Пособие по валеологии в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Степанова Зульфия Фазылжановна

Населенный пункт: Оренбургская область, Советский район, г. Орск

Введение

Все мы - специалисты, работающие с детьми и нас одинаково волнует и заботит ухудшение показателей здоровья детей. И сегодня очень важно – дать ребенку знания о себе. Во-первых, потому, что состояние здоровья детей резко ухудшилось, а зная больше об особенностях своего тела, дети научатся беречь его. Во-вторых, дети серьезнее относятся к себе и своему здоровью. К тому же, это еще один продуктивный вид деятельности, помогающий формировать познавательные интересы и познавательные действия детей. На сегодняшний день вопрос валеологического воспитания детей актуален, как никогда! В связи с этим просто необходимо привлечь к нему внимание воспитателей и родителей, показать её важность и интересность.

Уже на одной из первых страниц текста ФГОС написано, цитата:

1.6 Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Задачи валеологического воспитания в ДОУ во многом созвучны с задачами ФГОС, а значит, работа в данном направлении полностью отвечает требованиям новой системы работы дошкольного образования.

Валеологическое воспитание – процесс создания целостного представления ребенка о своем организме, воспитание установки на здоровье и безопасность. В процессе валеологического воспитания у детей формируется валеологическое сознание (то есть, мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу). Надо, чтобы ребенок понимал, для чего он это делает. Валеологическое воспитание - привитие гигиенических навыков. Результат - расширение резервных возможности организма (увеличение количества и качества здоровья).

Дидактическое пособие решает задачи познавательного развития детей дошкольного возраста. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы, познавательные действия и практические навыки. Использование пособия в ДОУ способствует обогащению знаний о себе. Уникальность данного пособия состоит в том, что оно помогает в игровой форме донести до детей серьезную информацию.

Данное пособие может быть использовано как место для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей дидактические задачи могут усложняться. В образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

Цель пособия: познакомить детей с видом, местом расположения, функциями органов человека.

Задачи:

1. Дать представление о строении человека, о функциях внутренних органов.

2. Развивать познавательный интерес детей, обеспечивая возможность самостоятельной, интересной познавательно-исследовательской деятельности.

3. Развивать мышление, память, внимание, способность к самоконтролю. Подвести детей к пониманию необходимости заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни.

А так же в ходе занятий дети знакомятся с причинами и мерами профилактики заболеваний наших внутренних помощников.

Формы и приемы работы с пособием

Валеологическое дидактическое пособие игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Работа с пособием организуется как в групповой (на начальном этапе изучения), так и в индивидуальной формах (этапы закрепления и расширения знаний).

Данное пособие может использоваться воспитателем в ОД по ознакомлению с окружающим миром или инструктором по физической культуре, как прием активизации внимания, закрепления знаний, полученных ранее или в качестве дидактической игры.

Примеры дидактических игр

Цель игры: правильно расположить внутренние органы на модели.

Цель: закрепление знаний о функциях внутренних органов.

Ребенок выбирает изображение любого органа, показывает его на себе или другом ребенке и рассказывает о его работе.

Цель: познакомить детей с разновидностью эмоций

Ребенок берет карточку с эмоцией показывает сам и прикладывает к изображению лица девочки.

Цель: закрепить знания о частях тела

Ребенок по образцу собирает фигуры мальчика и девочки

Цель. Познакомить детей с элементарными приемами релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.

дети под дождем

Вопросы сохранения и укрепления здоровья никогда не потеряют своей актуальности. Как и разные подходы приобщения людей к здоровому образу жизни. Воспитание культуры здорового образа жизни следует начинать как можно раньше, чтобы дети уже с малых лет осознавали ценность хорошего самочувствия. С этой цель в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) активно вводятся здоровьесберегающие технологии обучения, элементом которых является валеологическое направление учебно-воспитательного процесса.

Суть понятия

Дети выполняют физическое упражнение в спортивном зале

Валеология приобщает детей к активному образу жизни

Цели занятий по валеологии

Назначение валеологии учёными рассматривается как организационный процесс раскрытия потенциала здоровья, заложенного в каждом человеке. В контексте детского сада целями валеологического образования является:

Задачи валеологического образования, как и цели, для разных возрастных групп едины, отличается лишь степень погружения в тот или иной аспект теории здоровья. Для удобства освоения валеологических знаний, направления учения разделены по структурным блокам.

Таблица: задачи валеологического образования по блокам знаний

Педагог показывает детям, как нужно чистить зубы

На занятиях по валеологии дети учатся заботиться о своём здоровье

Виды образовательной деятельности по валеологии

Исходя из задач валеологического воспитания дошкольников, это направление работы реализуется не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть на занятиях (причём как узкоспециализированных, валеологических, так и других учебно-воспитательных направлений, например, на уроках физической культуры), но и при организации:

  • досуговых мероприятий, развлечений;
  • прогулок;
  • утренников;
  • режимных моментов (утреннего сбора, проведения гигиенических процедур до и после сна и пр.).

Это интересно. Согласно ФГОС валеологическое направление в первой младшей группе включено в курс ознакомления с окружающим миром.

Методы и приёмы на занятиях по валеологии

Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов.

Словесный метод

В работе с дошкольниками речь важна не только в качестве способа изложения материала, но и как средство обучения: благодаря звучащему слову малыши быстрее осваивают речь (младшие группы) и расширяют свой словарный запас (средняя и старшие группы).

Объяснение

Педагог показывает на плакате куда девается еда

Объяснение должно дополняться наглядностью

Беседа

Рифмовки и загадки

Всегда актуальный приём мотивировать ребят на работу действует и на занятиях по валеологии. Особенно в младших группах, когда произвольное внимание малышей, то есть способность включиться в деятельность за счёт сознательно поставленной задачи, развито плохо.

  • Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растёт… (банан);
  • Лоскуток на лоскутке — зелёные заплатки, Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста);
  • Над землёй трава, Под землёй бордовая голова. (Свекла).
  • Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать. Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик — запах различать, Руки — чтобы ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога — Они всегда тебе помогут.

Сказкотерапия

Педагог показывает малышам жест тише

Для достижения необходимого эффекта сказки нужно рассказывать эмоционально, подключая жесты, мимику

Чтение

Как вид самостоятельной деятельности практикуется в группах, где есть читающие малыши. Материалами для чтения могут быть пословицы, поговорки о ЗОЖ. Например, в подготовительной группе дети читают карточки с афоризмами и комментируют их содержание:

Сказки

Этот приём обладает ещё и терапевтическим действием: сказочные сюжеты доступно объясняют детям те или иные вопросы здоровья (к примеру, почему важно высыпаться, как не простудиться в осенне-весенний период и пр.). Примеры сказок на разные темы для разных возрастных групп можно увидеть здесь.

Наглядный метод

Наглядно-образное мышление детей вплоть до 6,5–7 лет требует обязательного использования наглядности в образовательном процессе. Так как дети до подготовительной группы воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций. И только с переходом на абстрактно-логический тип мышления после 6 лет способны понимать отвлечённые категории. Иными словами, не увидев плаката со скелетом человека, малыши средней и старшей групп не смогут разобраться, что такое кости, не поймут, почему пупок — это середина тела. А вот в подготовительной группе, рассматривая вопросы расположения внутренних органов, даже без картинок дети более или менее правильно сориентируются при определении месторасположения сердца, желудка. И всё же использование наглядности — это обязательное условие успешной реализации задач образовательного процесса.

Самыми продуктивными наглядными приёмами на занятиях по валеологии, кроме картинок и плакатов, являются:

Материалы для занятий по валеологии

Материалы для игр и чтения также являются важными элементами наглядности на занятиях по валеологии

Авторы – составители: воспитатель Петаева Елена Григорьевна, воспитатель Ануфриева Светлана Поликарповна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 13" городского округа, город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Содержание

Приложение

От авторов

Перед вами методическое пособие по валеологии для детей старшего дошкольного возраста. Работать над этой темой сподвигло то, что состояние здоровья подрастающего поколения в наше время катастрофично. Рост заболеваемости по некоторым показателям настолько высок , что это вызывает огромную тревогу за судьбу и здоровье нации.

Усвоение ребёнком-дошкольником знаний организма человека, здоровом образе жизни с рождения, будет сопутствовать лучшему его самопознанию, пониманию зависимости своей жизни от окружающей действительности, умения ориентироваться в ней. Это знания помогут ребёнку осмыслить собственное существование среди других людей, осознать свою неповторимость и одновременно сходство со сверстниками.

Современные требование личного развития подрастающего человека, его нравственное, физическое, психическое здоровье определо направленность данного пособия.

В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:

1. Формировать у детей адекватные представления об организме человека;

2. Помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле;

3. Научить "слушать" и "слышать" свой организм;

4. Осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

5. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни;

6. Прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи;

7. Развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких;

8. Воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли.

Предлагаемое пособие поможет Вам привлечь внимания детей к своему телу, пробуждению интереса к дальнейшему самопознанию, усиление положительной мотивации к изучению себя и другого, зависимости между состоянием организма и жизнью человека, а также поможет Вам найти ответы на другие вопросы по валеологическому воспитанию.


В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: валеология, здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, учение, личная гигиена, ЗОЖ, ФГОС.

Валеология — это наука об искусстве быть здоровым, поддерживать здоровье, вести активный и правильный образ жизни, приучаться к нему необходимо с ранних лет.

Валеология включает в себя несколько составных частей это: медицина, педагогика, психология, гигиена, физическая культура, обществознание, экология, биология, ОБЖ.

В дошкольном учреждении эта наука стала одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса для дошкольников.

Здоровье всегда было и будет на первом месте, поэтому центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности ребенка.

Целью валеологии в ДОУ является формирование здоровья и расширение резервных возможностей организма детей с раннего возраста, увеличение количества и качества здоровья.

Вайнер Эдуард Наумович выделил основные задачи валеологии :

  1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
  2. Формирование установки на здоровый образ жизни.
  3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни [1].

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов. Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.

Согласно (ФГОС) образовательная область направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
  2. Воспитание культурно-гигиенических навыков
  3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни [2].

Воспитание у детей валеологической культуры — это значит, создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Валеологическая культура дошкольника подразумевает:

– знание о своем здоровье;

– осознанное отношение к здоровью и жизни человека;

– умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровье;

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет основные направления валнологии:

– Значение здоровой пищи.

– Как поддержать свое здоровье. [2]

Направление работы валеологического воспитания дошкольников, должно реализовываться не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД) (на занятиях), но и при организации: досуговых мероприятий, развлечений, утренников, прогулок, режимных моментов.

Методы и приёмы на занятиях по валеологии:

Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов (словесные, наглядные, практические, игровые,).

Словесный метод — вдошкольном учреждении речь важна не только как средство обучения, но и как способ общения. Для младших групп это более быстрое освоение речи, а для старших групп расширение словарного запаса.

Наглядный метод — использование наглядности необходимо для успешной реализации задач образовательного процесса. Так как дети дошкольного возраста, воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций.

– показ (рассматривание картин, иллюстраций)

– демонстрация (слайдов, диафильмов, кинофильмов)

Практический метод — Приёмы этого метода предполагают практическое освоение ребёнком действительности.

Игровой метод — позволяет дошкольникам осваивать целые блоки новых валеологических знаний, умений и навыков.

Инновационный метод — позволяет ребенку двигаться в ногу со временем, осваивать новые игры развивая логику, мышление, мелкую моторику и т. д.

Валеология в детском саду имеет очень важное значение в воспитании будущего школьника. Эта наука учит дошкольника заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм, предотвращая возможные заболевания. Так как валеология включает в себя целый комплекс наук, то дети помимо заботы о своем теле, учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, заботясь о своем психоэмоциональном состоянии. Учатся не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, резерв здоровья человека, дошкольное учреждение, индивидуальное здоровье, наука, ребенок, укрепление здоровья.

Читайте также: