МИ ДЕРЕВЬЕВ).

3.Наблюдаются иногда аграмматизмы при образовании прилагательных от существитель­ных (БРУСНИКОВОЕ ВАРЕНЬЕ, ВОЛЧИНЫЙ ХВОСТ).

  1. Незначительное левосходящееся косоглазие. Зрение снижено, носит очки.
  2. Состояние высших зрительно-пространствен­ных функций:

а) схема тела сформирована;

б) правильно определяет пространственное рас­положение предметов;

в) пробы Хэда выполняет правильно, но замед­ленно;

г) правильно составляет картинки, разрезанные на 5, 6 частей, но не более.

Правильно узнает и называет все печатные и ру­кописные буквы.

Узнает буквы пунктирные, недописанные, за­штрихованные, наложенные друг на друга. Пра­вильно называет буквы среди графически сход­ных букв, правильно и зеркально написанных.

Конструирование и реконструирование букв вы­полняет в основном правильно, допуская лишь еди­ничные ошибки (зеркальное воспроизведение бук­вы Э, неточное воспроизведение элемента рукопис­ной буквы Ш— Ш ).

Слоги и слова читает правильно. Чтение послоговое. Простые слова читает целостно. Делает за­пинки при чтении многосложных слов. Скорость чтения невысокая. При чтении текста наблюдают­ся ошибки.

При списывании наблюдаются лишь единичные ошибки.

В письме под диктовку допускает большое ко­личество ошибок:

  • замены согласных (Д—Т, Б—П, Ж—Ш и др.);
  • пропуски букв;
  • добавления;
  • пропуски предлогов;
  • слитное написание слов.

У мальчика было полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия. С 1 клас­са проводится логопедическая работа по коррек­ции нарушений устной и письменной речи.

Логопедическое заключение: сложная форма дисграфии (акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, элементы агграматической дисграфии); фонематическая дислексия.

Анкетные данные

Вспомогательная школа 3 класс.

Домашний адрес: ул. С., д.7, к 1, кв.4.

  1. Нервно-психических, хронических сомати­ческих заболеваний и речевых нарушений у роди­телей и ближайших родственников не отмечалось.
  2. Девочка от второй беременности, протекав­шей с токсикозом.

Роды преждевременные (27 не­дель). Вес при рождении 2080 граммов. Длительно находилась в отделении недоношенных.

  1. Раннее психомоторное развитие протекало с задержкой.
  2. Речь появилась в 3,5 года.

Состояние звукопроизношения

Полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии: боковой сигматизм свистящих и шипящих звуков, параламбдацизм, одноударный ротацизм.

Все нарушения звукопроизношения проявляют­ся как в изолированном произношении, так и в сло­вах, предложениях, связной речи.

Звукослоговая структура слова

Воспроизведение звукослоговой структуры слова нарушено в четырехсложных словах со сте­чением согласных: ВЕЛОСИПЕД ВЕВЕПЕД, СКОВОРОДА — СКОВОДА, СПОТКНУЛСЯ — ПОТКНУСЯ, МИЛИЦИОНЕР — МИСАНЕР.

Анатомическое строение артикуляторного аппарата

Анатомическое строение периферического отде­ла артикуляторного аппарата без аномалий.

Особенности ручной и речевой моторики

1) Ведущими являются правая рука, правая нога, правый глаз.

2) Пробы Хэда выполняет правильно, но замед­ленно.

3)Оптико-кинестетическая организация движе­ний недостаточно сформирована: наблюдаются затруднения при выполнении некоторых проб на праксис позы (неточно выполнила упражнение: согнуть 2 и 5 пальцы).

4) Отмечаются неточности и при выполнении упражнений на динамическую организацию дви­жений при необходимости одновременного движе­ния пальцев правой и левой руки.

  1. Состояние речевой моторики. Наблюдаются нарушения движения языка и губ. Тонус движений вялый. Движения замедленные. Объем движений неполный. Неточное выполнение движений. Длительно удерживать положение ор­ганов артикуляции не может. Наблюдаются синкинезии. Нарушена координация движений язы­ка и губ.

Особенности динамической стороны речи

Темп речи замедленный. Иногда наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста.

Словесное ударение употребляет правильно, ло­гическое ударение отсутствует.

Паузы в речи используются излишне часто.

Голос тихий, соответствует по высоте возрасту. Тембр голоса без назализации.

Речь интонационно мало выразительная.

Состояние слуховой функции и восприятия речи

  1. Биологический слух по данным медицинской карты в норме.
  2. Речь окружающих понимает в пределах уров­ня своего интеллектам.

Фонематическое восприятие

Звонкие и глухие звуки дифференцирует. Нарушена дифференциация звуков Ц-С, Ш—С, Р—Л.

Так, девочка неправильно показала картинки ЦВЕТ — СВЕТ, КРЫША — КРЫСА, МАРИНА — МАЛИНА.

Неправильно воспроизвела последовательность в серии слогов с фонетически близкими звуками: ЦА—СА—ЦА—СА—ЦА;

Не смогла придумать предложения на слова-квазиомонимы.

Состояние языкового анализа и синтеза

Затрудняется в определении количества и пос­ледовательности слов в предложениях с предлога­ми:

РЕБЯТА ПОШЛИ В ЛЕС (3 слова).

У ДЕВОЧКИ КРАСИВЫЙ ГОЛУБОЙ БАНТ (4 слова).

АНЯ НА ПОЛЯНЕ СОБИРАЕТ ЦВЕТЫ (4 слова).

Количество слогов в многосложных словах оп­ределяет неправильно: кровать — 3, велосипед — 3, сковорода—3.

Синтез слогов в слово не нарушен.

А. Умение выделять звук на фоне слова сфор­мировано. Правильно определила наличие или от­сутствие звука Ш в словах; ШАР, ОКНО, ШУБА, ПАРОХОД, КАРАНДАШ;

звука Д в словах: ДОМ, ШКАФ, ДОРОГА, ПОМИДОРЫ;

звука К в Словах: КАША, МАШИНА, ЗВОНОК, ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

Б—В. Первый и последний звук в словах опре­деляет правильно.

Г. Определение места звука в слове (начало, се­редина, конец) сформировано.

Д. Количество звуков в слове часто определяет неправильно: РАМА — 3 звука, ТЕТРАДИ — 4 зву­ка, ПАРОХОД — 5 звуков.

Е. Место звука по отношению к другим звукам не всегда определяет правильно. В слове ПАРТА звук Р слышится после Т. В слове СУМКА звук М слышится после С.

  1. Фонематический синтез сформирован.
  2. Фонематические представления. Правильно придумала слова на заданные звуки:

на звук К — КНИГА, КАРАНДАШ, КОРОВА;

на звук Н — НОЖИК, НОС;

на звук Г — ГАЛЯ, ГУСЬ, ГОЛУБИ.

Однако не смогла правильно придумать слова с 5 звуками (КОРОВА, СТОЛ).

Неправильно отобрала картинки, в названии ко­торых 5 звуков (РОЗА, КРЫША, ЗАЯЦ, ВОЛК, ЧАЙНИК).

Особенности словарного запаса

Пассивный и активный словарь характеризует­ся бедностью, неточностью, особенно понимание и употребление прилагательных, а также существи­тельных с обобщающим значением (ТРАНСПОРТ, МЕБЕЛЬ, ПОСУДА и др.).

Особенности грамматического строя речи

1.Используются преимущественно простые распространенные предложения из 3—5 слов. Слож­ноподчиненные предложения отмечаются лишь в единичных случаях.

  1. Наблюдаются аграмматизмы в устной речи при воспроизведении сложных грамматических форм:
  • неправильное согласование существительного и при­лагательного в среднем роде (У ДЕВОЧКИ КРАС­НАЯ ПЛАТЬЕ),
  • неправильное употребление предложно-падежных конструкций (НА ДЕРЕВЬЕВ ПОЖЕЛТЕЛИ ЛИСТЬЯ).

Отмечается неправильное понимание и диффе­ренциация конструкций с возвратными глаголами (СОЛНЦЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ЗЕМЛЕЙ — определяется как правильное предложение),

  1. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (СОЛОМНАЯ КРЫША, ЧЕРНИКОВЫЙ СОК), неправильное употребление названий детенышей животных (СО­БАЧОНОК, ЛОШАДКА).

Состояние зрительно-пространственных функций

1.Биологическое зрение по данным медицинс­кой карты в норме.

  1. Состояние высших зрительно-пространствен­ных функций:

а) схема тела сформирована;

б) правильно определяет расположение предме­тов (справа или слева);

в) пробы Хэда выполняет правильно, но замед­ленно;

г) правильно составляет картинки, разрезанные на 5, 6 частей, но не более;

д) правильно конструирует геометрические фи­гуры из палочек.

Знает все буквы и правильно их называет (как печатные, так и рукописные).

Узнает буквы заштрихованные, наложенные друг на друга, недописанные, написанные пунктиром, пра­вильно называет буквы среди графически сходных букв, правильно и зеркально написанных.

Конструирование и реконструирование букв вы­полняет правильно, но медленно.

Состояние процесса чтения

Способ чтения послоговой. Чтение замедленное. В словах со стечением согласных допускает ошиб­ки: КУРСК — КУРСТРОК, ВДРУГ — ВРУГ.

Понимание прочитанного в пределах програм­мы 3 класса вспомогательной школы.

Речевая карта

Ученика (-цы)___класса

Дата зачисления на занятия ___

Ф. И. О. ребенка___

Сведение о родителях

Мать (Ф. И. О., возраст на момент родов) ___

Отец (Ф. И. О., возраст) ___

Решение ПМПК от___протокол №___

Принят в ___ ___ класс

Дата заполнения речевой карты___

Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребенка:

От которой по счету беременность ребенок ___

Характер протекания беременности (токсикоз, инфекции, травмы, хронические заболевания) ___

Когда закричал ребенок___

Наблюдалась ли асфиксия___

Вес и рост при рождении___

Раннее психомоторное развитие

Голову держит (в норме с 1,5 мес.)___

Сидит (в норме – 6 мес.)___

Появление первых зубов___

Количество зубов к году___

Раннее речевое развитие

Лепет (в норме с 3-4 мес.)___

Первые слова (в норме - около года)___

Первые фразы (в норме – с 1,5 до 2 лет)___

Отношение к речевому дефекту___

Занятия с логопедом

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии

Состояние артикуляционной моторики

Наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка.

Движения нижней челюсти (открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево)

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы, нормальные)

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель)

Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)

Состояние дыхательной и голосовой функций

Тип физиологического дыхания (верхнелегочное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

Объем дыхания (достаточный, недостаточный)

Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный)

Особенности динамической речи

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)

Сформированность звуко-слоговой структуры слова

Состояние фонематического восприятия

Повторение слогов с оппозиционными звуками

за – са - за па – ба – па

ча – ца - ча ша – са – ша

ка – ха - ка ся – ща – ся

(изолированно, в словах, во фразах)

Звук 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Состояние языкового анализа и синтеза

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Выделить первый звук в слове

Выделить последний звук в слове

Определить количество звуков в словах

Состояние грамматического строя речи

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

1. Составление предложений по опорным словам

мальчик, открывать, дверь

девочка, читать, книжка

доктор, лечить, дети

рисовать, карандаш, девочка

в, сад, расти, вишня

сидеть, синичка, на, ветка

груша, бабушка, внучка, давать

Витя, косит, трава, кролики, для

Миша, дать, собака, большая, кость

Петя, купить, шар, красный, мама

2. Добавление предлогов в предложение

Лена наливает чай ___ чашки

Почки распустились ___ деревьях

Лодка плавает ___ озеру

Чайка летит ___ водой

Птенец выпал ___ гнезда

Деревья шумят ___ ветра

Последние листья падают ___ березы

Щенок спрятался ___ крыльцом

Пес сидит ___ конуры

Большая толпа собралась ___ театром

3. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

стол – столы – столов

стул – стулья – стульев

воробей – воробьи – воробьев

зеркало – зеркала – зеркал

котенок – котята – котят

яблоня – яблони – яблонь

майка – майки – маек

вишня – вишни – вишен

ведро – вёдра – ведер

4. Согласование существительных с числительными

5. Употребление существительных в разных падежах

Чем покрывают стол?

Откуда возвращаются дети?

Где сидит собака?

Чем рисует девочка?

О ком думает кошка?

Кому мальчик дает мяч?

Где лежат фрукты?

Откуда выпазит собака?

Чего нет у мальчика?

Понимание логико-грамматических связей

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

1. покажи ключ, карандаш, покажи карандашом ключ

2. нарисуй круг над крестом

крест над кругом

3. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

4. Сашу ударил Коля. Кто драчун?

5. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

6. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

Состояние словаря и навыков словообразования

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

1. Образование названий детенышей животных

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

3. Образование относительных прилагательных

кукла из бумаги –

шапка из соломы

кисель из клюквы

салат из моркови

варенье из вишни

варенье из яблок

4. Образование качественных прилагательных

лису за хитрость называют хитрой

волка за жадность –

зайца за трусость –

медведя за силу

льва за смелость

если днем жара, тогда день – жаркий

5. Образование притяжательных прилагательных

6. Название предметов по описанию

предмет, которым причесывают?

предмет, которым режут хлеб?

предмет, которым рубят дрова?

предмет, которым копают землю?

дети, которые учатся в школе?

домик, сделанный для скворцов?

улица самая широкая и красивая в городе?

7. Подбор однокоренных слов

лес (лесной, лесничий, лесочек, лесник)

стол (столик, столовая, столяр, застолье)

вода (водяной, водичка, водопад)

цветок (цветет, цветник, цветовод, цветной)

школа (школьник, школьный)

8. Подбор синонимов

врач – доктор, лекарь

горе – беда, несчастье, печаль

бежать – лететь, мчаться, нестись

9. Подбор антонимов

Состояние связной речи

2. Составление рассказа по сюжетным картинкам

Состояние письменной речи

Списывание по показу строчные и прописные буквы:

Списать с печатного текста:

У нас урок. Мы идём в зал. Там учитель. Мы будем бегать, прыгать, играть.

Списать с рукописного текста:

Записать текст под диктовку:

У Димы была собака Капелька. Теперь ее нет. Плачет маленький Дима. Ищет целый день собаку. Пришла мама с работы. Нашла Капельку под крыльцом.

Гудит осенний ветер. Аллея усыпана листьями. Не жужжат пчёлы. Не слышно птиц. В саду я собрал букет осенних листьев. В субботу наш класс выпускает газету. Я напишу туда рассказ про осень.

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Папа работает на заводе. Он столяр. Он делает столы и стулья. Мама работает на фабрике. Она шьет платья. Я учусь в школе. Мои братья ходят в садик. Наша семья дружная.

И горы хотят мира.

В один из теплых дней ребята ушли в поход. Поднялись на гору. Гора была небольшая, но ребятам казалось, что они где-то под облаками.

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

1. Знание графического образа букв (знает, не знает, все, некоторые)

2. Чтение (по буквам, по слогам, целыми словами). Читает быстро, медленно.

3. Понимание прочитанного.

4. Ошибки при чтении

б) пропуск слогов

д) перестановка букв, слогов

е) пропуск предлогов

ж) грамматические ошибки

Заключение о состоянии речевого развития

Начало года___

Начало года___

Начало года___

Начало года___

Перспективный план коррекционной работы

на 20___ - 20___ учебный год

Оценить 7883 4

РЕЧЕВАЯ КАРТА

обследования детей с интеллектуальной недостаточностью

Анкетные данные

Фамилия, имя ребёнка_____________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________________________
Заключение ПМПК________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________
ФИО родителей (представителей)___________________________________________________
________________________________________________________________________________

Общий анамнез (какая беременность по счёту, как протекали беременность и роды)

Слух______________________________________________________________________________
Зрение____________________________________________________________________________
Интеллект_________________________________________________________________________

Состояние артикуляционного аппарата

Губы: нормальное строение, толстые, тонкие, хейлоскиз (расщелина), прохейлия (увеличение верхней губы)

Зубы: нормальное строение, редкие, кривые, мелкие, крупные, вне челюстной дуги, отсутствуют.

Прикус: ортогнатический (норма), прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперед), прогения (нижний зубной ряд выступает вперед), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрёстный (смещение челюстей относительно друг друга), открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами), сужение челюстей, микрогения (малые размеры нижней челюсти)

Нёбо: нормальное строение, палатосхиз (расщелины неба), послеоперационные рубцы, высокое (готическое, куполообразное, глубокое), узкое

Язык: нормальное строение, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка

Особенности подвижности органов артикуляционного аппарата

Объём движений: полный, неполный.

Точность движений: сохранна, нарушена.

Тонус движений: сохранён, повышенный, пониженный.

Темп движений: нормальный, медленный, быстрый.

Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений.

Гиперкинезы (наличие, отсутствие): _________________________________________________

Синкинезии (наличие, отсутствие): ___________________________________________________

Саливация: наличие, отсутствие _____________________________________________________

Обследование просодической стороны речи

Голос: сильный, слабый, глухой, звонкий, затухающий, крикливый, сиплый, назализованный, дрожащий, немодулированный, норма

Темп речи: замедленный, быстрый, плавный, заикание, запинки, норма

Мелодико-интонационная сторона речи: выразительная речь, маловыразительная, монотонная. Дыхание: свободное, шумное, затрудненное, поверхностное, неровное, неритмичное, ротовой выдох укороченный, вдох неглубокий, дифференциация носового и ротового выдоха нарушена (не нарушена), норма

Читайте также: