Развиваем икт способности 52 школа

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня информационно-коммуникативные технологии плотно входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс. Компьютерные технологии широко используются на уроках, ни одно школьное мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок — без использования инновационных образовательных ресурсов.

Зачем нужны ИКТ-технологии в учебном процессе?

Часто педагоги задаются вопросом: так ли это необходимо для учителя, в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий?

Цели использования информационных технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.

  • Укрепить мотивацию школьников к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе;
  • Добиться более эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся без временных и иных затрат;
  • Сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;
  • Сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;
  • Внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;
  • Выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы.

Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.

В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?

Практически в любых. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:

При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.

При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.

При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.

Окружающий мир. 3 класс. Часть 1

Наиболее частые направления использования ИКТ в учебном процессе

Создание мультимедийных презентаций. Это один из самых простых и доступных способов ярко и наглядно представить учебный материал. В качестве авторов презентаций выступают как педагоги, так и учащиеся: в первом случае презентация готовится к уроку как средство эффективной подачи нового материала, во втором — как форма творческой самостоятельной работы.

Использование интернет-ресурсов. Включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы вне урока.

Работа с дидактическими играми и обучающими программами. Способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию учащихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной для школьников форме.

Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно:

А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.

Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.

В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.


Правильное использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, повышает его эффективность и улучшает качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Как и всякое новое дело, на начальном этапе оно требует значительных усилий учителя с одной стороны, с другой стороны, помогает современному учителю в его работе.

Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, создают оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации.

Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет проводить уроки:

– на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

– привлекает большое количество дидактического материала;

– повышает объём выполняемой работы на уроке;

– обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно-уровневые задания).

Данная технология способствует:

– активизации познавательной деятельности учащихся;

– развитию мышления, логики;

– направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование;

– продвигает ребёнка в общем развитии;

– помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка;

– создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Именно поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются мною в практической деятельности.

Цель моей работы:

– определить возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе;

– добиться повышение качества образования младших школьников и повышения мотивации к обучению в школе.

– использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ;

– развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ;

– воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;

– использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения.

Компьютер решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, которые медленно усваивают объяснения учителя, стесняются задавать вопросы. Имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.

Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении. Проведя несколько пробных уроков, я увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных задач. А цель учителя начальных классов – воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию, творчески подходить к выполнению заданий.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся и интерес к предмету повышается. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой и даже сами себе выставляют предварительные оценки.

Стараюсь использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство ребят испытало и осознало притягательные стороны познания нового, совершенствовали умственные способности, развивали свой творческий потенциал, преодолевали трудности.

Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися.

Применение презентаций на уроке позволяет мне:

– более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении;

– эффективнее использовать время на уроке;

– создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

Для фронтальной работы с учащимися использую информационно-образовательные ресурсы, разнообразные тесты, зачёты.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся: им интересно учиться, всё это, безусловно, влияет на качество знаний, на успешность обучения.

Применяю компьютерные программы на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.


У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке.


Творческая работа на уроках в начальных классах – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Активность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том, чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить урок так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.







Дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют загадки, стихи, создают иллюстрации.

В заключении хочется отметить, что творческая деятельность даёт возможность ребёнку реализовать свои собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения.



Итогом моей работы являются проекты учащихся, участие детей во Всероссийских олимпиадах.





Учащиеся моего класса каждый день ждут чего-то необычного и доказывают, что им не нужно всегда готовое, им нужно, чтобы учитель принимал участие в их спорах, удивлялся, огорчался и увлекался вместе с ними, радовался их достижениям, их творческим способностям и успехам.

Зозуля И.А. Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей.

Цыганкова Т. А. Использование ИКТ для развития интереса к занятиям прикладной деятельностью и творческого мышления.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование ИКТ для развития творческих способностей

Автор: Красюк Светлана Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №190 г. Новосибирска

С древних времен т алантливые люди появлялись сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, что способствовало развитию человеческой культуры. В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё разнообразнее и сложнее. Растут требования к действиям человека, которые не должны быть стандартными и привычными, к мышлению, умению быстро ориентироваться и адаптироваться к новым условиям, творческому подходу к решению проблем. Так как почти во всех профессиях д оля умственного труда непрерывно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на технику, то становится очевидным, что без развития творческих способностей интеллект человека не сможет делать прогрессивные открытия, двигать науку вперёд. А сама техника может помочь в развитии интеллекта, творческих способностей человека? В этом могут помочь информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Стоит задуматься, как, когда их можно применить и что же нужно развивать с их помощью?

Часто в обыденном сознании творческие способности отождествляют со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и др. Что же такое творческие способности на самом деле?

стремление к познанию,

стремление к открытиям,

фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретения, открытия,

умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное,

умение применять на практике, в жизни применять полученные знания.

Обучая детей в начальной школе, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы сохранить и развить пытливость ума, желание учиться, находить необычное во всём, что видят вокруг качества, с которыми ученики приходят в первом классе в школу. Очень часто всё это незаметно исчезает во время учёбы, когда учащимся постоянно нужно что-то заучивать, повторять по образцу, заниматься репродуктивной деятельностью.

Для эффективного развития творческих способностей младших школьников нужно создать определённые условия:

– проявление и развитие творческих способностей каждого;

– включение заданий, которые выполняются с учётом воображения;

– организация сотворчества в детском коллективе;

– использование ситуации выбора;

– использование технологий развития творческого мышления.

Сотворчество детей организовывают почти все учителя, используя коллективные формы работы в парах или группах. Если в группы продуманно распределены участники, то такая работа помогает развитию и сильных, и слабых учеников. Чувствуя поддержку лидеров или сильных учеников, ученики с заниженной самооценкой начинают увереннее выполнять задания. В этот момент может произойти чудо: во время такой работы появляются творческие личности, рождаются таланты. Чтобы сохранить такие работы (творческие отчёты групп, выступления по защите выполнения задания группой), хорошо использовать современную технику: документкамеру, фотоаппарат, видеокамеру. В своём классе, подводя итоги, я давала задание детям сфотографировать коллективную работу, либо снимала видео о выступлении группы с отчётом.

Творческие способности человека могут развиваться в совершенно разных сферах деятельности. Ведь само творчество – это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Его отличительной чертой является уникальность результата. Чтобы человек смог творить, он должен придумать что-то сам, а не повторить или скопировать чью-либо работу. На уроках технологии в начальной школе часто детям предлагают сделать работу по шаблону, повторить всё по инструкции, но необходимо дать им возможность, как можно раньше выполнять работу по-своему, опираясь лишь на технологию поделки. Оформить результат своей деятельности, создавая его уникальным, непохожим ни на один другой, дополнив эстетическими элементами, может даже первоклассник. Чтобы помочь ученикам в этом, при объяснении выполнения работы необходимо показывать различные варианты, которые легко найти среди многочисленных образцов в Интернете.

Среди большого разнообразия видов творчества каждому человеку можно найти направление для развития своих способностей. Это может быть как хобби, так и профессиональная деятельность. Здесь важно найти что-то близкое, чтобы это нравилось, увлекало самим процессом и результатами. Главное, не опускать руки при первой неудаче и не лениться.

Необходимым элементом творческой деятельности является воображение. Работа над ним начинается с самого раннего возраста, но систему упражнений для первоклассников можно организовать как на уроках, так и на занятиях во внеурочной деятельности, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор.

Знакомя учеников с различными видами творчества на уроках литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, музыки, технологии, необходимо научить их не бояться пробовать свои силы в создании собственных произведений. Первый опыт у каждого ребёнка бывает разным, но похвалить его за фантазию, неординарность, смелость нужно всегда. Младшие школьники радуются возможности стать авторами сказки, стихотворения, загадки, логической задачи и др. Компьютер может помочь ребёнку оформить его произведение, сделать ярче, эстетичнее, проверить ошибки. С первого класса я стараюсь помочь ученикам при выполнении проектов, творческих заданий, советуя дополнить работу своими фотографиями, иллюстрациями из Интернета, печатаю готовые работы на цветном принтере в кабинете.

Психологическая обстановка и наличие свободного времени необходимы для творчества как взрослым, так и детям. Очень хорошо, если в семье и в детском коллективе создана тёплая дружелюбная атмосфера для творческого процесса и возвращения ребёнка из поиска и собственных открытий. Нужно уметь взрослым постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к необычным идеям, несвойственным в реальной жизни. Нельзя использовать замечания и осуждения. Даже самый уверенный ребёнок очень переживает свои неудачи, только не всякий показывает это другим.

Каждый ребёнок талантлив по-своему. Он выбирает определённое направление для занятий после уроков: в музыкальной или художественной школе, кружке по шахматам, танцевальной студии. Но на занятиях в классе можно развивать универсальные творческие способности, которые помогут в успешном осуществлении любого вида творческой деятельности: быстроту(способность высказывать максимальное количество идей), гибкость

Проблемное обучение – хорошая возможность для развития сообразительности, самостоятельности, воображения, интуиции, которых не хватает для успешного обучения младшим школьникам. Решая проблемные задачи, дети учатся мыслить, доказывать свою точку зрения. Различные материалы для этой работы можно найти в Интернете, можно учить учеников такому поиску с первого класса.

Ученые и педагоги разработали программы и методики творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), работа по ним даёт отличные результаты для развития творческих способностей.

Почему ИКТ могут очень результативно способствовать развитию таких способностей? Их применение создаёт положительный эмоциональный настрой, влияющий на развитие творческого начала, позволяет активно включаться в процесс, развивая воображение и фантазию, помогая увидеть новое решение в различных видах техники, обогащая первоначальный замысел, давая результату стать выразительнее. Разработано большое количество компьютерных программ, предназначенных для развивающего обучения детей. Такие программы направлены на развитие познавательных, творческих способностей, обучение детей работе на компьютере в увлекательной, интересной форме. Цель программ – научить ребёнка самостоятельно мыслить, развивать фантазию и воплощать свои идеи на практике. Общее знакомство с компьютером начинается с рисования на экране дисплея, а продолжается игрой и моделированием различных процессов и ситуаций. Используя информационные технологии, можно поддержать мотивацию к учению на высоком уровне, организовав на занятиях проектную и исследовательскую деятельность. Такие занятия помогут детям младшего школьного возраста в развитии беглости, гибкости мысли, оригинальности, любознательности, точности и смелости. Каждый ученик должен хотеть учиться, уметь учиться и не терять веру в свои возможности. Если обучение проходит в игровой форме, то детям нравится сам процесс, экспериментирование, а не стремление выиграть. Учитель должен стремиться сделать содержание предметов богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учеников разнообразными, творческими.

Для выявления и развития творческих способностей продуктивно используют психологические тренинги, они помогают в преодолении психологических барьеров. Самоуверенность и высокая самооценка всегда помогут появлению и развитию творческого человека. А кроме них необходимы такие личностные черты:

2) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

3)открытость ума – восприимчивость к новому и необычному;

4) развитое стремление к красоте.

Часто, всё, что создаёт младший школьник, носит неоконченный характер. Взрослые могут ему помочь, необходимо его научить не просто фантазировать, а реализовывать свои замыслы, заканчивая свои пусть совсем небольшие произведения. Хорошо помогают в этом творческие папки(электронные носители), куда ребёнок будет собирать свои рисунки, сказки, стихи. Это можно делать и дома, и в школе. Важно, чтобы работа учителей и родителей была согласована.

Необычная для моих учеников работа была организована в Технопарке, куда нас пригласили для знакомства с робототехникой. Дети работая в парах, за два часа познакомились с теорией, а затем применили эти знания на практике.

hello_html_m6b6c6385.jpg

Использование средств ИКТ даёт следующие результаты:

повышает качество знаний,

2. вносит радость в жизнь ребенка,

3.продвигает ребенка в общем развитии,

4.помогает преодолеть трудности,

5.позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,

6.создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителяи учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Применение ИКТ существенно расширяет возможности учебного процесса, развивая познавательные, интеллектуальные, творческие способности младших школьников. Хочется, чтобы с наших уроков дети уходили в жизнь с умениями не только работать, но и общаться, сотрудничать, жить в обществе, сохраняя свою индивидуальность, становясь творческой личностью.

1.Зяблицева М. А. Развитие памяти и воображения у детей /Ростов-на- Дону: Изд-во Феникс, 2005

2.Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. – М. 2000.

3.Святкова О. Развиваем творческие способности- М.: Изд-во Розовый слон, 2002.

4.Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей – Ярославль: Академия развития, 2001.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта

Хаустова Л.С.

Развитие ИКТ - компетентности младших школьников

в условиях внедрения ФГОС НОО

ИКТ-компетентность - это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.

Информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно- специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

Формирование и развитие ИКТ - компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ - компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Основы ИКТ - компетентности (не только умения на базовом уровне

пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий

Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

В структуре категории "информационная компетентность" выделяются

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть ИКТ - компетентности.

С точки зрения деятельностного подхода в структуре информационно-функциональной компетентности выделяются разделы:

1) сбор и хранение информации;

2) поиск информации;

3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;

4) организация и представление информации;

5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;

6) планирование информации, коммуникация;

В зависимости от развития показателей информационно-функциональной компетентности выделяем репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.

Под ИКТ – компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому применение информационных технологий делают учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни.

Модель ИКТ - компетентности включает:

определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;

доступ к информации - умение собирать и /или извлекать информацию;

управление информацией - умение применять существующую схему организации или классификации;

интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;

оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности,

полезности или эффективности информации;

создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;

Использование компьютера при формировании компетенции самостоятельного поиска информации учащимися

Читайте также: