Профилактика инфантилизма в школе

Обновлено: 06.07.2024

Цель курсовой работы – охарактеризовать теоретические положения и подходы к понятию социальной инфантильности старшеклассников и путей ее преодоления. Задачи курсовой работы:
1) выделить сущность, виды и причины инфантилизма;
2) определить последствия социального инфантилизма;
3) разработать пути преодоления инфантилизма личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Социальная инфантильность старшеклассников.doc

Профилактика социального инфантилизма в условиях школьной среды включает в себя создание специальных педагогических условий:

– создание ситуации выбора и успеха для каждого ученика;

– создание развивающей среды через многоуровневую социокультурную и психолого-педагогическую систему деятельностей;

– применение специальных педагогических приемов для привлечения внимания и возбуждения интереса у инфантильного ребенка к процессу обучения, для воспитания у него навыков труда и умения подчинять свое поведение интересам коллектива;

– создание условий для развития и воспитания творческой, саморазвивающейся, социально компетентной личности.

Учитель должен стремиться строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с обучающимися. Под субъектностью ученика в обучении понимается:

– способность занимать в обучении активную позицию;

– сформированность собственного (позитивного) отношения к учебной деятельности; выработанность индивидуального стиля ее осуществления;

– способность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

– способность проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

– способность инициировать свою познавательную активность на основе внутренней положительной мотивации.

Профилактика социального инфантилизма предполагает комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии подростка. Такая поддержка возможна, если учитываются особенности образовательной среды и внешней, а также формируется профессиональная компетентность учителей школы.

Взаимодействие с социальными институтами города. От того, насколько успешно социальный педагог взаимодействует с специалистами различных социальных центров, зависит успешность разрешения проблемной ситуации в семье. Одной из функций социального педагога является посредничество со специалистами различных служб, оказывающих помощь ребенку и семье. Осуществляя посредническую функцию, социальный педагог включает семьи в активное взаимодействие со школой, с городскими центрами, привлекая родителей и детей к совместным творческим делам. Участие в городских конкурсах, концертах, фестивалях развивает активность, целеустремленность, индивидуальность, в целом, формирует личность. Участие в социальных проектах, направленных на развитие у учащихся милосердия, сочувствия, доброго отношения к другим людям, способствует развитию у учащихся толерантное отношение друг к другу.

Взаимодействие школьного социального педагога с Центром развития педагогического образования, городскими методическими объединениями позволяет обмениваться профессиональным опытом, разработанными программами, технологиями и программами по преодолению социального инфантилизма старшеклассников в условиях средней школы.

В соответствии с поставленными задачами в курсовой работе выделена и раскрыта сущность понятия инфантилизм, его виды и причины, определены последствия социального инфантилизма старшеклассников, а также выделены пути преодоления инфантилизма в условиях средней школы.

Итак, понятие инфантилизм можно определить как комплекс характеристик личности. Выражается инфантильность в незрелости эмоционально-волевой сферы, задержке нравственного и социального созревания, отсутствии трудовой мотивации, низкой потребности в достижениях, несамостоятельности решений и действий, зависимости личности от других, хаотичности поведения, позиции иждивенчества, а также слабо развитой способности рефлексии при явно доминирующей потребности в удовольствии и развлечении, не сформированностью преодолевающего поведения. В ряд признаков инфантилизма авторы также включают незрелость чувства долга и ответственности, значительно уменьшенную способность подчинять свое поведение требованиям ситуации и группы, неспособность к волевому напряжению и преодолению трудностей. Все это нередко приобретает характер основной мотивации, трудностям в прогнозировании результатов своего поведения и поступков.

Выделяют следующие виды инфантилизма:

Физиологический инфантилизм – отставание в физическом развитии в силу медицинских, физиологических, а не психологических и социальных причин. Психический инфантилизм – такая психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации и поведение ребенка при которой не соответствует возрастным требованиям к нему. Психологический инфантилизм – детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях, что это не соответствует возрастным требованиям к молодому человеку, якобы взрослому человеку. При психическом инфантилизме человек не может сознательно и самостоятельно изменить свое поведение, даже если у него появляется мотив. А при психологическом инфантилизме, человек может изменить свое поведение при появлении мотива, но чаще всего не меняет из желания оставить все, как есть. Социальный инфантилизм – неприятие молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления. Социокультурный инфантилизм развивается при неправильном воспитании, длительной социальной и эмоциональной депривации.

Причины инфантилизма делятся на 3 группы:

– физиологические (медицинские) – недоразвитие головного мозга, перенесенные в детстве болезни, авитаминоз, заболевания щитовидной железы, наследственные заболевания;

– психические – нарушения эмоционально-волевой сферы, задержка психического развития, неправильное воспитание, при котором развитие лобных долей мозга ребенка искусственно задержали (гиперопека, гипоопека);

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление и процесс социализации, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Основные усилия родителей и школы должны быть направлены на успешную социализацию ребенка в обществе.

В данной курсовой работе исследовались основные виды инфантилизма, впоследствии учитывающиеся в создании социально-психологических условий преодоления инфантильности старшеклассников.

Родь социального педагога в преодолении инфантилизма в условиях школы очень важна. Своевременное выявление этой проблемы поможет предотвратить последствия инфантильности, путем организации интенсивной работы с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом.

В курсовой работе разработаны пути, способствующие преодолению социального инфантилизма у старшеклассников, которые предполагают реализацию программ и технологий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностной ориентации, трудовой мотивации, развитие рефлексивных способностей, потребности в достижениях и др. К ним относятся: работа социального педагога с учащимися (по развитию качеств, присущих зрелой личности), работа с родителями (информационно- просветительская, коррекционно-профилактическая) , работа с педагогическим коллективом (создание условий для становления зрелой и активной личности, профилактические мероприятия), взаимодействие с городскими социальными институтами (обмен профессиональным опытом, разработанными программами, технологиями и программами по преодолению социального инфантилизма старшеклассников в условиях средней школы).

Список использованных источников

1 Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б Шапаря. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с.

4 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

5 Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное.– М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.

6 Мерещаков, Б.Г. Современный психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 490 с.

9 Гарбузов, В.И. Психический инфантилизм / В.И. Гарбузов // Нервные дети: Советы врача. В.И. Гарбузов. – Л.: Медицина, 1990. – C. 88–96, 96–105.

12 Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – СПб.: Питер, 2006. – 528 с.

14 Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990. –176 с.

15 Медведева, И. Песочница для взрослых: Разрушительные последствия инфантилизма / И. Медведева, Т. Шишова; Фонд социально-психического здоровья семьи и ребенка // Народное образование. –2004. – № 1. – С. 188–193.

16 Макушкина, О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. –2002. – № 5. – С. 135–143.

17 Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 784 с.

21 Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащимися и студенческой молодежью: утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12 мая 2003 г., № 20 // Зборнік нарматыўных дакументаў міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2003. – № 7. – С. 28–36.

23 Палентаева, В. Жизненный стержень – самостоятельность / В. Палентаева // Народное образование. – 2005. –№ 9. – С. 183–185.

24 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г., № 125 // Зборнік нарматыўных дакументаў міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2007. – № 2. – С. 9–40.

25 Рекомендации по проведению методической учебы классных руководителей: а соотв. с указом Министерства образования Республики Беларусь от 3 мая 2003 г., № 14 // Зборнік нарматыўных дакументаў міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. –2004. – №1. – С. 28–37.

Проблема инфантилизма("детскости", незрелости мышления и общения освещена в данной статье.

ВложениеРазмер
moy_infantilizm.docx 26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Обычно инфантилизм не заметен, пока ребенок не пошел в школу ;школа же сразу высвечивает этот недостаток в развитии и с каждым днем его безжалостно обостряет.

Каковы общие признаки инфантилизма?

- слабая способность ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации,
- неумение сдерживать свои желания и эмоции,
- детская непосредственности,
- преобладание игровых интересов в школьном возрасте,
- беспечность,
- повышенный фон смены настроения,
- недоразвитие чувства долга,
- неспособность к волевому напряжению и преодолению трудностей,
- повышенная подражаемость и внушаемость,
- относительная слабость абстрактно - логического мышления, словесно-смысловой памяти,
- дефицит познавательной активности при обучении,
- отсутствии школьных интересов, несформированность "роли ученика"
- быстрая пресыщаемость в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения,
- стремление быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует,
- недостаточная дифференциация межличностных отношений,
- более медленное усвоение воспитываемых навыков и знаний об окружающем мире.

Часто возникает вопрос,можно ли считать психический инфантилизм заболеванием? Специалисты сходятся на том, что это по своей сути это не заболевание, а состояние нервно-психической сферы ребенка , своеобразный фон, на котором в зависимости от разнообразных внешних и внутренних факторов могут формироваться поведенческие и эмоциональные расстройства.

Также необходимо знать ,что синдром психического инфантилизма неоднороден как по причинам своего возникновения, так и по клиническим особенностям, а также по степени выраженности различных компонентов его структуры и по динамике последующего развития, которая зависит как от внешних, так и внутренних факторов.

Постоянная физическая утомляемость и психическая истощаемость, как правило, затрудняют активные формы деятельности, способствуют формированию робости, тормозимости, повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, опасения за своё здоровье и жизнь близких людей. Вместе с тем, такие качества личности развиваются и под влиянием гиперопеки (повышенной заботы), режима запретов и ограничений, в условиях которых находится больной ребенок.

Естественно,возникает вопрос, каков прогноз при наличие такого состояния у детей.

Иногда процесс взросления затягивается настолько, что и по прошествии подросткового периода субъект остается "ребёнком", опрометчиво и бездумно принимает решения, безответственно выполняет поручения, его суждения поражают наивностью и поверхностностью. Последствия несамостоятельности в подростковом возрасте гораздо серьезнее, чем у младших школьников.

Работа с инфантильными детьми должна строиться, учитывая следующие рекомендации:

Педагогам или родителям желательно проконсультироваться с ребенком у психоневролога, возможно, ему требуется медикаментозное лечение. Ребенку необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его психической организации.

1.Воздействие педагогов на психически инфантильного ребенка реализуется через игру. С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в "детский сад", в "больницу", "транспорт", где он должен выступать в сильной, положительной роли.

2. Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, следует побуждать его к общению со сверстниками, учить сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты. Нужно разъяснять последствия его ошибок, побуждать преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам

3. Рекомендуется вменять ему систематические обязанности, которые он будет четко знать, а также хорошо помнить, что ему будет за их невыполнение.

4. Следует избегать по отношению к таким детям так называемого "отрицательного внимания" - окриков, высмеивания, угроз наказаний и т.п., так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их.

5. Всячески поощрять стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этих делах отца, особенно при воспитании мальчиков. Для таких детей особенно вредны безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых, расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи.

7. Вообще, таких детей рекомендуется обучать в условиях коррекционно-развивающего класса, который предполагает индивидуальные занятия и способствует полноценному усвоению учебной программы.

И ,наверное, последнее. Инфантильные дети - личности незрелые, им свойственны внушаемость, тяга к к легким, недорогим, доступным удовольствиям, авантюрным историям, что может привести к трагедии. Поэтому родители и воспитатели не должны расслабляться , всегда ненавязчиво держать такого ребенка под контролем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЕДАГОГИКА № 9

I . Цыбульская М., 2.ПНК.9

1) Что представляет собой инфантильное поведение ?

Обычно инфантилизм не заметен, пока ребенок не пошел в школу ;школа же сразу высвечивает этот недостаток в развитии и с каждым днем его безжалостно обостряет.

Каковы общие признаки инфантилизма?

- слабая способность ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации,
- неумение сдерживать свои желания и эмоции,
- детская непосредственности,
- преобладание игровых интересов в школьном возрасте,
- беспечность,
- повышенный фон смены настроения,
- недоразвитие чувства долга,
- неспособность к волевому напряжению и преодолению трудностей,
- повышенная подражаемость и внушаемость,
- относительная слабость абстрактно - логического мышления, словесно-смысловой памяти,
- дефицит познавательной активности при обучении,
- отсутствии школьных интересов, несформированность "роли ученика"
- быстрая пресыщаемость в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения,
- стремление быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует,
- недостаточная дифференциация межличностных отношений,
- более медленное усвоение воспитываемых навыков и знаний об окружающем мире.

2) Каковы отличительные особенности инфантильного ребенка?

Инфантильные дети - личности незрелые, им свойственны внушаемость, тяга к легким , недорогим, доступным удовольствиям, авантюрным историям, что может привести к трагедии. Поэтому родители и воспитатели не должны расслабляться , всегда ненавязчиво держать такого ребенка под контролем.

Они любят играть и стараются любым путем избежать деятельности, подразумевающей ответственность;

Легко пасуют перед трудностями;

Спят с игрушками, в речи используют фразы и выражения свойственные малышам, коверкают слова, сюсюкают, разговаривают так, словно испытывают трудности с построением предложений;

Слезами и криком добиваются своего;

Не умеют заботиться о себе самостоятельно — все, что касается бытовых вопросов, связанных с одеждой, постелью, едой, прогулками — за них решают родители;

Не испытывают интереса к учебе, как правило, плохо учатся;

Будучи школьниками, выбирают детские виды деятельности — игрушки, пластилин, шарики, вертушки. Однако, когда родители уступают и покупают им это — теряют интерес, забрасывают;

Ребенка привлекают только игры, все, что находится за их пределами — включая бытовые вопросы — ему чуждо, неинтересно;

3) В чем опасность инфантильного поведения и инфантильности как черты личности?

  • Инфантильные люди обычно наивны и беспечны.
  • Часто они не хотят заводить семью, поскольку эта чрезмерная ответственность.
  • Не могут устроиться на хорошую работу.
  • Имеют поверхностные интересы и несерьезно относятся к отношениям, не только любовным, но и дружеским.
  • Нередко они не могут контролировать свои интересы – например, часами играют в компьютерные игры. Безусловно, такие увлечения есть и у вполне самостоятельных людей, однако они могут управлять своими пристрастиями, понимать, что делу время, а потехе час.

1. Воздействие педагогов на психически инфантильного ребенка реализуется через игру. С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в "детский сад", в "больницу", "транспорт", где он должен выступать в сильной, положительной роли.

2. Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, следует побуждать его к общению со сверстниками, учить сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты. Нужно разъяснять последствия его ошибок, побуждать преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам

3. Рекомендуется вменять ему систематические обязанности, которые он будет четко знать, а также хорошо помнить, что ему будет за их невыполнение.

4. Следует избегать по отношению к таким детям так называемого "отрицательного внимания" - окриков, высмеивания, угроз наказаний и т.п., так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их.

5. Всячески поощрять стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этих делах отца, особенно при воспитании мальчиков. Для таких детей особенно вредны безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых, расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи.

7. Вообще, таких детей рекомендуется обучать в условиях коррекционно-развивающего класса, который предполагает индивидуальные занятия и способствует полноценному усвоению учебной программы.

II . Прочитайте текст лекции (Педагогика № 4) на стр. 13-14 и ответьте на вопросы:

1) Что представляет собой конформное поведение и чем оно обусловлено?

Конформное поведение, как и некоторые другие нарушения поведения, во многом обусловлено неправильным, в частности авторитарным или гиперопекающим, стилем воспитания. Дети, лишенные свободы выбора, самостоятельности, инициативы, навыков творчества ( потому что приходится

2) Что является психологической основой конформности?

Психологической основой конформности являются высокая внушаемость, непроизвольное подражание, "заражение".

Причин для такого поведения и стремления несколько. Во-первых, дети овладевают обязательными для учебной деятельности умениями и знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу.

Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях (особенно незнакомых) ребенок не может самостоятельно выбрать

поведение и в этом случае ориентируется на поведение других детей.

В младшем школьном возрасте вообще, но особенно в первом классе, ребенку свойственны выраженные конформные реакции на незнакомые для него ситуации. В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего действует за другими вопреки своим знаниям, вопреки своему здравому смыслу. При этом независимо от выбора поведения он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга.

Конформное поведение, следование за сверстниками становится типичным для детей младшего школьного возраста. Это проявляется в школе на уроках (дети, например, часто поднимают руку вслед за другими, при этом бывает, что они внутренне вовсе не готовы к ответу), это проявляется в совместных играх и в повседневных взаимоотношениях.

3. Разбирая поведение ребенка, ограничиваться обсуждением того, что произошло сейчас. Обращение к негативному прошлому или к бесперспективному будущему ребенка наводят и его, и взрослых на мысль, что сегодняшнее происшествие — что-то неизбежное и неисправимое.

5. Демонстрировать детям модели желательного поведения.

6. На протяжении всей воспитательно-коррекционной работы необходимо поддерживать систематический контакт с родителями. Они должны быть информированы о динамике коррекционной работы, особенностях поведения ребенка в школе, его достижениях, успехах и трудностях. В свою очередь, родители должны предоставлять информацию об особенностях поведения ребенка дома, его отношении к игровым и учебным занятиям, его эмоциональном состоянии, особенностях общения с близкими, друзьями. В беседах с родителями целесообразно обсуждать этапные результаты коррекционной работы, разъяснить сущность достигнутого, формулировать индивидуальные рекомендации по оптимизации общения и взаимодействия с ребенком так, чтобы обеспечить перенос достигнутого в практику реальных жизненных отношений.

1) В чем сущность симптоматического поведения?

Симптоматическое поведение - неконструктивное поведение ребенка выполняющее функцию своеобразной коммуникативной метафоры, с помощью которой он сообщает взрослым о своей душевной боли, о своем психологическом дискомфорте.

Симптоматическое поведение характеризуется несколькими признаками:

1.Нарушения поведения непроизвольны и практически не поддаются контролю со стороны ребенка;

Преодоление недостатков симптоматического поведения детей обусловлено тремя основными факторами:
первый – профилактическая работа, предполагающая как можно ранее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей;
второй - проникновение педагогического анализа за пределы поверхностного объяснения поступков, выявления подлинных причин, дифференцированный подход к устранению;
третий – не использование отдельной изолированной коррекционной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребёнка.

2) Как и в каких случаях оно проявляется?

3) Как влияет отношение взрослых на детей с таким поведением?

4) Предложите способы коррекции симптоматического поведения

Ø Найти причину психологического дискомфорта.


В настоящее время ученые-геронтологи предложили поднять подростковый возраст до 25 лет. Это говорит о том, что наши дети взрослеют позднее своих дедушек и бабушек.

Современным детям уже не нужно задумываться о куске хлеба. Но у любой медали есть две стороны. Ко всем плюсам различных программ современной поддержки детства добавился и минус – дети стали более инфантильны, что мешает их будущей успешности. Родители сами взращивают инфантилизм у ребенка с младых ногтей. Это происходит незаметно, неосознанно. И когда в итоге вырастает неприспособленное к жизни чадо, родственники удивляются: откуда? А все оттуда, примерно с трех лет.


Если взрослые демонстративно переделывают то, что он сам сделал с таким трудом, да еще и ругают его за это? Малыш понимает, что если сделает что-то сам, то мама может рассердиться.

Для ребенка рассерженные родители – крушение мира, и он из чувства самосохранения будет сидеть тихо, боясь проявить инициативу. И в голове формируется рефлекс: другие всегда сделают лучше, чем ты. Не проявляй инициативу, и все будет хорошо!

Инфантильный подросток – это не так страшно, главное, чтобы эта черта плавно не перетекла во взрослую жизнь. Преодолеть подростковую инфантильность помогут следующие нехитрые правила:

Критические ошибки

Ошибка № 1

Гиперопека. Все всё знают и понимают – мы живем в тревожное время, детей нельзя отпускать на улицу одних. Мобильные телефоны сейчас имеют чуть ли не детсадовцы, и это не баловство, это необходимость. Ведь наличие постоянной связи с ребенком позволяет родителям снизить ощущение тревоги. Тем не менее с собственной тревогой нужно бороться, а не потакать ей.

Бабушка, которая встречает из школы пятнадцатилетнего подростка, просто компрометирует его в глазах окружающих. Подумайте, каким образом вы сможете нивелировать свою высокую тревожность. Это может быть как собственная консультация с психологом, так и оговаривание времени звонков или еще что-то.

Также подросток должен иметь собственные обязанности в семье и четко их выполнять. А если что-то не получается, то помните:

помощь должна быть достаточна, но никак не избыточна.

Ошибка № 2

Ошибка № 3

Читайте также: