Прокурорский надзор лекции краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц – прокуроров – по обеспечению точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

· надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

· надзор за соблюдением организациями и должностными лицами прав и свобод человека и гражданина;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме отраслей прокурорского надзора выделяются также другие направления деятельности прокуратуры:

· уголовное преследование лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

· координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью[6].

К другим направлениям деятельности прокуратуры относятся также: участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и внесение представлений с целью устранения допущенных судами ошибок; надзор за исполнением законов судебными приставами; участие в правотворческой деятельности, а также в международном сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью.

Единство и централизация органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает единство целей и задач, стоящих перед прокурорами всех звеньев, и определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона.

Принцип независимости прокуратуры от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В деятельности по надзору за исполнением законов приоритет отдается надзору за исполнением федеральных законов, а также единообразному их пониманию и толкованию[7].

Гласность в деятельности прокуратуры означает, что прокуратура, как и другие правоохранительные органы, осуществляет свои функции не изолированно от общественности, от граждан. При этом органы прокуратуры должны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной защищаемой законом тайны.

Помимо этого в ранг принципа деятельности прокуратуры возведена её обязанность информировать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Конкретным направлениям деятельности прокуратуры свойственны свои особенности. Первое из таких направлений, как уже было сказано, составляют четыре названные отрасли прокурорского надзора, т.е. четыре относительно самостоятельные его части. У каждой части – свой особый предмет надзора, а у прокурора, действующего в рамках какой-то определенной отрасли, имеется такая совокупность полномочий, которая даёт ему возможность эффективно выявлять нарушения закона и принимать меры к их устранению. Другими словами, отрасль прокурорского надзора - это его относительно самостоятельная часть, характеризующаяся специфическими для конкретной отрасли надзора предметом и полномочиями прокурора[8].

На передний план закон выдвинул надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Данная отрасль является наиболее объемной. Исторически сложилось так, что ее принято называть общим надзором[9].

Полномочия прокурора, надзирающего за соблюдением законов, делятся на две части: полномочия по выявлению нарушений закона и полномочия по устранению выявленных нарушений. Осуществляя общий надзор, прокурор вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения перечисленных выше объектов надзора, иметь доступ к документам и материалам, требовать от руководителей представления различных документов, проведения проверок и ревизий, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

Если устанавливается факт нарушения закона, то прокурор вправе прибегнуть к разного рода формам предусмотренного законом прокурорского реагирования: своим постановлением освободить лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, возбудить производство об административном правонарушении либо уголовное дело; принести протест на противоречащие закону акты, внести представление об устранении нарушений закона, а также о судебной защите прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.

В Законе о прокуратуре сравнительно недавно появилось упоминание отрасли, названной надзором за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, предусмотренных законом, прокурор вправе предъявить и поддерживать в суде иск в интересах пострадавших граждан и государственных организаций[10].

К полномочиям прокурора в данной отрасли относится право принесения протеста или представления. Протест приносится на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенное нарушение. Срок рассмотрения данных протестов и представлений аналогичен сроку рассмотрения такого рода актов прокурорского надзора, используемых при общем надзоре. Прокурор также вправе обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, и там защитить нарушенные права и свободы. Возможно и вынесение предостережения о недопустимости нарушения закона.

Полномочия прокурора в данной отрасли установлены УПК, Законом об оперативно-розыскной деятельности и другими законодательными актами. В них предусмотрены, например, следующие основные прокурорские полномочия: проверка уголовных дел, материалов и иных сведений о совершенных преступлениях; дача письменных указаний следователям и дознавателям по вопросам расследования; контролирование правомерности их решений о возбуждении уголовных дел или о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан; отмена незаконных и необоснованных постановлений следователей и дознавателей; дача письменных указаний о расследовании преступлений; возвращение уголовных дел для дополнительного расследования; изъятие дела от органа дознания и передача его следователю, передача дела от одного следователя другому; возбуждение уголовных дел, их приостановление и прекращение и т.д.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу – четвертая отрасль прокурорского надзора. Ее предметом является законность нахождения в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных учреждениях, исполняющих наказания по приговорам судов к лишению свободы, а также в учреждениях, исполняющих решения о принудительных мерах воспитательного и медицинского характера и т.д. В местах лишения свободы прокуратура надзирает за установленными уголовно-исполнительным законодательством порядком и условиями содержания лиц, отбывающих наказание.

Полномочия прокурора в этой отрасли во многом сходны с полномочиями в отрасли общего надзора. Прокурор вправе в любое время посещать, т.н. поднадзорные учреждения, опрашивать содержащихся в них лиц, знакомиться со всеми документами и материалами, проверять соответствие закону приказов и распоряжений администрации этих учреждений, в случае необходимости – опротестовать их.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами считается одним из направлений деятельности прокуратуры. Такую деятельность не принять относить к разновидностям прокурорского надзора. Это связано с последовательным проведением в жизнь разделения властей и с тем, что органы, осуществляющие судебную власть, самостоятельны и в своей деятельности не могут быть поднадзорными никаким другим органам государства[11].

Следует подчеркнуть, что суд и прокуратура при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел руководствуются сходными задачами: вынесение законного, обоснованного и справедливого приговора или решения, обеспечение прав и законных интересов участников судебного разбирательства. Всей своей деятельностью в суде прокурор способствует выполнению этих задач, но осуществляет он это особыми методами, обусловленными требованиями принципа состязательности[12].

Прокурор считается одной из равноправных сторон, участвующих в судебном разбирательстве, но в силу специфики своей деятельности он, прежде всего, способствует исполнению предписаний закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела.

В уголовном процессе прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя лично либо может поручить эту миссию следователю либо дознавателю, если по данному делу расследование производилось в форме дознания. В ходе судебного разбирательства он принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключений экспертов и вещественных доказательств. Он выступает в судебных прениях по уголовным делам с обвинительными речами, в которых анализирует исследованные доказательства, высказывает предложения по вопросам, которые суд будет обсуждать и решать в совещательной комнате при вынесении приговора. Объективность и независимость прокурора в суде подчеркивает установленная законом возможность для прокурора отказаться от поддержания государственного обвинения.

Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел, прокурор тоже способствует строгому соблюдению материалов законодательства и норм гражданского судопроизводства. Для этого он наделен рядом полномочий, которые позволяют ему активно отстаивать законные интересы граждан, общества и государства.

Важнейшим полномочием прокурора, которым он обладает вне зависимости от того, участвовал он или не участвовал в рассмотрении конкретного уголовного дела, является возложенная на него Законом о прокуратуре обязанность реагирования на незаконное или необоснованное решение суда.

Если приговор, решение, определение или постановление суда вступили в законную силу, все равно прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться с надзорным представлением в суд надзорной инстанции и поставить вопрос о пересмотре дела.

Наконец, важное направление прокурорской деятельности – координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Это направление напрямую связано с необходимостью повышения эффективности борьбы с постоянно растущей преступностью. Органы прокуратуры совместно с другими правоохранительными органами изучают динамику, состояние и причины преступности, разрабатывают и проводят согласованные мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений. Координация дает возможность прокуратуре влиять на формирование следственной практики, независимо от ведомственной подчиненности органов дознания и предварительного следствия, обращая особое внимание на борьбу с организованной преступностью[13].

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Прокурорский надзор

Курс лекций по дисциплине Прокурорский надзор. В лекциях рассмотрены вопросы теории осуществления прокурорского надзора: организационная структура, принципы деятельности и функции прокуратуры, отрасли прокурорского надзора и особенности его осуществления в зависимости от области реализации прокурором предоставленных полномочий.


дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность.

5. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с

6. Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел

7. Прокурорский надзор в стадии исполнения приговоров.

8. Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении гражданских


9. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних.

10. Участие прокуроров в совершенствовании законодательства и в пропаганде

11. Организация надзора и управления в органах прокуратуры.

2. СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОННОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПРОКУРО РСКОГО

Законность — это общественно-политический режим, состоящий в господстве

права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний

правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе

с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц и обеспечении

1. Воплощение идеи господства права в ж изни общества и государства. Речь идет о

том, что в ре жиме законности именно праву отводится роль в регулировании

общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и

другие мотивы должны лежать в основе социального регулирования. Законность требует,

чтобы при регламентации общественных отношений содержание за кона, подзаконных

законодательстве должно быть закреплено гуманное, справедливое, именно правовое

Только при наличии законодательства, адекватного объективной природе общественных

отношений, основным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма и

2. Верховенство закона. Закон — акт высших органов государственной власти,

непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому

законность связывается с господством, прежде всего законов. Всякое издание норм

права, противоречащих закону, есть ее наруше ние, как и точное выполнение требований

нормативного акта, противоречащего закону, Наивысшую юридическую силу имеет

Конституция — основной закон государства. А потому в содержании законно сти как

важнейший элемент выделяется конституционная з аконность. Верховенство закона

проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это

означает, что нормативные ак ты должны приниматься в строго установленных законом

порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа,

интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечи вать режим подлинной

3. Равенство всех перед законом. Перед законом все должны быть равны. У всех

должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях

все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть

4. Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами

права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных

предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обя зательность для всех

5. Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование

обращено не к уполномоченному субъекту (который может реализовывать или не

реализовывать право по своему усмотре нию), а к компетентным органам государства.


Мало предоставить гражданам права. Важно создать ус ловия, обеспечивающие их

осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их

защиту. Конституция Российской Федерации предоставила гражданам весьма широ кий

круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно

эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически.

6. Надлежащее правильное и эффективное применение права. Данное правило

адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность

обеспечивать реализацию правовых норм. Дело не в том, что эти органы должны

действовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной

правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрокра -

тизма, безразлич ия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления

граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эфф ективных правоприменительных

7. Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы

любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия

правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к

8. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть

антипод произвола — деят ельности, основанной не на нормах права, а на

субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властные

решения, должны руководствоваться не сиюминутными личны ми или групповыми

интересами, а конкретными правовыми предписаниями и учитывать при этом инте ресы

общества, государства, правовые принципы и требования м орали. Это правило обращено

не только к правоохранительным, но и к правотворческим органам, которые должны

исключить пробелы и прот иворечия в праве, создающие условия д ля п роизвола,

Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на

определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее

демократический, гуманный характер. К принципам законности относятся:

1. Единство законности. При всем многообразии действующих законов и

нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для

всего государства. Понимание и применение законов должно быть на всей территории

государства. Недопустимы попытки создания в каждом субъекте Федерации своей,

республиканской или областной, законности, отличной от общегосударственной. Един -

ство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемления

самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя

инициативу, они не допускали отступле ний от общих прав, чтобы учет своеобразия

2. Всеобщность законности. Законность не может быть избирательной, ее

требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания

должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица,

государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо

организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых

бы ее требования не распространялись. В литературе было высказано мнение, что

субъектами законности могут быть только власт ные органы, а не отдельные граждане,

так как последние якобы своими действиями не нарушают этого режи ма. Действительно,

неправомерная деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных


властными полномочиями, подрывают саму основу законности, их последствия весьма

опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности

обращено к государству, его органам. Однако ес ли правонарушения граждан принимают

массовый характер, если налицо рост преступности, режим законно сти, безусловно,

нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности,

хотя, конечно, их роль в ее обеспечении несравнима с той же ро лью государственных

3. Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть

то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она

обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценностей самого права как

выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения

порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая

социальная целесообразность. Из ложенное позволяет говорить о презумпции

целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция, в свою очередь,

диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний

независимо от субъективного отношения субъектов реализации пра ва к его нормам.

Только политико-правовой режим законности, основанной на целесообразности, может

оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с

изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы

могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи,

когда подобные законы нарушаю тся именно по соображениям их устарелости,

несовершенства, то есть нецелесообразности. С точки зрения принципов законности

любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть

не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны.

Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных

правовых предписаний может вызвать нега тивные результаты, однако повсеместное

отступление от требований такого закона повлечет за собой не определенность,

нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

Иначе говоря , с точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации

целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда

нецелесообразно. Законность всегда целе сообразна, и целесообразность выступает как

Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России является

Петр I. Указом Петра I от 02 марта 1711 г. в России была учреждена фискальная служба,

назначение которой состояло в том, чтобы «над всеми делами тайно надсматривать и

Со временем Петр I убедился в неэффективности службы фискалов. Указом от 12

января 1722 г. Петр учреждает прокуратуру Российской империи. В отличие от фискалов


В период царствования Е катерины II в существенной мере был усилен м естный

прокурорский надзор. Этому в немалой степени способствовало принятое в 1775 г.

Судебная реформа 1864 г. существенно изменила институт прокуратуры, оставив

за прокурорами функцию поддержания государственного обвинения в суде. Прокуроры

состояли при судах. Судебные следователи прокурорам не подчинялись. Полиция,

правда, была поднадзорна прокурорам, и «по произ водству дознания о преступных

В период с ноября 1917 по май 1922 г. органы прокуратуры в российском

28 мая 1922 г.— принятие Положения о прокурорском надзоре. На органы

— осуществление от имени государства надзора за законностью деятельности всех

органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц путем

возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования

— непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания и ОГПУ;

— наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Организационно органы прокуратуры не представляли собой самостоятельного

государственного органа: прокуратура входила в качестве отдела в НКЮ РСФСР.

Народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором республики. С 1929

по 1933 г. органы прокуратуры структурно входили в состав Верховного Суда СССР.

17 декабря 1933 г. принято Положение о Прокуратуре Союза ССР, которое

определило правовой статус прокуратуры как самостоятельного государственного

органа. Данным Положением были опреде лены следующие отрасли прокурорского

— надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными

— надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного

— надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции,

30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР принимается Закон «О прокуратуре

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Деятельность органов прокуратуры регулируется следующими законодательными

Прокурорский надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности,

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. В этом его главное отличие от других видов надзора, осуществляемого иными государственными органами. Прокурорский надзор по сравнению с другими государственными надзирающими и контролирующими органами имеет самые широкие границы осуществления. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполнительные органы власти, а также на деятельность должностных лиц. Прокурорский надзор не включает граждан в качестве субъектов, на которых он распространяется. При обнаружении в действиях граждан признаков преступления прокурор осуществляет функцию уголовного преследования. При осуществлении прокурорского надзора он не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность предприятий, организаций и учреждений. Прокурор не обладает административными полномочиями, не управляет поднадзорными предприятиями и организациями, не вправе применять санкции административного, а тем более уголовного характера. При обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности особыми мерами - внесением протеста, представления, возбуждением уголовного дела, производства об административном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями.

В соответствии с Законом “О прокуратуре РФ” выделяются четыре направления прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Каждое направление (отрасль) прокурорского надзора характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами реагирования на нарушения закона.

Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого “общего” надзора, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.

Актами прокурорского реагирования на установленные им нарушения закона могут быть:

- принесение протеста на противоречащий закону правовой акт;

- внесение представления об устранении нарушений;

- обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать правовой акт недействительным;

- вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебного органа;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности;

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт, содержит требование отменить или изменить его и направляется органу или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10-дневного срока с момента получения, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста прокурору незамедлительно сообщается в письменном виде.

Представление об устранении нарушении закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

О несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции и законам Российской Федерации Генеральный прокурор информирует Президента РФ.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению управомоченными органами или должностными лицами в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела, как правило, направляется в орган дознания или предварительного следствия для производства расследования. Прокурор может и сам приступить к расследованию после возбуждения уголовного дела.

Такая отрасль прокурорского надзора, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, появилась относительно недавно, в связи с провозглашением Конституцией РФ прав и свобод гражданина высшей ценностью государства.

Предметом этой отрасли прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде общей юрисдикции иск в интересах пострадавших.

Прокурор или его заместитель вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Представление прокурора об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенное нарушение.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную.

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется органами дознания и следователями органов внутренних дел, прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции. Прокурор осуществляет надзор за всеми этими органами независимо от ведомственной принадлежности. Полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия установлены уголовно-процессуальным законодательством. Прокурор имеет право истребовать и проверять уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях; санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу или залога; санкционировать производство обыска, отстранение обвиняемого от должности; продлевать сроки следствия и дознания, а также сроки содержания обвиняемого под стражей; утверждать обвинительное заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; давать органам дознания и следователям письменные указания; давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

При обнаружении нарушений закона прокурор вправе отменить незаконные и необоснованные постановления, вернуть уголовное дело для продолжения предварительного расследования, отстранить следователя или лицо, производящее дознание от расследования, передать дело другому следователю или передать уголовное дело от органа дознания в орган предварительного следствия. Прокурор также вносит в следственные подразделения и государственные органы, обладающие правами органа дознания, представления об устранении причин и условий, способствующих нарушениям закона в их процессуальной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов. Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за этими органами заметно уже. Прокурор может требовать представления ему оперативно-служебных документов, явившихся основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор вправе давать оперативно-розыскным органам указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователей или по которым он сам ведет расследование. Он имеет право требовать прекращения незаконных, и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений (о заведении или прекращении дел оперативного учета и др.), признанных им не соответствующими закону. Кроме того, прокурор использует и ряд полномочий, общих для всех направлений надзорной деятельности: вносит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами состояния законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона должностными лицами оперативно-розыскных органов.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

- соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

- законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

При осуществлении этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц.

При обнаружении нарушений закона прокурор вправе вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производство по административным правонарушениям. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается. Прокурор вправе отменить дисциплинарное взыскание, наложенное в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освободить их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Постановления прокурора относительно исполнения установленного законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера или помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Читайте также: