Ранняя профориентация в школе

Обновлено: 05.07.2024

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей профориентацию в основной школе.

ВложениеРазмер
Профориентационная работа в начальной школе 49.18 КБ
Профориентационная работа в начальной школе 2.66 МБ
metodiki_proforientatsionnoy_diagnostiki_u_uchenikov_nachalnoy_shkoly.docx 52.23 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом семинаре педагогов-психологов

Профориентационная работа в начальной школе

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей профориентацию в основной школе.

Проблема профориентации в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Поэтому огромное значение в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению имеет внеурочная деятельность, в рамках которой реализуются дополнительные программы по социализации личности младшего школьника.

Для ведения профориентационной работы в начальной школе педагог-психолог может разработать собственную дополнительную образовательную программу или использовать уже готовые учебно-методические комплекты (УМК).

Общая цель занятий по профориентации младших школьников – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к миру труда;
  • расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей;
  • развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями;
  • развитие мотивации к учебе и труду.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, для реализации вышеизложенных задач, педагог-психолог должен постараться использовать различные виды деятельности:

1. Мини – лекции о содержании профессий;

2. Встречи с людьми разных профессий;

3. Профориентационные экскурсии;

4. Конкурсы, защита проектов;

5. Просмотр видеоматериалов о профессиях;

6. Профессиональные пробы;

7. Рисуночные методики;

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Профессиональная проба уникальная возможность познакомиться с профессией на практике, узнать ее особенности.

Как проводилась проба

Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка

Изготовление скворечников с папами и дедушками

Изготовление салатов на празднике профессий

Беседы с приглашенными специалистами

Специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаюсь к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать, поэтому необходимо использовать примерный перечень вопросов , которые должен раскрыть гость, рассказывая о своей профессии:

  1. К какому виду труда можно отнести Вашу профессию? (преимущественно физический или умственный, исполнительский или творческий).
  2. Какие встречаются трудности, напряженные ситуации в работе?
  3. Какие из эмоционально-волевых качеств личности особенно необходимы в Вашей профессии? (уравновешенность, терпеливость, воспитанность, самообладание, настойчивость, решительность).
  4. Какими деловыми качествами должен обладать представитель Вашей профессии? (инициативность, самостоятельность, принципиальность, любознательность, дисциплинированность, организованность).
  5. Имеет ли значение в Вашей работе ловкость рук, подвижность, координация движений, физическая сила, быстрота реакций?
  6. Какие особенности внимания необходимы в Вашей деятельности? (распределение, переключение, концентрация).
  7. Как профессия влияет на Вас? (на характер, на развитие способностей, на формирование общего культурного уровня).

Учитывая психологические особенности младших школьников, заложить первоначальные профориентационные основы у младших школьников помогает игра. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. Необходимо в профориентационные мероприятия включать ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых – способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Дети с удовольствием участвуют в них, обыгрывая действия.

Большой интерес вызывают у детей интерактивные игры. В возрасте семи – восьми лет ребёнок уже может мысленно расчленять предмет на части, а затем объединять их в целое. Такая способность развивается посредством творческой, конструкторской и художественной деятельности. Дети могут выделять структуру предмета, их пространственные особенности, соотношения частей. Эта возрастная особенность хорошо прослеживается в интерактивных играх:

Благодаря игровой роли ребёнок увлечённо выполняет трудовые действия, которые в обычной неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными. Действуя в воображаемой ситуации, он как бы перешагивает рубеж своих возможностей.

Просмотр и обсуждение видеосюжетов

Классические и инновационные методики в формате видео- и аудио-материалов и игровых программ являются наиболее привлекательной и удобной формой получения информации для современных школьников.

Структура занятия с использованием мультфильма

Видеоматериалы о профессиях

Мультфильмы о профессиях

  • Приключения Рекса.
  • Барбоскины
  • Смешарики
  • Фиксики

Диагностика представлений младших школьников и отношения к миру профессий

Важной задачей в работы является определение критериев для изучения уровня сформированности представлений младших школьников о мире профессий.

Структура, критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников

Представления о профессиях

Знание о труде людей и мире профессий.

Понимание значение труда в жизни человека.

Знания о качествах, необходимых человеку в труде.

Ценностные отношение к трудовой деятельности людей

Стремление изучать мир профессий.

Желание иметь общественно-значимую профессию в будущем.

Стремление к социально-ценнностной деятельности.

Практические трудовые и учебные умения

Преодоление трудностей, возникших при выполнении трудовых поручений.

Участие в коллективной деятельности.

Наблюдение за трудовой деятельностью школьников.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности школьника отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Хотя в младших классах ученик еще далек от мысли выбора профессии, он не может еще воспринимать и осмысливать в полной мере информацию профессионального характера, желание и мечты его весьма не стабильны, однако в этом возрасте закладывается основа будущего трудового самоопределения. Многое из того, что ученик получает в школе в 1-4 классах, остается в его памяти на всю жизнь.

В связи с этим, педагогу-психологу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается проблема ранней профориентации школьников. Дан анализ условий профессиональной ориентации школьников на разных этапах.

Ранняя профориентация школьников как важнейшее направление

профессионального становления личности

Профессиональная ориентация школьников является не только и не столько проблемой педагогической, а правильней сказать общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно.

Сущность профессиональной ориентации школьников проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями выпускников. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодёжи, адаптацию ее к профессии.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Профессиональная деятельность людей всегда была и останется основным фактором существования общества, успешность и благосостояние которого во многом определяется отношением людей к своему труду. Профессиональная ориентация выражается как обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры. Оно демонстрируется в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер помогающих человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Проблема профессиональной ориентации молодежи, в том числе и школьников общеобразовательных школ, резко изменяется в связи с построением рыночных отношений в экономике России.

В результате рынок труда имеет отдельный комплекс проблем, возникающих в сфере взаимодействия с системой образования. В настоящее время мы можем наблюдать, как изменяются требования к рынку труда - работодателю не нужны результаты учебы, рынок труда не рассматривает и не учитывает успеваемость студентов, продемонстрированную ими за годы обучения в вузе. Опыт практической работы ценится гораздо лучше успеваемости.

Рынок труда наблюдает избыток специалистов по таким направлениям как экономика, юриспруденция, педагогика, филология, социология, зато стране не хватает специалистов со средним специальным образованием: наладчиков, слесарей, рабочих разных категорий.

Увеличивается количество безработных, в соответствии с выборочными обследованиями населения Росстата, в апреле 2017 года уровень безработицы в России достиг показателя в 5,8% 2 . Это составляет больше четырех миллионов человек. Службами занятости зафиксировано менее 1 миллиона безработных. Именно этой информацией поделился президент страны во время своего прямого выступления с отчетом по итогам года в апреле 2017 года.

Причина скрытой безработицы заключается в том, что многим предприятиям, нечем платить своим сотрудникам, и их дешевле держать на неполную занятость или частичную оплату, чем вообще уволить. Поэтому подготовке кадров сегодня уделяется повышенное внимание со стороны государства.

Идея государства
и запрос рынка труда


Школа как социальный институт
(учащиеся как потенциальные трудовые ресурсы)

Школьники в форме работников различных профессий

Цели и задачи профориентации младших школьников

Как уже упоминалось, одна из задач учебно-воспитательного процесса для школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, – подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Качественные знания о видах деятельности должны даваться в доступном формате. При этом важно учитывать возрастные особенности: не допускать назойливости и подавать информацию в адекватных формах (игры, просмотр тематических мультфильмов, детские книги и так далее).

Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов:

  • расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека;
  • детализировать базовые понятия о разных профессиях;
  • предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.

Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать такие задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся физическим трудом, а также ко всем профессиям без исключения;
  • формировать понимание важности труда для человека;
  • знакомить с разнообразием современных видов деятельности;
  • приучать выполнять свою работу качественно;
  • мотивировать к учебе и труду посредством применения познавательных и профориентационных методик;
  • развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.

Формы профориентационной работы в 1-4 классах

В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят:

  • классный час;
  • экскурсия;
  • беседа;
  • проект;
  • конкурс;
  • игра.

Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.

На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты. Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника. Не стоит отказываться от приглашения учителя посетить классный час и рассказать детям о своей работе.

Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, – все это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе. Чем больше профессий знает младшеклассник и чем более обширны эти знания, тем меньше у него будет риск совершить ошибку при выборе учебного заведения в старших классах и дальнейшем трудоустройстве.

Элементы профориентации на уроках

В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации годится почти каждая тема урока. Для наглядности приведем несколько примеров.

Внеурочные занятия и мероприятия

Внеклассные занятия можно посвящать профориентации полностью или фрагментарно. Конечно, первый вариант предпочтительнее. Традиционно в начальных классах проводятся такие мероприятия:

Перечисленные мероприятия успешно проводятся в 1-4 классах. Детям они нравятся не только потому, что дают возможность проявить себя, но и потому, что в них также могут принять участие и их родители.

Учителю на заметку: в качестве темы для классного часа или внеклассного занятия можно выбрать любой профессиональный праздник (например, 19 сентября в России отмечается День оружейника).

Игры вызывают у ребенка целый спектр положительных эмоций и оставляют продолжительно сохраняющиеся впечатления. Поэтому их активно применяют в качестве метода профориентации в начальной школе.

Для профессиональной ориентации младшеклассников лучше всего использовать такие ролевые игры:

Беседы с приглашенными специалистами

Представитель любой профессии, приглашенный в качестве спикера на профориентационное занятие, должен учитывать возраст аудитории – в данном случае 7-10 лет. Желательно заранее объяснить ему, как подготовиться к беседе с учениками начальных классов.

Прежде всего учитель просит принять участие в таком внеклассном мероприятии родителей учащихся, так как с ними уже налажен контакт. Однако надо понимать, что не у всякой мамы и каждого папы есть опыт публичных выступлений, поэтому они могут стесняться и не знать, с чего начать и что говорить. Чтобы упростить задачу, стоит предложить список вопросов-ориентиров, опираясь на которые гость будет строить связный рассказ о своем виде деятельности:

  1. Какой тип труда предполагает Ваша профессия (в основном физический либо интеллектуальный, креативный или строго по протоколу)?
  2. Сложности и непредвиденные обстоятельства, возникающие на работе.
  3. Какие черты характера и качества личности нужны для того, чем Вы занимаетесь (усидчивость, стрессоустойчивость, вежливость, смелость, внимательность, активность, настойчивость, любознательность, дисциплинированность, порядочность, трудолюбие, честность, отзывчивость, чувство юмора и так далее)?
  4. Надо ли для выполнения Ваших обязанностей обладать ловкостью рук, хорошей координацией, физической выносливостью и высокой скоростью реагирования?
  5. Какие требования ко вниманию предъявляются в Вашей профессии (распределять, постоянно переключать или, наоборот, концентрировать)?
  6. Какой тип мышления должен преобладать (образный, наглядно-действенный, аналитический, абстрактно-логический)?
  7. Каким типом памяти чаще всего приходится пользоваться на работе (двигательным, слуховым, зрительным, обонятельным, осязательным или вкусовым)?
  8. Какое влияние оказывает на Вас профессия (совершенствование характера, развитие врожденных способностей, обогащение личности, повышение уровня культуры и интеллекта).

Рисунки

Метод рисования для профориентационной работы можно использовать уже в 1-2 классах. Дети в этом возрасте еще не очень уверенно и быстро пишут, поэтому рисуночные методики – оптимальный вариант для них.

Чтобы понять, насколько ученики усвоили рассказанное им о профессии, можно попросить их нарисовать, как выглядит человек, который выполняет эту работу. Пусть каждый ребенок возьмет чистый лист формата А4 и разделит его на 2 части вертикальной линией. В самом начале занятия нужно сообщить детям, о какой профессии будет идти речь, и дать задание: нарисовать слева ее представителя. Для этого вполне хватит 4-5 минут. За 10 минут до конца урока надо повторить это же задание, только новый рисунок должен быть выполнен учеником уже в правой части листа. Сравнив оба изображения, можно оценить, насколько эффективным оказалось занятие.

Профессиографическое исследование

Методы профессиографии созданы для уже работающего человека. На их основе кандидатом педагогических наук Н. Войткевич была разработана методика профессиографических исследований для старшеклассников. А учитель начальных классов СОШ №1 (г. Шумихи Курганской области) Лариса Шелковникова переработала ее, адаптировав для учащихся 4 классов.

В рамках подготовки профессиографического проекта школьники самостоятельно занимаются сбором доступной информации о выбранной профессии (читают тематическую литературу, ищут статьи на веб-сайтах, общаются с ее представителями), по возможности подбирают наглядные пособия (орудия труда), погружаются в изучение содержания вида деятельности, условий работы и системы образовательной подготовки. Результаты исследования оформляются в виде реферата, доклада или электронной презентации.

Профессиональная проба

Наряду с профессиографическим исследованием в работе с младшеклассниками Лариса Шелковникова применяет метод профессиональной пробы. Учитель считает его уникальной возможностью практического знакомства с профессией. Ведь, как говорится, не попробовав, не узнаешь.

Предлагаем ознакомиться в качестве наглядного примера с несколькими формами реализации метода профпробы в 4 классе.

Прочие формы

Профориентационная работа с учащимися 1-4 классов не ограничивается описанными выше формами и методами. Среди других, которые также часто используются учителями, можно выделить:

Детская литература о профессиях

Отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста – качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведем несколько книг и их серий, которые могут понравиться школьникам.

Подводя итоги

Цель профессиональной ориентации в 1-4 классах – подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность, планомерность и, в первую очередь, увлекательность.

На сегодняшний день разработано множество различных форм и методик проведения профориентационных занятий с учащимися начальной школы. В основе каждого из них лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Учителя, перепробовавшие в своей практике все формы такой работы, пришли к выводу, что самый высокий интерес у учеников вызывают ролевые игры и театрализованные сценки. Они помогают детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в социуме и впервые задуматься о том, кем стать в будущем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Педагогические идеи

Социально – ориентированный проект

Романова Елена Сергеевна

Учитель начальных классов

Черепанова Елена Викторовна

Учитель начальных классов

Актуальность профориентационных занятий в начальных классах………………………………………………………………….

Основы проектирования профориентации для начальных классов…

Основные структурные элементы при знакомстве детей с той или иной профессией…………………………………………………………..

Профориентация через учебные предметы

Профориентационная работа при ознакомлении учеников 3 класса с актуальными профессиями нашего города и области

Введение

В настоящее время развитие регионов -это главные приоритеты страны. В чем же заключается развитие регионов? Прежде всего это направленность на подъем промышленной и сельскохозяйственной отраслей. Улучшение качества жизни населения, рост экономики и много другое. В чем заключается развитие конкретно нашего региона? Кемеровская область славится своими шахтами, металлургическими заводами. Соответственно в этом направлении и нужно работать и развивать область, захватывая смежные области. Без чего не может развиваться не одно предприятие и не один город? Без людей, рабочих, мастеров своего дела. Наш город славится производством металла, большая часть ВУЗов и профессиональных учреждений предлагают на сегодня огромное количество профессий связанных с этой отраслью. Горняки, шахтеры, технологи, экологи…. Это лишь начало списка востребованных профессий нашего региона. Для того, чтобы наш регион, город развивались, нам нужны профессионалы, но где их взять? Их нужно воспитать, обучить, вырастить.

Сейчас профориентационной работой занимаются не только в старшем звене. В последние годы, необходима организация целенаправленной систематической профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе.

Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. В практике учителей начальной школы профориентационная работа имеет, как правило, эпизодический характер. Но даже такой тип работы приносит свои плоды и результаты.

Актуальность профориентационных занятий в начальных классах

Основательно вопросы выбора профессии интересуют старшего подростка (14-16 лет), когда он задумывается о личностном смысле в профессиональном труде, выборе специальности, учебного заведения, в котором он будет её осваивать. Но база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста.

Поэтому ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях и направлена на определение специализированного класса (математический и др.) или дополнительных занятий по интересам.

Чем обусловлена необходимость организации работы по профессиональному самоопределению обучающихся уже в начальной школе?

Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.

В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника). На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Таким образом, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым.

В случае регионального развития, мы предлагаем ребенку более полно и глубоко изучить профессии востребованные в нашем городе или области. Получив эти знания, дети более осознанно подходят к выбору профессий в будущем, а учителя уже старших звеньев, могут более углубленно изучать направленность и интерес ребенка, в том числе и при взаимодействии с высшими учебными заведениями.

Основы проектирования профориентации для начальных классов

При организации профориентационной работы в начальной школе важно учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии обучающихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности.

Целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.

В младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.

Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.

Профориентационная работа в этот период заключается в основном в проведении профессионального просвещения детей и пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности. Обучающихся необходимо постепенно вводить в огромный мир профессий, учить их ориентироваться в этом мире и учитывать, что ими пока запоминается только самое яркое, впечатляющее, броское. Представления младшего возраста о труде взрослых могут расширяться не только за счет наблюдений доступной среды, но и за счет чтения. Это ценно в перспективе, так как в мире труда многие важные вещи являются умопостигаемыми через слово.

Основные структурные элементы при знакомстве детей с той или иной профессией:

1. Мини-лекция (мини-рассказ) о содержании профессии.

Желательно рассказывать о профессии самому специалисту (во время беседы с ним, задавая ему вопросы) и лучше всего, на рабочем месте. Но так как это не всегда получается по объективным причинам, то нужно представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен сопровождаться наглядными материалами : фотографиями, рисунками, орудиями труда и др.

2. Игры, связанные с профессией.

4. Тестирование, анкетирование, опрос

5. Просмотр фильмов, иллюстраций, фото.

Профориентация через учебные предметы

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.

В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными.

Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также на внеурочных профориентационных занятиях.

Профориентационная работа по ознакомлению учеников 3 класса с актуальными профессиями нашего города и области .

1. Тест на определение профессиональных склонностей — Л. Йовайши (приложение1). Провели с целью выявления интересов и направленностей детей 3 класса. На основе результатов теста, выявили, что рабочие профессии современного школьника не интересуют. В большей степени ответы учеников показали направленность в творческое и спортивное русло. (Приложение 3)

2. Вторым этапом нашей работы было анкетирование родителей (Приложение 2). С целью выявления уровня знаний полученных в семье, а также выявление заинтересованности самих родителей в теме ранней профориентации. Результаты анкетирования показали …. (Приложение 4)

3. Суммировав полученные сведения, проанализировав ответы детей и родителей, сделали вывод о пробелах в знаниях о профессиях в целом и о профессиях нашего региона. На основании чего стали прорабатывать пути восстановления пробелов в знаниях о таких профессиях: горняк, металлург, угледобытчик, эколог, сталевар.

5. На внеурочных занятия, проводилось ознакомление с рабочими профессиями, через игру с книгой – пазлом (Изданной Евраз). Где дети, рассматривая и читая книгу, могли наглядно представить этапы добычи угля, плавление метала, изготовление металлических изделий, а так же важность защиты окружающей среды от вредной металлургической промышленности. (приложение 5)

Дети увлеченно рассказывали о заводах своего города и о том, какая работа ведется на каждом предприятии по улучшению экологической обстановки в городе. Какие очистительные сооружения применяют в своей работе. По итогу занятия детям были предложены два одинаковых рисунка, которые они должны были раскрасить: завод с очистительными сооружениями и завод без таковых. (Приложение 5)

Одной из главных задач школьного обучения и воспитания является подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии. В настоящее время профориентационная работа выступает неотъемлемой частью программы по повышению качества образования. Чтобы организовать единое образовательное пространство школы, необходимо знать личностные особенности каждого ученика. В дальнейшем, эти знания помогут при самоопределении, при выборе профиля обучения и направлений внеурочной деятельности, при профессиональном самоопределении и самореализации в социуме [4, с 45].

Главным в обучении в воспитании младших школьников в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Начального Общего Образования является подготовка к обоснованному выбору профессии. Ранняя профориентационная работа должна организовываться уже в начальной школе, так как именно на этой ступени образования у обучающихся закладываются основы выбора будущей профессии. Знакомство младших школьников с большим выбором профессий позволит сделать им правильный и осознанный выбор в будущем.

Профессиональное самоопределение школьников это одно из наиболее значимых и существенных направлений социальной политики. Осуществление деятельности по профессиональному самоопределению происходит в виде постепенного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций, основанных на личных возможностях и потребностях. Исходя из этого, актуальной проблемой является оказание помощи школьникам в выборе профессии, в поиске средств, способствующих самостоятельному формированию личного образовательно-профессионального формата.

Профориентация это система общественного и педагогического воздействия на учащихся, цель которого подготовить к осознанному выбору профессии. Профессиональная ориентация в школе это научно-обоснованная система мер, направленная на профессиональное самоопределение учащегося, становление будущего профессионала, способного применить свои способности с пользой бля себя и общества[6].

Существуют основные стадии становления профессионального самосознания:

1. Стадия наглядных представлений о мире профессий.

Эта стадия начинается в возрасте становления самосознания как такового в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в игровой форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и другие, основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. На данной стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

2. Стадия профессионального самопознания.

Освоив определённые представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их использовать в жизни. Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что еще у них нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью общением со сверстниками. Именно это создает запрос на самопознание, в том числе и на самопознание в профессиональной сфере. Здесь уже завершается процесс становления профессионального самосознания. Именно поэтому, профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.

В дошкольном и младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Для этой цели и предназначены профориентационные занятия в начальной школе. Структура профориентационных занятий в начальных классах основывается на их возрастных особенностях. Эти особенности не являются одним и тем же для первого и для четвертого классов. Необходимо кратко их рассмотреть, чтобы понять обоснованность использования тех или иных методов работы.

Теория и практика обучения и воспитания: педагогические условия воспитания трудолюбия у младших школьников; возможности творческого развития и профессионального самоопределения в процессе формирования технологической культуры школьников.

Задачи профориентационной работы в начальной школе:

1. Знакомство учащихся с различными видами профессий.

2. Формирование конкретных и наглядных представлений о существенных сторонах профессии.

3. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к чужому и своему труду, старательность, аккуратность.

4. Развитие интереса к различным профессиям.

Для эффективного процесса профориентации младших школьников имеются организационно-педагогические условия:

Целесообразная организация труда младших школьников: организация систематического, интересного труда, связанного с игрой; предоставление возможности ребенку почувствовать себя полезным членом общества; сочетание коллективной и индивидуальной деятельности детей; чередование трудовой деятельности с отдыхом; организация материальной среды и удобного трудового оборудования в урочной и во внеурочной деятельности.

Организация совместной деятельности по профориентации: формирование творческого коллектива единомышленников с партнёрским стилем взаимоотношений; совместное планирование работы профориентации; распределение обязанностей между участниками; координация и согласование профориентационных усилий; использование разных методов стимулирования родителей к совместной деятельности; выстраивание системы научно-методической работы для педагогов и организации помощи в психолого-педагогическом просвещении родителей.

Очень важно помнить, что профориентационная работа в начальной школе приведёт к положительным результатам тогда, когда будут соблюдаться следующие принципы: систематичность и преемственность, то есть работа ведется с первого по четвертый класс. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Правильный выбор разнообразных приёмов и методов, а также разнообразных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями. Связь профориентации с жизнью.

Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Проводимая в начальной школе профориентационная работа является основой, на которой, возможно, будет строиться все последующая работа по профессиональному определению в средней школе.

В профориентационные мероприятия необходимо включать ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых это способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Чем с большим количеством профессий будет знаком ребенок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем процессе профессионального выбора [11,c.41].

Таким образом, профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при учете их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Библиографический список:

1. Милованова Л.А. Подготовка будущих учителей начальных классов к ранней профориентации младших школьников// Современные проблемы наук и образования.-2017.№ 4.

2. Черкасова А. М. Профориентация младших школьников // Начальная школа. – 2016.

Читайте также: