Производственный экологический контроль в школе

Обновлено: 01.05.2024

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 февраля 2018 года N 74

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с подпунктом 5.2.42 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2016, N 2, ст.325; N 25, ст.3811; N 28, ст.4741; N 29, ст.4816; N 38, ст.5564; N 39, ст.5658; N 49, ст.6904; 2017, N 42, ст.6163),

1. Утвердить требования к содержанию программы производственного экологического контроля согласно Приложению 1.

2. Утвердить порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно Приложению 2.

в Министерстве юстиции

3 апреля 2018 года,

регистрационный N 50598

Приложение 1

к приказу Минприроды России

от 28 февраля 2018 года N 74

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля

1. Программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

2. Программа должна содержать разделы:

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

3. Раздел "Общие положения" должен содержать:

наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;

наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта;

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 27, ст.3213; 2008, N 26, ст.3012; N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 11, ст.1261; N 52, ст.6450; 2011, N 1, ст.54; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 48, ст.6732; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 11, ст.1164; N 27, ст.3477; N 30, ст.4059; N 52, ст.6971, ст.6974; 2014, N 11, ст.1092; N 30, ст.4220; N 48, ст.6642; 2015, N 1, ст.11; N 27, ст.3994; N 29, ст.4359; N 48, ст.6723; 2016, N 1, ст.24; N 15, ст.2066; N 26, ст.3887; N 27, ст.4187, ст.4286, ст.4291; 2017, N 31, ст.4829; 2018 N 1, ст.47, ст.87).

наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице;

дату утверждения Программы.

4. Раздел "Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников" должен содержать:

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке;

показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества);

сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

5. Раздел "Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников" должен содержать:

сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;

показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом;

показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;

сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.

6. Раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" должен содержать:

сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов;

сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов;

Государственный реестр объектов размещения отходов формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792.

сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов.

7. Раздел "Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля" должен содержать:

Программа производственного экологического контроля

Давайте вместе с вами разберемся, каким предприятиям нужна программа Производственного экологического контроля (программа ПЭК). Предприятиям, являющимся объектами негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС)1, 2, 3 категорий.

Для начала напишу ответы на часто задаваемые вопросы:

Надо ли согласовывать программу ПЭК? Нет, программа ПЭК только утверждается на предприятии.

Каждый год надо делать программу ПЭК? Нет, только в случае, если произошли изменения, которые влекут за собой изменения в программе ПЭК.

Делать программу ПЭК в целом по предприятию или для каждой промплощадки отдельно? Программа ПЭК разрабатывается для каждого объекта НВОС.

Программа производственного экологического контроля - рассмотрим требования к программе:

Программа ПЭК - требования ФЗ, приказа Мин.природы России от 28.02.2018 № 74

Что самое важное надо знать о составлении программы ПЭК:

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

пункт 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

Таким образом, программу производственного экологического контроля (ПЭК) необходимо разрабатывать всем предприятиям, эксплуатирующим объекты негативного воздействия I, II, III категорий для каждого объекта негативного воздействия отдельно.

Как выяснить какую категорию имеет объект негативного воздействия? До 01.01.2017 года предприятия в массовом порядке вставали на учет, как объекты негативного воздействия, подавая заявки в региональные Министерства природных ресурсов и экологии ( если являлись объектами негативного воздействия регионального уровня) или в территориальные Управления Росприроднадзора ( если являлись объектами негативного воздействия федерального уровня) о постановке на учет как объектов НВОС.

Результатом этого процесса должно быть наличие у предприятия свидетельства о постановке на учет как объекта негативного воздействия, в котором указана категория объекта негативного воздействия и уровень надзора.

Содержание программы производственного экологического контроля

В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" :

Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

пункт 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

В соответствии с пунктом 2 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 эти сведения являются разделами программы производственного экологического контроля.

Ваша программа ПЭК должна содержать абсолютно все указанные разделы (нет сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду - значит таблица в разделе показывается с прочерками).

Требования к программе производственного экологического контроля

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

пункт 4 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Требования к программе ПЭК изложены в Приложении 1
к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 .

Заполнение программы ПЭК смотрите:

В случае если у вашего предприятия закончилось разрешение на выброс, вы можете использовать следующий нюанс при составлении программы ПЭК:

В План - график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1
загрязняющих веществ на границе предприятия.

пункт 9.1.2 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74

Это пункт позволяет предприятиям уйти от проведения замеров на стационарных источниках, при условии включения в программу ПЭК расчета рассеивания от источников по всем ЗВ, по результатам которого будет выполняться условие - выброс не превышает 0,1 ПДК мр загрязняющих веществ.

По этому вопросу вышло разъяснение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - письмо от 27.08.2019 №РН-03-01-32/23010 "Об осуществлении производственного экологического контроля":

В соответствии с пунктом 9.1.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденными приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (далее - Требования), в план-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.
Согласно пункту 9.1.2 Требований в план-график включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания превышает 0,1 ПДКм.р. загрязняющих веществ на границе предприятия.
Для выявления таких источников следует по результатам инвентаризации провести расчет рассеивания по каждому источнику выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, в случае, если по результатам расчета рассеивания при работе котельной на резервном виде топлива (мазут) на границе территории предприятия максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ превышают 0,1 ПДКм.р., то данный источник и выбрасываемые им загрязняющие вещества, превышающие 0,1 ПДКм.р. на границе территории предприятия, включаются в план-график контроля.

В соответствии с письмом Минприроды России от 20.09.2019 № 12-47/22755 "Об осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха":

1. В соответствии с пунктом 9.1 Требований подраздел программы ПЭК "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" должен содержать, в том числе, план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.

По мнению Минприроды России, при указании в Плане-графике контроля мест отбора проб указываемая информация о данных местах отбора проб должна позволять идентифицировать данные места отбора проб, а также при необходимости их технологические особенности.

2. Согласно пункту 9.1.1 Требований в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы.

В отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).

Таким образом, при осуществлении ПЭК на объекте III категории в настоящее время обязательно включение в План-график контроля веществ I, II класса опасности, а также маркерных веществ.

Пример расчета рассеивания:

расчет рассеивания для программы производственного экологического контроля

расчет рассеивания для программы производственного экологического контроля

расчет рассеивания для программы производственного экологического контроля

Программа производственного экологического контроля -2021

В соответствии с пунктом 9.1.3 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 :

Расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:
- отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
- отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;
- выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

Здесь интересен последний пункт - получается, что если по результатам последней инвентаризации выбросы от конкретного источника составляют менее 0,1 доли ПДК, то эти выбросы можно контролировать расчетным методом.

В ходе проведения проверки надзорные органы могут провести замеры на границе СЗЗ предприятия - с целью проверки выполняется ли условие - выброс не превышает 0,1 ПДК мр загрязняющих веществ (если вы конечно его применили). И в случае выявления нарушения ваше предприятие могут привлечь к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ.

Если ваше предприятие работает еще по действующему разрешению на выброс ЗВ в АВ, то предприятию надо соблюдать прежде всего условия получения разрешения на выброс - подробнее здесь.

План график контроля на источниках выбросов

При расчете рассеивания на границе промплощадки в направлении ближайшей жилой застройки принимается контрольная точка.

В план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия.

По результатам расчета рассеивания, без учета фоновых концентраций в План-графике контроля источников выбросов учитываются источники, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих вещества на границе предприятия в сторону наиболее близко расположенного жилья.

План график контроля стационарных источников выбросов разрабатывается согласно Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При организации контроля за соблюдением нормативов выбросов определяются категории источников выбросов в разрезе каждого вредного вещества, т. е. категория устанавливается для сочетания "источник - вредное (загрязняющее) вещество" для каждого k-го источника и каждого выбрасываемого им j-го вредного вещества.

При определении категории выбросов рассчитываются параметры Фkj и Qkj, характеризующие влияние выброса j-го вещества из k-го источника выбросов на загрязнение воздуха прилегающих к предприятию территорий, по формулам:

где: Мkj (г/с) - величина выброса j-го вещества из k-го ИЗА;

ПДКj (мг/м 3 ) - максимальная разовая предельно допустимая концентрация вещества в атмосферном воздухе населенных мест (а при ее отсутствии другие действующие критерии качества воздуха);

qkj (в долях ПДКj) - максимальная по метеоусловиям (скоростям и направлениям ветра) расчетная приземная концентрация данного j-го вещества, создаваемая выбросом из рассматриваемого (k-го) источника на границе санитарно - защитной зоны (СЗЗ) или ближайшей жилой застройки;

КПДkj (%) - средний эксплуатационный коэффициент полезного действия пылегазоочистного оборудования, установленного на k-м ИЗА при улавливании j-го вредного вещества;

Определение категории "источник - загрязняющее вещество" проводится исходя из следующих условий:

1 категория - одновременно выполняются неравенства:

2 категория - одновременно выполняются неравенства:

Фkj > 0,001; Qkj 0,001; Qkj Программа ПЭК для 1 категории НВОС

Вышло разъяснение Минприроды по требованиям к ПЭК для ОНВОС 1 категории.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в ответ на обращение Национальной ассоциации природопользователей направило разъяснения по вопросу осуществления производственного экологического контроля (далее – ПЭК) на объектах I категории.

Минприроды России отмечает, что при осуществлении ПЭК, утверждении программы ПЭК на объекте I категории обязательно включение в План-график контроля стационарных источников выбросов и осуществление контроля маркерных веществ, которые присутствуют в сбросах, выбросах со стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, а также присутствующих в сбросах, выбросах со стационарных источников веществ I, II класса опасности, для которых рассчитаны нормативы допустимых сбросов, нормативы допустимых выбросов.

Корректировка программы ПЭК

В соответствии с пунктом 1 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 - если у вашего предприятия произошли изменения в технологии производства, в результате чего изменились выбросы и сбросы загрязняющих веществ (качественные характеристики), образование отходов (появились или не образуются отходы производства и потребления), а также если объемы выбросов и сбросов изменилось более чем на 10 % , то необходима корректировка программы производственного экологического контроля.

Также установлен срок проведения корректировки программы ПЭК - это 60 дней с даты произошедших изменений.

Кто утверждает программу производственного экологического контроля

Программа утверждается руководителем предприятия и предоставляется в надзорный орган только во время проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Отсутствие программы производственного экологического контроля (ПЭК)

Если у предприятия на момент проверки отсутствует программа ПЭК, то это нарушение является составом статьи 8.1. КоАП РФ.

Согласно этой статьи за указанное нарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения.

Если ваше предприятие повторно будет привлечено к ответственности за указанное нарушение, то тогда уже будет штраф за отсутствие программы производственного экологического контроля - юридическое лицо от 20,0 тыс. руб, должностное лицо от 2,0 тыс. руб.

Далее вы ежегодно должны будете составлять и сдавать отчет по программе ПЭК.

В системе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия производственный контроль за соблюдением санитарных требований занимает важное место.

К сожалению, анализ деятельности образовательных учреждений по разделу осуществляемого ими производственного контроля показывает, что ПК проводится неквалифицированно, его результаты невозможно использовать для оценки ситуации, сложившейся на объекте. Планируемые и проводимые лабораторные исследования в данных случаях непоказательны и неинформативны.

На сегодняшний день обязанность проведения производственного контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установлена статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Система производственного контроля (далее - ПК) целиком относиться к внутренней сфере деятельности организации и позволяет руководителю пресекать нарушения санитарного законодательства на ранних сроках.

Объектами контроля в образовательных учреждениях являются практически все предметы и процессы, в отношении которых существуют обязательные требования, персонал образовательных учреждений, участок (территория) организации, здания, учебные, административные, санитарно-бытовые, спальные, помещения пищеблока, бассейна и другие помещения.

Программу ПК разрабатывает и утверждает руководитель образовательного учреждения - согласованию с органами Роспотребнадзора она не подлежит. Необходимые изменения и дополнения в программу вносятся при изменении (расширении) видов деятельности, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (ли) создающие угрозу санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Программа ПК как правило содержит следующие позиции:

- перечень санитарных правил (технических регламентов), методов и методик контроля в соответствии с осуществляемой деятельностью;

- перечень должностных лиц, участвующих в осуществлении производственного контроля;

- перечень работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;

- перечень (номенклатура) осуществляемых работ, услуг, других видов деятельности, предоставляющих потенциальную опасность для человека;

- перечень мероприятий по обоснованию безопасности для человека и окружающей среды, продукции, работ, услуг (санитарно-эпидемиологическая экспертиза образовательной деятельности, разработка и утверждение рационов питания и т.п.);

- перечень форм учета и отчетности и сами формы (журналы, графики, контрольные листы и пр.);

- лабораторно-инструментальный контроль по видам и объемам исследований;

- перечень возможных аварийных ситуаций, перечень органов и структур, которые в каждом случае необходимо оповестить.

Обращаем внимание на необходимость мониторинга изменений в нормативно-правовой базе для внесения изменений в ПК.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, 2006-2022 г.

Читайте также: