Повесть о ерше ершовиче краткое содержание для читательского дневника
Обновлено: 05.07.2024
"Повести о Ерше Ершовиче" - это четыре редакции одного и того же произведения, с которым мы познакомим вас в этой статье. В ней вы найдете краткое содержание этой сказки. Также нами будет проведен небольшой анализ произведения "Повесть о Ерше Ершовиче". Как звали жильцов Ростовского озера и судей, вы также узнаете из этого текста.
Краткое содержание: начало произведения
Идет суд в одном городе, находящемся в Ростовском уезде. Осетр, боярин, Сом, воевода всего Хвалынского моря, а также судные мужики - Щука-трепетуха и Судак - рассматривают поданную на Ерша челобитную, которая была составлена рыбами Голавлем и Лещом, крестьянами, проживающими в Ростовском уезде.
Ерша обвиняют эти жители в том, что он попросился вместе с семьей пожить в Ростовское оозеро, исстари являющееся их вотчиной, придя откуда-то с Волги, а потом расплодил детишек, освоился и выгнал крестьян из этого места, завладев безраздельно Ростовским озером, наследственным владением их.
Ответ Ерша ("Повесть о Ерше Ершовиче")
Как звали жильцов Ростовского озера и судей, в чем они обвиняли Ерша, мы выяснили. Теперь узнаем, что ответил он своим обвинителям. Ерш сказал, что он происходит из мелких бояр, не грабил и не бил никого, так как всегда его собственностью было Ростовское озеро, которым владел еще его дед, Ерш, а Голавль и Лещ, обвинители его, состояли в холопах у отца.
В свою очередь, Ерш обвиняет этих крестьян в том, что они проявили неблагодарность, позабыв о том, что тот велел им жить у себя, отпустив на волю, а они отправились во время голода на Волгу и там по заливам расселились, а затем принялись покушаться с челобитьем на его голову. Суду жалуется Ерш, что Голавль и Лещ сами являются разбойниками и ворами и желают окончательно разорить его. Завершает свой рассказ обвиняемый тем, что упоминает о своих знакомствах с дьяками, боярами и князьями, которые его кушают - поправляют животы с похмелья.
Выступление свидетелей
Лещ и Голавль, истцы, ссылаются, отвечая на запрос судей, на свидетелей и просят о том, чтобы тех выслушали.
Свидетели по делу сообщают, что Голавль и Лещ - добрые люди, крестьяне божии, которые кормятся в меру своих сил, живут вотчиной, а Ерш - это лихой человек, ябедник, разбойник и вор, от него никому нет житья, множество других честных людей он погубил и разорил своими кознями. Утверждают, что происходит он из самого низкого рода, а отнюдь не боярского, а насчет своего знакомства и дружбы с боярами и князьями нагло лжет, так как его хорошо знают лишь неимущие люди, кабацкая голытьба и бражники, которым хорошей рыбы не на что купить.
Рассказ Осетра
Приговор суда
С вниманием выслушивает суд истцов, ответчика и свидетелей и приговаривает: оправдать Голавля и Леща, а Ерша признать виновным и выдать истцу. Казнят подсудимого торговой казнью, за ябедничество и воровство, повесив на солнце в жаркий день.
Мы рассмотрели краткое содержание произведения "Повесть о Ерше Ершовиче". Как звали жильцов Ростовского озера, в чем обвиняли Ерша, что он ответил на эти обвинения и чем закончилась сказка, вы уже знаете. Проведем теперь анализ произведения.
Время создания произведения, его истоки
Время создания сатирической русской повести о Ерше Ершовиче - конец 16 - начало 17 века. Судя по описываемому месту действия, написана она была где-то в окрестностях города Ростова. Исследователь А. М. Панченко указал на то, что возникло данное произведение как отражение земельных тяжб, ставших после Смутного времени весьма частыми. Н. А. и А. В. Афанасьевы предполагали также, что основой этой повести могла являться история о тяжбе с наследниками Петра, ордынского царевича, ростовских князей, которая была описана в конце другого произведения - "Сказания о Петре, царевиче Ордынском".
Переделки повести
Эта повесть считается одним из самых популярных произведений 17 века, относящихся к сатирическим. Сегодня имеется 4 основные редакции, в которых существуют повести о Ерше Ершовиче, находящиеся более чем в 30 различных списках 17-19 веков. Переделки также можно встретить: это небылица (скоморошина-прибаутка) конца 17 века (в которой говорится о том, как поймали и съели Ерша), относящийся ко второй половине 18 века лубок, а также данное произведение перешло в сказочный фольклор. Как считает исследователь В. В. Митрофанова, сказка эта утвердилась в русской устной традиции.
Писатель Василий Белый эту повесть переложил на современный лад.
В 1978 году по мотивам произведения режиссер С. М. Соколов снял мультфильм под названием "Про Ерша Ершовича".
Характеристика произведения
"Повесть о Ерше Ершовиче", анализ которой мы проводим, написана в виде судебного дела. Пародируется в произведении русское судопроизводство периода 16-17 веков, его язык и процедуры даны в тексте с иронией. Такова главная тема "Повести о Ерше Ершовиче". Создает комический эффект сочетание рыбьих признаков и социальной характеристики в персонажах. В дальнейшем данным приемом пользовался Салтыков-Щедрин в своих сказках.
Встречается в произведении и игра слов.
Социальная направленность в "Повести о Ерше Ершовиче" не присутствует. Не осуждает Ерша автор, при этом сочувственное отношение к этому персонажу в более поздних редакциях усиливается. Предприимчив и смел Ерш, в отличие от несообразительных, глуповатых истцов, свидетелей и судей. Родственно данное произведение животному сказочному эпосу, можно также найти параллели между главным героем и хитрой лисицей в других русских сказках.
При общем сюжете, каждая из редакций произведения самостоятельна по художественной организации повествования и языку. Если в первой имеется сильное подражание стилю официального документа, то уже во второй намного больше внимания уделяется звучанию самого текста (рифма, ритм, тавтология, парономазия и т. п.).
В одном из городов Ростовского уезда идет суд. Боярин Осетр, воевода Хвалынского моря Сом и судные мужики – Судак и Щука-трепетуха рассматривают челобитную на Ерша, которую составили крестьяне Ростовского уезда, рыбы Лещ и Голавль. Они обвиняют Ерша в том, что он, придя с Волги-реки в Ростовское озеро, которое исстари было их вотчиной, попросился пожить вместе с семьей, а потом освоился, расплодил детишек и выгнал их, крестьян, из вотчины, безраздельно завладев их наследственным владением, Ростовским озером.
Ерш отвечает суду, что
он, родом из мелких бояр, никого не бил и не грабил, поскольку Ростовское озеро всегда было его собственностью и принадлежало еще его деду, старому Ершу, а Лещ и Голавль – его, Ерша, обвинители – были у его отца в холопах.
Ерш в свою очередь обвиняет Леща и Голавля: они, неблагодарные, забыв о том, что он отпустил их на волю и велел жить у себя, во время голода отправились на Волгу и расселились там по заливам, после чего начали покушаться на его голову с челобитьем. Ерш жалуется суду, что Лещ и Голавль сами – воры и разбойники и желают вконец разорить его. Ерш завершает свои речи тем, что упоминает о знакомствах
Истцы же, Лещ и Голавль, в ответ на запрос судей, ссылаются на свидетелей и просят, чтобы за ними послали и их выслушали.
И свидетели показывают, что Лещ и Голавль – добрые люди, божии крестьяне, кормятся от своей силенки, живут своей вотчиной, а Ерш – ябедник, лихой человек, вор и разбойник, никому от него житья нет, и многих честных людей он своими кознями разорил и погубил голодной смертью. Свидетели утверждают, что рода он самого низкого и не боярского, а что касается до знакомства и дружбы с князьями и боярами, то Ерш нагло лжет, ибо хорошо знают Ерша лишь неимущие люди, бражники и всякая кабацкая голытьба, которым не на что хорошей рыбы купить.
Последним перед судьями предстает Осетр и рассказывает им о том, как подло и коварно поступил с ним Ерш: он встретил его, Осетра, в устье Ростовского озера, назвался ему братом и отсоветовал идти к озеру, где, как Осетр потом узнал, всегда есть обильный корм. Осетр поверил Ершу, из-за чего семейство его чуть не померло с голоду, а сам он попал в невод, куда нарочно его заманил злонамеренный Ерш. Суд со вниманием выслушивает истцов, свидетелей и ответчика и приговаривает: Леща и Голавля оправдать, а Ерша обвинить и выдать истцу, Лещу.
Ерша казнят торговой казнью и вешают за воровство и ябедничество в жаркие дни на солнце.
В одном из городов Ростовского уезда идёт суд. Боярин Осётр, воевода Хвалынского моря Сом и судные мужики — Судак и Щука-трепетуха рассматривают челобитную на Ерша, которую составили крестьяне Ростовского уезда, рыбы Лещ и Голавль. Они обвиняют Ерша в том, что он, придя с Волги-реки в Ростовское озеро, которое исстари было их вотчиной, попросился пожить вместе с семьёй, а потом освоился, расплодил детишек и выгнал их, крестьян, из вотчины, безраздельно завладев их наследственным владением, Ростовским озером. Ёрш отвечает суду, что он, родом из мелких бояр, никого не бил и не грабил, поскольку Ростовское озеро всегда было его собственностью и принадлежало ещё его деду, старому Ершу, а Лещ и Голавль — его, Ерша, обвинители — были у его отца в холопах.
И свидетели показывают, что Лещ и Голавль — добрые люди, божии крестьяне, кормятся от своей силёнки, живут своей вотчиной, а Ёрш — ябедник, лихой человек, вор и разбойник, никому от него житья нет, и многих честных людей он своими кознями разорил и погубил голодной смертью. Свидетели утверждают, что рода он самого низкого и не боярского, а что касается до знакомства и дружбы с князьями и боярами, то Ёрш нагло лжет, ибо хорошо знают Ерша лишь неимущие люди, бражники и всякая кабацкая голытьба, которым не на что хорошей рыбы купить.
Последним перед судьями предстаёт Осётр и рассказывает им о том, как подло и коварно поступил с ним Ёрш: он встретил его, Осётра, в устье Ростовского озера, назвался ему братом и отсоветовал идти к озеру, где, как Осётр потом узнал, всегда есть обильный корм. Осётр поверил Ершу, из-за чего семейство его чуть не померло с голоду, а сам он попал в невод, куда нарочно его заманил злонамеренный Ёрш. Суд со вниманием выслушивает истцов, свидетелей и ответчика и приговаривает: Леща и Голавля оправдать, а Ерша обвинить и выдать истцу, Лещу. Ерша казнят торговой казнью и вешают за воровство и ябедничество в жаркие дни на солнце.
Автор: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Число страниц: 32.
Главные герои: Воробей, Ёрш, трубочист Яша.
Второстепенные герои: бекасик, Алёнушка.
Характеристика главных героев:
Воробей — быстрый, ловкий и проворный.
Обманщик и лжец.
Перекрутил всю историю.
Ёрш — спокойный и забавный.
Любит подшучивать над своим другом.
Яша — справедливый, добрый и рассудительный.
Помог друзьям разобраться в ситуации.
Характеристика второстепенных героев:
Бекасик — маленькая птица. Разоблачил воробья.
Алёнушка — девочка. Умеет всё делить поровну.
Жили-были два лучших друга — Воробей и Ёрш.
Только в гости они друг к другу не ходили.
Воробей не хотел спускаться на глубину озера, чтоб травку пощипать.
А Ёрш не мог на крышу взобраться, чтоб поесть хлебные крошки.
Однако, на их крепкой дружбе это никак не отразилось.
Но один случай всё изменил в отношениях друзей.
Воробью удалось словить толстого и огромного червя.
А Ёрш его тут же и съел.
Ругались друзья долго и громко, что весь пруд их слыхал.
Трубочист Яша вызвался рассудить друзей.
Яша рассудил по справедливости: кто, мол, червяка из земли достал, добыл, тому и должен был он достаться.
Но оказалось, что и Воробей его сам не поймал, а всего лишь украл у Бекасика-песочника.
Пока продолжался спор между водными и наземными животными, хитрый Воробей украл незаметно у парня кусочек сухого хлеба.
Заметили это звери и начали отнимать хлеб у птицы, да как набросились на него.
Только хлебушек упал в реку, а там его съели рыбы.
Ещё больший спор и крик поднялся между зверями.
На их шум пришла девочка Алёнушка.
Она посмеялась и сказала, что поделила бы всё поровну.
План сказки:
- Два друга.
- Зимние проблемы.
- Летние проблемы.
- Шум на реке.
- Обвинение Воробья.
- Оправдания Ерша.
- Выступление бекасика.
- Воровство хлеба.
- Общая свалка.
- Решение Алёнушки.
Главная мысль сказки заключается в том, что друзья должны всё делить поровну.
Основная идея сказки в том, что ругань и драка никогда не помогут решить проблему.
Чему учит сказка
Сказка учит тому, что всегда следует ценить и беречь своих друзей и дружбу в целом.
Учит не врать, не брать чужого.
Учит уметь делиться.
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что некоторые друзья таковыми являются лишь на словах.
А как доходит до дела, то вся дружба сразу заканчивается.
Так и герои этой истории дружили, пока не были затронуты их интересы.
А поругались из-за обычного червяка, каких множество.
У каждого героя был свой характер, и это показалось мне интересным.
Автору удалось подметить черты характера воробья — наглость, стремление украсть, обмануть.
Отметил он и черты характера Ерша — хитрость, насмешливость, корыстность.
Мне больше всего понравился добродушный трубочист, который веселился, глядя на драку птиц и рыб.
А ещё мне понравился принцип равного деления, предложенный девочкой.
Она два яблока взяла себе, а два отдала сестре и папе.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что настоящие друзья никогда не станут драться из-за толстого червяка.
Они поделят его поровну.
Ведь в дружбе главное — уметь делиться, уважать чужие интересы.
Пословицы к сказке:
- Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
- Обманщик и себе до обеда не верит.
- Друзья до чёрного дня.
- Глаза облюбовали, а руки сделали.
- Жадность всякому горю начало.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Читайте также: