Константинова т г афонина е в использование икт в преподавании различных школьных дисциплин

Обновлено: 07.07.2024

Большие возможности для воспитания гармонично развитой личности, умеющей осуществить свои позитивные возможности, раскрыть свои задатки и способности даёт обучение с применением информационно-коммуникационных технологий.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Широкое распространение применение ИКТ получило в связи с появлением деловых компьютерных игр и программ, позволяющих осуществлять социально-психологический тренинг.

На данный момент, возникает острая необходимость организации процесса обучения с использованием современных ИКТ как фактора самореализации младшего школьника, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.

Выделим положительные моменты применения ИКТ в начальных классах:

· увеличение активности на уроке и познавательной деятельности учащихся;

· повышение доброжелательности между детьми;

· высокий эстетический уровень (музыка, анимация);

· индивидуальный подход к каждому ученику, применяя дифференцированные задания.

Такие уроки увлекают новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов.

Рассмотрим некоторые средства ИКТ, позволяющие формировать коммуникативные способности:

· информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

· интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции, программы для общения по интернету);

· поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы).

Таким образом, коммуникативное развитие позволяет формировать компетентность в общении, сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей, умение слушать, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение.

1. Вершинина Н. В. Возможности формирования коммуникативной речевой культуры младших школьников средствами русского этикета // Русский язык в контексте национальной культуры: – Изд-во Мордов. гос.ун-та. – Саранск, 2015. – С. 31 – 35.

2. Вершинина, Н. В. Развитие лингвориторических умений как основа формирования коммуникативно-речевой компетентности учащихся начальных классов // под ред. Т.И. Шукшиной; Мордов.гос.пед.ин-т. – Саранск, 2014. – 20 с.

3. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2011. – 210с.

4. Константинова Т. Г. Афонина Е. В. Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин. - М.: 2011. – 230с.

XI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_ikt_v_prepodavanii_razlichnyh_shkolnyh_distsiplin_v_sovremennoy_shkole.docx 23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин в современной школе

XI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:

  • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
  • совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
  • широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;
  • свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.

В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы : образование - для всех и новое качество образования – каждому. Обе эти задачи достаточно сложны. Может ли информатизация школы помочь решить их одновременно? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, что представляет собою процесс информатизации школы, из каких этапов он состоит.

Процесс информатизации школьного образования можно разбить на четыре этапа:

4 этап. Этот этап чаще всего называют этапом трансформации школы.Его главная задача- введение в практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания в школе.

Сегодня компьютер необходим учителю, компьютерной технике можно доверить исполнение большого объёма работы, высвобождая время учителя для творчества и индивидуального подхода к каждому учащемуся на уроке. Компьютер может стать незаменимым другом и помощником учителя, надо только научиться владеть им.

Важной составляющей информатизации образовательного процесса на 2 этапе является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы использование информационно-коммуникативных технологий стало обычным и привычным в деятельности каждого учителя, неотъемлемой, органичной частью любого урока.

Педагогическая цель использования ИКТ на уроках заключается в следующем:

  • повышение качества знаний учащихся;
  • совершенствование методики проведения уроков по различным областям знаний с применением ИКТ;
  • обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе;
  • обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Сегодня же, при минимальной оснащенности школьных кабинетов довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся на уроке. Зачастую, оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции. Оказать же значительную помощь в решении этой проблемы помогают ИКТ. Используя ИКТ в обучении, учитель ставит перед собой следующие цели:

  • эффективное обучение на основе научно разработанной программы;
  • обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя, как мел и доска. Но с каждым годом происходит объективное усложнение образовательной системы, подталкиваемое техническим прогрессом, растет нагрузка на учащихся, которые уже не в состоянии справляться с огромным потоком и объемом информации.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Прежде всего, возможность как-то оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

В последнее время очень большую популярность приобрели презентации, выполняемые в среде Power Point. Такую презентацию может создать каждый учитель к любому своему уроку. Здесь можно выполнить сложные чертежи, создать опорный конспект по определенной теме, вставить интересный видеофрагмент стереометрического чертежа или физического опыта и т.д. Такую презентацию можно демонстрировать на каждом компьютере, можно – на большом экране (с помощью проектора).

Уроки литературного чтения – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков литературного чтения нужно готовить замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир кино и мультипликации, в мир музыки и живописи, в мир художественного слова и мастеров театра. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

История, это, пожалуй, единственный предмет в системе образования, который за последние 10-15 лет претерпел кардинальные изменения, как в плане взглядов на сам предмет, так и на его методику преподавания. При этом это сложный предмет для усвоения детей в начальной школе. Новые учебники и программы разных авторов, предлагают разную трактовку и свое видение предмета, порой учебник написан сложным, непонятным для ребенка языком. При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Большой объем информации, падение интереса к предмету – всё это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке ИКТ.

Уже сейчас со всей актуальностью встает проблема дистанционного обучения на базе ИКТ. Если мы хотим действительно разгрузить наших школьников, то решение этой проблемы следует искать в использовании ИКТ и дистанционного обучения. В этой области нам предстоит еще много работы.

Однако останавливаться нельзя, следует идти дальше. Мы стараемся использовать ИКТ не только в образовательном процессе, но и в воспитательном, организационном, методическом.

Информатизация образовательного процесса школы – дело многотрудное, однако это путь творчества и развития, как Учителя, так и Ученика. Работать по- новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.

Презентация на тему: " Роль ИКТ в образовательном процессе Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ." — Транскрипт:

1 Роль ИКТ в образовательном процессе Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ

3 XXI век век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. XXI век век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

5 Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века.

6 Отсюда следуют цели использования ИКТ: · повысить мотивацию обучения; · повысить мотивацию обучения; · повысить эффективность процесса обучения; · повысить эффективность процесса обучения; · способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; · способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; · совершенствовать методики проведения уроков; · совершенствовать методики проведения уроков; · своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания; · своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания; · планировать и систематизировать свою работу; · планировать и систематизировать свою работу; · использовать, как средство самообразования; · использовать, как средство самообразования; · качественно и быстро подготовить урок (мероприятие). · качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

7 Основные направления информатизации начального образования. Основные направления информатизации начального образования. Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям: ·1 использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе ЦОР, использование Интернет- ресурсов, и т. д.);

10 Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИТК должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье.

11 ИТК должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. ИТК должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

12 Какие же возможности ИТК помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Выделим основные: · создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.); · создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.); · создание презентаций на определённую тему по учебному материалу; · создание презентаций на определённую тему по учебному материалу; · использование готовых программных продуктов; · использование готовых программных продуктов;

13 · поиск и использование Интернет- ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования; · поиск и использование Интернет- ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования; · создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; · создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; · создание тестовых работ; · создание тестовых работ; · обобщение методического опыта в электронном виде. · обобщение методического опыта в электронном виде.

14 Заключение. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Основной идеей использования информационных технологий считаю стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность.

Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы:

интеграция различных предметных областей;

модернизация традиционной системы предметного обучения;

накопление образовательных ресурсов;

освоение учителем современных информационных технологий;

организация личностно-ориентированного обучения;

творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве;

воспитание системно и аналитически мыслящих людей;

формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей;

формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности;

использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.

План работы

Содержания работы

Сроки реализации

Источники самообразования

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Поиск творческих заданий в Интернете, методических журналах.

Курсы повышения квалификации

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через периодические издания, специальную литературу, Интернет.

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Практический

Формирование методического комплекса.

Сотрудничество с другими учителями

Участие в вебинарах

Участие детей в олимпиадах, конкурсах.

Оформление результатов работы.

Участие в конкурсах и олимпиадах

Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

Творческий отчёт по самообразованию

Внедренческий

Распространение опыта работы

Результатом применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:

позитивная динамика изменения мотивации учащихся;

позитивная динамика показателей знаний обучающихся;

позитивная динамика количественных и качественных показателей участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня.

Ведь применение компьютерных средств обучения в начальной школе позволяет создать творческую положительно-эмоциональную атмосферу на уроке. Использование красивой и яркой графики, сказочной оболочки в обучающих программах с эффектом новизны (различные сказочные оболочки для игры с одной и той же учебной целью позволяют поддерживать постоянный интерес ребенка), приводит к тому, что младшие школьники с нетерпением ждут компьютерных уроков, что повышает мотивацию обучения. Дидактические модели обучения с использованием информационных технологий развивают аналитические, познавательные и методические навыки обучаемых, умения самостоятельно конструировать свои знания и применять их на практике, ориентироваться в информационном пространстве, критически и творчески мыслить, способствуют самореализации и эффективному воплощению собственных возможностей в педагогическую деятельность. Применение в школе компьютерной техники учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Губинская Марина Анатольевна

Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса, направленные на обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нужным набором знаний и умений. Одним из возможных путей является использование современных педагогических технологий. В данной статье кратко обобщен опыт работы по применению некоторых из них.

1) Прозвенел для нас звонок,

Начинаем мы урок!

2) Прозвенел звонок весёлый,

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Для подготовки детей к письму использую правила:

1) Я тетрадь свою открою

И как надо положу,

Ничего от вас не скрою -

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

2) Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать.

лиса, медведь, заяц, дятел;

сорока, белка, воробей, синица;

бельчонок, лисенок, медведица, волчонок;

медведь, волк, лиса, заяц (занят зимой).

корова, собака, лошадь, овца, коза, заяц, ёжик, лось, мышь, рысь, медведь.

воробей, сова, утка, чайка, ворона, сорока, снегирь, голубь, гусь, ласточка, галка.

Летит без крыльев и поет,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

Без крыльев летят,

Без паруса плывут. (Облака)

Дидактические игры всегда вызывают положительные эмоции. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Игровые технологии способствуют повышению познавательного интереса, развитию мышления; способствуют применению знаний в новой ситуации: являются естественной формой труда ребенка.

1) Руки на месте, ноги на месте,

Локти у края, спинка прямая!

2) Мы проверили осанку и свели лопатки,

Мы походим на носочках,

А затем на пятках.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко,

Спинка ровная у нас,

А осанка просто класс!

Применяю в своей работе упражнения на восстановление дыхания учащихся:

Носиком дышу, дышу свободно.

Глубоко и тихо. Как угодно.

Выполню задание, задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре.

Дышим снова, глубже, шире!

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Подводя итог, хочется отметить, что внедрение образовательных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего и личностно-ориентированного обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Библиографический список.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1999. - 192 с.

Лежнева Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении // Завуч начальной школы. – 2002. – №1. – С. 14-18.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Народное образование, 1998. – 256 с.

Соколенко Г.В. Информационные технологии в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья. // Коррекционная педагогика. Теория и практика. – 2013. – №4. – С. 83-87.

Читайте также: