Профилактика отрицательного воздействия шума в школе

Обновлено: 08.07.2024

Длительное воздействие шума неблагоприятно сказывается на самочувствии человека. Он действует на наше здоровье, вызывая нервозность, головные боли, нарушения сна, нарушения слуха, негативные стрессы, повышенное кровяное давление и т.д. Шум обостряет хронические заболевания.
Интерес в подготовке данного исследовательского проекта вызван желанием узнать, что такое шум, как он влияет на учеников и учителей, и какие правила нужно знать, чтобы как можно дольше сохранить хороший слух.

Цель работы: изучение уровня шума в различных школьных помещениях и его влияние на растущий организм ученика.

Задачи:
1. По литературным источникам и интернет источникам узнать, что такое слух, как устроен орган слуха; выяснить влияние шума на здоровье человека.
2. По анкетным данным выявить отношение учителей и учащихся к различным источникам шума.
3. Определить уровень шума в различных школьных помещениях.
4. Разработать рекомендации для учащихся, которые смогут уберечь органы слуха от влияний шума.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Дювина Юлия Валентиновна

Школа – это место, где собирается большое количество детей и взрослых. Каждый издает звуки – кто – кричит, кто- то поет, разговаривает. Есть уроки, на которых неминуемы громкие звуки – музыка, физкультура. На переменах масса детей устремляется по разным кабинетам, в столовую. Часто эти перемещения сопровождаются шумом. Длительное воздействие шума неблагоприятно сказывается на самочувствии человека. Шум не имеет неприятного запаха, не выделяет никакого излучения и ядовитых газов. Тем не менее, он действует на наше здоровье, вызывая нервозность, головные боли, нарушения сна, нарушения слуха, негативные стрессы, повышенное кровяное давление и т.д. Шум обостряет хронические заболевания.

ВложениеРазмер
Влияние шума на школьника 114 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Влияние шума на здоровье школьников

Авторы: Маркелова Екатерина,

учащиеся 4 в класса

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №1 п.г.т.Суходол

муниципального района Сергиевский Самарской области

Научный руководитель: Дювина Юлия Валентиновна,

учитель начальных классов высшей категории

  1. Введение………………………………………………………………….2
  2. Основная часть
  1. Литературный обзор……………………………………………….6
  2. Экспериментальная работа по проблеме влияния

шума на здоровье человека………………………………………. 7

  1. Заключение………………………………………………………………12
  2. Список использованных источников и литературы…………………14

Шум довольно распространен в наши дни. Шум – звук, в котором изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, беспорядочно и повторяется через разные промежутки времени. Как и все физические явления, шум имеет и положительные качества и отрицательные. Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние на нас.

Школа – это место, где собирается большое количество детей и взрослых. Каждый издает звуки – кто – кричит, кто- то поет, разговаривает. Есть уроки, на которых неминуемы громкие звуки – музыка, физкультура. На переменах масса детей устремляется по разным кабинетам, в столовую. Часто эти перемещения сопровождаются шумом. Длительное воздействие шума неблагоприятно сказывается на самочувствии человека. Шум не имеет неприятного запаха, не выделяет никакого излучения и ядовитых газов. Тем не менее, он действует на наше здоровье, вызывая нервозность, головные боли, нарушения сна, нарушения слуха, негативные стрессы, повышенное кровяное давление и т.д. Шум обостряет хронические заболевания.

Здоровье ребёнка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живёт. Для детей 6-17 лет основной средой жизни является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Говоря о психо-гигиенической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум.

Абсолютно бесшумная обстановка плохо влияет на психику человека, поскольку полная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Но вот сильный шум, как показывают специальные исследования и повседневные наблюдения, повышает отвлекаемость, снижает концентрацию внимания, работоспособность, увеличивает вероятность утомления, а при длительном и постоянном воздействии - риск развития депрессии, хронической усталости. Шум нарушает отношения между людьми, повышая уровень нервозности, агрессивности, конфликтности. Неприятное воздействие шума сильнее сказывается на умственной работоспособности, чем на физической. А шум в школе, особенно на перемене, значительно превышает допустимые показатели!

Наш интерес в подготовке данного исследовательского проекта вызван желанием узнать, что такое шум, как он влияет на учеников и учителей, и как сохранить хороший слух до преклонного возраста.

Цель работы : определить уровень шума в различных школьных помещениях и его влияние на организм человека.

1. По литературным источникам выяснить влияние шума на здоровье человека.

2. По анкетным данным выявить отношение учителей и учащихся к различным источникам шума.

3. Определить уровень шума в различных школьных помещениях.

4. Разработать здоровьесберегающие рекомендации для учащихся.

Гипотеза: Исследование опирается на предположение о том, что учащиеся могут обезопасить себя от вредного воздействия шума и повысить умственную работоспособность, если:

Изучив ряд научных книг и статей по теме проекта, мы узнали, что такое звук, его свойства и характеристики. Звук - это то, что мы слышим: нежная мелодия скрипки, тревожный звон колокола, грохот водопада, слова, произносимые человеком, грозовые раскаты грома, землетрясения.

С точки зрения физики, звук как физическое явление представляет собой механическое колебание упругой среды (воздушной, жидкой и твердой) в диапазоне слышимых частот. Ухо человека воспринимает колебания с частотой от 16 до 20000 Герц (Гц).

Мы выяснили, что источником звука всегда служит какое-либо колеблющееся тело. Это тело приводит в движение окружающий воздух, в котором начинают распространяться упругие продольные волны. Когда эти волны достигают уха, они заставляют колебаться барабанную перепонку, и мы ощущаем звук. Механические волны, действие которых на ухо вызывает ощущение звука, называются звуковыми. Если бы на Луне были живые существа, слух им не понадобился бы: на Луне нет атмосферы, и в безвоздушном пространстве нечему колебаться, там нет звука.

Первое различимое качество звука – это его громкость. Для разных людей один и тот же звук может казаться громким и тихим. Но одному и тому же человеку более громкими кажутся те звуки, у которых амплитуда колебаний звуковой волны больше. Любое изменение громкости звука вызывается изменением амплитуды колебаний.

Вторым качеством звука является высота его тона. Звук, соответствующий строго определенной частоте колебаний, называется тоном. Тон звука определяется частотой, с которой изменяется давление в звуковой волне. Чем больше частота звука, тем более высоким является тон.

2.2.Экспериментальная работа по проблеме влияния шума на здоровье человека.

Определение уровня шума в разных школьных помещениях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время большинство людей увлечены здоровым образом жизни. Стало модным правильное питание, занятия спортом. Все больше усилий направлено на борьбу с наркоманией, алкоголизмом, СПИДом и другими проблемами, актуальными для современного общества. Однако мало кто уделяет должное внимание проблемам, связанным со слухом. Молодежь не расстается с плеерами, слушая музыку, на недопустимой для слуха громкости. Громкая музыка рассеивает внимание, мешает сосредоточиться, понижает работоспособность. Шумы влияют на физиологическое состояние человека, могут вызвать тугоухость, глухоту.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В настоящее время ученые во многих странах ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на организм человека.Данная работа посвящена проблеме влияния звуков и шумов на организм школьника.

Цель работы:изучение сути шумового загрязнения и его влияния на работоспособность и физиологическое состояние школьников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.изучить литературу по данной теме;

2.исследовать влияние громкой музыки на физиологическое состояние подростков и их работоспособность;

3.провести анкетирование среди учащихся;

4.ознакомить учащихся и родителей с результатами исследования.

Методы исследования:

1.Сбор и анализ собранного материала.

2.Работа с научной литературой и ресурсами сети Интернет.

3.Описание и обобщение сведений по данной проблеме.

Глава 1. Одноиз пяти чувств

Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Наше ухо работает непрерывно в течение суток, даже во сне. Слух – важнейшее из человеческих чувств. Здоровые люди ценят его меньше чем зрение.

Слух – первое чувство, которое формируется у ребенка. Еще в утробе матери он начинает слышать и узнавать окружающие звуки. Способность слышать возникает у младенца в утробе на 6-7 месяце беременности. Некоторые ученые считают, что, давая малышу с этого срока слушать музыку, можно привить ему музыкальные таланты.Ученые утверждают, что мамин живот пропускает звуки силой 30 децибелов.

Слух является необходимым фактором речи и речевого общения между людьми. Отсутствие слуха значительно обедняет жизнь человека, лишает его возможности нормального общения с людьми, восприятия музыки. Хороший слух также необходим для ряда профессий.

Слух – самое совершенное чувство. Оно может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источников.

Слух – позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Только он дает возможность услышать шум приближающейся опасности и вовремя среагировать.

1.1.Орган слуха

Слуховой орган имеет настолько сложное устройство, что до сих пор ни одно техническое средство не в силах его заменить.

Орган слуха у человека имеет слож­ное строение и выполняет две функции: восприятия ко­лебаний звуковых волн и ориентировки положения тела в пространстве. Орган слуха разделяют на три части, анатомически и функционально связанные между собой: наружное, среднее и внутреннее ухо (рис.1).


Рис. 1. Строение органа слуха

Наружное исред­нее ухо проводит звуковые колебания к внутреннему уху и, таким образом, эти две части органа являются звукопроводящим аппаратом. Внутреннее ухо, в кото­ром различают костный и перепончатый лабиринты, образует собственно орган слуха и орган равновесия.

Наружное уховключает ушную ра­ковину, наружный слуховой проход и барабанную пере­понку, которые служат для улавливания ипроведения звуковых колебаний.Ушная раковина устроена таким образом, что максимально концентрирует звуковые колебания и направляет их в наружное слуховое отверстие.Разме­ры и форма ушной раковины индивидуальны. Наружный слуховой проходпредставляет собой S - образную трубку, откры­вающуюся снаружи наружным слуховым отверстием ислепо заканчивающуюся вглубине. Отделяется от полости среднего уха барабанной перепонкой. Длина слухового прохода -36 мм, диаметр достигает в широкой части - 9 мм, в узкой - 6 мм. Треть его длины занимает хрящевая часть - хрящевой наруж­ный слуховой проход, являющийся продолжением хря­ща ушной раковины, остальные две трети - костная часть. Изнутри слуховой проход выстлан кожей, перехо­дящей на барабанную перепонку. В коже хрящевой ча­сти находятся сальные железы, а также железы, секретирующие ушную серу. Барабанная перепонка - тон­кая полупрозрачная овальная пластинка, отделяющая наружный слуховой проход от барабанной полости. Рас­полагается косо, образуя с нижней стенкой слухового прохода острый угол. В барабанной перепонке выделя­ют две части: большую нижнюю -натянутую часть и меньшую верхнюю ненатянутую часть. Состоит из соединительной ткани, покры­той снаружи кожей, а изнутри - слизистой оболочкой. В ненатянутой части кожа непосредственно прилежит к слизистой оболочке. В центре барабанной перепонки с наружной стороны расположено углубление - пупок барабанной перепонки - место, соответствующее прикреплению с внутренней сто­роны конца рукоятки молоточка.

Среднее уховключает барабанную по­лость и слуховую (евстахиеву) трубу и относится к зву­копроводящему аппарату. Барабанная полость представляет собой кубовидную полость, расположенную в толще пи­рамиды височной кости, объем ее в среднем равен 1см 3 . Она сообщается с полостями сосцевидного отростка височной кости и глоткой. Все стенки ба­рабанной полости выстланы слизистой оболочкой.В барабанной полости находятся три слуховые кос­точки: молоточек,наковальня, и стремя, а также связки и мышцы. Молоточекимеет округлой формы головку, которая переходит в длинную рукоятку молоточка с двумя, латеральным и передним, отростками. Наковальня состоит из тела с суставной ямкой для сочленения с головкой молоточка и двух ножек: короткой и длинной, с утолщением на конце - чечевицеобразным отростком для соединения с головкой стремени. Стремя имеет головку и две ножки: переднюю и заднюю, соединенные при помощи основаниястремени вставленного в окно преддверия. Все косто­чки соединены между собой посредством суставов и покрыты слизистой оболочкой. Молоточек своей рукоят­кой на всем протяжении сращен с барабанной перепон­кой, а головкой посредством наковальне - молоточкового сустава соединяется с наковальней, которая в свою очередь своим чечевицеобразным отростком подвижно соединена наковальне - стременным суставом с головкой стремени. Основание стремени закрывает окно преддверия.

Внутреннее ухорасположено в толще пирамиды височной кости и отделено от барабанной полости ее медиальной лабиринтной стенкой. Внутреннее ухо включает в себя костный лабиринт и вставленный в него перепончатый лабиринт.

1.2 Механизм восприятия звука

Физиологический механизм восприятия звука основан на двух процессах, происходящих в улитке: 1) разделение звуков различной частоты по месту их наибольшего воздействия на основную мембрану улитки и 2) преобразование рецепторными клетками механических колебаний в нервное возбуждение. Звуковые колебания, поступающие во внутреннее ухо через овальное окно, передаются перилимфе, а колебания этой жидкости приводят к смещениям основной мембраны. От высоты звука зависит высота столба колеблющейся жидкости и, соответственно, место наибольшего смещения основной мембраны. Таким образом, при различных по высоте звуках возбуждаются разные волосковые клетки и разные нервные волокна. Увеличение силы звука приводит к увеличению числа возбужденных волосковых клеток и нервных волокон, что позволяет различать интенсивность звуковых колебаний. Преобразование колебаний в процесс возбуждения осуществляется специальными рецепторами - волосковыми клетками. Волоски этих клеток погружены в покровную мембрану. Механические колебания при действии звука приводят к смещению покровной мембраны относительно рецепторных клеток и изгибанию волосков. В рецепторных клетках механическое смещение волосков вызывает процесс возбуждений.


1.3 Проводимость звука

Различают воздушную и костную проводимость. В обычных условиях у человека преобладает воздушная проводимость: звуковые волны улавливаются наружным ухом, и воздушные колебания передаются через наружный слуховой проход в среднее и внутреннее ухо. В случае костной проводимости звуковые колебания передаются через кости черепа непосредственно улитке. Этот механизм передачи звуковых колебаний имеет значение при погружениях человека под воду.

Человек способен воспринимать звуковые колебания от 16 Гц (16 колебаний в секунду) до 21 000 Гц. У детей верхний предел достигает 22 000 Гц, с возрастом он понижается в два-три раза - до 5000 Гц у старых людей. Наиболее высокая чувствительность обнаружена в области частот от 1000 до 3000 Гц. Эта область соответствует наиболее часто встречающимся частотам человеческой речи и музыки. (Приложение 1)

1.4 Болезни уха

В ухе и прилегающих структурах содержатся разнообразные типы тканей, и каждая из них может служить источником заболевания; поэтому болезни уха включают в себя широкий спектр патологических состояний. Любые болезни кожи, хряща, костей, слизистых оболочек, нервов или кровеносных сосудов могут локализоваться в ухе или вокруг него.

Экзема и кожные инфекции - довольно частые заболевания наружного уха. Особенно восприимчив к ним наружный слуховой проход в силу того, что он темный, теплый и влажный. Экзема плохо поддается лечению. Ее основные симптомы - шелушение и трещины кожи, сопровождающиеся зудом, жжением и иногда выделениями. Инфекционное воспаление наружного уха субъективно причиняет много неприятностей, поскольку твердая стенка канала и близость кости вызывают сдавление раздраженной кожи в случае развития фурункула или иного воспалительного процесса; в результате даже очень небольшой фурункул, который был бы едва заметен в мягких тканях, может оказаться чрезвычайно болезненным в ухе. Часто встречаются также грибковые поражения наружного слухового прохода. И как любая грибковая инфекция она может передаваться от человека к человеку через пользование наушниками.

Инфекция вызывает и воспаление среднего уха (средний отит); она попадает в барабанную полость из носоглотки через соединяющий их канал - слуховую трубу. Барабанная перепонка краснеет, становится напряженной и болезненной. В полости среднего уха может скапливаться гной. В тяжелых случаях производят миринготомию, т.е. надрезают барабанную перепонку, чтобы обеспечить отток гноя; под давлением скопившегося гноя она может разорваться и самопроизвольно. Обычно средний отит хорошо поддается лечению антибиотиками, но иногда заболевание прогрессирует и развивается мастоидит (воспаление сосцевидного отростка височной кости), менингит, абсцесс мозга или другие тяжелые инфекционные осложнения, при которых может потребоваться срочное хирургическое вмешательство. Острое инфекционное воспаление среднего уха и сосцевидного отростка может перейти в хроническое, которое, несмотря на слабо выраженные симптомы, продолжает угрожать пациенту.

Важнейшим осложнением заболеваний среднего уха является тугоухость, вызванная нарушением звукопроводимости. Больной кажется полностью выздоровевшим после лечения пенициллином или иными антибиотиками, однако небольшое количество жидкости остается внутри барабанной полости, и этого вполне достаточно, чтобы вызвать ухудшение слуха, сопровождающееся напряжением, утомляемостью и плохим пониманием речи. Инфекционное воспаление среднего уха может также вызывать звон в ушах.

Глава 2. Влияние шума на организм человека

Королева Англии Елизавета I, правившая в XVI веке, заботясь о ночном покое своих подданных, запретила ночные схватки и громкие семейные ссоры после 10 часов вечера.

В Париже борьба с шумом началась с 1954 года. Тогда были запрещены автомобильные гудки, водители грузовиков должны были укладывать груз так, чтобы он не гремел, а на колеса вагонов метро надевали резиновые шины.

И все-таки шумовая нагрузка возрастает от десятилетия к десятилетию. Сила звука измеряется в децибелах. Так, если принять абсолютную тишину за 0, то шелест падающих листьев вызывает силу звука в 10 децибел, шепот - 20, обычная беседа - 60, движущийся автомобиль - от 60 до 90, интенсивное дорожное движение - 100 - 110, рок-музыка в исполнении оркестра - 110 - 120, а работающий двигатель реактивного самолета - 140. Шумы выше 100 дБ могут быть не выносимы для уха человека.Шумы порядка 140 дБ могут оказаться болезненными для уха и повредить барабанную перепонку. Порог слышимости — минимальное звуковое давление, при котором звук данной частоты воспринимается ухом человека. Величину порога слышимости выражают в децибелах. За нулевой уровень принято звуковое давление 2·10 −5 Па на частоте 1 кГц. Порог слышимости у конкретного человека зависит от индивидуальных свойств, возраста, физиологического состояния. У большинства людей острота слуха с возрастом притупляется. Это объясняется тем, что слуховые косточки утрачивают свою подвижность, и колебания не передаются во внутреннее ухо.У взрослого человека порог чувствительности равен 10-12 дБ, у детей 6-9 лет 17-24 дБ, в 10-12 лет – 14-19 дБ. Наибольшая острота слуха достигается у детей среднего и старшего школьного возраста. Низкие тона дети воспринимают лучше.(Приложение2)

Чрезмерный шум ведет не только к потере слуха, но и вызывает психические нарушения. Реакция на шум может проявляться и в деятельности внутренних органов, но особенно в сердечно сосудистой системе.Сравнительно тихий, но при этом монотонный гул становится причиной постоянного раздражения слухового нерва, через который, в свою очередь, сигналы доходят в головной мозг. Взаимодействуя с расположенным там центром сердечно - сосудистой системы, нервные импульсы повышают тонус сосудов, а значит, и артериальное давление в целом, что, в конечном счете, может привести к развитию гипертонии.Страдает и дыхательная система, ведь под влиянием шумов различного характера происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания - и легкие начинают работать не в полную силу. Шум способен нанести вред и органам пищеварения: сигналы опасности, получаемые ЖКТ из мозга, могут привести к дисфункции желудка и печени, а также серьезно нарушить моторику кишечника. А это, в свою очередь, может спровоцировать язвенную болезнь (профессиональный недуг эстрадных исполнителей, проводящих большую часть своей жизни под музыку).

Под действием шума может измениться даже биохимический состав крови! Постепенно влияя на обменные процессы и иммунитет, раздражающее звуковое сопровождение способно снизить выработку жизненно необходимых антител. Шум коварен, его вредное воздействие совершается незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически бессилен.

Статистика крайне неутешительна. В мире ежегодно на 15 - 25% увеличивается количество городских жителей, страдающих тугоухостью или глухотой. Причем болезнь эта развивается постепенно, не вызывая поначалу никаких болезненных симптомов.

Первым сигналом ухудшения слуха считается утрата слышимости высоких частот, к ним относятся детские и женские голоса, а также пение птиц. На следующей стадии болезни, как правило, возникают трудности в общении с собеседником. Почувствовав это, человек начинает избегать телефонных разговоров, походов в гости, в магазины и в другие общественные места. Находясь дома, он как можно громче включает телевизор, радио, разговаривает с близкими, поворачиваясь к ним одним ухом. Если такая проблема налицо, то совершенно необходимо как можно быстрее обратиться к отоларингологу. Исследование слуха - процедура абсолютно безболезненная. Если не требуется более серьезных исследований, то характеристику порога слышимости получают следующим образом: пациент повторяет за врачом слова и звуки, произнесенные им на разных уровнях громкости. После назначается реабилитационное лечение или слухопротезирование. Примерно в 10% всех подобных случаев потерю слуха удается восстановить медицинским путем, остальные же 90% - корректируются слуховыми аппаратами различного типа.

2.2 Слух и безопасность дорожного движения

ГИБДД РТ и РФ ведет тщательный учет данных о пострадавших в ТДП, однако нигде не фигурируют данные о том, были ли жертвы во время происшествия в наушниках или нет. Хотя примеров, когда пешеходы, слушая громкую музыку, погибли под колёсами авто и ж/д транспорта, предостаточно. В то время как мы знаем многое о связи между использованием мобильного телефона во время вождения и риском смерти для водителей и пассажиров, мы очень мало знаем о риске, связанном с использованием наушников во время ходьбы возле оживленного движения, будь то железная или автомобильные дороги.

В журнале InjuryPrevention опубликовано исследование специалистов из Детского госпиталя при Университете Мэриленда в Балтиморе, которые воспользовались статистическими данными по различным несчастным случаям на дорогах. Они выделили значительный скачок ранений среди людей, использующих наушники во время пеших прогулок по улицам. Чаще всего жертвами становились молодые мужчины, которые любят ставить музыку особенно громко.

Использование наушников с портативных устройств может представлять риск для безопасности пешеходов, особенно в среде с движущимися транспортными средствами. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, и как использовать наушники, чтобы это было безопасно для пешеходов.

2. 3 Шумовое (акустическое) загрязнение

Шумовое (акустическое) загрязнение – это раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Он имеет колебательную, волновую природу и обычно исходит от технических источников, главным образом транспортных средств (автомобили, железнодорожные поезда и самолёты) и промышленных предприятий.

Шум уникален как загрязнитель: обычно он не постоянен, не накапливается, не переносится на большие расстояния. Сейчас на главных магистралях крупных городов уровни шумов могут превышать 90 дБ, что значительно превосходит норму.


Мир меняется, меняется и досуг наших детей. Так они проводят его сегодня: дискотеки и громкая музыка, сотовые телефоны и компьютерные игры.

Результаты проведенного мной исследования подтвердили данную тенденцию. Все выбранные форма досуга, так или иначе, связанны с высоким уровнем шума.

Если вспомнить еще и перемены… То можно сделать вывод, что шум сопровождает ребенка в течении всего дня.

Часто родители и мы – педагоги прибываем в уверенности, что ребенок скатывается к двойкам и тройкам из – за собственной лени и неспособности. На самом же деле истинные причины снижения успеваемости, заинтересованности, частых простуд, головных болей кроются гораздо глубже. Среди факторов, влияющих на появление школьных трудностей, могу назвать: экзогенные (факторы внешней среды) и эндогенные (факторы роста и развития ребенка).

Одним из экзогенных факторов, влияющих на развитие ребенка, является шум.

презентация влияние шума на здоровье школьника

Интенсивность шума измеряется в децибелах. Безопасным для слуха считается слух 20 - 40 децибелов, звук в 130 дб вызывает болевые ощущения, а у детей даже галлюцинации.

Практически все, что нас окружает, может являться источником шума. Дома это может быть работающий телевизор, компьютер или радио. При ходьбе, танцах, передвижении мебели, беготне детей в перекрытиях дома возникают звуковые колебания, которые распространяются по зданию на большое расстояние в виде структурного шума.

Мы все гордимся тем, что живем в городе. Но, живя в таком городе, нам приходится за это “платить”, находясь постоянно под воздействием городского шума. О вредном влиянии шума на организм человека узнали еще в глубокой древности. В древнем Китае шумовая казнь считалась самой жестокой. Она называлась казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

Уже в XIX в. известный бактериолог Роберт Кох предсказал, что “. . . когда - нибудь человеку придется ради своего существования столь же упорно бороться с шумом, как он сейчас борется с холерой и чумой”.

Постоянное воздействие шума оказывает негативное влияние на все системы организма. Наиболее опасно влияние шума на сердечно - сосудистую систему: урезается частота сердечных сокращений, возможно повышение артериального давления, ухудшается питание головного мозга.

Шум существенный фактор определяющий психологическую обстановку в школе. Сильный шум отвлекает, снижает концентрацию внимания, работоспособность, увеличивает вероятность утомления. Шум нарушает отношения между людьми, повышает уровень нервозности, агрессивности и конфликтности.

В ходе опроса школьников, выяснилось, что многие из них подвержены депрессивному состоянию и страдают от бессонницы. Чем выше уровень шума за окном и дома, тем негативнее его влияние на психику ребенка.

Согласно теории ученых из, детям, приходится учиться абстрагироваться от внешних шумов с раннего детства, что в дальнейшем мешает им усваивать информацию, получаемую во время классных занятий.

Шумная музыка также притупляет слух. Группа специалистов обследовала молодежь, часто слушающую модную современную музыку. У 20 процентов юношей и девушек слух оказался притуплённым в такой степени, как и 85 - летних стариков.

Но не стоит забывать, что человек всегда жил в мире звуков и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. Администрации пришлось купить магнитофон, который время – от времени автоматически включался и создавал эффект тихого уличного шума. Рабочая атмосфера немедленно восстановилась. Оказывается, звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета. И об этом позаботилась природа. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы.

Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и наших детей. Для этого стоит всего – лишь перестать слушать любимого исполнителя, включая диск на полную мощность, выражать свои эмоции так громко, встретившись со старым другом, или ругая нашкодившего ребенка. И поставить свою машину на автостоянку или гараж, а не с включенной сигнализацией под окно соседу. И тогда, возможно выйдя на улицу, мы услышим пение птиц, и вопрос обращающегося к нам человека, а не грохот проезжающего грузовика.

Читайте также: