Пролегомены ко всякой будущей метафизике краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Иммануил Кант (1724-1804) – великий немецкий философ, основоположник немецкой классической философии. Творчество И.Канта делится на два периода: докритический – до 1770 г. и критический – после 1770 г. В первый период своей творческой деятельности И.Кант разрабатывал проблемы естествознания: космологии, механики, антропологии, физической географии. Во второй период философ сосредоточил свое внимание на проблемах гносеологии. Работа И.Канта относится ко второму периоду творческой деятельности философа.

1. Как возможна чистая математика?

2. Как возможно чистое естествознание?

3. Как возможна метафизика вообще?

4. Как возможна метафизика как наука?

Естественным внешним источником знаний являются чувства, но они случайны, субъективны. Знания математики носят всеобщий и необходимый характер. Каким образом чувственные данные получают всеобщий и необходимый характер? Кант объясняет это тем, что есть априорные формы чувственности – пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, время – внутренние. Только поэтому возможна наука о величинах – математика.

Чувствам и рассудку доступен только мир опыта. То, что за пределами опыта, есть сфера деятельности разума, высшей, познавательной способности человека. Разум оперирует идеями о души, о Боге, о мире, но так как эти идеи находятся за пределами опыта, разум не может дать однозначного ответа ни на один из мировоззренческих вопросов. Он запутывается в противоречиях. Поэтому метафизику нельзя назвать наукой, но она может быть ею. Источником познания в метафизике является разум, а не внешний мир, как в других науках, новые открытия в ней невозможны. И после того как разум полностью осознает границы своей способности, метафизика может быть завершена. Другими словами, метафизика возможна, но только как наука о границах познания.

Вопросы для конспектирования

1. В чем отличительная особенность метафизики?

2. Что такое аналитические суждения? Что такое синтетические суждения? Каковы различия между ними?

3. Что такое априорное знание?

4. Что такое пространство и время? Какова их роль в познании?

5. Каковы возможности чувственного познания?

6. Что такое природа в понимании Канта?

7. В чем познавательная роль рассудка?

8. Как вы понимаете утверждение Канта о том, что «рассудок не почерпает свои законы (а priori) из природы, а предписывает их ей”?

9. Каковы познавательные возможности рассудка?

10. Что такое разум? Почему разум есть высшая ступень познания?

11. В чем разум уступает рассудку?

12. Может ли метафизика стать наукой?

Литература

1. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. – М., 1993.

Согласно Канту, ЗНАНИЕ делится на опытное (posteriori) и доопытное ( a priori). Каков способ образования этих знаний.

Первое выводится индуктивным путем, т.е. на основе обобщений данных опыта.
В нем возможны заблуждения, ошибки.
Например, суждение - "Все лебеди белые" казалось истинным, пока в Австралии не увидели черного лебедя.
И хотя природа многих знаний основана на ОПЫТЕ, это не значит, что все знания можно получить лишь опытным путем.
Уже то, что ОПЫТ никогда не заканчивается, означает, что ВСЕОБЩЕГО знания он не дает.

Поэтому Кант считает, что всякое всеобщее и необходимое ЗНАНИЕ является АПРИОРНЫМ, т.е. доопытным и внеопытным по своему принципу.

В свою очередь АПРИОРНЫЕ суждения Кант делит на два типа:

1.аналитические (когда предикат только поясняет субъект),
2.и синтетические (когда предикат прибавляет новое знание о субъекте).

Одним словом, СИНТЕТИЧЕСКИЕ суждения всегда дают Новое Знание.

Кант ставит вопрос: как возможны синтетические АПРИОРНЫЕ суждения (ЗНАНИЯ)?

Этот вопрос, считает он, поможет ему ответить на такие вопросы:
как возможна математика, естествознание, метафизика (философия) и многое другое.

Философ рассматривает ТРИ СФЕРЫ познания: ЧУВСТВА, РАССУДОК, РАЗУМ.

Посредством ЧУВСТВА предметы нам даются;
посредством РАССУДКА они мыслятся;
РАЗУМ же направлен на рассудок и с опытом совсем не связан.

РАЗУМ у Канта - не некая общая категория и не объект поклонения.
Он, как и все, должен устоять в критическом испытании,
и тогда он выступит опорой познания.
Ведь без Определения Границ ПОЗНАНИЯ вступать на этот путь опасно.

Познающему субъекту, по мнению философа, присущи способности троякого вида:
ЧУВСТВА, РАССУДОК, РАЗУМ.

ЧУВСТВЕННОСТЬ проявляется в том, чтобы собранным с помощью органов чувств данным из внешнего мира, этому хаосу ощущений,- придать Порядок, облечь в Единство.
Осуществляется это с помощью АПРИОРНЫХ, существующих только(!) в сознании субъекта понятий О Пространстве и Времени.

РАССУДОК ничего не может наглядно представить,
а чувства не могут ничего мыслить.

Необходимо их соединение, так как "рассудок не почерпает свои законы из природы, а предписывает их ей".

В этой деятельности он опирается на АПРИОРНЫЕ категории,
критерий группировки которых Кант позаимствовал у Аристотеля:

Понятия КОЛИЧЕСТВА: единство, множество, цельность.
Понятия КАЧЕСТВА: реальность, отрицание, ограничение.
Понятия ОТНОШЕНИЯ: присущность и самостоятельность, причина и действие, взаимодействие.
Понятия МОДАЛЬНОСТИ: возможность - невозможность, существование - несуществование, необходимость - случайность.

Эти категории, как и все АПРИОРНЫЕ понятия, принадлежат нашему сознанию;
все зависимости в мире осуществляются не благодаря объективным связям, а потому, что сознание, благодаря соответствующим категориям, связывает так явления.

Природные процессы изменчивы, законы же рассудка (являющиеся одновременно и законами природы) отличаются: постоянством и устойчивостью, и проявляются совершенно тождественно в Настоящем, Прошлом и Будущем абсолютно у всех людей.

Возникает вопрос: как при подобных условиях возможно Научное ПОЗНАНИЕ?
Кант уверен, что наше Сознание само создает предметы, то есть НАШ УМ находит и может найти (!) во внешнем мире то, что только САМ ТУДА и ВКЛАДЫВАЕТ.

Таким образом, вещи сами по себе НЕПОЗНАВАЕМЫ!

Именно исследование Способностей РАЗУМА и позволяет дать ответ на вопрос:
как возможна метафизика (философия)?

Предметом метафизики, как и предметом разума, является БОГ, СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ ДУШИ.

Однако, при попытке дать научное содержательное знание о Боге, душе, свободе разум впадает в ПРОТИВОРЕЧИЯ.

Эти ПРОТИВОРЕЧИЯ отличны по своей логической структуре, а особенно по содержанию, от обычных противоречий:

возникает "ДВУСТОРОННЯЯ ВИДИМОСТЬ", то есть - не одно иллюзорное утверждение, а два противоположных утверждения, которые соотносятся как ТЕЗИС и АНТИТЕЗИС.

Согласно Канту, и ТЕЗИС, и АНТИТЕЗИС выглядят одинаково хорошо аргументированными. Если выслушивается только одна из сторон, то "победа" присуждается ей. Такого рода противоречия Кант назвал АНТИНОМИЯМИ.

Кант исследует следующие четыре АНТИНОМИИ:

Тезис / Антитезис. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен во времени и в пространстве.

Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только ПРОСТОЕ и то, что сложено из простого.
/ Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.

Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить Свободную причинность (причинность через Свободу).
/ Нет никакой свободы, все совершается в мире по законам природы.

К миру принадлежит, или как часть его или как его причина.
/ Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности - ни в мире, ни вне его - как его причины.

Противоречия эти для Канта неразрешимы!
Однако -
Кант опровергает все существующие "теоретические" доказательства БЫТИЯ БОГА: его существование можно доказать лишь ОПЫТОМ.
Хотя в существование Бога надо верить, так как этой веры требует "практический разум", то есть наше Нравственное Сознание.

Учение Канта об АНТИНОМИЯХ сыграло громадную роль в истории диалектики.
Этим учением перед философской мыслью было поставлено множество философских проблем и прежде всего Проблема ПРОТИВОРЕЧИЯ.

Встал вопрос об уяснении Противоречивого ЕДИНСТВА конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимости и свободы, случайности и необходимости.

АНТИНОМИИ послужили сильным импульсом для последующих диалектических размышлений других представителей классической немецкой философии.

*Иммануил Кант - родоначальник немецкой классической философии - родился в1724 году в Кенигсберге в семье седельного мастера. После окончания местного университета работал домашним учителем, а с 1755 г. читал лекции в Кенигсбергском университете. В 1770 г. он получает профессорскую кафедру логики и метафизики. В 1781 г. выходит в свет "Критика чистого разума", в 1783 г. Кант публикует краткое изложение этого труда под названием "Пролегомены ко всякой будущей метафизике. "

"Например, суждение - "Все лебеди белые" казалось истинным, пока в Австралии не увидели черного лебедя. " Они не любят друг друга, их держат в разных вольерах в Абхазии в новом Афоне есть те и другие.

Спасибо за уточнение, я не знала.
Наверно, как плюс не любит минус, и наоборот.
А жить друг без друга не могут.
Единство противоположностей. А рижском зоопарке, они по-моему находятся вместе. Надо будет обратить внимание на это.

Было бы интересно узнать, но на Кавказе не терпят друг друга самцы.

А самки не терпят друг друга везде.
Смеюсь.
С Добрым Утром!
СВЕТ.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Содержание

Определение понятия

Пролегомены ко всякой будущей метафизике

Предисловие

…предназначены не для учеников, а для будущих учителей, да и последним они должны служить руководством не для преподавания уже существующей науки, а для создания самой этой науки.

Сравнение с "Критикой чистого разума"

Основной вопрос, который Кант ставит перед читателем — возможна ли Метафизика вообще:

Моё намерение — убедить всех, считающих занятие метафизикой достойным делом, что совершенно необходимо пока отложить их работу, признать всё до сих пор сделанное несделанным и прежде всего поставить вопрос: возможно ли вообще то, что называется метафизикой.

Кант считает, что метафизика возможна только как чисто априорное знание.

Структура произведения

В начале Кант даёт предварительные замечания об особенности всякого метафизического познания, где рассматриваются источники метафизики и сравниваются синтетический и аналитический тип суждений. Далее ставится вопрос о возможности метафизики как таковой и о возможности познания из чистого разума. Кант разбивает главный трансцендентальный вопрос на четыре подвопроса и рассматривает последовательно каждый из них:

  • Как возможна чистая математика?
  • Как возможно чистое естествознание?
  • Как возможна метафизика вообще?
  • Как возможна метафизика, как наука?

Как возможна чистая математика?

Всякое математическое познание имеет ту особенность, что оно должно показать своё понятие сначала в созерцании, и притом априорном, стало быть, чистом, а не эмпирическом: без этого средства математика не может сделать ни одного шага, поэтому её суждения всегда интуитивны. Пространство и время — это те самые созерцания, которые чистая математика кладёт в основу всех своих познаний и суждений. Математика должна сначала показать все свои понятия в созерцании, а чистая математика — в чистом созерцании, то есть она должна их конструировать. Геометрия кладёт в основу чистое созерцание пространства. Арифметика создаёт понятия своих чисел последовательным прибавлением единицы во времени; но в особенности чистая механика может создавать свои понятия движения только посредством представления о времени. Но и те и другие представления суть только созерцания. Если из эмпирического созерцания тел и их изменений (движения) исключить всё собственно эмпирическое, а именно то, что принадлежит ощущению, то останутся лишь пространство и время, которые суть, таким образом, чистые созерцания, a priori, лежащие в основе эмпирических. Именно потому, что они чистые априорные созерцания, они доказывают, что это только формы нашей чувственности, которые должны предшествовать всякому эмпирическому созерцанию, то есть восприятию действительных предметов.

В заключении Кант делает вывод о том, что метафизика в своих основных чертах заложена в нас самой природой, может быть, крепче, чем всякая другая наука, и на неё невозможно смотреть, как на произведение вольного выбора, или как на случайное расширение, или развитие опыта.

Работа содержит 1 файл

Кант - пролегомены.docx

Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

Канта сравнивают с Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий ученый впервые в истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением человеческой природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии .

Кант осуществляет переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.

Итак, перейдем непосредственно к анализу работы «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука”.

Пролегомены — краткое изложение работы И. Канта « Критика чистого разума ”. Кант сам пишет эту работу в 1783 году

Есть ученые, для которых сама история философии (как древней, так и новой) есть их философия; наши пролегомены написаны не для них. Им следует подождать, пока те, кто старается черпать из источников самого разума, кончат свое дело, тогда будет их черед известить мир о совершившемся. В противном случае ничего нельзя сказать, что, по их мнению, не было уже сказано, и это действительно могло бы считаться р безошибочным предсказанием для всего, что встретится в будущем; в самом деле, так как человеческий рассудок веками по-разному мечтал о бесчисленных предметах, то нет ничего легче, как ко всему новому подыскать нечто старое, несколько на него похожее.

Его намерение — убедить всех считающих занятие метафизикой достойным делом, что совершенно необходимо пока отложить их работу, признать все до сих пор сделанное несделанным и прежде всего поставить вопрос: возможно ли вообще то, что называется метафизикой?

В этой работе Кант задается вопросом:

Если метафизика — наука, то почему она не может подобно другим наукам снискать себе всеобщее и постоянное одобрение? Если же она не наука, то как это получается, что она тем не менее постоянно величается под видом науки и вводит в заблуждение человеческий. – И в книге раскрывает его и отвечает на этот вопрос

В начале Кант даёт предварительные замечания об особенности всякого метафизического познания, где рассматриваются источники метафизики и сравниваются синтетический и аналитический тип суждений. Далее ставится вопрос о возможности метафизики как таковой и о возможности познания из чистого разума. Кант разбивает главный трансцендентальный вопрос на четыре подвопроса и рассматривает последовательно каждый из них:

  1. Как возможна чистая математика?
  2. Как возможно чистое естествознание?
  3. Как возможна метафизика вообще?
  4. Как возможна метафизика, как наука?

О различии между синтетическим и аналитическим типах суждения:

Аналитические суждения высказывают в предикате только то, что уже действительно мыслилось в понятии субъекта, хотя не столь ясно и не с таким же сознанием. Когда я говорю: все тела протяженны, я нисколько не расширяю своего понятия о теле, а только разлагаю его, так как протяженность действительно мыслилась относительно этого понятия еще до суждения, хотя и не была ясно высказана; это суждение, таким образом, аналитическое. Положение некоторые тела имеют тяжесть содержит в предикате нечто такое, что в общем понятии о теле действительно еще не мыслится; следовательно, это положение умножает мое познание, кое-что прибавляя к моему понятию, и поэтому оно должно называться синтетическим суждением.”

Несколько тезисов первой части:

  • Синтетические и аналитические суждения различны.
  • Общий принцип всех аналитических суждений— закон противоречия. (Все аналитические суждения целиком основываются на законе противоречия и по своей природе суть априорные познания, все равно, каковы понятия, служащие им материей,— эмпирические или нет.)
  • Синтетические суждения нуждаются в ином принципе, нежели закон противоречия.

Делит синтетические суждения на классы:

  • Суждения опыта всегда синтетические
  • Все математические суждения синтетические

Как возможна чистая математика?:

Всякое математическое познание имеет ту особенность, что оно должно показать своё понятие сначала в созерцании, и притом априорном, стало быть, чистом, а не эмпирическом: без этого средства математика не может сделать ни одного шага, поэтому её суждения всегда интуитивны. Пространство и время — это те самые созерцания, которые чистая математика кладёт в основу всех своих познаний и суждений. Математика должна сначала показать все свои понятия в созерцании, а чистая математика — в чистом созерцании, то есть она должна их конструировать. Геометрия кладёт в основу чистое созерцание пространства. Арифметика создаёт понятия своих чисел последовательным прибавлением единицы во времени; но в особенности чистая механика может создавать свои понятия движения только посредством представления о времени. Но и те и другие представления суть только созерцания. Если из эмпирического созерцания тел и их изменений (движения) исключить всё собственно эмпирическое, а именно то, что принадлежит ощущению, то останутся лишь пространство и время, которые суть, таким образом, чистые созерцания, a priori, лежащие в основе эмпирических. Именно потому, что они чистые априорные созерцания, они доказывают, что это только формы нашей чувственности, которые должны предшествовать всякому эмпирическому созерцанию, то есть восприятию действительных предметов.

Как возможно чистое естествознание?:

В этом разделе Кант приводит несколько таблиц:

ЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА суждений

По количеству: Общие / Особенные / Единичные

По качеству: Утвердительные / Отрицательные / Бесконечные

По отношению: Категорические / Гипотетические / Разделительные

По модальности: Проблематические / Ассерторические / Аподиктические

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА рассудочных понятий

По количеству: Единство (мера) / Множественность (величина) / Целокупность (целое)

По качеству: Реальность / Отрицание / Ограничение

По отношению: Субстанция / Причина / Общение

По модальности: Возможность / Существование / Необходимость

ЧИСТАЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА общих основоположений естествознани

Итог таков: дело чувств — созерцать, дело рассудка — мыслить. Мыслить же — значит соединять представления в сознании. Это соединение происходит или только относительно субъекта, тогда оно случайно и субъективно; или же оно безусловно происходит, и тогда оно необходимо, или объективно. Соединение представлений в сознании есть суждение. Следовательно, мыслить есть то же, что составлять суждения или относить представления к суждениям вообще. Поэтому суждения или только субъективны, когда представления относятся к сознанию в одном лишь субъекте и в нем соединяются, или же они объективны, когда представления соединяются в сознании вообще, т. е. необходимо. Логические моменты всех суждений суть различные возможные способы соединять представления в сознании. Если же они понятия, то они понятия о необходимом соединении представлений в сознании, стало быть, принципы объективно значимых суждений. Это соединение в сознании или аналитическое, через тождество, или же синтетическое, через сочетание и прибавление различных представлений друг к другу. ©

Как возможна метафизика вообще?:

Основной вопрос, который Кант ставит перед читателем — возможна ли Метафизика вообще:

“Моё намерение — убедить всех, считающих занятие метафизикой достойным делом, что совершенно необходимо пока отложить их работу, признать всё до сих пор сделанное несделанным и прежде всего поставить вопрос: возможно ли вообще то, что называется метафизикой.”

Несколько тезисов и опровержений:

1 Тезис: Мир имеет начало во времени и ограничение также в пространстве.

Антитезис: Мир во времени и в пространстве бесконечен.

2 Тезис: Все в мире состоит из простого. Антитезис: Нет ничего простого, все сложно

3 Тезис: В мире существуют свободные причины.

Антитезис: Нет никакой свободы, все есть природа.

4 Тезис: В ряду причин мира есть некая необходимая сущность.

Антитезис: В этом ряду нет ничего необходимого, все в нем случайно .

Кант считает, что метафизика возможна только как чисто априорное знание.

«Итак, мы обстоятельно изложили метафизику — с точки зрения ее субъективной возможности — как она дана действительно в природной склонности человеческого разума, а именно в том, что составляет главную цель ее исследования. Между тем мы нашли, что это чисто естественное применение подобной способности нашего разума при отсутствии обуздывающей и ставящей его в рамки дисциплины, возможной лишь благодаря научной критике, запутывает нас в выходящие за пределы дозволенного отчасти лишь иллюзорные, а отчасти даже оспаривающие друг друга диалектические выводы и, кроме того, такая умствующая метафизика не только не способствует познанию природы, но даже вредит ему. Вот почему еще остается достойная исследования задача — обнаружить те цели природы, к которым может быть направлена эта заложенная в нашей природе склонность к трансцендентным понятиям, так как все, что находится в природе, должно быть первоначально назначено для какой-нибудь полезной цели.”

Как возможна метафизика как наука?:

“В метафизике как спекулятивной науке чистого разума никогда нельзя ссылаться на обыденный человеческий рассудок; это уместно лишь тогда, когда мы вынуждены ее покинуть и отказаться (при некоторых обстоятельствах) от всякого чистого спекулятивного познания, которое всегда должно быть знанием, стало быть, отказаться и от самой метафизики и ее учений; тогда для нас возможна только основанная на разуме вера, которая и окажется достаточной для наших потребностей (а может быть, и более благотворной, чем само знание). Ведь в таком случае совершенно меняется все положение дела. Метафизика не только в целом, но и во всех своих частях должна быть наукой, иначе она ничто, ибо как спекуляция чистого разума она вообще-то имеет только одну опору – всеобщие воззрения. Однако вне метафизики правдоподобие и здравый человеческий смысл могут, конечно, иметь свое полезное и правомерное применение, но по совершенно особым основоположениям, значение которых всегда зависит от отношения к практическому.

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Читайте также: