Расту здоровым программно методическое пособие для детского сада

Обновлено: 09.07.2024

Отличительная особенность этого раздела — его воспитательная и методическая направленность. Вопросы режима питания, калорийности и подобные им в разделе не рассматриваются, поскольку они подробно освещены в педагогической литературе.

§ формирование у детей двигательных навыков и умений;

§ развитие физических качеств (ловкости, силы, выносливости);

§ формирование нравственных качеств личности (смелости, дисциплинированности, силы воли);

§ проведение работы по профилактике нарушений и коррекции организма.

Для каждого возраста подобраны подвижные игры, направленные на формирование и закрепление различных движений. В старшей и подготовительной группах предусмотрены занятия по элементарной спортивной подготовке детей.

Цель этих занятий — расширить кругозор детей, вызвать у них интерес к спорту, предоставить возможность испытать себя в любых спортивных играх. В качестве дополнительной услуги с детьми старшего дошкольного возраста проводятся занятия по ритмической и художественной гимнастике.

Основной формой обучения детей движениям являются физкультурные занятия. Как правило, дети, впервые пришедшие в детский сад, не подготовлены к работе в коллективе, физически слабы и эмоционально заторможены. Снять их напряжение, включить в активную деятельность помогают образные ситуации, сюжеты сказок, игровые приемы, которые активно используются на занятиях с малышами.

Рабочая программа по здоровьесбережению детей для создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном учреждении "Расту здоровым" на основе программно-методического пособия В.Н.Зимониной "Расту здоровым"

ВложениеРазмер
programma_rastu_zdorovym.docx 538.11 КБ

Предварительный просмотр:

F:\img323.jpg

Разработана рабочей группой педагогов МДОУ № 15

  • Романычева Т.В. – заместитель заведующего
  • Плаксина Н.В. – воспитатель 1-й категории
  • Караваева С.В. – воспитатель высшей категории
  • Перевалова Е.Н. – воспитатель высшей категории

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы……………………………………..6

1.2. Планируемые результаты освоения Программы……………………………………………..7

2.1. Описание образовательной деятельности (занятий)………………………………………….8

2.1.1. Содержание работы в младшей группе…………………………………………………….8

2.1.2. Содержание работы в средней группе…………………………………………………….16

2.1.3. Описание работы в старшей группе……………………………………………………….25

2.1.4. Содержание работы в подготовительной группе…………………………………………34

2.2. Описание образовательной деятельности в режимные моменты…………………………. 44

2.2.1. Младший дошкольный возраст…………………………………………………………….44

2.2.2. Старший дошкольный возраст……………………………………………………………..49

2.3. Описание методов реализации Программы…………………………………………………..54

2.4. Сотрудничество с семьями воспитанников…………………………………………………..55

3.2. Режим организации деятельности ……………………………………………………………..58

3.4. Список использованной литературы…………………………………………………………..58

Одной из основных задач любого дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) данный вопрос приобрел особое значение.













и деятельность в режимных моментах

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

в зале и на свежем воздухе

(старший дошкольный возраст)

- Спортивные игры и развлечения

- Формирование культурно-гигиенических навыков и основ здорового образа жизни

- Профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата (проблемные ситуации, связанные

с охраной здоровья)

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения.

На фоне экологической напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья.

1.1. 1. Цели и задачи Программы

Цель программы : формирование у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Расту здоровым

Программно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2004. - 304с.

В программно-методическом пособии представлены программа и методическое предоставление к разделу "Расту здоровым" как одному из модулей общей программы "Росинка". В комплекте методического обеспечения приведены материалы: по двигательной деятельности, по развитию эмоциональной сферы ребенка-дошкольника, методические советы, перспективное планирование для преподавателя по физической культуре и другие материалы. Предназначено преподавателям и руководителям дошкольных заведений всех видов.

Содержание работы по блоку Здоровье
Содержание работы по блоку Азбука движений








Технологии и пособия

^ Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2000.

Ознакомление с природой через движение / М.А. Рунова, А.В. Бутилова. – М.: Мозаика-синтез, 2006

Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений /Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 1999.

Физическая культура – дошкольникам / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2004.

Физическая культура в младшей группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

Физическая культура в средней группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

Физическая культура в старшей группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

Физическая культура в подготовительной группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении / Н.С. Галицына. – М.: Скрепторий, 2004.

^ Физкультурные праздники в детском саду / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. – М.: Просвещение, 2001.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.

Лечебная физкультура для дошкольников / О.В. Козырева. – М.: Просвещение, 2003.

Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / под ред. д-ра пед. наук Л.А. Парамоновой – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

Двигательная активность ребенка в детском саду. М.А. Рунова – М.: Мозаика Синтез, 2002.

^ Формы образовательной деятельности

Подвижная игра (в том числе на свежем воздухе)

Гимнастика после дневного сна

^ 2.2 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области

Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста. / Г.Г. Григорьева. - М., 2009.

Технологии и пособия

Технология развития навыков сотрудничества устарших дошкольников. Л.С. Римашевская – М.: Центр педагогического образования, 2007.

Уроки этики/Ю.Г. Дорофеев. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Уроки Знайки. Воспитай себя./Г.К.Зайцев,С.А. Насонкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Валеология/Сизова Н.О. – СПб.: Паритет, 2008

Разговор о правильном питании/методическое пособие. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007

^ Оздоровление детей в условиях детского сада / под ред. Л.В.Кочетковой. – М.:ТЦ Сфера, 2005

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова – М.: Илекса, народное образование, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.

^ Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе:метод.рекомендации/ сост.С.Н. Суворова, И.И. Львова; ГОУ ВПО ПГМА им.ак.Е.А. Вагнера Росздрава. – Пермь, 2007.

Растем здоровыми / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2003.

^ Формы образовательной деятельности


Показ, напоминание указания.

Беседа, чтение худ.лит., дидактическое упражнение, дидактическая игра, игра-драматизация, рассматривание иллюстраций

Показ, напоминание указания.

Беседа. чтение худ.лит., дидактическое упражнение, дидактическая игра, игра-драматизация, настоль-печатная игра.

Цели : формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

При реализации этих цели и задач обязательно соблюдается принцип возрастной адресности: одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных группах с большим или меньшим наполнением и воспитатель подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям.

Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста. / Г.Г. Григорьева. - М., 2009.

^ Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет . Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Правила дорожного движения для дошкольного возраста. /сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова. - М.: Сфера, 2006.

Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Хромцова Т.Г. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.

^ Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста . Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения/Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева. – М.: Дрофа, 2007.

^ Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/авт.сост.Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2010.

Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности/ Л.В. Максимчук. – М.: Центр педагогического образования, 2008.

Осторожные сказки: Безопасность для малышей. Шорыгина Т.А. – М.: Книголюб, 2004.


Объяснения, напоминания. Развлечение.

Игровая ситуация, экскурсия в медицинский кабинет, в аптеку, развлечение.

Объяснения, напоминания, показ, обучение

Игровая ситуация, чтение худ. лит., развлечение.

благополучие


Объяснения, напоминания

Беседа, игра - ситуация, рассматривание иллюстраций, плакатов, картин, чтение худ. лит

Характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в д/ саду и семье) и сверстниками. Общение и разнообразные виды детской деятельности – главные условия присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, основ формирования его самосознания.

Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста. / Г.Г. Григорьева. - М., 2009.

Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ.(программа управления процессом полоролевого воспитания). Н.Е. Татаринцева. – М.: Центр педагогического образования, 2007.

Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. Т.Н. Доронова – М.: Линка-Пресс, 2009.

Вежливые сказки. Этикет для малышей. Т.А. Шорыгина. –М.: Прометей; Книголюб, 2002.

Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.Ю. Новицкая– М.: Линка-Пресс, 2003.

Развитие социальной уверенности у дошкольников. Е.В. Прима, Л.В. Филлипова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова. – М.: Гуманит, изд.центр ВЛАДОС, 2002.

Маленьким детям – большие прва. Учебно-методическое пособие. Л.К. Мячина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

^ Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7лет . Л.А. Уланова, С.О. Иордан. – СПб,: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007

Прогулки в природу: учебно-методическое пособие/В.А. Шишкина, М.Н. Дулевич. – М.: Просвещение,2002.

^ Пособия по игровой деятельности :

Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотудничества у детей 4-6 лет. М.: Айрис пресс, 2003.

Воспитываем, обучаем дошкольников в игре. Здоровьесберегающее воспитание-обучение-развитие детей дошкольного возраста в игре.В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей). Е.А. Юзбекова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2006.

Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.А.А. Катаева. Е.А. Стребелева. – Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.

Играют взрослые и дети: из опыта работы ДОУ России/ сост. Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА -ПРЕСС,2006.

Растем играя: ср. и ст. дошк. возраст: пособие для воспитателей и родителей. В.А. Недоспасова. М.: Просвещение, 2002.

Сюжетно-ролевые игры для стрших дошкольников: практическое пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2008.

Игры и игрушки в жизни детей: пособие для педагогов ДОУ/ под ред Т.И. Оверчук; сост.Р.А. Горб – М.: издательство ГНОМ и Д, 2006.

Читайте также: