Кружки по обж в школе названия

Обновлено: 05.07.2024

1. В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования основным направлением является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и, соответствующими возрасту видами деятельности Одним из условий для полноценного развития подрастающего поколения является воспитание физически здорового ребенка. Решение этой задачи неразрывно связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья ребенка.

"Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности. " (статья 1. Закона Р. Ф. от 5 марта 1992г. № 2446-1

Любая общепринятая норма поведения должна быть осознана и принята человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Дети являются уязвимым звеном общества. Из-за отсутствия опыта и небольшого багажа знаний. И еще, учитывая возрастные особенности, они являются самыми любознательными.

Повышенная ответственность педагогического коллектива за полноценное развитие, эмоциональное благополучие и жизнь каждого ребенка потребовала работы в данном направлении.

Подготовительная группа является отправной точкой детей в другой социум- ШКОЛУ.

Одной из главных задач является воспитание у детей не только привычки здорового образа жизни, но и дать знания о том, как поступить в той, или иной опасной ситуации.

Актуальность выбранной мной проблемы обуславливается тем, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от несчастных случаев.

ОБЖ - обеспечение безопасности жизнедеятельности в наше время занимает определённые затруднения у детей дошкольного возраста, а также и у их родителей.

Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребёнка навыки безопасного поведения?

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества.

Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности когда пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временим изменились условия жизни человека, стали иными правилами безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.

Ведущая идея программы- создание комфортной среды, обогащения знаний для формирования у детей привычки здорового образа жизни, умения правильного поведения в любой ситуации.

Цель программы- формирование основы безопасного поведения дошкольников и в будущем - школьников. Умение помочь себе и окружающим. Дать более глубокие знания.

Создание социально-педагогических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности и психологической готовности к школе.

1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении.

2. Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям.

3. Систематизировать приобретенные ранее знания для формирования культурно- личностных отношений между старшими дошкольниками.

4. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.

5. Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым) .

6. Создавать основы правового сознания детей.

7. Совершенствовать интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей и интересов.

8. Продолжать формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

1. Развивать у детей интерес к здоровому образу жизни.

2. Продолжать развивать интерес к строению своего организма.

3. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники.

4. Формировать умения ликвидации возможных последствий.

5. Формирование умений оказывать помощь себе и окружающим.

1. Воспитывать интерес к правильному поведению в обществе.

2. Воспитывать интерес к своему организму.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающему :

• окружающим предметам.

4. Воспитывать желание помогать другим.

5. Воспитывать отрицательное отношение к неправильному поведению других людей.

Принципы, лежащие в основе программы :

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

Наглядности (иллюстративность, использование ИКТ, ММО, видео, раздаточного и практического материала).

Деятельности (действия- способа познания).

Креативности (организация инновационной деятельности).

Вариативности (педагог использует разные способы решения проблемных задач).

Систематичности, непрерывности, взаимосвязи с другими областями).

Постепенности (от простого к сложному).

Тактичности, доброжелательного отношения к каждому.

Тематика занятий в кружке " ОБЖейка" строится с учетом интересов детей, задач Программы детского сада, а так же условий Социума.

Организационно - методическое обеспечение программы :

(список детей, возраст, сроки реализации, режим занятий, наполняемость)

Программа рассчитана на один год, для успешного прохождения программы численность детей, посещающих кружок не должна превышать 15 человек. Формы проведения занятий разнообразны: беседы, викторины, экскурсии и чтение художественной литературы. Пословицы, поговорки, развивающие игры, проблемные ситуации направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Использование на занятиях дидактических игр и упражнений, сюжетно-ролевых игр, просмотр презентаций, творческих мастерских, направленных на глубокое проживание детьми той или иной темы, оказывают благотворительное влияние на развитие не только познавательной, но личностно-мотивационной сферы будущих первоклассников

Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю, по 30 мин., возраст детей от5-7 лет.

Место проведения: Музыкальный зал.

Время проведения: 15.10- 15.40ч. (четверг/пятница)

Формы и методы работы кружка.

Рассказ воспитателя с использованием медиапрезентаций.

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций, картин.

Создание ситуаций и практическое решение.

Практические упражнения для закрепления навыков.

Развлечения,викторин и КВН.

Досуги, совместно с родителями.

Экскурсия пожарную часть.

Участие сотрудника ГИБДД.

Содержание занятий кружка.

упражнения для физического развития детей;

развивающие игры по ОБЖ;

задания на укрепление здоровья.

просмотры фильмов; презентаций;

дидактические игры для закрепления навыков;

практические задания;(способы решения задачи в любой ситуации);

практические действия (оценка ситуации и поведения окружающих);

Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок (по теме ОБЖ).

Предметно - развивающая среда.

Повышение уровня безопасного поведения способствует соответствующая Предметно- псхологическая обстановка.

o Наличие помещения;

o Наличие наглядного материала;

o Материла для практических действий.

Для того, чтобы влиять на развитие ребенка, необходимо изучать его особенности и оценивать его возможности, для этого следует фиксировать результаты с помощью:

проведение развлечений, КВН, викторин.

Список используемой литературы:

1. Закон Российской Федерации " Об образовании".

2. Конвенция о правах ребенка.

. 3. Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста",Р. Стеркина, Н. Авдеева, О. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Р. Ф. к использованию в работе с детьми.

4. Детская энциклопедия "Помоги себе и другим". под редакцией первого заместителя министра МЧС России Ю. Л. Воробьева.

- Уроки осторожности тетушки Совы:

o бродячие животные,

o подземелья и колодцы,

o пожарная безопасность,

o чистота в доме.

- Спасик и его друзья:

o поведение дома,

o поведение в природе,

o поведение в городе.

o безопасное место,

o как не замерзнуть в холода,

o место для купания,

o не веселые питарды,

o опасные игрушки,

o опасные сосульки,

o пожар в квартире,

o безопасность в интернете.

Серия" Аркадий Паровозов" :

o Качели, грибы, микробы.

o анатомия для детей,

o личная гигиена,

o как работает сердце,

o как устроен глаз,

o скелет и кости человека,

o строение мышц,

o Быть здоровым- здорово,

o личная гигиена,

o чистота - залог здоровья.

ПДД- дорога в школу,

Спецмашины(2 фильма).

Планета вредных привычек.

Презентации по темам:

Здоровый образ жизни.

Почему надо чистить зубы и мыть руки.

Детям о правилах безопасного поведения.

Опасности в доме.

Огонь- друг, или враг.

Спички детям не игрушка.

Правила поведения: в школе, в общественных местах, на улице, в лесу, на водоеме.

Опасности на улице, на дороге, в лесу.

Правила поведения с газом, при землетрясении.

Помощь при укусах (животных, змей, насекомых).

Помощь при дорожном происшествии.

Что такое катастрофа?

На вокзале я один и без мамы.

Викторина: " Хочу быть пожарным".

Чтоб не ссорить с огнем.

Первая помощь при кровотечении, при переломах.

Звукозапись сигналов ГОиЧС.

Перспективное планирование работы кружка :

" ОБЖейка".

раздел тема Краткое содержание. Дата проведения примечание

В здоровом Как устроен человек? Беседа, презентации: "Органы человека", видео: " Анатомия для детей", танец: "А где же ручки?" октябрь

Смотри во все глаза. Беседа о важности глаз, видео: "Как устроен глаз?","Уроки осторожности тетушки Совы".

Почему надо чистить зубы? Беседа, презентация:"Почему надо чистить зубы и мыть руки?" видео:"Уроки мойдодыра".

Витамины- наши помощники. Беседа, презентация:" Здоровый образ жизни", игра: "Полезно - вредно. "рисунки детей.

Микробы- враги. Беседа, видео: "Микробы". презентация: " гигиена питания". ноябрь

Дорога к доброму здоровью. Развлечение-викторина: "В гостях у Айболита",рисунки детей. Участвуют все дети.

Ребенок в обществе. Я в транспорте. Беседа, презентация:"Опасности на дороге" " Первая помощь при автоаварии ". видео: "Аркадий Паровозов".

Я пришел в магазин. Беседа, презентация:"Правила поведения","общественные места". Видео: "Уроки осторожности тетушки Совы", сюж-ролев. игра "Магазин (создание аварийной ситуации). Предложить детям дом. задание-сходитьв магазин (под присм. взрослых)

На вокзале и без мамы. Беседа, : презентация:"Один на вокзале". видео: "Аркадий Паровозов". декабрь

Мы пришли в театр. Беседа, презентация: "Безопасность в театре", видео:"Азбука безопасности". Можно проиграть ситуацию при посещения тетра в муз. зале.

Опасности в обществе. Итоговая викторина Приглашаем 9 группу.

Ребенок на улице. Дорога в школу. Беседа, презентации: "Светофорик""Дорога в школу", видео: Спасик и его друзья"." Подземелья и колодцы". Предложить нарисовать дорогу в д/с. (дома с родителями)

Незнакомые люди и предметы, детская площадка. Беседа, презентация:"Опасности на улице", видео:"Спасик", "Уроки осторожности т. Совы. "" правила поведения на детской площадке". январь

Бездомные животные. Беседа, презентация:"Первая помощь при укусах животных", видео:" Азбука безопасности ", пение песни:"Собака бывает кусачей".

Колесо безопасности КВН. С участием родителей.

Ребенок в природе. Собираемся в поход. Беседа. Видео: Спасик и его друзья", знакомство с компасом. февраль

Опасности в лесу. презентации:" Опасности в лесу"," Первая помощь при укусах насекомых, клещей","Ядовитые растения".

Как не заблудиться в лесу? Беседа, презентация: "Как не забдудиться в лесу?" видео:"

Ч. С. в лесу. Беседа, видео:"Лесной пожар"," Как не умереть с голоду в лесу", презентация:" Как укрыться в лесу".

Лес друг, а не враг. Инсценировка:"Дорога к бабушке. "(Красная шапочка, Маша и медведь- попури). март

Ребенок дома Если в дверь позвонили. Беседа, презентация:"Один дома", видео:" Спасик и его друзья","Азбука безопасности".

Опасности в доме. Беседа, презентация: "Опасные игрушки", видео: "Правило поведения с газом",дид. игра: Опасности в доме".

Наши помощники (электроприборы) Беседа, видео:"Электричество"(осторожности тетушки Совы,"Осторожности в интернете".

Огонь-друг, или враг? Беседа, презентация: "Спички детям не игрушка", видео:" апрель

При пожаре не зевай. Ситуация:"Если в доме пожар " презентация:" Хочу быть пожарным" видео: " Правило поведения при пожаре""

В гостях у Буратино Подведение итогов: инсценировка сказки (отрывок) Преварит. разучивание ролей дома.

Природа сердится Все о молнии грозе и снегопадах. Беседа, презентации:"Правила поведения при катаклизмах", видео:" Осторожности при грозе, на льду", Как не замерзнуть. ""Осторожно - сосульки "

Землетрясения. Беседа, презентация:"Первая помощь при землетрясениях", видео:"Спасик ". май

Химические аварии. Беседа, видео: Азбука безопасности", презентация :"Первая помощь при отравлениях".

Пожары и наводнения. Беседа, презентация:"Правила поведения при катастрофах", видео:"МЧС россии".

Сами с усами Первая помощь при Ч. С. (практическое занятие).

Безопасность- каждый день! Итоговое занятие (чтение стихов, загадывание загадок, пение песен) Участвует вся группа.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты усвоения

Личностными результатами являются:

- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами являются :

- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

- формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные результаты:

Обучающиеся научаться понимать/знать:

-основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;

-иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;

-элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;

-основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:

-ведению здорового образа жизни;

-действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях;

-пользования бытовыми приборами;

-использования по назначению лекарственных препаратов;

-пользования бытовыми приборами;

-соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;

-соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;

-соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;

-оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;

-вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.

Структурно программа состоит из шести разделов:

Опасные ситуации природного характера.

Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

2. Опасные ситуации техногенного характера.

3.Опасные ситуации социального характера.

4. Дорожно-транспортная безопасность.

Дорога и участники дорожного движения Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

5. Подготовка к активному отдыху на природе.

Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.

6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Первая помощь при травмах. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

Войти через uID

Войти через uID

Мероприятие для учащихся 7 - 9 классов. Разработка содержит сценарий мероприятия, задания для всех этапов, критерии оценивания, презентацию.


Зудов Андрей Евгеньевич (zudov)


03.12.2018

Викторина для учащихся 6 - 8 классов проводится во внеурочное время. Цель мероприятия: закрепление знаний учащихся о правилах поведения в опасных и экстремальных ситуациях.


Туркова Любовь Валентиновна (Lyubov2404)


14.11.2016


Михайлова Алла Олеговна (allchonok-07)


14.10.2014



Актищев Владимир Евгеньевич (Володя3072)


30.01.2014


Михайлов Евгений Александрович (ОВСник)


31.10.2013


Мультимедийное пособие "Огневая подготовка" - полностью готовый продукт для проведения обучения, подготовки и проведения контроля знаний и умений учащихся. Содержит 4 учебных флеш программы, 15 презентаций по различным темам, 7 учебных видео фильмов, большое количество учебных текстовых файлов и фото. Пособие создано в формате EXE, что позволяет запускать его с любого носителя (флешка, диск) без установки. Параметры: стандартный набор програм WINDOWS + FlashPlayer и KMPlayer(желательно).


Гордейчик Виктор Владимирович (Viktar7959)


30.10.2013

Данный элективный курс предназначен для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросу личной безопасности и безопасности окружающих, основополагающие знания по данным вопросам и умений распознать и оценить опасные и вредные факторы обитания человека, определить способы защиты от них
Программа элективного курса или курс по выбору рассчитан на учебный год (35 часов). В неделю проводится 1 час.


Кинзябаев Ильфат Амирович (ilfat2956)


16.02.2013


Худорожков Павел Валерьевич (Khudorojkov)


07.02.2013

Авторская программа элективного курса по Основам безопасности жизнедеятельности разработан для 10 - 11 классов агротехнологического профиля обучения.


Сатдаров Фаргат Гумерович (Фаргат)


18.12.2012

Программа направлена на развитие культурной личности, умеющей адаптироваться в современной дорожно-транспортной обстановке.
Для детей 1-4-х классов.
Срок реализации программы 2 года.


Нежурина Мария Алексеевна (Нежурина)


15.11.2012


Урманов михаил Юрьевич (мишка7487)


08.04.2012

Данный материал может быть использован как учителем начальных классов, так и учителем русского языка на уроках, кружках, внеклассных занятиях, при подготовке к олимпиадам. Урок проходит в форме путешествия.
Цели урока:
1. Углубить знания учащихся о местоимении.
2. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении
местоимений в речи.
3. Развивать умения учащихся работать в группе.


Карасова Райганат Крымгереевна (Райганат)


11.11.2011

Собственная разработка, призванная стимулировать у учащихся инттерес к военно-прикладным видам спорта, их популяризации,воспитание командного духа. Учтены возрастные особенности участников игры(соответсвенно меняются этапы и их количество, нормативы прохождения этапов


Риб Валерий Николаевич (rvn270)


30.09.2011

Модифицированная прграмма дополнительного образованя на основе авторской программы "Честь и мужество",2003г, автор программы педагог допонительного образования отдела оборонно-массовой работы и технических видов спорта МГДДЮТ А.Л. Кофман,


Риб Валерий Николаевич (rvn270)


29.09.2011

Снаряжение магазина патронами, это один из практических вопросов, требующий определённой сноровки и специфических умений и навыков. Для выполнения существующего армейского норматива или для подготовки к соревнованиям учащемуся необходимо многократно выполнять снаряжение магазина, доводя этот навык до автоматизма. Как сделать эти занятия интересными и занимательными предлагается автором в данной разработке.


Ревякин Анатолий Николаевич (кумнфлшт)


20.09.2011

Авторская программа клуба "За здоровый образ жизни" предназначена для обучающихся 5-9-х классов. включает в себя деятельность учащихся по нескольким направлениям. Особое внимание уделяется творческой (исследовательской) и практической деятельности учащихся (создание презентаций и организация расширенных заседаний клуба, проведение анкетирования, участие в конкурсах, организация туристических походов выходного дня).


Шуба Петр Иванович (Avgustsch)


02.04.2011

Оказание первой доврачебной помощи может стать принципиальным в вопросе жизни и смерти пострадавшего. Своевременно предоставленная скорая помощь определяет, выздоровеет ли пострадавший полностью или останется на всю жизнь инвалидом. В идеале, всем людям без исключения, хорошо было бы знать, какие действия необходимо предпринимать при несчастном случае.


Батуева Ольга Викторовна (Салют)


11.02.2011

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трагедии со смертельным исходом постоянно ставят вопрос о сохранении человеческой жизни. Учить этому надо с детства на уроках ОБЖ. Многие привыкли думать, что ОБЖ учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь часть тех знаний и умений, которые должны получать школьники в процессе обучения.

Утверждаю Согласовано

Директор СОШ № 2 Зам директора по УВР

__ _________/Молодых В.Н./ __________(Бондарева Т.А.)

МБОУ СОШ №2 имени А.С.Пушкина

направление: обще интеллектуальное

учебный год: 2016-2017

По программе Основы безопасности жизнедеятельности

под редакцией А.Т.Смирнова 2007г

Количество часов: всего 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час

Учитель: Ковалев Александр Прокофьевич

гвардии майор запаса

высшая квалификационная категория

Пояснительная записка

Трагедии со смертельным исходом постоянно ставят вопрос о сохранении человеческой жизни там, где это возможно. Учить этому надо с детства, на уроках ОБЖ

Многие привыкли думать, что ОБЖ учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь часть тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось.

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники.

Курс ОБЖ, включенный в школьную программу представляет собой одну из многочисленных форм психолого – педагогического воздействия на процесс формирования личности. Программы по этой дисциплине ориентированы преимущественно на изучение правил и социальных норм поведения человека в различных ситуациях как природного, так и социального характера, в том числе и экстремальных.

Целью курса ОБЖ является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретении ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.

Частичное разрешение этой проблемы возможно в рамках курса ОБЖ, введенного в общеобразовательную программу, начиная со школы I ступени.

Программа по ОБЖ для 5 класса по структуре и содержанию соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.). Его изучение направлено на реализацию следующей воспитательно - образовательной цели: расширение знаний и формирование умений младших подростков по организации здорового образа жизни, правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.

Главное назначение предмета — развивать общую культуру младшего подростка, формировать осознание необходимости беречь свое здоровье, овладевать умениями и навыками решения жизненных задач, связанных с опасными ситуациями.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и

Назначение и общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы тре­бования федеральных законов перечисленных выше. Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жиз­ни, о чрез­вычайных ситуациях природного и техногенного харак­тера, их последствиях и мероприятиях, проводимых го­сударством по защите населения. Большое значение прида­ется также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим

Актуальность и перспективность курса

В процессе обучения основной упор делается на формирование у школьников знаний и умений безопасной жизнедеятельности, но при этом среди умений и навыков безопасной жизнедеятельности необходимо выделять умение проектировать предстоящую деятельность.

Данное умение является обобщенным и может быть использовано в процессе выполнения любой человеческой деятельности (игровой, учебной, трудовой и пр.), в том числе и в ходе выполнения деятельности по предупреждению и выходу из чрезвычайной ситуации, несущей угрозу жизни и здоровью человека.

Направленность рабочей программы - обеспечение безопасного пребывания учащихся в городе как среде обитания.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Главная задача курса

Дать учащимся навыки выживания в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни: в условиях города; на воде; в чрезвычайной ситуации техногенного характера; в чрезвычайной ситуации природного характера; по оказанию первой медицинской помощи при травмах; основам здорового образа жизни.

- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:

- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение данного курса предполагает получение учащимися углубленных знаний по обеспечению личной безопасности во время активного отдыха на природе, общения с естественной природной средой.

Данный курс поможет овладеть навыками ориентирования на местности, определения своего местонахождения и движения по маршруту в заданном направлении.

При разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

- учет основных закономерностей развития теории безопасности;

- интегрированность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

- непрерывность обучения с 5 по 11 классы с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;

- постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе;

- обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из 3-х содержательных линий:

- безопасность человека в городе как среде обитания;

- основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

- безопасность дорожного движения

Межпредметные связи:

Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по курсу ОБЖ для 5 класса.

Основное содержание программы 5 класса

Город как источник опасности – 2 часа.

Опасные ситуации в доме, квартире – 7 часов.

Опасные ситуации на улице – 3 часа.

Чрезвычайные ситуации на транспорте – 5 часов.

Ситуации криминогенного характера – 5 часов.

Изменение среды обитания человека – 3 часа.

Защита от последствий чрезвычайных ситуаций – 3 часа.

Основы медицинских знаний. Первая помощь при кровотечениях – 3 часа.

Основы здорового образа жизни. Движение, здоровье, развитие, осанка – 3 часа.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- творческое решение учебных и практических задач;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям' и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;

- самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;

- использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Информационно- методическое обеспечение:

- таблицы, графики, учебные плакаты

Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности являются универсальные учебные действия (УУД).

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

1. Тестовые задания (7- 15 мин).

2. Устный опрос (7-15 мин)

4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)

Планируемые результаты

1. Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

2. Участие в практической деятельности, проведении спортивно-тренировочных мероприятий, приобщение к поисковой и творческой деятельности

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

3. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

4. Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства

5. Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

6. Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни.

7. Участие в планируемых школой делах и мероприятиях.

8. Работа школьников над проектами, защита проектов (портфолио школьника).

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

1. А. Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. - М.: Просвещение, 2013 г.

3. А. Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2011 г.

Программа кружка

учителей технологии педагогического совета Л.Н.Буякина.

физической культуры протокол №1 приказ №80 от 30.08.2019

ОБЖ, изобразительного от 30.08.2019 г.

искусства и музыки

Протокол № 1от 30.08.2019.

на 2019-2020 учебный год

Программу составил: Болясов Андрей Борисович,

учитель ОБЖ высшей квалификационной категории.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 3 классах направлено на достижение следующих целей:

· воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;

· развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;

· освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

· формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Программа выполняет две основные функции:

1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

Формы обучения – уроки-беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности района.

Основные принципы реализации программы научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (младшим подросткам), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального и основного образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

-соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

-содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

-определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

-в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

Методы работы:

-наглядные методы: демонстрации презентаций, рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

-практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

В соответствии с учебным планом на внеурочную деятельность в 3 классе отводится 1 час в неделю, в год 34 часа.

ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Читайте также: