Профориентация в школе интернате

Обновлено: 03.07.2024

Профессиональная ориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Выбор профессии для современного ученика несколько отличается от выбора профессии 10 – 15 лет назад. Сейчас на вопрос “Кем быть?” практически невозможно ответить один раз. К нему нужно возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг, т.е. нужно идти в ногу со временем.

За ответом на вопрос “Кем быть?” стоит множество других важных жизненных выборов. Все мы знаем, что зачастую профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе. Престижность тех или иных профессий меняется с течением времени вместе с изменением общественного сознания. Так, пару десятилетий назад большим уважением пользовались специалисты интеллектуального труда или “люди науки”, – инженеры – проектировщики, научные сотрудники и т.д. Важно отметить, что престижность профессии не обязательно совпадает с ее востребованностью на рынке труда. Так, профессии, которые уже много лет и до сегодняшнего дня считаются “элитными”, – юрист, экономист и др. – далеко не самые востребованные. А специальности, которые на самом деле нужны обществу – рабочие, младший медицинский персонал – успехом у современной молодежи не пользуются.

В нашей школе-интернате в основном обучаются дети с низким уровнем интеллектуального развития.

Часто при выполнении заданий внеучебного характера воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи, испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.

Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

При изучении уровня развития детей, были выявлены следующие проблемы: низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие мотивации к учебной деятельности, малый запас знаний и сведений об окружающем мире и потребностях профессионального рынка труда. Профессиональное самоопределение – это определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику коррекционной школы-интерната достаточно сложно. Поэтому тема выбора профессии является важной для подготовки воспитанников к полноценной самостоятельной жизни. Необходимо, чтобы находящиеся рядом с детьми взрослые – воспитатели, учителя, психологи – могли оказать ненавязчивую, но компетентную помощь в выборе профессии.

Необходимо разбираться в современном рынке труда, содействовать воспитанникам в планировании собственной карьеры, собственного будущего. Для этого проводятся воспитательские часы, дискуссии, практикумы, конкурсы, мастер-классы на тему “Мир современных профессий”.

Формирование положительной мотивации воспитания решает задачу осуществления активной помощи детям с трудностями в выборе профессии.

Формула “подготовка к жизни” и заключается в том, чтобы воспитаннику дать как можно больше знаний об окружающем мире и реальной действительности: об экономике, о политическом и государственном устройстве общества, о семье и воспитании, и, наконец, о себе самом и собственном призвании.

Прежде чем сделать свой выбор будущей профессии, дети должны познакомиться с различными профессиями. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – это организация встреч с представителями разных сфер деятельности. Эти встречи проводятся регулярно на воспитательских часах, мастер-классах, экскурсиях на предприятия. Дети встречались с медицинскими работниками, представителями органов внутренних дел, кондитерами, пекарями, строителями.

На воспитательских мероприятиях необходимо выявлять задатки, склонности и способности воспитанников. С этой целью в содержание каждого внеклассного мероприятия включаются информационные блоки, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания воспитанников, повышают их интерес к профессиям. Профессиональные тематические мастер-классы и конкурсы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, такие мероприятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.

Этапы реализации программы:

Первый этап – подготовительный.

– Поиск инновационных форм и способов для реализации программы.

– Установление и определение причины возникающих у детей трудностей при выборе профессии.

– Определение степени и тактики деятельности.

Второй этап – практический.

– Использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активной жизненной позиции и стремление к профессиональному самоопределению.

– Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки воспитанникам, в формировании у них потребности в целенаправленном осознанном выборе профессии.

– Мониторинг и оценка ситуации на “рынке труда” и перспектив дальнейшего профессионального самоопределения воспитанника.

– Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий обеспечивающих формирование представлений о “рынке труда”.

Третий этап – обобщающий – аналитический.

– Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации.

– Соотношение результатов программы с поставленными целями и задачами.

– Подведение комплексного анализа результатов и определение эффективности работы.

– Определение перспективы в выборе профессии.

Содержание программы:

Цель и задачи программы.

Цель данной программы:

  1. Выработка у школьников сознательного отношения к труду.
  2. Профессиональное самоопределение воспитанников в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
  3. Оказание профориентационной поддержки воспитанникам в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  4. Помощь детям в самореализации во взрослой жизни.
  1. Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для оказания помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности.
  2. Обеспечение широкого диапазона вариативности обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в воспитательной работе.
  3. Выработка гибкой системы сотрудничества школы-интерната с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а так же с предприятиями города.
  4. Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, трудовых и профессиональных умений и навыков.
  5. Сформировать познавательную активность, любознательность, интерес
  6. Воспитывать ответственное отношение к окружающим в группе, трудовом коллективе.
  7. Развивать самостоятельность, самосознание.
  8. Научить детей правильному профессиональному самоопределению.
  9. Развитие нравственного самовоспитания личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности.
  10. Развитие познавательной потребности в знаниях, готовности к профессиональному самоопределению.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект – это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Нормативно-правовое обеспечение профориетационной деятельности.

Нормативно-правовая база: Закон Российской Федерации “Об образовании”, Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования . Основные направления и задачи реализации Концепции профильного обучения. Стратегия развития профессионального обучения в городе.

Профессиональная ориентация как система психологической, педагогической, информационной деятельности.

Профессиональная ориентация воспитанников: сущность понятий, основные задачи и содержание. Профориентация и профессиональное самоопределение. Исторические этапы становления и развития профориентационного движения в отечественном и зарубежном опыте.

Возрастные особенности личности, влияющие на профессиональное самоопределение.

Психическое развитие и формирование личности в подростковом и юношеском возрасте. Ведущий вид деятельности юношеского возраста – профессиональное самоопределение. Развитие способностей ребенка является предпосылкой личностного и профессионального самоопределения.
Влияние социально-психологической ситуации на развитие человека в юношеском возрасте и его профессиональное самоопределение.
Формирование психологической готовности к выбору профессии. Кризисы профессионального становления.

Психофизиологические особенности личности, влияющие на профессиональное самоопределение.

Сферы, характеризующие и определяющие индивидуальные психологические ресурсы личности: психофизиологическая, мотивационная, характерологическая, эмоционально-волевая,интеллектуальная,социально-психологическая (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми).

Информационные технологии в профессиональном самоопределении воспитанников.

Ресурсы сети Интернет в организации профориентационной работе.

Социальные проекты с использованием ИКТ. Требования современного общества к выпускнику при организации профориентационной работы, используя ИКТ.

Профессиональное обучение, как компонент профориетационной работы.

Мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства, обучение в колледже №17, производственная практика на заводе “Салют”.

Тестовые и неформализованные методы диагностики воспитанников, используемые в профориентационной работе.

Работа с методиками, используемыми в первичной профконсультации: “Опросник профессиональной готовности” (ОПГ); “Дифференциально0диагностический опросник” (ДДО); методика “Карта интересов” А.Е. Голомшттока, “Коммуникативные и организаторские способности” (КОС).

Апробация методик, направленная активизацию профессионального самоопределения детей и определяющих готовность их к выбору профессии: “Психологическое сочинение”; “Или-или”; “Профессиональные пробы”; “Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся 9 классов”; “Можете ли вы добиться успеха?”…

Отбор диагностического инструментария, используемого в индивидуальной профконсультации: “Школьный тест умственного развития” (ШТУР); “Тест -опросник мотивация достижения”….

Психологический практикум, по выявлению готовности воспитанников к профессиональному самообразованию.

Психолого-педагогические технологии выбора профессии. Коллективная рефлексия ситуации выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. Определения уровня готовности к различным видам профессионального труда. Использование игровых технологий в работе профконсультанта (игры “Профсоюз”, “Дороги, которые мы выбираем” и т.д.). Конкурс “Угадай профессию”…

Оценка эффективности профориентационной работы.

Основные требования к показателям эффективности профессионального самоопределения. Количественные, качественные, оперативные и долгосрочные показатели эффективности профконсультационной помощи. Результативность профессионального обучения.

Подведение итогов.

  • воспитанники должны стать более уверенными в профессиональном самоопределении;
  • воспитанники овладеют информацией об окружающей действительности и хорошо ориентироваться в выборе профессии, основываясь на своих знаниях умениях и способностях;
  • создание благоприятных психологических условий для самореализации воспитанников в дальнейшей жизни;
  • получение профессиональных знаний, умений, навыков по специальностям “Швея”, “Столяр”, “Слесарь”, “Маляр”.
  • прослеживание динамики поступления учащихся в различные учебные заведения.
  • получение свидетельств об окончании учебного курса по специальности “Штукатур- маляр” и присвоение 2 разряда.

Изменение социальной ситуации в городе (увеличение рынка труда)

Изменение отношения общества к детям- сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, имеющих отклонение в развитии.

Опыт работы свидетельствует о реалистичности программы и возможности её использования в других школах-интернатах.


В статье описаны комплексные мероприятия по профориентационной работе с детьми старших классов школы-интерната с нарушением слуха.

Проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет острое социально-экономическое значение в условиях современного общества. Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляет особый интерес, ведь в этом возрасте ставится вопрос выбора дороги в будущее.

Профессиональная деятельность является очень важным направлением в жизни каждого человека, а особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей школе-интернате уделяется особое внимание уровню знаний, наклонностей, коммуникабельности, способностей детей с нарушением слуха, задержкой психо-речевого развития, детей с кохлеарными имплантами для социализации и адаптации в социуме, а также познаний в области профессий.

Таким образом, в школе-интернате применяется системный подход к педагогической работе по профориентации. В нее входят мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение учащихся. Уроки трудового обучения являются неотъемлемой частью годового учебного плана, особенно для детей, которые обучаются по адаптированной образовательной программе для умственно отсталых детей.

Трудовое обучение в школе ставит своей целью подготовить социально- адаптированную личность, способную самостоятельно работать в обычном трудовом коллективе. На уроках по труду среди учеников, мальчиков можно определить работоспособность, наклонности к рабочим специальностям, может ли пользоваться инструментами, такими как пилой, молотком, рубанком, а прежде всего знание этих инструментов — это название предмета и для чего предназначен, т. к. в школе-интернате обучаются прежде всего дети с нарушением слуха, речи.

На уроках технологии, наряду с тем, что существует ряд опасных факторов для здоровья детей: электроприборы, колющие режущие предметы, специальное оборудование (швейные машины, утюги), можно выделить девочек, у которых есть способности к этому виду деятельности, рассматривая как будущую специальность с учетом их индивидуальных особенностей здоровья.

Уроки по кулинарии так же дают возможность определения склонности учеников к этому виду деятельности. Знание продуктов питания, умение приготовить самостоятельно является неотъемлемой частью повседневной жизни. Такие занятия дают возможность познать себя, попробовать свои способности, а возможно и выявить в себе талант.

Учителя помогают ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют открытые занятия по технологии, труду. Устраиваются конкурсы лучшего по профессии, выставки работ учащихся.

На всех уроках труда и технологии учащимся прививаются правильные приёмы работы, в связи с этим проходят инструкцию по технике безопасности, умение обращаться с электроприборами, колющими, режущими предметами.

Наряду с учебной деятельностью в школе-интернате ведется серьёзная воспитательная работа, т. к. ученики пребывают круглосуточно, то обучение и формирование бытовых навыков является неотъемлемой частью жизни обучающихся. Воспитательная работа строится так, что воспитанники закрепляют материал не только на профориентационных занятиях, но и в повседневной жизни — это оказание помощи взрослым по ремонту мебели, косметическому ремонту школы, врезание дверных замков, закрепление стендов и т. д., обслуживающий труд — уборка классов, школьной территории, выполняют различные поручения педагогов. Ребёнок учится у взрослых, как быть самостоятельным, что является очень важным для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся школы-интерната владеют жестовой речью, с первого класса (дошкольного возраста) владеют дактильной азбукой, поэтому, такие игровые задания как показать действием специфику профессии, для них является и познавательной и интересным заданием — одни дети показывают, другие отгадывают с какой профессией то или иное действие связано.

Для того чтобы что бы разобраться в себе, детям предложен шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, необходимо нарисовать человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы — их надо зачеркнуть, если их не хватает — дорисовать недостающие. Время устанавливается в зависимости от категории детей.

Ключ к тесту: по количеству нарисованных треугольников выделяются 6 типов характеристик:

Первый тип: 6–8 треугольников — тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает на все характеристики человека, но, может быть, он поможет задуматься о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности, а в конечном итоге это поможет в выборе жизненного пути.

При организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья необходимо учитывать позицию родителей, учитывать состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии, поддержка и ориентация со стороны педагогов, так как они знают личностные особенности, возможности и способности учеников. Только комплексный подход, может дать положительный результат.

На занятиях по профориентации дети получают информацию об источниках информации по трудоустройству — это информация об адресах, сайтах службы занятости тех районов, в которых проживают ученики, о существовании ярмарки вакансий и т. д. Организовываются экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, встречи с бывшими выпускниками школы-интерната, которые уже работают, встречи со специалистами, используется средства массовой агитации: стенды, стенгазеты, фотоальбомы и прочей информации, способны оказать значительную помощь воспитанникам в выборе профессии.

Хочется отметить, что все мероприятия по профориентации: презентации, фильмы, тесты, анкетирование, тренинги должны быть адаптированы для детей с нарушением слуха. Тексты должны быть немногословны, примитивны и конкретные так как вся информация доносится через учителя-дефектолога, сурдопереводчика.

Среди учащихся в школе-интернате имеются ученики с нарушением слуха, которые профессионально занимаются спортом — плаванием, греко-римской борьбой. Такие ученики, по окончании школы идут учиться в учреждения со спортивным уклоном.

Большинство учеников обучаются и получают специальности рабочих профессий: маляр, штукатур, электрик, швея, ремонт и обслуживание автомобилей, что даёт им возможность дальнейшего трудоустройства.

Правильный выбор профессии — одно из важных условий дальнейшей жизни подрастающего поколения, которая дает возможность в полной мере проявить свои способности и занять своё место в обществе для полноценной жизнедеятельности в целом.

  1. Климов Е. А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.
  2. Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. М.: Перспектива, 2002
  3. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника, Москва,: Генезис, 2007
  4. Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков — СПб: Питер, 2009

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, ограниченная возможность здоровья, выбор профессии, вид деятельности, способность, тип, треугольник, ученик, повседневная жизнь.

Похожие статьи

Профессиональное самоопределение как условие успешной.

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовность к

На первом этапе формирования профессионального самоопределения у детей с ОВЗ особых

Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о.

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением.

Дети с нарушениями слуха чаще всего приходят в школу со словарным запасом

В старших классах акцент делается на подготовку учащихся к взрослой жизни, к выбору профессии.

Трудовые навыки, полученные учащимися в стенах школы, очень пригодятся в жизни.

Социализация детей с нарушением слуха в современном.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

ребенок, семья, нарушение слуха, самостоятельная семейная жизнь, детский дом, дом, закрытое

ребенок, нарушение слуха, школа, речевой материал, нарушенный слух, речевое развитие.

Использование технических средств в учебно-воспитательном.

Ключевые слова: звукоусиливающая аппаратура, дети, нарушение слуха, учебно-воспитательный процесс, образовательные учреждения. В последние годы увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация детей с ограниченными возможностями.

Социализация обучающихся младшего школьного возраста. Социализация детей с ограниченными возможностями

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение слуха, ограниченная возможность здоровья, выбор профессии, вид.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными.

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы.

 Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными)

Особенности социализации обучающихся с ограниченными.

возможность, занятие, общество, процесс, обучающийся, профессия, ребенок, система, социализация, умение, интерес, знание, ограниченная возможность здоровья, Назарово, трудовая деятельность, социальный опыт.

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением.

Дети с нарушениями слуха чаще всего приходят в школу со словарным запасом

В старших классах акцент делается на подготовку учащихся к взрослой жизни, к выбору профессии.

Трудовые навыки, полученные учащимися в стенах школы, очень пригодятся в жизни.

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными.

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности. Развитие творческих способностей детей с ограниченными.

Социализация – процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, установок, норм, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Сферы социализации – деятельность, общение, самосознание.

Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на выбор и получение профессии – основа социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, работа направлена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Одна из важнейших задач по социализации – это профориентационная работа.

Цель моей профориентационной работы не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у выпускников психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Профориентация направлена на решение следующих задач:

1. Ознакомление с миром профессий доступным выпускникам коррекционной школы.

2. Изучение интересов, способностей и мотивов деятельности.

3. Ознакомление с правилами выбора профессии.

4. Мотивация размышления о своем профессиональном будущем.

В работе по данной теме использую такие методы и формы профориентационной работы :

3. Экскурсии на предприятия и ПУ.

5. Диспуты по проблеме.

“Выбор профессии – выбор жизненного пути”.

“Как мне выбрать профессиональный путь”

“Профессии важные и нужные во все времена”

“Успех в профессии – успех в жизни”.

“Хочу, могу, умею – три составляющих профессионального выбора”

Встречи с людьми разных профессий

Участие в трудовых КТД школы

“Дифференциально - диагностический опросник по Климову” на различные типы профессий показал такое распределение: Человек - худ. образ 3 человека: Марина Ф., Наташа Г., Ксюша А.

Человек – природа: 2 человека Таня С., Катя Б.

Человек – техника:4 человека Коля Б, Фарит И., Миша М. Андрей П.

Человек – человек: 2 человека Римма Б, Данил И.

У детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, помощи в семье, а так же адаптация в современном обществе, ориентация в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве, о повышении квалификации и профессионального роста, о состоянии рынка труда, уметь находить выход из обыденных житейских ситуаций, самостоятельно вести домашнее хозяйство. Работа по профориентации ведется в соответствии с календарно – тематическим планированием.

9 класс – период формирования профессионального самосознания, то есть сформированности у школьников личностного смысла выбора конкретной профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с реальными возможностями.

Углубление знаний о требованиях профессии к человеку, развитие механизмов самопознания, коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе посредством выполнения профессиональных проб : формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция профессиональных планов, оценка результатов достижений в избранной деятельности, социально-профессиональная адаптация, всё это отражается в воспитательских часах.

Цель: рассмотреть источники информации о работе : средства массовой информации, государственные службы занятости, коммерческие фирмы, занимающиеся трудоустройством, газетные статьи, телефонные звонки, как написать резюме.

Цель: развивать представления о рынке труда и занятости; рассмотреть качества и умения работника, которые ценятся работодателем; умение собрать необходимые документы, психологический настрой перед встречей с работодателем, проводилось тестирование по вопросам, которые наиболее часто задаются в кабинете работодателя.

Цель: поведение в коллективе, умение выхода из конфликтных ситуаций.

В ходе тренинга изучались индивидуальные качества ребят (склонности, способности, потребности, интересы, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, состояние здоровья).

Цель: развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление; воспитывать уважение к труду и людям труда.

Данный классный час построен в форме общения, старалась построить занятие на доверии ребят, разговорить их. На протяжении всего занятия речь шла о профессиях, так же вводятся новые слова, которые дети пытаются сами объяснить, т. е. идет словарная работа, обогащение словарного запаса учащихся. Использование ИКТ, увлекает учеников, дает им возможность не только представить, но и увидеть представителей той или иной профессии.

Решались личностные проблемы учащихся, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации.

На занятиях по профориентации объяснялось детям, что существуют профессии, которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а после окончания нашей школы можно получить специальное образование.

В систему профориентационной деятельности вошла работа с родителями по подготовке к правильному выбору профессии.

Экскурсия в продуктовый магазин (выбор продуктов для приготовления обеда)

Профориентационная работа в группе ведется комплексно с классным руководителем, учителями трудового обучения, школьным психологом, социальным педагогом, родителями.

1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей. – М., 1999.

2. Загашев И. О. Занятия по профориентации. – М., 2008.

3. Кулишова Г. П. Как обучать профессии. – М., 2006.

4. Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. Киев – 1976.

5. Шалавина Т. И. Твоя профессиональная карьера. – М., 1999.


В докладе описаны комплексные мероприятия по профориентационной работе с подростками школы-интерната VIII вида. Проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет острое социально-экономическое значение в условиях современного общества. Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляет особый интерес, ведь в этом возрасте ставится вопрос выбора дороги в будущее.


Содержимое разработки

Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на выбор и получение профессии – основа социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, работа направлена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Одна из важнейших задач по социализации – это профориентационная работа.

Цель моей профориентационной работы не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у учащихся психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Профориентация направлена на решение следующих задач:

1. Ознакомление с миром профессий доступным учащимся коррекционной школы.

2. Изучение интересов, способностей и мотивов деятельности.

3. Ознакомление с правилами выбора профессии.

4. Мотивация размышления о своем профессиональном будущем.

В работе по данной теме использую такие методы и формы профориентационной работы:

Встречи с людьми разных профессий (приглашение гостей).

Участие в трудовых КТД школы.

У детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и

навыки, достаточные для самообслуживания, помощи в семье, а так же адаптация в

современном обществе, ориентация в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве, о повышении квалификации и профессионального роста, о состоянии рынка труда, уметь находить выход из обыденных житейских ситуаций, самостоятельно вести домашнее хозяйство. Работа по профориентации ведется в соответствии с календарно – тематическим планированием.

Решались личностные проблемы учащихся, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации.

На занятиях по профориентации объяснялось детям, что существуют профессии, которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а после окончания нашей школы можно получить специальное образование.

В систему профориентационной деятельности вошла работа с родителями по подготовке к правильному выбору профессии.

Одним из видов профориентационной деятельности является экскурсия, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Запланированы экскурсии на предприятия.

Воспитанникам интересно знать, какие требования предъявляются к современному работнику, качества профессионала, высокое мастерство, ответственность.

При проведении занятий по профориентации воспитанников, продумываю цель и

подбираю методы, средства. Ставлю образовательные, воспитательные, коррекционные и профориентационные задачи. Учитываю содержания и характер изучаемого материала, возрастные особенности воспитанников и уровень их профориентационной готовности. В содержание каждого занятия включаю, информационный блок, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, также практические игры, упражнения, задания, которые делают занятие более интересными и динамичными. Такие занятия углубляют и расширяют знания воспитанников, повышают их интерес к выбору профессии.

На индивидуальных занятиях расширяю у воспитанника представления о возможностях использования своих склонностей и способностей, интересов, увлечений – беседую с воспитанником, предлагаю изготовить различные поделки, выполнить поручения, при этом использую индивидуально – дифференцированный подход. Учитывая их психофизические особенности в различных видах выполняемых работ, как письменных, заполнение анкет, тестов, так и при выполнение практических заданий, так и при усвоении программного материала.

Огромную помощь в профессиональной ориентации детей с ОВЗ оказывают педагоги профессионально-трудового обучения, которые обучают азам будущей профессии, корригируют трудовые нарушения учащихся, развивают их творческие способности.

Основными направлениями профориентационной работы являются: профессиональное просвещение учащихся, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей. Наиболее эффективными формами работы могут быть: беседы о профессиях, встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия, в профессиональные училища, оформление информационного стенда о профессиях, анкетирование, тестирование выпускников школы, участие детей в ярмарках-продажах изделий, выполненных своими руками.

Пространство, которое оказывает влияние на профессиональную ориентацию ребенка это: администрация школы, педагоги, центр занятости, ПМПК, классный коллектив, родители.

Таким образом, только системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учеников коррекционных школ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Поэтому профориентационная работа в коррекционной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Читайте также: