Прослогион ансельм кентерберийский краткое содержание

Обновлено: 28.06.2024

Резюме

Контекст написания книги

Ансельм написал Proslogion между 1077 и 1078 , в то время как он был до в аббатстве Нотр-Дам - дю - Бека , в Нормандии. Это его вторая важная работа, первый после Monologion в 1076 .

Хотя он считал свои аргументы достоверными и окончательными, Ансельм не был полностью удовлетворен и начал искать доказательства существования Бога более простым и самодостаточным образом. Вскоре после этого он находит нужный аргумент и представляет его в Прослогионе .

Резюме глав

Преамбула

За исключением того, что это доказательство было навязано ему (Однажды это [это доказательство] давило на меня с новой неумолимостью и что я более чем когда-либо устал от этой непрекращающейся борьбы, посреди этого конфликта моих мыслей, то, что я видел ибо напрасно внезапно представилось мне на ум). Он не нашел ее специально.

Глава I

Где ум взволнован, чтобы созерцать Бога

Эта глава фактически является началом размышлений Ансельма, мы видим в ней осуждение границ его разума, она также показывает трудности поиска существа за пределами бытия. Именно в этой первой главе Ансельм утверждает, что он ищет истину и что он ищет Бога. Чтобы понять Ансельма, нужно уметь верить, потому что ему вера необходима для понимания.

Глава II.

Этот бог действительно

Эта глава посвящена доказательству бога.

Глава III.

Что нельзя думать, что он не

В этой главе мы вынуждены признать доказательство Бога святого Ансельма. Итак, если мы признаем это свидетельство, тогда мы будем вынуждены думать о существовании Бога.

Бог реален. Единственный, кто не может этого признать - дурак, дурак.

Глава IV.

Как дурак сказал в душе то, о чем нельзя думать

Есть разница между размышлением о предмете и пониманием того, что это такое. Итак, если мы задумаемся об одном, мы можем подумать, что Бога нет. Но если мы поймем, что это такое, тогда мы не сможем думать, что Бога нет.

Глава V

Что Бог - это все, чем лучше быть, чем не быть, и что только он существует сам по себе, все остальное он не делает.

Совершенство вещи больше, когда она есть, чем когда ее нет. Кроме того, Бог существует сам по себе и для себя. (Если бы он был создан, было бы нечто большее, чем он.)

Эта глава подготавливает следующие главы, чтобы разрешить противоречия Бога.

Глава VI.

Насколько он чувствителен, когда он не тело

Как Бог может быть чувствительным без тела? Как он может быть всемогущим, если не может все делать? Как он может быть милосердным и бесстрастным?

Чувствовать - это фактически идти к знанию (как в некотором роде, чувствовать - значит знать - через чувства -)

Итак, бог чрезвычайно чувствителен, поскольку он знает все, но не как животное или человек.

Глава VII.

Как он всемогущ, когда многого он не может

Глава VIII.

Как милосердный и невозмутимый

Ансельм отвечает на свой третий вопрос. Как Бог может быть одновременно милосердным и бесстрастным? Этот парадокс разрешается путем выявления языкового диссонанса между человеческим языком (где Бог милосерден) и божественным языком (где Бог бесстрастен). Таким образом, в человеческом мире человек чувствует его милость, будучи божественно бесстрастным. В этом ощущении есть однозначность. К человеку чувствуется милосердие, но нет сочувствия от Бога.

Глава IX.

Как праведник и в высшей степени праведник щадят нечестивых; и что именно он жалеет нечестивых

В этой главе подчеркивается противоречие между самой праведной справедливостью и снисхождением к нечестивым. Только милость Бога, милость, которую Он приносит, всегда в смысле справедливости, как божественная справедливость, и это, даже если мы не понимаем ее с человеческой точки зрения. Кроме того, Ансельм учит нас, что Бог добр, потому что он справедлив. А Бог милостив, потому что он праведен.

Глава X

Как именно он наказывает нечестивых и как именно щадит их

В этой главе говорится о применении этой милости и милосердия. Верно, что у добрых есть добро, а у злых - зло. Тем не менее, плохих парней иногда щадят, иногда наказывают. Это двойное применение объясняется тем фактом, что когда Он щадит нечестивого, действует доброта Бога, но то, что Бог хочет, всегда справедливо. Божественный праведник не такой же праведник, как праведник человеческий. В результате то, что может показаться человеку несправедливым, может быть правильным для Бога (отсюда его милость) и наоборот.

Глава XI.

Как все пути Господа милосердие и истина, и как Господь праведен во всех путях Своих

Глава XII.

Что Бог - это та самая жизнь, которой он живет, и то же самое

Бог - его собственное дело. Он живет и существует сам по себе, и все его атрибуты (качества) приходят к нему сам, а не передаются ему внешне. Кроме того, эти атрибуты не существуют независимо от Бога.

Глава XIII.

Как он один необрезан и вечен, а другие духи необрезаны и вечны

В этой главе утверждается, что то, что содержится (чем-то, например законом, пространством . ), меньше, чем то, что не ограничено (чем-то). Итак, если Бог - это такая вещь, что никто не может придумать ничего большего, тогда Бог - единственная необрезанная вещь, которая не ограничена, не содержится. Бог - единственный вечный (потому что он не перестает быть). Однако говорят, что некоторые духи необрезаны. Если они не могут быть телесными существами (потому что ограничены своими телами), некоторые одновременно ограничены и не ограничены: это те, кто находится в нескольких местах одновременно, но не везде. Ансельм призовет здесь душу, которая, по его мнению, необрезана и вечна, но не так, как Бог.

Глава XIV.

Как и почему ищущие Бога видят его и не видят

Итак, Ансельм ставит методологическую проблему: возможно, это неправильный способ искать Бога. Если Бог является истинным светом, возможно, мы сможем получить доступ к Богу, не обращаясь непосредственно к истинному свету. (Здесь мы находим платоническую метафору солнца: существует источник света, который мы не можем видеть, потому что он слишком силен для нашего невооруженного глаза. Однако нам нужен этот источник света, чтобы видеть. Кроме того, мы можем видеть определенный свет не видя его источника.) Итак, мы не могли бы ничего знать, видеть, чувствовать без Бога, но мы не можем знать, видеть, чувствовать Бога. Вся правда в Боге, поэтому мы можем видеть истину, не видя ее источника.

Глава XV

Что он больше, чем мы можем подумать

Речь идет о последствиях предыдущей главы: Бог - это нечто большее, чем мы можем себе представить.

Глава XVI.

Что это недоступный свет, в котором он обитает.

Бог обитает в недоступном свете. Эта глава очень метафизична. Есть метафора между Богом и солнцем. С помощью этой метафоры света он ясно показывает, что существа освещены причиной, которая дает их существование, то есть Солнце представляет Бога . Бог является причиной бытия. И существо движется в свете Бога. Однако у этой метафоры есть предел: солнце не представляет Бога во всей его полноте. Он всего лишь элемент Бога. Итак, Бог за пределами бытия.

Глава XVII.

Что в Боге есть гармония, запах, вкус, сладость, красота, невыразимая

Душа не чувствует Бога или его света (запаха, гармонии, сладости…) ничего нельзя сказать о Боге. Есть неэффективность языка и чувств. Это означает, что даже если Бог присутствует, наши человеческие чувства не воспринимают Его, и наш человеческий язык не говорит этого.

Глава XVIII.

То, что в Боге, ни в вечности, которая принадлежит ему, и что он есть, нет частей

Мы не находим Бога, когда ищем его: мы находим его, когда не ищем его. Это проявляется в неудобное время, как жестокое разоблачение Ансельма в преамбуле.

Ансельм задается вопросом, является ли каждый аспект Бога (доброта, блаженство…) частью Бога или все его качества происходят от Бога. В качестве ответа он находит, что Бог целостен и неделим. Все эти вещи составляют единое целое, которое есть Бог, и не составляют единого целого, которое можно было бы разделить. Бог неделим, как вечность. В результате он везде, всегда и в одно и то же время.

Глава XIX.

Что он не на месте и не во времени, а что все в нем

А точнее, Бог находится вне времени, а не во времени (потому что, если бы он был ограничен временем, он не был бы величайшим существом)

Глава XX.

Что он выше всего и выше всего, даже вечных

Бог во всем, и он все содержит. Это до и после всего: это божественное всеведение. Вещи (даже те, у которых нет конца) являются благодарностью Богу, или, точнее, без Бога, их нет, поскольку Бог присутствует во всем. Бога нельзя умалить даже в мыслях: если мы можем вообразить цели для вещей, мы не можем вообразить их для Бога. Однако, следуя парадигме, установленной Ансельмом в его главе II, если мы вообразим конец чему-то, что уже дает этой цели существование. Следовательно, Бог превосходит все это, потому что то, что не имеет конца, выше того, что имеет конец. Мы также можем добавить к этому, что у того, что не имеет конца, однако, есть начало, и что Бог уже там, где этих бесконечных вещей еще нет (поскольку Бог - уже - завтра).

Глава XXI.

Если это век века или века веков

В этой главе для Ансельма Бог - это вечность, но он прежде всего век века, потому что, если бы это были века веков, по своей множественности он был бы делимым.

Глава XXII.

Что он единственный, кто он есть и кто он есть.

Здесь Ансельм настаивает на том, что Бог неделим, но прежде всего гомеомер. Это не простая сборка, которую можно собрать по-другому, и поэтому Бог может быть другим. Более того, Бог всегда и постоянно такой, какой он есть. Тем, кем он был, он все еще есть и всегда будет, постоянно и достаточным для себя.

Глава XXIII.

Что это добро в равенстве между отцом, сыном и святым духом; и что это единственное необходимое, что все хорошо, все хорошо и только хорошо

Бог настолько прост и совершенен, что только Он может родиться от Него. Отсюда двойное имя Глагол, которое соответствует Господу и Христу. Святой дух - это то, что происходит между одним и другим. Это любовь. Единственное, что нужно Богу, - это добро, которым он и является.

Глава XXIV.

Угадай качество и количество этой недвижимости

Глава XXV.

Какие блага и какое величие имеют для тех, кто им нравится

- недоумевает Ансельм. Зачем человеку искать все эти блага? А единственное существенное благо - это Бог? По его словам, мы должны любить одно-единственное добро: Бога. Таким образом, заявив о многих благах, Ансельм утверждает, что любовь к Богу - это единственное благо, которое мы никогда не потеряем.

Глава XXVI.

Если это полная радость, которую обещает Господь

Доказательство

Как объяснялось ранее, Ансельм хотел единственное, самодостаточное доказательство, поэтому он придумал онтологический аргумент. Его можно резюмировать следующим образом:

Чтобы прояснить это, Ансельм сводится к абсурду (подчеркивая противоречие, вызванное отрицанием теории). Затем он заявляет, что:

«Если большее - это просто ментальное содержание, можно представить себе нечто большее и лучшее, а именно то же самое, но с качеством существования. "

libking

Кентерберийский Ансельм - Прослогион краткое содержание

Прослогион - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Ныне пробудись, о человече! уйди хоть немного от попечений твоих, сокройся хоть малость от беспокойных твоих помыслов. Ныне отбрось прочь тягостные заботы, отложи многотрудные твои занятия. Хоть ненадолго обрети досуг для Бога, хоть ненадолго стяжай в нем успокоение. Войди в клеть ума твоего, изгони все, кроме Бога и тех вещей, что помогают тебе искать его, и, затворив дверь, взыскуй его. Скажи ныне, все существо сердца моего, скажи Богу так: "Лика Твоего взыскую; буду искать лица Твоего, Господи" (Пс. 26, 8).

Господи, Боже мой! ныне Ты научи сердце мое: где и как ему искать Тебя? где и как ему обрести Тебя? Господи, если нет Тебя здесь, где искать мне Тебя как отсутствующего? Если же Ты повсюду, почему не могу я зреть Тебя как присутствующего? Так, Ты обитаешь во свете неприступном (I Тимоф., 6, 16). Но где он, этот свет неприступный? и как приступить мне к свету неприступному? Кто приведет меня к нему и введет в него, дабы лицезреть мне Тебя в нем? Под какими знаками, под каким образом искать мне Тебя? Никогда не зрел я Тебя, Господи, Боже мой; лика Твоего не ведаю. Что же делать, Всевышний Господи,, что же делать тому, кто столь отдален от Тебя изгнанием? Что делать рабу Твоему, что изнемогает от любви к Тебе и далеко отринут от лика Твоего (ср. Пс. 50, 13)? Жаждет он лицезреть Тебя, но слишком удален от него лик Твой; приступить к Тебе хочет, но неприступна обитель Твоя; обрести Тебя желает, но не знает местопребывания Твоего; искать Тебя вожделеет, но не ведает лика Твоего. Господи, Ты еси Бог мой, и Ты Господь мой -- но никогда не зрел я Тебя. Ты сотворил меня, и Ты претворил меня, и все мои блага дал мне Ты -- но доселе еще не познал я Тебя! Наконец, сотворен я для того, чтобы созерцать Тебя -- но доселе не мог делать то, для чего сотворен!

О, горестный удел человека, утратившего то, для чего он сотворен! О, падение печальное и плачевное! Увы, что утратил человек и что он обрел? Что отошло и что осталось? Утратил он блаженство, для которого предназначен, обрел же бедствие, для которого не предназначен; отошло то, что одно делает блаженным, осталось то, что в себе самом всецело бедственно. Некогда вкушал человек от хлеба ангельского, которого ныне алчет; ныне вкушает он от хлеба скорбного, которого некогда не знал. Увы! общее рыдание человеков! всемирный плач сынов Адамовых! Прародитель наш пресыщался яствами, мы терзаемся гладом; он изобиловал, мы нищенствуем; он счастливо обладал и плачевно утратил, мы несчастливо нуждаемся и плачевно желаем, но, увы, остаемся ни с чем. Зачем не сберег он для нас то, что ему было некогда легко сберечь, нам же столь тяжко не иметь? Зачем изринул из света и заключил во тьму? Зачем лишил нас жизни и причинил нам смерть! О, мы несчастные! Откуда мы извергнуты и куда ввергнуты? Откуда ниспали и куда устремились? Из отчизны в изгнание, от лицезрения Бога в слепоту нашу, от сладости бессмертия в горечь и терзание смерти. О, бедственная перемена: от такого блага и к такому злу! Тягостна здесь утрата, тягостна скорбь, и все тягостно.

Но увы и мне, несчастному, одному из несчастных сынов Евиных, отторгнутых от Бога? Что я замышлял и что совершил? К чему стремился и куда пришел? По чему томился и от чего терзаюсь? Благо искал я , и вот смятение (Иеремия, 14, 19). К Богу поспешал я и преткнулся о самого себя. Покоя искал я в сокровенностях моих, и смуту обрел я в глубинах моих. Уповал я ликовать от радости духа моего и принужден кричать от горести сердца моего. (Пс. 37, 9). Манило веселие, и вот усугубляется воздыхание!

Ты же, Господи, доколе? (Пс. 6, 4). Доколе, Господи, будешь забывать нас, доколе будешь скрывать лицо Твое от нас? (Пс. 12, 2). Когда воззришь Ты на нас и услышишь нас? Когда просветишь очи наши и явишь нам лик Твой? Когда возвратишь нам себя? Воззри, Господи! услышь! просвети нас! яви себя нам! Возврати нам себя, и будет нам хорошо; без Тебя сколь нам худо! Умилосердись над трудами и порываниями нашими к Тебе, ибо ничего не можем без Тебя, Ты призвал нас к себе; помоги нам. Молю Тебя, Господи, да не пребуду безутешен в отчаянии, но утешен в чаянии. Молю Тебя, Господи! горько сердце мое через богооставленность; услади его через посещение свое! Молю Тебя, Господи! в алкании начал я искать Тебя, да не отойду от Тебя голодным; в скудости приступил, да не отступлю ненасыщенным! Нищий пришел я к Богатому, страждущий к Милосердному; да не возвращусь неутешен и презрен! И если я воздыхаю прежде яств (Иов. 3, 24), удели мне яства после воздыханий! Господи, согбен я и могу смотреть лишь долу; воздвигни меня, да возмогу смотреть горе. Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне (Пс. 37, 5). Освободи меня, сними с меня бремя мое, да не затворит надо мною пропасть зева своего (Пс. 68, 16). Даруй мне узреть свет Твой, хоть издали, хоть из глубины. Научи меня искать Тебя и яви себя ищущему; ибо я не могу ни искать Тебя, если Ты не научишь, ни обрести Тебя, если Ты не явишь. Взыщу Тебя, воздыхая о Тебе, и воздохну о Тебе, взыскуя Тебя; обрету, возлюбив, и возлюблю, обретая.

Исповедую, Господи, и благодарю Тебя, что сотворил Ты во мне этот Твой образ, дабы я памятовал о Тебе, мыслил Тебя, любил Тебя; но он настолько стерся от гнета пороков, настолько помрачился от дыма прегрешений, что не сможет творить то, для чего сотворен, если Ты не обновишь и не преобразуешь его. Не силюсь, Господи, проникнуть в глубины Твои, непосильные для моего разумения; но желаю хоть отчасти разуметь истину Твою, в которую верует и которую любит сердце мое. Не ищу разуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь; ибо верую и в то, что если не уверую, не уразумею.

О том, что Бог поистине есть, хотя и сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"

Итак, Господи, Ты, что даруешь вере разумение! даруй мне, насколько признаешь полезным для меня, уразуметь, что Ты еси, как мы веруем; и что Ты еси то именно, во что мы веруем. Веруем же мы, что Ты нечто, более чего нельзя ничего помыслить. Или, может быть, сущности такой нет, коль скоро сказал безумец в сердце своем: "нет Бога" (Пс. 13, 1)? Но даже и сам этот безумец разумеет, что я говорю, когда слышит: "нечто, более чего нельзя ничего помыслить"; и то, что он разумеет, есть в его разуме, хотя он и не разумеет, что оно есть. Ибо одно дело, если вещь есть в разуме, а другое, если разум мыслит ее как ту, которая есть. Так, когда живописец замышляет то, что ему предстоит делать, он имеет в своем разуме нечто; однако он не мыслит того, что он еще не делал, как то, что есть. Когда же он все написал, он и в разуме имеет уже им сделанное, и мыслит его как то, что есть. Итак, даже и означенный безумец принужден признать, что хотя бы в разуме есть нечто, более чего нельзя ничего помыслить; ведь слыша эти слова, он их разумеет, а то, что разумеют, есть в разуме. Но то, более чего нельзя ничего помыслить, никак не может иметь бытие в одном только разуме. Ведь если оно имеет бытие в одном только разуме, можно помыслить, что оно имеет бытие также и на деле; а это уже больше, чем иметь бытие только в разуме. Итак, если то, более чего нельзя ничего помыслить, имеет бытие в одном только разуме, значит, то самое, более чего нельзя ничего помыслить, есть одновременно то, более чего возможно нечто помыслить; чего явным образом быть не может. Следовательно, вне всякого сомнения, нечто, более чего нельзя ничего помыслить, существует как в разуме, так и на деле.

Ансельм Кентерберийский (примерные годы жизни 1033 – 1109) – известный теолог, философ и богослов католической церкви. С 1093 года служил архиепископом Кентерберийским (Англия). После смерти был канонизирован как святой; день святого отмечается 21 апреля.

Ансельм родился в благородной семье в Аосте или в ее окрестностях в Верхней Бургундии (территория современной Италии). Отец Ансельма имел суровый и жестокий характер, мать же была терпеливой и благочестивой женщиной.

В возрасте пятнадцати лет Ансельм хотел уйти служить в монастырь, но, местный аббат отказал ему в этом желании, так как отец Ансельма не дал на это согласия. Молодой человек перенес огромный стресс, который вылился в телесную болезнь. Однако вскоре после выздоровления он отказался от своего желания служить Богу и какое-то время жил беззаботной жизнью.

После смерти матери отец Ансельма покаялся в своем прежнем довольно неправедном образе жизни и стал настолько страстным верующим, что жизнь рядом с фанатиком стала для молодого Ансельма невыносимой. Ансельм в возрасте 23 лет покинул отчий дом. Долгое время он провел в поисках себя. После странствий от монастыря к монастырю и обучения в различных церковных школах Франции в 1060 г. Молодой человек перебрался в Нормандию в аббатство Бек, где вскоре стал приором, а в 1078 г. был избран аббатом.



Аббатство Бек

Ансельм Кентерберийский: биография

доказательство бога ансельма кентерберийского


Божья милость

Ансельм Кентерберийский


Он родился в довольно состоятельной семье. Они не бедствовали, не знали лишений, таких как, например, голод. Но девятилетнему мальчику приснился сон, что с ним разговаривает Господь и просит его подняться на самую высокую гору в тех местах, а потом преломляет с ним хлеб. Это было настолько яркое впечатление, что ребенок, который никогда ни в чем не нуждался, запомнил его на долгие годы.
Не успел мальчик войти в пору юности, как его мать скоропостижно умирает, оставляя отца настолько безутешным, что очерствев от горя, он вымещает злость на сыне. Не выдержав подобного обращения, Ансельм уходит из дома вместе со старым слугой, которому стало жаль мальчишку. Они пешком пересекают горы и попадают во Францию. Путники были настолько голодны, что парень начал есть снег. В отчаяньи его попутчик заглядывает в котомку, ожидая там увидеть пустоту, но вместо этого находит ломоть белого хлеба. Такое явное проявление Божьей милости еще раз доказывает юноше, что он должен посвятить себя церкви.

Бекский монастырь

Здесь были написаны первые работы, благодаря которым мир узнал, кто такой Ансельм Кентерберийский. Эпоха Средневековья вообще была богата разными мыслителями. Однако далеко не все из них вошли в историю. В Беке Ансельм Кентерберийский создал первые свои труды. Ими стали Monologion и Proslogion. Они не только принесли ему известность, но высокую репутацию в Европе. Сам Бекский монастырь, во многом за счет влияния Ланфранка, стал одной из самых влиятельных религиозных общин англонормандской монархии, имевшей огромные владения в Англии. Будучи аббатом, Ансельм много раз посещал Британию. Со временем его стали рассматривать как вполне естественного преемника Ланфранка. Между тем, когда в 1089 г. он скончался, Вильгельм Второй не спешил замещать освободившийся пост. Дело в том, что в отсутствие архиепископа все доходы с земель принадлежали королю. Только через 4 года, тяжело заболев и находясь при смерти, Вильгельм, возможно под тяжестью своих грехов, согласился на избрание Ансельма. Последний, в свою очередь, попытался отказаться от должности. Однако, невзирая на его протесты, он все же был избран архиепископом.

Присутствие Бога в каждом человеке

Отношения с властью

Несмотря на то что к моменту назначения на пост архиепископа Ансельм Кентерберийский имел уже достаточный авторитет, являлся известным религиозным деятелем, в делах госуправления он значительно отставал от своего предшественника. Ему не удалось наладить сотрудничество церковной и светской власти. Он не смог в должной мере обеспечить защиту финансовых интересов религиозных организаций в Англии от посягательств Вильгельма. Ансельм отличался мягким характером. Но в вопросах канонического права и религии он занимал бескомпромиссную позицию. На уступки власти, испытывавшей значительный дефицит средств, он не хотел идти. Положение усугублялось тем, что король являлся прямой ему противоположностью. Вильгельм Второй был жестоким, циничным. Он не разбирался в средствах, стремясь усилить свою власть.

Конфликт с королем

Спустя некоторое время после выздоровления Вильгельма между ним и Ансельмом разгорелся спор. Последний требовал возврата земель, которые были отняты после кончины Ланфранка, окончательного решения в делах церкви, а также признания Урбана II папой. Первое требование король удовлетворил. Но согласиться на отказ монарха от единоличного утверждения папы в Англии Вильгельм не мог. Сам король и общественность склонялись к признанию Климента Третьего. Но Ансельм Кентерберийский поддержал Урбана еще будучи аббатом и оставался верен ему. С течением времени спор архиепископа и монарха только усиливался. Более того, возникли новые противоречия. В частности, стороны конфликтовали по вопросам вклада церкви в финансирование проводимых Вильгельмом военных кампаний, по поводу нравов, которые царили при дворе монарха, имевшего гомосексуальные наклонности. Вскоре отношения между королем и архиепископом были разорваны окончательно. При этом английское духовенство встало на сторону Вильгельма. Более того, епископ Даремский потребовал смещения Ансельма и изгнания его из страны.

Литература

Признание Урбана II

Пребывание в Риме

ансельм кентерберийский основные идеи

Священник

Ансельм Кентерберийский годы жизни


Ланфранка переводят в другой монастырь, а Ансельм Кентерберийский становится новым священником. В этот период у него формируются идеи, отображенные затем в книгах по богословию. Философские вопросы касательно причины жертвы Спасителя, инструмента познания мира занимают его мысли. Толкование этих спорных, как с точки зрения философии, так и с точки зрения богословия, сентенций приносит проповеднику Кентерберийскому признание общественности.

Борьба со светской инвеститурой

В 1100 году на престол в Англии вступил Генрих I. Новый король пригласил Ансельма вернуться на свой архиепископский пост. 23 сентября священнослужитель приехал в Англию. К тому моменту Ансельм выступал за клюнийскую реформу, поэтому архиепископ отказался принимать светскую инвеституру на земли церкви. Разгорелся новый конфликт. Генрих I, признавая таланты священнослужителя и даже питая глубокое к нему уважение, не хотел отказываться от устоявшегося права королей. Достичь компромисса не удалось из-за позиции, которую принял папа Пасхалий II. Он выступал категорически против любого вмешательства власти в процесс назначения епископов. Ансельм в 1101 году направился в Рим, чтобы лично поговорить с папой. Но, потерпев неудачу, решил не возвращаться в Англию и снова остался в Лионе.

Достижение соглашения

В 1105 году положение осложнилось. Епископы, получившие инвеституру от Генриха, были отлучены папой от церкви. Ансельм пригрозил таким же исходом самому королю. В этой ситуации Генрих был вынужден пойти на соглашение. В 1105 году, 22 июля, архиепископ и король встретились в Лэгле. Генрих соглашался вернуть все доходы с земель взамен признания епископов, которые получили инвеституру. Несмотря на то что папа выступал против такого исхода, переговоры продолжились. Особую роль в примирении сторон сыграла Адела Нормандская – сестра короля. Она была близка с одним из самых авторитетных религиозных деятелей в Европе – Иво Шартрским. Он выступал за допущение власти к процессу назначения епископов. В 1107 году соглашение было наконец достигнуто. Позднее оно легло в основу Вормского конкордата, которым закончилась борьба за инвеституру в Германии.

Последние годы

После урегулирования вопроса с инвеститурой, Ансельм вернулся в Англию. Произошло это в 1107 году. Там он утвердил выбранных монархом епископов. Оставшиеся 2 года Ансельм провел в Кентербери. Здесь он занимался текущими церковными делами. В 1109 году, 21 апреля, Ансельм скончался. В 1494 г. папа Александр VI канонизировал архиепископа. В 1720 году Климент XI провозгласил его Учителем Церкви.


Ансельм Кентерберийский: основные идеи

Архиепископ считал, что вера – основа рационального знания. Широкую известность получило онтологическое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского. Доводы он вывел из самого понятия Всевышнего. Его теория состояла из следующих положений:

  • Все стремится к Благу. Но Бог есть сам Абсолютное Благо.
  • У всего есть ограничение – верхний предел. Это и есть сам Бог.
  • По какой-то причине бытие целое. Это и есть сам Бог.
  • Бог как совершенство.

Познание: вера или высший разум?

Ансельм Кентерберийский биография


Согласно сохранившимся документам, Ансельм Кентерберийский, идеи которого так активно и воодушевленно принимались церковью, считал, что для познания необходимо верить, ведь если мир родился из идеи кого-то великого, то только вера может помочь понять его замысел. Это утверждение, несколько спорное на первый взгляд, сразу же получило сторонников, которые смогли убедить всех остальных в его истинности. К тому же из этой сентенции можно было вывести другую, что понятие Бога рождается одновременно с человеком и уже существует в нем — следовательно, Бог существует тоже.

Теория Искупления

Первым мыслителем, изложившим содержание христианского учения в юридических терминах, считается именно Ансельм Кентерберийский. Философия архиепископа изложена в трактате Cur Deus homo. В работе приводятся следующие аргументы:

  1. Первородный грех есть посягательство на Божественный миропорядок. Следовательно, это преступление против Бога.
  2. Так как Всевышний бесконечно велик, его оскорбление следует считать бесконечно великим.
  3. Необходимо было удовлетворение за грех, которое даже все люди, являющиеся ограниченными и греховными, не могут принести.
  4. Только Бог, как бесконечное Существо, может заплатить, посылая Сына своего страдать на кресте, для чего вочеловечивается.

ансельм кентерберийский биография

Доказательства бытия Божия

Эти четыре доказательства вывел Ансельм Кентерберийский (биография кратко была изложена в этой статье). Еще во Франции к нему стали приходить подобные идеи. Они выкристаллизовывались, находились разумные и логичные объяснения, и выстраивались в стройную формулу существования Бога.

Гост

ГОСТ

Ансельм Кентерберийский ($1033 – 1109$) - философ, английский монах, богослов, теолог, архиепископ Кентерберийский. Родоначальник схоластики и средневекового реализма.

Уехав из родного дома, провёл несколько лет в Бургундии, в качестве аббата Бекского монастыря, где написал свои труды, которые приобрели впоследствии общеевропейскую значимость. При помощи деяний архиепископа Ланфранка, монастырь обладал значительным влиянием. Выполняя все важные миссии в качестве монаха Бекского монастыря, Ансельм считался авторитетным представителем архиепископа Ланфранка. Но после смерти последнего, король Вильгельм $2 $ не поспешил назначить на пост Ансельма, лишь через четыре года, больной король согласился на назначение Ансельма на место архиепископа Кентерберийского.

Проблематика соотношения веры и разума в понятии Ансельма Кентерберийского решалась следующим образом:

Человек имеет два способа познания: веру и разум. Для истинного христианина вера есть начало всего знания, познание начинается с акта веры.

Все знания хранятся в Священном Писании. Характерная для этого момента мысль – не понимаю, чтобы верить, а верю, чтобы понимать.

Понимание веры находится по середение между слепой верой и видением Бога. Понимание может быть достигнуто при помощи разума. Но разум не всегда способен постичь то, что сокрыто в вере. Но он обосновывает необходимость веры.

Ансельм полагал веру непоколебимым основанием разумного познания. Важнейшая задача разума: быть способным доказать существование Бога.

Готовые работы на аналогичную тему

Из онтологического метода познания Ансульм Кентерберийский вывел понятие Бога из него же самого. Бог является абсолютным благом.

Ансельм утверждал, что лишь в Боге сущность и бытие отождествляются. От Бога все вещи и мир в целом получают божественное бытие. То, что было бы сотворено, что было до акта творения, предшествует в образе Бога, образе Идеи. От Бога все вещи и мир в целом получают божественное бытие. то было до акта творения, то есть предшествует в образе Бога, образе Идеи. Идеи мыслятся Богом и вечно существуют в его мышлении. предшествует в образе Бога, образе Идеи. Идеи мыслятся Богом и вечно существуют в его мышлении.

Всё получает свой статус существования благодаря действию Слова. То что существовало в виде идеи от божьего слова начинает реально существовать в мире. Это творческое слово, отличное от человеческого. Слово Бога универсально и понятно для всех языков.

Четыре доказательства бытия Бога

Исходя из онтологического доказательства Бога решается задача понятия бытия содержится в понятии Бога.

В этом смысле Бог понимается тем, более чего нельзя помыслить. Это понятие есть в понимании любого человека, оно неотрицаемо. Но понятие не только понимаемо умом, но и существует реально. Здесь доказывается, что человек может достичь Бога не только в сфере мысли, но и через сотворённые предметы, наделённые совершенством.

Доказательство Бога на основе рассмотрения творений.

У всякого творения есть своя степень совершенства, которая отличает их друг от друга. Они получают своё совершенство от совершенства высшего, то есть Бога. Вещь есть благо, не смотря на то, что блага имеют свою иерархию, они обладают единообразием в качестве блага. Как то что приносит пользу. Вещи же не являются в равной степени благими. Они не обладают полнотой блага. Они обладают качеством благого, так как причастны к благу самому по себе. Такое благо обязано существовать, так как существование вещей, обладающих качеством блага, предполагает наличие этого блага. Само по себе Благо является наивысшим бытием. Это бытие называется Богом.

Вторым доказательством Бога основывается на том, что всякая вещь существует благодаря причине их бытия. Возникает вопрос, сколько причин бытия, их много или она одна единая. Если же причин много, то между ними должно быть нечто общее, например, существование само по себе, благодаря себе. Эта единая природа и является причиной.

Исходя из онтологического доказательства Бога, решается задача понятия бытия содержится в понятии Бога. В этом смысле Бог понимается тем, более чего нельзя помыслить. Это понятие есть в понимании любого человека, оно неотрицаемо. Но понятие не только понимаемо умом, но и существует реально. Здесь доказывается, что человек может достичь Бога не только в сфере мысли, но и через сотворённые предметы, наделённые совершенством.

Читайте также: