Когда в россии появились первые школьные экскурсии

Обновлено: 05.07.2024

С началом Первой мировой и Гражданской войн (1914–1918) география школьных экскурсий и путешествий меняется: теперь почти нет дальних экскурсий, зато активно развиваются экскурсии учащихся по территориям родных губерний. Так экскурсионное дело сближается с краеведением, что прививает юношеству любовь к родному краю. Также развитие краеведения ведет к расширению тематики и маршрутов экскурсий.
В 1915 г. формируется программа для высших начальных школ, закрепившая проведение определенных экскурсий в учебные часы. В 1916 г. учебные экскурсии стали равноправным методом обучения школьников. К сожалению, у учителей практически не было навыков составления и проведения экскурсий, поэтому в спешном порядке стали организовываться курсы подготовки руководителей экскурсий при многочисленных специализированных обществах и учреждениях.
Таким образом, к 1917 г. экскурсионное дело в России, начав развиваться как метод обучения и проведения учебно-программных, музейных, внемузейных и дальних экскурсий, добилось создания первых экскурсионных организаций и стало разрабатывать научно-теоретическую базу экскурсоведения.

Первые советские экскурсии. Московская и Петроградская экскурсионные школы

Экскурсии военной поры и послевоенных лет. 1945-1950-е гг

1960–1980-е гг

Современный этап развития экскурсионного дела: 1991 г. – по настоящее время

§ 2. Экскурсоведение как наука

2. Появление первых туристско-экскурсионных организаций.

3. Начало систематизации накопленного опыта.

Вместе с учебными постепенно появлялись и первые внеучебные экскурсии. Рост их числа приходится на II половину XIX века. Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители господствующего класса, совершавшие путешествия в основном в Крым и на Кавказ.

Таким образом, в течение начального периода развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. При подготовке и проведении экскурсий учителя и методисты исходили из задач и требований общеобразовательной школы, этими же требованиями определялись признаки и функции экскурсий.

В 1895 г. создается Российское общество туристов (РОТ), объединившее несколько немногочисленных клубов и распространившее свое влияние на отдаленные территории России. РОТ ставило своей целью распространение всех видов туризма, содействие занятиям физическими упражнениями, имеющими отношение к туризму, а также проведение научных исследований в области географии, истории, этнографии, естествознания. Задачами общества были организация экскурсий по крупным городам России и знакомство туристов с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии. В основном РОТ было популярно в аристократических кругах.

С 1902 г. по 1909 г. в Пятигорске функционировало Кавказское горное общество. Одним из направлений его деятельности было проведение экскурсий по определенным маршрутам и под руководством его членов. В связи с ростом числа экскурсантов общество подготовило специальных руководителей экскурсий, которые осуществляли общее руководство группой и давали пояснения об объектах, интересующих участников экскурсии. Появление подготовленных руководителей экскурсий явилось шагом вперед в развитии экскурсионного дела в России.

3.К концу 19 – началу20 века по вопросам организации и проведения экскурсий был накоплен немалый опыт.

Вопросы методики проведения экскурсий были предметом обсуждения на педагогических съездах и совещаниях в течение 10 лет, с 1906 по 1916 год.

Известные педагоги и методисты Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов, Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися.

Подводя итоги дореволюционного периода развития экскурсионного дела в России, можно отметить следующее.

Экскурсионное дело развивалось главным образом как метод обучения и проведения сначала учебно-программных, музейных а затем внемузейных и дальних экскурсий. С 1907 г. по 1917 г. появились первые экскурсионные организации и началась научная разработка теории экскурсионного дела в России.

Несмотря на очевидный подъем туристско-экскурсионной деятельности в конце 19 - начале 20 века, она не получила широкого распространения и не стала общедоступной, другими словами, не приобрела массовый характер, оставшись индивидуальной и элитарной, продолжая держаться на энтузиазме отдельных лиц.

Коренной перелом в туристско-экскурсионной работе в России произошел после Октябрьской революции 1917 г., когда она стала строиться на государственной основе.

С началом Первой мировой и Гражданской войн (1914–1918) география школьных экскурсий и путешествий меняется: теперь почти нет дальних экскурсий, зато активно развиваются экскурсии учащихся по территориям родных губерний. Так экскурсионное дело сближается с краеведением, что прививает юношеству любовь к родному краю. Также развитие краеведения ведет к расширению тематики и маршрутов экскурсий.
В 1915 г. формируется программа для высших начальных школ, закрепившая проведение определенных экскурсий в учебные часы. В 1916 г. учебные экскурсии стали равноправным методом обучения школьников. К сожалению, у учителей практически не было навыков составления и проведения экскурсий, поэтому в спешном порядке стали организовываться курсы подготовки руководителей экскурсий при многочисленных специализированных обществах и учреждениях.
Таким образом, к 1917 г. экскурсионное дело в России, начав развиваться как метод обучения и проведения учебно-программных, музейных, внемузейных и дальних экскурсий, добилось создания первых экскурсионных организаций и стало разрабатывать научно-теоретическую базу экскурсоведения.

Первые советские экскурсии. Московская и Петроградская экскурсионные школы

Экскурсии военной поры и послевоенных лет. 1945-1950-е гг

1960–1980-е гг

Современный этап развития экскурсионного дела: 1991 г. – по настоящее время

§ 2. Экскурсоведение как наука

под влиянием коммуникативной модели музея, разрабатываются новые методы и приемы в вовлечения в предметный мир культуры, как детской, та и взрослой аудитории.

Все большее значение приобретает изучение отечественного экскурсионного опыта прошлых лет и современных достижений зарубежного музейного дела. Главным содержанием экскурсионного дела на современном этапе становится знакомство экскурсантов с непреходящими ценностями историко-культурного наследия.

История развития экскурсионного дела в России. Дореволюционный период

Идею применения экскурсии как активного метода обучения поддержал выдающийся русский педагог и ученый К. Д. Ушинский. А со временем экскурсию как передовой элемент обучения стали использовать педагоги отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений.

Таким образом, в течение начального периода своего развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. Учителя и методисты при подготовке и проведении экскурсий исходили из задач и требований общеобразовательной школы; классификации, признаки, функции экскурсий также определялись в расчете на экскурсии для школьников. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике.

Вместе с учебными появились и первые внеучебные экскурсии. Рост их числа приходится на II половину XIX века, которая отмечена развитием буржуазных отношений в России. Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители господствующего класса, совершавшие путешествия и экскурсии в основном в Крым и на Кавказ.

В это же время расширились слои населения, которые приобщались к литературе, просвещению и науке.

В 1890 г. в Одессе появился Крымский горный клуб, который в первые годы открыл филиалы в Ялте, Севастополе, а затем и в Екатеринославе.

В 1895 г. создается Российское общество туристов (РОТ), объединившее несколько немногочисленных клубов и распространившее свое влияние на отдаленные территории России. РОТ ставило своей целью распространение всех видов туризма, содействие физическим упражнениям, имеющим отношение к туризму, а также осуществление научных исследований в области географии, истории, этнографии, естествознания. Задачами общества были организация экскурсий по крупным городам России и знакомство туристов с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии. Позднее РОТ усилило свою деятельность в развитии путешествий с образовательными целями. В основном РОТ было популярно в аристократических кругах.

Вопросы методики проведения экскурсий были предметом обсуждения на Всероссийских учительских съездах (1906–1916 гг.). Наряду с увеличением числа путешествий и экскурсий и расширением их географии, наблюдается заметное увеличение числа экскурсантов, интересующихся осмотром частных собраний произведений искусства известных художников и скульпторов, геологических коллекций. Как самостоятельный вид формируется городская экскурсия. На городских экскурсиях группы экскурсантов знакомились с памятниками и архитектурными сооружениями городов, прежде всего Москвы.

В начале XX века известные педагоги и методисты Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов, Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися.

Подводя итоги дореволюционного периода развития экскурсионного дела в России, можно отметить следующее.

До 1907 г. экскурсионное дело развивалось главным образом как метод обучения и проведения сначала учебно-программных, музейных а затем внемузейных и дальних экскурсий. С 1907 г. по 1917 г. появились первые экскурсионные организации и началась научная разработка теории экскурсионного дела в России.

Несмотря на очевидный подъем туристско- экскурсионной деятельности в конце XIX - начале XX века, она не получила широкого распространения и не стала общедоступной, другими словами, не приобрела массовый характер, оставшись индивидуальной и элитарной, продолжая держаться на энтузиазме отдельных лиц.

Коренной перелом в туристско-экскурсионной работе в России произошел после Октябрьской революции 1917 г., когда она стала строиться на государственной основе.

История развития экскурсионного дела в России. Советский и постсоветский период (1917-1990-е гг.)

В первые годы Советской власти экскурсиям отводилась значительная роль в осуществлении программы культурной революции, в ликвидации безграмотности народных масс. В ноябре 1917 г. при Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Н. К. Крупская. Этот отдел руководил всей политической и культурно- просветительной работой среди взрослых, в том числе и экскурсионной: организовывал экскурсионные станции, курсы подготовки экскурсоводов, разрабатывал для школ экскурсионные планы и маршруты, издавал литературу. По его инициативе было приняло решение о включении экскурсий в школьные планы. Рекомендовалось использовать экскурсии при преподавании естествознания, географии, физики, истории, литературы, проводить их в учебное время, выделяя для этого специальные средства.

Читайте также: