Ранним утром молодой человек оказался среди лугового раздолья тропинка вела на переправу изложение

Обновлено: 04.07.2024

Ответ оставил Гость

Однажды летом я приехал в одну из заонежских деревень к Захаровой. Она увидела меня,отложила валёк и вытерла потное лицо.На вальке были вырезаны травы, какие-то птицы.
Она не сразу согласилась петь." Я пою когда родина во мне затоскует." Я не понял."Ну, как тебе это растолковать,желанный. Вот иной раз к вечеру выйдешь на озеро.Лежит на осине и тот трепещит. И как-то сладко станет на сердце, затоскует родина во мне, и я запою"
Сказительница называла тоской по родине любовь. Чувство родной страны требует немедленного выражения.
87 слов.

Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы представленного текста. Этот урок может помочь найти простой и понятный путь выделения проблемы Урок был проведен в 7 классе, но он может быть использован и в других классах

Цель урока: закрепить знания о типах и стилях речи, формировать умение определять тип и стиль речи на примере представленных текстов

Задачи урока:

Образовательная:

Развивающая:

  • развивать устную речь, умение четко, логично и правильно формулировать свои мысли;
  • формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Воспитательная:

Используемые приемы, методы, технологии обучения: технология системно-деятельностного подхода, метод наблюдения над языковым материалом, частично-поисковый метод

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование и основные источники информации: интерактивная доска, проектор, словари, карточки с заданиями тестов ЕГЭ

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Сегодня у нас урок развития речи. Мы с вами повторим то, что знаем о тексте, вспомним типы и стили речи. А главное – будем продолжать учиться выделять тему, идею и проблему произведения.

2. Обобщение знаний о типах и стилях речи.

Тексты бывают разными, но их всегда можно отнести к какому-либо типу. Какие типы речи вы знаете?

Типы речи

Тип речи

Отвечает на вопрос

Каков? Какой предмет?

Что? Где? Когда? С кем произошло?

Почему автор утверждает что-то?

(При ответах учащиеся должны не только дать название типу речи, но и назвать характерные особенности данного типа. Например, указать, что повествование и рассуждение имеют определенное строение (в повествовании есть завязка – развитие действия – кульминация – развязка; в рассуждении обязательны тезис – доказательства – вывод).

Возьмите лист № 1. Определите типы речи. Используя схемы, докажите свой выбор. (Приложение №1)

Каждый из представленных текстов можно отнести и какому-то стилю речи. Вспомните, какие стили речи вы знаете.

( На доске записываются ответы:

Ученики не только называют стиль, но и вспоминают его отличительные особенности. Например, в художественном стиле встречаются различные средства выразительности (эпитеты, метафоры и т.д.); в научном обязательно используются научные термины; разговорный отличается тем, что в нем часто употребляются просторечные слова и выражения).

Определите стили представленных текстов. Ответы запишите в тетрадь. Докажите свой выбор.

Какие стили не представлены. Приведите пример официально-делового стиля.

2. Тема , идея, проблема текста.

Возьмите лист № 2. (Приложение № 2) Прочитайте текст, определите тип и стиль речи.

Прокомментируйте пропущенные орфограммы.

В выделенных предложениях пропущены запятые. Объясните где и почему вы их поставите.

(Ученики находят причастный и деепричастный оборот, объясняют постановку запятых).

Теперь мы с вами переходим к главной теме урока: тема, идея, проблема текста.

- Что такое тема текста?

Тема – о чем этот текст.

Определите тему представленного текста.

Тема: научная деятельность.

- Что такое идея текста?

Идея – то, что хотел сказать автор текста.

- Как вы думаете, что хотел сказать читателям автор этого текста? Какова его идея?

Идея: научная деятельность влияет на человека, на его жизнь.

- Рассуждая на какую-то тему, автор публицистического текста обычно раскрывает какую-либо проблему.

Проблема – теоретический вопрос, требующий разрешения исследования.

-Попробуем сформулировать вопрос.

Как научная деятельность влияет на жизнь человека?

- Этот вопрос и поможет нам четко определить проблему текста.

Проблема влияния научной деятельности на жизнь человека.

(Выделенные понятия записываются учителем на доске, ученики записывают в тетрадь)

- Связана ли проблема с темой и идеей текста?

3. Закрепление изученного.

4. Подведение итогов урока.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что такое тема, идея, проблема текста?

- Как мы учились выделять проблему текста?

(Сначала определили тему и идею, а потом выделили проблему).

Приложение № 1.

Елена вернулась в свою комнату, села перед раскрытым окном и оперлась головой на руки. Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица было что-то порывистое и торопливое. Она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед.(По И.С.Тургеневу)

Однажды Андрей пропал на целую неделю. Мать выплакала глаза, а отец ничего – ходит по саду да курит. На другое утро Андрея нашли, преспокойно спящего в своей постели.

Днем отец только и спросил, готов ли у него немецкий перевод.

- Нет, – отвечал он.

Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног.

-Ступай, откуда пришел, - прибавил он, - и приходи опять с переводом, вместо одной – двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала. Без этого не показывайся!

Андрей воротился через неделю, принес перевод и выучил роль.(И.А. Гончаров)

Во-первых, слово три обозначает отвлеченное число или количество предметов, например, три книги. Слово трижды обозначает признак действия, например, повторял трижды.

Во-вторых, слово три изменяется по падежам: три книги, трех книг и т.д., а слово трижды не изменяется.

В-третьих, слово три сочетается с именем существительным, а слово трижды сочетается с глаголом.

Значит, слова три итрижды – разные, поэтому они относятся к разным частям речи: три – имя числительное, а трижды – наречие.

Приложение № 2.

Наукой заниматься трудно. Это хорошо знает тот, кто посв…тил ей жизнь. Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку ученый взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять изощренное терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно пережива..мой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой.

Наукой заниматься не только трудно. Наукой заниматься (не)обходимо. Исследовательская деятельность воспитывает личность, разв…вает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое.

Наукой заниматься не только необходимо. Наукой заниматься приятно. Во-первых, потому, что преодоле(н,нн)ая трудность пр…носит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызыва…т желание повторить собстве(н,нн)ый подвиг, вновь испытать радость победы. Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придает смысл жизни. В-третьих, потому, что настоящий ученый получает удовольствие от работывыполняемой самостоятельно.

Наукой заниматься приятно потому, что она уберегает от мелких, в(ь,ъ)едливых неприятностейне позволяя им властвовать душой. Наука помогает пережить даже беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим от неприятностей сознанием. Заг…ревшийся в душе огонек будет оберегать человека, (не)давая ему погрязнуть в скуке.

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-8.

(1). (2)Сохранились лишь остатки стен и колоннады Парфенона. (3) . руины позволяют говорить об удивительной красоте храма. (4)В центре площади перед Парфеноном стояла большая бронзовая статуя Афины-Воительницы. (5) Шлем и наконечник копья, которое она держала в руках, были покрыты золотом. (б)Сверкая на солнце, они были хорошо видны в любой точке города. (7)Создавалось ощущение, что богиня Афина бессменно охраняет покой его жителей. (8)Внутри Парфенона находилась ещё одна статуя богини. (9) Она была сделана из дерева, слоновой кости и золота. (10)0бе эти статуи создал знаменитый греческий скульптор Фидий. (11)Ни одна, к сожалению, не сохранилась, и судить о них можно лишь по восторженным откликам современников и многочисленным копиям, сделанным уже в те времена, когда Греция была покорена римлянами.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте ?

1)За несколько веков до нашей эры в Древней Греции существовало

искусство, которое мы теперь называем античным.

  • Особенно расцвело античное искусство в Афинах в V веке до нашей эры.
  • На высоком холме в самом центре Афин был воздвигнут мраморный Акрополь.
  • В Афинах находились самые красивые храмы Древней Греции, и среди них знаменитый Парфенон.

2. Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

  • Но и эти 3) Между тем
  • Например4) К счастью

3. Укажите тип(-ы) данного текста.

  • описание3) рассуждение и описание
  • повествование4) описание и повествование

4 . Укажите стиль речи, использованный в данном тексте.

  • публицистический3) научно-популярный
  • художественный4) официально-деловой

5. Найдите в тексте предложение, которое связано с предыдущим пред­ложением при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

6. Какие слова не являются грамматической основой в одном из пред­ложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  • руины позволяют говорить (3)
  • она была сделана (9)
  • статуи создал (10)
  • Греция была покорена (11)

7. Укажите значение слова остатки во втором (2) предложении.

  • излишек
  • то, что осталось от прежде существовавшего
  • то, что остаётся как негодное
  • оставшаяся часть, конец

8. Найдите в тексте такое предложение, которое имеет в своем составе односоставное безличное предложение. Напишите его номер.

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-8,

(1). (2)Всё вокруг засверкало, заблестело, заиграло. (З)Молодой человек невольно остановился: впервые открылось взору столь редкое зрелище. (4)Какой алмазный фонд может сравниться с таким богатством! (Б)Переливалась разноцветьем огромная бриллиантовая россыпь, казалось, протяни руки — и бери пригоршнями эти несметные богатства. (6)Надо было идти, но что-то удерживало парня, каким бедным и неуютным показался ему в те минуты мир, ожидавший его, мир камня, железа, стекла. (7)И тут пришло спасительное решение, снимающее тяжесть расставания, боль тоски сердечной: сюда стоит прийти ещё раз, чтобы встретить здесь восход солнца, вдоволь насладиться столь редкостным зрелищем. (8). прошли годы, немало утренних рос довелось увидеть юноше в дальних походах незабываемой военной поры, в полях и лугах мирных лет. (9)Давно уже он распрощался с молодостью, а приокская тропа, проложенная среди бриллиантовых россыпей росы, не забывается, не тускнеет в памяти.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

  • Ранним утром молодой человек оказался среди лугового раз­долья.
  • Восход солнца неожиданно обрушил на луг огненную лавину и поджёг травы.

3)Серая мгла медленно уползала, и луговой ковёр всё отчётливее проступал перед взором, отливая серебром, словно инеем.

4)Всё казалось обычным.

2. Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропуска в восьмом (8) предложении текста?

3. Укажите тип(-ы) данного текста.

  • описание и повествование3) рассуждение и описание
  • повествование4) описание

4 . Укажите стиль речи, использованный в данном тексте.

  • публицистический3) научно-популярный
  • художественный4) официально-деловой

5. Найдите в тексте предложение, которое связано с предыдущим пред­ложением при помощи соединительного союза и указательного наречия. Напишите номер этого предложения.

6. Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  • надо было идти (6)3) ему показался (6)
  • тропа не забывается, не тускнеет (9)4) он распрощался (9)

7. Укажите значение слова показался в шестом (6) предложении.

  • стал доступным взору
  • прийти куда-нибудь, появиться где-нибудь
  • представляться воображению
  • произвести то или иное впечатление

8. Укажите, какое средство художественной выразительности исполь­зовано в девятом (9) предложении текста.

1) метонимия3) метафора

Вариант 3

Прочитайте текст и выполните задания 1-8.

(1). (2)Как когда-то античные мастера, так и художники Возрождения преклонялись перед красотой человека, перед величием его духа. | (З)Героем художников Возрождения стал не средневековый мученик и аскет, а жизнелюбивый, мужественный, стремящийся к земному счастью человек. (4). художники по-прежнему писали картины на религиозные и библейские сюжеты, но картины их теперь были скорее похожи на сцены из реальной жизни.(5) В то время в Италии жило много знаменитых художников, но имена трёх гениальных мастеров XVI века, времени Высокого Возрождения нужно знать каждому. (6) Это — Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонаротти. (7) Прошло почти пять столетий после эпохи Возрождения. (8) Однако искусство её мастеров не перестаёт волновать и восхищать нас.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в данном тексте?

  • Наступил XIII век, положивший начало эпохе Возрождения в Италии.
  • В это время возродился интерес к античному искусству.
  • Позднее, уже в середине XV столетия, влияние античной эпохи распространилось и на другие страны Европы.
  • Прекрасные образы античных богов и героев восхищали и вдохновляли мастеров эпохи Возрождения.

2. Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста?

  • Возможно3) И хотя
  • Между тем4) К общей радости

3. Укажите стиль речи, использованный в данном тексте.

  • публицистический3) официально-деловой
  • научно-популярный4) художественный

4. Укажите тип(-ы) данного текста.

  • описание и повествование3) повествование
  • рассуждение и описание4) описание

5. Найдите в тексте предложение, которое связано с предыдущим при по­мощи противительного союза. Напишите номер этого предложения.

6.Укажите значение слова сцены в четвёртом (4) предложении.

  • происшествие3) специальная площадка
  • эпизод в пьесе4) крупный разговор, объяснение

7. Какие слова не являются грамматической основой в одном из пред­ложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  • художники писали (4)
  • картины были похожи (4)
  • искусство не перестаёт волновать, восхищать (8)
  • нужно знать каждому (5)

8. В каком из перечисленных предложений употребляются контекстные синонимы?

Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой. Цвела черемуха, и было холодно. Летние холода на Севере всегда совпадают с этим цветением. Поэтому у многих, кто побывал в северных местах, надолго остается странное представление, что черемуха - холодный цветок.
В деревне мне показали срубленную из толстой сосны высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Во дворе румяная старуха катала вальком белье. Это и была Захарова. Она увидела меня, отложила валек и вытерла потное лицо. На вальке были вырезаны цветы, травы, колосья, какие-то птицы.
Захарова не сразу согласилась петь.
- Я пою, - сказала она, - когда родина во мне затоскует.
Я не понял.
- Ну, как тебе это растолковать, желанный, - огорчилась Захарова. - Вот так иной раз к вечеру выйдешь на озеро. Лежит оно перед глазами, как серебряный плат. Лист на осине - и тот не трепещет. И так-то сладко станет на сердце, затоскует родина во мне, и я запою.
Я догадался. Сказительница называла тоской по родине то чувство, которое мы, горожане, называем любовью. "Родина во мне затоскует". Очевидно, это означает, что чувство родной страны доходит до такой остроты, что требует немедленного выражения.

Как -то раз летом я приехал к сказительнице Захаровой в одну из заснеженных деревень Заонежья. В деревне мне показали
высокую избу с резьбой на оконных наличниках .Это и была изба Захаровой. Она увидела меня, отложила валёк и вытерла потное лицо.
Сказительница не сразу согласилась петь. А на мой вопрос "ПОЧЕМУ? " ответила: "Я пою, когда родина во мне затоскует. Выйду вечером на озеро. И так то сладко станет на сердце, затоскует родина во мне, и я запою. "
Тоска по родине для народной сказительницы Захаровой--это ЛЮБОВЬ! И эта её любовь к родному краю, родине, становится настолько острой, что не запеть она просто не может!
КОротко и главное сохранено.

Ранним летом приехал я в одну деревню к сказительнице. Холодно было и цвела черемуха.
Захарова жила в высокой избе их сосны. Сказительница была во дворе, катала белье.
Она не сразу согласилась петь. Объяснив тем, что поет только когда на сердце сладко и родина в ней затоскует.
Я понял что она имеет ввиду любовь к родине. Когда это чувство становиться особенно острым и требует немедленного выражения.

Напишите сжатое изложение по этому тексту:

Приплыви Петр не на длинных лодках, может быть, и он заразился бы спесью. Но он хорошо помнил и снова видел гордое презрение, прикрытое любезными улыбками у всех этих людей с Запада - от седобородого, с выбитыми зубами матроса до купца, разодетого в испанский бархат. Вон - высоко на корме, у фонаря, стоит коренастый, коричневый, суровый человек в золотых галунах, в шляпе со страусовым пером, в шелковых чулках. В левой руке - подзорная труба, прижатая к бедру, правая опирается на трость. Это капитан, дравшийся с корсарами и пиратами всех морей. Спокойно глядит сверху вниз на длинного, нелепого юношу в неуклюжей лодке, на царя варваров. Так же он поглядывал сверху вниз где-нибудь на Мадагаскаре, на Филиппинских островах, приказав зарядить пушки картечью.
И Петр азиатской хитростью почувствовал, каким он должен появиться перед этими людьми, чем, единственным, взять верх над ними. Их нужно было удивить, чтобы такого они сроду не видывали, чтобы рассказывали дома про небывалого царя, которому плевать на то, что - царь. Бояре - пусть надуваются, - это даже и лучше, а он - Петр Алексеев, подшкипер переяславского флота, так и поведет себя: мы, мол, люди рабочие, бедны да умны, пришли к вам с поклоном от нашего убожества, - пожалуйста, научите, как топор держать.

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1

Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид

Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное

Характеристика предложения

По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
-

О инструменте

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

И вот сейчас, одинокая и постаревшая, она вновь стояла перед ним. Она принесла свои скудные сбережения, чтобы купить кар­тину.

Потрясённый до глубины души художник объяснил ей, что кар­тина ему не принадлежит: она куплена известным собирателем П. М. Третьяковым и находится в его галерее.

Задание

1. Передайте подробно или сжато содержание предложенно­го текста и озаглавьте его.

2. Расскажите о произведении искусства, которое произвело на вас особенно сильное впечатление.

Читайте также: