Пространственно предметный компонент образовательной среды школы

Обновлено: 07.07.2024

Предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она объективно – через свое содержание и свойства – создаёт условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Предметно-пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.

Воспитательный потенциал предметно-ространственной среды многоаспектен: это — и условия жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств, это — и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.

Таким образом, предметно-развивающая среда – это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.

Принципы построения предметно-пространственной среды

Принцип активности, самостоятельности, творчество – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

Принцип стабильности-динамичности — позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования — даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип учета половых и возрастных различий детей — позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

Построение предметной развивающей среды с учетом этих вышеизложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.

Направление предметно-пространственной среды

Основными направлениями при проектировании предметно — пространственной среды в ДОУ являются:

Тема 4.1. Развивающая предметно-пространственная среда – компонент образовательной среды современной ДО

Ключевые понятия темы

Образовательная среда, структурная модель образовательной среды, критерии качества образовательной среды

Краткое содержание теоретических вопросов

На становление и развитие ребенка, формирование его личностных качеств влияет множество факторов: особенности семейного воспитания, ближайшее социальное окружение, пространственно-предметное окружение, социокультурная обстановка и т. д. Сочетание этих факторов в различных вариациях задает образовательную среду с определенными характеристиками и с различными развивающими возможностями.

Образовательную среду определяют по-разному.

Образовательная среда представляет собой совокупность специально организованных педагогических условий развития личности.

Образовательная среда – это взаимодействие различных социальных институтов в целях обеспечения полноценного достижения целей обучения, воспитания и развития ребенка.

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении. Образовательная среда составляет диалектическое единство всех пространственно-предметных и социальных компонентов, взаимообусловленных и тесно связанных между собой. Образовательная среда имеет определенную структуру.

В. А. Ясвин предлагает структурную модель образовательной среды, содержащую четыре компонента: пространственно-предметный, социальный, психодидактический и субъектов образовательного процесса.

1. Пространственно-предметный компонент – это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки.

2. Социальный компонент – определяется присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности.

3. Психодидактический компонент – содержание образовательного процесса, осваиваемые способы деятельности, организация обучения. Внутри данного компонента даются ответы на вопросы чему и как учить.

4. Субъектов образовательного процесса. Как подчеркивает Т. Н. Щербакова, люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов и межличностных отношений субъектов.

Ю. Кулюткин и С. Тарасов выделяют следующие обобщенные компоненты образовательной среды любой образовательной организации.

  • архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);
  • символическое пространство (различные символы – герб, гимн, традиции и др.).
  • содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);
  • формы и методы организации образования (формы организации занятий – уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т. д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).
  • особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. п.);
  • коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.);
  • организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).

Авторы предлагают основания для типологизации образовательной среды:

  • по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная – кооперативная, гуманистическая – технократическая и т. д.);
  • по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная – инновационная, национальная – универсальная и т. д.);
  • по степени творческой активности (творческая – регламентированная);
  • по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая – замкнутая).

Выделяемые авторами типы – условны. В одной образовательной организации возможно сочетание разных, даже взаимопротивоположных условий среды.

Е. В. Коротаева подчеркивала, что любой компонент среды должен быть эмоционально развивающим. Она выделила условия, которые могут обеспечить эмоционально-развивающий характер компонентов образовательной среды:

  • отношения между участниками совместной жизнедеятельности, то есть эмоционально-поддерживающий компонент среды;
  • режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в ДОУ или школе, то есть эмоционально-развивающий компонент;
  • внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и т. д.) – эмоционально-настраивающий компонент;
  • организация занятости детей – игры, учеба, сюрпризные моменты – эмоционально–активизирующий компонент;
  • включение в занятия эвристических упражнений с детьми – эмоционально-тренирующий компонент.

К образовательной среде специалисты предъявляют определенные требования:

  • обеспечение непрерывного развития ребенка;
  • целостность;
  • взаимосвязь обучения и воспитания;
  • четкость и одинаковость требований и образовательных ориентиров;
  • обеспечение положительного эмоционального фона.

По мнению Т. Н. Щербаковой, качество образовательной среды определяется качеством пространственно-предметного содержания данной среды, качеством социальных отношений в данной среде и качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды. Основным совокупным критерием качества образовательной среды выступает способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития.

Г. А. Ковалев, А. И. Савенков, Е. А. Соловьева, Ю. Г. Панюкова, В. Г. Утробина, В. А. Ясвин и другие авторы указывают на существенную роль пространственно-предметного компонента образовательной среды в организации различных аспектов образовательного процесса.

Предметно-простанственная среда выступает для ребенка источником развития. Это не просто совокупность неких предметов, а способ их функционирования в данной образовательной среде.

Г. А. Ковалев и Ю. Г. Панюкова выделяют принципы организации пространственно-предметной компоненты образовательной среды:

Развивающая предметно-пространственная среда как часть образовательной среды дошкольных образовательных учреждений имеет свою специфику. Она обусловлена рядом факторов:

  • возрастными и психофизиологическими особенностями детей;
  • характером ведущего вида деятельности и процесса обучения дошкольников;
  • типом педагогического взаимодействия;
  • подходами к осуществлению образовательного процесса в детском саду;
  • особенностями проектирования его помещений, территории.

Развивающая предметно-пространственная среда является важным компонентом образовательной среды для детей дошкольного возраста. В этот период жизни происходит освоение ребенком окружающего пространства, идентификация себя как личности, члена общества, растет потребность в получении новых впечатлений. Во многом это становится возможным благодаря наличию комплекса условий, обеспечивающих становление маленького человека.

В дошкольных образовательных учреждениях в этом ключе мы говорим о создании особой образовательной среды, которая, согласно положениям ФГОС дошкольного образования:

  • 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  • 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  • 4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • 5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
  • 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Следует подчеркнуть, что сама по себе предметно-простанственная среда, как часть образовательной среды, неотделима от социальных отношений в ней, от взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

В трудах российского психолога В.И. Панова систематизированы основные модели образовательной среды, разработанные российскими учеными.

• пространственно-предметный — помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.;

• социальный — характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);

• психодидактический — содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.

Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды разработана В.В.Рубцовым. Образовательная среда понимается им как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Исходным основанием такого подхода к образовательной среде является понимание того, что необходимым условием развития ребенка является его участие в совместной деятельности, разделенной со взрослым и/или с другими участниками образовательного процесса.

Антрополого-психологическая модель образовательной среды предложена В.И.Слободчиковым. В качестве базового понятия у Слободчикова, как и у Рубцова, выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса. Слободчиков подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды, ее изначальную незаданность.

В качестве основных параметров образовательной среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, автор выделяет три разных принципа ее организации: единообразие, разнообразие и вариативность.

Образовательная среда, по Слободчикову, представляет собой не данность совокупности влияний и условий (как это представлено, например, у Ясвина и Дерябо), а динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося.

Психодидактическая модель образовательной среды школы предложена коллективом авторов: В.П.Лебедевой, В.А.Орловым, В.А.Ясвиным и др. Авторы, исходя из концепции личностно-ориентированного образования, подчеркивают все возрастающую в современных условиях роль дифференциации и индивидуализации образования, однако понимают эту роль несколько иначе, чем это было принято традиционно. Авторы предлагают ориентировать образование на признание за школьником приоритета его индивидуальности, в то время как при традиционном обучении школьник становился личностью в результате специальной организации обучения и воспитания, при целенаправленных педагогических воздействиях. Речь идет о подчеркивании его значимости как субъекта познания, о погружении его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением.

Образовательная среда
в общекультурном контексте

Для ответа на вопрос о том, какие тенденции преобладают в современном образовании, необходимо рассмотреть наиболее рельефно выраженные особенности развития современной культуры. В этой связи представляет интерес концепция культуры французского культуролога Абрахама Моля (Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973). Разработанная в 70-е годы ХХ века, она тем не менее отражает современное положение дел. Автор делит культуру на индивидуальную и социальную, традиционную и современную.

В противоположность этому современная культура мозаична. В созданной таким образом образовательной среде человек познает мир по законам случая, в процессе проб и ошибок. Он постигает требующиеся профессиональной деятельностью причинно-следственные связи в силу случайностей своей биографии. Совокупность его знаний — плод случайностей. Лишь накопив определенный объем информации, человек начинает обнаруживать скрытые в ней структуры. Он идет от случайного к случайному, но порой это случайное оказывается существенным.

Эта особенность современной культуры очень важна для понимания современного состояния образовательной среды. Она позволяет сделать вывод о том, что доля традиционных государственных образовательных институтов в общем объеме образования человека снижается. Этот процесс продолжается на протяжении нескольких десятилетий.

Другие особенности современной образовательной среды, выведенные, на основе анализа особенностей современной культуры, мы обозначим конспективно. Их подробное описание имеет мало смысла, так как речь идет о высокодинамичных процессах. Наиболее полно эти особенности представлены следующими тенденциями:


ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования проблемы формирования учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает в качестве основных требований сформированность у учащихся мотивации к обучению и познанию [7]. В этой связи важное значение имеет образовательная среда, окружающая ученика. Поэтому педагогу важно продумать условия её организации.

Заметим, что исследованием мотивационных аспектов учебной деятельности занимались А.К. Маркова [4], Н.В. Афанасьева [1], М.В. Матюхина [5], Л.П. Кичатинов [3] и многие др.

Различные аспекты создания и функционирования образовательной среды рассматривали В.И. Слободчиков [6], В.А. Ясвин [8], И.А. Баева [2] и др.

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [8]. То есть непосредственно образовательной среда становится только в том случае, если речь идет о личности, направленной на образование. Только тогда предметно-пространственное и социальное окружение наполняется образовательным содержанием. Это наглядно описывает четырехкомпонентная модель В.А. Ясвина, включающая пространственно-предметный, социальный, психодидактический компоненты, а также субъектов образовательного процесса [8].

Рассматривая пространственно-предметную составляющую образовательной среды в начальной школе, следует отметить, что её можно разделить на несколько уровней. Охарактеризуем их подробнее.

Первый уровень – классная обстановка:

информационные стенды, содержащие интересную познавательную информацию для младших школьников. Учащиеся сами могут систематически обновлять стенд с материалами, содействующими развитию познавательной активности учащихся;

уголок природы, в котором размещаются цветы и материал, который будет способствовать формированию у школьников представлений о формировании жизни на земле, о приспособлении живых организмов к среде обитания, о росте, развитии и размножении живых существ, о природных сообществах (экосистемы);

Второй уровень – внеклассная обстановка:

школьные коридоры, рекреации, панели, которые должны быть соответствующим образом оборудованы, чтобы нацеливать школьников на обучение;

библиотека, которая должна привлекать детей как внешней обстановкой, так и культурой обслуживания сотрудников;

пришкольный участок, включающий стадион, спортивные сооружения, направленные на развитие физических качеств учащихся;

Третий уровень – технический:

информационные средства, включающие персональные компьютеры, мультимедиапроекторы, экран, интерактивную доску, интернет, и др., позволяющие активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, привлечь разный дидактический материал, воздействовать на несколько репрезентативных систем, и, соответственно, обеспечить качественно новый уровень дифференциации и индивидуализации обучения.

Итак, создание развивающей во всех ее компонентах образовательной среды является одним из важнейших путей формирования познавательных способностей и познавательной активности. Насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней способствуют обогащению чувственно-практического опыта ребенка.

Организуя совместную деятельность с учащимися посредством воспитания активного, неравнодушного, пристрастного отношения к способам их добывания, учитель показывает школьникам перспективы развития их мотивационной сферы [6, c.278].

Список использованной литературы

Афанасьева Н.В. Структура мотивации достижения (на выборке детей 9-11 лет). Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999. 24 с.

Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. Иркутск: ИГГШ, 1989. 190 с.

Маркова А.К. Формирования мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Академия, 1990. 192с.

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144с.

Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12–14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

Читайте также: