Профилактика девиантного поведения классный час начальная школа

Обновлено: 03.07.2024

легкие эмоциональн ые повреждения; вы раженные эмо циональные наруше ния).

5.Личностные особенност и (конфликтность, не сформированность моральных

норм и психиче ских процессов, искаже нная систем а ценностей).

6. Зависим ость подростка от требо ваний, норм и ценностей асоциаль ной

7. Преоблада ние негативны х эмоций (тревоги, зл ости, раздр ажительности и др.).

8. Компенсатор ные механизм ы (самоутверждение, протестные реа кции и прочее).

10.Неблаг ополучная семья (отвержение, конфликты с родителями, сочетан ие

неправильного развития личности и неблагоприятн ой ситуации; неаде кватные

11. Неудовлетворител ьные условия прожива ния, экономического пол ожения

12.Дефекты форм ирования правов ого и нрав ственного сознания.

13.Отставан ие в учебе, хро ническая уче бная неуспевае мость.

Цели профилакти ки отклоняющегося п оведения л ичности

• достижение п озитивных поведенческ их и личнос тных изменений;

• устранить соц иально неприемле мые поведе нческие репе ртуары;

• усилить адапт ивное пове дение за счет расширения ресурсов лич ности;

• нейтрализовать ан тисоц иальные установки, ценности, мотивы, стере отипы

• способствовать ф ормированию к онструктивной мотивац ии;

• сформировать жела ние изменить се бя и свою жиз нь;

• способствовать формированию навыков самостоятельного планирования

• развивать само регуляцию, повы шать стресс оустойчивость .

Стратегии псих олого - педагогическог о взаимодействия с девиантны ми

• Создание творческ ой, мирной и дружелю бной обстановки в процессе

• Установление доверительных, партнерских отношений подростка с взрослыми,

• Сохранение в нутренней св ободы подро стка в процессе о бщения.

• Определение к ультуры справе дливости и ко нструктивной з аботливости.

• По бужден ие к самостоятельному мыш лению. Поощрение авт ономии,

самостоятельного поиска ре бенком альтернатив ных вариант ов и

• Тр ансляц ия взрослы м модели спокойного п оведения адекват ного ситуац ии.

• Создание условий успеха у подростка в его интеллект уальной,

• Оказание пом ощи в поисках идентично сти и самораскр ытии (побуждение к

Формы и мет оды профилактической работы с девиан тными подростк ами:

1. О рганизация социал ьной среды ( создание негативног о общественного мнения

2. И нформирова ние ( воздействие на личность с использова нием примеров из

жизни, литературн ых источников, научных данных, опыт других людей, с ц елью

повышения ее сп особности к принятию конструктивных решений ).

3. А ктивное обучен ие социально - важным навы кам (социальные проб ы,

репетиция повед ения, освоен ие ребенком различ ных конк ретных действий).

4. Организация деятельности, аль тернативной девиантном у поведению.

5. Воспитание к ультуры и навыков зд орового о браза жизни.

7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения.

9. А нализ после дствий и эффектив ности различны х путей решения п роблемы.

Проблема девиантного поведения школьников младшего возраста является актуальной и в наши дни, несмотря на всё обилие разнообразных педагогических и психологических методик и приемов.

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали; это асоциальное поведение, нарушающее какие - то социальные и культурные нормы (В.М. Цулейко)

В школьной жизни учащегося с девиантным поведением называют чаще всего трудный ребенок.

Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение (А.И. Селецкий, С.А. Тарарухин).

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями.

Чтобы лучше понимать специфику девиантного поведения младших школьников, целесообразно дать краткую характеристику психологических особенностей данной возрастной группы.

Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 9 лет и представляет собой довольно непростой во многих отношениях отрезок времени. Именно на этот период приходится адаптация к школе. Причем, происходит это у всех детей по-разному, в зависимости от типа темперамента и личностных особенностей . Если дети-холерики, или дети-сангвиники постоянно отвлекаются на уроках, мешают учителю и одноклассникам, на переменах шумят и даже дерутся, то, например, меланхолики, чувствуют себя зажатыми и стеснительными. Иногда в период адаптации дети могут терять аппетит, у них может нарушаться сон и увеличиваться плаксивость. Подобные функциональные отклонения связаны, в первую очередь, с психической и физической нагрузкой, которые испытывает ребенок в связи с изменением образа жизни и, соответственно, возросшим к нему требованиям со стороны учителей и родителей.

Также важно учитывать, что в этом возрасте еще не до конца сформировано критическое мышление, соответственно, ребенок еще не в состоянии полностью правильно оценить свои поступки и их последствия. Также важную роль играет и воспитание в семье. Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, то, попадая в среду, вводящую правила и ограничения, он будет испытывать дополнительный стресс и дискомфорт, что также может стать причиной проявлений девиантного поведения в разных его формах. В особенной степени это относится к тем детям, которые по каким-либо причинам не посещали детский сад, соответственно, начальная степень социализации ими пройдена не в полной мере.

Действия учителя начальных классов по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста:

Наблюдение за поведением: во время уроков, во внеурочное время, во время посещения столовой, во время посещения театров, выставок, экскурсий,

во время перемены, во время игр.

2. Профилактическая работа с детьми с целью формирования у школьников знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья.

Занятие “Я готов меняться”

Оборудование: стулья, повязка на глаза, мяч, лист бумаги, гуашь.

Цель: формирование навыков конструктивного общения; обучение приемам управления своим поведением, настроением.

Ход занятия:

«Ох, как плачет малыш — что медведь рычит.

А смеется малыш — что ручей журчит.

А уж слезы текут — будто дождик льет.

Улыбается малыш – будто солнце взойдет.

«Капризуля мальчик Марк, не унять его никак

(1-2 строка: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями поочередно обоими плечами вперед и назад. 3-4 строка: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты.)

Ребятам предлагается нарисовать свои эмоции без кисточки – пальцами. Можно даже просто нарисовать какие–то пятна, важно, чтобы дети имели возможность выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.

дышал свежим воздухом

пропустил новую тему

рисковал своей жизнью

общался с друзьями

Какой столбик получился длиннее? А вы стали бы сбегать с уроков?

Откройте глаза, медленно и аккуратно сядьте. Расскажите, как вы себя чувствуете?

Нажмите, чтобы узнать подробности

классный час по профилактике асоциального поведения во 2 классе.

Цели: профилактика агрессивного поведения учащихся

сплотить детский коллектив;

воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость, милосердие по отношению друг к другу,

умение находить общий язык с окружающими;

развивать познавательную активность учащихся.

Задачи: - создание условий для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться.

- вовлечение всех учащихся в игровое взаимодействие и формирование сплоченного коллектива.

- развитие коммуникативных навыков, умений слушать других и высказывать свое мнение.

- воспитание уважительного отношения друг к другу.

Ход классного часа.

(на слайде начало предложения : невозможно жить…)

Уч.: Как вы думаете, без чего невозможно жить?

(дети: без семьи, друзей, мамы и т.д.)

Уч.: Посмотрите на продолжение фразы: Невозможно жить без драк.

- Вы согласны с этим?

- Поднимите руки те, кто хоть раз ударил кого-нибудь. Значит, нельзя без драк?

А как избежать драк?

(ответы детей фиксируются на доске)

Уч. Я думаю, что все догадались, что речь сегодня пойдет о драках, а, вернее, о том, как их избежать. Сначала выясним, что такое драка.

Драка – это взаимные побои, вызванные ссорой, скандалом.

А после драки есть те, кто остаются довольными?

(Рассматриваем последствия драк)

Уч.: Давайте поиграем в писателей. Разделимся на две команды: первая- писатели- реалисты, которые придумывают то, то может быть на самом деле. А вторые- фантасты. Я читаю начало рассказа, а вы придумайте его продолжение.

1.Коля пришел в класс в начале второй четверти. В первый же день успел подраться с Мишей из- за стула. Ребята решили…

2.Во время перемены Коля нечаянно толкнул Мишу. Миша в ответ…

3.Коля отобрал и Миши его ручку. Никита видел все это и …

Уч.: А сейчас после трудной работы предлагаю немного отдохнуть и послушать стихи. Которые, кстати, тоже относятся к нашему занятию.

1ученик:. Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один лягнул приятеля немного посильней,

Другой лягнул приятеля немного побольней,

Один разгорячился, лягнул, что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

2ученик. СОНЕЧКА.
Тронь её нечаянно-
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
-Голова болит:
Я бы полежала бы,
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка.

И сидит тихонечко.

3 ученик. ОБИЖАЛКИ.
Мы с моей соседкой Галкой
Сочиняли обижалки.
Вот придет обидный срок,
А у нас готово впрок:
Я скажу ей ты - ворона,
А она мне ты- глухарь.
Я скажу ей - макарона,
А она мне ты - сухарь.
Я ей - мышь!
Она мне - крыс!
Стой-ка!
Чем мы занялись?
Для чего нам обижалки?
Мы стоим, соображаем:
Мы совсем друг друга с Галкой
Никогда не обижаем!

Уч.: Спасибо за эти поучительные стихи. А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.

Уч.: А теперь посмотрите на конкретные советы, как избежать драк.

Если тебя рассердили действия одноклассника и тебе захотелось его ударить, то мы предлагаем делать следующее:

Снять напряжение с помощью счёта до 10;

Умывания или обмывания рук;

Направления агрессии на неодушевлённый предмет (эспандер, шарики, подушку, боксёрскую грушу и т. д.);

Осознать последствия и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если тебя втягивают в драку, мы хотим порекомендовать:

Отойти от этого человека в сторону, зайти в класс;

Сказать обидчику о том, что ты чувствуешь в данный момент:

- Я зол, но отказываюсь драться с тобой.

- Я возмущён твоим поведением.

- Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать.

- Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?

Не нападать первым;

Перевести конфликт в шутку.

Подведение итогов.

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро и быть терпимым к окружающей действительности.

Рефлексия. В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Каждый поступок человека имеет результат.

Результат поступков должен быть положительным.

Следите за своими поступками.

На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие и вы чувствовали себя хорошо прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.

В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:


Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медицинских работников и правоохранительных органов. Проанализировано оздоровительно-профилактическая направленность физической культуры и спорта, способствующей формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Подчеркивается необходимость использования средств и методов физической культуры и спорта адекватной личностным особенностям подростков, их интересам и потребностям, применение специальных педагогических приемов, направленных на повышение уровня воспитанности, развитие физических и нравственно-этических качеств, повышение мотиваций к учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Ключевые слова: девиантное поведение, личность, профилактика, формирование, нравственные качества, физическая культура и спорт.

Высокие темпы роста подростковой преступности наглядно показывают, что подростки составляют наиболее криминально активную часть населения, а ее ежегодный рост дает основание предполагать, что в ближайшее время положительные сдвиги маловероятны, если не будут приняты кардинальные меры по улучшению системы профилактики отклоняющегося поведения.

В сложившихся условиях роль физической культуры и спорта в профилактике постоянно возрастает, о чем свидетельствуют результаты работы двух Всероссийских научно-практических конференций по проблеме: "Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи".

Целью нашего исследования является профилактика девиантного поведения подростков средствами физической культуры. Приобщение подростков к физической культуре способствует предупреждению девиантного поведения, отказу и прекращению распространения вредных привычек, привитию основ здорового образа жизни.

Одним из важнейших направлений в профилактике среди молодежи является организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства.

К основным причинам, сдерживающим использование физической культуры и спорта в профилактике отклоняющего поведения, следует отнести:

недостаточное количество спортивных баз;

недооценивание возможностей спортивной деятельности со стороны госструктур вне сферы физической культуры и спорта;

недостаток информации и пропаганды здорового образа жизни;

снижение вклада научных и образовательных учреждений в развитие спорта и переподготовку специалистов;

низкие темпы развития клубной системы занятий физической культуры и спорта с учетом потребностей и возможностей населения;

недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень их материального обеспечения.

Программа профилактики девиантного поведения у подростков и молодежи должна состоять из трех взаимосвязанных блоков: психолого-педагогической диагностики особенностей личности, средств и методов формирования интереса к систематическим занятиям физической культуры и спорта и блока дифференцированного применения физической культуры и спорта для коррекции психоэмоционального состояния; повышения уровня двигательных способностей и функционального состояния организма.

Изучение личностных особенностей требует подбора методик, позволяющих не только изучить личностные особенности индивида, но и установить причины, если таковые имеются, девиантного, асоциального поведения. Подбор диагностических методик должен предусматривать изучение: особенностей поведения подростков, их способностей, самочувствия, отношения к учебе, взаимоотношений в семье, потребностей и интересов (в том числе и негативных), физического развития и физической подготовленности, отношения к физкультурно-спортивной деятельности и приоритетных видов этой деятельности.

Методика физического воспитания педагогически запущенных подростков имеет свои специфические особенности, так как наряду с задачами оздоровления организма и повышения моторного потенциала решаются задачи коррекции психоэмоционального состояния и нравственной сферы личности.

Важным этапом профилактической работы следует считать вовлечение детей и подростков в занятия спортом, учитывая мотивы начала занятий в секции, ведущие и лимитирующие звенья в структуре различных сторон подготовленности.

Основными средствами вовлечения детей и подростков в физкультурно-спортивную деятельность являются:

на начальном (побуждающем) этапе – беседы, убеждения, просмотр видеофильмов, ознакомление с особенностями и характеристиками видов спорта;

на этапе формирования устойчивого интереса к физической культуре и спорту – беседы, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью в школе, дисциплиной, выполнением поручений тренера-учителя, участие в соревнованиях и их судействе и т.д.;

на этапе стойко сформировавшегося интереса к занятиям физической культурой или виду спорта – контроль тренера и педагогов за деятельностью подростков, поощрения, награждения, участие в соревнованиях, ходатайство о снятии с учета в органах милиции.

Среди первоочередных задач профилактики отклонений в поведении средствами физической культуры и спорта следует рассматривать:

повышение ответственности родителей за здоровье детей и уровень их образования в области физической культуры и спорта;

физическую культуру как образовательную область и учебный предмет, который должен быть включен в план всех образовательных учреждений;

объем двигательной активности на всех возрастных этапах (он должен составлять не менее 6-8 ч в неделю).

Механизм реализации физического воспитания и спорта должен предусматривать:

урочные формы занятий в образовательных учреждениях, начиная с яслей и заканчивая вузами;

дополнительные, внеурочные формы занятий в семье, секциях, спортивных клубах и т.п.;

спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (туризм, спартанские игры, спартакиады школьников и др.).

Важными направлениями работы по профилактике отклоняющегося поведения средствами физической культуры и спорта являются систематизация, обобщение и распространение передового опыта, накопленного в различных регионах России.

В целях создания эффективных технологий и организационно-управленческих моделей физкультурно-профилактической работы среди, подростков и молодежи Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму создал Федеральные экспериментальные физкультурно-спортивные центры по разработке и апробации технологий профилактики наркомании. Анализ работы таких центров, проведенный специалистами Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта, позволяет говорить о том, что там, где имеются высококвалифицированные кадры, разработаны научно обоснованные методические рекомендации профилактики наркомании и намечены конкретные методические пути реализации этой проблемы.

В сложившихся условиях видится необходимость координации работы экспериментальных центров в плане единства методологических подходов, методов исследования и путей реализации программ профилактики асоциального поведения средствами физической культуры и спорта. При этом приоритетными направлениями работы каждого центра должно быть его ведущее "сильное" звено. В конечном итоге такая работа позволит реализовать единую систему профилактики негативного поведения.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для организации и проведения профилактической работы среди подростков девиантного поведения, для оперативной корректировки и оценки ее эффективности необходимо постоянно отслеживать ситуацию, т.е. педагоги, психологи и др. должны проводить мониторинг факторов риска.

Отклонения в поведении подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

1) социально-педагогической запущенностью, когда подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

2) глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в классе, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей и др.;

3) отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

4) отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

5) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социальной дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Обязательным условием в организации и проведении воспитательно-профилактической работы с подростками девиантного поведения, является применение педагогических приемов, способствующих оптимизации психоэмоциональной сферы личности. Отметим, что при перевоспитании необходимо учитывать индивидуальные особенности подростков и восприимчивость к педагогическим воздействиям .

Программно-содержательное и методическое обеспечение профилактики девиантного поведения подростков с использованием физической культуры и спорта строилась с учетом следующих положений:

оздоровительно-профилактическая направленность физической культуры и спорта, способствующей формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;

адекватность средств и методов физической культуры и спорта личностным особенностям подростков, их интересам и потребностям, с использованием педагогических приемов, направленных на снижение уровня тревожности и агрессивности, повышение самооценки личности, развитие физических и нравственно-этических качеств, повышение мотиваций к учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности .

При составлении программы профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта я основывалась на возрастной периодизации физического, психического и нравственного развития подростков, учете возрастно-половых различий, личных мотивов и интересов к физической культуре и спорту.

Воспитательно-профилактическая работа с подростками девиантного поведения должна осуществляться в следующих направлениях:

Выявление двигательных способностей, физической подготовленности подростков девиантного поведения. Это направление возможно осуществить через наблюдение за подростками , например, в школьных и районных соревнованиях по футболу, волейболу, лыжным и спортивным эстафетам.

Разработка программы профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта.

Определение мотивации и потребностей подростков различных возрастных групп к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Основная роль в организации профилактических мероприятий отводится педагогам — преподавателям физической культуры. Которые в свою очередь преследуют цель создания благоприятного климата, оказывающего влияния на развитие положительных качеств в процессе спортивной деятельности и уменьшению негативных личностных качеств, характерных для девиантного поведения.


Весь процесс профилактики девиантного поведения можно разделить на несколько этапов. На первом этапе я планирую применить метод анкетирования, изучить мотивы подростков. Основной задачей является выяснение отношения учащихся к физической культуре и активному отдыху. В случае негативного отношения предполагается выявление причин нежелания включаться в спортивную деятельность.

Анкетирование позволить мне выявить физическое состояние учащихся, отношение детей к занятиям физической культурой.

Следующий этап включает в себя собственно профилактическую работу. Основная цель данного этапа заключается в активное вовлечение в активную двигательную деятельность, развитие двигательных умений, использование различных методов и приемов организации оздоровительной работы.

Третий этап характеризуется установлением положительных отношений между сверстниками в процессе занятий физической культурой. Для достижения желаемого результата предполагается включение подростков на занятиях в малые группы, так как именно в таких группах для подростков характерен ведущий вид деятельности — общение со сверстниками. Работа в группе способствует развитию таких качеств как взаимопомощь, целеустремленность, формируется воля и совершенствуется умение работать в коллективе. Основной побудительной силой выступает стремление добиться успеха, которое реализуется через такой метод обучения как преподавание.

Последний четвертый этап основывается на формировании у подростков потребности в активном образе жизни. Данный этап характеризуется наличием таких форм и методов занятий физической культурой, которые бы способствовали возникновению потребностей и интереса в регулярных занятиях спортом, достижению высоких успехов и желанию поддерживать здоровый образ жизни.


Таким образом, для того, что бы повысить эффективность воспитательно-профилактической работы с подростками девиантного поведения в общеобразовательной школе, необходимо, создать программу профилактики девиантного поведения подростков с использованием физической культуры, способствующей совершенствованию психического и физического здоровья.

Читайте также: