Ранняя профориентация дошкольников в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Коровина Ольга Валерьевна

Организация: МКДОУ Новоисетский детский сад

Населенный пункт: Свердловская область, Каменский район, село Новоисетское

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…

В свете введения ФГОС ДО возник вопрос о ранней профориентации детей дошкольного возраста . Об этом говорили Е. Н. Землянская, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов и др. Они отмечали важность формирования самоопределения ребёнка. А . И. Логинова, С. А. Козлова, А. Ш. Шахматова и др. в работе по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрыли то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Профессиональное самоопределение - это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.,) основываясь на наблюдениях за действиями взрослых

Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:

- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются: - профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации

Именно поэтому в своей работе по ранней профориентации придерживаюсь следующих целей и задач:

- сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои знания, умения и навыки в доступных видах деятельности;

- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений.

Ребенку младшего дошкольного возраста свойственен интерес к деятельности взрослых.

Наблюдение за трудом для ребенка имеет большое значение : оно уточняет представление детей, развивает любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствует выработке положительного отношения, уважения к труду.

На первом этапе необходимо формировать представление о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых ими, орудиях труда. В этом помогают экскурсии по детскому саду. Приближение работы взрослых к детям. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Здесь важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно уточняю, дополняю, закрепляю сведения, полученные ими во время наблюдений. Исходя из возрастных особенностей детей, мной были организованы следующие экскурсии:

- в медицинский кабинет;

В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, прошу взрослых производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы.

Наблюдая за трудом взрослых, ребенок сам постепенно изъявляет желание трудиться, оказывая посильную помощь.

Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, картин, составление рассказов о профессиях по алгоритму также несет важную информационную роль в формировании первичных представлений о профессиях. С помощью художественных произведений можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий, обратить внимание детей на сказочных героев, которые трудятся.

При формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о профессиях и труде взрослых в своей работе использую дидактические игры, направленные на расширение представлений о разнообразии профессий, их названии, роли, значении. С помощью игр знакомлю с орудиями труда, инструментами, прививаю уважение к труду взрослых.

В группе есть несколько видов настольно-печатных игр: :

Грамотное проведение дидактических игр позволяет мне расширить представления детей о людях разных профессий. В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно–ролевые игры профессионально–ориентированной направленности, так как игра это основной и ведущий вид деятельности дошкольника.

Сюжетно–ролевые игры – это одни из самых любимых игр у детей. Ведь в игре можно стать кем угодно – врачом, парикмахером, водителем.

Ролевая игра подразумевает, что главную роль возьмет на себя ребенок. Дошкольник играя, представляя, что он уже взрослый. Намного проще ребенку будет принять роль, если у него будут характерные атрибуты для выбранного героя.

Для развития игровой деятельности необходимо создание предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-игровая среда нацеливают дошкольников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре.

С помощью сюжетно-ролевых игр закрепляются знания о труде людей различных профессий, развивается речь, воображение, умение взаимодействовать друг с другом.

Работа с родителями - это важное направление в моей работе по профориентации дошкольников. В этом направлении я провожу следующие мероприятия: конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями; оформление папок-передвижек;анкетирование.

Также использую формы работы:

3. Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, спектаклям;

Результат совместной деятельности воспитателей, родителей и детей позволяет нам сделать вывод что, кругозор детей расширяется, уровень знаний поднимается на новую ступень. Они с удовольствием знакомятся с новыми профессиями и применяют полученные знания в игре.

Подводя итог, можно сделать вывод, что знакомство детей с профессиями очень важно начинать именно в раннем возрасте, так как это расширяет кругозор, коммуникативные умения, обогащает словарный запас, активизирует внимание, развивает мышление.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

1.2. Актуальность опыта работы

Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением.

Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, я пришла к идее разработки опыта, целью которого является создание условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их ценности. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

2. Углубить представления детей о разнообразии сельскохозяйственных и рабочих профессий как особенности профессионального мира нашего края;

3. Создать условия для включения полученных представлений о труде взрослых разных профессий в самостоятельную деятельность детей;

4. Развивать у детей творческую инициативу, познавательную активность, словарный запас по данному направлению;

5. Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий, практические навыки безопасного использования предметов труда;

6. Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании знаний, развитии интереса к трудовой деятельности через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию.

1.4. Теоретическая база опыта

В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, А. Ш. Шахманова, М. В. Крулехт.

В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М. В. Крулехт и В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Педагоги, Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

1.5. Новизна опыта работы выражается в том, что разработана педагогическая система формирования представлений детей о профессиональной дифференциации и взаимосвязи труда взрослых в игровой деятельности, которая представляет собой своеобразное сочетание форм, методов, приемов, известных инновационных технологий их комбинирование, модификацию, имеющую в совокупности новизну. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность, дает возможность организации субъект-субъектных отношений и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка в процессе ознакомления с профессиями.

Может использоваться в дошкольных образовательных учреждениях воспитателями, педагогами дополнительного образования

Раздел II. Технология опыта

Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, но не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности, его знакомства с профессиями родителей.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий. Наиболее эффективными технологиями именно в реализации профориентационного направления, на мой взгляд, являются:

1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова).

2. Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова).

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Я. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н Михайленко).

4. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова).

5. Информационно-коммуникационные технологии.

Почему же родители перестали рассказывать своим детям о ценностях профессий и вообще честного труда? Почему утрачиваются трудовые династии? Куда исчезла, испарилась трудовая доблесть? Почему французский булочник, турецкий строитель, шведский трубочист гордятся своими профессиями, а мы скорбно умалчиваем о своих сварщиках, плиточниках, кондитерах, слесарях, столярах, плодами труда которых созидается ежедневная жизнь каждого? Что, уже нет любимых и интересных профессий у взрослых? Одержимых мечтой летчиков, самозабвенных и преданных учительниц, уважаемых строителей, известных в округе честных продавцов, настоящих военных - адмиралов и полковников.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

6. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребенка. Работа осуществляется во время организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Решению задач во многом способствует взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития детей, создания равных условий образования дошкольников независимо от материального достатка семьи, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Одним из перспективных методов ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является метод проекта, так как основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересными мотивационным. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, учит быть уверенным в своих силах. Разновидностью проектной деятельности является технология лэпбукинга. Зачем нужен лэпбук?

• Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

• Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

• Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию в школе рефератов.

• Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.

В каждой группе нашего дошкольного учреждения были оформлены лэпбуки по разным профессиям : врач, швея, водитель, электрик, пожарный, балерина.

Такая профессиограмма ложится на любую профессию.

В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения. Насыщенная, четко спланированная совместная деятельность детей и взрослых эффективно отражается на качестве самостоятельной. Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:

- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);

-продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);

- выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);

Раздел III. Результативность опыта

В результате реализации системы работы на данном этапе дети познакомились с некоторыми профессиями, связанными с земледелием и производством, оказанием услуг, воспитанием и обучением детей. Ребята научились выражать предпочтение определенной группе или конкретной профессии. Изготавливая своими руками атрибуты, проявляют творческие способности, конструктивные навыки, играют более бережно.

Взаимодействие с родителями, включение их в совместную деятельность с детьми, сплачивает наш коллектив. Результаты работы по вопросу ранней профориентации легко проследить в процессе проведения диагностики сформированности представлений о профессиях.

Дети проявляют интерес к профессиям своих родственников, гордятся своими родителями, дают грамотную оценку результатам труда взрослых. Эти результаты стимулируют меня на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в этом направлении, на поиск новых форм и методов работы по ранней профориентации

Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, или инженером, или служит на границе, или строит новый космодром, мама учит детей или шьет модные костюмы. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.

Будущее детей-дошколят предугодать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.

Работу по данным направлениям считаю продуктивной и перспективной. Я убеждена, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, быть может, выбирая кем пойти учиться, мои воспитанники вспомнят наши игры…

Опыт работы по нравственному воспитанию старших дошкольников в рамках проектной деятельности Я хочу представить вам свой опыт работы по нравственному воспитанию старших дошкольников в рамках проектной деятельности. Целью духовно-нравственного.

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС в подготовительной группе Кадырова М Ш Опыт работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС (подг гр.)Кадырова М Ш. Задача педагогов.

Организация индивидуально-ориентированного обучения дошкольников Цель индивидуально-ориентированного обучения: развитие ребенка как единичного существа, носителя индивидуальных черт, отличающих его от.

Игра по профориентации дошкольников в детском саду по профессии врач

Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.

Раннюю профориентацию детей дошкольного возраста осуществляют не только воспитатели ДОУ. Этим также занимаются музыкальные руководители, учитель-логопед, психолог, инструкторы по физкультуре и плаванию.

Цели и задачи

Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы. Таким образом, главная задача знакомства воспитанников ДОУ с профессиями – подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу и реализации своего трудового пути.

Среди прочих задач работы по ранней профориентации в детском саду выделяют такие:

  • Моделирование профессионально-ориентированной среды, которая помогает сформировать у дошкольников базовое представление о разнообразии профессий и вызвать интерес к труду.
  • Разработка системы первичной профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.
  • Формирование у малышей основных понятий об отраслях экономики родного края, рабочих процессах на производстве, используемом современном оборудовании.
  • Создание на базе детского сада целостного информационного пространства, посвященного профессиональному самоопределению его воспитанников.
  • Разработка системы критериев и оценивания результативности работы по ранней профориентации дошкольников.
  • Организация сотрудничества с родственниками воспитанников в формировании у малышей базовых представлений о различных видах деятельности, их значении для общества в целом и каждого человека в частности, позитивного отношения к любым законным профессиям.

Младший возраст

Сколько лет ребенку Группа Задачи
3 года Первая младшая Формирование базовых понятий о взрослом труде (знакомство с работой нянечки, медсестры, врача, водителя, повара).
Содействие развитию игр с отражением работы взрослых и их простейших действий (например, шофер сидит за рулем машины, везет пассажиров или груз).
Формирование у детей в процессе игры навыков взаимодействий с партнерами.
4 года Вторая младшая Воспитание интереса к профессиональной деятельности взрослых, обучение наблюдению за работой людей из ближайшего окружения, тренировка навыков коммуникации.
Дальнейшее знакомство с работой окружающих (врач, парикмахер, повар, продавец и так далее) с акцентированием внимания на конкретных действиях этих людей и том результате, который они получают.
Обучение взаимодействию в сюжетно-ролевых играх с 2-3 участниками (к примеру, водитель и пассажир; врач с медсестрой и пациент; воспитатель с нянечкой и малыши).
Воспитание бережного отношения к вещам, сделанным людьми. Ребенок должен понимать, почему с ними нужно обращаться аккуратно и в чем их ценность.
Развитие интереса к профессиям, предполагающим уход за растениями и животными (цветовод, флорист, ландшафтный дизайнер, селекционер, ветеринар, орнитолог, кинолог и так далее). Обучение общению и дружественному взаимодействию с миром природы.

Средний возраст

Сколько лет ребенку Группа Задачи
5 лет Средняя Дополнение и углубление представления воспитанников о работе сотрудников ДОУ.
Дальнейшее знакомство детей с разными профессиями (кассир, почтальон, охранник, учитель и так далее).
Обогащение сюжетно-ролевых игр о видах деятельности, побуждение воспитанников к самостоятельному моделированию ситуаций. Воспитание интереса к играм строительно-конструктивного направления. Привлечение детей к сооружению различных построек (например, мостов, домов, магазинов, гаражей и прочих).
Помощь ребенку в социальных взаимоотношениях (выбор понравившегося образа, профессии), развитие эмпатии.

Старший возраст

Ориентировочно в 6-7 лет ребенок обретает способность давать оценку делам других людей и начинает сравнивать себя с ними. Он гораздо активнее интересуется миром взрослых и их работой. Если воспитанники младших групп детского сада просто подражают своим наставникам, имитируя их действия, то старшие уже имеют базовые понятия как минимум о нескольких профессиях и могут более-менее связно рассказать о них (назвать орудия труда, как выглядят их представители, чем они занимаются и почему их деятельность важна для общества).

Сколько лет ребенку Группа Задачи
6 лет Старшая Расширение имеющихся представлений о разных профессиях. Акцент внимания на результатах труда и значимости для общества.
Обобщение знаний детей о строительных и аграрных профессиях: плотник, маляр, каменщик, комбайнер, овощевод, животновод и так далее.
Воспитание уважительного отношения к человеку, который работает и приносит пользу обществу, а также желания трудиться.
Формирование способности к творческой комбинации различных событий в процессе создания нового игрового сюжета игры. Развитие умения взаимодействовать в этом с партнером.
Отражение в играх моментов из реальности (поликлиника, супермаркет, салон красоты, школа, почтовое отделение) и из сказок, мультфильмов, собственных фантазий.
7 лет Подготовительная к школе Расширение представлений воспитанников о технологическом прогрессе – в частности об устройствах и машинах, которые помогают человеку в быту и на производстве (принтер, компьютер, робот-пылесос, стиральная и посудомоечная машины, медицинское оборудование и так далее).
Выборочное знакомство детей с профессиями автомобильной, аэрокосмической, агроиндустриальной, химической и медико-фармацевтической сфер (с учетом региональных особенностей).
Углубление представлений о разных видах деятельности (учитель, спасатель, ученый и так далее).
Обогащение кругозора воспитанников информацией о разновидностях работы на производстве (строительство, шитье, изготовление пищевых продуктов, электроники), а также сервисного труда (в торговле, медицине, общественном питании и так далее). Объяснение взаимосвязи между разными профессиями (например, фермер и машиностроитель, фермер и продавец).
Дальнейшее насыщение содержания игр профориентационной направленности. Развитие у детей умения самостоятельно определяться с темой игры, строить сюжет на основе информации, полученной в процессе наблюдения за трудом окружающих.
Формирование умения выстраивать новые игровые сюжеты, согласовывая собственные идеи с партнерами.
Воспитание осознанного отношения и уважения к труду родителей и ближайших родных (бабушки, дедушки, дяди и тети).

Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников

Профориентация в ДОУ по ФГОС должна базироваться на таких принципах:

  • Взаимодействие с ориентацией на личность (фундамент воспитательно-образовательного процесса – глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному его участнику, учет индивидуальных нюансов его развития).
  • Доступность и достоверность информации о профессиях.
  • Открытость (у каждого ребенка есть право на участие в профориентационной деятельности, демонстрацию результатов своей работы или отказ от всего этого, право предоставлять личные достижения по своему усмотрению, а также самостоятельно решать, продолжать ли работу или закончить ее).
  • Диалогичность (обсуждение с детьми хода выполнения поставленных задач, полученных результатов, перспективности продолжения работы, а также разбор ситуаций, которые помогли или помешали достичь успеха).
  • Активизация практической деятельности (предпочтение таких форм, как игра, развлекательное мероприятие, беседа, трудовое поручение, наблюдение и экскурсия).
  • Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать себя субъектом собственных действий и взаимоотношений со сверстниками).
  • Региональный компонент (при ведении профориентационной работы с воспитанниками ДОУ следует учитывать особенности региона их проживания, востребованность профессий на его территории и социальный запрос).

Формы совместной деятельности педагогов и дошкольников

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы. Они предполагают активное взаимодействие педагога и дошкольника, а также детей между собой.

Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов:

  • название вида деятельности;
  • места работы;
  • орудия труда и материалы для него;
  • рабочая одежда (форма);
  • обязанности работника;
  • черты характера и личностные качества;
  • плоды труда и его польза для людей.

Экскурсия

Для экскурсии с профориентационной целью воспитатели ДОУ обычно выбирают какое-либо предприятие или учреждение. К примеру, можно отвести детей в ближайший магазин или супермаркет и познакомить их с профессиями продавца-консультанта и кассира. Если такой возможности нет (в связи с карантином либо другими ограничениями), можно устроить экскурсию в рамках детского сада: организованно посетить с воспитанниками кухню, кабинет медсестры, рабочее место завхоза и директора.

При отсутствии возможности организовать настоящую экскурсию можно провести виртуальную. Эта форма обучения предполагает наблюдение за деятельностью реально существующего предприятия или организации посредством интернет-трансляции или просмотра видеосюжета. К примеру, пожарная часть в городе не всегда доступна для посещения с группой дошкольников 5-6-летнего возраста. В случае отказа воспитатель может договориться о виртуальной экскурсии, чтобы дети могли посмотреть, чем занимаются огнеборцы, или показать воспитанникам заранее записанный сюжет о работе в части.

В процессе экскурсий следует концентрировать внимание дошкольников на личности представителя конкретной профессии, на том, как он относится к своей работе и его взаимоотношениях с коллегами. После возвращения в детский сад нужно обязательно устраивать обсуждение увиденного – пусть дети расскажут, что им больше всего понравилось и запомнилось.

Наблюдение – вспомогательная форма профориентационной работы. Она всегда задействуется в комплексе с основной – экскурсией, выставкой или игрой. Представляет собой организованный воспитателем процесс восприятия дошкольниками объектов и субъектов, которые их окружают. Для достижения желаемых результатов он должен быть достаточно продолжительным и регулярно повторяемым.

Основная цель наблюдения в рамках профессиональной ориентации – получение практически значимой информации о профессии и орудиях труда, их предназначении и применении. К примеру, непосредственно в ДОУ дети могут наблюдать за работой медсестры прямо в ее кабинете во время выполнения обязанностей.

Тематическая выставка – отличное подспорье в профориентационной работе воспитателя, а также способ публичной демонстрации достижений детей и педагогов ДОУ. Участие в таком мероприятии позволяет обрести опыт самостоятельной деятельности, обучиться презентации результатов своего труда.

Сюжетно-ролевые игры варьируются в зависимости от уровня сложности и возраста детей разных групп. Пространство для них должно быть организовано грамотно и содержать:

  • игровое оборудование для имитации элементарных трудовых действий (атрибутика профессий: ширмы, моделирующие экстерьер разных предприятий, рабочая форма и игрушечные орудия труда);
  • игрушки и инструменты для творчества и созидания (конструкторы разных типов, автомобильные треки, масса для лепки, магнитные доски и так далее);
  • современные технические средства моделирования игровых ситуаций с помощью педагога (проектор, интерактивная доска и другие).

Средства наглядности

Любая форма профориентационной работы с малышами требует применения средств наглядности. К ним относят техническое оборудование (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры или ноутбуки, телевизоры), видеопрезентации, тематические картинки, фотографии и иллюстрации, книги.

Если наглядность грамотно подобрана и вовремя продемонстрирована детям, она позволяет расширить их кругозор, конкретизировать формирующиеся и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, она стимулирует интерес к различным видам деятельности взрослых.

Техническое оборудование

Среди технического оборудования для профессиональной ориентации в ДОУ чаще всего используются:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • телевизор.

На интерактивной доске очень удобно демонстрировать видео и анимированные фрагменты, создавать иллюстрированные слайды. Это устройство вносит разнообразие в занятия, придает им яркости и привлекательности, помогает более доходчиво донести важный материал до каждого воспитанника. К такой доске может одновременно подойти вся группа. Таким образом, взаимодействие с новой информацией получается активным и всесторонним. К тому же на ней с легкостью меняются и перемещаются объекты, позволяя быстро формировать логические связи.

Проектор обычно применяют, чтобы показывать дошкольникам мультимедийные презентации и заранее записанный или скачанный видеосюжет. К примеру, в ходе экскурсии на ферму, где разводят кроликов, детей знакомят с фермером и на слайдах показывают им весь процесс выращивания этих животных: кормление, уход, лечение.

Игровые комплексы

Применение такого средства наглядности помогает глубже познакомиться с профессией и перевоплотиться в ее представителя. В сюжетно-ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов вначале участвует и воспитатель, а затем его подопечные переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.

Познавательная литература и пособия

К познавательной профориентационной литературе для дошкольников относятся детские художественные книги, энциклопедии и периодика (газеты, журналы). Касательно наглядных пособий, воспитатели обычно пользуются картинками, иллюстрациями, фотографиями, альбомами и демонстрационными плакатами. Все это применяется для совместной и индивидуальной деятельности детей, связанной с получением интересной информации о разных профессиях.

Что именно оттуда можно почерпнуть? Стихи (в том числе для гимнастики – артикуляционной и пальчиковой); рассказы и сказки; загадки о занятиях человека и орудиях труда; пословицы и поговорки о работе и необходимых для нее личностных качествах; считалки и скороговорки. Все это можно с успехом применять, например, на физкульминутках, в ходе которых дети будут параллельно получать новые сведения о профессиях и закреплять уже имеющиеся знания.

Главные цели проекта:

  • закладка информационного фундамента для полноценного знакомства с видами деятельности;
  • формирование трудолюбия и его поощрение;
  • ориентация на созидание и творчество.
  • сформированное комплексное понятие о мире труда взрослых (знание устройства значимых сфер и видов деятельности, понимание взаимосвязи разных профессий внутри одной отрасли);
  • хорошая осведомленность о функциях как минимум 200 профессий;
  • узнавание профессии по орудиям труда, форме, аксессуарам;
  • проявления трудолюбия, доброты, эмпатии, желания помогать другим и умения принимать помощь.

В развивающей среде широко задействована визуализация –карта сфер и видов деятельности, выполненная в форме огромного пазла. Это настоящая игровая площадка, которая превратит профориентационное занятие в увлекательный исследовательский процесс. На основе мира Взросляндии и профисказок разработаны сюжетно-ролевые игры, которыми может воспользоваться педагог.

  • трудолюбия;
  • терпеливости;
  • эмпатии;
  • решительности и ответственности;
  • самостоятельности;
  • критичности в оценке того, что навязывает окружение;
  • умения отличать хорошее от плохого;
  • способности к саморазвитию и самообучению;
  • умения оказывать помощь и принимать ее.

Подведем итоги

Социализация ребенка до 7 лет происходит в основном посредством игры, поэтому сюжетно-ролевая ее разновидность лучше всего подходит для углубления и расширения уже имеющихся представлений детей о работе взрослых, их взаимодействиях с коллегами, о специфике разных профессий. Такая игра ценна тем, что отражает реальную жизнь. Кроме того, она способствует воспитанию уважительного отношения к труду, демонстрирует его пользу для общества, вызывает интерес детей к работе. Грамотно спланированная и организованная игра позволяет заложить основы для формирования личностных качеств, которые потребуются для успешной трудовой деятельности в будущем: ответственности, справедливости, взаимовыручки.

Объемный сборник авторских научно-методических разработок по ранней профориентации дошкольников, конспектов образовательной деятельности, сценариев мероприятий с родителями можно найти и скачать по ссылке.


Данный материал будет интересен воспитателям старшего дошкольного возраста детских садов, музыкальным работникам, организаторам детского досуга.

Ключевые слова: ранняя профориентация, профессиональное самоопределение.


Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу — знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется — введение дошкольников в профориентацию.

Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ранняя профориентация заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, привить уважительное отношение к результатам чужого труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Дошкольный возраст — это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения.

Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых проводим в процессе организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.

В своем соду мы начали развивать навыки профориентации. Знакомим детей со спецификой различных профессий, а также интересуемся, кем они хотят стать, когда вырастут. Чем больше дошкольники получают разнообразной информации, тем легче им будет сделать в будущем выбор, который определит их жизнь.

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяем традиционные методы обучения и воспитания:

— словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

— наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

— практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

— игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Для этого использовали в практической деятельности сочетание друг с другом.

Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по трем направлениям:

— приближение детей к труду взрослых;

— ознакомление детей с трудом взрослых;

— совместная деятельность детей и взрослых.

I. Приближение детей к труду взрослых . На этом этапе мы знакомим детей с профессиями, как на занятии, так и вне: рассказываем о труде взрослых с показом иллюстраций. А также организовываем в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии.

Знакомство с профессией проходит по алгоритму :

  1. Сюрпризный момент (родитель встречает детей)

2. Снятие у детей эмоционального напряжения (родитель приветствует детей и предлагает ребятам поучаствовать в познавательно-игровой программе).

3. Постановка перед детьми игровой задачи. ( Гость рассказывает о своей профессии, загадывает интересные игры-загадки, проводит разминку: ритмическая гимнастика под музыку, играет в игры, в ходе которых дети принимают на себя роль профессии).

4 . Итог ( по завершению мероприятия дети получают памятки)

II . Ознакомление детей с трудом взрослых. На этом этапе организовываем экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий — на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

С ребятами мы посетили кабинет медсестры (Анна Ивановна рассказала детям о своей работе, показала различное оборудование: весы, ростомер. Рассказала, что прививки нужно делать обязательно. Если вам сделают прививки, вы будете меньше болеть. И бояться прививок не надо. Перед уходом медсестра угостила детей витаминами).

Посетили прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрели, как работникам прачечной удаётся протирать так много белья и т. д.

III. Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

Также, согласно возрастным особенностям детей в ДОУ могут функционировать мастерские, где ребенок может упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учетом специфики каждой профессии и создает условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какие могут быть профессии будущего.

Каждую мастерская оснащена РППС специальным игровым оборудованием, дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д. Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации оказывают родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых — это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Недаром говорят, что дети — это наше будущее, а пока наше будущее еще маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией.

Основные термины (генерируются автоматически): труд взрослых, ребенок, детский сад, ознакомление детей, профессия, ранняя профориентация, III, дошкольная образовательная организация, приближение детей, профессиональное самоопределение.

Читайте также: