Речь на совете профилактики в школе

Обновлено: 22.07.2024

2009-2010 уч. год.

Учащиеся "группы риска" - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям:

Медицинские: дети имеющие хронические заболевания внутренних органов, часто и длительно болеющие, стоящие на учете у невропатолога, психиатра; перенесшие различные операции.

Социальные: дети живущие в асоциальных, малообеспеченных семьях;

Учебно-педагогические: неуспевающие дети, с нарушением поведения; имеющие трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями.

Поведенческие: с повышенной тревожностью; гиперактивные, с нарушениями поведения и др.

Данные проблемы перечисленные в этих критериях особенно для нас актуальны. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью учащихся как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики.

С каждым возрастным этапом учащихся, переходя из одного класса в другой, расширяются социальные отношения учащихся, круг общения.

Классный руководитель, воспитатель должны мобилизировать свои силы и помочь ребенку, для этого нужно привлечь дополнительных специалистов - социального педагога, психолога, администрацию школы.

1. Гиперактивные, тревожные дети

Гиперактивных, тревожных детей невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гиперактивность. тьревожность можно рассматривать как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Низкая успеваемость - типичное явление для таких детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. Гиперактивность. тревожность влияет не только на успеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.

2. Учащиеся с заниженной самооценкой

Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности в учебно-воспитательном процессе школы. Застенчивость - сложное состояние, которое может оказывать самые разнообразные воздействия - от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоции страха.

3. Деликвентные и девиантные учащиеся

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить еще понятие проблемных ("трудных") учащиеся. Первым признаком является наличие у учащихся отклоняющегося от нормы поведения.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины - "деликвентность" и "девиантность". Под деликвентным поведением понимается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включается как деликвентное так и другие виды нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицида).

Проблемными учащимися считаются, такие учащиеся, нарушения поведения которых нелегко корригируются. В связи с этим следует различать термины: "проблемные учащиеся" и "педагогически запущенные учащиеся". Все проблемные учащиеся являются педагогически запущенными, но не все педагогически запущенные дети - проблемные. Некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию, а их поведение - коррекции. Проблемные учащиеся, нуждаются в индивидуальном подходе со стороны классного руководителя и во внимании коллектива сверстников. .

Таким образом, проблемные учащиеся - это учащийся с наличием отклоняющегося от нормы поведения, не поддающегося коррекции и требующий индивидуального подхода со стороны классного руководителя и внимания со стороны коллектива сверстников.

Отклонения в поведении учащихся могут быть обусловлены следующими группами причин:

социально-педагогической запущенностью, отсутствием у него системы позитивных знаний, умений, навыков, негативными стереотипами поведения в обществе;

глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неудачами, не сложившимися отношениями в классе (роль "изгоя" и т.п.), несправедливым отношением к нему со стороны родителей, учителей и сверстников по классу;

отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, изменениями личности, а также другими причинами физиологического и психоневрологического свойства.

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним их ближних (родителей, друзей и др.). В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, незащищенности.

Возникающие чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся эффективна лишь при соблюдении следующих условий:

успешность учащегося в учебной деятельности;

эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, родителями, учителями;

Последнее обстоятельство связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:

знание учащимися своих прав и обязанностей;

соблюдение данных прав и обязанностей всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

психологическое и социальное равенство всех учащихся в стенах одного образовательного учреждения;

исключение дискриминации по любому признаку.

Выполнение этих требований позволит вести учебно-воспитательный процесс со всеми учащимися через дифференциацию педагогического подхода.

Наверное, многие из вас выращивали рассаду и наблюдали такую картину: семечко прорастает, но не все ростки одинаковые. Некоторые растут без особых усилий, им требуется только полив. А другим нужны определённые условия для хорошего роста, например, подкормка. Тогда маленькие, слабые ростки начинают догонять более сильные и выравниваются по росту и урожаю.

ВложениеРазмер
1045032.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

"Профилактика школьной неуспеваемости и взаимодействие с учащимися, испытывающими трудности в обучении"

Учитель начальных классов

Профилактика школьной неуспеваемости и взаимодействие с учащимися, испытывающими трудности в обучении

Наверное, многие из вас выращивали рассаду и наблюдали такую картину: семечко прорастает, но не все ростки одинаковые. Некоторые растут без особых усилий, им требуется только полив. А другим нужны определённые условия для хорошего роста, например, подкормка. Тогда маленькие, слабые ростки начинают догонять более сильные и выравниваются по росту и урожаю.

Так и дети: есть ученики, которые без особых усилий со стороны учителя, усваивают программу, а есть такие, которым требуется создать определённые условия, находясь в которых, они станут успешными.

Школьная неуспеваемость волнуют всех участников педагогического процесса. Учителя, родители, школьная администрация и сами дети обеспокоены этой проблемой. В школе нет ни одного ребенка, который сознательно хотел бы плохо учиться.

Авторы Г. Монина и Е. Панасюк в своей книге "Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником" приводят результаты анкетирования родителей, педагогов, психологов, где учителя среди причин неуспеваемости на первое место ставят здоровье (60%), далее – семейные проблемы (32%), педагогическую запущенность детей (24%), тревожность (18%), сложность программы (16,5%), низкую самооценку учащихся (16%). Родители склонны считать, что главные причины неуспеваемости детей – это: неинтересное преподавание (36%), лень ребенка (32%), недостаток внимания детей (28%), отсутствие индивидуального подхода (24%), большие учебные нагрузки (24%). Анкетирование психологов показало, что они считают причинами неуспеваемости: амбиции родителей по поводу способностей детей (30%), незрелость психических функций детей (28%), недостаточный учет индивидуальных особенностей детей (28%), проблемы здоровья (20%).

Из представленных результатов видно, что мнения всех членов педагогического процесса отличаются. Но все же здесь можно проследить закономерность. Все опрошенные категории ставят не на последнее место такие причины, как недостаточное развитие психических функций (внимание, память, мышление), здоровье, программу и учебную нагрузку.

В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.

Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).

Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого:

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них?

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим и неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.

До недавнего времени одной из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости была организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время, обычно без учета причин их отставания. Практика показала, что такой подход (увеличение учебной нагрузки) в решении проблемы неуспеваемости не эффективен, так как он не сопровождается улучшением качества обучения и не воздействуют на причину.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта ответственность зависит от возраста и тяжести совершённого поступка. Чтобы не допускать совершения правонарушений и уметь защититься от несправедливого обвинения, нужно знать основные положения законодательства об ответственности несовершеннолетних.

Основная обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

За невыполнение этой обязанности гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может привлекаться к четырём видам юридической ответственности:

Кроме того, несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение, что формально наказанием не считается, но наступает также за совершение правонарушения.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Уголовная ответственность – это самый строгий вид ответственности. Она наступает, за совершение преступлений, то есть, наиболее опасных правонарушений.

Уголовными наказаниями для несовершеннолетних являются: штраф (при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или собственного имущества), лишение права заниматься определённой деятельностью (например, предпринимательством), обязательные работы (работы, выполняемые в свободное от учёбы время, без оплаты труда), исправительные работы (работы по месту, назначенному администрацией города или района, с удержанием из заработка), арест и лишение свободы на определённый срок (до десяти лет).

Если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, наказание может быть ему заменено принудительными мерами воспитательного воздействия (состоящих, например, в отдаче под надзор специализированному органу, обязанности возместить причиненный вред, запрете посещения определённых мест, ограничении пребывания вне дома и т.д.). Кроме того, по усмотрению суда несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение на срок до наступления совершеннолетия, но не более чем на 3 года.

Порядок привлечения к уголовной ответственности:

Если в милицию или прокуратуру поступают сведения о совершении преступления, сначала проводится проверка этих фактов, затем, если факты подтвердились, возбуждается уголовное дело и начинается расследование. По окончании расследования дело передаётся в суд, который рассматривает дело и выносит приговор.

На стадии проверки, если ты имеешь отношение к преступлению, тебя могут опросить. Если уголовное дело уже возбуждено и начато расследование, тебя могут вызвать на допрос, который должен проводиться по определённым правилам: если ты являешься потерпевшим или свидетелем, то при твоём допросе может, а если тебе менее 14 лет должен присутствовать педагог, а по желанию может также один из родителей. В этой ситуации, если тебе нет 16 лет, вызывать тебя на допрос могут через твоих родителей или опекунов, либо через администрацию по месту учёбы или работы.

На допросе ты будешь обязан говорить только правду. Если тебе 16 лет и больше, за дачу заведомо ложных показаний или отказ от дачи показаний ты можешь быть привлечён к уголовной ответственности, о чём тебя предупредят в начале допроса.

Если ты сам подозреваешься или обвиняешься в совершении преступления, в допросе обязательно должен участвовать защитник. Если тебе нет 16 лет, обязательно участие в допросе также педагога или психолога. Твои родители могут тоже участвовать в допросе и других следственных действиях на основании постановления об их допуске. Вызвать тебя на допрос могут только через твоих законных представителей (родителей, опекунов); исключение составляет только случай. Когда несовершеннолетний находится в специальном учебном заведении. Участие защитника обязательно должно быть обеспечено, а участие твоих родителей должно быть обеспечено по их требованию также при проведении других следственных действий (обыска, очной ставки и т.д.).

Если ты подозреваешься в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, ты можешь быть задержан при условии, если ты застигнут на месте преступления или сразу после его совершения, либо на тебя укажут потерпевшие или очевидцы преступления, либо у тебя будут обнаружены явные следы преступления, а также в некоторых других случаях, например, если не установлена твоя личность. О задержании должны немедленно уведомляться твои родители или опекуны. С момента задержания ты имеешь право требовать предоставления защитника (адвоката). Тебе должны сразу разъяснить на каком основании и по какому подозрению ты задерживаешься. В течение 3 часов должен быть составлен протокол задержания, который тебе следует внимательно прочитать и подписать, если в нём всё указано верно. Задержать тебя могут на срок не более 48 часов (этот срок может быть продлён до 72 часов), после чего должны отпустить, либо на основании постановления судьи заключить под стражу, что допускается только по подозрению в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления.

После задержания тебя должны допросить. До начала допроса тебе по твоей просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине. Порядок допроса здесь такой же, как описано выше.

Также имей в виду, что и при задержании, и во всех других случаях, сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приёмы борьбы, только для пресечения преступления и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, и только если ненасильственные способы не действуют. При этом, при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан: предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции, стремиться к тому, чтобы причинённый ущерб был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников. Сам же задерживаемый обязан подчиняться законным требованиям милиции.

Административная ответственность несовершеннолетних

Этот вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает за менее опасные правонарушения.

Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами административных правонарушений являются: пропаганда наркотических средств, занятие проституцией, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд), неисполнение требований судебного пристава, появление в состоянии опьянения в общественных местах и т.д. Однако если ты распиваешь спиртные напитки (включая пиво) или появляешься в состоянии опьянения в общественном месте, и при этом тебе нет 16 лет, административную ответственность будут нести твои родители. При этом не имеет значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения: употребления вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ. Лица, предлагающие тебе спиртные напитки или иные одурманивающие вещества, также подлежат административной ответственности.

Родители несовершеннолетнего также будут нести ответственность, если ненадлежащим образом воспитывают тебя (в том числе, такое возможно, если ты совершаешь какие либо антиобщественные действия, и будет установлена вина родителей в твоём ненадлежащем воспитании).

Административными наказаниями, в основном применяемыми к несовершеннолетним, являются: штраф, возмездное изъятие орудия правонарушения (например, ружья), конфискация такого орудия (т.е.. безвозмездное изъятие), лишение специального права (например, права охоты или управления автомобилем).

Порядок привлечения к административной ответственности:

Дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также в их отношении, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Но составить протокол о правонарушении может, например, и милиция. За совершение административного проступка тебя могут задержать. Срок задержания не может превышать трёх часов. Об этом немедленно должны уведомляться твои родители. Несовершеннолетние в случае задержания должны содержаться отдельно от взрослых лиц. По истечении трёх часов тебя должны отпустить, но если ты прибыл в состоянии опьянения три часа отсчитываются с момента вытрезвления.

В случае совершения административного проступка проводится административное расследование, которое может включать опрос, изъятие вещественных доказательств, документов и т.д. Затем дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и выносится постановление о назначении административного наказания.

Имей в виду, что защиту твоих прав в ходе расследования и рассмотрения дела осуществляют твои родители или опекуны. Они и ты сами можете читать все материалы дела, давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника и другими правами.

Административная и уголовная ответственность за одно и тоже правонарушение вместе налагаться не могут!

Гражданско – правовая ответственность несовершеннолетних

Она наступает за причинение имущественного вреда кому- либо или причинения вреда здоровью, чести и достоинству и т.д.

Гражданско-правовая ответственность это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу.

Даже если ты причинил вред чьему либо здоровью или оскорбил чью – то честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде определённой денежной суммы.

Если тебе нет 14 лет гражданскую ответственность за причиненный тобой вред будут нести твои родители или опекуны.

Если тебе от 14 до 18 лет ты сам должен будешь возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если у тебя его нет или его недостаточно возмещать опять же будут твои родители.

Порядок привлечения к гражданско – правовой ответственности:

К гражданской ответственности человек привлекается по решению суда. Это значит, что если ты и твои родители не хотят добровольно возместить ущерб пострадавшему, он может обратиться в суд с иском к тебе и / или к твоим родителям. Пока тебе нет 18 лет, в суде по гражданским делам твои интересы должны представлять родители (опекуны), но если тебе уже есть 14 лет, то суд должен привлекать к участию в деле и тебя, если затронуты твои права и интересы. В гражданском процессе не предусмотрено мер пресечения, задержания и иных принудительных мер. Доказательства по делу собирают и представляют сами истец и ответчик.

Уголовная и гражданская ответственность за одно и то же правонарушение могут наступать вместе (например, лишение свободы и возмещение вреда(денежная компенсация) потерпевшему). Также могут вместе наступать административная и гражданская ответственность.

Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних

Она может к тебе применяться, только если ты уже работаешь по трудовому договору. Наступает она за нарушение трудовой дисциплины (опоздание, невыполнение своих обязанностей и т.д.) существуют только три формы дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение. Не может наступать дисциплинарная ответственность в виде удержаний из заработной платы или в иных формах. Однако если ты причинишь вред имуществу работодателя, может наступить материальная ответственность в форме возмещения ущерба.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности:

Указанные три меры ответственности налагаются приказам работодателя. Его можно обжаловать в трудовую инспекцию или в профсоюз.

Иные меры, применяемые к несовершеннолетним

Если несовершеннолетний в возрасте 11 лет и старше совершил уголовно наказуемое деяние, но ещё не достигли возраста уголовной ответственности, либо совершил преступление средней тяжести, но был освобождён судом от наказания, он может быть помещён в специальное учебно – воспитательное учреждение закрытого типа. Это делается на основании постановления судьи или приговора суда. Максимальный срок, на который несовершеннолетний может быть туда направлен 3 года. Эта мера юридически считается не наказанием, а особой формой воспитания несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, могут быть временно направлены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Там они содержатся, по общему правилу, не более 30 суток.

К несовершеннолетним, содержащимся в специальных образовательных учреждениях, могут применять такие меры взыскания, как предупреждение, выговор, строгий выговор.

Ещё одной мерой, применяемой к несовершеннолетним, является исключение из образовательного учреждения (школы, училища и т.д.). Оно может применяться за грубые и неоднократные нарушения устава учреждения или совершение противоправных действий по решению администрации учреждения. Однако эта мера может применяться только к детям, достигшим 14 лет.

Советы родителям

Приучать ребенка к правилам жизни в обществе следует с детства. Даже малыши должны знать, что нельзя отнимать, портить или брать без разрешения чужие вещи.


При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989;

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

Законы Российской Федерации:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ;

Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашем обществе особенно остра. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Актуальным и тревожным остается рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении. Чрезвычайной проблемой является ухудшение физического и психического здоровья молодежи в результате злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами.

Все это и много другое в комплексе составляют как причины, так и условия совершения подростками правонарушений. Устранение таких причин и условий - является немаловажной составляющей профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Согласно данному Закону образовательная организация:

выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе;

- принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

- выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей;

- обеспечивает организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлекает к участию в них несовершеннолетних;

- осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.

Центральное место в воспитательном процессе всегда традиционно отводится классному руководителю, его задачей становится координация работы всех элементов воспитательной системы, установление взаимосвязи между действиями учителей-предметников, социального педагога, психолога, коллективом учащихся и воспитанником. От работы классного руководителя зависит успешность реализации всех воспитательных задач, пути решения которых лежат в организации благоприятной атмосферы и стиля взаимоотношений, в создании педагогических ситуаций, требующих от детей соответствующего поведения, в формировании познавательной и воспитательной урочной и внеурочной творческой деятельности.

Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер, включает несколько компонентов и начинается с изучения каждого обучающегося и его семьи.

В начале каждого учебного года создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи.

1.Главное в работе классного руководителя:

- создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;

- анализ каждого этапа результата деятельности ученика, его достижений, поощрение положительных изменений.

Каждый обучающийся моего класса имеет общественное поручение. Ежедневно проводим классные пятиминутки после уроков, где каждый ответственный рассказывает о посещаемости в классе, успеваемости, о поведении на уроках, совместно обсуждаем возникшие конфликты, ищем пути решения. Также рассматриваем ситуации успеха, у кого что получилось, кому что удалось. Пытаемся анализировать свои результаты.

3. Следующим важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений является контроль посещаемости занятий. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в противоправную и преступную деятельность.

Поэтому, веду контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.

Система дополнительного образования нашей школы, проведение запланированных мероприятий в основном решают проблему занятости школьников во внеучебное время.

- Кирилл А., Алеша Ч. участвовали в празднике, посвященном Дню учителя;

- Иван Ш., Кирилл А, Софья Б. пиринимали участие в мероприятии по ПДД для начальных классов;

- Иван Ш., Кирилл А, Софья Б., Александр Т, Вадим И. – в патрулировании пешеходного перехода в районе школы – интерната;

Наш класс принимает активное участие в различных акциях, организованных в классе и школе.

Так,1 октября в День пожилого человека ребята нашего класса посетили двух женщин пожилого возраста, поздравили с праздником, оказали посильную помощь по дому, пообщались за чаепитием.

Организую коллективную творческую деятельность, посредством которой происходит процесс освоения общественных норм и ценностей, дети учатся взаимодействовать, сотрудничать, искать точки соприкосновения. Ребята с удовольствием принимали участие в изготовлении коллажа по ПДД, подарков к Дню пожилого человека.

С целью сплочения классного коллектива, налаживания добрых взаимоотношений с прошлого года в классе появилась традиция чествовать именинников с чаепитием, поздравлениями, конкурсами.

Данные меры, на мой взгляд, способствуют развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение.

5. Пропаганда здорового образа жизни – следующее звено воспитательной работы классного руководителя. Моя задача в данном направлении, формирование привычки к ЗОЖ, заинтересовать подростков разнообразными увлечениями. Важно показать ребятам, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного.

За первую четверть в рамках профилактики правонарушений в классе проведены следующие мероприятия:

Организуя с обучающимися разъяснительную работу о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, стараюсь опираться на реальные факты, делая упор на статьи закона. Надеюсь, это помогает ребятам осознать, что всегда присутствуют ответственность и неминуемое наказание за любой совершенный поступок.

Особое внимание в работе по профилактике правонарушений и безнадзорности уделяется работе с социально неблагополучными семьями и детьми из этих семей.

Неблагополучные семьи можно условно разделить на три группы:

1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.

2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.

Важными направлениями в этой работе являются:

установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

8. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.

В конце мая 2018 года ученик моего класса совершил противоправное действие и был поставлен на учет КДН по месту жительства, о чем в школу пришло письмо. С сентября ученик поставлен на внутришкольный учет. В связи с этим приходится уделять этому ребенку особое внимание, держа его под постоянным контролем. Совместно с социальным педагогом для него разработана индивидуальная воспитательно-образовательная программа.

Поддерживаю постоянную связь с родителями, не только, когда ребенок в школе, но и во время пребывания дома.

Для этого стараюсь изучить и иметь полную информацию о семье, которая может быть:

- педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);

- педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);

- конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);

- асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);

- криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).
Поскольку педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя как определение отклонений от нормы, так и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе, то чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например:

- проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;

- какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;

- как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);

- каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыкальные группы, кому подражает, кто является идеалом для подражания.

Таким образом, профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Надо отметить, что в организации профилактической работы наряду с классным руководителем особо важным является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе от декларативной формы общения с родителями и учащимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители), но и педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования - весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в программе профилактики правонарушений. Только совместные усилия, работа в системе всего коллектива будут способствовать успеху в этом направлении.


-80%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

на школьном Совете по профилактике

педагога-психолога

Кузьминой Нелли Ивановны

2009-2010 уч. год.

Учащиеся "группы риска " – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям:

Медицинские : дети имеющие хронические заболевания внутренних органов, часто и длительно болеющие, стоящие на учете у невропатолога, психиатра; перенесшие различные операции.

Социальные : дети живущие в асоциальных, малообеспеченных семьях;

Учебно-педагогические : неуспевающие дети, с нарушением поведения; имеющие трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями.

Поведенческие : с повышенной тревожностью; гиперактивные, с нарушениями поведения и др.

Данные проблемы перечисленные в этих критериях особенно для нас актуальны. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью учащихся как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики.

С каждым возрастным этапом учащихся, переходя из одного класса в другой, расширяются социальные отношения учащихся, круг общения.

Классный руководитель, воспитатель должны мобилизировать свои силы и помочь ребенку, для этого нужно привлечь дополнительных специалистов – социального педагога, психолога, администрацию школы.

1. Гиперактивные, тревожные дети

Гиперактивных, тревожных детей невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гиперактивность. тьревожность можно рассматривать как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Низкая успеваемость – типичное явление для таких детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. Гиперактивность. тревожность влияет не только на успеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.

2. Учащиеся с заниженной самооценкой

Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности в учебно-воспитательном процессе школы. Застенчивость – сложное состояние, которое может оказывать самые разнообразные воздействия – от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоции страха.

3. Деликвентные и девиантные учащиеся

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить еще понятие проблемных ("трудных") учащиеся. Первым признаком является наличие у учащихся отклоняющегося от нормы поведения.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины - "деликвентность" и "девиантность". Под деликвентным поведением понимается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включается как деликвентное так и другие виды нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицида).

Проблемными учащимися считаются, такие учащиеся, нарушения поведения которых нелегко корригируются. В связи с этим следует различать термины: "проблемные учащиеся" и "педагогически запущенные учащиеся". Все проблемные учащиеся являются педагогически запущенными, но не все педагогически запущенные дети - проблемные. Некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию, а их поведение - коррекции. Проблемные учащиеся, нуждаются в индивидуальном подходе со стороны классного руководителя и во внимании коллектива сверстников. .

Таким образом, проблемные учащиеся - это учащийся с наличием отклоняющегося от нормы поведения, не поддающегося коррекции и требующий индивидуального подхода со стороны классного руководителя и внимания со стороны коллектива сверстников.

Отклонения в поведении учащихся могут быть обусловлены следующими группами причин:

социально-педагогической запущенностью, отсутствием у него системы позитивных знаний, умений, навыков, негативными стереотипами поведения в обществе;

глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неудачами, не сложившимися отношениями в классе (роль "изгоя" и т.п.), несправедливым отношением к нему со стороны родителей, учителей и сверстников по классу;

отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, изменениями личности, а также другими причинами физиологического и психоневрологического свойства.

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним их ближних (родителей, друзей и др.). В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, незащищенности.

Возникающие чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся эффективна лишь при соблюдении следующих условий:

успешность учащегося в учебной деятельности;

эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, родителями, учителями;

Последнее обстоятельство связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:

знание учащимися своих прав и обязанностей;

соблюдение данных прав и обязанностей всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

психологическое и социальное равенство всех учащихся в стенах одного образовательного учреждения;

исключение дискриминации по любому признаку.

Выполнение этих требований позволит вести учебно-воспитательный процесс со всеми учащимися через дифференциацию педагогического подхода.

Предлагаю использовать данные упражнения на уроках и внеклассных занятиях.

Цель : эмоциональное и мышечное расслабление учащихся.

Цель: коррекция агрессивности учащихся

Педагог показывает детям различного цвета клубочки, объясняя что они помогут им избавиться от гнева. Каждому из участников дается по клубочку. Ученик распускает кончик нитки, чем гнев сильнее, тем кончик длиннее. По команде ученики должны быстро сматать свои клубки с нитками.

Цель: научить детей справляться с отрицательными эмоциями.

Педагог показывает детям мешочек, объясняя, что он не простой. А волшебный: все плохое. Что накопиться на душе, можно класть именно в него. После этого ставиться обязательное условие: злиться, визжать и кричать можно только в этот мешочек.. После этого мешочек завязывается и отрицательные эмоции остаются в нем.

Цель: снятие эмоционального напряжения учащихся.

Цель: научить учащихся проявлять волевые усилия.

Ролевая гимнастика

Педагог предлагает детям:

- улыбнуться, как ласковое солнышко;

- нахмуриться, как осенняя туча;

- изобразить разъяренного льва, готового к прыжку;

- изобразить кота, греющегося под солнечными лучами и тп.

Цель: снятие эмоционального напряжения учащихся

Ведущий говорит детям, что сегодня они научатся говорить на иностранном языке – тарабарском. Детям предлагается что-то рассказать или спеть на незнакомом для них и других языке.

Цель: снятие мышечного напряжения

Педагог предлагает детям представить парусник, который плывет по морю, но который вдруг неожиданно остановился. Давайте поможем паруснику и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните воздух через рот. Пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Упражнение можно повторить 3 раза.

Цель: стимуляция эмоционального напряжения, обучение элементам саморегуляции

Детям предлагается выполнять различные ритмические движения. Сначала поворачивать голову в разные стороны. Потом добавляются плечи вместе, попеременно. Движения рук, ног.

Упражнения на развитие самооценки учащихся:

Дети встают в круг и, передавая игрушку, называют друг друга ласковым именем, например: Сереженька, Танюша и тд.

Педагог предлагает детям сделать глубокий вдох и представить, что они взбираются вверх по радуге вместе с вдохом, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза, после этого дети делятся своими впечатлениями.

4. Отражение ошибок семейного воспитания на детей

В психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания. Рассмотрим наиболее распространенные типы неправильного воспитания:

1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта.

3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок.

4. Эгоцентрический тип восприятия – ребенку, часто единственному, долгожданному навязывают представление о себе как идеальному ребенку. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих.

Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся: помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка, привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий, изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий, индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций.

Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу. Основными факторами, влияющими на эмоциональные нарушения, являются: природные особенности (тип темперамента), социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение учителя, отношения окружающих). Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку. Педагогам можно включить в свои родительские собрания такие темы:

В работе с семьей также надо ставить свои задачи просвещения родителей, вызывать у них интерес к собственному ребенку, нормализации отношений в семье, конечно, главная работа заключается в индивидуальной работе, но также нужно в полной мере использовать родительские собрания, тематика которых составляется из потребностей класса с учетом пожеланий родителей.

Можно ли помочь медлительному ребенку

Как помочь ребенку в учебе

Избегай конфликтов в семье

Возрастные особенности ребенка

Вредные привычки и пути их преодоления

Как воспитать талантливого ученика

Круг семейного чтения

Значение игры в развитии ребенка

Искусство хвалить и наказывать и т.д.

Групповое обсуждение воспитательных ситуаций, кроме своего непосредственного назначения - стимуляции их педагогического творчества, позволяет родителям лучше узнать друг друга, усиливает чувство сопричастности к воспитательным заботам школы.

Читайте также: