Профилактика детских страхов в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Оборудование: иллюстрации сказок, пиктограмма с эмоцией страха, бумага, карандаши.

Ход занятия психолога в детском саду

Улыбнитесь, дорогие дети и гостям пошлите приветы,

Время занятие начать и усердно работать.

  1. Посмотрите на это изображение, что вы видите? (Пиктограмма с эмоцией страха)

— А как вы думаете, чего именно он боится?

Ребенок должен закончить предложение:

Мышонок вышел на прогулку. Ходил по двору и снова пришел к матери.

— Ну, мама, я двух зверей видел. Один страшный, а другой хороший. Мать сказала:

— Расскажи, что это за звери!

Мышонок сказал: — Один страшный, ходит по двору так: ноги у него черные, гребень красный, глаза выпуклые, а нос крючком. Когда я шла мимо, он открыл пасть, ногу поднял и начал кричать, и так громко, что я от страха не знал куда бежать.

— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его бойся. А второй зверь?

— Второй лежал на солнышке и грелся. Шейка беленькая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою шерсть и хвостиком тихо шевелит, на меня смотрит.

Кого же нужно бояться больше?

Психолог. Дети, к нам пришли сказки. Давайте рассмотрим их.


кот в сапогах

Какие герои из этих сказок страшные? Почему?

Страх это хорошо или плохо?

Страх это плохо потому, что неприятно.

Хорошо потому, что предостерегает от опасности.

Почему он возникает, когда мы остаемся одни дома?


Например, очень часто смотрим мультфильмы с изображением чудовищ. Это записывается в нашей голове как кино и остается. Потом, когда мы остаемся одни, наше воображение дорисовывает то, чего не существует на самом деле.

опасность для детей

опасность для детей

— Нарисуйте свой страх, то, что вы больше всего боитесь.

Как страх можно преодолеть?

Дорисуйте к рисунку забавные элементы, чтобы он стал смешным.

  1. Давайте разучим стих, который нам поможет преодолевать страх.

Если вам страшно, вы сможете его говорить и вспоминать, как преодолеть страх.

Профилактика и коррекция тревожности и страхов в дошкольном возрасте.

В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно можно разделить на три группы:

1. игра со страхом;

2. рисование страха;

3. вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

На основе этих данных можно составить комплекс коррекционных методик, который будет включать в себя:

Коррекционная работа может проводиться как с подгруппами детей, так и индивидуально. Первоначально рекомендуется использовать методики, основанные на использовании игрового метода. Основная задача данного метода: научить ребёнка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основным средством является разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребёнка, помогает ему установить доверительные отношения со взрослыми, сверстниками.

Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностным отношением ребёнка к породившим его причинам.

Использование данных методик помогает детям установить доверительные отношения со сверстниками, преодолеть чувство одиночества, тревожности.

Предлагается использовать методики, основанные на использовании изотерапии с целью снятия у детей дошкольного возраста ощущений постоянной угрозы, исходящей от окружающего мира; преодоления тревоги, страха, посредством графического изображения своего страха.

Объект страха сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется.

Методики, основанные на использовании сказкотерапии с целью снижения уровня выраженности экзистенционального страха у детей старшего дошкольного возраста.

Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты.

В конце работы дети начинают понимать, что сказочные персонажи - это вымысел и их можно сделать такими, какими ты сам хочешь, тот есть добрыми, смешными, весёлыми.

В психолого-педагогический пакет следует также добавить такие технологии, методы и приемы, как:

Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения.

Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

В целях профилактики следует проводить работу с родителями. Главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье.

Работа с родителями должна быть направлена не только на профилактику возможных нарушений, но и в некотором роде на коррекцию неправильных, травмирующих ребёнка стилей воспитания.

Главная цель работы - обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребёнку.

В ходе беседы родителей знакомят с приемлемыми способами наказания ребёнка. Предлагают компоненты эффективного общения с детьми, которые являются необходимыми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребёнка, укрепляет в нём чувство безопасности и уверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.

На родительском собрании родителей знакомят с результатами исследования страхов их детей. Озвучивают возможные причины возникновения страхов. Также даются рекомендации родителям, как помочь своему ребёнку избавиться от страхов и что нужно для этого делать.

Подобранный комплекс методик способствует снижению количества страхов у детей дошкольного возраста, посредством изживания у детей переживания страха смерти, чувства одиночества и покинутости, снятия ощущения постоянной угрозы, исходящей из окружающего мира.

Правила работы с тревожными детьми :

Воспитатели дошкольных учреждений должны :

- Не привлекать тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера.

- Не подгонять тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давать им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.).

- Хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения.

- Не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники).

- Использовать в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им.

- Закрепить за ребенком постоянное место за столом, кроватку.

- Избегать публичных порицаний и замечаний!

- Избегать сравнения с другими детьми, особенно, если кто-то лучше.

- Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.

- Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.

- Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.

- Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.

- Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.

- Использовать наказание лишь в крайних случаях.

- Не унижать ребенка, наказывая его.

- Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся. Ну, ничего, в следующий раз получится) - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.

- Стимулирующая помощь - авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю).

- Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).

- Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для).

- Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась).

- Не торопить! Давать время сообразить.

- Когда торопится, останавливать, успокаивать.

- При необходимости повторить и уточнить инструкцию.

- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

- Чаще используйте телесный контакт.

- Упражнения на релаксацию.

- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Таким образом, важно организовать комплексную работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Психологическая работа со страхами с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов

Статья посвящена коррекционной работе со страхами и тревожностью с применением арт-терапевтических техник. В статье описаны причины возникновения страхов у детей и способы работы из личной практики.

Ключевые слова: арт-терапия, коррекция страхов, арт-терапевтические техники.

На сегодняшний день проблема детских страхов и детской тревожности является одной из самых распространённых по количеству обращений к детскому психологу. Одной из причин являются современные технологии в виде гаджетов, с которыми дети знакомятся достаточно рано. Современные технологии не только раскрывают перед нами новые возможности, но, порой, дают хорошую почву для возникновения страхов у детей и повышения уровня тревожности. Ребенок не успел достаточно познакомиться с окружающим его миром, а он уже знакомится с виртуальным миром. Быстрая смена информации, вымышленные персонажи и их действия из игр − путеводитель в мир страхов.

Согласно определению, которое дает психологический словарь, страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлена на источник действительно или воображаемой опасности.

Большую часть детских страхов можно разделить на 2 группы:

Первая группа: страхи, которые имеют вполне реальную основу. Например, если ребенок обжегся, он может бояться огня. [1, с. 139]. Или ребенок попал в реально страшную ситуацию.

В работе с этой группой страхов хорошо подойдут техники арт-терапии, направленные на возвращение контроля над происходящим, которые предоставят возможность посмотреть на свой страх со стороны. Коррекционная работа будет включать в себя несколько арт-терапевтических направлений: изо-терапии, песочной терапии и сказкотерапии.

Вначале можно предложить ребенку нарисовать свой страх. Можно использовать сколько угодно цветов.

Второй этап придумать историю про этот страх. Кто он? Где живет?

Третий этап –лепка. Нарисованный образ страха ребенок передает через объёмную фигуру.

Пятый этап. На этом этапе важно посмеяться с ребенком, придумав какую-нибудь смешную историю или песенку про страх.

Пройдя пять этапов, ребенок не только визуализировал свой страх, но и посмеялся над ним. Смех –верный помощник в борьбе со страхом. Чем больше ребенок смеется в процессе коррекционной работы, тем быстрее происходит освобождение внутреннего мира от страха.

В отдельную группу я бы выделила страхи, наведенные семейной ситуацией.

Как правило, это проявляется в том, что ребенок плохо засыпает, просыпается, боится темноты. Тревожных родителей я так же отнесла бы к этой группе. Родители своим поведением внушают детям, что мир небезопасный, в нем полно тревожащих ситуаций. Например, если родитель боится пауков, то высока вероятность того, что ребенок тоже будет их бояться.

Вторым этапом будет проигрывание образа этого страха через игру. Ребенок показывает, как этот страх его пугает. После этого предлагаем ребенку убежать и найти безопасное место, из которого ему будет не страшно наблюдать за этим образом. Как только ребенок найдет безопасное место, он начинает дразнить этот страх. Ребенок проигрывает это действие с помощью тела, что помогает на телесном уровне освободиться от чувства страха.

Для актуализации ощущений и эмоций используют терапевтические упражнения с песком. Для работы с песком лучше всего использовать классическую песочницу размером 50*70 см.

Здесь полезны ведомые игры-драматизации, ведомые игры-путешествия, в которых происходит битва со страхом и победа над ним, ведомые игры, в которых герой вместе с помощниками отправляется в гости к Смелости [4, с. 252]. Таким образом, преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения этой ситуации в жизни.

Цель – Снятие страхов у детей
Задачи:
1.Развивать социальное доверие.
2. Развивать внутреннюю свободу и раскованность.
3. Помочь в преодолении негативных переживаний.

Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.
Деские страхи — тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. Дети боятся уколов и драконов, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков и ночных бабочек.

Причины детских страхов: многотравмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т.д.
О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
— не засыпает один, не разрешает выключать свет;
— часто закрывает уши ладонями;
— прячется в угол, за шкаф;
— отказывается от участия в подвижных играх;
— не отпускает маму от себя;
— беспокойно спит, кричит во сне;
— часто просится на руки;
— не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
— отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
— категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.:2007
2. Сазанова Н.П. Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. – СПб: 2010
3. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет - Волгоград - 2009

Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями, поэтому родителям нужно пробовать разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Материал будет полезен воспитателям и психологам ДОУ.
Цель – Снятие страхов у детей
Задачи:
1.Развивать социальное доверие.
2. Развивать внутреннюю свободу и раскованность.
3. Помочь в преодолении негативных переживаний.
Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.
Детские страхи — тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. Дети боятся уколов и драконов, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков и ночных бабочек.

Главное – дети стали более подвержены стрессу.

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.

При работе с такими случаями, первое, что я пытаюсь выяснить – не было ли у ребенка в последнее время каких либо потрясений. Перемена места жительства, разлад в семье, а может быть просто на улице его облаяла собака.

В последнее время, все чаще в ходе консультирования выясняется, что ребенок стал испытывать чувство страха после просмотра фильма или зачастую мультфильма.

После выяснения причины начинается непосредственно психо - коррекционная работа.

В своей работе я использую разные приемы и методы – арт - терапия, терапия сказкой, прослушивание аудио файлов, чтение терапевтических сказок.

Вот несколько примеров упражнений проверенных в работе.

1. Придумываем помощника.

Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть?

Обычно дети с восторгом рассказывают о том, что может победить страх (волшебный меч, зеркало, волшебная палочка и т.д.). Так же можно попросить ребенка придумать героя, который помогает в трудных ситуациях (ситуациях когда возникает чувство страха).

2. Придумывает сказку.

3. Чтение терапевтических сказок.

Сказка в качестве особого психологического инструмента обладает несколькими чрезвычайно важными возможностями:

• она связана с мощнейшими ресурсами бессознательного;

• она оказывается средоточием главнейших психологических проявлений человека;

• она способна продолжать творческую активность человека.

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Нарисуй свой страх.

В настоящее время существует огромное множество методов и приемов работы со страхами. Выбирать, что именно использовать следует исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его интеллектуальных возможностей.

Памятки родителям:

КАК ПОМОЧЬ БОЯЗЛИВОМУ РЕБЕНКУ

1. Не стыдите ребенка за проявления страха, а, напротив,
проявите заботу. Например, какое-то время перед сном прове­дите у его постели, расспрашивая ребенка про воображаемых персонажей в таком алгоритме:

• Как они выглядят?

• В каком мире они существуют?

• Для чего они пришли в наш мир?

• Что ты можешь сделать, чтобы подружиться с ними?

• Что произойдет, когда вы подружитесь?

• Какие слова они скажут тебе перед сном?

2.Примите страх ребенка и расскажите свою историю о том,
кого боялись в детстве и как справились с этим страхом.

РЕБЕНОК БОИТСЯ

· Ни в коем случае не ругайте ребенка за проявление боязни и тем более не наказывайте за нее.

· Научите ребенка испытывать положительные эмоции от общения с родителями, сверстниками, взрослыми.

· Постарайтесь создать атмосферу максимального психологического комфорта для ребенка. Во-первых, вы должны по возможности облегчить его страдания: оставлять в комнате зажженный ночник; крепко держать за руку, проходя мимо собаки; ходить пешком, если он боится лифта. Во-вторых, необходимо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, слабому, на помощь.

· Не следует во что бы то ни стало приучать маленьких детей спать одних.

· Почаще анализируйте, какие ваши действия приносят пользу ребенку, а какие – вред.

· Маленький человек не только подражает взрослому в его поведении, но и перенимает его оценки. Поэтому в период коррекционной работы необходимо оградить от общения с ребенком людей тревожных, истеричных, эмоционально неустойчивых. Поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Будьте смелыми.

· Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.

· Контролируйте, что смотрит ребенок по телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с запугиванием и насилием.

· Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.

· Составьте план. Например, если ребенок боится собак, составьте с ним план, как вы будете знакомиться с соседским Бобиком. И хвалите ребенка за то, что ваш малыш следует намеченному плану.

· Весьма важно следить, чтобы ребенок не мучился от безделья. Замена ничегонеделания деятельностью – общая оздоровительная процедура для психики.

· Очень полезна игра в театр, когда сам ребенок превращается в любимого героя. Этот персонаж может попадать в страшные истории и с достоинством из них выходить. После завершения спектакля-игры должно наступить облегчение от самого факта победы над злом и его носителем.

· Весьма полезно самому ребенку сделать куклу пугающего объекта или нарисовать его, а затем как бы проанатомировать на предмет анализа опасности. Например, рисунок страшной собаки, а рядом – автопортрет самого ребенка, по возможности – большого, сильного, с каким-то предметом в руках, придающим дополнительную силу (меч, палка, ошейник).

Рекомендации по уменьшению ночных страхов ребенка

1. Необходимо уменьшить количество дневных страхов, переживаний у ребенка, поскольку сны – это прежде всего эмоциональный отклик на события, происходившие днем.

2. Способствовать повышению уверенности в себе ребенка.

3. Наладить хорошие взаимоотношения в семье, скорректировать неправильное воспитание и нейтрализовать конфликты.

4. Старайтесь не втягивать ребенка во внутрисемейные конфликты. Никогда не выясняйте отношения в семье при спящем ребенке.

5. Постарайтесь устранить собственные невротические проблемы.

6. При наличии страшных снов не следует проявлять чрезмерную принципиальность, читать мораль, стыдить, отправлять ребенка спать одного в темной комнате.

7. Если это единичные случаи, то, успокоив ребенка и ласково с ним поговорив, можно посидеть рядом в его комнате, поглаживая по голове, плечу, руке, ласково напевая при этом или рассказывая при этом какую-либо незамысловатую историю. При постоянно повторяющихся страшных снах необходима квалифицированная помощь психолога или врача-психотерапевта, а пока лучше приблизить кровать ребенка к своей или спать вместе с ним.

9. Спокойному сну способствуют принятие водных процедур, легкий массаж, проветривание помещения.

11. Днем ребенку следует предоставить большую игровую активность, возможность поиграть в подвижные, шумные, эмоционально насыщенные игры.

12. Снять проблему страшных снов помогут разумно используемые системы физического и соматического оздоровления, закаливания.

Список литературы

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004528

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: