Реализация ууд умк школа 2100

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Сахарова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "ООШ № 9"
Населённый пункт: Воронежская область, г.Лиски
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках русского языка в УМК "Школа 2100"
Раздел: начальное образование

Тема:
Формирование универсальных учебных действий у учащихся

начальных классов на уроках русского языка в УМК "Школа 2100"
Учебный курс “Русский язык” занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим предметам. Начальный курс русского языка в УМК “Школа 2100 ” представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Содержание программы по русскому языку в данном учебно- методическом комплекте обеспечивает достижение л и ч н о с т н ы х , метапредметных и предметных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Метапредметными результатами изучения курса “Русский язык” является формирование универсальных учебных действий(УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Рассмотрим формирование УУД на примере урока русского языка в 4-м классе по учебнику Издательского центра “БАЛЛАС”, авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. из УМК “Школа 2100”. Тема урока: “Правописание
не
с глаголами”. Урок начинается с этапа чистописания, цель которого не только работа над каллиграфией, но и актуализация знаний, необходимых при изучении новой темы. Бб Бб бу бл бр об аб Бу Бл Бр Бьет, бежит, большой, разбудил Учащиеся комментируют встретившиеся в данных словах орфограммы и повторяют правила, которые надо было вспомнить, чтобы правильно их написать. Учитель просит назвать слово, которое можно считать лишним (большой). Учащиеся поясняют, что это слово является прилагательным, а остальные – глаголы. Дети дают определение, какие слова называют глаголами и вспоминают, что они уже знают об этой части речи.
На данном этапе формировались познавательные УУД: умение проводить

классификацию

Осуществлять

подведение под понятие.
На следующем этапе урока – изучении нового материала, проводимого с опорой на интерактивную доску, учащимся дается группа слов: Говорил- Пишет- Сказали- Поем- Детям предлагается записать глаголы с такой же основой, но придать им противоположное значение. Одного ученика просим записать полученные слова за створкой доски, а остальные дети работают на местах. После самостоятельной работы сравниваем полученные результаты. Выясняется, что кто-то написал глаголы в таком виде: неговорил, непишет и т.д. А часть детей так: не говорил, не пишет.Возникает вопрос:” Кто же прав? И что такое
не
?” Проблемная ситуация, возникшая на уроке, позволяет учащимся сформулировать тему урока: “Правописание глаголов со словом
не
”. А цели урока они назвали следующие: 1. Научиться писать глаголы со словом
не
.
2.Узнать, к какой части речи относится это маленькое слово.
На этом этапе урока формировались коммуникативные УУД: высказывать и

обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым

корректировать свою точку зрения.

А также регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели

формировались

познавательные

осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной

литературы, строить рассуждения.

Регулятивные УУД: вносить коррективы в действие после его завершения;

определять степень успешности своей работы и работы других людей.
Н а э т а п е закрепления полученных знаний ученикам предлагается дифференцированная самостоятельная работа. (Дети в классе разделены на 2 группы. В 1-ю группу входят учащиеся с высоким уровнем ЗУН по данному предмету, а во 2-ю группу – все остальные дети класса.) Учащиеся 1-й группы выполняют упражнение повышенной трудности из учебника, где им предложено списать текст, раскрыв скобки. Выполняя это упражнение, учащимся надо будет не только помнить правило, изученное на данном уроке, но и вспомнить ранее изученный материал о правописании глаголов с приставками и предлогами. Остальные дети выполняют упражнение из Рабочей тетради “Пишем грамотно”, входящей в учебный комплект УМК “Школа 21 века ” по русскому языку. Им надо будет в практической работе с текстом закрепить правописание частицы не с глаголами. Проверка самостоятельной работы также дифференцирована. 1-я группа проверяет работу по готовому результату, проектируемому на интерактивную доску. А 2-я группа комментирует свою работу вслух. Средства обратной связи (красно– зеленые сигналы) помогают выявить детей, не усвоивших новый материал и именно с ними поработать при подведении итогов работы.
На этом этапе урока формировались регулятивные УУД: работать по плану,

планировании

поставленной

осуществлять

итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть

готовым корректировать свою точку зрения.
Подводя итог урока, учитель ставит перед учениками следующие вопросы: – Какова была тема урока? – Соответствовала ли наша работа теме урока? – Чему должны были научиться? – Достигли ли мы своей цели? Докажите, что достигли – расскажите, как пишутся глаголы с частицей
не
? Дома детям предлагается повторить новое правило, вспомнить правило о правописании приставок и предлогов с глаголами и выполнить упражнение из учебника.

На заключительном этапе урока шло формирование коммуникативных УУД:

оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь;

договариваться

деятельности.

Познавательные

осуществлять

составление

частей; проводить анализ работы.
Средством формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в УМК “Школа21 века” являются тексты учебников, его методический аппарат; технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Кроме метапредметных результатов (формирования УУД), содержание рабочей программы УМК “Школа 21 века” по русскому языку позволяет достичь и высокий уровень предметных результатов, обеспечивающих учащимся возможность успешного обучения на следующей ступени общего образования. Личностными результатами изучения курса “Русский язык” являются следующие умения и качества: – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; – интерес к чтению, потребность в чтении; – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; – интерес к изучению языка; – осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема учебного занятия: Число восемь. Цифра 8.

Место урока в теме: 35 урок из 79 уроков раздела

Тип урока: открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат: научить учащихся распознавать и писать цифру 8

1. Познакомить с составом числа восемь, количественным и качественным его значением.

2. Учить восстанавливать взаимосвязь между частью и целым, сравнивать числа при помощи числового отрезка.

3. Развивать навыки написания цифры 8.

учитель начальных классов

Леухина Наталия Станиславовна

I. Теоретические основы формирования универсального учебного действия: целеполагания………………………………………………………………………. 5

§1. Сущность целеполагания и классификация уровней в работе над ним……. 5

§2. Приёмы формирования УУД (целеполагания)………………………………….6

§3. Алгоритм процесса целеполагания……………………………………………. 7

Список литературных источников…………………………………………………19

Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема; усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Они определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, способствующий изменению подхода образования, что находит отражение в переходе: от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения); от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества. Новые федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Хотелось бы более подробно остановиться на целеполагании – универсальном действии, которое становится базой для учебной деятельности.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

5 5 Личностные результаты

9 9 Регулятивные УУД

13 13 Познавательные УУД

17 17 Коммуникативные УУД

19 Таблица результатов ( с ) Регулятивные Личностные Коммуникативные Познавательные

21 21 Как проектировать метапредметные результаты урока ( УУД ) 1 шаг – выбор метапредметного результата ( УУД ) для данного урока 2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата 3 шаг – разработка урока по предмету с учетом сформулированных метапредметных результатов

22 1 шаг – выбор метапредметного результата ( УУД ) для данного урока Кто выбирает метапредметный результат ? 22 Учитель и ученики.

24 Куда мы записываем метапредметный результат, который мы выбрали и будем формировать ? 24 1 шаг – выбор метапредметного результата ( УУД ) для данного урока

25 2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата Как мы формируем УУД на уроке ? Какое из заданий годится для этого ? 25 Продуктивное задание.

26 2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата На какое умение нацелено это задание ? 26 Наблюдаю и делаю самостоятельные выводы.

27 2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата На какое умение нацелено это задание ? 27 Ищу и нахожу информацию в разных источниках.

28 2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата На какое умение нацелено это задание ? 28 Нахожу и формулирую проблему урока вместе с учителем.

29 29 3 шаг. Как проектировать урок по учебнику, основанному на минимаксе 1 этап – определение нового знания ( минимума ) 2 этап – определение целей урока 3 этап – конструирование проблемной ситуации 4 этап - продумывание этапа актуализации 5 этап – разработка диалога со школьниками 6 этап – выбор максимума, с которым можно познакомить школьников в оставшееся на уроке время ( лучше его определить с ребятами ) 7 этап – выбор заданий для применения нового знания

30 30 1 этап – определение нового знания минимума. Как мы можем определить минимум? С помощью таблицы требований в дневнике. С помощью программы, например, в методических рекомендациях. С помощью учебника (перечень умений на стр. 7) Объяснять действие притяжения Земли на предметы С помощью вывода в параграфе Понятие, которое нужно запомнить

31 Минимум Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения 31 Объяснять действие притяжения Земли на предметы Минимум

32 Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения 32 Объяснять действие притяжения Земли на предметы Минимум

33 Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения 33 Объяснять действие притяжения Земли на предметы ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ используется в случае, если на уроке остается время. Дополнительный материал может заменить необязательную часть материала параграфа.

34 Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения 34 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ для любознательных используется Только в сильном классе или для сильных учеников, проявивших интерес к теме урока. Объяснять действие притяжения Земли на предметы

35 35 2 этап – определение целей урока УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ МИР УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ две главные линии развития (цели) предмета окружающий мир 2. Нахожу и формулирую проблему урока вместе с учителем 1. Объяснять действие притяжения Земли на предметы

36 36 Немного теории : из каких этапов состоит проблемно - диалогический урок 2) Выдвижение версий 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками 3) Актуализация имеющихся знаний 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике 4) Составление плана решения проблемы

37 37 Немного теории : проблемная ситуация Понятие Типы нового знания, которые дети могут открыть сами: Приемы создания проблемной ситуации Закономерность Правило, алгоритм Приемы 1-3 Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения теории и т.д.! Приемы 4-6 Дать задание порождающее затруднение (на новый материал, не сходное с предыдущим) чаще История, Биология, География чаще Русский язык. Математика Какой случай подходит нам?

38 38 3 этап – конструирование проблемной ситуации Как спланировать постановку учебной проблемы ? 1) Определиться: 2) Внимательно прочитать тексты и вопросы для создания проблемной ситуации и самому четко выделить в них стороны противоречия (например, два факта, мнения, которые противоречат друг другу) а) Использовать готовую проблему из учебника б) Придумать свою проблему 3) Определить для себя порядок, в котором дети будут читать текст и отвечать на вопросы к нему 2) Придумать к какой проблеме подвести детей 3) Подобрать два факта (мнения), противоречие между которыми ведет к формулированию желаемой проблемы 3) Придумать вопросы диалога с детьми для осмысления противоречия и формулирования проблемы

39 39 3 этап – конструирование проблемной ситуации Что происходит с людьми на другой стороне Земли по мнению Лены? Логично ли она рассуждает? (вспомните свой бытовой опыт) А Миша прав? Какой у вас возникает вопрос? Что мы узнаем на уроке? Что вас удивляет? Совпадает ли мнение Лены и Миши? Какие вопросы можно задать к диалогу Лены и Миши? Как вы думаете, что ответил Миша? (версии)

40 Что у нас будет написано на доске ? 40 Вопрос, сформулированный школьниками Ответ, полученный на уроке Почему люди на другой стороне Земли не падают? Почему предметы не улетают от Земли? ИЛИ Земля притягивает к себе предметы.

41 41 4 этап - продумывание этапа актуализации Как спланировать этап актуализации ? а) устный фронтальный диалог без возможности выставить отметки отдельным ученикам 2) Отобрать вопросы, которые пригодятся для решения проблемы урока (или придумать такие вопросы, если их не хватает) 1) Прочитать вопросы актуализации перед параграфом 3) Определиться в какой форме провести актуализацию б) продуктивное задание (как правило письменное) – время выполнения – сдача – проверка – последующая отметка

42 42 5 этап – разработка поиска решения проблемы. Выбор источников получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы Работа с текстом и иллюстрациями учебника Проведение опытов, наблюдений, анализ жизненного опыта Диалог на основе опыта детей Диалог на основе чтения текста

43 43 Немного теории : виды диалогов Побуждающий диалог Вопросы, на каждый из которых возможно несколько разных вариантов правильного ответа, в том числе не предусмотренные автором диалога + Развивает творческое мышление - Ученики могут увести в сторону от темы - Не возможно просчитать по времени Подводящий диалог Последовательная цепочка вопросов, в каждом из которых запрограммирован правильный ответ (по сути – один) + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведем к нужному результату - Не развивается творческое мышление

44 44 5 этап – разработка поиска решения проблемы. Организация диалога по поиску решения проблемы Пример подводящего диалога Что наблюдал Ньютон? (Как падают яблоки) Какую причину падения яблок на землю предположил Ньютон? (притяжение Земли) Какое явление, основанное на притяжении, сумел объяснить Ньютон? (движение Луны) Составьте подводящий диалог к тексту

45 Составьте примерный опорный сигнал ( схему, набор тезисов, таблицу и т. п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов 45 Земля Луна

48 48 6 этап – выбор максимума, с которым можно познакомить школьников в оставшееся на уроке время ( лучше его определить с ребятами ) Максимум проще рассказать самому учителю!

49 7 этап – выбор заданий для применения нового знания 49 Учебник На что нацелены разные задания, имеющие,, Репродуктивные задания, нацеленные только на предмет Продуктивные задания, нацеленные на познавательные УУД, Продуктивные задания, нацеленные на личностные результаты Нужно ли выполнять их все? Конечно нет!

50 7 этап – выбор заданий для применения нового знания 50 Рабочая тетрадь Нужно ли выполнять их все? А сколько? Конечно нет! 1-2 в классе и 1 на выбор дома.


Проблемно-диалогическое обучение — это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

На примере одного, разработанного автором, урока попробуем показать, как выстроить цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Технологическая карта урока географии в 6 классе по ФГОС

Учитель: Ковальчук Ольга Михайловна

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: глобус, карта, план, атлас, географические информационные системы.

Изображения земной поверхности

Цели и задачи:

Первичное усвоение новых предметных знаний:

Ø формировать представление о различных видах изображений поверхности Земли,

Ø формировать умение различать карты по масштабу;

Ø описывать назначение географических планов и карт;

Ø достоинства и недостатки аэрофотоснимков как плоского изображения земной поверхности;

Ø объяснять различия между планом и картой, необходимость дешифрования аэрофотоснимков и космических снимков

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения

По завершении работы обучающиеся должны знать:

Ø различные виды изображения земной поверхности;

Ø объяснять значение географической информационной системы для развития современной науки;

Ø называть виды и свойства карт;

Ø приводить при­меры географических объектов, легко распознаваемых на аэрофотоснимках, картах, планах;

Ø различать карты по масштабу;

Ø описывать назначение географических планов и карт

Регулятивные –

Ø формировать умение определять и формулировать цели деятельности;

Ø составлять план по решению проблемы;

Ø действовать согласно намеченному плану;

Ø умение организовывать, контролировать и корректировать учебную деятельность на уроке

Познавательные:

Ø умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

Ø умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Ø выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций учебника)

Интеллектуальные умения:

Ø ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

Ø выдвигать гипотезы решения проблемы

Коммуникативные:

Ø вступать в диалог;

Ø организовывать записи в тетради, в соот­ветствии с установленными требованиями;

Ø строить взаимодействие со сверстниками;

Ø начать формировать умения пользоваться картой, планом, глобусом как источником географической информации

Читайте также: