Программное обеспечение школы описание

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема 3. Программное обеспечение, используемое в учебном процессе

1. Типы и характеристики инструментов электронного обучения, используемых в образовании.

2. Программы Hot Potatoes, iSpring и его возможности.

3. Создание электронных книг, видеокассет, электронных контрольных тестов, анкетирования, онлайн-лекций и онлайн-лекций через оборудование iSpring Suite.

Электронное обучение может быть определено в широком смысле слова как любое использование Web- и Интернет - технологий для обучения. Такое незаконченное определение вряд ли поможет выбрать в выборе определённых инструментов, необходимых для конкретного проекта. Чтобы сделать правильный выбор, следует продумать конкретный тип используемого электронного обучения. Различные типы электронного обучения требуют применения различных инструментов и технологий.

Существует несколько видов электронного обучения:

- обучение, направленное инструктором;

- теленаставничество и дистанционная подготовка.

Цель электронного обучения, управляемого обучаемым, заключается в передаче высокоэффективных образовательных знаний независимым учащимся. Иногда такой вид называется автономным или самоуправляемым электронным обучением. Содержимое курса может состоять из Web-страниц, мультимедийных презентаций и другой интерактивной обучающей информации, расположенной и поддерживаемой на Web- сервере. Доступ к содержимому обеспечивается через Web- сервер.

2. Технологии, необходимые для электронного самообучения

При проведении электронных курсов, управляемых инструктором, Web- технологии используются для управления традиционными занятиями, но для удалённых учащихся. На этих занятиях используются разнообразные технологии работы в режиме реального времени, такие как проведение видео и аудиоконференций, чаты, совместное использование приложений, опросы, белые доски и старый добрый телефон.

Инструменты электронного обучения

Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса позволяет обеспечить реализацию новых моделей образования и способствует повышению конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и развитию его экспорта. Таким образом использование различных инструментов электронного обучения расширяет спектр предоставляемых образовательных услуг, повышает мотивацию студента искать, использовать и анализировать полезную информацию, а так же применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Существует достаточно большое количество инструментов электронного обучения, например: форум, чат, вики, блоги и т.д. Форум - это тематическое общение. В отличие от чата, на форуме обсуждают какую-то определенную тему. Можно сказать, что форум - это клуб по интересам. То есть форум - это такое место в Интернете, где собираются люди, которых объединяет одно увлечение или идея, и общаются на интересующую их тему. Они помогают друг другу советами и подсказками, обмениваются жизненным опытом, поддерживают друг друга. Чат - это такое место в Интернете, где люди могут общаться друг с другом в реальном времени. - это веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки. На базе этой технологии построена Википедия и другие проекты Фонда Викимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах). YouTube - это сервис, предоставляющий услуги видеохостинга. Пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи. Благодаря простоте и удобству использования, YouTube стал популярнейшим видеохостингом и третьим сайтом в мире по количеству посетителей. Перечислить абсолютно все инструменты просто не возможно, в образовательном процессе преподаватель может использовать наиболее подходящий инструмент для реализации образовательного процесса используя всего один или несколько инструментов одновременно.

Интернет - это тоже есть глобальная социальная сеть, участники которой имеют один общий интерес - поиск информации. Но интересно, что развитие интернета как формы информационного обмена и взаимодействия оказало существенное влияние на динамику остальных социальных сетей.

Несмотря на то, что электронное обучение в чистом виде подразумевает самостоятельное изучение материалов, как и при дистанционном обучении, он имеет ряд преимуществ перед традиционной очной формой:

Большая свобода доступа учащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть.

Гибкость обучения - продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.

Возможность обучения на рабочем месте - учащиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы, а также дома, в пути с использованием мобильного Интернета.

Возможность развиваться в ногу со временем - пользователи электронных курсов, и преподаватели, и студенты, развивают свои навыки и знания в соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.

Возможность определять критерии оценки знаний - в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения. Это позволяет исключить необъективность и предвзятость.

Электронные учебные курсы - высокотехнологичный продукт, создаваемый на основе и с применением самых современных IT-решений.

По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:

Программные средства (системы) – тренажёры , предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала.

Программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом, – контролирующие программные средства .

Информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства , предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации.

Имитационные программные средства (системы) , предоставляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров.

Демонстрационные программные средства , обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Досуговые программные средства , используемые для организации дея-тельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д. 5

Современные ЭСО могут быть представлены в виде:

– виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов;

– тестирующих и контролирующих программ;

– игровых обучающих программ;

– электронных учебников, текстовый, графический и мультимедийный материал которых снабжен системой гиперссылок;

– предметно-ориентированных сред (микромиров, имитационно-моделирующих программ);

– наборов мультимедийных ресурсов;

– справочников и энциклопедий;

– информационно-поисковых систем, учебных баз данных;

– интеллектуальных обучающих систем.

Программа Hot Potatoes. Общие сведения.

Hot Potatoes - инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования.

С помощью программы можно создать 10 типов упражнений и тестов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования ученикам необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer).

Ученикам не нужна программа Hot Potatoes: она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений.

Программа широко используется во всем мире для создания заданий для изучения любых дисциплин.

Stewart Arneil - HTML, JavaScript, программирование для Macintosh

Hilary Street ( компания "Interdesign Media") - графика .

Martin Holmes является автором последней, 6 версии программы, выпущенной в октябре 2003 года.

Условия использования программ

Программы предлагаются в бесплатном (при соблюдении определенных условий) и платном вариантах. Бесплатно пять указанных программ для разработки заданий и тестов могут использоваться государственными некоммерческими образовательными учреждениями при условии, что созданные с помощью программы учебные материалы будут находиться в Интернете в свободном доступе.

Программа The Masher является платной - она приобретается и регистрируется отдельно от других программ.

Для использования набора программ Hot Potatoes необходимо соблюдение следующих требований:

версия операционной системы Windows 98, ME, NT4, 2000, XP или Vista;

возможно использование программ под Unix и Macintosh;

версии одного из веб-браузеров Internet Explorer 6+, Netscape 7+, Mozilla 1.4+, FireBird 0.7, и др;

Web- сервер для выкладывания созданных в виде html - страниц заданий и тестов.

Знание языка гипертекстовой разметки документа (HTML) и JavaScript предоставляет больше возможностей для изменения конфигурации заданий, но не является обязательным требованием для создания заданий и тестов.

Основные блоки программы.

В состав Hot Potatoes входят 5 блоков программ для составления заданий и тестов разных видов. Каждый блок может быть использован как самостоятельная программа.

1. JQuiz - Викторина - вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).

2. JCloze - Заполнение пропусков.

3. JMatch - Установление соответствий (3 типа заданий).

4. JCross - Кроссворд.

5. JMix - Восстановление последовательности.

Все упражнения выполняются в режиме самоконтроля (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки. Итак, в состав HotPotatoes входят пять программ для составления заданий и тестов. Вне зависимости от того, какая программа используется, создание задания или теста состоит из следующих этапов:

настройка конфигурации создаваемого задания или теста

сохранение проекта для последующего изменения

сохранение задания в формате HTML-страницы

Созданные задания и тесты можно вывести на печать, а также объединить в блоки и уроки. Интерфейс всех пяти программ однотипен. Основные действия можно выполнять через главное меню и кнопки панелей инструментов. Удобнее использовать именно панели инструментов.

Современные требования к качеству, содержанию и формату презентаций достаточно высокие. Презентацией, созданной в PowerPoint, теперь уже особо никого не удивишь. В связи с этим все большее значение приобретают программы, которые расширяют базовые возможности Microsoft PowerPoint.

hello_html_621c4633.jpg

К тому же далеко не всегда получается демонстрировать презентацию на том же компьютере, где она была создана. На другом компьютере может не оказаться нужной программы, или стоять ее устаревшая версия. Т.е. презентация, как говорится, "вроде есть, но ее как-бы нет". Для недопущения подобной проблемы презентацию PowerPoint обычно предварительно конвертируют в формат мультимедиа. Например, во Flash.

hello_html_m19e6bc8e.jpg

Вопросы для самопроверки

Что такое электронные средства обучения? Какие виды электронных средств обучения вы знаете?

Какие средства обучения принято относить к электронным учебникам?

В чем особенности функционирования тренажеров?

В каких случаях в обучении используются программы автоматизации профессиональной деятельности специалистов?

На примере многих стран можно проследить общую тенденцию перехода школьного образования на GNU/Linux и постепенной миграции на свободное программное обеспечение.

Бразилия

В октябре 2007 года правительство Бразилии разместило заказ на 90 000 компьютеров полностью совместимых с ОС Linux. [1]

Великобритания

За реализацию правительственной программы в области национального образования в Великобритании отвечает некоммерческая организация агентство Becta (англ.).

Согласно рекомендациям Becta, Windows Vista и MS Office 2007 не следует применять в школах, так как эти пакеты, скорее всего, вызовут проблемы с совместимостью с другим школьным программных обеспечением. Кроме того, Becta предостерегает школы Великобритании от заключения лицензионных соглашений с корпорацией Microsoft (в них содержатся требования о лицензировании ПО для каждого компьютера, вне зависимости от наличия предустановленных продуктов Microsoft). [2]

Минобразования Великобритании и агентство Becta разрабатывают национальную стратегию внедрения и использования открытого ПО в британских школах.

Индия

В марте 2008 года правительство штата Керала сделало официальное распоряжение, что только СПО будет использоваться для ИТ-образования в средних школах, используя новые учебники, разработанные Государственным советом по вопросам исследований в области образования и подготовки кадров и Free Software Foundation Индии. [3]

Италия

В 70 частных и государственных школах горной провинции Больцано (Южный Тироль) на севере Италии, на 2640 компьютерах с установлена операционная система Linux вместо Microsoft Windows. [4] Для реализации проекта был разработан специальный дистрибутив FUSS Soledad GNU/Linux, основанный на Debian GNU/Linux.

Россия

Также, не учтено существование платформ, отличных от x86.

Стандартный (базовый) пакет программного обеспечения [6]
Решаемая задача
1 Операционная система
2 Сжатие и архивирование файлов
3 Защита от вирусов и других типов вредоносных программ, хакерских атак и спама
4 Электронный многоязычный словарь
5 Оптическое распознавание документов
6 Создание и редактирование текстов
7 Создание и редактирование электронных таблиц
8 Создание и редактирование мультимедийных презентаций
9 Создание и редактирование блок-схем
10 Управление базами данных
11 Управление электронной почтой и персональными контактами
12 Рисование и редактирование цифровой живописи
13 Редактирование растровой и векторной графики
14 Редактирование графических цифровых изображений
15 Вёрстка и подготовка публикаций
16 Монтаж аудиозаписей
17 Монтаж видеозаписей
18 Создание и редактирование интернет-приложений
19 Объектно-ориентированное программирование и разработка приложений
20 Управление общеобразовательным учреждением
21 Исключение доступа учащихся к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания
22 Создание и редактирование интерактивных мультимедийных материалов

Проприетарное ПО

Рособразование решило оснастить компьютеры в российских школах пакетом лицензий на проприетарное программное обеспечение с ограниченным сроком действия (до 31 декабря 2010 года) на общую сумму 2,694 млрд рублей. [7] В открытом конкурсе приняла участие одна компания, которая и была признана победителем. [8]

Программное обеспечение, поставленное по результатам тендера СБППО [9]
Решаемая задача Наименование ПО
Конфигурация 1
(667 МГц, 256 Мб)
Конфигурация 2
(1500 МГц, 1024 Мб)
1 Операционная система Windows 2000
Windows XP
Windows Vista
2 Создание и редактирование текстов Microsoft Word 2003, 2007
3 Создание и редактирование электронных таблиц Microsoft Excel 2003, 2007
4 Создание и редактирование мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint 2003, 2007
5 Управление базами данных Microsoft Access 2003, 2007
6 вёрстка и подготовка публикаций Microsoft Publisher 2003, 2007
Adobe InDesign CS2.3
7 Создание и редактирование блок-схем Microsoft Visio 2007
8 Создание и редактирование интернет-приложений Microsoft FrontPage 2003
Microsoft SharePoint Designer 2007
Macromedia Dreamweaver 8
9 Управление электронной почтой и персональными контактами Microsoft Outlook 2003, 2007
10 Объектно-ориентированное программирование Microsoft Visual Studio 2005
Borland Developer Studio 2006
Borland Turbo Pascal 7
11 Электронный многоязычный словарь ABBYY Lingvo 12 Study Edition
12 Сжатие и архивирование файлов WinRAR
13 Оптическое распознавание документов ABBYY FineReader 8.0 Study Edition
14 Редактирование растровой графики Adobe Photoshop CS2.3, CS3
15 Редактирование векторной графики Adobe Illustrator CS2.3, CS3
CorelDRAW X3
16 Редактирование цифровых изображений Corel Paint Shop Pro PHOTO XI
17 Рисование и редактирование цифровой живописи Corel Painter Essentials 3
18 Монтаж аудиозаписей Adobe Soundbooth CS3
19 Монтаж видеозаписей Adobe Premiere Pro CS3
20 Защита от вирусов и других вредоносных программ, хакерских атак, спама Kaspersky Work Space Security
21 Управление общеобразовательным учреждением 1С:Управление школой
22 Исключение доступа учащихся к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания СКФ [10]
23 Создание и редактирование интерактивных мультимедийных материалов Adobe Flash CS3

В дополнение 6100 школ, внедряющих инновационные образовательные программы, получат пакеты ПО на общую сумму 110 млн рублей. [11] В открытом конкурсе приняла участие одна компания, которая и была признана победителем.

Свободное ПО

Рособразование выделяет на пилотный проект 59,5 млн рублей. [13] Победитель открытого конкурса (участвовало 7 компаний) — РБК-Центр, входящий в группу Армада. [14] [15] В рамках данного проекта предполагалась установка СПО в трёх пилотных регионах (Республика Татарстан, Пермский край, Томская область), однако с 17 июня 2008 года в проекте может принять участие любая российская школа. [16]

В рамках открытого конкурса Ф-34 ведётся разработка многоплатформенного инструментального программного комплекса для организации учебного процесса и развития новых педагогических технологий с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). [22] По результатам работы в сентябре 2010 года доступен проигрыватель Linux. [23]

В рамках открытого конкурса (участвовало 6 компаний) Ф-153 ведётся разработка учебно-методических комплексов для административно-педагогических и педагогических работников общеобразовательных учреждений в области использования ПСПО в профессиональной деятельности для методистов и тьюторов. [24]

В рамках открытого конкурса НП-20 разработан прототип единого аппаратно-программного комплекса хранения, разработки, тестирования, распространения и поддержки ПО (репозиторий ПСПО). [25]

  • LDAP-сервер
  • FTP-сервер
  • Прокси-сервер
  • Samba-сервер
  • Сервер ИБП
  • DHCP-сервер
  • почтовый сервер с элементами анализа содержимого писем
  • СУБД с достаточными для функционирования платформы технологическими характеристиками
  • Веб-сервер с достаточными для функционирования платформы технологическими характеристиками
  • Локальный репозиторий ПСПО со средствами синхронизации с внешним репозиторием ПСПО в сети Интернет для обновления и доустановки пакетов ПСПО на компьютерах ОУ

Помимо работ, выполняемых в рамках госзаказа, ряд Linux-компаний реализуют собственные проекты:

    разработало и поддерживает некомерческий дистрибутив НауЛинукс, базирующийся на Scientific Linux и включающий локализацию на различные национальные языки народов РФ и абхазский язык.
  • На основе Mandriva реализуется некоммерческий учебный проект EduMandriva, который позиционируется не только для школ, но и для более старших ступеней — техникумов, училищ и высших учебных заведений. Проект EduMandriva строится на базе ВУЗов (технических и педагогических), которые в рамках Центров компетенции совместно работают над его реализацией с помощью специального вики-сайта проекта. [28] разработал некомерческий комплект дистрибутивов Альт Линукс 5.0 Школьный. Компания PingWin Software поддерживает вариант дистрибутива на данной платформе - ПСПО 5.0 Легкий. [29]

Для продолжения проектов по внедрению СПО во второй половине 2009 года Федеральное агентство по образованию объявило открытый конкурс НП-12 про трём лотам:

  • развитие и модернизация пакета свободного программного обеспечения [32]
  • оказание услуг технической поддержки при внедрении и использовании СПО [33]
  • обучение внедрению и использованию СПО [34]

В системе образования США в основном применяются компьютеры под управлением Microsoft Windows и Mac OS [источник не указан 1277 дней] .

Американская средняя школа из Бэксли (штат Огайо) сообщила о переводе всех настольных ПК, работающих под управлением Windows ME, на Linux. [35]

В штате Индиана с 2006 года реализуется проект по использованию Linux на школьных компьютерах. [36]

Франция

Испания

Региональное правительство земли Эстремадура внедрило в своих учебных заведениях 80 000 компьютеров, работающих под управлением Linux. [37]

Швейцария

Япония

Министерство экономики, торговли и промышленности Японии планирует перевести школы на программное обеспечение с открытым исходным кодом. В 2004 году был поставлен эксперимент по замене Windows на Linux в учебном процессе, в целом признанный удачным. [39]

Анализ состава аппаратного и программного обеспечения отдела информационных технологий МОУ СОШ №4. Разработка программы учета учеников "Школа", с кодом на языке Object Pascal. Проект программы, разработка пользовательского интерфейса и алгоритма работы.

Рубрика Программирование, компьютеры и кибернетика
Вид отчет по практике
Язык русский
Дата добавления 21.12.2015
Размер файла 1,9 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Профессиональная образовательная организация

ОТЧЕТ
о прохождении производственной практики (по профилю специальности)
Место прохождения практики: МОУ СОШ №4
Студента 3 курса, группы 304-ТД
Алпатова Максима Георгиевича
Руководитель практики от предприятия:
Зам. директора по уч. части Замыслова М.П.
Руководитель практики от учебного заведения:
Андреева Оксана Геннадиевна
г. Кропоткин
Содержание
  • Введение
  • 1. Характеристика организации и ее организационно-правовая форма
  • 2. Аппаратное и программное обеспечение учебного заведения
  • 3. Постановка профессиональной задачи автоматизации
  • 4. Разработка проекта программы
  • 5. Разработка пользовательского интерфейса
  • 6. Программная реализация. Выбор языка программирования. Программная реализация
  • Заключение

Введение

Для прохождения производственной практики выбрана Средняя общеобразовательная школа №4 Новоалександровского района (МОУ СОШ №4 Новоалександровского района), расположенная по адресу ул. Момотова, 1 п. Темижбекский, Ставропольский край.

Базой производственной практики является учебная часть. Заместитель директора по учебной части средней общеобразовательной школы №4 Новоалександровского района контролирует работу преподавательского состава, организует воспитательный процесс в школе, руководит им и осуществляет контроль за развитием этого процесса.

Для автоматизации работы заместителя директора, необходима программа, которая будет хранить информацию об учениках и учителях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить структуру и организационно-правовую форму МОУ СОШ № 4 Новоалександровского района;

- проанализировать состав аппаратного и программного обеспечения отдела информационных технологий;

- сформулировать требования к задачам и функциям программы;

- разработать пользовательский интерфейс и алгоритмы работы программы; осуществить программную реализацию;

- подготовить отчет по производственной практике.

1. Характеристика предприятия и его организационно-правовая форма

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа Новоалександровского района (МБОУ СОШ №4 Новоалександровского района) - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение является учреждением, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В школе имеются кабинеты: физики, химии, биологии, географии, русского языка и литературы, математики, изобразительного искусства, черчения, начальных классов, индивидуальной работы, спортивный зал, столярная и слесарная мастерские, мастерские по обслуживающему труду, библиотека и читальный зал.

Во внеурочное время в школе работают кружки и секции различных направлений: художественный, музыкальный, литературный и спортивные секции и т.д., руководителями которых являются как штатные учителя, так и выпускники школы.

С целью повышения уровня преподавания в школе проводятся "открытые уроки", которые посещаются коллегами-учителями. Дается оценка проведенному занятию, отмечаются положительные моменты, а также даются рекомендации по дальнейшему усовершенствованию методики преподавания. Педагогический коллектив школы не стоит на месте и постоянно внедряет новаторские идеи в области форм обучения: чтение факультативов и спецкурсов по дополнительным дисциплинам и т.д., среди учеников ежегодно проводятся учебные олимпиады, конкурсы (творческие и спортивные).

Во главе школы находится директор.

Директору непосредственно подчиняются заместитель директора, педагогический совет, управляющий совет.

Заместитель директора контролирует работу методических объединений и техника по компьютерным системам.

Структура МБОУ СОШ №4 Новоалександровского района представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура МБОУ СОШ №4 Новоалександровского района

Совместная работа всех отделений и служб МБОУ СОШ №4 Новоалександровского района позволяет эффективно выполнять возложенные функции.

2. Аппаратное и программное обеспечение учреждения

МБОУ СОШ №4 Новоалександровского района имеет 43 компьютера, связанных между собой локальной вычислительной сетью.

В учебной части имеются 2 компьютера типовой конфигурации:

- процессор -Intel(R) Celeron(R) CPU 2.80 GHz;

- встроенный кэш L2 - 256Kb;

- материнская плата - ASUS m3a;

- ОЗУ - DIMM DDR 256Kb;

- дисковод гибких дисков - LG;

- жёсткий диск - SAMSUNG SV0411N(40068 MB);

- CD-ROM/DVD - _NEC CD-RW NR-9300A;

- видеокарта - ATI Radeon9600;

- принтер - BROTHER DCP-7065 DNR ;

- операционная система - Microsoft Windows XP/2002 Professional (Win32x86) (Service Pack 3).

Оба компьютера подключены к общей локальной сети. Сеть учебной части изображена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Локальная сеть учебной части

На компьютерах расположенных в учебной части установлено типовое программное обеспечение: Операционная система - Microsoft Windows 7 Профессиональная 5.01.2600 (Service Pack 3), антивирус Dr.Web, пакет MS Office 2007.

3. Постановка профессиональной задачи автоматизации

Автоматизация понимается как применение программно-технических средств, экономико-математических методов и систем управления, частично или полностью освобождающих человека от выполнения рутинных операций в процессах сбора, преобразования, передачи и использования информации.

Целью автоматизации является повышение производительности и эффективности труда, улучшение качества информационной продукции и услуг, устранение однообразных трудоемких и монотонных операций.

Автоматизация процесса обучения - это процесс осуществления системой (в частности, компьютером) удаленного контроля учащихся и сбора информации обучения.

Анализ работы заместителя директора, позволил определить ряд задач которые необходимо автоматизировать. Необходимо разработать программу, в которой будет храниться информация о учениках и учителях, предусмотреть ввод, удаление и правку информации. При этом о каждом из них необходимо хранить следующую информацию: фамилия, имя, должность/класс, адрес, телефон. Обработка должна включать: создание и чтение данных, дополнение, удаление, корректировка.

- хранение списка преподавателей и учеников;

- ввод и редактирование информации о новом преподавателе или ученике;

- удаление записи об ученике или преподавателе;

- сортировка записей об учениках или преподавателях;

- поиск записей об ученике или преподавателе.

4. Разработка проекта программы

Поскольку структура информации для каждого ученика и учителя одинакова, целесообразно для хранения данных использовать базу данных Access, привязанную к Delphi.

Для этого было построено 4 таблицы.

1) Пользователи. Атрибуты пользователей: код пользователя, логин, пароль, доступ.

2) Преподаватели. Атрибуты преподавателей: код преподавателя, фамилия, имя, должность, адрес, телефон.

3) Ученики Атрибуты учеников: код ученика, фамилия, имя, класс, адрес, телефон.

4) Технический персонал. Атрибуты задач: код технического персонала, фамилия, имя, должность, адрес, телефон.

Код Технического персонала

Код Технического персонала

Для просмотра данных об отдельных записях необходимо предусмотреть функции навигации для продвижения на последующую или предыдущую запись базы.

Программа должна быть реализована с графическим интерфейсом пользователя в среде Delphi и должна выполнять следующие функции:

- хранение списка преподавателей и учеников;

- ввод и редактирование информации о новом преподавателе или ученике;

- удаление записи об ученике или преподавателе;

- сортировка записей об учениках или преподавателе;

- поиск записей об ученике или преподавателе.

Для запуска функции продвижения к следующей записи, продвижения на предыдущую запись, сохранения изменений об одной записи, добавления новых записей в базу данных, удаления отдельных записей из базы данных, поместим на форме кнопку типа DBNavigator. Сами процедуры для выполнения тех или иных функций заранее встроены в данный компонент.

Составим алгоритм работы приложения. Алгоритм обработки формы проверки пароля представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 - Алгоритм обработки формы проверки пароля

Алгоритм обработки событий главной формы программы представлен на рисунке 4.

информационный аппаратный программный школа

Рисунок 4 - Алгоритм обработки событий главной формы программы.

5. Разработка пользовательского интерфейса

Интерфейс - система средств и правил, регламентирующая и обеспечивающая взаимодействие нескольких процессов или объектов.

Пользовательский интерфейс - система средств и правил, регламентирующая и обеспечивающая взаимодействие программы с пользователем.

Пользовательский интерфейс часто понимают только как внешний вид программы. Однако на деле пользователь воспринимает через пользовательский интерфейс всю программу в целом, а значит, такое его понимание является слишком узким. В действительности же пользовательский интерфейс объединяет в себе все элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением. Это не только экран, который видит пользователь. К этим элементам относятся:

– набор задач пользователя, которые он решает при помощи системы;

– используемая системой метафора (например, рабочий стол в MS Windows);

– элементы управления системой;

– навигация между блоками системы;

– визуальный (и не только) дизайн экранов программы;

– средства отображения информации, отображаемая информация и форматы;

– устройства и технологии ввода данных;

– диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером;

– обратная связь с пользователем;

– поддержка принятия решений в конкретной предметной области;

– порядок использования программы и документация на нее.

В дизайне пользовательского интерфейса можно условно выделить декоративную и активную составляющие. К первой относятся элементы, отвечающие за эстетическую привлекательность программного изделия. Активные элементы подразделяются на операционные и информационные образы моделей вычислений и управляющие средства пользовательского интерфейса, посредством которых пользователь управляет программой. К примеру, в создаваемом программном продукте активной составляющей является элемент изменения размеров таблицы. Управляющие средства различных классов программных изделий могут значительно различаться. Классы интерфейса являются слишком широкими понятиями. Классы, задаваемые базовыми интерактивными средствами, целесообразно разбить на подклассы, например, в пределах графического класса различаются подклассы: двухмерные и трехмерные интерфейсы. По этой классификации широко распространенный интерфейс WIMP относится к первому из указанных подклассов. В основе управляющих средств пользовательского интерфейса лежит тот или иной интерфейсный язык. При этом роль синтаксиса играют используемые графические образы и их динамические свойства. Сегодня развиваются такие новые классы интерфейсов, как SILK (речевой), биометрический (мимический) и семантический (общественный). В основе управляющих средств пользовательского интерфейса лежит тот или иной интерфейсный язык. При этом роль синтаксиса играют используемые графические образы и их динамические свойства. Дизайн конкретных реализаций интерфейса может включать композицию, различных типов управляющих средств, информационные образы предметной области и декоративные элементы.

В таблице 5 представлена классификация интерфейсов и соответствующие типы управляющих средств.

Данный проект подготовлен Мининформсвязи России в рамках внедрения единого федерального стандарта минимально необходимого оснащения школ современными информационно-коммуникационными технологиями.

Что входит в перечень базового лицензионного программного обеспечения?

Категория

Наименование продукта

MS Windows или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

MS Office, MS Visual Studio, MS Front Page или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Антивирусное программное обеспечение

AVP Kaspersky или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам.

Dr. Web или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Программное обеспечение для формирования файловых архивов

WinRar или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Система управления файлами

Total Commander или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Пакеты обработки графических изображений

Adobe Photoshop или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам.

Corel Draw или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам.

Стоимость единого федерального базового пакета лицензионного программного обеспечения, устанавливаемого в образовательных учреждениях Российской федерации на 1 рабочее место в год.

Стоимость лицензии в год с учетом НДС (рублей) на 1 персональный компьютер

Операционная система, включая офисные приложения

MS Windows, MS Office, MS Visual Studio, MS Front Page

Антивирусное программное обеспечение

Антивирус Касперского 6.0, Dr. Web

Программное обеспечение для архивации файлов

Система управления файлами

Пакет обработки фотоизображений

Пакет обработки векторной графики

Corel DRAW Graphics Suite X3

Общий объем потребностей в финансировании проекта в целом в период 2007-2010 годы составляет порядка 3,8 млрд. рублей. В эту сумму входят средства на создание системы поддержки и обучения пользователей базового пакета лицензионного программного обеспечения, размещаемого на персональных компьютерах в образовательных учреждениях (1,356 млрд. рублей) и средства, необходимые для обеспечения стопроцентной лицензионной чистоты (около 2,366 млрд. рублей).

Данный лекторий содержит различные материалы о свободном программном обеспечении, разработанном специально для образовательных целей либо пригодном для использования в школах и других образовательных учреждениях для ведения и/или поддержки образовательного процесса.

18 марта 2009. Вышел в свет комплект приложений для образования EduMandriva 2009 и пакет свободных приложений для Windows FreeSpring 2009. Этот комплект приложений подготовлен в Центре компетенции Mandriva Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко и предназначен для облегчения установки и использования образовательного ПО, так как содержит в себе подборку программного обеспечения, необходимого для проведения занятий по курсам информатики и ИКТ дисциплин в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях, составленную на основе пожеланий преподавателей.

Свободно распространяемое ПО

Перспективы развития информационных технологрий в образовании, Лагунов Алексей Юрьевич, каф. информатики и вычислительной техники Приморского ГУ, Архангельск

Свободное программное обеспечение в школе: сообщество LinuxSchool

Skype


В образовательном учреждении это приложение может выполнять множество задач: от оперативной связи между преподавателями и администрацией до видеотрансляции открытых уроков, дистанционной связи с учащимися. Используя программу Skype, школы могут удаленно обмениваться опытом, классные руководители – проводить дистанционные родительские собрания. Это лишь несколько примеров использования этого незаменимого приложения.

Для работы программе достаточно даже низкоскоростного ADSL-соединения с Интернет. После установки и регистрации программа практически сразу готова к работе.

Минимальные системные требования: ОС Microsoft Windows 2000, XP и более поздние версии, микрофон, наличие подключения к сети Интернет скоростью от 128 кбит/c. Чем выше скорость соединения с Интернетом, тем выше качество связи.

Для работы видеосвязи понадобятся компьютер с частотой процессора не ниже 1 ГГц и оперативной памятью объемом не менее 256 Мбайт и, конечно же, веб-камера.

Свободное программное обеспечение от Google

Разработчики из американской компании Google, владеющей одной из самых популярных в мире систем интернет-поиска, давно вышли за пределы сугубо “поисковой” отрасли. Появляющиеся с поразительной быстротой новые программные решения от Google хоть и вращаются вокруг все того же поисковика, все больше приобретают черты отдельных, самодостаточных и законченных продуктов. Теперь Google бесплатно предлагает целый пакет программ и веб-инструментов, позволяющих редактировать тексты и графику, просматривать карты, удобно пользоваться Интернетом, оптимизировать работу системы – этим возможностям посвящен наш сегодняшний обзор. Ниже мы рассмотрим несколько полезных приложений, которые можно использовать в образовательном процессе.


Перед нами приложение, которое является комбинацией каталогизатора и графического редактора. Конечно, язык не повернется сравнивать Picasa с такими гигантами, как, например, Adobe Photoshop или Adobe Lightroom, однако для сектора бесплатного ПО эта программа обладает достаточно широким функционалом. Уникальность ее в том, что все, даже сложные действия очень легко выполнять благодаря продуманному, интуитивно понятному интерфейсу. Пары щелчков мыши достаточно для выполнения востребованных у массового пользователя операций: кадрирование, устранение эффекта красных глаз, создание коллажа из нескольких снимков. Стоит отметить колоссальные возможности по каталогизации фотографий. Особенно интересна функция сортировки фотографий по дате съемки: программа автоматически сканирует заданную папку и сортирует снимки. В образовательном учреждении приложение поможет учителю быстро подготовить фотоматериал для презентации, ученику – обработать фотографии для проекта, не затрачивая времени на обучение работе с графическим редактором. Удобно использовать Picasa для хранения школьного архива: среди тысяч графических файлов элементарно найти необходимый по примерной дате съемки. Практически любому пользователю приложение покажется доступным и простым, а его функционала вполне достаточно для выполнения часто встречающихся задач в “бытовом” редактировании графических файлов.

Google Chrome: веб-браузер для Windows


Браузер – приложение для просмотра веб-страниц – окно в мир Интернета. Большую часть времени, которое человек затрачивает на работу с Интернетом, он проводит именно в окне браузера. От того, насколько это окно будет удобным, зависит продуктивность работы в сети. Рассматриваемый нами браузер Google Chrome будет интересен прежде всего тем, кому по каким-либо причинам не нравится стандартный браузер Windows. Google Chrome имеет предельно унифицированный интерфейс: ничего лишнего, лишь инструменты для выполнения главных задач, которые должен решать браузер. Однако в целом он обладает теми же возможностями, что и его старшие братья, работает очень быстро, не требователен к ресурсам компьютера и способен выступать защитником от потенциально опасных сайтов.

Веб-инструменты Google

Интернет становится более функциональным. Если раньше с помощью браузера можно было только просматривать Интернет-страницы, то теперь в Интернете можно пользоваться множеством интернет-приложений и веб-инструментов, способных порой полностью заменить обыкновенное ПО, которое необходимо устанавливать на компьютер. А это значит, что, где бы вы ни находились, на любом компьютере, имея выход в Интернет, вы можете воспользоваться многими возможностями, с которыми привыкли работать на своем ПК.

Сервис электронной почты GMail

В образовательном учреждении этот веб-сервис поможет администрации вести электронную переписку. Учителя с его помощью могут готовить массовые электронные рассылки с дополнительными материалами к уроку и отправлять их сразу на несколько адресов, к примеру, одного класса. Существует эффективная практика: каждый класс может создать себе общий электронный адрес, пароль от которого будут знать все ученики данного класса. На этот адрес учителя могут отправлять дополнительные материалы, и ученик с любого школьного или домашнего компьютера, подключенного к сети Интернет, будет иметь возможность посмотреть эти материалы, распечатать их, сохранить на носителе.

Документы Google


Документы Google – очень полезный веб-инструмент, представляющий собой аналог офисных приложений, но доступный бесплатно через сеть Интернет. Достаточно зарегистрироваться, и вы сможете, не выходя из браузера, открывать, создавать и редактировать документы в форматах Microsoft Office: текст, презентации, электронные таблицы – все то, к чему так привыкли пользователи ПК. Разработчики постарались максимально приблизить интерфейс “Документы Google” к традиционным “оконным” приложениям. Конечно, полноценный офисный пакет с его богатым набором функций такому веб-инструменту не заменить, однако это хорошая альтернатива платным приложениям, когда речь идет о просмотре и несложном оперативном редактировании. В образовании инструмент может применяться как бесплатная замена Microsoft Office для подготовки текстовых документов, презентаций, при изучении электронных таблиц.

Словари Google


Этот веб-инструмент успешно заменяет несколько словарей иностранного языка. Он может переводить отдельные слова между множеством языков, показывая словарную статью, аналогичную такой же в обыкновенном печатном словаре. Звучание многих слов можно прослушать, щелкнув в словарной статье на изображение громкогоровителя рядом со словом. “Словари Google” будет полезен ученикам при подготовке заданий по иностранному языку: являясь полным аналогом печатного словаря иностранного языка, инструмент во много раз ускоряет процесс поиска перевода нужного слова, а также позволяет тренировать произношение.

Google Earth – Планета Земля


Удивительное приложение “Google Планета Земля” предоставляет возможность путешествовать по нашей планете, не вставая с кресла. Это трехмерная модель планеты, перемещаясь по которой можно просматривать спутниковые фотографии земной поверхности с потрясающей детализацией, а в последних версиях программы - даже исследовать звездное небо. Благодаря широким возможностям функционального расширения программы, вокруг нее образовалось целое сообщество пользователей, которые делятся своими фотографиями, наблюдениями и прочей информацией через множество инструментов “Google Планета Земля”. К примеру, любой человек может привязать сделанный им снимок к географической точке. И все остальные пользователи, просматривая карту местности, где была сделана фотография, сразу же смогут ее увидеть. Сейчас уже миллионы людей используют “Google Планета Земля” для исследования окружающего мира. Разработчики создают дополнительные слои, которые можно наложить на спутниковые снимки: сеть железных дорог, интереснейшие т уристические маршруты, места добычи полезных ископаемых и еще множество дополнений доступны для скачивания в сети Интернет.

Программа незаменима, прежде всего, на уроках географии. Учащиеся в мгновение могут увидеть на экране практически любой географический объект с высоты птичьего полета. Только представьте: горы и равнины, моря и океаны, острова, реки, города – и все это на расстоянии одного клика мышью. Согласитесь, что исследовать спутниковые снимки намного увлекательнее, чем использовать обыкновенные географические карты: при работе с программой возникает ощущение осязаемости, реальности всего, что отображается на экране, а урок превращается в увлекательное путешествие.

Программа может также использоваться учениками для иллюстрирования мультимедийных проектов, и не только посвященных географии. Применима она в физике, биологии, астрономии…

Все данные программа в реальном времени закачивает из Интернета, поэтому для ее работы требуется стабильная связь с сетью и, желательно, тариф с неограниченным трафиком.

Читайте также: