Протокол родительского собрания самооценка ребенка и школьная отметка

Обновлено: 08.07.2024

Оценить 13621 0

Председатель собрания: Сафонова Светлана Леонидовна_________________

Секретарь собрания: Топорикова Алевтина Павловна_____

Количество присутствующих: _20______________________________________

Повестка дня: 1) Первые школьные отметки

3) Выборы родительского комитета_______________

Слушали: - Пентинен Н.А.,классного руководителя 2 класса, которая рассказала родителям о значении школьной отметки в жизни ребенка; о культуре родительского восприятия учебных умений своего ребенка ;

- родителей, предложивших различные варианты проведения новогоднего утренника;

- Пентинен Н. А., которая рекомендовала родителям пользоваться электронным дневником.

Постановили по первому вопросу:

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно :

1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.

2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.

Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё

3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

Постановили по второму вопросу:

Постановили по третьему вопросу:

Оставить родительский комитет в прежнем составе ( Сафонова С.Л.- председатель, Топорикова А.П.- секретарь, Бережная Ю.С.- организатор) и признать их работу за 2016/2017 учебный год отличной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Присутствовало: 15 чел.

Повестка дня:

Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Выборы родительского комитета класса.

Уточнение социального паспорта класса.

По первому вопросу слушали классного руководителя Головатюк Т.Е.

Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать изворачиваться, чтобы всё-таки быть в ваших глазах хорошим.

Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного и кропотливого труда.

Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку отметки вслух.

Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

Не обвиняйте беспричинно других взрослых, учителей и детей в проблемах Собственных детей.

Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.

Педагогический тренинг.

Упражнение первое.

На доске записываются мнения родителей, которые чаще всего повторяются, затем эти мнения обсуждаются.

Упражнение второе.

Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными отметками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.

Упражнение третье.

Упражнение четвёртое.

Послушайте описание этой картины детьми и подумайте и сравните своё восприятие картины с восприятием ребёнка.

Старшая сестра отвлеклась от домашнего задания, собака по-прежнему верила, что она своим лаем сможет осушить слёзы, которые пробивались сквозь пушистые ресницы.

Не снимая пальто, несчастный ребёнок стоял перед всеми в обиде и горе.

Была абсолютная тишина, лишь вздохи мамы, всхлипы мальчугана и тиканье старого маятника слышались вокруг.

Упражнение пятое.

Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать коллективно стратегию поведения взрослых в предложенных ситуациях. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семье.

Ребёнок не хочет делать уроки самостоятельно и ждёт родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.

Ребёнок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполнение задания плохой отметкой.

Во время выполнения домашнего задания ребёнок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело до конца.

Ребёнок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет.

Ребёнок приходит домой с очередной плохой отметкой.

Ребёнок получил плохую отметку, а говорит родителям, что получил отличную. Это повторяется довольно часто.

Ребёнок обвиняет учителя в том, что он не справедлив к оценке его знаний.

Упражнение шестое.

Заключительное слово классного руководителя.

Правило первое: не бейте лежачего. Двойка, а для кого-то и четвёрка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребёнок ждёт от родителей не попрёков, а помощи.

Правило второе: чтобы избавить ребёнка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нём.

Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребёнком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа.

Правило четвёртое и центральное: хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Ребёнок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.

Правило пятое и самое трудное: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.

Правило шестое : не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не что было бы похвалить.

Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребёнка нет иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

Правило восьмое: ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.

Девятый принцип: ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться - главного средства преодоления учебных трудностей.

Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах самооценки учащихся и влиянии оценки на нее.

Задачи:

  • Формировать у родителей знания о понятии "самооценка", о видах и признаках адекватной, заниженной и завышенной самооценки.
  • Определить основные причины возникновения завышенной и заниженной самооценки через проведение метода "Идейная карусель".
  • Определить пути и способы формирования у младших школьников адекватной самооценки через проведение метода "Case-study".

Ход собрания

1. Вступительная часть

- На основе проведенного эксперимента, получились следующие результаты: у 30% учащихся заниженная самооценка, у 45% - адекватная и у 25% завышенная. Так же был проведен тест по самооценке учащихся, на слайде представлены его результаты.

Результаты теста по самооценке

Результаты теста по самооценке

- Как вы думаете, какая проблема показана в ходе эксперимента? (Проблема самооценки детей)

- Эти вопросы станут задачами нашей встречи.

  • Что такое самооценка?
  • Какие бывают виды самооценок?
  • Причины возникновения заниженной или завышенной самооценки.
  • Пути и способы формирования адекватной самооценки.

- Поделитесь, пожалуйста, вашими идеями. (Высказывают идеи)
- Я с вами согласна, я обобщила все ваши варианты и определила единую цель: поиск путей и способов формирования адекватной самооценки младших школьников.

2. Основная часть

Формула самооценки

- Предлагаю сначала определить признаки заниженной, адекватной и завышенной самооценки. На втором листе попрошу вас написать несколько признаков каждого вида самооценки, а потом мы совместно это обсудим. (написали, высказали свои мнения)
- На слайде я представила основные признаки заниженной, адекватной и завышенной самооценки. (Обобщение) (На доске портреты детей, листы с признаками родителей приклеиваются под портретом)

Психологический портрет ребенка с заниженной самооценкой:

  • Склонен чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия;
  • Хуже приспосабливается к условиям жизни;
  • Трудно сходится со сверстниками;
  • Учится и работает, расходуя больше сил, чем нужно;
  • Неуверен в себе, от критики приходит в отчаяние;
  • Слишком критичен к себе;
  • Имеет повышенный уровень тревожности.

Если самооценка завышена, то человек:

  • Слишком уверен в себе, в своей правоте и исключительности;
  • Не проявляет критичности и требовательности к себе;
  • Ставит себя выше других, что может привести к конфликтам;
  • Теряет внутренний стимул для развития личности.

Если самооценка адекватна, то человек:

  • Делает ошибки и учится на них;
  • Принимает свой физический облик таким, как есть, даже если он не совершенен;
  • Исследует новые возможности и интересы, используя их как потенциал для роста;
  • Пребывает в гармонии с собой, не чувствуя превосходства над другими людьми;
  • С уважением относится к другим;
  • Заботится о своем физическом здоровье.

- Обратите внимание на доску, пожалуйста. Изображен неполный кластер, в конце нашей встречи он будет заполнен. В середине находится проблема "Самооценка", наверху будут причины, а внизу будут тупи и способы формирования адекватной самооценки.

- Существует интересный прием "Идейная карусель", предлагаю использовать его, чтобы определить основные причины возникновения заниженной или завышенной самооценки. Смысл этого приема заключается в том, что каждая группа родителей на листе должна написать причины. Время ограничено, дается 3 минуты. После моего сигнала вы обмениваетесь своими записями и снова за 3 минуты дописываете причины, исправлять чужие причины нельзя. Давайте приступим.

- Отлично. Давайте обсудим, что у вас получилось. (Приклеивание на доску и диалог между родителями)
- А пути и способы формирования адекватной самооценки, я предлагаю найти с помощью метода "Case-study". Суть этого метода заключается в том, что каждая группа родителей получит файл с документами по данной теме, при помощи которых вы сможете найти пути решения проблемы, которую мы разбираем на протяжении всего собрания.

Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье; у него появляются обязанности – и с этим считаются близкие. Родители интересуются его школьной жизнью, контролируют выполнение домашнего задания; хвалят за хорошие отметки, за положительные достижения и осуждают, если ребенок получает низкие отметки. В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает требовательность к себе.

Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники, третьеклассники и в особенности ученики четвертого класса относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи.

3. Заключительная часть

- Итак, сегодня мы с вами поговорили о самооценке ребенка, о том, что это такое и какой она может быть. Я надеюсь, что некоторые родители задумались, помогут детям сформировать правильную самооценку и правильно реагировать на оценку своих результатов и отметки по предметам.
- Я для вас приготовила буклет с рекомендациями по формированию адекватной самооценки младшего школьника.

- Предлагаю подвести итоги встречи с помощью приема "Мишень". У каждого из вас есть стикеры, предлагаю вам прикрепить стикер к одному из кругов мишени. 1 круг – встреча была полезной, 2 круг – встреча была полезной, но все это уже известно, 3 круг – встреча не была полезной.

- Большое спасибо, что пришли на встречу, я вас была очень рада видеть, мне было приятно с вами работать. Если у кого-то есть вопросы, можете остаться на индивидуальную беседу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль оценки и омтетки в современной школе. Их критерии и отличия.

Цели: Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.

Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

. Сегодня мы поговорим о том, как сделать так, чтобы наши отметки всегда были хорошими, и какую роль в этом играет подготовка к урокам.

2) Постановка цели собрания

Начать разговор о наших детях, я хотела бы с притчи.

Знания даются всем одинаково, но получают их и применяют все по-разному. Кому-то достаточно объяснения учителя, кому-то нужна помощь родителей, а кому-то помощь репетитора.

Что такое оценка и отметка?

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения:

Качество усвоения предметных знаний- умений – навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования

Оценивается отметкой (цифрой)

Степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной …)

Оценивается словесными суждениями (характеристика ученика)

Степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу…)

Уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций:

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Она включает в себя:

возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника;

сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

Проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН, установленным государственным эталоном (стандартом)

Образовательная функция:

сравнение ожидаемого эффекта обучения с действительным;

устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности, что усвоено прочно, осознано, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

3. Воспитательная функция:

выражается в формировании положительных мотивов учения

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольной работой, снижает уровень тревожности.

4. Информационная функция. Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса.

5. Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

Ребенок должен понять, что учится для себя, а не для родителей. Необходимо сформировать у ребенка определенную мотивация к обучению. Некоторые родители "выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное "усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому чтобы у ребенка в тетради были одни "5”. Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только "5”. Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после "5” вдруг полученная "4” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва заметные. Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу. Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие,не пугайтесь”3” и, самое главное, не учите ребенка лгать! Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым. В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.

Задача взрослых, родителей и учителей – создать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность.

Читайте также: