Психоаналитический подход з фрейд память и установка школа д н узнадзе

Обновлено: 07.07.2024

Испытуемому дают в руки (в каждую — по одному) два шара, совершенно одинаковые по всем свойствам, кроме, например, объема: один шар явно больше другого по объему. Испытуемый должен сравнить между собой шары на ощупь. Каждый раз больший по объему шар дается, например, в левую руку. Через определенное число подобных проб, называемых предварительными экспозициями (обычно через 10—15), человек получает в руки пару равных по объему шаров (критическая экспозиция). Объективно равные шары, однако, не воспринимаются таковыми: у испытуемого возникает иллюзия неравенства шаров, причем чаще кажется большим шар в той руке, в которой он держал меньший по объему шар (иллюзия контраста). Незначительному числу испытуемых большим кажется шар в той же руке, в какой ранее, в предварительных пробах, находился больший по объему шар (ассимилятивная иллюзия). Как объяснить возникновение подобных иллюзий? Д.Н.Узнадзе предположил, что в процессе предварительных проб у испытуемого появляется некоторое внутреннее состояние, подготавливающее его к восприятию дальнейших экспозиций. Это внутреннее состояние и было названо им установкой.

В школе Д.Н.Узнадзе были выявлены разные типы установок (в частности, кроме фиксированной была обнаружена так называемая диффузная установка 1 , а также установка, названная первичной), изучены их свойства и условия формирования в обыденной жизни. Согласно Д. Н.Узнадзе, первичная установка формируется при встрече актуализировавшейся потребности, с одной стороны, и ситуации, делающей возможным ее удовлетворение, с другой. Одним из примеров, который может быть объяснен понятием установки, является феномен импринтинга, описанный в главе 1.

Третий тип — операциональные установки. Они соотносятся с операциями как подструктурой деятельности, отвечающей условиям совершения действий. Одним из примеров является фиксированная установка, сформированная в изложенных выше экспериментах Д.Н.Узнадзе. Установки данного типа бессознательно проявляются при сходных обстоятельствах. Наши многочисленные бытовые привычки (еще не совсем проснувшись, мы привычно надеваем домашние тапочки, машинально включаем плиту, ставим чайник на огонь и т.п.) — из разряда действий, обусловленных работой операциональных установок.


психоанализ З.Фрейда (см. главу 4). Обращаясь теперь к рассмотрению бессознательных явлений в психике человека, мы должны учесть достижения не только психоанализа, но и других школ и направлений в психологии, которые в той или иной форме касались этой проблемы 1 . Одной из них была Грузинская школа, созданная крупнейшим психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе(1886—1950). Центральным понятием психологической концепции этой школы было понятие установки, имеющее самое непосредственное отношение к изучению бессознательных процессов в психике человека.

Испытуемому дают в руки (в каждую — по одному) два шара, совершенно одинаковые по всем свойствам, кроме, например, объема: один шар явно больше другого по объему. Каждый раз этот больший по объему шар дается, например, в левую руку. Через определенное число подобных проб, называемых предварительными экспозициями (обычно через 10—15), человек получает в руки пару равных по объему шаров (критическая экспозиция) с заданием сравнить их между собой. Объективно равные шары, однако, не воспринимаются таковыми: у испытуемого возникает иллюзия неравенства шаров, причем чаше кажется большим шар в той руке, в которой он держал меньший по объему шар (иллюзия контраста). Незначительному числу испытуемых большим кажется шар в той же руке, в какой ранее, в предварительных пробах, находился больший по объему шар (ассимилятивная иллюзия). Как объяснить возникновение подобных иллюзий? Д.Н.Узнадзе предположил, что в процессе предварительных проб у испытуемого появляется некоторое внутреннее состояние, подготавливающее его к восприятию дальнейших экспозиций. Это внутреннее состояние и было названо им установкой.

1 Подробно об истории разработки проблемы бессознательного в психологии см.[111].

В школе Д.Н.Узнадзе были выявлены разные типы установок (в частности, кроме фиксированной была обнаружена так называемая диффузная установка 1 , а также установка, названная первичной), изучены их свойства и условия формирования в обыденной жизни. Согласно Д. Н.Узнадзе, первичная установка формируется при встрече актуализировавшейся потребности, с одной стороны, и ситуации, делающей возможным ее удовлетворение, с другой. Одним из примеров, который может быть объяснен понятием установки, является феномен импринтинга, описанный в главе 1.

1 Диффузной установкой называется еще не очень определенная для субъекта установка, возникающая при первых встречах с предметом, эту установку порождающим. Дальнейшая судьба этой установки — стать более дифференцированной и определенной, чему способствуют новые встречи с этим предметом. Например, молодая женщина, сотрудница одного отдела, однажды пришла в другой отдел, где ее очень тепло приняли, угостили чаем и т.п. После этого посещения она почувствовала желание бывать в этом отделе еще и еще раз, общаться с людьми, которые там работают, еще не отдавая себе отчета в том, что же такого притягательного в этих встречах. Лишь спустя некоторое время она поняла: ей очень понравился начальник отдела.

вители различных школ и направлений подходили с разных сторон. В силу этого между ними часто возникали дискуссии на тему: какую психологическую категорию считать центральной? Были такие дискуссии и между школами А. Н.Леонтьева и Д. Н.Узнадзе по поводу соотношения деятельности и установки. Ученики Д.Н.Узнадзе настаивали на том, что установка как готовность к совершению деятельности предшествует актуально разворачивающейся деятельности, в школе А. Н.Леонтьева настаивали на том, что деятельность первична по отношению к установкам, поскольку последние формируются в ней. Разрешил спор двух школ ученик А.Н.Леонтьева А.Г.Асмолов, выдвинув следующую диалектическую формулу: в генетическом плане (в плане происхождения) деятельность предшествует установке, так как последняя формируется в деятельности субъекта, однако в актуальном плане (как часто говорят психологи, в актуалгенезе или функциональном генезе) установка предшествует деятельности и определяет ее. А. Г.Асмолов предложил также свою классификацию установок [4], основанием которой являлось место, занимаемое установкой в структуре деятельности.

Третий тип — операциональные установки. Они соотносятся с операциями как подструктурой деятельности, отвечающей усло-

виям совершения действий. Одним из примеров является фиксированная установка, сформированная в изложенных выше экспериментах Д.Н.Узнадзе. Установки данного типа бессознательно проявляются при сходных обстоятельствах. Наши многочисленные бытовые привычки (еще не совсем проснувшись, мы привычно надеваем домашние тапочки, машинально включаем плиту, ставим чайник на огонь и т.п.) — из разряда действий, обусловленных работой операциональных установок.

Дмитрий Николаевич Узнадзе, автор теории установки

Выдающийся грузинский философ и психолог Д.Н. Узнадзе подтвердил старинный принцип: гениальная мысль основывается на простом наблюдении и элементарном эксперименте. В основу его теории установки лег следующий психологический опыт. Испытуемому предлагают два предмета, отличающиеся по объему, например, меньший шар в правую руку, а больший — в левую. После 10-15 воздействий подопытный получает равные по объему шары и должен сравнить их между собой. Оказывается, что он не замечает их равенства: большим ему кажется шар в той руке, в которую в предыдущих опытах он получал меньший шар. Это и есть сформированная установка.

Дмитрий Николаевич Узнадзе получил образование в Лейпцигском университете (1909), где занимался у В. Вундта, И. Фолькельта, П. Барта. В 1913 году экстерном окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. Он учился именно в то время, когда там царила лингвистическая школа А.А. Потебни. Впоследствии это произвело серьезное влияние на лингвистические исследования Узнадзе с позиции теории установки. В частности, он написал специальную работу, посвященную внутренней форме слова.

Узнадзе изначально отвергает традиционную точку зрения на психологию как науку о сознании. Если считать, что познание, чувство и воля являются сознательными актами, тогда переход от телесных процессов к субъективно психическим будет совсем непонятным, а вопрос об отношении телесного и субъективного окажется неправильно поставленным.

Психолог вынужден будет признать параллелизм тела и души, потому что никакого перехода от телесного до психического в плане традиционной психологии представить нельзя. Отвергая идею параллелизма, Узнадзе отрицает возможность отождествления психического и сознания. Идя дальше, он признает необходимость предположить наличие какой-то формы психического, которая не совпадает с сознательной формой его существования и даже предшествует ей.

Установка по Узнадзе:

  • означает неосознаваемую готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении;
  • возникает при наличии потребности и ситуации ее удовлетворения, при взаимодействии субъекта со средой.

Так, если дать испытуемому читать текст, скажем, на латинском языке, а потом, когда он привыкнет к этому тексту, предложить ему какие-либо русские слова, составленные из букв, имеющих общее начертание с латинскими, то подопытный в течение некоторого времени и эти слова будет читать как латинские.

Для возникновения установки, как показали опыты Узнадзе, достаточно двух элементарных условий — какой-либо актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. То или иное состояние сознания, его определенное содержание вырастают только на основе этой установки. Установка не связывается с содержанием сознания, поэтому характеризовать ее в терминах сознания невозможно.

Сначала он подвергает критике постулат непосредственности, который без каких-либо оснований был перенесен в психологию из физики. Согласно ему причины изменений в мире психических явлений следует искать в них самих, то есть психические явления обусловлены психическими же причинами. Наибольшей критике со стороны Узнадзе подверглась ассоциативная психология, мыслящая связь между элементами чисто психологически. Этот же недостаток он предъявляет гештальтпсихологии.

Критику традиционной психологии Узнадзе направлял против ее тенденции связывать элементы психического в рамках сознания непосредственно, без учета бессознательного влияния, а именно — установки. Он подчеркивал, что связь происходит опосредованно через установку как глубинную психическую базу. Вместе с тем, раскрыв качества установки, он отвергает как ненужное понятие бессознательного вообще и понятие бессознательного в психоаналитическом толковании особенно. Слабую сторону теории Фрейда Узнадзе видит в том, что тот внес антагонизм между сознательным и бессознательным. Согласно теории установки, сознательные и бессознательные процессы по своей природе и структуре одинаковы.

Осветив психологический механизм установки, Узнадзе исследует ее фиксированность, прочность, динамичность, статичность, пластичность, грубость, иррадиированность, генерализованность, константность, вариабельность, стабильность, лабильность, интермодальнисть. На основе многочисленных экспериментов он создает последовательную теорию толкования структуры психического.

Возникновению сознательных психических процессов предшествует состояние, которое Узнадзе не считает непсихическим. Называть это состояние только физиологическим было бы недостаточно. В равной степени оно является психическим. Именно такое положение называется установкой, причем имеется в виду готовность индивида к определенной активности. Возникновение этой активности зависит от потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации, в которой удовлетворяется потребность. Но в отношении к ситуации и необходимости установка оказывается первичной, она является целостным, недифференцированным состоянием.

В своей начальной фазе установка обычно проявляется в форме диффузного, недифференцированного состояния. Чтобы получить определенную дифференцированную ее форму, необходимо прибегнуть к повторному воздействию ситуации. В результате установка фиксируется. Возникает ее своеобразная форма — фиксированная установка.

Установка, созданная Узнадзе в различных условиях, показывала одинаковые закономерности. В связи с этим ученый установил целый ряд характеристик установки, в том числе индивидуальных различий. Он выделил:

  • статическую и динамическую установку;
  • жесткую и пластичную;
  • лабильную и стабильную;
  • константную и вариабельную.

Исследуя закономерности установки не только на людях, но и на животных, Узнадзе делает вывод о том, что способность реагировать на окружение в форме той или иной установки является наиболее характерной особенностью любого живого организма, на какой бы ступени развития он стоял. Установка является примитивной, но и существенной формой реакции живого организма на воздействия среды.

Установка, по Узнадзе, включает акт объективации, опредмечивая объективный мир. Объективацией называется специфический акт, который на основе деятельности человека превращает предмет или явление на специальный самостоятельный объект наблюдения. При этом объективация не создает объекты — они существуют в объективной действительности независимо от наших актов. Объективация превращает имеющиеся объекты в предметы, на которых человек концентрирует свое внимание, или, точнее говоря, объективирует их.

Тот или иной уровень установки он считает специфическим для любого живого существа. Психический уровень объективации присущ человеку как такому существу, которое мыслит, строит основы культурной жизни и выступает создателем культурных ценностей.

Жизнь на уровне установки Узнадзе рисует как непрерывный поток изменений, непрерывное становление нового: установка не знает ничего повторяющегося, ничего тождественного. «Здесь, в плане установки, основным принципом действительности является принцип становления, который исключает всякую мысль о неизменном тождестве явлений. Действительность отражается в психике только в тех своих отрезках, которые необходимы для развития потока деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей живого организма. Сама же эта действительность или какая-либо из ее сторон остается полностью за пределами внимания субъекта, она не является его объектом, не является тем предметом, который специально привлекает к себе его внимание.

Именно на этой основе вырастают мыслительные действия, направленные, по возможности, на всестороннее отображение объективированной таким образом действительности. В духе теории установки Узнадзе интерпретирует все другие психические процессы и свойства. При этом иногда используются положительные достижения рефлексологии. Так, он отмечает, что при затрудненном действии возникают интеллектуальные процессы.

Ученый выделяет два уровня психической активности: уровень установки, где можно, кроме аффективных, найти и ряд малодифференцированных перцептивных и репродуктивных элементов, и уровень объективации, где имеем дело с активными формами психической деятельности — мышлением и волей.

И все же проблема установки и объективации оказывается центральным пунктом психологической теории Узнадзе. Эти понятия должны выражать противоречивый характер человеческой психики. Так, способность к объективации освобождает человека от прямой зависимости от природных установок, открывает ему путь к независимой объективной деятельности, дает ему силу самостоятельного, объективно обоснованного влияния на обстоятельства и управление ими.

Узнадзе утверждает, что на уровне объективации человек становится как бы независимым от своей природы и начинает управлять обстоятельствами в соответствии с их объективным характером. Правда, он оставляет свою прямолинейность, когда признает, что естественная установка все же чувствуется в действиях человека культурного уровня. Эта установка находит свое выражение в личных переживаниях субъекта и влияет на него в определенном, соответствующем ей направлении.

Различение установки и объективации, заключается в том, что первая имеет бессознательный характер, а вторая связывается с сознательными процессами. Между прочим, эти поляризованные понятия свидетельствуют о том, что категориальный строй психологической системы не может основываться только на одной категории. Они выступают парами, а то и целыми группами.

Узнадзе отмечает, что субъект обращается к объективации только в том случае, когда в этом возникает необходимость, например, когда поставлена задача, которая не поддается решению под непосредственным руководством установки. Однако если задачу можно решить непосредственно на базе установки, субъект удовлетворяется лишь мобилизацией соответствующих установок.

Установка порождает объективации, объективация наполняет содержанием установку. В связи с этим Узнадзе указывает, что расширение сферы человеческих установок в принципе не имеет границ. Сюда входят не только установки развивающихся непосредственно на базе актуальных проблем и ситуаций их удовлетворения, но и те, что возникли когда-то на основе лично актуализированных объективаций или были косвенные при содействии образования — изучение данных науки и техники.

Объективация возникает именно на человеческом уровне развития психики. Когда человек сталкивается с трудностями, он прекращает активность в знакомом направлении и сосредоточивается на анализе этого затруднения. Человек удерживает обстоятельства в своем воображении, чтобы иметь возможность их повторно пережить, объективирует их, чтобы, наблюдая за ними, решить, наконец, вопрос о характере продолжение активности. Здесь объективировать — значит делать предмет объектом познания. В объективации мы осознаем, как кое-что остается тождественным самому себе, и мы можем переживать эту действительность сколько угодно раз. Именно это создает в условиях общественной жизни психологическую предпосылку того, чтобы объективирован, следовательно и тождественную себе действительность обозначить определенным наименованием. Поэтому возникает возможность зарождения и развития языка.

Установка личности в широком, общем смысле имеет в себе такое же избирательное отношение к чему-то значимому для нее и приспособление к соответствующей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая весь ее психофизический строй. Рубинштейн в определенном смысле сближает установку с апперцепцией. Речь идет об апперцепции не одних только представлений, а всего реального бытия личности.

Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие - при их функционировании. Бессознательное выступает при этом только как отрицательный элемент, только как отрицательное качество данной системы . Психология же установки, наоборот, в лице открытого ею феномена установки, предлагает положительное определение и наиболее адекватное, пока, представление о способе существования исходной целостности психики.

Д.Н. Узнадзе противопоставил фрейдовскому бессознательному психическому свою концепцию (теорию установки), где он преодолел противоречия, неразрешимые в рамках теории Фрейда.

Согласно Фрейду, то, что по существу известно о бессознательном в психоанализе, получено из интерпретации сновидений. Факт сновидения для психоанализа имеет не только решающее значение, как средство для подхода к бессознательному психическому, но он является и пробным камнем для теории бессознательного психического. Бессознательная психика является психикой, существующей независимо от сознания .

Согласно Липпсу, бессознательный процесс можно назвать душевным (психическим) на том основании, что он непосредственно связан с содержанием сознания, и бессознательные психические процессы не только существуют рядом с сознанием, но и ложатся в основу сознательных процессов и сопутствуют им. По Липпсу, сознательное (психическое) возникает из бессознательного и туда же возвращается.

По Фрейду существуют три сферы психического: сознательное, предсознательное и бессознательное. Предсознательное Фрейд называет потенциально сознательным, поскольку оно близко с сознательным психическим.

В отличие от фрейдовской схемы "бессознательное - предсознательное - сознание", каждый из составных элементов нашей схемы (установка - сознание - бессознательное психическое переживание) располагает своей собственной структурой, выполняющей специфическую для нее функцию. Причем сознание в нашей схеме занимает центральное место, и по отношению к нему установка может быть только до-сознательным, а бессознательное психическое переживание - толькопост- (или над-) сознательным образованием человеческой психики, ибо, взятая с этой точки зрения, предлагаемая схема соответствует не всякой, а лишь собственно-человеческой психике, хотя, оперируя ею, одновременно можно проследить структуру также и любой иной психики.

Бессознательная психика, по Фрейду, не является ступенью развития психики, слабым сознанием, минимумом сознания и т.д. По его мнению, психика бессознательна постольку, поскольку она существует без сознания. Нельзя представить положение вещей так, будто переход из сознательного в бессознательное психическое состоит в убавлении интенсивности. Если бы это было так, то исключался бы вообще вопрос о влиянии бессознательной психики на сознательн.

По мнению Лейбница бессознательная психика является восполняющим и связывающим фрагментарность сознательной психики звеном; целостный и непрерывный характер психики обеспечивается непрерывной последовательностью сознательных и бессознательных психических состояний. Бессознательная психика является ступенью непосредственно предшествующей возникновению сознательной психики. Кроме того прекращение сознательной психики означает не его ликвидацию, а переход в бессознательное психическое состояние.

Согласно психоанализу, бессознательное может осознаваться через чужое вмешательство: сначала это делает обязательно психоаналитик, а потом, в известных условиях, и сам субъект, носитель бессознательного (больной).

Попытка решения проблемы бессознательного в свете теории установки (школа Д. Н. Узнадзе) стала предметом дискуссии.

Писал Д. Н. Узнадзе, - если что у нас и протекает действительно бессознательно, так это, в первую очередь, конечно, наша установка", состояние субъекта в целом, которое не может быть "отдельным актом сознания" .

Исследования по психологии установки свидетельствуют о том, что, кроме обычных психических фактов, отдельных сознательных переживаний, существует специфическая сфера психического, сфера установки - "модуса целостного состояния субъекта" (Д. Н. Узнадзе), индивида как определенным образом организованной системы, на базе которой возникает деятельность с определенной направленностью. Установка, согласно учению Д. Н. Узнадзе, является закономерным компонентом деятельности именно как неосознаваемое системное качество. Установка - это активное состояние субъекта деятельности, не принимающее формы, характерной для содержания сознания.

Итак, исследования по психологии установки позволяют определить положительное психологическое содержание понятия "бессознательного", которое до этого рассматривалось в психологии как понятие чисто негативное.

По мнению Фрейда, бессознательное психическое есть реальность, по своей внутренней природе мало нам понятная. Анализ явлений сознания, говорит он, позволяет заключить о той функции, которую выполняет бессознательное психическое, но у нас нет и не может быть никакого представления о форме существования бессознательного психического. Выражения, употребляемые психоаналитиками: "бессознательное желание", "бессознательное стремление", "бессознательное - представление", - "бессознательный страх" и т. д., нельзя понимать в их прямом значении.

Фрейд внес большой вклад в разработку проблем, связанных с бессознательным психическим. Однако учение Фрейда не содержит в себе общей теории бессознательного и теории отношения последнего к поведению. Теория его построена в основном на данных анализа желаний и представлений, связанных с сексуальным влечением и изгнанных из сознания из-за конфликта их с нормами социальной жизни, тогда как в действительности душевная жизнь имеет совершенно другие, более широкие истоки. Фрейд считает, что для него функции бессознательного психического ясны.

Д. Н. Узнадзе пошел именно по этому пути. Согласно его учению, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности человека, как внутренней, так и внешней. Функции бессознательного не ограничиваются тем, что о них говорит психоанализ. Ни в плане поведения, ни в плане сознания, ни в плане практического действия не происходит ничего, что не было бы определено бессознательным. Концепция Д. Н. Узнадзе служит выяснению путей формирования, структуры (формы существования) и функций этого бессознательного.

Д. Н. Узнадзе считает, что фрейдовское "изгнанное желание" есть установка на удовлетворение проистекающей из сексуального влечения потребности, которой из-за ее аморального характера препятствуют нравственные установки, не позволяющие ей развернуться в виде содержаний сознания п реализоваться. "Бессознательное психическое" Фрейда и "установка" Узнадзе - это два разных "состояния" человеческой психики, разных не только по структуре каждого из них, но и по выполняемой ими функции. "В учении Фрейда "бессознательное" - область, в которую результаты активности сознания принципиально не проникают", тогда как установка осуществляет - на основе привносимой в нее сознанием информации - акты поведения, соответствующие структуре и предметному содержанию данной объективной ситуации.

В учении Фрейда место понятия установки, выработанного Д. Н. Узнадзе, не заполнено. Оно не занято каким-то другим понятием, поэтому не многое между этими учениями может оказаться спорным в связи с понятием установки. Непримиримые противоречия между ними выявляются в другом направлении. Одно из таких противоречий заключается в том, что, по Фрейду, первой и главной силой, которая движет душевной жизнью, является сексуальное влечение (если не учитывать его поздних представлений о влечении к смерти), тогда как, согласно взгляду Д. Н. Узнадзе, эту функцию - функцию главной силы - выполняет потребность в активности, которая, дифференцируясь в соответствии с функциональными структурами, в соответствующей ситуации определяет формирование и реализацию адекватных установок.

Читайте также: