Шестоднев василия великого краткое содержание

Обновлено: 16.05.2024


И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь, и бысть вечер, и бысть утро, день един

И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. Ныне, по сотворении уже солнца, день есть освещение воздуха солнцем, которое сияет в полушарии, лежащем над землею, а ночь — покрытие земли тенью, когда скрывается солнце. Но тогда не по солнечному движению, но потому что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь.

Свт. Василий Великий

Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы то, что, по описанию, сотворено в продолжение шести дней, сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании этом представлены одни наименования - либо не означающие, либо означающие нечто иное. Напротив, должно знать, что как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля (и что не нечто иное разумеется под именем неба и земли), так и сказанное обо всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе сих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств.

Прп. Ефрем Сирин


Вопрос. Что отделяло твердь от воды? От воды небесной, которая выше, и от воды моря?

Ответ. В первый день Бог создал небо, существующее над твердью. Во второй – видимую твердь, над нашими головами. По своей сущности она другое, чем существующее выше нее небо.

Вопрос. Почему они тогда называются одинаково? Ибо другой вещи должно принадлежать другое название.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 65.

В начале миротворения, как мы познаем это из Писания, сначала, как говорит слово, произвела земля зелень, траву (Быт 1:12), потом из ростка произошло семя, от которого, когда пало на землю, взошел опять тот же самый род произросшего первоначально. Но это, говорит Божественный апостол, совершается и при воскресении. Не тому только научаемся у него, что человечество переменится в нечто более благородное и прекрасное, но и тому, что уповаемое есть не что иное, как то же самое, что было в начале…

Так как первоначально не колос из семени, но семя из колоса, а после сего колос вырастает из семени, - то последовательность, видная на примере, ясно показывает, что все блаженство, какое произрастет нам в воскресение, восходит к первоначальной благодати.

Свт. Григорий Нисский

Хотя в момент создания травам было одно мгновение от роду, по виду их казалось, что им уже месяцы. Так же и деревья: хотя, когда проросли, и существовали один только день, по совершенству и по плодам, обременявшим их ветви, они казались порождением многих лет. Ибо уготованы были травы в пищу животным, которые сотворены были на два дня позднее, и колосья - в пищу Адаму и Еве, которые через четыре дня были изгнаны из рая.

Прп. Ефрем Сирин

Всему предшествовали небо и земля, после них сотворен свет, различены ночь и день, потом опять твердь и явление суши, потом вода совокуплена в постоянное и определенное собрание, земля наполнилась собственными порождениями, произрастив бесчисленные роды трав и обогатившись растениями всякого рода. Но солнца и луны еще не было, дабы не ведущие Бога не именовали солнца начальником и отцом света, и не почитали его зиждителем земных произрастений. Посему настал четвертый день, и тогда рече Бог: да будут светила на тверди нeбecней.

Свт. Василий Великий

…Есть неблагодарные, которые и после такого научения осмеливаются не верить и не допускают даже, чтобы был Создатель видимого; но одни из них говорят, будто все произошло само собою, а другие - будто создано из какого-то готового вещества. Смотри, какое обольщение от диавола, как он воспользовался легковерием поддающихся заблуждению! Поэтому-то блаженный Моисей, наставляемый Духом Божиим, и учит нас с такою обстоятельностью, чтобы мы не впали в одинаковое с этими людьми заблуждение, но могли ясно знать и порядок и способ сотворения каждой вещи. Если бы Бог не позаботился о нашем спасении и не руководил языком пророка, то довольно было бы сказать, что Бог сотворил небо, и землю, и море, и животных, не показывая ни порядка дней, ни того, что создано прежде и что после.

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 6.

Когда после собрания вод во второй день составились реки, явились источники, озера и болота, тогда воды, рассеянные по всей вселенной, по слову Божию породили из себя гадов и рыб, в безднах сотворены киты, а среди волн в то же время воспарили в воздух птицы. О сотворении левиафана (кита) и бегемота упоминают и пророки. О первом говорят, что живет он в море (Пс.64:8), о бегемоте же Иов говорит, что живет на суше (Иов.40:10). И Давид говорит о нем, что он пасется на горах (Пс.49:11). Вероятно, что после сотворения указаны им и места жительства, чтобы левиафан жил в море, а бегемот - на суше.

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на Книгу Бытия.

На этом стихе обычно задерживаются манихеи, вопрошая, а вернее, клевеща: почему не только те животные, которые живут в воде, но и те, которые летают по воздуху, и вообще все пернатые называются рожденными из воды? Всем, кто задает такой вопрос, надлежит знать, что ученейшие люди, внимательно исследовавшие дело, считают этот туманный и влажный воздух, в котором летают птицы, насыщенным водой. Ибо он сгустился и уплотнился из морских испарений и паров земли, и от этой влаги сделался как бы тучным и способным удерживать птиц в полете. Вот почему тихими ночами он даже источает влагу и по утрам на траве находят капли росы.

Блж. Августин. О Книге Бытия против манихеев.

И рече Бог, сотворим человека. Где иудей, который, когда и выше, как бы чрез некоторые окна, просиявал свет Богословия, и второе Лице, хотя показывалось таинственно, но не являлось ясно, восставал против истины и утверждал, что Бог Сам с Собою беседует? Он говорит: Бог Сам сказал, Сам и сотворил. Да будет свет, и бысть свет. И тогда в словах иудея легко было открыть несообразность. Ибо какой кузнец, или плотник, или сапожник, сидя один с орудиями своего ремесла, когда никто не разделяет с ним труда, скажет сам себе: сделаем нож, или сколотим плуг, или сошьем башмак? Напротив того, не молча ли он окончит требуемую от него работу? Подлинно странное пустословие — утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительски и настоятельно. Но не убоявшиеся клеветать на самого Господа, чего не могут сказать, имея язык обученный во лжи? Однако же настоящее речение совершенно заграждает им уста. И рече Бог: сотворим человека. Скажи мне: неужели и теперь одно Лице? Не написано: да будет человек, но — сотворим человека. Пока не являлся еще ученик, проповедь Богословия скрыта была в глубине. Но, когда уже ожидаемо стало сотворение человека, обнажается вера, и очевиднее открывается догмат истины. Сотворим человека. Слышишь, христоборец, речь обращена к Участвующему в мироздании, к Тому, Имже и веки сотвори, Иже носит всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1:3)!

Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Беседа 9.

Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.

Евангелие от Иоанна 20 гл.

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен. Когда Он принес молитву о апостолах Отцу Своему пред исшествием на спасительные для нас страдания, тогда соединил с апостолами всех истинных христиан. Не о сих же молю токмо, - сказал Он, - молю не только о апостолах, но и о верующих словесе их ради в Мя (Ин. 17.20). Так и здесь: участниками блаженства апостолов Он соделывает всех чад Церкви. Ваша блаженна очеса, яко видят, - сказал Он апостолам, - и уши ваша, яко слышат. Аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы Ветхого Завета вожделеша видети, яже видите, и не видеша: и слышати, яже слышати, и не слышаша (Мф. 13.16-17). Блаженные самовидцы и слуги Слова предали нам виденное и слышанное ими , когда Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом — говорит один из этих самовидцев Слова — славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1.14). Яснейшее поведание апостолов соделывает нас как бы зрителями событий, которых очевидцами были апостолы. При посредстве церковных таинств мы вступили в существенное общение с Господом и пребываем в этом общении при посредстве этих таинств. Бога, невидимого для чувственных очей, живая вера соделывает видимым для душевного ока — ума.

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь.

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Беседа первая.

В своих беседах святитель Василий Великий ставит своей задачей изобразить творческую Божественную силу, гармонию и красоту в мире и показать, что учение философов гностиков о миротворении – неразумные измышления и что, напротив, Моисеево повествование одно содержит божественную истину, согласную с разумом и научными данными. Выясняя прямой буквальный смысл текста и избегая аллегоризма, он, на основе данных современного ему естествознания, исследует свойства и законы природы и художественно описывает их. Преследуя цели назидания, св. Василий поучает из природы познавать Творца, Его благость и премудрость, и постоянно предлагает нравственные наставления. [46]

Структура мира у Василия Великого приобрела все основные черты, которые были характерны для нее в средневековье вплоть до конца XIV столетия. Вначале четыре элемента были смешаны, но затем каждый занял свое естественное место: наверху – огонь, затем – воздух, вода и земля. Огонь образует субстанцию небес и простирается до вод по одну сторону тверди (Быт. 1:6); по другую сторону ее находятся воздух и более тяжелые воды, которые образуют облака. Свет был сотворен тотчас после выше названных элементов и, следовательно, прежде самого Солнца, которое было сотворено позже, чтобы нести свет и передавать его. Сразу же после сотворения Солнца воздух получил свет, который распространился мгновенно. Каждый элемент обладает характерным свойством: огонь – горяч, вода – холодна, воздух – влажен, земля – суха; но они никогда не предстают перед нами в своей первозданной чистоте, и каждый элемент может смешиваться с другими, передавая им некоторые собственные свойства: холодная и сухая земля может соединяться с водою, которая холодна и влажна, а вода, в свою очередь, может соединяться с воздухом, влажным и горячим; воздух соединяется с огнем, который горяч и сух, что возвращает нас к земле – холодной, но сухой. Это согласие, или гармония, элементов делает возможными их комбинации, которые представляют собой самое ткань миропорядка. [49]

Многих ученых неоднократно соблазняло стремление согласования библейского рассказа о творении с данными науки и с доводами разума. Это почти всегда рискованно и бесплодно. Не потому, что современные достижения науки знают больше, чем Моисей, или что доводы ученых колеблют достоверность библейского повествования, а потому что Шестоднев Моисея есть религиозное сказание, а не научное исследование о происхождении мира. Посему, всякая попытка такого согласования обречена на неудачу; точно так же неверно пользоваться текстом книги Бытия для целей апологетических. На этом основании, св. Василий и не имел в виду писать апологетический трактат. Он обращается не к философам языческим, а к верующему народу. Языческих философов он кое-где упоминает [50] , но не считает нужным вступать с ними в пререкания, так как ни одно из их утверждений не оставалось долго бесспорным, а объявленное несостоятельным вынуждено было уступить место следующему. Такой взгляд на философию не помешал, как сказано выше, св. Василию быть самому под очевидным влиянием и Платона, и Посидония, и Аристотеля. [51]

Шестоднев, которым открывает ся библейская Книга Бытия, повествует нам о сотворении Господом мира. Всего в 31 стихе о писывается возникновение земли, создание морей, отделение света от мрака, зарождение жизни. Этот короткий, но насыщенный текст – основа мировоззрения сначала иудеев, а позже христиан. Из него выросла христианская догматика вплоть до учения о Святой Троице.

Вокруг краткой первой главы Библии уже в первые века существования Церкви возника ет обширная литература.

  • собственно рассказ Библии о сотворении мира ;
  • толкования на библейский рассказ .
  • Василия Великого, епископа Кесарии области Каппадокии, написан в IV столетии.
  • свт. Амвросия Медиоланского, также созданный в IV в.
  • Севериана, епископа города Гавалы (Сирия) ( V в.).
  • Григория Писиды, поэта, византийского гимнографа VII в. ; это стихотворное произведение из 1910 стихов.
  • Иоанна Экзарха, болгарского писателя, проповедника; старейшая рукопись этого библейского толкования датируется 1263 г.

Необычайный интерес к толкованиям глубокой, чрезвычайно очень символически насыщенной 1 главы Бытия привел к тому, что почти все эти Шестодневы перевели на славянский язык уже в первые века утверждения христианства на землях Б олгарии, Сербии, Рус и.

Это интересно: На каком языке Библия и Шестоднев написаны изначально.

Но особое место среди занимает первое по времени, да и по значению сочинение Василия Великого . На него, как на образец, ориентируются все другие авторы, начиная со свт. Амвросия Медиол анского, дополняя толкование Библии новыми сведениями из области философии, природы, географии.

Беседы Василия Великого

Св. Василий Великий

Иконография: Василий Великий, святитель Датировки: XVII в. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 75,5 см, ширина 52 см. В среднике помещено поясное изображение святителя Василия Великого. Правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие.Поступила в 1931 году в составе дореволюционной коллекции музея, первоначальное местонахождение не установлено. Реставрация: ВХНРЦ, 1992 г., реставратор – Чернова Ю.В.Инв. № 655/7. © Череповецкое музейное объединение. Литература:Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 44 (Илл. 45).

  • полемика с еретиками-арианами, формулировка церковных догматов;
  • создание одного из первых уставов монашеской жизни;
  • введение в богослужебную практику иконостаса;
  • создание чин а литургии.

Рассуждения святого очень просты, логичны, доказательны. Это не удивительно, ведь беседы – проповеди, произнесенные Василием в храме. Здесь собирались не ученые философы, а простые, часто малообразованные люди. Именно им предназначалось убедительное, доступное слово .

Легкость, с которой вдохновенный проповедник говорит о сложнейших вещах, его остроумие, совершенно не дают повода подумать, что к тому времени был уже тяжело болен. Между тем, проповеди на Шестоднев были сказаны Великим Постом 378 года. Это последний год жизни архиерея, он уже приближался к кончине. Именно поэтому беседы заканчиваются на 31 стихе 1 главы Бытия, хотя епископ собирался рассказать о сотворении человека, о чем он говорит , заканчивая 9 беседу.

Большинство ученых считают, что книгу дописал за Василия его брат, Григорий Нисский, который видел наброски последних двух проповедей, оставшихся непроизнесенными. Григорию принадлежат 10 и 11 беседы о сотворении человека, образе и подобии Божием в нем. Впрочем, современные издания обычно включают не 9, а все 11 бесед.

Автор Книги Бытия

Но дело еще в том, что мудрость пророка – не его собственная . Библия не столько написана, сколько записана по внушению Святого Духа. Так проповедник подводит слушателя к мысли, что источник всякой мудрости – никто другой, как Бог .

О сотворении мира

Невидимость же земли – отсутствие того, кто мог бы видеть ее красоту. Конечно, речь идет о человеке. Ведь все творение мира происходит ради него.

Есть у слова также иное значение – твердь как символ надежды на Бога. Ведь сотворение неба, по Василию – сотворение также Ангельского мира.

О появлении растений, произращаемых землей

Сотворение светил

Солнце и Луна созданы, по Библии , на четвертый день творения. К этому времени создана земля, на ней появились растения. Это, по Василию, означает, что до появления светил небесных был све т, освещавший землю. Э то – свет исходящий от Господа. Он, а не свет Солнца, как говорят иные язычники, источник жизни.

Поэтому благодаря светилам моряк знает о возможной буре, земледелец – когда лучше сеять, путешественник выбирает наил учшее время, чтобы выехать из дома .

Рождение жизни на земле

– отдельные беседы посвящены пресмыкающимся, птицам, животным ; интересны замечания святителя о премудром устроении разных зверей, птиц, рыб

Беседы святого во многом предвосхитили то, что говорили о природе и животных естествоиспытатели последующих столетий . Однако Василий, размышляя о мире животных, не забывает о его Творце, чего так часто не хватает ученым.

Толкования и влияние

Беседы Василия переписывали, их не раз переводили на другие языки. Например, с V в. они известны на Западе благодаря переводу, сделанному монахом Евставфием Африканцем. Его использовал , создавая толкование на Библию , блж. Августин.

Творение Иоанна экзарха Болгарского

Шестоднев

Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского

В книге Иоанна 6 бесед, по числу дней творения. Это – как бы гимн сотворенной Богом природе, восхищение, любовани е творением Создателя.

  • Иоанном изложено видение мира, согласно которому центр его – Земля, вокруг – светила на тверди неба. Их движение – основа солнечного и лунного календарей.
  • Им показано, что Земля имеет форму шара.
  • Основываясь на греческих философах, автор считает, что мир составлен из 4 стихий: воды, земли, огня, воздуха.

Иконы

Шестоднев

  • недельный круг богослужения, когда на каждый из дней приходится память какого-либо события Священной истории, святого;
  • собственно толкование на 1 главу Бытия, на этот раз представленное не словом, а красками .

Иконы Шестоднева – как правило , множество икон в нутри одной. Ведь на них представлены как сотворение мира, так и бытие христианской Церкви, ее святые. Поэтому собственно библейские дни творения здесь – лишь часть образа, впрочем, занимающая его центр.

Кроме сотворения мира, по центру таких икон находятся изображения грехопадения Адама и Евы, Благовещения, Рождества Христова, Распятия, Воскресения. Иногда по углам образа – Евангелисты, а по краю расположены клейма с изображением святых. Это могут быть как вспоминаемые Церковью в определенные дни (во вторник – св. Иоанн Предтеча, четверг – свт. Николай), так и особо почитаемые угодники Божии.

Начало мира – великое таинство. Этим так притягательны первые слова Книги Бытия. Их хочется перечитывать. А потом оглядываться вокруг, на явные свидетельства мудрости Божией, разлитой повсюду. Благодаря Шестодневам наши предки смогли, восхищаясь красотой творения, не потерять радости о его Создателе.

Беседы на шестоднев

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).

Читайте также: