Размер спортзала в советских школах

Обновлено: 02.07.2024

Во времена моего детства в 80-х физическому воспитанию детей и подростков уделялось пристальное внимание. Хотя мы и так были намного крепче, здоровее и выносливее нынешних детей, но, помимо школьных уроков, посещение спортивных секций было почти обязательным и всячески стимулировалось. В нашей деревне было несколько направлений: лыжи, биатлон, волейбол, дзюдо и самбо. Патологические лентяи, вроде меня, ходили на шахматы и шашки – не пыльно, но ведь все равно – спорт :)

С ноября по март, если морозы были не ниже 20 градусов, ходили на лыжах. Форма одежды – лыжные штаны с начесом (под ними еще какие-нибудь штаны), теплая куртка типа ватника или повседневная верхняя одежда. Пришел в школу в шубе – значит, и на лыжах будешь ходить в ней. Лыжня была проложена в ближайшем лесочке – минутах в 15-20 от школы. И там сначала – пару кругов по трассе, а потом – до конца урока - можно было покататься с горки. И горки были разные – для осторожных чайников – более пологие, для безбашенных авантюристов – крутые и с небольшими снежными трамплинами. Выбирали – кому что нравится.

А каким было ваше спортивно-физкультурное детство в СССР? Пишите в комментарии – обсудим!

Фото из семейного архива автора канала -конец 70-х годов.

Если вам понравилась статья, помогите развитию канала – пожалуйста, поставьте лайк, поделитесь с друзьями в соцсетях и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные истории. Спасибо за внимание!


Спортивный зал — это оборудованное определенным образом здание или часть здания, назначение которого — работа и соревнования. Проектирование спортзала должно учитывать множество факторов.

Виды спортивных залов

От назначения зала зависит его размер, форма, конструктивные особенности. Обычно выделяют два вида спортивных залов: специализированный и универсальный. Предназначение специализированного спортивного зала — конкретный вид деятельности. Наиболее распространенным типом спортивного зала является зал с оборудованием, предназначенный для занятий спортивной гимнастикой, и игровой зал с площадками для баскетбола и волейбола. Универсальные спортивные залы позволяют одновременно или попеременно заниматься несколькими видами спорта. Универсальные залы обычно бывают трех типов: большой, средний и малый. Площадь спортивного зала прямоугольной формы рассчитывается исходя из конкретных значений длины и ширины зала. Величина длины большого спортивного зала 42 м, среднего — 36 м, малого — 30 м, соответственно, значение ширины большого спортивного зала 24 м, среднего и малого — 18 м.

Площадь обычного тренажерного зала рассчитывается следующим образом: на одного человека выделяется от 5–6 м², для аэробного зала — 2 м² на каждого занимающегося. Учитываются туалетные комнаты, душевые, стойки для ресепшн, помещение для персонала. Обычно минимальные габариты спортивного клуба лежат в диапазоне от 140 до 250 м², все зависит от числа потенциальных посетителей и количества тренажеров. Оптимальной площадью считается около 200 м² — на такой площади можно спокойно разместить самые популярные тренажеры. Слишком маленький размер потребует исключения некоторых тренажеров, поэтому придется более тщательно продумывать комплектацию зала. Можно продумать специализацию зала — определиться с контингентом посетителей. Обычно на один силовой тренажер расходуется от 5 м² (а лучше 7 м²), для кардиотренажера — от 9 м² (эллипсоид, беговая дорожка). Для компактного кардиотренажера — около 4 м² (велотренажер, степпер). Площадь любых может быть больше, если имеется свободное пространство.

Хорошая вентиляция играет огромное значение при любой величине спортивного зала. Важно избегать застаивания воздуха для создания комфортных условий для занимающихся. Спертый воздух, сквозняк, душное помещение могут вызвать неприятные ощущения и ухудшение самочувствия. Отработанный воздух, насыщенный углекислым газом, должен удаляться, в помещение должен подаваться чистый воздух, необходимо избегать сквозняков.

Школьные спортивные залы

Школьный спортивный зал

Школьные уроки физкультуры имеют не меньшее значение, чем любые другие предметы. Подавляющее большинство школьных предметов развивает умственные способности. Физкультура же позволяет развивать тело и дух. Ребенку требуется движение — это биологическая особенность растущего организма, которая позволяет ему нормально формироваться и развиваться. Школьные спортивные залы относятся к универсальным вследствие разнообразия форм и содержания практических занятий на уроках. Помимо занятий и тренировок универсальный спортивный зал может вмещать локальные соревнования, массовые мероприятия, танцы.

Существуют регламенты, которые прописаны в специальном документе о требованиях, — их необходимо учитывать во время оборудования спортивного зала. К сожалению, в России многие учебные заведения не соблюдают данные регламенты, что ставит под угрозу здоровье и безопасность учащихся.

Лучшее расположение для спортивного зала — первый этаж, где также должен быть отдельный блок с выходом на открытую спортзону. Принята следующая структура спортивного зала: по две душевые и раздевалки, два туалета, комната для оборудования, для учителя. После переодевания учащиеся должны сразу попадать на занятие, не пересекаясь с посторонними людьми.

 Школа на Садовой улице, Ленинград. Арх. И. И. Фомин, Е. А. Левинсон, 1938.

Школа на Садовой улице, Ленинград. Арх. И. И. Фомин, Е. А. Левинсон, 1938.

В первой части материала про архитектуру советских школ я рассказала про постройки периода конструктивизма. В то время структуру школьных зданий частично определяла концепция лабораторно-бригадного обучения. Предполагалось, что в школе ребята должны овладевать ремеслом, а потом без дополнительной подготовки вливаться в рабочий процесс. Чтобы детям было недалеко ходить за получением непосредственной практики, школы строились рядом с заводами. А те часто располагались на окраинах города, где пространства для школ было много, следовательно и сами школы были большие по размеру. Это позволяло решить сразу и вторую задачу — сделать школы вместительными по количеству учеников, а это важно, так как школ на тот момент не хватало. Что изменилось в 1935—50-х годах? Какие новшества привнесла сталинская эпоха? Об этом речь пойдёт далее.

Как и в период конструктивизма, в неоклассический период на архитектуру школ влияли педагогическая мысль и законодательство в области образования.

Комплектность школы — параметр, указывающий, сколько учителей приходится на четыре класса одного потока школы. В однокомплектной школе один учитель работает со всеми четырьмя классами, в двухкомплектной — по одному учителю приходится на два класса, в трёхкомплектной — один учитель обслуживает два класса, и ещё два — по одному, и в полнокомплектной школе — на каждый класс потока приходится по одному учителю.

Доля площадей, отведённых под классы, увеличилась с 35 % по сравнению с предыдущей нормой до 60—65 %. В основном это было достигнуто за счёт почти полной ликвидации лабораторных помещений и мастерских.

Из-за массовости разработки и строительства типовых школ, стандартизация комплектующих также шла полным ходом — к 1936 г. были разработаны стандарты на двери, оконные переплёты, наличники, плинтусы, ступени, плиты для лестничных площадок, подоконные доски и т. д., а также введены типовые перекрытия, колонны и перегородки.

Характерно, что изменения в стиле отразили и изменения отношений детей с государством — роль индоктринации повысилась, школьников с самого детства должна была окружать советская символика, что хорошо поддавалось реализации в неоклассицизме.

Рассмотрим следующие факты про школы этой эпохи:

  1. Школы одними из первых в СССР стали строиться по типовым проектам.
  2. Часто окна классов выходили на одну сторону — из-за требований инсоляции.
  3. Во многих школах по первым типовым проектам не было спортзала.
  4. Кубатура, отведённая отведённый на одного ученика, снизилась с 35 м 3 до 15—17 м 3 .
  5. На стенах и фасадах школ появилось пространство для идеологической пропаганды.
  6. Сначала блочные школы в конструкции были дороже кирпичных.

Школы стали одними из первых зданий, строящихся по типовым проектам, потому что школ требовалось много — и довольно в краткосрочной перспективе. Откуда брались эти проекты? Они не разрабатывались специально, а копировались с успешных индивидуальных проектов. Школа на Малой Разночинной как раз и была такой школой, построенной по индивидуальному проекту, который стал впоследствии типовым.

Изображение 1 — Вид на два входа школы по Малой Разночинной.

Изображение 1 — Вид на два входа школы по Малой Разночинной.

Согласно требованию, солнце должно было светить в окна слева, чтобы, когда пишешь правой рукой, тень от неё не падала на тетрадь. Хорошим считалось расположение классов окнами на юг, допустимым — на восток, возможным, но в исключительных ситуациях — на запад (ведь занятия шли в основном в первой половине дня), а северная ориентация классов не допускалась. Есть гипотеза, что левшей переучивали в правшей именно поэтому, но прямых подтверждений тому нет.

12. Школа № 112 Выборгского района, пр. Пархоменко 13, Ленинград (арх. Н. А. Троцкий, А. С. Мартынов, М. И. Чурилин, 1935).

В школе по проекту Троцкого, Мартынова и Чурилина также располагалась квартира директора! В эпоху конструктивизма такое тоже было возможно, иногда рядом со школой строили специальные небольшие домики для поселения там персонала.

Изображение 3 — Школа № 112. В настоящее время здесь находится Налоговая инспекция Выборгского района. Изображение 4 — План школы по проекту Троцкого, Мартынова и Чурилина.

13. Школа № 1384 в Москве (арх. Л. А. Степанова, 1949—1950) построена по проекту, характерной чертой которого были стены из красного кирпича. Такие здания строились преимущественно в Москве.

Классы в этом проекте располагались по две стороны коридора, поэтому последний был слишком тёмным. Этот недостаток Степанова ликвидировала в своём следующем проекте. Появляется также спортзал — на последнем этаже, поэтому на третьем этаже занятия проводились под аккомпанемент стука мячей.

Изображение 5 — Школа по проекту Степановой, вход видоизменён.

Изображение 5 — Школа по проекту Степановой, вход видоизменён.

14. Школа № 171 на ул. Маяковского в Ленинграде (арх. М. Я. Климентов, 1950) имеет в простенках медальоны с портретами Маяковского, Мичурина, Ломоносова и Пушкина.

Далее по улице Маяковского, дом № 26, у школы № 194, на медальонах в простенках изображены дети, занимающиеся спортом и культурой.

Изображение 6 — Декор на школе № 171 на ул. Маяковского. Изображение 7 — Фигуры с медальонов на фасаде Юсина пронзительно смотрят на нас. Изображение 8 — Медальон со школы № 194 в Ленинграде, 1940.

Литература

Алёшин П. Ф., Маринченко А. И., Колесников В. В., Архитектура школьных зданий. Киев : Изд-во Акад. архитектуры УССР, 1952.

Рогачев А. В., Москва. Великие стройки социализма, М. : Изд-во: Центрполиграф, 2014.

Примечание

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

Physical training and sport halls

1 РАЗРАБОТАН Санкт-Петербургской государственной академией физической культуры им.П.Ф.Лесгафта (СПбГАФК) Росспорта и ФГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) в рамках выполнения п.17 мероприятий подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 годы)" федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)"

Здесь и далее. Документ фактически утратил силу в связи с истечением срока реализации. - Примечание изготовителя базы данных.

2 ВНЕСЕН Санкт-Петербургской государственной академией физической культуры им.П.Ф.Лесгафта

3 ПРЕДСТАВЛЕН Управлением архитектуры и Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России

4 УТВЕРЖДЕН приказами ректора Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им.П.Ф.Лесгафта от 9 февраля 2005 г. N 25 и директора ФГУП "Институт общественных зданий" от 23 апреля 2004 г. N 11

5 ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа в строительстве письмом Госстроя России от 30 апреля 2004 г. N ЛБ-322/9 и Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму приказом N 24 от 26 февраля 2005 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Свод правил подготовлен в двух частях:

часть первая включает физкультурно-спортивные залы размером до 36х18 м, а также залы 42х24 м - для спортивной гимнастики;

часть вторая включает физкультурно-спортивные залы и манежи размером 42х24 м и более, а также залы 36х18 м и более для универсального использования.

В последние годы в нашей стране развиваются новые виды и формы спортивных, физкультурно-оздоровительных и досуговых занятий, поэтому физкультурно-спортивные сооружения (рисунок 1) стали использоваться всеми возрастными и социальными группами населения - от абсолютно здоровых людей до инвалидов, от профессиональных спортсменов до лиц, использующих эти сооружения для досуга. Появилось множество новых форм и видов физкультурно-спортивных занятий, пользующихся спросом у определенной группы населения (аэробика, боулинг, сквош, скалолазание и др.). В соответствии с современными требованиями следует учитывать новые особенности физкультурно-спортивных сооружений:

- изменение спортивно-технологических параметров мест проведения занятий;

- увеличение доли универсальных, многофункциональных помещений и сооружений, обеспечивающих возможность трансформации помещений;

- обеспечение доступности для инвалидов массовых физкультурно-спортивных сооружений, включая специальную разметку залов и оборудование санитарно-бытовых помещений;

- расширение состава сооружений за счет помещений для физкультурно-оздоровительных и развлекательных видов деятельности.

Свод правил разработан в соответствии с Государственным контрактом с Росспортом N 209 от 10 декабря 2002 г. в рамках подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 годы)", п.17 "Разработка архитектурно-планировочных стандартов для их применения при строительстве физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений с учетом обеспечения возможности их пользования детьми-инвалидами".

Цель разработки - внедрение в проектирование и строительство прогрессивных функциональных и технических решений, а также совершенствование процесса проектирования в связи с отсутствием типового проектирования.

Настоящий Свод правил выполнен в развитие СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" и является документом федерального уровня. Положения Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей реализацию целей и задач, возникающих в процессе организации массовой спортивной подготовки населения, физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для людей различных возрастов, инвалидов и в том числе детей-инвалидов.

В настоящем документе рассматриваются только вопросы, относящиеся к основным функциональным характеристикам и свойствам мест для физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий и первостепенно необходимых вспомогательных помещений при них:

- габариты и разметка мест для занятий, включая размеры зон безопасности;

- удельные площади, показатели единовременной вместимости игровых площадок и мест занятий, минимально необходимые расстояния между ними и внутренними поверхностями ограждающих конструкций;

- физико-механические свойства и фактура внутренних отделочных материалов и также устройств, защищающих от ударных воздействий поверхности стен, потолков, световые проемы и осветительные приборы;

- основные требования к физическим параметрам внутренней среды.

В требованиях и рекомендациях по объемно-планировочным и инженерно-конструктивным решениям содержатся также основные необходимые сведения по размерным параметрам, инженерному и санитарно-техническому оборудованию, фактуре, цвету и акустическим свойствам внутренних поверхностей помещений, учитывающие возможности использования мест для занятий и вспомогательных помещений инвалидами (включая детей и подростков) различных категорий (имеющих поражения органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата).

В нормативном документе рассматриваются залы для массовых видов спорта, не требующих планировочных изменений для занятий инвалидов или требующих лишь дополнения специальным оборудованием.

Графическая часть документа разработана на основе опыта проектирования, практики эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, а также международного опыта.

В тексте и графической части Свода правил частично использованы следующие материалы:

- ВСН 46-86/Госгражданстрой. Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения. Нормы проектирования. - М.: Стройиздат, 1987.

На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 2.07.01.89, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

- Проектирование спортивных залов, помещений для физкультурно-оздоровительных занятий и крытых катков с искусственным льдом (Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89*). - М.: Стройиздат, 1991.

На территории Российской Федерации документ не действует с 1 января 2012 года. - Примечание изготовителя базы данных.

- Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий:

Выпуск НП 5.3.4-72. Залы для спортивных игр. - М.: Стройиздат, 1975.

Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Выпуск HP 5.3.5-76. Залы для учебно-тренировочных занятий по боксу, борьбе и тяжелой атлетике. - М.: Стройиздат, 1982.

Выпуск НП 5.3.2-76. Вспомогательные помещения спортивных сооружений. - М.: Стройиздат, 1976.

Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

- Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения:

Физкультурно-спортивные сооружения / Под ред. Л.В.Аристовой. - М.: Спорт Академ Пресс, 1999.

Аристова Л.В. Физкультурно-спортивные сооружения для инвалидов: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2002.

Правила спортивных игр и состязаний / Пер. с англ. - М.: ООО "Попурри", 2000.

Правила соревнований по видам спорта (например: Технические правила проведения международных соревнований по легкой атлетике на 2004-2005 годы. - М.: Тера-Спорт, 2004 и др.).

Часть 1 Свода правил разработана научно-творческим коллективом под руководством Л.В.Аристовой, профессора СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта.

Авторы СП 31-112-2004(1): ответственные исполнители - Л.В.Аристова (СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта), A.M.Гарнец, Б.П.Анисимов (Институт общественных зданий), Ю.Г.Жура, Б.А.Арутюнов (Российская ассоциация спортивных сооружений), Л.Б.Гутман (СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта).

Научный редактор - канд. архитектуры A.M.Гарнец.

Компьютерная графика - К.В.Карпач (ЦНИИЭП жилища), В.Ф.Кротюк (Институт общественных зданий).

1 Область применения

1.1 Настоящий Свод правил предназначен для проектирования массовых типов физкультурно-спортивных залов, которые без конструктивно-планировочных изменений могут быть доступны также для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов, при зафиксированных в задании на проектирование условиях.

1.2 Положения Свода правил распространяются на проектирование новых и реконструируемых физкультурно-спортивных залов для:

- гимнастики спортивной и художественной, акробатики;

- наиболее распространенных спортивных игр (бадминтон, баскетбол, волейбол, теннис, теннис настольный);

- единоборств (бокса, борьбы, тяжелой атлетики);

1.3 Габариты и разметка игровых площадок и мест проведения соревнований (занятий), параметры зон безопасности (в том числе над игровым полем) установлены правилами проведения соответствующих видов соревнований и являются обязательными как технологические требования.

Параметры физкультурно-спортивных залов с сопутствующими группами необходимых помещений, приведенные в настоящем Своде правил, являются функционально-технологической основой составления программы проектирования спортивных зданий и комплексов, которые следует проектировать по соответствующим строительным нормативным документам (см. рисунок 2).

1.4 Положения документа следует использовать для определения единовременной наполняемости залов по пропускной способности мест проведения занятий, а также для расчета оборудования вспомогательных помещений: гардеробных, умывальных, душевых, уборных для занимающихся, инвентарных при физкультурно-спортивных залах и т.п., дающих возможность полноценного функционирования физкультурно-спортивных залов.

1.5 Настоящий Свод правил не включает специальные залы для занятий инвалидов, физкультурные залы образовательных учреждений (детских дошкольных и общеобразовательных), специализированные залы для занятий детских спортивных секций, а также зоны залов с местами для зрителей.

1.6 Положения Свода правил распространяются на проектирование физкультурно-спортивных залов, которые могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях и в спортивных комплексах, так и при встраивании в другие сооружения.

1.7. Свод правил содержит рекомендательные положения, нормы и правила. При включении их в задание на проектирование положения данного документа становятся обязательными для проектировщиков и экспортирующих организаций.

Читайте также: