Протокол посещения занятия в школе

Обновлено: 02.07.2024

ПРИМЕЧАНИЕ: Раздел 4 протокола - краткая интерпретация наблюдаемых явлений заполняется после урока.

После того, как тщательно продумана интерпретация, по примерной схеме (лучше в той же последовательности) дается анализ урока, который заканчивается ВЫВОДАМИ (руководствуясь схемой, предъявляемой к хорошему уроку).

IV. СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

(к выводам по анализу урока)

1. Хороший урок всегда направлен на достижение трех основ­ных целей: образовательной, воспитательной, развивающей. Цели предусматриваются при подготовке к уроку и обязательно конкре­тизируются в видах, формах работы учителя.

Образовательная цель состоит в том, что на каждом уроке (в том числе на уроках повторения, проверки знаний) учащиеся получают что-то новое или систематизируют уже имеющиеся у них знания, чтобы усвоить иерархии научных понятий.

Воспитательная цель урока состоит в том, что ученик учится работать и правильно строить свои отношения с учителем, одноклассниками, усваивает на уроке морально-этические нормы, приобретает организованность, целеустремленность, познава­тельную направленность, развивает внимание и приобретает навы­ки восприятия речи.

Развивающая цель состоит в том, что опираясь на уже приобретенные и уже присущие ему качества, ученик формирует новые и более совершенные, более сложные умственные качества: например, умея выполнять задание по образцу, данному учителем, овладевает умением решать проблемную задачу, делать перенос ранее усвоенного на вновь усваиваемое, а также находить новые способы решения мыслительных задач.

2. Хороший урок характеризуется большой и тщательной предварительной подготовкой , которая видна в том, что:

а) предварительно проведен отбор наиболее рациональной структуры, последовательного использования необходимых и дос­таточных этапов урока (опроса, объяснения, закрепления и др.), где четко обозначено всему свое время (без затягивания, опоз­даний, заданий под звонок и т.д.).

б) Тщательно, четко ставятся цели, задачи и решаются в соответствии с содержанием материала и особенностями детей.

3. Хороший урок отличается тем; что на нем учащиеся раз­мышляют, под руководством учителя или самостоятельно решают проблемные задачи. Это урок, на котором присутствует проблем­ное обучение, а не только работа учащихся по образцу, даваемо­му учителем.

4. На хорошем уроке всегда присутствует интерес и внима­ние учащихся к тому, что они делают, т.к. все на уроке для них значимо, убедительно и оценивается эмоционально-положи­тельно .

5. На хорошем уроке есть индивидуализация и дифференциа­ция обучения, рассчитанная на особенности учащихся.

6. На хорошем уроке всегда есть особая морально-психологическая атмосфера, обеспечивающая успех каждому ученику. Никто не чувствует себя слабым, неуверенным, отстающим. На уроке царит обстановка, исключающая нотации, а тем более любое проявление грубости, нетерпимости, а также сюсюканье и отсутс­твие разумной требовательности (которое рождает безответствен­ность, возможность не выполнить задания учителя).

7. На хорошем уроке ТЕМП рассчитай на то, что нет места ни для безделья, ни для "гонки с непосильными препятствиями". Сильный учащийся имеет возможность работать самостоятельно, по своим повышенным возможностям. А слабый - тоже не боится отс­тать, не теряет уверенности и положительного настроя на рабо­ту.

8. На хорошем уроке внешний облик, речь и стиль отношения учителя к ученикам соответствуют всем требованиям: он до­брожелателен, но требователен, подтянут и аккуратен, говорит понятно, убедительно, не слишком громко, правильно.

9. На уроке есть все три его компонента :

а) Мобилизационный (организация внимания, волевой актив­ности и интереса школьников).

б) Познавательный (с его содержательной, операционной и организационной стороной процесса познания).

в) Коммуникативный (с рефлексией, эмпатией и положительным стилем сотрудничества с учащимися, с учетом работоспособности детей).

После выводов по уроку, при необходимости, следуют ПРЕДЛОЖеНИЯ по повышению эффективности и качества обучения, воспитания на уроке:

1. Какие недостатки необходимо учесть и устранить при по­дготовке к следующему уроку.

2. Какие советы могут быть даны наблюдающим урок.

Подготовленный анализ подписывается тем, кто его составил, обязательно указывается дата составления анализа.

ПРИМЕЧАНИЕ: при наблюдении урока и составлении его анализа следует учесть, что в зависимости от целей посещения тип анализа урока может быть разным – полным, комплексным, кратким, аспектным.

V. ТИПЫ АНАЛИЗА УРОКА, ИХ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Предложенный в данном методическом указании анализ - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ. Но это не значит, что наблюдающий урок при наличии знаний по педагогике и частными методиками, не может дать полный анализ урока, используя свои знания и опыт.

Предложенный анализ может быть использован как при подготовке учителя к уроку, так и для самоанализа после проведенного урока.

Литература

1. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. Изд. МГУ, 1988.

2. Древс У., Фурманн. Организация урока (в вопросах и ответах). Век X. Оценки и отметки: Пер. с нем. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1984.

3. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения: перевод с нем./Под ред. И.В. Равич-Щебо. – М.: Педагогика, 1987.

4. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Перевод с нем./Под ред. Н.Ф. Талызиной. – М.: Педагогика,1984.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация урока, этапы урока: опрос - _______минут, актуализация знаний - _____ минут, объяснение нового материала - _______ минут, закрепление изученного - ______ минут, самостоятельная работа - ______ минут, домашнее задание - _____ минут, итог урока - ________ минут.

Другие этапы: _______________________________________________________________

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, письменный, устный, тестирование.

Формы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, сочетание количественной и качественной оценки фронтального опроса, графический диктант) другое _______________________________________________________________________

Количество опрошенных учащихся _______________________________________________

Используемые методы (выбраны оптимально, рационально, нет): _____________________

На каких этапах урока используются

Проблемно-сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов)

Другие методы, приемы

Формы работы (фронтальные, групповые, индивидуальные), дифференцированный подход, рациональное сочетание форм работы.

Организация самостоятельной работы (индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная), на каком этапе урока ______________________________________

Эффективность - ________, количество времени - __________, уровень (репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский).

Подготовлена предшествующими этапами урока - __________________________________

Организация работы со способными учащимися _______________ более сложные задания.

Использование ТСО, ИКТ (целесообразность применения, вид ИКТ) __________________

Наглядность плакатов, дидактического материала, карточки с заданиями, текстами, другое _____________________________________________________________________________

Здоровьесберегающие технологии (физминутка, релаксация, гимнастика для глаз)

Композиция урока (логичность подачи материала, наличие выводов и обобщений, четкость переходов от одного этапа к другому, завершенность, итог урока) _____________

Темп ведения урока (оптимальный, доступный для слабоуспевающих): ________________

Профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, вопросы на сравнение, акценты, повторение: ___________________________________________________________________

Психологический климат, учет РУВ, особенностей учащихся (уровень сформированности мыслительной деятельности, внимания, памяти, тревожности др.): ____________________

Домашние задание (наличие инструкции, методические советы по выполнению, запись на доске, дифференцированно, опережающие творческие задания) _______________________

Активность и работоспособность учащихся (высокая, средняя, низкая) ________________

Уровень знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение в сходной ситуации, новой ситуации) _______________________________________________________________

Работа над формированием общих учебных навыков (развитие речи, работа с книгой, картой, в тетрадях, практические навыки) _________________________________________

Учет учителем при организации урока дня недели, места в расписании, степени утомления учащихся _____________________________________________________________________

Урок окончен вовремя, после звонка.

Рекомендации (все задания продуманы, взаимосвязаны. На каждом этапе подведен итог. Урок построен методически грамотно. Выбранные методы работы способствовали увеличению мотивации, познавательной активности учащихся. Урок достиг поставленных целей, результативен) __________________________________________________________

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Бланк посещения урока

Ф. И. О., должность посетившего урок___________________________________________

Сведения о посещённом уроке:

а) учитель________________________предмет______________________________

б) дата_________ группа № _____, курс _____, специальность______________________

в) тема урока_________________________________________________________________

Цель посещения______________________________________________________________

СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ

3 . Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

4 . Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

5 . Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

6 . Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщения.

7 . Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.

8 . Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.

9 . Научно – теоретический уровень урока. Структура урока и его педагогическая целесообразность

____________________________________

(Подпись, посетившего урок)

Бланк экспертной оценки урока теоретического обучения

Преподаватель__________________________________ Курс_________ Группа__________

Тема урока____________________________________ Дата проведения_________________

ВНИМАНИЕ: не все приведённые ниже пункты обязательно должны быть использованы при оценке качества преподавания. В зависимости от темы урока и цели обучения отдельные моменты преподавания могут отсутствовать. Оценка осуществляется по 5-бальной шкале: 5 – качество проявляется почти всегда; 4-качество проявляется часто; 3-качество проявляется на уровне 50%; 2-качество проявляется редко; 1-качество практически отсутствует.

Готовность материально – технического оснащения урока: наличие наглядных пособий, раздаточного материала, фрагментов кино- и диафильмов, действующих моделей, приборов, справочно – информационной литературы, схем, таблиц. 1 2 3 4 5

Готовность учащихся: присутствие, внешний вид, наличие учебных пособий, тетрадей, психологический настрой, дисциплина. 1 2 3 4 5

Учебно – профессиональная мотивация учащихся:: осознание цели урока, интерес к учебному материалу, профессиональная направленность урока 1 2 3 4 5

Построение урока правильность и доступность поставленных задач урока перед учащимися, рациональность плана урока, правильное использование ТСО и оптимальность темпа урока, завершённость урока. 1 2 3 4 5

Деятельность преподавателя на уроке по формированию у учащихся новых понятий технико – технологических умений, учебно – профессиональных действий. 1 2 3 4 5

Организация поисковой деятельности учащихся: создание проблемных ситуаций, формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, решение проблемно – познавательных задач, работа с инструкционными картами. 1 2 3 4 5

Ознакомление учащихся с передовой технологией, техникой и организацией производства.

Активизация познавате5льной деятельности учащихся: анализ производственной ситуации, решение конструктивно – технических задач и заданий, выполнение графических и расчётных работ, корректировка технической документации. 1 2 3 4 5

Контроль и оценка знаний и умений учащихся 1 2 3 4 5

Взаимоотношение преподавателя с учащимися: знание и учёт индивидуальных особенностей, доброжелательность и требовательность. 1 2 3 4 5

Поведение преподавателя: уверенность, твёрдость, умение поддерживать дисциплину.

Речь преподавателя: понятная, выразительная, литературно – грамотная, оптимального темпа, достаточно громкая. 1 2 3 4 5

Общая оценка урока: достижение намеченных целей, завершённость, результативность урока. 1 2 3 4 5

Рекомендации:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Подпись и должность лица, посетившего урок)

В помощь руководителям

методических комиссий

Как делать анализ урока

Наблюдение и анализ урока – творческий процесс в такой же мере, как его подготовка и проведение.

Наблюдение и анализ урока составляет наиболее трудную часть наших должностных обязанностей.

Цель анализа – выявить методы и приёмы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Типы анализа: 1) полный (для администратора), 2) комплексный, 3) краткий, 4) аспектный.

Виды анализа: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Структура наблюдения и анализа урока:

- научно – теоретический уровень урока. Его роль и место в формировании мировоззрения;

правильность и полнота определения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока;

определение содержания учебного материала и методов его изучения;

- пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей учащегося: а) постановка учебной проблемы; б) система познавательных задач; в) выдвижение учащимися гипотез и проверка их правильности, обоснование правильности найдённого способа решения. В связи с этим выявляется педагогическая целесообразность, соотношение самостоятельной и коллективной работы учащихся на уроке:

- использование на уроке разнообразных источников знаний (лекция преподавателя, объяснение, беседа, учебное кино, учебник, дополнительная литература, наблюдения в природе и т. д.);

актуализация ранее приобретённых учащимися знаний, связь обучения с жизнью;

- организация самостоятельной работы учащихся . Следует проанализировать образовательный и развивающий характер предложенной учащимся самостоятельной работы, объём, характер, последовательность и виды самостоятельной деятельности учащихся (установить, с какой целью она даётся: для изучения нового материала, первичного закрепления полученных на уроке знаний, с целью выработки практических знаний и умений);

методы и приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся , которые применяет преподаватель в зависимости от используемых на уроке источников знаний;

- методика получения обратной информации . Элементы программированного обучения, сигнальные карточки. Письменное или устное выполнение небольшого по объёму контрольного задания;

- система учёта и оценки знаний учащихся . Мотивированность и объективность выставленных на уроке отметок. Целесообразность индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний:

осуществление на уроке индивидуального подхода к учащимся, приёмы индивидуализации обучения. Сочетания коллективной и индивидуальной работы на уроке;

- учебная деятельность учащихся на уроке. Усвоение ими предусмотренных теоретических знаний, формирование практических навыков и умений. Выявление умений учащимися наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать необходимые выводы. Обобщения. Логичность, доказательность, самостоятельность, проявляемая учащимися при выполнении разнообразных письменных заданий и в устных ответах;

- объём и характер домашнего задания . Подготовка учащихся в ходе урока к его выполнению. Наличие задания, цель которого – подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Индивидуализация домашнего задания;

- структура урока, её педагогическая целесообразность.

Возможные цели посещения уроков:

Управление успехом в процессе урока.

Определение уровня толерантности в отношениях ученик – учитель, ученик – класс.

Дифференцированный подход в процессе обучения.

Положительная эмоциональная составляющая урока.

Продуктивная значимость урока.

Методы, приёмы, формы на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.

Использование фронтальных, диалогических, микро групповых форм активизации познавательной деятельности на уроке.

Индивидуальный подход на уроке.

Нравственное приращение, получаемое учащимися в ходе урока.

Стимулы и психолого – педагогическая поддержка учащихся в учебном процессе.

Оценка знаний как психологический инструмент.

Творческая деятельность на уроке.

Выход на послеурочную предметную деятельность.

Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.

Включённость учащихся и их интерес к происходящему на уроке.

Анализ успешности организационно – психологического момента на уроке.

Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.

Характер, система и формы домашнего задания.

Использование различных активизаторов в процессе урока.

Игровые моменты на уроке.

Доступность, образность, значимость, интересность информации, получаемой в процессе урока.

В ходе контроля за адаптацией учащихся 5-х классов всего было посещено 9 уроков.

По итогам посещенных уроков сделан следующий вывод:

Все учителя владеют методикой работы с данной возрастной категорией детей, педагоги наладили эмоциональный контакт с классами. Практически на всех уроках соблюдается принцип здоровьесбережения, присутствуют физминутки. Учителя на уроках используют наглядность, в том числе информационные средства обучения.

Вместе с тем отмечается отсутствие дифференцированной работы с учащимися, имеющими высокие и низкие познавательные способности. В практике учителей-предметников преобладают традиционные уроки, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы работы, а также метод самостоятельной работы. Основные формы работы на уроке – фронтальный опрос, беседа, работа в парах.

На уроке у учащихся преобладает хорошее настроение, позитивное отношение к учебе. Ребята организованы, активны, обладают высокой работоспособностью. Темп урока – оптимальный. Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в паре. Все этапы урока органично связаны между собой, интересно спланирована физминутка на уроке, она способствовала закреплению пройденного материала.

При изучении новой темы педагог опирался на материал, изученный учащимися в начальных классах; грамотно подобрал занимательный материал по теме урока. В ходе всего урока педагог держал в центре внимания всех детей, в том числе и детей с ОВЗ, они так же были заняты работой.

Домашнее задание было прокомментировано педагогом, имело творческий характер. Объем задания не превышал нормы СанПиН.

Все учащиеся были готовы к уроку, несколько человек освобождено от урока (освобождения подтверждены медицинскими справками).

Все ребята проявляли интерес к физкультурному занятию, контролировали своё поведение и были хорошо эмоционально настроены. Дисциплина на уроке была на достаточно высоком уровне, на замечания преподавателя дети реагировали спокойно, у них это не вызывало отрицательных эмоций.

В первой части урока был проведен комплекс ОРУ, в основной части упражнений использовались подготовительные и подводящие упражнения, затем была проведена игра. В заключительной части урока были подведены итоги работы на уроке, но оценки не выставлены и не прокомментированы.

В ходе урока не просматривался индивидуальный и дифференцированный подход, а ведь у учащихся разный уровень физической подготовки. В заключительной части урока не были проведены упражнения на восстановление дыхания.

Несколько затянуто организационное начало урока, дети не сразу включились в работу. В начале урока познавательная активность учащихся была низкая, возможно причиной этого является то, что дети пришли с урока физкультуры, были перевозбуждены. Постепенно учащиеся втянулись в работу. Содержание отобранного материала соответствовала заявленной теме, было отобрано с учетом индивидуализации и дифференциации обучения (разноуровневые карточки). Просматривалась связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом и опытом обучающихся. В ходе урока были задействованы практически все каналы восприятия при помощи использования словесного, наглядного и аудио материала. Круг внимания учителя достаточен (практически все учащиеся были охвачены работой), использовались различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Урок проведен на высоком методическом уровне, отвечал современным требованиям. Педагогом продуманы все этапы урока, которые органично переплетались между собой, каждый этап урока заканчивался рефлексией деятельности. Учебный материал соответствовал возрастным особенностям, уровню общей и предметной подготовки учащихся. Речевая среда урока характеризовалась преобладанием речи учащихся (умение слушать ответы друг друга, рассуждение по поводу учебного материала). Благодаря использованию словесного, наглядного и дополнительного (информативно – иллюстрированного) материала в течение всего урока были задействованы различные каналы восприятия. Познавательная активность учащихся оставалась высокой на протяжении всего урока.

Домашнее задание спланировано по выбору учащихся, подробно прокомментировано педагогом. Объем задания не превышал нормы СанПиН. Оценки за урок будут выставлены после проверки карточек.

Уроки проведены в традиционной форме. Использовались только репродуктивные методы обучения: разбирались образцы выполнения заданий, затем требовалось выполнить задания в соответствии с образцом. В ходе всего урока была организована фронтальная работа. Педагог не смог держать в центре внимания весь класс. Не использовались приемы индивидуализации и дифференциации обучения, хотя в классах были дети, имеющие высокие познавательные способности по математике. Этим учащимся недостаточно было предложенных заданий, поэтому часть времени на уроке они были заняты посторонними делами. В дальнейшем это приведет к нарушению дисциплины на уроке, у детей пропадет интерес к изучению математики.

Домашнее задание не прокомментировано. Оценки за урок будут выставлены за самостоятельную работу.

Отношение учащихся к учителю – уважительное; стиль педагогического общения – демократический. Домашнее задание спланировано на платформе Якласс. Нормы СанПин соблюдены в части планирования Д.з, но нарушены в части работы проектора (был включен на протяжении всего урока).

Начало урока затянулось, учащиеся долго не могли настроиться на работу. Начался урок с актуализации знаний по изученной теме, проведен был в игровой форме: учащимся за правильные ответы блиц-опроса выдавались жетоны, которые в конце урока можно было поменять на оценку. Затем учащиеся строили модель Солнечной системы: учащимся были выданы карточки с названиями объектов Солнечной системы, каждому необходимо было найти свое место. Данная деятельность создала психотравмирующую ситуацию для многих учащихся, ребята были перевозбуждены, не слушали одноклассников, выкрикивали ответы. При изучении нового материала ученики немного успокоились, включились в активную работу.

Содержание учебного материала соответствовало программе, были учтены возрастные особенности учащихся, но не учтены особенности класса. При изучении нового материала были использованы различные формы работы: объяснение учителя, работа с терминами, работа с учебником, просмотр видео, самостоятельная работа учеников по заполнению таблицы.

Организационный момент урока несколько затянулся, так как многие учащиеся не были готовы к уроку. Для определения темы урока учитель загадал загадки, ответы на которые натолкнули учеников на формулировку темы. Затем учитель с учениками разобрал название темы, была организована актуализация знаний по изучаемой теме, объяснен ход работы, затем учащиеся приступили к выполнению практической части.

Рассматриваемый учебный материал соответствовал возрастным особенностям, уровню общей и предметной подготовки учащихся; темп урока адекватный; преобладающее настроение и самочувствие на уроке характеризуется энтузиазмом, бодростью, воодушевленностью. Дисциплина на уроке была удовлетворительной. Использованные на уроке наглядные пособия были эффективны, и помогли ученикам представить ту композицию, которую потом и выполнили. В течение всего урока учитель контактировал с классом, и с каждым учеником индивидуально.

В качестве домашнего задания учащимся было предложено нарисовать 2 натюрморта: в холодных и теплых тонах. Объем домашнего задания превышает допустимые нормы.

Читайте также: