Профилактика табакокурения алкоголизма и наркозависимости в школе

Обновлено: 05.07.2024

У каждого из нас имеются свои слабости, которые по-разному отображаются на нашем образе жизни, здоровье и социальном положении. Некоторые из слабостей переходят во вредные привычки, не несущие нам и окружающим нас людям ничего хорошего. Такие привычки есть у большинства людей во всем мире, поэтому в школах и других учебных учреждениях актуальна такая тема, как профилактика вредных привычек.

В основе профилактики и борьбы с курением, появлением алкогольной болезни и наркомании лежит систематическое повышение уровня осведомленности детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. Главное правило воспитательной социально-педагогической работы с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в общеобразовательных учреждениях заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений. Важно объяснить детям, какой вред здоровью могут принести курение, алкоголь и наркотики, показать негативные примеры употребления данных веществ и преимущества здорового образа и стиля жизни, демонстрируя убедительные факты.

Проводя профилактические мероприятия со старшеклассниками по борьбе с курением, алкоголем и наркоманией я использую различные формы и методы социально-педагогической работы, среди которых:

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссионные клубы
  • Просмотр видеофильмов
  • Создание антирекламных роликов, плакатов, проектов
  • Использование игровых методов с применением мультимедиа

Для старшеклассников мною применяется просмотр видеороликов с последующим обсуждением, а также цикл профилактических занятий, представленный в Приложении 1.

Цель игры: Профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников посредством расширения информационного поля о данных веществах и последствиях, оказываемых ими на организм человека.

Задачи игры:

  • Формирование активного негативного отношения старшеклассников к табакокурению, алкоголизму и наркомании;
  • Углубление знаний старшеклассников о курении, алкоголе, наркотиках и зависимости от них;
  • Раскрытие негативных последствий употребления никотина, алкоголя и наркотиков;
  • Формирование здорового образа жизни у старшеклассников;
  • Развить навыки индивидуальной и коллективной работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, диск, карточки, жетоны с очками.

Ход игры

  1. Оргмомент – 3 мин.
  2. Пояснение правил игры – 2 мин.
  3. Блиц-турнир – 3 мин
  4. 1 раунд. Вредные привычки – 10 мин.
  5. 2 раунд. Вред или польза – 10 мин.
  6. 3 раунд. Мифы, определения, законы, картинки – 5 мин.
  7. 4 раунд. Твой выбор – 5 мин.
  8. Подведение итогов – 2 мин.

Правила игры:

1 этап – отбор игроков. Классу предлагается блиц-турнир (20 вопросов, на которые они должны ответить в течение 5 минут). За каждый правильный ответ дети получают очки, Учащиеся, набравшие набольшее количество баллов становятся участниками игры. Полная версия блиц-турнира в Презентации 1.

1 и 2 раунды. На экране появляется таблица, содержащая вопросы и очки.

рис.1

Рис. 1. Таблица 1 раунда

рис.2

Рис. 2. Таблица 2 раунда

рис.3

Рис. 3. Вопрос-аукцион

рис.4

Рис. 4. Кот в мешке

рис.5

Рис. 5. Сюрприз-подсказка

Для того, чтоб в течение всей игры были заняты все учащиеся, каждый последний вопрос раунда предлагается классу, если игроки ошибаются, право ответа так же переходит учащимся не занятым в игре, а игроки теряют баллы.

В 3 раунде игрокам предлагается поработать с мифами, определениями, законами, картинками, характеризующими вредные привычки. Правила игры сохраняются

рис.6

Рис. 6. Таблица 3 раунда

В заключительном раунде учащимся предлагается работа с высказываниями. Задание: необходимо определить какое высказывание относится, к какому из представленных людей.

рис.7

Рис. 7. Заключительный раунд

По окончании игры подводятся итоги: подсчитываются набранные очки и выдаются дипломы за активное участие в занятии.

Полная версия игры представлена в Презентации 2.

Вредные привычки являются одной из самых больших проблем современного общества. Курение и злоупотребление алкоголем являются самыми опасными вредными привычками и приносят огромнейший вред не только лицам, страдающим этими привычками-заболеваниями, но и окружающих их людям и всему обществу в целом.

КУРЕНИЕ одна из самых распространенных вредных привычек. Специалисты все чаще относят эту привычку к наркомании. Курильщики вдыхают в легкие продукты горения и насыщают организм целым набором ядовитых веществ. Кроме этого все эти гадости вдыхают окружающие курильщика люди и очень часто это еще и дети.

АЛКОГОЛИЗМ давно уже вышел из понятия вредная привычка, алкоголизм – это болезнь. При алкоголизме нарушается работа не только организма человека, но и происходят психологические процессы, ведущие к необратимой деградации личности. Лечение алкоголизма требует участия врачей различных специализаций, в том числе и психологов.

НАРКОМАНИЯ Самым ужасным проявлением наркомании является детская и подростковая наркомания. У детей и подростков зависимость от наркотических веществ возникает намного быстрее, чем у взрослых, а разрушительное действие выражается намного сильнее. У подростков, которые употребляют наркотики, возникает слабоумие, а риск психических заболеваний возрастает в несколько раз. При этом моральная деградация и разрушение личности происходит намного быстрее. Воздействие наркотических препаратов значительно замедляют физическое развитие организма подростка. Наркоманы-подростки явно отстают от своих сверстников по росту и весу.

ВЛИЯНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. Очень часто люди, страдающие вредными привычками, не знают о влиянии этих привычек на здоровье или же не осознают всю опасность, которую таят в себе алкоголь и табак. И нередки случаи когда человек, просто поняв какой вред наносит себе и окружающим, расстается с вредными привычками. Влияние курения на здоровье человека:

  • Портится структура ногтей и волос, меняется цвет кожи.
  • Желтеют и слабеют зубы, появляется неприятный запах изо рта.
  • Сосуды курильщика становятся хрупкими и неэластичными.
  • Табакокурение способствует гниению органов желудочно-кишечного тракта. · Повышается риск возникновения язвы желудка.
  • Нарушается кислородный обмен в организме и как следствие затрудняется очистка крови.
  • Никотин способствует повышению давления.
  • Увеличивается вероятность возникновения инсультов, инфарктов, стенокардии и других заболеваний сердечно-сосудистой системы.
  • Нарушается защита дыхательных путей, в результате чего курильщики более подвержены заболеваниям горла, бронхов и легких, а так же тяжелее переносят данные заболевания.
  • Курение способствует развитию онкологических заболеваний.
  • Курение беременных женщин очень негативно сказывается на здоровье ребенка. Очень часто такие дети отстают в развитии и чаще болеют.

Влияние алкоголя на здоровье человека. В России ежегодно от алкоголя гибнет около 700 тысяч человек. Это население одного крупного города. Это страшная статистика… Алкоголизм поражает людей из всех социальных слоев населения вне зависимости от пола, возраста, образования и материального положения. Более всего риску алкогольной зависимости подвержены женщины и несовершеннолетние.

Влияние наркотиков на здоровье человека:

  • Больше всего разрушительное влияние наркотических препаратов сказывается на сердечно-сосудистой системе: Независимо от того, какой наркотический препарат принимает наркоман, он приводит к износу сердца. Если наркоман не скончается от пневмонии или передозировки, то спустя 3-4 года его сердце будет напоминать сердце восьмидесятилетнего старика. В последствии у него возникает сердечная недостаточность, которая в дальнейшем приводит к летальному исходу.
  • Наркотики оказывают негативное влияние на легкие. При курении наркотических веществ легкие курильщика попадает в четыре раза больше различных смол и сажи, чем при курении обычных сигарет. Возникает высокий риск заболевания раком легких. Также нарушение процесса дыхания приводит к кислородному голоданию всех органов. Передозировка вызывает паралич дыхательного центра, в результате чего наступает смерть из-за остановки дыхания.
  • Любые наркотические препараты вызывают у человека зависимость, и именно этот фактор губительно влияет на его психику. У человека возникают различные психозы, изменения характера, снижаются умственные способности, наблюдается моральная деградация и полный распад личности. Употребление наркотиков приводит к такому тяжелому заболеванию, как шизофрения.
  • Также у всех наркоманов сильно снижается иммунитет. Именно из-за этого такое заболевание как пневмония, стоит на втором месте среди причин смерти наркоманов. Вредное влияние наркотических веществ можно видеть на обмене кальция в организме. Кости у наркоманов начинают истончаться и становятся довольно хрупкими. В первую очередь страдают зубы, достаточно 3-4 лет регулярного употребления наркотиков, чтобы полностью лишиться их.
  • У наркоманов в первую очередь пропадает аппетит, затрудняются процессы переваривания пищи. В первую очередь нарушаются моторные функции кишечника, которые вызывают либо болезненные спазмы в животе, либо хронический запор;
  • развивается цирроз печени;
  • Утрате сексуального влечения, а в последствии — импотенция. Употребление наркотических препаратов влияет на наследственность, что может вызвать необратимые изменения в человеческих хромосомах, навсегда обрекая свою жертву рождать мутантов;
  • Дети родителей-наркоманов в 3-4 раза чаще становятся наркоманами в подростковом возрасте.


Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике табакокурения, употребления алкоголя, никотина среди подростков. Данная работа является основополагающим элементом деятельности классного руководителя, проходит через весь учебный процесс. Механизм реализации направлен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у учащегося навыки самостоятельного принятия решений, умения противостоять давлению группы, преодоления стрессовых ситуаций, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а так же проблем общения.

Общая цель всей деятельности в данном направлении – не только научить ребенка объективно оценивать свои действия и поступки (соответственно особенностям своего возраста), а развить веру в свои возможности и силы, адекватно реагировать на сложную жизненную ситуацию и делать свой собственный выбор. Помочь ему достигнуть социально-значимых результатов в жизни, получить своевременно дозированную информацию о разрушающем эффекте вредных привычек не только на организм человека, но на саму жизненную ситуацию.

Работа классного руководителя в направлении профилактики вредных привычек и формирования мотивации на здоровый образ жизни, должна проводиться в трех основных направлениях:

- Диагностическая работа.
- Индивидуальная работа.
- Групповая работа.

Алкоголизм – одна из главных проблем нашей страны. К сожалению, сейчас пьют не только взрослые, но и подростки. Алкоголь губит наш организм. А для детей вдвойне опасно. Я предпринимаю серьёзные меры по профилактике этой вредной привычке. Ведь подростки, дети – это наше будущее! Подростку легче разобраться в предлагаемых вариантах поведенческих стереотипов, когда есть возможность высказать свое мнение и получить ответы на вопросы, поэтому одна из самых эффективных приемов работы – подача информации разнообразными формами.

Основные задачи в работе классного руководителя по профилактике курения и употребления алкоголя в подростковом возрасте следующие:

- Умение четко формулировать аргументы против курения.
- Умение противостоять давлению сверстников.

В пропаганде здорового образа жизни можно использовать такие мероприятия:

В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обращаю внимание на такие проблемы, как:

- преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
- милосердие, доброта и здоровье;
- природа и здоровье;
- любовь и здоровье;
- здоровье и успешная карьера;
- мода и здоровье;
- фигура и здоровье;
- спорт и здоровье;
- компьютерные игры и здоровье;
- СМИ и здоровье.

Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формируют жизненную позицию.

В работе по преодолению вредных привычек классный руководитель, уделяет большое внимание работе с классом по формированию у учащихся умения противостоять и бороться с вредными привычками. Но для того чтобы бороться с вредными привычками учащихся, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. С этой целью можно организовывать в классе просветительскую работу через систему внеклассных мероприятий. Такие мероприятия направлены на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления. Для эффективности внеклассной работы в этом направлении уместно использовать следующие формы работы:

- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;

- просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодолеяыния;

- встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;

- чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;

- тематические викторины, устные журналы;

- создание антирекламных роликов по проблеме;

- конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека, демонстрирующее силу человеческого духа;

- выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;

- нравственные классные часы;

- интерактивные игры;

Если говорить о необходимых условиях, которыми руководствуется классный руководитель при подготовке мероприятия по профилактике вредных привычек, то это:

- подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма;

- мероприятия такого рода должны быть искренними и максимально откровенными со стороны взрослого;

- форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины;

- факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика;

- такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий.

Важное место в работе классного руководителя отводится работе с родителями, цель которой способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания. Мониторинговые исследования показали, что родители испытывают "дефицит компетентности” по вопросам формирования у детей анти-наркотических установок и ценностей здорового образа. Поэтому проводятся общешкольные и классные собрания конкретно по этой теме. Например, "Как сказать наркотикам "Нет!”, "Признаки и симптомы возможного употребления наркотиков”, "Вредные привычки и пути их преодоления”.

Исходя из вышесказанного, сам собой вытекает вывод. Необходимо работать с детьми и подростками такими, какие они есть, - не вырывать их из контекста взаимоотношений со сверстниками. Узнавая наших детей, мы сокращаем дистанцию во взаимоотношениях с взрослыми. Просто заставить подростка изменить свои взгляды, интересы, ценности – дело не благодарное. Профилактическая работа будет только тогда эффективна, когда мы будем отталкиваться от интересов и потребностей самого подростка и в процессе совместного взаимодействия формировать его конструктивные взгляды, ценности, совпадающие с общепринятыми ценностями общества (здоровье, любовь, семья, дети, самоуважение, уважение окружающих).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрено

на заседании МО

Руководитель МО ________________.

Протокол № ___

по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних

для обучающихся 1-11 класса

Составитель: социальный педагог

3. План работы по реализации комплексной программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних

4. Этапы реализации программы……………………………………………………..11

5. Методы реализации программы…………………………………………………. 13

6. Источники информации для учащихся…………………………………………. 17

7. Источники информации для педагогов и родителей……………………………18

1. Паспорт программы

Наименование программы

Разработчики программы

Заместитель директора школы по воспитательной работе Фаттахова Е.С., социальный педагог Земцова Е.Г.

Цель программы

Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

Основание для разработки программы

Федеральные законы и нормативно-правовые акты:

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Постановления Правительства РФ:

Нормативно-правовые акты Челябинской области

Государственная программа Челябинской области "Реализация государственной национальной политики и сохранение духовных традиций народов Челябинской области на 2014 - 2016 годы"

Государственная программа Челябинской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Челябинской области" на 2014 - 2016 годы.

Государственная программа Челябинской области "Дети Южного Урала" на 2014 - 2015 годы.

Областная целевая Программа развития образования в Челябинской области на 2013–2015 годы.

Задачи программы

1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

- Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

4. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

5. Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

Сроки реализации программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения; пропаганду здорового образа жизни.

Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

Участники реализации программы

Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги школы, мед.работник, инспектор ОДН, библиотекарь, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, родители.

Управление, контроль

Формы и методы реализации программы

Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.

2. Пояснительная записка.

Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным.

Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы сталаорганизация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.

Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности.Программа направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов, формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.

Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

4. Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

5. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

3. План работы по реализации комплексной программы

Читайте также: