Лидер школьного самоуправления это

Обновлено: 04.07.2024

Е.С. Михалева,
методист,
кандидат педагогических наук

О.Г. Чернякова,
заведующая отделом

М.А. Горшенин,
педагог-организатор

В.Л. Кравченко,
педагог-организатор

В процессе социально-экономических изменений, происходящих в период демократизации общества, все более возрастает интерес к проблемам развития человеческого потенциала. Этот фактор привел к необходимости организации школы лидерства, где осуществляется развитие и воспитание молодого поколения конкурентоспособных лидеров. В настоящее время признается социальная значимость вовлечения молодого поколения в активную практику на муниципальном уровне, реализация которой осуществляется в продолжительный период времени и требует необходимости воспитания человека особого типа — лидера, способного к самореализации в любой области деятельности, в том числе в процессе межличностного общения.

Так каким же представляют ученые лидера XXI века? Рассмотрим основные позиции.

То есть современный лидер востребован с точки зрения процесса управленческой деятельности, а именно менеджмента.

Таким образом, опираясь на опыт современных исследователей можно говорить, что лидерами XXI века являются руководители-менеджеры или актеры.

Именно в молодежной среде в наибольшей степени проявляются такие качества личности, как инициативность, решительность, организационные способности, стремление достигать поставленной цели, передвигаться по карьерной лестнице — все это говорит о присутствии потенциала для развития лидерских качеств [8]. Именно в подростковом (14-15 лет) и юношеском (16-17 лет) возрасте стихийно выдвигаются лидерские объединения, где возрастает важность предусматривания положительного авторитета личности, а деятельность коллектива становится социально значимой.

Самоуправление обучающихся в образовательных организациях связано с планированием и организацией деятельности ученического коллектива, анализом своей работы и подведением итогов, планированием дальнейших действий. Опираясь на опыт исследований В.К. Григоровой, Н.И. Дудкиной, Е.Н. Зыковой [4], можно выделить следующие аспекты ученического самоуправления как формы жизнедеятельности детского коллектива:

  • целенаправленность, конкретность, систематичность, организованность и прогнозируемость по результатам деятельности обучающегося;
  • самостоятельность в принятии и реализации решений обучающимися;
  • реализация функций управления, как одной из задач, стоящих перед образовательным учреждением;
  • достижение групповых целей.

Итак, опираясь на опыт исследователей и опыт собственной практической деятельности, под ученическим самоуправлением мы понимаем управление внутри отдельного коллектива собственными силами для реализации значимых дел в детском коллективе, направленное на принятие и реализацию решений для достижения личностных и социально значимых целей. Это позволит обучающимся включаться в разнообразные виды деятельности, научиться отстаивать права и интересы субъектов образовательного процесса, а также принимать противоположную точку зрения, корректно вести переговоры в процессе делового общения, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

По мнению И.Г. Гиззатулина, именно дополнительное образование является связующим звеном в процессе формирования лидерства, так как оно удовлетворяет постоянно меняющиеся индивидуальные образовательные потребности личности, дает возможность реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся [3].

Воспитание лидерства в контексте детского самоуправления в учреждениях дополнительного образования детей — это современная форма работы с детьми, позволяющая им отстаивать свои права, приобретать навыки делового общения, а также попробовать себя в разных социальных ролях: руководителя, подчиненного, организатора и т.д. У обучающихся будут развиты коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества, умение подчиняться коллективной воле и в то же время соотносить личные интересы с общественными. Особенностью работы данного направления является приобретение собственного практического опыта развития личностного, творческого и социального потенциала. Помимо этого, педагоги смогут поделиться реальной властью с воспитанниками или, иными словами, делегировать полномочия, так как многие вопросы дети учатся решать самостоятельно. Поэтому необходимо организовывать в рамках системы дополнительного образования детей работу, способствующую эффективности процесса формирования лидера в ученическом самоуправлении.

Читайте также: